Купить мерч «Эха»:

Фотограф - Георгий - Изнанка - 2019-06-08

08.06.2019
Фотограф - Георгий - Изнанка - 2019-06-08 Скачать

А.Нарышкин

Добрый день, Алексей Нарышкин у микрофона, начну эфир с хороших новостей. Ровно через неделю в это же время на этом же месте начнет выходить в эфир новая авторская программа Станислава Белковского «Время Белковского». Запишите, первый выпуск в полдень, 15 июня, через неделю. А насчет «Изнанки» не беспокойтесь, она переезжает куда – скажу чуть позже. Сегодня эфир пройдет в привычном формате, о своей профессии будет рассказывать фотограф Георгий Кардава.

Георгий

Добрый день, я – Георгий Кардава, мне 30 лет, занимаюсь фотографированием лет 10 уже.

А.Нарышкин

Георгий, сразу скажите, нет ли ощущения, что профессия фотографа сейчас максимально обесценена, потому что фотограф – это же не тот, у которого аппаратура, программа специальная. Фотограф – это любой человек, у которого есть телефон. Сделал фоточку, выложил в социальную сеть – ты фотограф.

Георгий

Да, действительно, есть такой момент, чего скрывать. И не только по причине, которую вы назвали, но еще по больной для меня теме, когда фотограф на сегодняшний день превратился в некий инструмент продаж. Точнее, не фотограф, а продукт, который он производит. Художественная составляющая максимально выдвигается на задний план, впереди выходит способность фотографа выдавать результат, который поможет продавать тот или иной продукт, одежду, товар, человека, услугу и так далее. Все меньше смысла, все больше какой-то наружной красоты. Теряется глубина некая, которая преобладала в фотографиях во время истоков. Или и тех же 70-х, 60-х, когда фотография было нечто большее, чем просто средство продажи.

А.Нарышкин

Расскажите про рабочий день фотографа. Вообще ваш профиль, вы занимаетесь портретами?

Георгий

Да. За всех я не могу сказать, у всех свои особенности. Но мой лично начинается где-то в 12 рабочий день.

А.Нарышкин

Богема, понятно.

Георгий

Да, можем себе позволить, так сказать. Начинается с обработки фотографий, а дальше уже идем на съемку, сам творческий процесс, съемочный процесс. И дальше уже опять приходишь и обрабатываешь фотографии после съемки. Если надо сдавать срочно.

А.Нарышкин

Получается, у вас день сурка, что ли? То есть, каждый день… Вы работаете сами на себя. Не знаю, у вас ИП…

Георгий

ИП, конечно.

А.Нарышкин

Вы работаете сами на себя, никакое ни агентство, работа сама вас находит.

Георгий

Фрилансер, да. Это – такое заблуждение, на самом деле, что люди творческой профессии – чистое творчество, никакой рутины и всего прочего, чем НРЗБ жизнь. На самом деле, это – такая довольно рутинная работа, и кропотливая работа. Ты сидишь, обрабатываешь фотографии, снимаешь по несколько часов на площадке, и так изо дня в день. Единственное, что спасает – что каждый раз что-то новое, герои новые, ситуации новые, локации новые, задачи новые. В этом, конечно, есть большое спасение и большое отличие от каких-то других рутинных профессий, так сказать.

А.Нарышкин

Может быть, вы можете описать обязательный минимум для фотографа? Вот фотограф, у которого есть то-то, то-то и то-то может считаться хотя бы фотографом начинающего уровня. Что это?

Георгий

Такого, знаете, определенного набора инструментов, который характеризовал бы начинающего или не начинающего фотографа, нет. У фотографа может быть одна камера, собственно говоря, и может творить гораздо более интересные вещи, нежели некто, у кого там целый набор инструментов. Тут, самое главное, естественно, видение, как бы это банально ни звучало. Все остальное – это как бы уже инструменты, которые тебе помогут это видение воплотить в цифровую или пленочную реальность.

А.Нарышкин

Можно ли быть фотографом в 2019 году без фотоаппарата профессионального?

Георгий

С проникновением в нашу жизнь смартфонов, у которых очень добротные камеры, в принципе, с некоторыми допущениями можно сказать, что да.

А.Нарышкин

То есть, вы же понимаете, что может быть навороченная камера за несколько сотен тысяч рублей, можно окончить кучу курсов, но он как раз не производит те смыслы, о которых вы говорили. В то же время как обладатель, может, не самой хорошей камеры, он может что-то находить такое.

Георгий

Абсолютно, да. Это – то, о чем я говорю. Главное – видение, а потом инструмент. Зачастую я встречаю именно противоположное тому, что вы говорите. Хорошее оборудование и абсолютно ноль смысла. Результат получается соответствующим. Сегодня же есть очень большое, развитое направление мобильной фотографии. И люди принципиально не снимают на цифровые камеры, на беззеркалках, они снимают только на смартфонах, и делают очень добротно, очень качественно, с душой, со смыслом, получается очень круто.

А.Нарышкин

Вы же себя чувствуете динозавром по сравнению с ними.

Георгий

Ну, в какой-то степени да. Но…

А.Нарышкин

«Давайте сделаем фотографию!» - говорят ваши знакомые. И просто человек выставляет руку со смартфоном, нажимает одну кнопочку. Все, фотография есть, вешаете ее в социальных сетях. В то же время что делает Георгий? Георгий достает штатив, берет фотоаппарат, начинает разные параметры выдержки подводить и прочее. И все, все уже разбежались.

Георгий

Да, на самом деле в мире цифровых технологий, где все нужно быстро и выдавать мгновенно, чуть ли не вчера, небольшой минус есть. Но есть и свой плюс: когда у тебя есть время для кропотливой работы. И эта кропотливая работа позволяет тебе выдавать гораздо более качественный результат с помощью, опять же, цифровой обработки, фотошопов и так далее. В какой-то степени мобильное фотографирование лишено каких-то возможностей.

