Весело обо всем - Лев Яковлев - Детская площадка с папашей Гульком - 2013-08-03
Л. ГУЛЬКО: 9 часов 8 минут. Доброе утро мальчики и девочки, папы и мамы, бабушки и дедушки и прочие родственник! Мы со звукорежиссером Наташей Кузьминой начинаем нашу «Детскую площадку». У нас сегодня «Весело обо всем». Мы так назвали сегодняшнюю передачу. И наш сегодняшний гость, который будет весело обо всем, эксперт, человек – оркестр, я бы сказал так. Нет?
Л. ЯКОВЛЕВ: Не знаю. Давайте дальше.
Л. ГУЛЬКО: Давайте дальше. Детский поэт и драматург. Это правильно все здесь.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. Все хорошо.
Л. ГУЛЬКО: Лев Яковлев, здравствуйте!
Л. ЯКОВЛЕВ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Вообще, в принципе наши радиослушатели маленькие и не очень, поскольку семейная передача, могут загадывать желания, между двух львов они же находятся. Пускай загадывают.
Л. ЯКОВЛЕВ: Т.е. нам нужно с вами больше говорить, чтобы у них было ощущение, что они между нами.
Л. ГУЛЬКО: Может быть и так. Я надеюсь. У нас как всегда есть такие музыкальные паузы в передаче. Давайте мы начнем с такой вот песни. Настроение может быть кому-нибудь поднять, чего-то. Называется она «Леталка». На самом деле немножко такой абсурд детский.
Л. ЯКОВЛЕВ: По-моему автор Андрей Усачев.
Л. ГУЛЬКО: Совершенно верно. Андрей Усачев. Вот давайте с нее и начнем.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ.
Л. ГУЛЬКО: Вот такая вот история. Мы тоже в общем на сиделках сидим, как вы понимаете. Как сказать про разговор? Разговалка?
Л. ЯКОВЛЕВ: Разговаривалки.
Л. ГУЛЬКО: Разговаривалки. Вот это вот длинное слово.
Л. ЯКОВЛЕВ: Это хорошее слово для дикции.
Л. ГУЛЬКО: Для артистов хорошо наверно. Разговаривалки. На самом деле, в общем, Лев сбежал из лагеря, скажу вам честно, для того, чтобы попасть к нам на передачу на «Детскую площадку». Что это за лагерь? И что это такое? Как это?
Л. ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, один знакомый, который приехал на побывку к нам, когда посмотрел, вышел, где-то 7 часов, увидел поле. Оно называется массовым. Просто было угваждено. Это не то слово. Оснащено бесконечным количеством детей, которые играли в волейбол, бадминтон, кидали кольца, кидали тарелки, кричали, дрались, веселились.
Л. ГУЛЬКО: Все это на небольшом пространстве.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. Это детский рай. Кстати передача называется «Детский остров»?
Л. ГУЛЬКО: «Детская площадка».
Л. ЯКОВЛЕВ: «Детская площадка». Так вот эта детская площадка похожа на вашу передачу, я надеюсь. Лагерь называется «Дружба». Это детский оздоровительный лагерь. Там куча физкультуры, куча физруков, куча детей и куча всяких рукоделий, куча танцев, происходит море всего. Детям некогда скучать. Отпустил меня Артем Валерьевич Смирнов. Привет ему, если он сейчас слышит. Вообще, там замечательные физруки.
Л. ГУЛЬКО: Пользуясь случаем.
Л. ЯКОВЛЕВ: Пользуясь случаем. Особенно замечательный Андрей Шатов, который надеется меня обыграть в 4-ой смене. Но пусть мечтает.
Л. ГУЛЬКО: А вы учите детей играть бадминтону?
Л. ЯКОВЛЕВ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Это какая-то специальная учеба? Я на даче играю в бадминтон. Обычно играл. Сейчас не играю. Обычно мы камешек в воланчик закладывали, чтобы лучше летал.
Л. ЯКОВЛЕВ: Нашим детям опасно закладывать камешек в воланчик. Потому что они очень точные, очень меткие. У них там еще тир есть. В тире учатся, а в бадминтоне могут практиковаться уже. Практически занятия с бадминтоном, с воланчиком, с камешком.
Л. ГУЛЬКО: Вообще, как обычно в лагере случаются всякие разные истории смешные. Я вот на сколько помню свой пионерский тогда лагерь. Паста – это банальности всякие.
Л. ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, паста особенно сейчас стала банальна. Раньше называлась королевская ночь. Это было один раз в смену. А сейчас они мажут друг друга каждую ночь.
Л. ГУЛЬКО: И утром и днем, и ночью? А велосипед делают?
Л. ЯКОВЛЕВ: Нет. Велосипед – это же вообще не детское мероприятие. Это уже…
Л. ГУЛЬКО: Но мы то в пионерском лагере. Правда в старших отрядах.
Л. ЯКОВЛЕВ: Сейчас знаете как-то помягче.
Л. ГУЛЬКО: Потом это перешло в советскую армию. Помнится.
Л. ЯКОВЛЕВ: Знаете, сейчас помягче. Во-первых вожатые там очень хороши. Физруки - молодые ребята. И они как-то смотрят все таки за детьми для того, что ничего такого не было. Там драки очень редки. Так сказать, драками это не назовешь особо. И дети довольно весело живут друг с другом, но бывают, конечно, не притираются. Это в каждом лагере бывает. Не только в лагере. У нас с вами бывает в жизни. Все там помогают. Я больше наверно этим на бадминтоне занимаюсь, чем самим бадминтоном. Потому что бадминтон надо вам сказать, начали с вашей дачи, так вот ваша дача отдыхает. Если бы вы приехали к нам в лагерь, вы бы увидели какая это азартная игра, и как дети нервничают, когда проигрывают, и когда выигрывают.
