Купить мерч «Эха»:

Международный конкурс юных чтецов "Живая классика" - Марина Смирнова, Роман Резников, Дениз Оздемир - Детская площадка с папашей Гульком - 2013-06-08

08.06.2013
Международный конкурс юных чтецов "Живая классика" - Марина Смирнова, Роман Резников, Дениз Оздемир - Детская площадка с папашей Гульком - 2013-06-08 Скачать

Л. ГУЛЬКО: 9 часов 9 минут в Москве. Доброе утро мальчики и девочки, папы и мамы, бабушки и дедушки. Мы начинаем нашу «Детскую площадку». Она у нас сегодня несколько особенная. Поскольку мы будем говорить о Международном конкурсе юных чтецов. Живая классика и 2 юных чтеца - Роман Резников. Привет Роман!

Р. РЕЗНИКОВ: Здрасти.

Л. ГУЛЬКО: У нас в эфире и Дениз Озмаден.

Д. ОЗМАДЕН: Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО: Привет. Вот эти ребята, которые стали лауреатами. Я так понимаю этого конкурса. Марина Смирнова – учредитель и координатор конкурса. Здравствуйте Марина.

М. СМИРНОВА: Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО: Майя Пешкова, Лев Гулько. Сегодня 2 ведущих. Спасибо Майечке за наших гостей. Сразу отдельное спасибо. У нас тут последние приготовления. Корпим, знаете над вопросами для наших радиослушателей, для того, чтобы какие-то варианты найти, что-то еще такое.

М. ПЕШКОВА: Но Марина как истинный филолог придумала замечательные вопросы.

Л. ГУЛЬКО: Конечно. Марин, давайте мы с вас начнем. Поскольку вы учредитель и координатор, вы нам несколько слов скажете о конкурсе: что это такое, когда это все придумано, для чего, зачем.

М. СМИРНОВА: Получился очень масштабный проект. Уже вышел из под контроля и развивается сам собой. Дети читают прозу и читают уже в 10 странах. Читают наизусть, выбирают любимую книгу и делятся своими читательскими открытиями со сверстниками.

Л. ГУЛЬКО: Вот абсолютно любую книгу? Детскую, взрослую?

М. СМИРНОВА: Да. Совершенно любую. Единственное прозаическую. Любое прозаическое произведение. Можно читать сказки, можно читать детективы, можно все, что угодно. Нет никаких ограничений. Главное, чтобы книжка нравилась. Это единственное ограничение. Это должна быть действительно любима книга. И это должен быть очень интересный отрывок. Задача – зацепить слушателя, чтобы ему захотелось прочитать.

Л. ГУЛЬКО: А слушатели – это жюри?

М. СМИРНОВА: Почему? Это сверстники, ровесники, родители, конечно. На всех отборочных турах есть аудитория, которая слушает. Она достаточно большая всегда.

Л. ГУЛЬКО: Т.е. структура такая. Отборочный тур – олимпийская система такая?

М. СМИРНОВА: Да. Сначала проходят школьные туры. Ребята читают в школах. Потом лучшие в школах – 3 победителя, они читают в библиотеке. Переходят на следующий уровень – районный уровень. Он проходит в библиотеке. Следующий уровень – региональный. Уже собираются из разных городов победители районных этапов. И они уже соревнуются уже где-то в каком-то культурном центре, в театре. В общем, в столице региона. После этого они приезжают на национальный финал. И это проходит в 10 странах, которые сейчас принимают участие. В России конкурс проходил в Петербурге. И вот как раз Роман Резников победитель от Москвы. Он приезжал в Петербург. И в Петербурге у них была культурная программа. Они ездили в Петергоф, в Эрмитаж. У них была обзорная экскурсия. В общем я думаю, это Роман лучше расскажет, что у них было. Были отборочные туры. И потом в Колизее был финал конкурса. И в общем, это было такое достаточно масштабное событие и значимое для города. Потому что в зале было около 700 человек. И самое главное, что были ребята абсолютно со всех регионов страны. Было представлено 83 региона в зале, по 3 человека от каждого региона.

М. ПЕШКОВА: Даже Камчатка?

М. СМИРНОВА: Вы знаете, по-моему да. По-моему, все были.

Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Поскольку конкурс международный, то вот скажем Денис – он же из Турции?

М. СМИРНОВА: Да.

Л. ГУЛЬКО: Из города Стамбула. Там тоже такая же система была международная?

М. СМИРНОВА: Да. Такая же система. Но я думаю, что Дениз об этом лучше расскажет. Потому что насколько я знаю, да. Тоже проходили отборочные туры, потом они кажется собирались в Анкаре. И в Анкаре проходил заключительный этап. И потом также 3 победителя.

Л. ГУЛЬКО: Я могу сравнить это, извините, с Евровидением. Тоже такая система похожая.

М. СМИРНОВА: Вы знаете, очень многие ребята сравнивают. У нас же детское Евровидение. Почему же по телевидению за нас не голосуют? Так что они сами тоже так говорят.

Л. ГУЛЬКО: Вокруг любого конкурса есть люди, которые это организуют. Да?

М. СМИРНОВА: Конечно.

Л. ГУЛЬКО: Может быть скажете пару слов об этих людях? Энтузиастах, я бы сказал.