А.Нарышкин

Хорошее – это в большей степени то, что ты сфотографировал, построенный кадр, или это уже какая-то последующая обработка? Ты корректируешь цвета, отрезаешь какие-то детали?

Георгий

Это на самом деле совокупность факторов…

А.Нарышкин

Не подходит. Что важнее?

Георгий

Совокупность факторов… И продолжение зависит от самой съемки и от задачи съемки. Какой результат нужно получить на выходе. Если мы говорим о fashion-фотографии, то это, естественно, какая-то дальнейшая работа над кадром, потому что зачастую на самой площадке нельзя достичь того результата, который требует заказчик. Потом подключается фотошоп и дальнейшие средства.

Если мы говорим о какой-то репортажной съемке, где нужно запечатлеть, так сказать, натуралистичность происходящего, то да, естественно, это уже дело момента и каких-то технических навыков, опыта фотографа поймать момент, уловить какое-то мгновение и так далее. Поэтому разница от случая к случаю.

А.Нарышкин

Какие специалисты более престижны в вашей специальности? То есть, грубо говоря, фотограф, который работает в президентском пуле. Вы считаете, что он выполняет более важную задачу, что он талантливее, чем вы? Или человек, который занимается фэшн-фотографией, он гораздо глубже проникается и своим героем, и у него более кропотливая работа потом после съемки? Может быть, человек, который едет на природу и фотографирует горы – вот он настоящий фотограф?

Георгий

Вы знаете, для меня в данном случае есть свой собственный критерий. Для меня гораздо важнее свобода творчества. Я исхожу из этого критерия. Соответственно, фотограф, который снимает… находится в президентской администрации, президентском пуле, он гораздо более ограничен в моем представлении в свободе творчества, нежели какой-либо другой фотограф. Но надо учесть, что рынок большой, а говорить о важности какого-то отдельного сегмента фотографии не стоит. Все специалисты – они нужны, качественные специалисты нужны и в президентском аппарате, и в фэшн-фотографии, и в репортажной съемке, и в других любых аспектах фотографирования. Поэтому профессии всякие важны, для фотографов их направленность важна в любом случае.

А.Нарышкин

Для хорошего профессионального фотографа что важнее, аппарат или объектив, оптика? Заулыбались, видимо, ждали этот вопрос.

Георгий

Вы опять меня будете ругать, наверное, но совокупность…

А.Нарышкин

У нас ничего не получится…

Георгий

Без хорошего объектива фотоаппарат не сможет раскрыть свои какие-то технические возможности, а без хорошей тушки объектив может зачахнуть,

А.Нарышкин

Тушки?

Георгий

Ну, сам фотоаппарат мы называем тушкой, тело. Для хорошего результата нужен хороший объектив, хороший фотоаппарат сам и толковый фотограф, который это все единым аккордом сможет обыграть.

А.Нарышкин

А правда ли, что есть два лагеря? Есть лагерь сторонников и потребителей Canon, есть такой же лагерь Nikon. И все. А все остальное – это нелюди.

Георгий

Ну, на самом деле такое уже довольно устаревшее разграничение, классический спор, что круче – БМВ или Мерседес. На самом деле, лично для меня не в обиду будет сказано, есть фотоаппараты покруче, точно так же, как есть машины круче Мерседеса и БМВ. Но Canon и Nikon – это представители масс-маркета, которые на слуху. Хотя я сам пользуюсь на данный момент в том числе и Canon, но я бы не отказался в будущем от возможности купить, например, НРЗБ или…

А.Нарышкин

Это что-то совсем такое?

Георгий

Что-то типа Бентли или Ламборгини, если сравнивать с автомобильной индустрией. Фотоаппараты премиум-уровня.

А.Нарышкин

Сколько объективов должно быть у фотографа вашего профиля, который занимается съемками звезд?

Георгий

У меня где-то четыре.

А.Нарышкин

И все это с собой носите?

Георгий

Плюс-минус да, в зависимости от съемки.

А.Нарышкин

Тяжело.

Георгий

Ну, как бы… нелегко. Ну, привыкаешь со временем.

А.Нарышкин

А фотоаппарат должен быть один или может быть несколько?

Георгий

Конечно, несколько. Приходишь на съемку, у тебя может просто заглючить фотоаппарат, у тебя все съемка может завалиться.

А.Нарышкин

В следующий раз.

Георгий

Так не получится. В случае, когда съемка большая, с большими бюджетами, много участников вовлечено, стилисты, визажисты, продюсеры, герои и так далее такого баловства нельзя допустить, что встретимся в следующий раз. Должна быть запасная камера как минимум, чтобы у тебя была возможность подстраховаться.

А.Нарышкин

Любимая моя рубрика в этой передаче – это вопросы, которые пользователи интернета оставляют в Гугле. Как фотографу найти клиентов?

Георгий

В эпоху соцсетей, естественно, в соцсетях. Фотограф должен одновременно работать как онлайн, так и оффлайн. Очень важно быть на мероприятиях, на которых собирается твоя целевая аудитория или потенциальные клиенты.

А.Нарышкин

Можете пример привести? Как понять, что это – твоя целевая аудитория?

Георгий

На самом деле, я бы начал с самого главного – определить, что тебе нравится снимать. И уже от этого отталкиваться. Потому что направлений в фотографии много, и у всех свои потребители. И нужно выбрать, что тебе нравится. Пример, если ты – портретный фотограф… Я могу рассказать, как я начинал всю кашу заваривать. Меня отчислили на третьем курсе своего университета.

А.Нарышкин

На кого учились?