Л. ГУЛЬКО: Они играют на очки или на обед? На что они играют?
Л. ЯКОВЛЕВ: Я боюсь сказать, на что они играют. Поскольку у меня могут быть неприятности, когда я приеду в 4-ую смену. Будет говорить так, они играют на интерес.
Л. ГУЛЬКО: Они играют на интерес, но на разные интересы.
Л. ЯКОВЛЕВ: На разные интересы. Потому что они не знают на какой интерес они играют.
Л. ГУЛЬКО: Поскольку нас сейчас мальчики и девочки слушают, они тоже сейчас очень сильно заинтересовались, хочется попасть в этот лагерь. А как попасть?
Л. ЯКОВЛЕВ: Как? Это лагерь завода «Ил». Он называется «Дружба». Я думаю в интернете по этим знаковым словам дружба и завод «Ил» легко будет найти. Вообще он такой, туда все едут, все хотят. Понимаете, самое главное, чтобы детям некогда было скучать. Вот скучающего ребенка когда я вижу, я тут же хватаю его например, тащу на бадминтон, кто-то другой его хватает, тащит стрелять, на лошади. Там лошади есть. Там есть велосипеды.
Л. ГУЛЬКО: Может он и не скучает? Что же его хватать то. Может он творческая личность.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. Сейчас вам скажу. Все дети ходят по двое, по трое. Но есть несколько детей в лагере, которые ходят по одиночке. Они не нашли себе пару. Вот в какой-то момент они ходят и творят очевидно что-то внутри себя. В какой-то момент они начинают замечать, что они единственные в этом лагере творят. А ведь ребенок, когда он замечает, что все-таки какой-то единственный особенный, не всегда этому радуется. Как вы считаете?
Л. ГУЛЬКО: Не знаю. У меня есть знакомые ребенки, которым им никто не нужен пока наверно. Им хорошо одним. Они там чего-то творят себе, чего-то делают, одни гуляют. Не совсем уже маленькие.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. Такой довод. Я уже 3 года в этом лагере. 3 года назад, когда было несколько детей, и опять же не скажу как называют, чтобы и у вас и у меня не было неприятностей, ходили поодиночке. Сейчас прошло 2 года, они уже ищут знакомства. Они уже с кем-то общаются. Еще как бы не вполне они контакты, но все таки они к этому стремятся. С возрастом они начинают все таки стремиться быть в обществе.
Л. ГУЛЬКО: «А зубную пасту нужно сначала нагреть» - пишет нам Константин.
Л. ЯКОВЛЕВ: Ну да. Он прав. Они делают это на батарее.
Л. ГУЛЬКО: Зачем?
Л. ЯКОВЛЕВ: Потому что когда вас мажут пастой, вы спите. И вот чтобы вы не проснулись, паста должна…
Л. ГУЛЬКО: Понятно.
Л. ЯКОВЛЕВ: Слушайте, зачем мы даем эти советы.
Л. ГУЛЬКО: Это нормально.
Л. ЯКОВЛЕВ: Что мы делаем?
Л. ГУЛЬКО: Это нормально.
Л. ЯКОВЛЕВ: Сейчас вам другие письма посыпятся уже от родителей.
Л. ГУЛЬКО: Пускай сыпятся. Мы может чего-нибудь ответим. Давайте мы с вами скажем. Поскольку мы в каждой передаче дарим всякие разные призы. Дети, мальчики и девочки отвечают на какие-нибудь вопросы интересные. Давайте мы расскажем о нашем главном призе, который у нас есть.
Л. ЯКОВЛЕВ: Это моя книжка «В остатке». Издательство «Арт-Хаус Медиа». Это издательство вообще издало несколько книг. Молодыми нас не назвать, новых авторов. Новыми тоже не очень назвать. Не Михалковы, короче говоря. Т.е. это какие-то писатели, которые живы, существуют, творят активно.
Л. ГУЛЬКО: Детские.
Л. ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, детско-взрослые. Потому что даже серия называется «для взрослых и детей». И смысл именно такой, что эти книжки будут читать родители детям, они будут получать свое удовольствие от этих книг. В этой компании «Черная курица», которую мы когда-то организовали с друзьями, это такой постулат, что книги должны быть интересны и детям и взрослым, а если интересны только детям, нас это литература не очень интересовала. И сейчас по-моему не очень интересует. И это книжка «В остатке» повторюсь, издательства «Арт-Хаус Медиа», где изданы несколько книг разных авторов. Она как раз вот предполагает вот такое вот чтение. И тут я собрал все маленькие смешные стишки, которые писал за свою творческую жизнь. Довольно долго это уже продолжалось. Мне захотелось сделать самую веселую книгу, которую я явно мог предложить детям. Она в общем-то таковая есть. И если вы не против, давайте, мы уже так делали в вашей передаче, начнем несколько частушек. Прям вот первые , которые есть. И пускай дети попробуют продолжить, и тем, кто хорошо продолжит, мы с вами все коллегиально решим.
Л. ГУЛЬКО: Может Наташа нам поможет, звукорежиссер.
Л. ЯКОВЛЕВ: Это будет здорово. Вообще, когда женщина помогает, это очень полезно. Потому что у нее совершенно свой взгляд на то, что дети сочиняют. Я заметил абсолютно другое. И порой мы даже не подозреваем, что вот это хорошо нам кажется хорошо и это, а женщине кажется, что хорошо то.
Л. ГУЛЬКО: Наташ, сейчас важная такая миссия для тебя, понимаешь.
Л. ЯКОВЛЕВ: Мы вас попросим помочь детям, которые будут допридумывать частушки. Читаю первые частушки.