М. СМИРНОВА: Я бы сказала, что этих людей у нас, я даже боюсь сказать, но по-моему их сотки тысяч этих людей, которые занимаются организацией конкурса. Потому что это учителя, во-первых. Потому что конечно же, если бы учителя эту идею не подхватили и не стали проводить это…Это и школьные библиотекари, безусловно. Если бы они не начали проводить бы этот конкурс в школах, ничего бы у на не получилось. Т.е. никакие наши организационные способности никаких результатов бы не принесли. Потом библиотекари, которые подхватили эту идею сказали: «Как замечательно, что ребята придут в первый раз например в нашу библиотеку». Отличная идея. Мы будем это проводить. Библиотекари поддержали. И конечно же, они стали организаторами конкурса в своих библиотеках. Это огромные усилия собрать целый район, собрать всех этих ребят, отслушать их. Потому что очень часто конкурс проводит в несколько этапов, несколько дней в одной библиотеке. Потом сама организация регионального этапа конкурса, это огромные усилия. Потому что опять же собираются ребята со всего региона. Их огромное количество. Т.е. иногда сотни приезжают чтецов, которых нужно отслушать за несколько дней, и часто организуют очень красивые церемонии, собирают прессу. Т.е. я например постоянно читаю конкурс чтецов других регионов. Я понимаю, что там была проделана сумасшедшая работа. И я даже не знаю этих людей, которые организуют этот конкурс. Т.е. совершенно все происходит стихийно. Поэтому в этом процессе задействовано очень много людей. Нельзя сказать, что есть команда из 10 человек, и они этот конкурс организуют в 10 странах конечно. Этих людей-организаторов очень много. И спасибо, конечно, Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, которые инициировали проведение этого конкурса по всей стране, потому что в таких масштабах без государственной поддержки конкурс никогда бы не прошел.

Л. ГУЛЬКО: Ну конечно. У меня знаете какой вопрос совсем простой: а зачем?

М. СМИРНОВА: Зачем?

Л. ГУЛЬКО: Да. Чтобы познакомить детей с литературой? Чтобы пропагандировать… Мы сейчас взрослые вопросы будем задавать, а потом детские начнем.

М. СМИРНОВА: Здесь очень много разных задач. Мне кажется, вообще в этом конкурсе есть какая-то объединяющая идея по мимо всего прочего. Что Россия всегда была читающей страной, и в общем мы были всегда духовно развитой нацией. В последнее время мы все время говорим о том, что происходит с нашими подростками, с нашими детьми: мы перестали читать, мы перестали меньше думать.

Л. ГУЛЬКО: Это так всегда говорили.

М. СМИРНОВА: Я понимаю, что всегда говорили. Но вот этот конкурс на самом деле просто опровергает миф вот этот о не читающем поколении. И оказывается, что у нас в стране огромное количество очень талантливых молодых людей. И когда они собираются все вместе, мы понимаем, что в общем-то наверно нас ждет какой-то светлое будущее. По крайней мере когда смотришь на них, понимаешь, что у нас все в общем-то очень даже хорошо и замечательно. И конечно же задача – помочь. Это же какой-то стимул. Многие ребята не начинают читать. Но просто им не подсказали, не сказали, что это интересно. Им не показали, что вообще такое книга, для чего это нужно. Они не увлеклись чтением. И не было повода какого-то. И этот конкурс, это повод взять в руки книгу, и задаться вопросом: почему тебе это читать интересно, а это не интересно. И спросить у своего друга, приятеля, у мамы, бабушки, какую книжку мне лучше почитать, что мне лучше хотя бы для конкурса прочитать. И для многих ребят это стимул читать дальше. Они нашли одну книжку, они прочитают следующую книгу.

М. ПЕШКОВА: Марина, меня удивила цифра, сколько ребят приняли участие в этом конкурсе. 2000000.

Л. ГУЛЬКО: Она меня само удивляет. Она мне кажется даже не вполне правдоподобной. Но мы считали этих ребят, потому что нам присылают из каждой школы заявку. Есть такая схема: сначала из школы присылают, потом из района присылают в регион, в регионе собирают всю статистику. И мы знаем даже в каждой школе кто организует конкурс, И у нас есть контакты каждого учителя, который занимается организацией конкурса. Т.е. абсолютно достоверная статистика. Мы можем все проверить. Мы можем позвонить этому учителю и узнать: правда ли в школе участвуют 20 человек. И в каждой школе нам пишут количество участников. И вот когда мы этих участников считали, у нас получилась такая цифра.

Л. ГУЛЬКО: А что потом происходит с участниками конкурса, с лауреатами?

М. ПЕШКОВА: Ведь это уже второй конкурс. У вас есть прошлогодний опыт.

М. СМИРНОВА: И был еще один проект в 2011 году.

М. ПЕШКОВА: Т.е. уже третий год.

Л. ГУЛЬКО: Ну практически третий.

М. СМИРНОВА: Практически третий год. Совершенно разные судьбы. Кто-то начинает везти… Нельзя же сказать, что это все влияет на абсолютно всех ребят. Мы не может это отследить. Про какого-то мы знаем. Например, у нас Вася Архипов, который в 2011 году победил в конкурсе. Он сейчас снимается, он актер, он снимается в кино. Он вел у нас финал Всероссийского конкурса чтецов. Он пошел делать актерскую карьеру. Пошел по этому пути. Девочка в Москве она даже не вышла в город, победила только на районном этапе конкурса. Ее пригласили вести детскую передачу. Я знаю девочка на Сахалине, когда она вернулась, ее тоже пригласили на радио вести детскую передачу. Т.е. на самом деле этих ребят замечают. Мы тоже стараемся поддерживать с ними отношения, общаться по мере возможности, приглашать куда-то, на какие-то мероприятия.

Л. ГУЛЬКО: Вот здесь есть вопрос, который пришел к нам на наш этот голубой экранчик: «как попасть на конкурс?».

М. СМИРНОВА: Очень просто. Заявку должен подать учитель или школьный библиотекарь. Т.е. единственное – заявку не может подать родитель. Но всегда он может подойти к учителю, и попросить: «Пожалуйста отправьте заявку на моего ребенка». Больше не нужно ничего. У нас есть заявка. Этого достаточно для участия.

Л. ГУЛЬКО: Хорошо. А куда? Какие координаты?

М. СМИРНОВА: Есть на сайте. Единственный почтовый адрес - pochta@youngreaders.ru . На который присылается заявка. Мы все эти заявки обрабатываем. Связываемся со школами. И начинается конкурс.

Л. ГУЛЬКО: И все?