Георгий

На маркетолога. Я в итоге закончил. Все началось с того, что по совету своего друга я начал заниматься фотографированием. Мне нужно было накопить деньги на ударную установку и я просто начал всем спамить Вконтакте, Фэйсбуке с предложением сделать съемку за 1000 рублей, за 1500 рублей, за 500 рублей. И вот так постепенно я начал набивать и клиентскую базу, грубо говоря, хотя не люблю это слово, и свое мастерство. И таким образом какой-то снежный ком уже накопился, дело пошло. Но сейчас это сложнее сделать, потому что конкуренции больше. И желающих вот так спамить и всем писать тоже стало больше. Поэтому нужно работать не только в соцсетях, но и оффлайн.

Если ты хочешь стать каким-то глянцевым фотографом или фэшн-фотографом…

А.Нарышкин

Вы больше глянцевый фотограф?

Георгий

Нет, я себя причисляю к матовым фотографам. Это – такая моя отдельная категория. Продолжаю мысль, нужно находиться в кругу, где все эти глянцевые деятели тусят. Знакомиться с ними, показывать им свои работы, высылать на почту.

А.Нарышкин

Вот у нас, например, Московский международный кинофестиваль. Ты – начинающий фотограф. Ты должен туда аккредитоваться… Тебя не аккредитуют, потому что ты не представляешь никакое издание. Где-то рядом быть со своим 400 мм объективом, чтобы фотографировать. Потом? Дальше что я делаю? Вот я сфотографировал Федора Бондарчука, я сфотографировал, не знаю… Жанну Эппле, почему-то я вспомнил. Дальше что мне с этим делать? Вот у меня есть фотографии. Я их, допустим, обработаю.

Георгий

Ты находишь контакты продюсеров, фоторедакторов разных изданий, разных диджитал-ресурсов и рассылаешь. Стучишься им в соцсетях, в Фейсбуке, в Инстаграме, показываешь, просишь, скидываешь…

А.Нарышкин

Вы же правильно сказали, это реальный спам. Куча фотографов была на этом же мероприятии с именами.

Георгий

Абсолютно. Поэтому изначально я и сказал, что нужно найти себя, свою изюминку, которая тебя от этих 100500 фотографов будет выделять. И ту фишку, которая будет цеплять взгляд тех же фоторедакторов, продюсеров и заинтересованных в потенциале людей. Поэтому нужно именно с этого начинать, найти свою какую-то нишу, свое уникальное видение, и работать в этом ключе, развиваться в этом ключе, чтобы ты выделялся от всех остальных.

А.Нарышкин

Как понять, что у тебя это видение есть?

Георгий

Все очень просто, ты становишься востребованным на рынке, тобой интересуются или не интересуются.

А.Нарышкин

Нет, мне кажется, это следствие. Опять же, я пришел на международный кинофестиваль, я сделал много фотографий. Я прихожу домой, я их начинаю обрабатывать, и мне кажется, я точно не хуже Георгия Кардавы. Хотя, например, бабушка мне говорит: «Внучек, потрясающие фотографии, замечательные снимки, та – талант. Хельмут Ньютон не годится тебе в подметки». Но это же не показатель.

Георгий

Абсолютно нет. Поэтому я и сказал про рынок. Рынок все расставляет по своим местам.

А.Нарышкин

Когда тебе много раз откажут, не ответят на твои письма и предложения – это повод призадуматься.

Георгий

Не всегда. Это зависит от случая к случаю. Может быть, не в тебе проблема, а просто не дошло твое сообщение. Факторов может быть много. Но, опять же, самый главный критерий лично для меня – это реакция рынка. Если ты делаешь что-то уникальное, тебя рано или поздно при определенном уровне упорства и настойчивости заметят. Это без шансов, это работает. И если ты предоставляешь некий уникальный продукт, тобой заинтересуются.

А.Нарышкин

Помните свой первый заказ? Вот именно за деньги?

Георгий

Моя первая же съемка, которую я в марте 2009 года сделал за 500 рублей.

А.Нарышкин

Тяжело сначала делать фотографии бесплатно, а потом в какой-то момент у тебя что-то щелкает: «Так, а вот за это я попрошу 500 рублей»?

Георгий

Получилось так, что я вообще с первой съемки начал зарабатывать.

А.Нарышкин

Подождите, а разве вот этот принцип, что ты рассылаешь всем фотографии, не подразумевает, что ты сначала долго-долго даешь бесплатно, а потом начинаешь потихоньку получать заказы?

Георгий

Грубо говоря, у меня не было ни одной фотографии, за исключением двух-трех кадров, которые я где-то в путешествиях снял, и нечего собственно было показывать. То есть, люди за счет какой-то личной заинтересованности соглашались. Опять же, сегодня это уже не работает, это пройденный путь, тебе сначала нужно работать над свои портфолио, заинтересовывать людей, отталкиваясь от него.

А.Нарышкин

Вернемся к вопросам от Гугла. Как фотографу попасть в журнал? Это вообще то, к чему надо стремиться?

Георгий

Все зависит от целей конкретного фотографа. Для меня лично – да. Это – то к чему стоило стремиться. Я уже дошел, грубо говоря, до такого уровня. Механика точно такая же, найти свою уникальную стилистику, заинтересовывать, добиваться, чтобы на тебя обратили внимание. И уже возможно через какие-то тестовые съемки ты войдешь в пул фотографов, который работает в журнальной и медиа-сфере.

А.Нарышкин

То есть, это история о том, что количество переходит в качество?

Георгий

Да. Правило 10 000 часов никто не отменял.

А.Нарышкин

Как работать с моделью? Тоже вопрос от интернет-пользователей.

Георгий

Позитивно, воодушевленно, с улыбкой и энтузиазмом. Модели бывают разные. В моем случае я, не будучи фэшн-фотографом, в основном работаю с непрофессиональными моделями, с людьми из бизнеса, киноиндустрии, музыкальной индустрии, политиков, финансистов и так далее.