Л. ГУЛЬКО: Я скажу, что у нас экземпляры книг подвезут сегодня, чуть попоздже. Не надо сразу бежать за ними. Лучше завтра приехать или послезавтра.
Л. ЯКОВЛЕВ: Через час, через два у вас. Мне сообщили про эту передачу вчера только в 6 вечера.
Л. ГУЛЬКО: Это нормально.
Л. ЯКОВЛЕВ: Сегодня привезут.
Л. ГУЛЬКО: Значит, вы читаете часть частушек.
Л. ЯКОВЛЕВ: 2 строчки.
Л. ГУЛЬКО: Дальше они начинают допридумывать. Тогда надевайте наушники, потому что иначе мы с вами не услышим допридумывания.
Л. ЯКОВЛЕВ: Первая частушка такая.
Хоть оценки и не очень,
Шура очень знаменит…
Л. ГУЛЬКО: А дальше вы сами. +7-495-363-36-59. Заклинание такое. +7-495-363-36-59.
Л. ЯКОВЛЕВ: Может быть еще одна? Или попозже?
Л. ГУЛЬКО: Нет. Давайте по одной. Сейчас отработаем технологию. У нас все прямо непосредственно. Еще раз.
Л. ЯКОВЛЕВ:
Хоть оценки и не очень,
Шура очень знаменит…
Л. ГУЛЬКО: Там много то рифм всяких. 363-36-59. Вообще, я сейчас вам скажу, начнут звонить мамы и папы, бабушки и дедушки.
Л. ЯКОВЛЕВ: Я знаю.
Л. ГУЛЬКО: Дети спят вообще. Они их гады, в хорошем смысле слова, будят. Тащат за шиворот к этому телефону.
Л. ЯКОВЛЕВ: Давай! Давай! Зарабатывай книгу.
Л. ГУЛЬКО: Пинками. Доброе утро.
Л. ЯКОВЛЕВ: Я не хочу зарабатывать!
Л. ГУЛЬКО: 495-363-36-59.
Л. ЯКОВЛЕВ: Будешь зарабатывать книгу.
Л. ГУЛЬКО: Да. Нет ничего? Они спят еще.
Л. ЯКОВЛЕВ: Давайте тогда вторую.
Л. ГУЛЬКО: Давайте.
Л. ЯКОВЛЕВ: Все Валера забывает,
Даже туфли надевать…
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59. Есть? Да? Доброе утро. Алло. Это другая планета.
СЛУШАТЕЛЬ: …
Л. ГУЛЬКО: Соскочило. +7-495-363-36-59. Просыпайтесь быстрее. 363-36-59. Можно кстати поиграть в бадминтон. Встал, сразу и играть в бадминтон, чтоб проснуться. Можно?
Л. ЯКОВЛЕВ: Есть такое. Настольный бадминтон. У нас в стране он не очень распространен, но существует. Может третий еще прочитать?
Л. ГУЛЬКО: Нет. Ну куда им. Сейчас перепутают все строчки.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да?
СЛУШАТЕЛЬ: Конечно.
Л. ГУЛЬКО: +7-495-363-36-59. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: …
Л. ГУЛЬКО: Что же такое. Вы срываетесь. А вот это к чему сейчас Юля написала: «Хулиганит он частенько и по воробьям палит». Это к чему?
Л. ЯКОВЛЕВ: Сейчас.
Хоть оценки и не очень,
Шура очень знаменит.
Л. ГУЛЬКО: Хулиганит он частенько
И по воробьям палит.
Л. ЯКОВЛЕВ: Мне кажется достойно.
Л. ГУЛЬКО: Наташ?
Л. ЯКОВЛЕВ: Слово «частенько» очень важно. Оно мягонькое такое, т.е. не часто, не каждый день. Т.е. какое количество воробьев остается живыми после его упражнений.
Л. ГУЛЬКО: Отметим сейчас. 293 смс. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Привет. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Егор.
Л. ГУЛЬКО: Егор, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 9 лет.
Л. ГУЛЬКО: Давай. Ты хочешь продолжить какую-нибудь частушку?
СЛУШАТЕЛЬ: Поотгадывать чего-нибудь.
Л. ГУЛЬКО: А что?
СЛУШАТЕЛЬ: Хочу стих закончить.
Л. ГУЛЬКО: Какой? Тебе прочесть снова?
Л. ЯКОВЛЕВ: Хоть оценки и не очень,
Шура очень знаменит.
Л. ГУЛЬКО: Дальше!
СЛУШАТЕЛЬ:
И палит, и палит,
И при этом говорит:
«Ой, ой, ой. Мама».
Что ты делаешь? Она.
Л. ЯКОВЛЕВ: Слушайте, это верлибр. За верлибр нужно обязательно 2 книжки. Там и «ой, ой, ой» есть. Мальчик переживает, что палит.
Л. ГУЛЬКО: Ты не пробовал писать стихи?
СЛУШАТЕЛЬ: Ипполит играет.
Л. ЯКОВЛЕВ: Играет.
СЛУШАТЕЛЬ: Ипполит – это имя такое?
Л. ЯКОВЛЕВ: Палит не всерьез? Это я так понимаю?
Л. ГУЛЬКО: Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Ты с нами?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. С вами.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Ты скажи, ты из Москвы звонишь?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
Л. ГУЛЬКО: С дачи?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: А скажи, в бадминтон вы на даче играете?
Л. ЯКОВЛЕВ: Ракетки и воланчик.
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
Л. ГУЛЬКО: Нет?
СЛУШАТЕЛЬ: Играем. Очень плохо получается. То назад улетает, то в кусты.
Л. ЯКОВЛЕВ: Слушай, у меня тоже также получалось когда-то. Лет 40 назад. И моих детей в лагере тоже получается. Могу сказать по своему опыту, у тебя будет получаться, чем больше ты будешь заниматься, тем лучше.