М. СМИРНОВА: Да. Все очень просто. Заявку можно подать также своему районному методисту. Методисты отвечают за конкурс. И все. Уведомить только о том, что школа принимает участие. Больше ничего не надо.

М. ПЕШКОВА: А какие сроки подачи заявки?

М. СМИРНОВА: В ноябре начнется подача заявок на новый конкурс. Единственное, мы в этом году можем постараемся подальше. Потому что мы понимаем, что конечно, за полгода такое количество этапов конкурса провести сложно. Т.е. когда мы проводили, когда у нас закачивался на Всероссийском этапе, это еще было возможно. Когда появился Международный, у нас интервал был всего 6 дней, между Всероссийским финалом и Международным. Это конечно очень мало, напряженно. Дети из дальних регионов они успевали только доехать до дома, перекусить, и отправиться в Москву.

М. ПЕШКОВА: У меня еще один вопрос. Он касается семиклассников. Я видела на вашем сайте 6 класс. Вот представители у нас сидят в студии. И 7 класс. Какова было роль семиклассников?

М. СМИРНОВА: Знаете, мы просто попробовали. Мы понимали, что нам хочется продолжать и ребятам хочется продолжать с нами как-то общаться и дальше что-то делать, как-то вместе что-то придумывать, работать. И нам тоже было это очень интересно. И мы пытались придумать новы формат. Понимали, что второй конкурс чтецов вот в таком же объеме, мы провести просто не сможем организационно. Это очень тяжело. И с 2000000 бы справиться, куда нам 4. И поэтому мы предложили другой формат. Мы предложили написать эссе любимой книги. И в общем-то мы получили достаточно много интересных работ. Т.е. оказалось, что не только чтение, но и рассказ о том, почему им эта книга понравилась, это тоже может быть очень интересно. И некоторые ребята записали видеоролики, а кто-то дальше работал в номинации юный критик на сайте papmambook. Это наши партнеры. Предлагалось написать эссе на разные темы. Каждый раз эксперты оценивали эти эссе. Т.е. здесь мы работали с письменными текстами.

Л. ГУЛЬКО: Ты надевай наушники, если хочешь услышать Дениз. Прислонился ухом так к наушнику.

Д. ОЗДЕМИР: А я думаю, зачем эти наушники нужны.

Л. ГУЛЬКО: А для того, что бы услышать, когда будут звонить нам и отвечать на вопросы, чтобы услышать. А потом, если хочешь себя получше услышать, тоже можешь надеть. Можешь сидеть в наушниках, можешь сидеть без наушников.

Д. ОЗМАДЕН: Нет. Спасибо.

Л. ГУЛЬКО: Абсолютная свобода. Скажи нам, как ты попал на этот конкурс?

Д. ОЗМАДЕН: Как я попал на этот конкурс?

Л. ГУЛЬКО: Да. Зачем ты вдруг стал читать? Не понятно.

Д. ОЗМАДЕН: Я с детства читаю вообще-то. Мне вообще нравится читать. Потому что некоторые книги, если честно, когда читаешь, вот не интересные книги бывают. Но это да. Бывают такте. Но есть еще очень интересные, которые можно читать прямо бесконечно. Я например, некоторые книги перечитываю несколько раз.

Л. ГУЛЬКО: Назови какие книжки например.

Д. ОЗМАДЕН: «Человек-амфибия» когда-то я перечитывал второй раз. «Властелин колец». Хотя это к классике не относится

Л. ГУЛЬКО: Долго перечитывать.

Д. ОЗМАДЕН: Я ее 3 раза перечитывал. Потом такие еще книги.

Л. ГУЛЬКО: Фантастика тебе нравится?

Д. ОЗМАДЕН: Фантастика и классика нравится. Вот еще несколько перечитывал одну из моих любых книг «Вредные советы». Хоть она вроде бы и детская, и может быть уже не подходит до 6 класса, но она мне нравится.

Л. ГУЛЬКО: Почему это она не подходит? Она подходит даже для взрослых мне кажется. Нет?

Д. ОЗМАДЕН: Не знаю.

Л. ГУЛЬКО: А что ты читал на конкурсе?

Д. ОЗМАДЕН: На конкурсе я читал рассказ «Федина задача» Николая Носова.

Л. ГУЛЬКО: Можешь воспроизвести немножко? Прямо сейчас.

Д. ОЗМАДЕН: Рассказать?

Л. ГУЛЬКО: Ну конечно.

Д. ОЗМАДЕН: Хорошо.

Л. ГУЛЬКО: Кусочек.

Д. ОЗМАДЕН:

Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришёл с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.

– Вот и хорошо! – сказал Федя. – По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.

Он включил телевизор, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу.

– Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так… «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом…»

Вместо диктора на экране появился певец в чёрном костюме и запел густым рокочущим басом:

Жил-был король когда-то. При нём блоха жила. Милей родного брата. Она ему была Блоха. – Вот какой противный король! – сказал Федя. – Блоха ему, видите ли, милей родного брата!

Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала…

Л. ГУЛЬКО: Спасибо тебе большое. Сейчас прервемся пока.

Д. ОЗМАДЕН: Хорошо.

Л. ГУЛЬКО: Спасибо. А почему ты выбрал рассказ Носова?

Д. ОЗМАДЕН: Потому что Николай Носов пишет все рассказы весело. У меня есть такая книжка в зеленой обложке. Там и написано Николай Носов. Там все такие смешные рассказы, которые он писал. А это одна из моих любимых книг.

Л. ГУЛЬКО: Ты сейчас еще же и пел. Ты поешь?

Д. ОЗМАДЕН: Да я пел.

Л. ГУЛЬКО: Дома поешь?

Д. ОЗМАДЕН: Дома иногда пою. Но просто так пою. Уроки делаю и пою иногда.

Л. ГУЛЬКО: А чего ты поешь?

Д. ОЗМАДЕН: Ничего. Мелодии какие-то, которые я сам выбрал.

Л. ГУЛЬКО: Любимые какие-нибудь есть музыкальные произведения?