А.Нарышкин

Подождите, фэшн-фотограф – это который занимается непосредственно моделями, на которых одежда, купальники и прочее?

Георгий

В основном да, в большинстве своем да. Но моделями могут быть и актрисы, и приятные другие люди.

А.Нарышкин

Как выглядит модель вашей условной мечты? То есть, человек, которого вы фотографируете. С ним будет хорошо работать, если он девочка, если он взрослый и солидный мужик? Идеальный клиент ваш?

Георгий

Идеальный клиент – это заинтересованный, вовлеченный в процесс клиент. Неважно, кто он – девочка, мальчик, дед или кто. Если у человека есть такой же интерес делать хорошие результаты, хорошие кадры, как и у вас, то дело пойдет. Потому что фотосессия и процесс фотографирования – это такой творческий и обоюдный, так сказать, акт.

А.Нарышкин

Если модель – дерево, фотограф может вытянуть фотосессию?

Георгий

Может вытянуть, но дерево – это немного не про энергию, про которую я говорю. Дерево – это такая физическая скованность. С физической скованностью можно работать. Но когда человек не заинтересован, но все равно фотографируется на отвали, то с этим уже сложнее. Тебе приходится вытаскивать, изображать из себя клоуна, делать все возможное, чтобы получить результат.

В случае, когда ты работаешь с очень маститым актером, которому весь процесс уже опостылел, все эти фотографы, все эти журналисты…

А.Нарышкин

Вы у него не первый.

Георгий

Абсолютно. И даже, мне кажется, не сотый. Человек позитивно реагирует на все, но никакой отдачи. «Сделайте так» - он делает так, но не более. То есть, ничего от себя не добавляет. Как будто ты фотографируешь, грубо говоря стену. Стена, которая двигается. Такие случаи бывают, и это – самый сложный такой случай. На тебе висит обложка, несколько разворотов, целая работы команды, которая притащила одежду, организовала всю эту встречу, съемку, и ты как профессионал не в праве подводить их. ты должен при любых обстоятельствах в любом случае выдать качественный результат. При этом на кону стоит репутация, собственно, ты ниже определенной планки все равно при любых обстоятельствах не можешь опуститься.

А.Нарышкин

Что вы чувствуете, когда к вам приходит прям топ-топ знаменитость? Пугачева. Трясутся руки, потеете?

Георгий

Естественно, когда такие топовые личности приходят на съемку, конечно, без мандража некоего, без волнения не обходится. Но со временем я научился справляться с этим волнением. Сложно до, а в процессе как-то находится контакт зачастую, становится попроще. Но когда ты уже сидишь напротив де Ниро, Венсана Касселя или Депардье… Каким бы ты опытным не был, сколько бы там лет ни фотографировал, все равно у тебя есть некий мандраж, и от этого никуда не деться. Но это и приятно на самом деле, потому что если у тебя не будет этого волнения, адреналина не будет, то смысл заниматься этим? Потому что в этом весь кайф есть.

А.Нарышкин

Еще один вопрос. Как начать снимать за границей? Я не знаю, почему пользователи об этом спрашивают. Видимо, считают, что это – цель, к которой надо стремиться.

Георгий

Я с пользователями в принципе согласен. Нужно пробовать свои силы на Западе, потому что это – колыбель индустрии, как ни крути, оттуда все тренды идут.

А.Нарышкин

Давайте проще скажем. Колыбель индустрии – это пафосно. Просто больше платят.

Георгий

Это тоже.

А.Нарышкин

Вот, это гораздо понятнее.

Георгий

Механизм я бы не сказал, что сильно отличается от того, как пробиваться здесь, в России. Понятно, что там конкуренция больше, но опять же, нужно рассылать портфолио, нужно связываться с модельными агентствами, с НРЗБ, которые работают с фотографами напрямую. Там знаете, в чем фишка и что самое интересное. В отличие от здешнего рынка там все уже давно сформировано, там уже целая индустрия работает.

А.Нарышкин

Туда влезть тяжелее или там просто уже четкие правила давно?

Георгий

И первое, и второе тоже. В случае фотографов, визажистов, стилистов – все они прикреплены, все топовые прикреплены к агентствам.

А.Нарышкин

Это хорошо?

Георгий

Это абсолютно хорошо, да, потому что агентства отстаивают права и ратуют за профессиональное отношение.

А.Нарышкин

Профсоюзы получаются на самом деле. Как сильны профсоюзы на Западе и как уничтожены они у нас здесь.

Георгий

В какой-то степени да. Но помимо профсоюзной деятельности они выполняют работу продвижения, пиара в какой-то степени.

А.Нарышкин

Обеспечивают тебя заказами, если ты…

Георгий

Да. И пробиваться в эти агентства уже. Писать топовым, грубо говоря, стилистам, продюсерам, и добиваться какого-то отклика от них.

А.Нарышкин

Вы слушаете «Изнанку» на «Эхе Москвы». Если хотите стать героем следующей программы – присылайте заявку на почту iznanka2019@gmail.com. Укажите вашу специальность, город и добавьте ссылки на ваши социальные сети. Продолжим эфир после новостей и рекламы, не расходитесь.

НОВОСТИ

А.Нарышкин

Снова в эфире «Эха» «Изнанка». Я Алексей Нарышкин, сегодня о своей работе рассказывает фотограф Георгий Кардава. Давайте продолжим с популярными вопросами из интернета про вашу специальность. Пользователи ищут на них ответы в Гугле. Как фотографу вести инстаграм? Вообще инстраграмы и страницы в социальных сетях – это обязательная история?