Л. ГУЛЬКО: Да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Ладно. Спасибо тебе большое. Книжка твоя. Пока. Мы с этой частушкой останемся? Или они сами выбирают?
Л. ЯКОВЛЕВ: Давайте повторим вторую.
Все Валера забывает,
Даже туфли надевать.
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет.
Л. ЯКОВЛЕВ: Можно мне сказать первый?
Л. ГУЛЬКО: Первый?
Л. ЯКОВЛЕВ: Да.
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Тебя как зовут то? Скажи нам.
СЛУШАТЕЛЬ: Люся.
Л. ГУЛЬКО: Люсь, давай.
СЛУШАТЕЛЬ:
Получать пятерки хочет,
Даже если знаменит.
Л. ЯКОВЛЕВ: «Знаменит» 2 раза повторяется. А почему хочет, даже если знаменит?
Л. ГУЛЬКО: Может уже не получать ничего, что настолько знаменит. В смысле он может уже ничего не получать ничего, что настолько знаменит, что вообще может не учиться.
Л. ЯКОВЛЕВ: Вот так вот.
Л. ГУЛЬКО: Если он снимается. Например, у Грачевского. Вообще может не учиться.
Л. ЯКОВЛЕВ: Вы считаете да или нет? Мы может сказать нет кому-то.
Л. ГУЛЬКО: Не хочется обижать конечно.
Л. ЯКОВЛЕВ: Но мы можем.
Л. ГУЛЬКО: Не хочется. Нормально. Наташа сказала нормально.
Л. ЯКОВЛЕВ: Звукооператор спас тебя, Люся.
Л. ГУЛЬКО: Люсь, скажи, ты где находишься? На даче? Дома?
СЛУШАТЕЛЬ: На даче.
Л. ГУЛЬКО: Ты то в бадминтон играешь конечно?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Да. Хорошо?
Л. ЯКОВЛЕВ: У тебя в кусты попадает или в папу?
СЛУШАТЕЛЬ: Я играю в стенку.
Л. ЯКОВЛЕВ: В стенку?
Л. ГУЛЬКО: Бадминтон «Сквош» называется.
Л. ЯКОВЛЕВ: Слушайте, а может мы сейчас изобрели новую игру?
Л. ГУЛЬКО: Если наконечник сделать более менее отталкивающимся от стенки, то вполне можно.
Л. ЯКОВЛЕВ: Но вообще, это когда я смотрю на игру некоторых детей в лагере «Дружба», у меня тоже такое ощущение, что они играют в стенку. Там сосны вокруг площадки. Но иногда и люди бывают стенками. Есть такие люди.
Л. ГУЛЬКО: Спасибо тебе Люсь большое. За новую игру.
СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.
Л. ГУЛЬКО: Спасибо. Бадминтон в стенку.
«Хорошо хоть вспоминает, глаза утром открывать» - это Варя нам пишет.
Л. ЯКОВЛЕВ: Ничего, между прочим. Да. Это знаете на что? Все Валера забывает, даже туфли надевать.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо хоть вспоминает, глаза утром открывать.
Л. ЯКОВЛЕВ: Это вообще хорошо. Лучше, чем у меня.
Л. ГУЛЬКО: Шикарно. Значит Варя тоже получает. У нас же всего 10 книг будет?
Л. ЯКОВЛЕВ: Да.
Л. ГУЛЬКО: У нас уже 4 книжки.
Л. ЯКОВЛЕВ: 4 книжки ушло.
Л. ГУЛЬКО: И 2 по смс. Т.е. 6 уже ушло?
Н. КУЗЬМИНА: Нет.
Л. ГУЛЬКО: Я хотел себе просто притырить, Наташ.
Л. ЯКОВЛЕВ: Ладно, я вам свою дам.
Н. КУЗЬМИНА: Тогда 8.
Л. ЯКОВЛЕВ: Т.е. не только вы хотели притырить? Здесь заговор против моих книжек и против моих победителей.
Л. ГУЛЬКО: А давайте посмотрим, кто что пишет нам.
«Часто их он не снимает и перед тем, как лечь в кровать».
Л. ЯКОВЛЕВ: Нет, не очень. Давайте хотя бы вот от этой откажемся.
Л. ГУЛЬКО: Давайте. «Вчера он забыл и пообедать и поспать» тоже не очень. «Завуч наш на петсовете лишь о нем и говорит». Это к чему?
Л. ЯКОВЛЕВ: Хоть оценки и не очень, Шура очень знаменит». Слишком серьезно, мне кажется.
Л. ГУЛЬКО: А это дядька взрослый пишет нам. Константин. Взрослый папаша.
Л. ЯКОВЛЕВ: Дядьки нет.
Л. ГУЛЬКО: «Иногда он забывает шарф и шапочку снимать». Тоже как-то.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. Это может быть тетька уже.
Л. ГУЛЬКО: Может быть. «Кто такой велибр? –спрашивает Андрей. – Не ругайтесь. Здесь же дети». Давайте Андрей мы оставим ответ ваш вопрос после новостей. Сейчас новости для взрослых. Пускай они послушают взрослые новости. Дети пока чего-нибудь съедят, выпьют, в смысле кофе. А потом мы вернемся в студию и продолжим.
Л. ГУЛЬКО: Лев Яковлев – детский поэт и драматург. У нас сегодня в гостях. И мы разыгрываем книжку, которая называется «В остатке» Льва Яковлева. Издательство «Арт-Хаус Медиа». И Лев читает начало частушек-четверостиший, а вы их заканчиваете. Но нам надо ответить на вопрос, что такое верлибр. «Не ругайтесь. Здесь же дети» - Андрей.