Д. ОЗМАДЕН: Музыкальные произведения…Да все хорошие, кроме некоторых. Ну например, классические произведения есть еще в музыке. Я их все люблю. Они все нормальные: Бах, Моцарт..

Л. ГУЛЬКО: Все?

Д. ОЗМАДЕН: Да. Почти все.

Л. ГУЛЬКО: Шнитке?

Д. ОЗДЕМИР: Шнитке? Я не знаю Шнитке, если честно.

Л. ГУЛЬКО: Ну и не надо. Ну и чего?

Д. ОЗМАДЕН: И что? Мой брат слушает рок. Не такой хард-рок. Это классический рок. Многие думают то что это такой очень тяжелый вид музыки, но вообще-то, если присмотреться, там есть вид этого рока, который спокойный. Это тоже похоже на классическое, но как бы там нет такого оранья, простите за выражение, в микрофон. Там просто песня нормальная, мелодия бывает такая.

Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Спасибо тебе большое за рассказ. А ты будешь дальше принимать участие в каких-то других конкурсах?

Д. ОЗМАДЕН: Конечно буду.

Л. ГУЛЬКО: Смотри, когда ты вырастешь, когда ты уже выйдешь из этого конкурса детского международного, дальше чего будет?

Д. ОЗМАДЕН: Дальше чего будет? Во-первых, я буду участвовать в других конкурсах. Я это точно говорю. Мне уже нельзя не участвовать в конкурсах. В каких конкурсах я могу участвовать? Конкурс чтецов может появится где-то. Я могу еще участвовать еще в конкурсе…

Л. ГУЛЬКО: Может в фильме будешь сниматься или в спектаклях играть.

Д. ОЗМАДЕН: Ну да. Могу.

Л. ГУЛЬКО: Я просто сейчас всяким разным взрослым. Вы запомните имя – Дениз Озмаден. Когда будете снимать великие художественные фильмы всякие, запомните мальчика. Мы сейчас начнем разговор с Романом. Потом его продолжим после новостей. Поскольку у нас через 3 минутки новости. Теперь твой рассказ о том, как ты к этому конкурсу подошел.

Р. РЕЗНИКОВ: У меня такая ситуация. Я вот уже 4 года участвовал в Московском открытом конкурсе чтецов. Уже 4 года там побеждаю. И как-то вот получилось, что мне в школе просто сказали: «Ты уже должен участвовать».

Л. ГУЛЬКО: Ты сказал: «Ну ладно». И пошел.

М. ПЕШКОВА: Это школа номер 204?

Р. РЕЗНИКОВ: Да. Ну а потом затянул.

Л. ГУЛЬКО: А потом понравилось?

Р. РЕЗНИКОВ: Ну да. Мне и раньше нравилось участвовать в таких конкурсах. Это очень интересно. И послушать своих сверстников. Может какую-то новую книжку для себя откроешь.

Л. ГУЛЬКО: А ты то какие книжки читаешь? Дениз любит фэнтези.

Р. РЕЗНИКОВ: Аналогично. Тоже фэнтези, да?

Л. ГУЛЬКО: Тоже фэнтези. Да?

Р. РЕЗНИКОВ: Ну да, в общем.

Л. ГУЛЬКО: А что ты выбрал для конкурса?

Р. РЕЗНИКОВ: Это не фэнтези, это фантастика.

Л. ГУЛЬКО: А чем фэнтези от фантастики отличается?

Р. РЕЗНИКОВ: Фантастика это больше роботы, что-то такое. А фэнтези – это маги, все такое.

Л. ГУЛЬКО: А в смысле фэнтези – это Гарри Поттер?

Р. РЕЗНИКОВ: Ну в общем да.

Л. ГУЛЬКО: Понял.

Р. РЕЗНИКОВ: Я выбрал Айзека Азимова «Лучший друг». Вообще Айзек Азимов – это как бы такой в чем-то отец фантастики. Потому что роботов он заложил. Одни из основных принципов робота.

Л. ГУЛЬКО: А ты не помнишь, когда первую книжку прочел?

Р. РЕЗНИКОВ: Это вопрос такой очень сложный.

Л. ГУЛЬКО: Может ты помнишь? В 4 года.

Р. РЕЗНИКОВ: Если примерно, то в 5 может как-то.

Л. ГУЛЬКО: А что это за книжка была? Не помнишь?

Р. РЕЗНИКОВ: Нет. Я помню, что я примерно в это время начал как бы читать осознанно. Не что как бы просто смотреть картинки, а вот именно читать осознал где-то так.

Л. ГУЛЬКО: А ты читаешь, скажи пожалуйста (последний вопрос перед новостями), в живую книжку бумажную или ты читаешь какие-то электронные носители?

Р. РЕЗНИКОВ: В основном я читаю обычные книги, но как раз на живой классике мне подарили букридер, и я сейчас совмещаю. Даже есть некоторые книги, которые или у меня их нет, то в бумажном виде или как бы…

Л. ГУЛЬКО: Ты из пиратски скачиваешь? Я в хорошем смысле.

Р. РЕЗНИКОВ: Ну да. Я их скачиваю. Или если надо куда-то поехать допустим на дачу, естественно, лучше взять собой букридер.

Л. ГУЛЬКО: Ладно. Хорошо. Давайте прервемся на новости для взрослых. Можете конечно их тоже послушать. Но лучше чего-нибудь съесть или выпить. Это я в смысле попить нашим мальчикам и девочкам, говорю слушателям. А потом вернемся в студию, и продолжим разговор.

Л. ГУЛЬКО: Мы продолжаем нашу «Детскую площадку». Еще раз наши гости. Это Международный конкурс юных чтецов. И лауреаты этого конкурса – Роман Резников и Дениз Озмаден. Марина Смирнова – учредитель и координатор конкурса. Роман, такой же вопрос, собственно как и Денизу, хотелось чтобы ты что-нибудь почитал.