Георгий

Конечно. Там – некая онлайн-галерея твоих работ, где люди могут в любой момент зайти, посмотреть. И стоит учесть, что это не только галерея, но и твое виртуальное лицо. То есть, потенциальный заказчик может посмотреть не только на твои работы, но и на тебя как на личность. В соцсетях на сегодняшней день это отображается как нельзя лучше. Поэтому надо обращать внимание не только на свою профессиональную составляющую, на свои работы, но и на то, что ты выкладываешь из своей личной жизни, с какой подачей, с каким посылом. Профессионалов в индустрии может быть много, и ты помимо каких-то прямых обязанностей должен выделяться еще какими-то внешними данными, какими-то другими, на первый взгляд не связанными с твоей профессией моментами.

Даже элементарное правописание, как ты пишешь на русском. Опять же, косноязычность тоже может влиять. Твой круг общения, с кем ты общаешься…

А.Нарышкин

Важно, как фотограф выглядит? Можно же одеваться просто как-то.. Кэжуал стрижка заурядная, или можно хотя бы быть примечательным как вы своей бородой черной густой?

Георгий

Это – как дополнительный плюс однозначно имеет место быть. Как в случае работы с какими-то крупными клиентами, естественно, заказчику будет еще приятнее, если ты помимо своих профессиональных обязанностей еще на площадке выглядишь симпатично.

А.Нарышкин

Выделяешься.

Георгий

Выделяешься и излучаешь позитив и харизму, это тоже в плюс.

А.Нарышкин

Если ты, например, добавляешь зеленый цвет волос, то уже для тебя как фотографа теоретически в плюс?

Георгий

Да. Конечно. И очень многие талантливые фотографы в России пользуются этим приемом.

А.Нарышкин

Как интересно, слушайте. Лайфхаки.

Георгий

разноцветные фотографы у нас есть, да.

А.Нарышкин

Дальше с вопросами из интернета: почему фотограф не отдает исходники? Давайте поясним, что такое исходники. Исходник – это…

Георгий

Изображение в RAW формате, в исходном виде, без всяких цветокоррекций, с обнуленными данными контраста, резкости и так далее. Сырое изображение, грубо говоря. Как есть, как снято. Потому что впоследствии с этим изображением могут вытворить все что угодно. Разрешение и качество исходника позволяет делать любые пертурбации. С этим изображением это может быть не в плюс фотографу.

А.Нарышкин

Потому что фотограф сделает фотографию, клиент получит исходник и испортит, а потом репутация фотографа пострадает?

Георгий

Естественно, потому что это работа фотографа, за этим кадром стоит твое имя. И если что-то не так, ты отвечаешь за этот кадр головой. Поэтому это довольно опасно в репутационном плане.

А.Нарышкин

Почему фотограф долго отдает фотографии. Вот вы сказали в самом начале, что ваш рабочий день – это два сеанса, утром и вечером, обработки фотографий.

Георгий

Потому что, честно сказать, в массе своей это лень. Или безответственность. Другой причины не могу найти. Третье – может быть очень большая загруженность фотографа, это имеет место быть. Но в таких случаях есть коллеги, которые на аутсорсе могут помочь с обработкой.

А.Нарышкин

Это – отдельная специальность?

Георгий

Конечно.

А.Нарышкин

Сколько в среднем надо обрабатывать одну фотографию? Мы говорим о портрете, то, что вам ближе всего.

Георгий

Все зависит от задачи.

А.Нарышкин

Давайте мы будем исходить из того, что вы с утра проснулись, вы не прокрастинируете, вы поставили себе задачу – обработать три фотографии. Вы не отвлекаетесь на интернет, вы не серфите, не ходите постоянно в туалет, завтракать, курить, кофе и прочее. Сели и работаете.

Георгий

В среднем съемка, где я должен выдать пять готовых кадров на выходе, обработка занимает где-то два-три часа. При условии, как вы сказали, что в абсолютно стерильных условиях, ты только сидишь и занимаешься этим, что в моем случае…

А.Нарышкин

Не бывает.

Георгий

Не бывает.

А.Нарышкин

Слушайте, это не ваша особенность психологическая. Я так в принципе понимаю, что тяжело сосредоточиться, пялиться в экран и…

Георгий

Абсолютно, нужно, чтобы глаз не замыливался, отвлечься и чем-то другим заняться.

А.Нарышкин

Три часа на пять фотографий?

Георгий

Примерно да.

А.Нарышкин

Фотографий в принципе у вас сколько после фотосессий бывает? Сколько вы нащелкали в среднем?

Георгий

Все зависит от продолжительности съемки. Бывает, ты приходишь, и тебе выделяют на одного героя минут 5-7. Бывает, когда у тебя 2-3 съемочных часа. Или бывает, что у тебя целый день съемочный. Грубо говоря, 100 фотографий за один съемочный час.

А.Нарышкин

И потом с этим массивом… Закончилась фотосессия, вы приходите домой и начинаете выбирать?

Георгий

Да. Иногда помогают коллеги, фоторедакторы, которым ты высылаешь превью изображений, они уже выбирают нужные им кадры.

А.Нарышкин

Фоторедактор – который работает на издание?

Георгий

Да. Или на какие-то бренды, с которыми ты сотрудничаешь. Они уже из своих каких-то соображений отбирают нужные им изображения,

А.Нарышкин

Какие у фотографов бывают профессиональные заболевания?

Георгий

Самое распространенное – это…

А.Нарышкин

Мозоль на указательном пальце?

Георгий

Замыленный взгляд. Это не заболевание так сказать, в медицинском смысле, это слово, но оно имеет место быть, и это очень такая ощутимая «болезнь».