Л. ЯКОВЛЕВ: Верлибр. Да. Пускай у нас такая функция будет. Образовательная. Верлибр – это стихотворение не похожее на стихотворение. Потому что в нем нет ритма, нет рифмы, но чувствуется, что это стихотворение.
Л. ГУЛЬКО: Это японские? Хуку они называются? Тоже можно сказать, что они верлибр?
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. Можно. Но они трехстрочные или пятистрочные. Верлибр может быть любой. Там может быть не очень много строк. Это небольшое произведение. Но в принципе похоже. Смысл тот же самый. Нужно создать некое философичное метафорическое такое поле, в котором может не быть какой-то определенной мысли, сюжета. Но будет красиво.
Л. ГУЛЬКО: Это сейчас мы для взрослых сказали.
Л. ЯКОВЛЕВ: Ну да.
Л. ГУЛЬКО: Дети сами разберутся, что это.
Л. ЯКОВЛЕВ: Дети просто пишут верлибр, поскольку не умеют писать в рифму и ритм.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. Нам надо закончить с этими четверостишьями, с этими частушками.
Л. ЯКОВЛЕВ: Нам еще надо что-то есть.
Л. ГУЛЬКО: Да. Полно. «Лишь одно не забывает, рот конфетам открывать».
Л. ЯКОВЛЕВ: Неплохо.
Все Валера забывает,
Даже туфли надевать.
Л. ГУЛЬКО: Лишь одно не забывает, рот конфетам открывать.
Л. ЯКОВЛЕВ: Хорошо.
Л. ГУЛЬКО: В смысле не конфетам, а в смысле когда они туда попадают.
Л. ЯКОВЛЕВ: Рот для конфет. Кстати говоря, сказано поэтично. Не рот для конфет открывать, а конфетам, как живым существам.
Л. ГУЛЬКО: Тоже отметить?
Л. ЯКОВЛЕВ: Тоже.
Л. ГУЛЬКО: 305.
Л. ЯКОВЛЕВ: Осталась одна книжка.
Л. ГУЛЬКО: Может быть мы ее подождем разыгрывать? Может вы расскажете о своем творчестве немножко? Поскольку вы у нас детский поэт, драматург.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. Вот знаете, как раз для драматургии этот детский оздоровительный лагерь «Дружба» очень полезен. Потому что когда ты находишься на этой площадке бадминтона, ты находишься в окружении детей. А это дети современные. И они говорят другим языком, чем говорили мы с вами. И даже другим языком, чем говорили наши дети с вами. Вот. И вот это стихия языка мне например, очень нравится. Я не могу сказать вся. Есть конечно элементы такие, которые идут из тех сфер, которые не нужно пропагандировать, но есть очень емкие образные выражения. И эти выражения то и дело пытают свои пьесы. В основном у меня пьесы музыкальные идут в театрах, т.е. там оперы, мюзиклы. Вставить. И каждый раз, после того как я их вставляю, очень интересно наблюдать за реакцией художественных руководителей, режиссеров, когда они эти тексты уже в исполнении певцов. И говорят: «Лев Григорьевич! Это что? Нас не поймут». Но при этом, так сказать, иногда что-то проходит. Скажем в спектакле «Пиноккио».
Л. ГУЛЬКО: У нас были тут люди. Даже был знаменитый итальянский товарищ.
Л. ЯКОВЛЕВ: Композитор Вальтинони.
Л. ГУЛЬКО: Да.
Л. ЯКОВЛЕВ: С такой красивой итальянской фамилией. Здесь много рассказывал об этом.
Л. ГУЛЬКО: Это тоже причастно к этому?
Л. ЯКОВЛЕВ: Не столько причастен. Катя Василева и театр «Покровского» мне предложили, я конечно очень рад, что предложение поступило, работа была чудовищно сложная. Музыка довольно сложная. Это не мюзикл, это не песенки. Написать новый текст. Текст вообще в сказке «Пиноккио» (не знаю, знаете вы ее в подробностях или нет) просто сильно разнится с текстом «Буратино».
Л. ГУЛЬКО: Ну да. Алексей Николаевич Толстой.
Л. ЯКОВЛЕВ: До появления Пиноккио, деревянного человека в театре все также. А это самое начало, потом все по-другому. Даже кто и лиса совершенно по-другому функционируют, а уж все остальные герои вообще не похожи на то, что в нашем «Буратино».
Л. ГУЛЬКО: Также как «Красная шапочка». Изначально там все другое.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. «Красная шапочка» тоже другая. Но «Красная шапочка» была все таки такая коротенькая сказка Шерля Перро. «Пиноккио» – длинная сказка. Это сказка-повесть. Как бы отличие. И надо сказать, что она довольно нравоучительная была в подстрочнике. А порой была даже не понятна. В каких-то местах я даже не очень мог понять о чем речь. И поэтому мне было легко. Я тогда этот текст немножко положил прям скажем. И стал писать что-то такое веселое, что было бы просто приятно это детям петь, а родителям слушать. Вот и я своего добился. Потому что артисты мне говорят, что некоторые выражения стали ходячими в их театре. Например, когда Фея просит выпить лекарство Пиноккио, а он отказывается. Там такие вот 2 строчки поет: «Надо выпить моя радость». А Пиноккио отвечает: «Пить не буду эту гадость».
Л. ГУЛЬКО: И взрослые, сидячие в зале…
Л. ЯКОВЛЕВ: Взрослые очень радуются.
Л. ГУЛЬКО: Очень радуются этим строчкам. Дети то понимают их нормально, а взрослые.
Л. ЯКОВЛЕВ: Иногда сказать, если можно, я вот несколько стишков прочитаю. Потому что я насытил эту оперу еще какими-то стихами своими. Чтобы примерно вы поняли. Значит что там происходит на самом деле уже теперь в таком русском варианте. Но по содержанию конечно происходит тоже самое. Но вот начало такое.