Р. РЕЗНИКОВ: Я наверно прочту конец своего рассказа.

Л. ГУЛЬКО: Своего?

Р. РЕЗНИКОВ: Да, который я читал. Отрывок из рассказа Айзека Азимова «Лучший друг».

Джимми крепко прижимал Робачонку к груди. Лицо его выражало отчаянье.

- Разве важно только то, что чувствуют они? - сказал он. - А что я чувствую, разве не важно? Я люблю Робачонку, и это самое главное.

И маленький робот, которого еще никогда не обнимали так крепко, запищал счастливым громким прерывистым писком.

Л. ГУЛЬКО: Замечательно. Такие прямо у тебя эмоции. Чувствуется ты переживаешь. Правда?

Р. РЕЗНИКОВ: Да. Мы работали над этим текстом с папой, чтобы максимально его понять, прочувствовать. Постараться донести до…

Л. ГУЛЬКО: Поработал как режиссер, а ты как актер. А ты кем хочешь стать?

Р. РЕЗНИКОВ: Я хочу стать инженером.

Л. ГУЛЬКО: Не смотря на актерские способности.

Р. РЕЗНИКОВ: Это как бы уже переходит в хобби с той постоянностью с которой я участвую.

Л. ГУЛЬКО: Я инженером каким?

Р. РЕЗНИКОВ: Скорее всего по какой-то автомобильной направленности или двигатели, или может аэродинамика. Может в такой.

Л. ГУЛЬКО: А дома есть автомобиль? Да?

Р. РЕЗНИКОВ: Да.

Л. ГУЛЬКО: Какой?

Р. РЕЗНИКОВ: Фольксваген гольф 3.

Л. ГУЛЬКО: Сейчас мы у Сан Саныча отнимем немножко его хлеб. Ты умеешь водить машину? Дают тебе?

Р. РЕЗНИКОВ: Как бы так чуть-чуть на на даче.

Л. ГУЛЬКО: На даче по прямой там где деревьев нет. Чистое поле вокруг.

Р. РЕЗНИКОВ: Не совсем. Бывают деревья иногда.

Л. ГУЛЬКО: Смотри, а если, я сейчас задам тебе вопрос, выбирать с одной стороны конкурс чтецов еще один, в котором ты уже принимал участие, и наверняка хочешь еще раз принять, а с другой стороны картинг и гонки. Тоже интересно. Ты чего выбираешь?

Р. РЕЗНИКОВ: С одной стороны можно даже совместить. Например, в этом году как раз с живой классикой. Когда был районный тур. Мне аж голову двинуло сразу на 2 конкурса чтецов. Т.е. у меня был в первый день конкурс по живой классике, во второй уже городской – другой конкурс. Если может будет вот эти 2, как вы сказали картинг, я бы совместил.

Л. ГУЛЬКО: А если нельзя?

Р. РЕЗНИКОВ: Если нельзя – не знаю даже. Надо подумать.

Л. ГУЛЬКО: Ну ладно. А скажите юноши, а как девочки вообще реагируют на ваши вообще вот эти вот замечательные актерские способности?

Р. РЕЗНИКОВ: Никак. Ну в общем да. В классе не было лично у меня…

Л. ГУЛЬКО: Мальчишки тоже конечно.

Р. РЕЗНИКОВ: Ну да. Кроме друзей не было никакого такого «а», ты там победил в Москве. Ничего такого не было. Просто так спокойно.

М. СМИРНОВА: Можно я прокомментирую здесь?

Л. ГУЛЬКО: Да. Конечно.

М. СМИРНОВА: Потому что Илья Виноградов (победитель прошлого года конкурса) рассказывал, мы тоже ему задали такой вопрос: как отнеслись к этому в твоей школе? Он говорит: «Ой, да в школе никак не отнеслись». А вот в другой школе, друг его учится в другой школе и его спрашивают: «Как? Ты знаешь Илья Виноградова?». В своей школе к нему привыкли. Лицом к лицу, лица не разглядим. Большое видится на расстоянии. А вот в другой школе он герой.

Л. ГУЛЬКО: Ну и вы наверно совершенно спокойно относитесь к этой славе своей? Правда?

Р. РЕЗНИКОВ: Ну в общем да. Хорошо. Выиграл.

Л. ГУЛЬКО: А ты Денис?

Д. ОЗМАДЕН: А у меня в школе все также каки у него. Посторонних то школ нет. Только эта. Консульство. Только одна русская школа получается. Все привыкли ко мне, всех веселю.

Л. ГУЛЬКО: А на уроках вы как-то пользуетесь своим мастерством?

Д. ОЗМАДЕН: Литературой?

Р. РЕЗНИКОВ: Иногда да.

Д. ОЗМАДЕН: Ну да. Когда задают стих прочитать. Почему бы не блеснуть.

Л. ГУЛЬКО: Действительно.

М. СМИРНОВА: А почему бы не блеснуть?

Л. ГУЛЬКО: Это правильно на самом деле. Чего же скрывать. У нас замечательные книжки сегодня в розыгрыше. Мы напомним, что у нас конечно же есть призы. Да, Майечка?

М. ПЕШКОВА: Это призы – книги от правительства Москвы. Мы сегодня будем их разыгрывать в нашей «Детской площадке». Я хочу, чтобы ребята их тоже читали.

Л. ГУЛЬКО: Вот тут они все разные. Есть книжки про Москву.

М. ПЕШКОВА: Да. Ты сформировал.

Л. ГУЛЬКО: Лев Колодоный «Хождение в Москву». Во-первых, они замечательно оформлены все и изданы. «История московских районов». И 2 книжки «История родного города». Такие вот они шикарные, я бы сказал, с отличными иллюстрациями. Издательство «Галлирия» оно называется. Как называется?

М. ПЕШКОВА: «Галлирия».

Л. ГУЛЬКО: Это издательство Москва, «Русь-Олимп». И издательство…

М. ПЕШКОВА: Они такие тяжелые, что их трудно даже переворачивать.