А.Нарышкин

Вы же сказали, вы обрабатываете кучу фотографий, и вам надо чуть-чуть отдохнуть. Или бывает такая замыленность взгляда, как серьезная деформация, когда…

Георгий

Когда ты уже ничего нового не можешь предложить. И ты, грубо говоря, варишься в собственном соку. В принципе, кардинально свежего, нового не можешь выдать уже. Как исписавшийся…

А.Нарышкин

А зрение в принципе страдает? Вот вы в очках, например.

Георгий

Страдает зрение, страдает осанка, страдает психика.

А.Нарышкин

Как в работе на хлебозаводе…

Георгий

Абсолютно. В этом плане от других профессий не отличается.

А.Нарышкин

Ноги, суставы?

Георгий

Мне пока об этом рано говорить.

А.Нарышкин

Вы работаете потому что в относительно типичных условиях. А вот, например, свадебные фотографы, сколько они за время церемонии набегают километров? Черт его знает.

Георгий

Вы знаете, я в начале своей карьеры тоже бегал за невестой и женихом. И удовольствие малоприятное, довольно энергозатратное, но интересно в плане развития каких-то навыков. Ты учишься реагировать быстрее на ситуацию, какие-то моменты видеть быстрее, у тебя широта обзора увеличивается, ты какие-то мелкие детали начинаешь ухватывать, чего сложно добиться в студийных замкнутых условиях.

А.Нарышкин

Свадебный фотограф – это всегда начало карьеры?

Георгий

Я начинал свою карьеру как репортажный фотограф, который снимал мероприятия, свадьбы, вечеринки и так далее. Это – очень хорошая школа, на самом деле, потому что с факторами, которые я называл, помогает очень хорошо в плане налаживания коммуникаций. Ты постоянно общаешься с новыми людьми, постоянно с разными людьми общаешься, тебе приходится со всеми находить общий язык, контакт, вытягивать их психологически, раскрепощать в кадре, прокачивать твои социальные навыки. Это – не самая плохая школа.

А.Нарышкин

Фотограф должен быть вообще общительным? Может ли фотограф быть угрюмым… Ну, не угрюмым, но неразговорчивым, молчаливым? При этом он позиционирует себя как специалиста серьезного, не любит лишней болтовни.

Георгий

Такие фотографы, конечно, бывают. Но могу по личному опыту сказать, что это сложнее в процессе в работе. Потому что тебе приходится на площадке зачастую взаимодействовать с огромным количеством людей. И тебе нужно со всеми наладить контакт, донести периодически свою мысль, что ты хочешь получить в плане одежды, внешнего вида.

А.Нарышкин

Это – больше организационные вопросы, связанные с работой. А должен ли фотограф приходить, например, на съемку, рассказать 10 анекдотов, поделиться историей из жизни и потом так хлопнуть, все, давайте это переработаем, отлично, поехали.

Георгий

Нет, не должен. То, что вы говорите – это про харизму. Харизматичным фотограф должен быть, потому что это создает определенную атмосферу на площадке. Хорошая атмосфера – залог хорошего результата.

А.Нарышкин

Фотограф Георгий Кардава сегодня в «Изнанке» на «Эхе Москвы». Про замыливание взгляда. А где черпать вдохновение? Можно ли, например, подписаться на 500 аккаунтов известных фотографов, смотреть фотографии внимательно и изучать даже параметры этих фотографий, а потом, насмотревшись, ты берешь фотоаппарат – и о чудо, ты тоже фотограф. Даешь такой же результат. Или это так не работает?

Георгий

Ну, не берусь за всех, но на моем личном опыте это так не работает. Известные фотографы тем и стали известны, потому что они выработали свой собственный уникальный, ни на кого не похожий взгляд, на окружающий мир. И они ловят это именно со своей призмы.

Нужно развивать себя. Это – единственный совет. Причем развивать всесторонне, не обязательно в персональном плане. Профессия на стыке психологии, разных искусствоведческих наук, и ты должен хотя бы неглубоко, но как-то разбираться в этих профессиях. Я люблю читать, я люблю смотреть. Я люблю людей. Вот для меня лично вдохновение в людях. В лицах новых, историях новых, новых жизненных ситуациях, которые герои приходят и рассказывают. Потому что фотограф в какой-то степени он и психолог, который принимает клиентов, грубо говоря. Людей, которые хотят выговориться.

А.Нарышкин

Для борьбы с замыливанием полезно ли ходить в музеи или, например, путешествовать, смотреть новые города, новые виды?

Георгий

Да, абсолютно. Хотя я не особый любитель музеев, выставок, честно скажу. Но путешествия – это полезная вещь. Хотя стоит отметить, что я во время путешествий фотоаппарат не беру в принципе в руки, потому что я настолько устаю, настолько перегружаюсь от наличия фотоаппарата в своей жизни каждодневной, что во время отдыха мне приходится идти без фотоаппарата гулять. В течение недели на отдыхе начинаю скучать по фотоаппарату, и ты уже приходишь голодный, в Москву возвращаешься и начинаешь уже с новыми силами.

А.Нарышкин

Набрасываетесь на людей. Слушайте, неужели никогда не было такого, что вы уехали на отдых, и просто идете по улице и думаете: «О боже, какой прекрасный вид, какой прекрасный котенок, как он хорошо сидит на бордюре, где же моя камера, я не могу это сфотографировать…»

Георгий

В такие моменты спасает смартфон, конечно. Сделать быстро, обработать и выложить. Или показать и потом впоследствии вспомнить. Но не более того.

А.Нарышкин

Нужно ли учиться на фотографа? И как нужно учиться?

Георгий

Все очень просто. На самом деле, я как человек, который за всю свою жизнь прошел только одни курсы по фотографии, я до сих пор жалею об этом. Лично у меня для всех есть свои методы обучения при получении информации, лично для меня самое эффективное – это в процессе все схватывать. Ты сталкиваешься в процессе с какой-то задачей новой, которую ты не можешь решить, ты идешь домой, смотришь в Ютубе, в Гугле, и ты находишь ответ на какой-то интересующий тебя вопрос.