«Такое с мальчиком случится, что будет интересно людям. И мы вам можем поручиться, что эту сказку не забудем. В театра нашем стынет скука, а нам нужны маэстры (это они обращаются к Карабасу Барабасу), встряски, пускай расскажет сказку кукла. Ждем хорошей новой сказки». Вот какой зачин. Вот этим уже отличается от Буратино. Они его посылают в путешествие, чтобы с ним произошла сказка, которую они потом покажут в театре. Потому что им надоели все эти сказки, которые они уже показывают. И вот дальше, когда он получил эти 5 монет, происходит такой разговор. Там есть Пиноккио, есть сверчок. Сверчок – это такая совесть Пиноккио, которая все время его укоряет. И вот такой диалог. «Мне улыбнусь звезды, есть у меня монеты». -Сверчок: «Джеппетто где-то мерзнет. Завет тебя Джеппетто. Зачем меня ты точишь? Зачем меня ты гложешь? Ты не послушен очень. Ты ошибиться можешь». – «Сверчок, добром прошу, отстань. Меня не трогай. Живу и не тужу я. Иди своей дорогой». Вот так вот непослушный Пиноккио отправляется в это путешествие. Вот. И дальше будет происходит много всего. Не буду рассказывать. Потому что это надо смотреть в театре «Покровского». Но дальше там замечательные есть сцены. Я не могу ее вам не прочитать. Потому что я в нее влюбился. Вот это как раз почти верлибр.
Голубь уносит Пиноккио от неприятностей. Не буду говорить от каких. Уносит куда-то к звездам: то ли в рай, то ли в небо. Он его спасает. Он отправляется с этим голубем в полет и что происходит. Это монолог Пиноккио. «Спаси меня голубь. Неси меня чтобы не было боли, не было злобы. Спаси голубь меня. Неси меня голубь подальше, повыше, чтоб я эти вопли и ругань не слышал. Но как же могу я? Лететь, если где-то тоскует и мерзнет папа Джеппетто. Очаг его стынет. И слезы из глаз его льются. О боже! Спаси меня голубь! Я должен вернуться. Неси меня голубь на землю родную. Без дома родного прожить не смогу я. Сквозь голод и холод неси меня голубь на землю родную. Я очень тоскую по дому родному. К папаше Джеппетто неси меня голубь». Вот так он возвращается.
Л. ГУЛЬКО: Мне кажется он чем-то похож на маленького принца Пиноккио в этой сцене.
Л. ЯКОВЛЕВ: В этой сцене. В этой сцене перелом происходит. Потому что он улетел. Ему хорошо. И вдруг он вспоминает. Там папа есть. Папе без него плохо. И может быть ему там будем хорошо. Но папе будет плохо. Ему хорошо будет наверху. Но папе будет плохо внизу. И поэтому им нужно вернуться, не смотря на то, что когда он вернется его ждут большие неприятности. И вот одна из них. Появляется директор цирка, который поет такие стишки. «Внимание! Не пугайтесь! Вы в мои попались сети. Виноваты в этом сами. Вам теперь придется дети стать рабочими ослами. И печально друг за другом, день за днем ходить по кругу. Вы попались шалопаи. Нет спасенья. Вы пропали!».
Л. ГУЛЬКО: Прям Пинк Флойд. «Стена».
Л. ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, вот в детских сказках, раньше нельзя было сказать такую фразу, как Пинк Флойд. А сейчас можно об этом говорить. Поскольку в них можно многое рассказать и страшного, и радостного. Кончается конечно хорошо. Но еще до того, как хорошо кончится, будет происходить много всего разного. Вот давайте я заключительную маленькую песенку спою. Это слова сверчка. Заключительная финальная песенка. «Кри-кри-кри. Ты обожал капризы, проказы, ты не сдержал обещания ни разу. Кри-кри-кри. Ты не слушал наших советов. Ты убежал от папы Джеппетто. Кри-кри-кри. Спас ты Джеппетто. Мы очень рады. Надо похлопать ребята озорному Пиноккио. Кри-кри-кри. Этой сказке весь мир удивился. Человек вместо куклы родился. Кри-кри-кри. Был непослушный. Но стал он хороший. Мы на него с вами тоже похожи. Кри-кри-кри. Пусть он растет, и пусть он мечтает быть человеком предпочитает. Озорному Пиноккио».
Л. ГУЛЬКО: Да.
Л. ЯКОВЛЕВ: Хорошая сказка.
Л. ГУЛЬКО: Хорошая сказка. Да. А как реагируют дети на все эти перипетии?
Л. ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, как в детском оздоровительном лагере «Дружба», можно сказать словами моего друга, что это рай на земле. Вот в театре такое же ощущение, потому что на сцене точно такие же дети.
Л. ГУЛЬКО: Они тут были у нас в эфире ребята некоторые.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да. Как и в зале совершенно воспринимают друг друга, как будто они свои среди своих. Мы пришли к своим. И потрясающий художник там работал. Работа художника и хореографа великолепны. Это как раз тот случай, когда можно сказать, что все слилось вместе. Потому что Екатерина Василева - режиссер. Она все это объединила. Т.е. она позвала меня, ее любимый художник работал, очень хороший хореограф работал, хормейстер очень хороший работал. Хормейстер очень важен. Особенно при работе с детьми. Надо вам сказать, конечно я видел ее в процессе репетиции. Они конечно очень много энергии из нее выкачивали. После репетиции просто никакая была. Потому что представляете 35 детей. Вообще, состав там 110 детей. 3 смены. 3 очереди. В каждой очереди по 35 детей. 3 состава. И дети не просто так находятся на сцене. Они все время в движении определенном, хореографии. Сюжетно они играют. В общем мне кажется, ребенок, который поиграл в театре Покровского на сцене он потом уже от театра не сможет отлипнуть.