Л. ГУЛЬКО: «Астрель». Вот эти книжки есть. Есть книжки: Александр Сергеевич Пушкин. Москва. Альбом по материалам выставки Государственного музея А. С. Пушкина к 180-летию возвращению Пушкина в Москву. Вот такие 2 замечательных альбома. Это у нас что? Московские учебники государственного музея имени Пушкина. Вот 2 этих альбома. Есть любимые произведения русских классиков. «Нет ничего дороже правды». Большие книжки. Называются они. Это издательство «Даръ» московское. И книжки о Великой Отечественной войне. 4 книжки. 2 книжки – «Оборона Севастополя. Сражение за Кавказ». «Победа под Курском. Изгнание фашистов». Это детская литература. И еще 2 книги – «Знаю, ты вернешься». Книга большая. Вот. Издательская программа Москвы. Это Москва. Детские письма на войну.

М. ПЕШКОВА: Я хочу сказать, что на конкурсе совершенно блистательно выступил мальчик, который читал настолько трогательно, настолько судьбу человека Шолохова, что буквально все, кто его слышал..

Л. ГУЛЬКО: А сколько лет мальчику?

М. ПЕШКОВА: Также как и нашим ребятам по 12 лет. Этот мальчик приехал из Казахстана Даурен Тусупбаев. Он там был в военной форме, в солдатской форме с пилоткой. Видно было, как ребенок волнуется, выступая, насколько он прочувствовал этот текст. Очень понравилось как он читал. Правда? Марин?

М. СМИРНОВА: Да. У меня было много фаворитов.

М. ПЕШКОВА: Да. Было много фаворитов. Очень трудно было выбрать.

Л. ГУЛЬКО: Наверно произведения были совсем разные. Или были какие-то произведения, которые читали больше?

М. СМИРНОВА: Драгунского много читают.

Л. ГУЛЬКО: Драгунского.

М. СМИРНОВА: Драгунского, Зощенко. Но вообще на самом деле в этом году меня выбор поразил. Особенно на Международном конкурсе. Были какие-то неожиданные тексты. Например, один мальчик читал Бестужего Марлинского.

М. ПЕШКОВА: Мальчик из Новосибирска.

Л. ГУЛЬКО: 12-ти летний.

М. СМИРНОВА: Или например, девочка одна читала Улицкую. Все время спрашивала, что читают ли ребята современную литературу? Читают.

Л. ГУЛЬКО: Взрослую причем.

М. СМИРНОВА: Взрослую. Да. Читают.

Л. ГУЛЬКО: Читают. Хорошо. У нас есть с вами 8 вопросов. Поэтому мы в принципе можем начинать наш такой местный розыгрыш. 363-36-59 наш телефон. +7-495. Он понадобиться нашим радиослушателям, мальчикам и девочкам и их родителям, которые естественно могут помогать в правильных ответах, для того, чтобы ответить правильно и выбрать себе книгу из вот этого большого числа наших сегодняшних призов. Давайте начнем с первого вопроса. Они все такие литературоведческие вопросы. Как в варианте собирателя фольклора Афанасьева заканчивается «Сказка о курочке Рябе?».

М. ПЕШКОВА: Варианты? Да?

Л. ГУЛЬКО: Да. У меня тут вариантов нет оказывается. Тут вот как-то я не нашел вариантов. Не успел найти вариантов. Я просто быстренько.

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено!

М. СМИРНОВА: Это вариант сказки встречается не только у Афанасьева. После того, как мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Что дальше происходило?

Л. ГУЛЬКО: Что дальше происходило? Хорошо. 363-36-59. Надеваем наушники. Вы тоже надевайте, чтобы услышать правильные ответы. А Марина будет выступать как эксперт.

М. ПЕШКОВА. Да. Она специалист по литературе.

Л. ГУЛЬКО: 363-36-59 наш телефон. Что было в сказке, после того как мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Что дальше было? 363-36-59. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО: Привет. Тебя как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Максим.

Л. ГУЛЬКО: Максим, тебе сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне 8.

Л. ГУЛЬКО: 8 лет. Ну давай попробуй нам рассказать что же раньше было в этой сказке?

СЛУШАТЕЛЬ: После того, как мышка пробежала, хвостиком махнула и разбила яичко, она сказала деду и бабе: «Не печальтесь. Я вам снесу новое яичко, не золотое, а простое».

М. СМИРНОВА: А дальше?

Л. ГУЛЬКО: Там дальше еще было.

СЛУШАТЕЛЬ: Не снесла его.

М. СМИРНОВА: А потом?

СЛУШАТЕЛЬ: А потом вылупился цыпленок.

Л. ГУЛЬКО: Это уже совсем другая сказка. Я не знаю, правильный ответ или нет?

М. СМИРНОВА: Нет. Цыпленок не вылупился. У вас там есть правильный ответ.

Л. ГУЛЬКО: К сожалению, ответ не правильный. Но за то, что ты принимал участие в нашем конкурсе, мы тебе все равно книжку подберем интересную какую-нибудь. Спасибо тебе большое. Вопрос остается. 363-36-59. Вопросы непростые. Вы не знаете правильный ответ юноши? Не надо только сейчас говорить, если знаешь. Знаешь или нет?

Д. ОЗМАДЕН: Могу что-то сказать. Но я помню, что она сказала.

Л. ГУЛЬКО: Роман, а ты знаешь?

Р. РЕЗНИКОВ: У меня есть несколько предположений. Но точного я не могу сказать.

Д. ОЗМАДЕН: Да. Я тоже точного не могу сказать.

Л. ГУЛЬКО: Ну и ладно. Сейчас послушаем.

Д. ОЗМАДЕН: Я давно не читал.

Л. ГУЛЬКО: 363-36-59 наш телефон. Доброе утро!