Идешь дальше, сталкиваешься с какой-то другой проблемой. И так далее, до бесконечности, самообучение.

А.Нарышкин

Это работает?

Георгий

В моем случае да, но у всех по-разному. Кому-то нужен ментор, который возьмет, за ручку отведет, нажмет на кнопочку, покажет, как это все делать и так далее.

А.Нарышкин

За что не любят фотографов?

Георгий

За то, что они порой зарабатывают больше денег, чем офисные работники. Есть расхожее мнение, что ну что вы там делаете, вы просто берете и нажимаете на кнопочку, так каждый может сделать. Мало кто задумывается, какая работа за этим стоит. Просто чтобы тебя допустили к какому-то изданию нажать просто кнопочку, ты должен пройти тысячи рабочих часов, ты должен доказать свою состоятельность, ты должен доказать свою профпригодность. И люди, которые оказываются на передовой индустрии, они там не просто потому, что умеют кнопку нажимать, а потому что у них определённые навыки уже выработались. И помимо этого у них и психологическая, и нервная устойчивость, и усидчивость вырботана. Они – трудоголики, они доказали свою состоятельность.

Поэтому они и занимаются тем, чем занимаются, они получают больше денег, чем остальные. И вот это обесценивание и доведение профессии до одного нажатия затвора расстраивает.

Еще есть проблема от того, что фотографы могут сделать тебя хуже, чем ты есть на фотографии. Потому что фотография – это довольно субъективная история. И понятие собственной красоты на фотографии – тоже довольно субъективная тема. Иногда бывает, что не совпадает с мнением клиента твое видение красоты. За это тоже могут не любить фотографа.

А.Нарышкин

Есть ли у фотографов какие-то свои собственные ритуалы? Приметы? Обязательно, не знаю, ну не разбить объектив после съемки, но что-нибудь такое. Суеверия, может.

Георгий

Если честно, я на эту тему с коллегами не общался, но могу рассказать про свой опыт. Я, как бы это забавно ни звучало, я иногда целую свой фотоаппарат. Серьезно.

А.Нарышкин

В какой момент?

Георгий

В момент, когда съемка прошла хорошо. То есть, вы не понимаете, это на самом деле такая внешне забавная тема. Психологически ты с фотоаппаратом одна команда. И этот инструмент позволяет тебе дать нужный результат. Это психологически очень раскрепощает.

А.Нарышкин

И в какое место целуете?

Георгий

Просто берешь и целуешь. И все. Это на самом деле такой ритуал небольшой.

А.Нарышкин

О чем фотограф мечтает?

Георгий

Лично фотограф Георгий Кардава, не берусь за остальных, мечтает о том, чтобы постоянно и регулярно фотографировать обложки ведущих изданий. Больше выйти на западных артистов и постоянно отфографировать как музыкантов, так и актеров. Это для меня такая мотивирующая цель. Маленькими, но уверенным шажками иду к этому.

А.Нарышкин

Западные артисты, западные модели чем отличаются от наших, российских? Свободнее…

Георгий

Профессиональнее и человечнее, если говорить обобщенно. С ними гораздо проще найти человеческий язык, контакт. Понимают, как себя вести на площадке, понимают, как нужно себя преподнести, как преподать, как работать с камерой. Когда условный голливудский актер приходит на площадку и там видит людей социального статуса, грубо говоря, пониже чем он, он ведет себя зачастую по-другому. Гораздо человечнее, гораздо проще, раскрепощеннее.

А.Нарышкин

В отличие от наших, вы говорили. Нашим артистам еще нужно доказать, что ты вообще имеешь право их фотографировать, потому что они мэтры…

Георгий

Абсолютно. Есть иногда такой подход. Есть очень приятные исключения, с которыми действительно здорово работать.

А.Нарышкин

Назовете?

Георгий

Констатин Хабенский, Ксения Раппопорт, Юлия Пересильд. Их много, на самом деле, боюсь кого-то упустить, но с ними – одно удовольствие работать. Люди высочайшего полета, человеческих качеств.

А.Нарышкин

С кем неприятно работать, я не буду у вас просить называть.

Георгий

Спасибо.

А.Нарышкин

Страшный сон, который вам может присниться, связанный с профессией?

Георгий

Слетевшаяся флешка. Это когда ты наснимал, а у тебя карта не читается. Или то, с чего начинали – один фотоаппарат, и он у тебя слетел во время съемки, а второго у тебя нет. Или же проблема с жестким диском, когда у тебя на карте находится работа твоя за последние пять лет и все. И этот диск умер.

А.Нарышкин

Про деньги мы с вами не поговорили, хотя вы уже пытались на эту тему выйти. Как вообще рассчитываются с фотографом? Получает ли он за час деньги, вознаграждение за готовые фотографии потом?

Георгий

Есть практика оплаты за изображение, за час, как вы говорили. Есть еще за проект. То есть, снимается несколько дней, может – неделю. Получаешь разом какую-то сумму.

А.Нарышкин

Давайте добавим немного чисел во все это, и слушателям будет еще интереснее. Минимальная ставка фотографа, которого мы считаем более-менее профессиональным, в Москве. В месяц сколько может получать? Минимум.

Георгий

Фотограф может получать от 50 000 рублей до бесконечности. Есть фотографы, которые получают миллион.

А.Нарышкин

А в месяц сколько можно зарабатывать? Ну вот просто ткните, не бойтесь.

Георгий: 100-200-300-400

500… А дальше потолка нет.

А.Нарышкин

А что знакомые говорят про вашу специальность?

Георгий

Сейчас я уже дожил до такого уровня, когда с уважением относятся. Раньше были какие-то нотки пренебрежения… Неприятие от родителей в частности.

А.Нарышкин

А что говорили?

Георгий

Заняться более серьезной профессией, чем-то более важным и существенным, чем просто ходить и бегать с фотоаппаратом наперевес по городу, фотографировать каких-то там непонятно кого.

А.Нарышкин

Рынок перенасыщен? Если нас слушают, например, некие колеблющиеся сейчас слушатели, и они не могут понять, им фотографией заниматься на любительском уровне или все-таки попробовать заниматься профессионально… Есть куда еще влезать со своими услугами в Москве?

Георгий

Я скажу так: если ты предоставляешь некий уникальный продукт, тебе место найдется всегда. Москва в этом плане резиновая.

А.Нарышкин

Как отличить хорошего фотографа от плохого? И как мне понять, что вот этот фотограф – плохой? И мне к нему обращаться за услугой не стоит.

Георгий

Все очень просто на самом деле. Вы смотрите работы этого фотографа, вас или торкает или не торкает. На чувственном уровне. Четких технических, высчитанных, выверенных каких-то измерений я вас предоставить не смогу.

А.Нарышкин

Что вы готовы бесплатно снимать? Есть ли у вас такой опыт? Может быть, социальный проект. Насколько это вообще распространено в вашей среде?

Георгий

Распространено на самом деле. У меня недавно был проект, к выставке в Тбилиси готовили серию портретов, снятых в Кащенко. Два дня, грубо говоря, снимал около 40 людей абсолютно бесплатно, просто потому что мне было интересно с творческой точки зрения. Я довольно часто участвую во всяких благотворительных моментах, когда, допустим, продают… Был недавно случай, лот с моей фотосессии в пользу каких-то детей с заболеванием и так далее. Конечно же, я всегда готов снимать каких-то западных, интересных мне артистов, в таких творческих, опять же, целях.

А.Нарышкин

То есть, бесплатно, сами поснимаете? Еще может и заплатите за возможность?

Георгий

Заплатить – вряд ли.

А.Нарышкин

Чего никогда не будете снимать? Ни за какие деньги.

Георгий

Я даже не думал, если честно, над этим вопросом. Скорее, какие-то политические агитационные моменты.

А.Нарышкин

Есть пример, фотограф Евгений Фельдман. Сейчас он уже… В свободном плавании теперь, он работал с Навальным во время его избирательной…

Георгий

Очень классные, кстати, работы у него были в течение всего этого периода.

А.Нарышкин

А вы готовы вот так припочковаться, скажем так, к политическому деятелю и его сопровождать. Ну, например, Жириновский.

Георгий

Нет.

А.Нарышкин

Почему? Вам заплатят. Хорошо заплатят.

Георгий

Нет. Я вообще пытаюсь абстрагироваться от политики.

А.Нарышкин

Вы же не сможете политику передать в кадре. Вот Жириновский, вот он стоит на митинге, вот он в пивной вместе с раками.

Георгий

Знаете, в целом для меня репортажная съемка – это то, о чем вы говорите, для меня немного другая история. Сфотографировать Жириновского где-нибудь в интересной студии для какого-нибудь интересного издания – пожалуйста, всегда с удовольствием. Но сфотографировать для того, чтобы потом эти фотографии были использованы в агитационных целях – нет.

А.Нарышкин

А кого бы хотели пофотографировать?

Георгий

У меня была мечта фотографировать солиста Rammstein Тилля Линдеманна, и у меня получилось в прошлом месяце. С удовольствием снимал бы всех западных актеров, начиная от Аль Пачино и так далее.

А.Нарышкин

Путина? Он хоть не западный актер, тем не менее.

Георгий

Можно было бы, было бы интересно.

А.Нарышкин

Денег бы попросили или это для вас была бы хорошая репeтиционная история?

Георгий

Попросил бы, конечно.

А.Нарышкин

Вы же понимаете, что пофотографировав Путина, вы были бы обеспечены заказами на год вперед минимум?

Георгий

А я и без Путина неплохо.

А.Нарышкин

Количество заказов бы выросло.

Георгий

Возможно.

А.Нарышкин

Последнее мне ответьте, пожалуйста. Георгий Кардава на свадьбах в качестве фотографа, сколько это будет стоить? Не для меня, потому что мы с вами уже хорошие знакомые.

Георгий

Я, пожалуй, откажусь.

А.Нарышкин

Почему?

Георгий

Не мое это.

А.Нарышкин

Не ваш уровень?

Георгий

Дело не в уровне. Просто не интересно.

А.Нарышкин

Хорошо, если вы думаете, что мы с этой темы соскочим, я по другому зайду. Фотосессия у Георгия Кардавы? Для просто смертного. Я – не Тилль Линдеманн, не Светлана Лобода.

Георгий

Все зависит от уровня… Могу даже бесплатно поснимать. У меня не стоит во главе угла заработать как можно больше денег. Есть интересные творческие задачи, которые я могу воплотить абсолютно бесплатно, если мне интересно – почему бы нет. А там как бы все по-разному.

А.Нарышкин

Минимум? Фотосессия, 5 фотографий на выходе.

Георгий

От 30 000 и выше.

А.Нарышкин

Спасибо. Фотограф Георгий Кардава был сегодня героем программы «Изнанка». Хотите оказаться на его месте, рассказать о своей специальности – присылайте заявку к нам на почту iznanka2019@gmail.com.

И еще раз важное объявление. «Изнанка» со следующей недели будет выходить по понедельникам в 16 часов. А со следующей субботы на это время, суббота, после полудня, возвращается Станислав Белковский со своей новой авторской программой «Время Белковского». Запомните, Белковский теперь каждую субботу после полудня. У меня все. С вами был Алексей Нарышкин, хороших выходных.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024