Л. ГУЛЬКО: С одной стороны это хорошо, а с другой стороны жуткая профессия. В смысле тяжелая.
Л. ЯКОВЛЕВ: Ну нам же нужны творческие люди, как же. Нужны хорошие бадминтонисты, актеры.
Л. ГУЛЬКО: Конечно нужны. А еще один вопрос. Поскольку я услышал вот эти стихи про Пиноккио, а вообще дети воспринимают вот этот философский настрой сказки? Современный, который не говорят не нашим с вами языком, не языком наших с вами детей.
Л. ЯКОВЛЕВ: Они вам вряд ли скажут об этом смысле. Я думаю они под коркой все таки воспринимают, они не осмысляют. Т.е. они не анализируют свое восприятие в отличие от нас. И слава богу. Потому что они растут. Они это как воздухом дышат, как еду едят, как воду пьют. Также они это воспринимают и у них это закладывается. Я вот например считаю, это моя главная идея, что от каждого слова, которое в детстве приходит из книжки или театра, или из кино ребенку, очень сильно зависит то, каким он станет. Т.е. ответственность очень велика. Я имею даже не морально нравственную ответственность, а художественную ответственность. Когда графоман берется за детскую литературы или за детский театр, и закладывает понятие в детях понятие, что вот это вот искусство. Это очень опасно. Т.е. тот кто читает графоманов в детстве, будет читать Донцову, когда он будет взрослый. Понимаете, вот это вот точная совершенно вещь. Он уже привыкнет к этому критерию.
Л. ГУЛЬКО: В общем 2 взрослых дядьки, мы с вами разговорились тут, а дети - мальчики и девочки- когда они тут закончат, когда мы тут разыграем. У нас кстати есть всякие разные продолжения рифм.
Л. ЯКОВЛЕВ: Давайте послушаем.
Л. ГУЛЬКО: Вот всякие разные. Например, «как учить уроки надо, сразу что-то заболит». Это о чем?
Л. ЯКОВЛЕВ: Это «Хоть оценки и не очень, Шура очень знаменит».
Л. ГУЛЬКО: «Как учить уроки надо, сразу что-то заболит».
Л. ЯКОВЛЕВ: Это неплохо.
Л. ГУЛЬКО: Как-то вот…
Л. ЯКОВЛЕВ: Немножко поздно. Т.е. удача не посетила этого ребенка.
Л. ГУЛЬКО: Потому что к Шуре ночью прилетел метеорит.
Л. ЯКОВЛЕВ: Совсем другая частушка так заканчивается.
Л. ГУЛЬКО: Ну хорошо. 363-36-59.
Л. ЯКОВЛЕВ: А можно я свои варианты скажу?
Л. ГУЛЬКО: Конечно. И тогда мы начнем разыгрывать последнюю книжку.
Л. ЯКОВЛЕВ: Мой вариант такой. «Хоть оценки и не очень, Шура очень знаменит. Потому что между прочим, он ушами шевелит».
Л. ГУЛЬКО: Тоже хорошо.
Л. ЯКОВЛЕВ: А второй вариант. Зато «тоже» спасибо отдельное.
«Все Валера забывает, даже туфли надевать. Рот Валера открывает, забывает закрывать». Тоже хорошо?
Л. ГУЛЬКО: Ну что. У нас осталась одна книжка.
Л. ЯКОВЛЕВ: Может заныкаем ее?
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59. Хотелось бы, но поскольку мы в прямом эфире уже сказали, поэтому уже это как нынешняя компьютеризация. Ничего не скроешь. Чего бы ты не сделал, не скроешь от этих компьютеров. У нас правда есть песенка про компьютер. Успеем интересно мы ее спеть? Или… Наташ, как ты считаешь? Или нам лучше сейчас прямо? А в конце песню поставить?
Л. ЯКОВЛЕВ: Я хотел еще рассказать о спектакле, который будет.
Л. ГУЛЬКО: А давайте расскажите.
Л. ЯКОВЛЕВ: Расскажите?
Л. ГУЛЬКО: Да. А потом мы разыграем.
Л. ЯКОВЛЕВ: Просто «Пиноккио» - это была такая весенняя премьера. А в сентябре 14,15 в театре «Сац» будет очень долгожданная премьера на малой сцене. Маша Трауб написала замечательную на мой взгляд книжку под названием «Съедобные сказки». Чуть ее была в том, что Вася, сын Маши не хотел есть то, се, это, и она стала сочинять сказки про то, се. За рассказами сказки он это съедал. Тогда она сказки записала. И тогда Георгий Исаакян мне предложил написать по этому поводу пьеску такую, которую можно спеть, сделать оперу из этого. И вот я вам несколько стишков.
Л. ГУЛЬКО: Когда это будет?
Л. ЯКОВЛЕВ: 14, 15 сентября.
Л. ГУЛЬКО: А давайте мы сделаем отдельную передачу?
Л. ЯКОВЛЕВ: Т.е. не прочитать?
Л. ГУЛЬКО: Нет. Почему. Прочитайте, а потом…Наметим, во всяком случае.
Л. ЯКОВЛЕВ: Вот такая финальная песенка.
Как это здорово лететь, как будто самолет. Реветь и безмятежно петь вперед. Пилот вперед. А после буквы рисовать из радужных чернил. А после громко объявлять: «Я сказку сочинил!». Как это здорово друзья в прекрасном кураже такое делать, что нельзя, но то, что по душе. Как это здорово внучок! Резвиться и чудить. Потом забиться в уголок и сказку сочинить. Как это здорово ни чуть ни трусить и при том все что вокруг перевернуть, чтоб стало кувырком. А после ткать из шелка нить веселую как звон. А после сказку сочинить прозрачную, как сон. Как это здорово, когда родители тебя целуют в щечку вот сюда, и вот сюда, любя. У них серьезных много дел. Нам их не сосчитать. И все же главный их удел - скакать, свистеть, кричать, гудеть, лететь, рычать и снами петь, и сказки сочинять».