СЛУШАТЕЛЬ: …

Л. ГУЛЬКО: Понятно. Главный санитарный врач предупреждал и всегда предупреждает, что в общем надо лекарства пить во время. Тогда все будет хорошо в этом мире. 363-36-59 наш телефон. Доброе утро. Алло. Слушаем. Все углубились в интернет, я думаю. А в интернете есть правильный ответ интересно?

М. СМИРНОВА: Конечно есть.

Л. ГУЛЬКО: Есть. 363-36-59. Доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

Л. ГУЛЬКО: Привет. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Ксеня.

Л. ГУЛЬКО: Ксеня, тебе сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬ: 11.

Л. ГУЛЬКО: 11 лет. Такая серьезная уже барышня. Ну чем заканчивается сказка? Она снесла яйцо, не плачь дед, не плач баба, там еще чего-то. Я тебе снесу еще одно. Туда сюда. А дальше?

СЛУШАТЕЛЬ: Курочка Ряба сказала, что она снесет еще одно яйцо. Не золотое, а простое.

Л. ГУЛЬКО: А дальше?

СЛУШАТЕЛЬ: А потом все закончилось.

Л. ГУЛЬКО: В один день все были счастливы. Нет. Не правильно. А мы можем как-то подсказать? Марин?

М. СМИРНОВА: Да. Я думаю, что здесь можно… Давайте прочитаем, потому что есть другие вопросы. Зададим более простые. На самом деле я только в университете узнала, что у этой сказки есть продолжение.

Л. ГУЛЬКО: Ну давайте.

Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось

Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала.

Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.

Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал. Такая грустная сказка.

Р. ОЗМАДЕН: В ужастик превращается.

М. СМИРНОВА: Да.

Л. ГУЛЬКО: Такая грустная сказка получается. Никогда не знал, чем заканчивается сказка о курочке Рябе. Хорошо. Тогда вопрос номер 2.

М. СМИРНОВА: Раз у нас так ребята отвечают, может я задам вопрос на который нетрудно ответить.

Л. ГУЛЬКО: Давайте.

М. СМИРНОВА: О чем старик просил Золотую рыбку?

Л. ГУЛЬКО: Т.е. тут вариантов нет никаких?

М. СМИРНОВА: Я думаю нам расскажут о чем просил. Вспомнят же.

Л. ГУЛЬКО: А он же несколько раз просил.

М. СМИРНОВА: Да. Все просьбы.

Л. ГУЛЬКО: Все разы.

М. СМИРНОВА: Да.

Л. ГУЛЬКО: 363-36-59. О чем старик просил Золотую рыбку? 363-36-59 наш телефон. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

Л. ГУЛЬКО: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Старик просил в начале Золотую рыбку о том, чтобы у них было новое корыто, потом о том, чтобы землянка превратилась в избу, потом чтобы старуха стала столбовою дворянкой, потом царицей, а потом владычицей Москвы.

М. СМИРНОВА: Все правильно.

Л. ГУЛЬКО: Чтоб на посылках у нее рыбка там бегала.

М. СМИРНОВА: Да.

Л. ГУЛЬКО: Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Галатея.

Л. ГУЛЬКО: Какое красивое у тебя имя. Настоящее?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л. ГУЛЬКО: Галатея. А как тебя дома называют ласково? Гала?

СЛУШАТЕЛЬ: Ляля.

Л. ГУЛЬКО: Ляля? Ну нормально. Хорошо. Давай выбирай книжку. Тебе сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬ: 12.

Л. ГУЛЬКО: 12 лет. Смотри, есть книги о Великой Отечественной войне. Есть любимые произведения русских классиков. Есть книжки про Москву. И есть альбом «Пушкин. Москва. 1826. Материалы выставки музея Пушкина».

СЛУШАТЕЛЬ: А можно мне произведения русской классики?

Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Любимые произведения русских классиков. Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л. ГУЛЬКО: Галатея. Спасибо тебе огромное. А ты сама не читаешь рассказы для кого-нибудь? Для себя может быть.

СЛУШАТЕЛЬ: Читаю.

Л. ГУЛЬКО: А какие?

СЛУШАТЕЛЬ: Чехова рассказы.

Л. ГУЛЬКО: Вслух?

СЛУШАТЕЛЬ: Иногда вслух.

Л. ГУЛЬКО: Ты можешь чего-нибудь прочесть сейчас прям? Если у тебя под рукой что-то есть. Можно по книжке прям, не наизусть. Сейчас мы конкурс устроим.

СЛУШАТЕЛЬ: Именно рассказ?

Л. ГУЛЬКО: Что-нибудь. Можно стих, что-то помнишь.

СЛУШАТЕЛЬ: Можно рассказать отрывок из прозы? Джером Клапка Джером. Трое в лодке (не считая собаки).

Л. ГУЛЬКО: Давай. Немножко. Пару минут.

СЛУШАТЕЛЬ:

Поужинав, Джордж вытащил банджо и собрался поиграть, но Гаррис возражал; он сказал, что у него сильно разболелась голова и подобное испытание ему не под силу. Джордж думал, что музыка будет полезна, потому что она вообще успокаивает нервы и излечивает головную боль. Для примера он даже взял несколько аккордов. Гаррис сказал, что предпочитает головную боль.

Джордж так и не выучился играть на банджо. Слишком уж много разочарований встретил он со стороны света. Во время нашей поездки он пробовал возобновить свои занятия. но неизменно терпел фиаско. Гаррис комментировал его игру в таких выражениях, которые могли его обескуражить кого угодно.

Л. ГУЛЬКО: Спасибо огромное.

СЛУШАТЕЛЬ: Не за что. Девочка вполне может принимать участие в конкурсе.

М. СМИРНОВА: Конечно.

Л. ГУЛЬКО: Спасибо тебе.

М. СМИРНОВА: Может принимает?

Л. ГУЛЬКО: А ты принимаешь участие в каком-нибудь конкурсе? Не принимала никогда?

СЛУШАТЕЛЬ: Я поступала в киношколу.

Л. ГУЛЬКО: Вполне можешь принимать участие в Международном конкурсе юных чтецов, между прочим. И через этот конкурс попасть в киношколу.

СЛУШАТЕЛЬ: Я уже в нее попала.

Л. ГУЛЬКО: Попала. Дальше пригодится. Спасибо тебе большое. Пока.

СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.

Л. ГУЛЬКО: Замечательно. Как вы считаете, хорошо читала?

Д. ОЗМАДЕН: Да.

Л. ГУЛЬКО: С таким именем еще красивым девочка. Вопрос номер 3. Давайте я про щи задам?

- Щи, моя душа, сегодня очень хороши! — сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни. Вопрос такой. Что такое няня? Есть 3 варианта ответа: каша, переменная с чесноком (любая каша может быть, перловая, овсяная), специальный засол сала (сало специальным образом засаливают, называется няня) или это просто бараний желудок, начиненный гречневой кашей, мозгом и ножками.

М. СМИРНОВА: Или просто няня.

Л. ГУЛЬКО: Четвертый вариант ответа – или это просто няня. От марины. 363-36-59 наш телефон. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО: Привет. Тебя как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Третий вариант.

Л. ГУЛЬКО: Бараний желудок?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л. ГУЛЬКО: А почему ты так думаешь?

СЛУШАТЕЛЬ: Не знаю.

Л. ГУЛЬКО: Просто тебе больше нравится бараний желудок?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л. ГУЛЬКО: На вкус не пробовал никогда?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет.

Л. ГУЛЬКО: Это действительно бараний желудок, начинённый гречневой кашей, мозгом и ножками. Такое известное блюдо, которое подают к щам. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Ксюша.

Л. ГУЛЬКО: Ксюша. Сколько тебе лет?

СЛУШАТЕЛЬ: 10.

Л. ГУЛЬКО: 10. Давай книжку выбирать тогда Ксюш. Ты помнишь все книжки?

СЛУШАТЕЛЬ: А можно..

Л. ГУЛЬКО: Давай. Чего?

СЛУШАТЕЛЬ: Пушкин.

Л. ГУЛЬКО: Пушкин. Хорошо. Замечательный выбор. Сейчас отдаю. Спасибо тебе большое. Пока. Следующий вопрос Марин, какой?

М. СМИРНОВА: Давайте про комету спросим.

Л. ГУЛЬКО: Давайте. Вошел и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток. Речь идет о шампанском урожае 1811 года. Что такое вина кометы вот в этом самом отрывке из стихотворения? Это большая комета 1811 года. Официальное обозначение C/1811F1. Либо это такое расхожее выражение. 363-36-59. Что такое вино кометы вот в этом отрывке? Вошел и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток. Доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

Л. ГУЛЬКО: Да. Привет.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО: Тебя как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: …

Л. ГУЛЬКО: Тяжелый вздох. Ну как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Настя.

Л. ГУЛЬКО: Насть, тебе сколько лет? Скажи.

СЛУШАТЕЛЬ: Мне 8.

Л. ГУЛЬКО: 8. Отвечай на вопрос, а у нас времени совсем не остается.

СЛУШАТЕЛЬ: Первый вариант.

Л. ГУЛЬКО: Первый вариант. Большая комета 1811 года. Было видно комету в 1811 году. Вот такая вот она яркая была обнаружена и вошла в это стихотворение. Спасибо тебе большое. Выбирай книжку. Приз какой? Настя?

СЛУШАТЕЛЬ: Любимые произведения классиков.

Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Прекрасно. Любимые произведения русских классиков. Спасибо огромное. Спасибо.

М. СМИРНОВА: Давайте детский вопрос зададим.

Л. ГУЛЬКО: А мы успеем? Давайте попробуем. 2 минуты. Давайте.

М. СМИРНОВА: В какой сказке говорится о 4-х дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

Л. ГУЛЬКО: А есть варианты сказок? С правильным, конечно.

М. СМИРНОВА: Нет вариантов.

Л. ГУЛЬКО: Ну смотрите: «Три мушкетёра», «Маша и Медведь» и третий вариант какой-нибудь.

М. СМИРНОВА: «Красная шапочка» не подходит. Тоже как вариант можно. Еще есть вариант «Колобок».

Л. ГУЛЬКО: «Красная шапочка» и «Колобок». 363-36-59 наш телефон. Доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

Л. ГУЛЬКО: Да. Привет. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Наташа.

Л. ГУЛЬКО: Давай. Что это за сказка?

СЛУШАТЕЛЬ: Я думаю, что это «Колобок».

М. СМИРНОВА: Правильно.

Л. ГУЛЬКО: Сразу просто. «Колобок». Действительно. Так и есть. Сколько тебе лет Наташ?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне 12.

Л. ГУЛЬКО: 12 лет. Выбирай приз.

СЛУШАТЕЛЬ: А какие есть?

Л. ГУЛЬКО: Смотри: книжки о Великой Отечественной, есть пушкинский альбом к 10-летию возвращения Пушкина в Москву». Есть книжки про Москву. «Хождение в Москву. История московских районов. История одного города».

СЛУШАТЕЛЬ: Можно альбом пушкинский?

Л. ГУЛЬКО: Пушкинский. Хорошо. Все. Спасибо тебе большое. Пока.

СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.

Л. ГУЛЬКО: Ну вот так вот наша передача подошла к концу. Спасибо большое. Я еще раз напомню, Марина Смирнова – учредитель и координатор Международного конкурса юных чтецов и лауреаты его конкурса Роман Резников и Дениз Озмаден. Спасибо вам большое ребята. Приходите к нам еще, может в другом качестве. Я желаю вам удачи, успехов творческих, вкусных всяких вещей, которых вы наверняка очень любите, и вообще побольше солнца в этой жизни.

Р. РЕЗНИОВ: Спасибо.

Д. ОЗМАДЕН: Спасибо.

Л. ГУЛЬКО: Всего хорошего. До свидания.

Р. РЕЗНИКОВ: До свидания.

Д. ОЗМАДЕН: До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024