Л. ГУЛЬКО: Вот так. Лев Яковлев – детский поэт и драматург. В сенятбре, но мы надеемся встретимся.
Л. ЯКОВЛЕВ: А в ноябре (тогда закончу просто) в театре (чего-то у меня сегодня в этом году много премьер, но так уж сложилось, год хороший) под руководством Геннадия Чихачева около метро «Рязанский проспект» будет тоже очень интересная вещь. По предложению театра мы взяли несколько сюжетов сказок басен Крылова, и по этому поводу сочинили веселый спектакль. Но внутри его вот эти вот сюжеты, разыгрывается при помощи мартышки, лисы, волка, двух собак. И это тоже по-моему будет интересная штука для совсем маленьких. Но там как всегда, как я по крайней мере стараюсь заметить, есть такой подтекст для взрослых. Потому что на спектакль приходят дети со взрослыми. И тем и другим должно быть интересно.
Л. ГУЛЬКО: Вот так. Запомните. Это тоже будет в сентябре.
Л. ЯКОВЛЕВ: Это будет в ноябре.
Л. ГУЛЬКО: Это будет в ноябре.
Л. ЯКОВЛЕВ: Во второй половине, если не ошибаюсь.
Л. ГУЛЬКО: Мы тоже еще, я надеюсь, поговорим. А пока давайте мы последнюю книжку разыграем.
Л. ЯКОВЛЕВ: Давайте. Прочитать еще частушку?
Л. ГУЛЬКО: Конечно.
Л. ЯКОВЛЕВ: Частушка такая.
«Всех Сережа задирает, получает тумаки».
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59 наш телефон. +7-495-363-36-59. Доброе утро. Алло. Они просто не знают, как продолжить.
Л. ЯКОВЛЕВ: «Всех Сережа задирает, получает тумаки».
Л. ГУЛЬКО: Можно много рифм придумать на тумаки. 363-36-59. +7-495.
Л. ЯКОВЛЕВ: Хотите подсказать рифму?
Л. ГУЛЬКО: Нет. Не буду.
Л. ЯКОВЛЕВ: Удержитесь?
Л. ГУЛЬКО: Да. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Света.
Л. ГУЛЬКО: Свет, давай. «Всех Сережа задевает, получает тумаки».
СЛУШАТЕЛЬ: Это наверно груша боксерская.
Л. ГУЛЬКО: Нет. Нам надо, чтобы ты продолжила еще 2 строчки.
Л. ЯКОВЛЕВ: Нет, а знаете, Лев, а я согласен. Она ведь что сказала. Сережа – это зовут так грушу. Груша – Сережа.
Л. ГУЛЬКО: Мальчик.
Л. ЯКОВЛЕВ: Груша с именем Сережа. Боксерская груша.
Л. ГУЛЬКО: Боксерская груша - это мальчик.
Л. ЯКОВЛЕВ: Очень хорошо. Она восприняла это – «Всех Сережа задевает, получает тумаки». Что это? Вот так она поняла.
Л. ГУЛЬКО: Ну здорово. Хорошо. Я согласен.
Л. ЯКОВЛЕВ: Кусочек стишка стал загадкой.
Л. ГУЛЬКО: Да.
Л. ЯКОВЛЕВ: Что-то в этом есть. Т.е. все жанры смешиваются. Частушка, загадка. Это клево.
Л. ГУЛЬКО: Ты согласна с нами?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну да.
Л. ГУЛЬКО: Конечно согласна, что это клево. Ты из Москвы? Откуда? Из загорода? Откуда ты звонишь?
СЛУШАТЕЛЬ: Я из Подмосковья.
Л. ГУЛЬКО: Ты там отдыхаешь? Или живешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Живу.
Л. ГУЛЬКО: А где?
СЛУШАТЕЛЬ: В поселке Голубом.
Л. ГУЛЬКО: Скажи пожалуйста, а это где находится поселок Голубой?
СЛУШАТЕЛЬ: В Солнечногорском районе.
Л. ГУЛЬКО: Там наверно должно быть красивое озеро. Да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Я угадал. Не знал, на самом деле.
Л. ЯКОВЛЕВ: Да?
Л. ГУЛЬКО: Да. Спасибо тебе большое. Книжка твоя. Называется она «В остатке». Ты вообще стихи любишь?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну да. Люблю.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Спасибо тебе огромное. Пока.
СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.
Л. ГУЛЬКО: Пока. Будь здоров. Ну в общем наша передача подошла к концу.
Л. ЯКОВЛЕВ: НА последок хочется передать привет Артему Валерьевичу из пионер-лагеря «Дружбы» и Шатову, которого я обыграю неоднократно в четвертой смене.
Л. ГУЛЬКО: Наташ, давай поставим, знаешь какую песню, которая называется «Страус вальс». Замечательная такая. Это тот же Усачев с Пинегиным. Переперли нашу полечку на родной язык. «Страус вальс». Замечательно. Мы на этом с вами дорогие друзья прощаемся.
Л. ЯКОВЛЕВ: До свидания.
Л. ГУЛЬКО: Лев Яковлев – детский поэт и драматург. До встречи в эфире.
Л. ЯКОВЛЕВ: До встречи.
Л. ГУЛЬКО: А я с вами (это я взрослым) встречусь с Ириной Петровской в «Человеке из телевизора». Пока.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ.