Играем в куклы от 5 до 95 - Таисия Попова, Елена Егорова - Детская площадка с папашей Гульком - 2013-03-23
Л. ГУЛЬКО: 9 часов 10 минут. Доброе утро мальчики и девочки, папы и мамы, бабушки и дедушки, и прочие родственники! Мы с Наташей Кузьминой начинаем нашу «Детскую площадку». Действительно, как вы слышали, тема нашей сегодняшней «Детской площадки» «Играем в куклы с 5 до 95 лет». Ну как-то вот так определились. И в 3 года играют в куклы, и в 102 наверно тоже играют люди в куклы. Поэтому все о куклах. Сегодня я хочу поприветствовать в нашей студии Таисию Попову – заместителя директора музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой». Здравствуйте Таисия.
Т. ПОПОВА: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: И Елену Егорову – искусствоведа. Здравствуйте Лена.
Е. ЕГОРОВА: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Во-первых, хочу вас поздравить. 21 марта был замечательный праздник – Международный день кукольника, который наверно имеет к вам непосредственное отношение к кукольным театрам и к вам. Потому что куклы везде в нашей жизни. Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (я сейчас немножко почитаю) пришла известному на ум деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Вот они там пообсуждали, пообсуждали и через два года, на заседании Международного Совета организации ЮНЕСКО, дата празднования была определена – 21 марта. Каждый год Международный день кукольника. С чем я вас и поздравляю.
Т. ПОПОВА: Спасибо. Вы знаете, мы действительно имеем к этому самое прямое отношение, потому что мы дружим например, с театром имени Сергея Образцова. У нас совместные проекты с этим театром и театральные куклы выставляются, наши куклы. Так что вот такой вот у нас общий праздник.
Л. ГУЛЬКО: Давайте мы для того, чтобы как-то немножко создать атмосферу послушаем одну замечательную композицию Андрея Усачева. Называется она «Балаган». Потому что в общем, это все же балаган. Да. Все же от туда. Давайте ее послушаем и потом продолжим разговор.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ.
Л. ГУЛЬКО: Ну вот. Мы продолжаем наш разговор о куклах – больших и маленьких, смешных и не очень. Потому что куклы бывают разные. Хотел сказать нашим уважаемым мальчикам и и девочкам, а также их родителям, что мы будем принимать звонки +7-495-363-36-59 наш телефон, а также для ваших смс телефон +7-985-970-45-45. Может быть нам кто расскажет, у кого есть какие куклы, кто в какие куклы играет, а может быть сами вспомнят, какие у них были куклы. Между прочим, я помню детстве была кукла- неваляшка красно-белая или банька-встанька.
Т. ПОПОВА: А у меня был гуттаперчевый пупс, которого купили на каком-то рынке. Тогда кукол не было в магазинах. Это было сразу после войны. Поэтому я его очень любила. Его звали Люська.
Л. ГУЛЬКО: Люська? Это кто ее так назвал?
Т. ПОПОВА: Это я ее так назвала.
Л. ГУЛЬКО: А у вас Лен?
Е. ЕГОРОВА: А у меня была очень интересная кукла. Вернее это была не совсем моя кукла. Это была мамина кукла. Помните наверно такой замечательный фильм «Старик Хоттабыч»?
Л. ГУЛЬКО: Конечно помню.
Е. ЕГОРОВА: И к выходу этого фильма выпустили такую партию стариков Хоттабычей в чалме, с длинной бородой, которую можно было потихоньку отрывать и загадывать желание. Наверно помните: там старик Хоттабыч выдергивал 1-2 волоска из бороды и сбывалось самое заветное желание.
Л. ГУЛЬКО: Замечательный актер Николай Николаевич Волков.
Т. ПОПОВА: И вот у меня такой Хоттабыч был.
Л. ГУЛЬКО: Отрывали ему бороду?
Е. ЕГОРОВА: Потихоньку конечно. Ну и плюс конечно прекрасные немецкие куклы, которые в то время появились. У меня была кукла, так сказать мой двойник, под именем Лена.
Л. ГУЛЬКО: Она наверно ходила и говорила? Нет?
Е. ЕГОРОВА: Нет. Она не ходила. Она была маленькая. Такие куклы выпускались на фабрике «8 марта» у нас в России. В Германии в основном делались замечательные пупсы, большие, в размер настоящего ребенка. Очень симпатичные.
Л. ГУЛЬКО: Давайте мы пока наши мальчики и девочки думают чего нам рассказать, вы расскажете о «Галереи Анастасии Чижовой». Потому что я так понимаю, что галерея собирает всяких разных кукол. Вообще, как родилась идея?
Т. ПОПОВА: Вы знаете, была такая художник-кукольник Олина Дмитриевна Вентцель. К сожалению, лет 6 она ушла из жизни. У нее была мастерская в Стрельбищенском переулке. Было полуподвальное помещение. И вот она там и работала и жила. И вот мне доводилось бывать в этой мастерской. Я видела, как работала Олина Дмитриевна Вентцель. Она создавала кукол из фарфора. Одевала их в исторические костюмы. Что значит в исторические? Это были необыкновенные куклы. Куклы, которые изображали исторических персонажей. Потому что Олина Дмитриевна хотела, чтобы дети к истории проявляли интерес именно через игру, через куклу. Вот например, увидит мальчик куклу Михаила Илларионовича Кутузова и вдруг заинтересуется, а что это был за полководец. И таким образом вот она привлекала детей к истории. Это была ее сверхзадача. И сейчас мы сохраняем традиции Олина Дмитриевны Вентцель. И наш музей даже имеет девиз – «Созерцай прекрасное познавать». Т.е. мы продолжаем эту ее идею приобщать детей к литературе, к искусству, к истории. Из этой мастерской куклы перекочевали на 1-ю Тверскую-Ямскую, где открылась наша галерея. Это было 7 лет назад. В мае у нас будет день рождения. Но год назад в общем мы поменяли свой адрес. Пока его еще не обрели новый.
Л. ГУЛЬКО: Но в Ветошном переулке все таки что-то находится?
Т. ПОПОВА: В Ветошном переулке это не наше. И мы сейчас работаем в московских музеях с нашими выставками. Вот одна из таких выставок открылась сейчас в музее-панораме «Бородинская битва».
Л. ГУЛЬКО: Здесь рядышком у нас.
Т. ПОПОВА: Да. Неподалеку. Метро «Кутузовская» или метро «Парк Победы». Она называется «Бал-маскарад на Кутузовском». Это очень красивая праздничная выставка, где представлены куклы Олины Вентцель. Там можно встретить самых важных исторических персонажей. Потому что бал-маскарад предполагает, что пришли люди на бал, надели на себя самые разные костюмы и веселятся. Поэтому там можно встретить и царицу Египта Нефертити, и Наполеона Бонапарта, и опять же Кутузова, императора Александра I. И наряду с этим, просто сказочных персонажей из сказок Ганса Христиана Андерсена. Вот такая у нас выставка.
Е. ЕГОРОВА: А я хотела бы добавить, что на самом деле эти куклы привлекают не только детей, но еще и взрослых.
Л. ГУЛЬКО: Конечно.
Е. ЕГОРОВА: Особенно, очень часто, как ни странно, такие куклы, как куклы Кутузова, Александра I.
Л. ГУЛЬКО: Папы с дедом.
Е. ЕГОРОВА: Заинтересуют мужскую аудиторию, причем часто военных. И эта любимая тема дискуссий, правильно ли на них развешенные ордена и медали. Потому что выполняли мастера. Достаточно точно реконструировали медали и шпаги. И все выполнено достаточно точно. Но всегда у специалистов есть свой взгляд. А каждый мужчина, который служил в армии или интересовался историей военной, он считает себя специалистом. Поэтому здесь огромная куча для дискуссий. Ну а женщинам интересны модели платьев. Ну и конечно же девочкам очень интересно. Потому что каждая девочка чувствует себя принцессой. И есть такая возможность примерить на себя такой прекрасный образ. Хочешь с древних времен принцессой, хочешь современной принцессой.
Т. ПОПОВА: Поскольку это совместный проект наш с музеем-панорамой «Бородинская битва», то в центре зала есть экспонаты самого музея-панорамы. Т.е. там можно увидеть и старинные костюмы военные, мундиры, старинное оружие. Так что в общем выставка на любые интересы, на любой возраст и на любые вкусы.
Л. ГУЛЬКО: А скажите пожалуйста, у Олины Вентцель были ученики?
Т. ПОПОВА: Олина Вентцель была такая художник-одиночка. Но у нее были ученики.
Л. ГУЛЬКО: Я почему спрашиваю, потому что продолжаются же традиции. Она ушла из жизни, но все равно же кто-то делает кукол.
Т. ПОПОВА: Да. Конечно. У нас создана мастерская имени Олины Вентцель при нашем музее, где работают художники. Они работают в стиле Олины Вентцель. Поэтому планка Олины Вентцель заданная ее, она у нас не снижается.
Л. ГУЛЬКО: Ну как художники школы Рубенса.
Т. ПОПОВА: Да. И поэтому появляются в коллекции новые персонажи. Вот я знаю, что у нас скоро открывается выставка «Русские монархи династии Романовых». Она открывается летом.
Л. ГУЛЬКО: Для тех кто смотрит «Сетевизор» просто покажу. Такой вот буклет, такая обложка для тех, кто видит сейчас. Вот она.
Т. ПОПОВА: И там появятся новые персонажи этой коллекции. Например, по-моему куклы Столыпина.
Е. ЕГОРОВА: Кукла Владимир Красное Солнышко. Тоже недавно у нас кукла появилась.
Л. ГУЛЬКО: Т.е. все это имеет такое близкое сходство с самим персонажем?
Т. ПОПОВА: Да. Конечно.
Е. ЕГОРОВА: Конечно.
Л. ГУЛЬКО: От внешности до всего.
Е. ЕГОРОВА: Изучаются источники обязательно. В некоторых случаях как с куклой Софи Палеолог использовалась реконструкция Герасимова. Вы знаете, проводилась такая. Восстановлен ее исторический облик. Конечно, скульпторы, которые ее делали – эту куклу, они изучали эту реконструкцию. И портретное сходство высокое. В принципе, как и у всех кукол. В куклах есть своя специфика. У кукол немного по-другому передаются черты лица. Например, у них больше глаза, голова крупнее, относительно человеческой.
Л. ГУЛЬКО: Не знал, честно говоря.
Е. ЕГОРОВА: Это обязательно делается. Потому что особенность человеческого восприятия в том, что мы в первую очередь воспринимаем голову и глаза. Вы вспомните древнюю архаичную скульптуру. Там в основном огромные головы и маленькое туловище. Потому что первое что воспринимает человек – это глаза. И вот куклы они по тому же принципу делаются. Выделяются глаза. Потому что это первое на что обращает внимание человек. Он начинает взглядом с куклой общаться. И потом очень многие люди говорят, что куклы живые. Они отвечают взглядом. Происходит именно за счет того, что увеличенные глаза.
Л. ГУЛЬКО: У нас, я просто хочу сказать, про Олину Дмитриевну Вентцель. Она была у нас в эфире. Много лет назад уже. Была такая, если кто-то помнит из наших старых радиослушателей, передача «Дорогие игрушки», которую я вместе со своим другом Костей Кровинским – артистом, и к нам пришла Олина Вентцель. И замечательно совершенно рассказывала о творчестве, о куклах и обо всем. И принесла с собой кукол. Взгляд был абсолютно живой у этих кукол. Бывают куклы со страшным взглядом. Мой ребенок в детстве очень боялся клоунов почему-то. Потому что однажды ему попалась кукла, которая была в общем страшная. Ему казалось, что она страшная эта кукла-клоун. И того момента он не очень хорошо к ним относился, как к кукольным, так и к живым клоунам. Потом это конечно все прошло уже. Давно вырос.
Е. ЕГОРОВА: Вы знаете, иногда это у взрослых людей встречается. У нас например есть уникальные ростовые куклы. Они выполнены в человеческий рост, и достаточно точно передают человеческую анатомию. И есть кукла под именем Мудрость. Она изображает немолодую женщину, которая сидит в кресле и у людей полное ощущение, что она с ними общается. И тут уже возникает диалог, как человек воспринимает куклу. А ведь в первую очередь это эмоции человека, который на эту куклу проецирует. И некоторые люди приходят и говорят: «Ой! Я ее боюсь». А другие приходят и говорят: «Она, вы знаете, со мной общается. Она такая теплая, живая, хорошая». Т.е. это то, что человек проецирует сам. Это не кукла несет этот образ, это восприятие.
Л. ГУЛЬКО: Понятно. Это все от нас. Смотрите, значит Кирилл прислал смску: «Моя сестра очень любит бумажных кукол, на которую можно рисовать всякую одежду».
Т. ПОПОВА: Замечательно.
Е. ЕГОРОВА: Такие куклы появились еще в 18 веке.
Л. ГУЛЬКО: Вот видите как.
«А мне очень нравятся маленькие пупсики. Для них у меня есть даже целые маленькие колясочки, стульчики, еще посуда и плита» - Люда нам пишет.
Е. ЕГОРОВА: Ох, какая красота! Можно только позавидовать что ли.
Л. ГУЛЬКО: А потом появилась кукла Барби с набором.
Е. ЕГОРОВА: У Барби тоже много наборов. Но на самом деле, можно немножко расскажу о своей истории? У нас дома была деревянная мебель. Видимо она была выпущена где-то в 1910 году, в 1911. Это была полностью резная деревянная мебель для кукол, которые выпускались в то время. Она была довольна большая – 40 см кроватка. У куклы были большие немецкие. Вот эти фарфоровые. И шкафчики у них были. Так что это традиция древняя. А вообще кукольные дома получили широкое распространение в середине 18 века в Англии, Германии. И делали полный макет дома. Иногда такие домики кукольные делали даже дизайнеров-интерьеров, показывали своим заказчикам, клиентам как бы они хотели обустроить этот дом. Т.е. это были такие макеты взрослых домов. Также как в принципе и куклы изначально демонстрировали моду. И выпускались модные куклы. Примерно раз в квартал, на которых демонстрировались модные новинки. И выпускались они в Париже, и в Германии, ну и в других странах. У нас тоже были свои такие модные куклы.
Т. ПОПОВА: Вы знаете, вот Лена заговорила о домах для куклы. Наша выставка бал-маскарад на Кутузовском, она расположена в специально созданных интерьерах. Т.е. это задники, на которых изображены старинные бальные залы с колоннами, с хрустальными люстрами, мебелью. И куклы как бы вписываются в этот интерьер. Создается полное ощущение того, что ты присутствуешь на балу. Так что мы стараемся тоже как-то непросто кукол выставлять, но и помещать их в соответствующие для них..
Л. ГУЛЬКО: Ну такая человеческая история.
Т. ПОПОВА: Конечно. Воссоздавать эпоху стараемся, передать особенности того или иного времени.
Л. ГУЛЬКО: «У моей мамы хранится кукла в хорватском национальном костюме» - пишет Кирилл. Продолжают к нам приходить смс-ки.
«А мы в детском саду делали кукол из носовых платков, а позже из ниток».
Е. ЕГОРОВА: Ой, какая красота! Это конечно старинная народная забава.
Л. ГУЛЬКО: На Балканах называется он..
Е. ЕГОРОВА: Мартиница.
Л. ГУЛЬКО: Мартиница. Там как раз же куклы из ниток.
Е. ЕГОРОВА: У нас тоже такая традиция была. Куклу делали из любых подручных материалов: из травы, из ниток, из ткани. Первую куколку обычно делали или пеленашку или зайчика. Это было из лоскутка ткани или из носового платочка. И делали еще такую куколку Бессонницу. Когда ребенок не мог уснуть новорожденный, ему делали такую куколку, скручивали из тряпочки и говорили: «Бессонница, бессонница не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». И клали в колыбель.
Л. ГУЛЬКО: Оберег такой.
Е. ЕГОРОВА: Да. Народный обычай такой.
Л. ГУЛЬКО: Смотрите. Людмила Петровна из Алтая нам пишет: «Нашла каменную куклу, размером с мизинец, которой наверно много тысяч лет. Волосы процарапаны и покрашены… (неразб.)».
Е. ЕГОРОВА: Ой, какая красота!
Л. ГУЛЬКО: Людмила Петровна, вы это дело все храните. Потому что это дорогого стоит.
Е. ЕГОРОВА: Вы знаете, Дело даже не хранить. Я думаю, что это находка может оказать значительное влияние на развитие науки в нашем регионе и лучше посоветоваться со специалистами археологами, чтобы они об этой находке хотя бы узнали, и смогли сфотографировать. Потому что это может вызвать даже переворот в науке. Такие куколки это были вероятно древние палеолитические богини, которым покланялись. И возможно, что в место их находки был какой-то древний селище или древний культурный центр. Так что советую вам просто пообщаться на эту тему с грамотным знающим человеком.
Л. ГУЛЬКО: Давайте мы прервемся на новости для взрослых. Дети пока могут отдохнуть: там попить чайку, кофейку, чего-нибудь съесть, какой-нибудь бутерброд. Потом вернемся в студию и продолжим наш разговор.
Л. ГУЛЬКО: 9 часов 35 минут. Мы продолжаем нашу кукольную детскую передачу, «Детскую площадку». И сегодня я напомню у нас в гостях Елена Егорова – искусствовед, и Таисия Попова – зам. директор музея кукол галереи «Анастасии Чижовой». Мы играем с вами в куклы мальчики и девочки, папы и мамы, бабушки и дедушки.
«Я умею делать тряпичных кукол. У меня есть вебская кукла» - пишет Надя 8 лет.
Е. ЕГОРОВА: Это замечательно.
Л. ГУЛЬКО: Вебская – это какая?
Е. ЕГОРОВА: Вебская – это очень интересная кукла. Она делается из кусочков ткани. У нее обычно большая голова и большая грудь. Она символизирует кормилицу. Молодец.
Л. ГУЛЬКО: А смотрите, то, что пишет Борис: «Моя мама давно на пенсии. Почти 30 лет работала на фабрике кукол в Москве, в последствии реорганизованном в объединение Кругозор». Там наверно делали вот этих голышей. Вот этих пупсов.
Е. ЕГОРОВА: Ходячих кукол как раз.
Л. ГУЛЬКО: Тоже там делали?
Е. ЕГОРОВА: Было 2 фабрики. Обычно делали. Да.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Значит дорогие мальчики и девочки, папы и мамы, бабушки и дедушки. У нас же конечно много призов. У нас же есть приглашения на выставку галереи « Анастасии Чижовой». Выставку кукол. И целый 10 штук. Каждое приглашение на 2 лица. Вы меня поправьте, если я не так говорю. Каждое приглашение на 2 лица. Может пойти ребенок с кем-то из взрослых или двое детей скажем могут пойти. Девочки 10-12 лет. С 8 лет наверно уже можно.
Т. ПОПОВА: Конечно.
Е. ЕГОРОВА: Вообще можно и с более раннего возраста. Но самим без родителей… На усмотрение родителей.
Л. ГУЛЬКО: И есть вопросы, которые наши гости сегодняшние принесли. Замечательные такие вопросы. Они разные: есть вопросы полегче, есть вопросы потяжелее. Но тем не менее, мы скоро начнем разыгрывать приглашения нам выставку. Еще раз. Она проходит в музее-панораме «Бородинская битва».
Т. ПОПОВА: Кутузовский проспект, 38.
Л. ГУЛЬКО: Кутузовский проспект, 38. Абсолютно верно. Можно от «Парка Победы» добраться, а можно добраться от метро «Кутузовская». А можно сесть, если вы живете в центре на какой-нибудь 2 или 44 троллейбус и доехать прямо до остановки «Бородинская битва», и там немножко пройти вперед. Давайте начнем. Сейчас я надену наушники. +7-495-363-36-59 наш телефон. Вопрос первый. Какая кукла называется авторской? Это такой семейный вопрос, я бы сказал. 363-36-59 наш телефон. Доброе утро. Думаем народ, думает.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Здрасти. Где дети?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Степан.
Л. ГУЛЬКО: Вам сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 29.
Л. ГУЛЬКО: А где дети?
СЛУШАТЕЛЬ: Детей пока нет.
Л. ГУЛЬКО: Подождите Степан. У нас же передача детская, семейная. Поэтому, если бы были дети у вас, я бы вас оставил в эфире с удовольствием, честно вам скажу. А так как детей нет, вы уже тоже не ребенок, поэтому простите нас. Но давайте выведем другого человека в эфир все таки. Надо соблюдать кое-какие правила нашей «Детской площадки». Спасибо вам огромное. Спасибо. +7-495-363-36-59 наш телефон. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Доброе утро. Сейчас даю мальчика.
Л. ГУЛЬКО: Давайте мальчика.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да. Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Здрасти.
Л. ГУЛЬКО: Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Гена.
Л. ГУЛЬКО: Ген, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 10 лет.
Л. ГУЛЬКО: Вот несмотря на то, что ты мальчик, ты когда-нибудь в куклы играл?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
Л. ГУЛЬКО: Не пугайся и не обижайся. Потому что мальчики тоже играют в куклы. Солдатики – это теже куклы. Понимаешь? У тебя солдатики были когда-нибудь?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: А сейчас есть?
СЛУШАТЕЛЬ: Остались?
Л. ГУЛЬКО: Трансформеры?
СЛУШАТЕЛЬ: Lego. Солдатики – лего. Трансформеры.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо. А у тебя какой-нибудь любимый солдатик есть?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну есть.
Л. ГУЛЬКО: Ну какой?
СЛУШАТЕЛЬ: Его имя Лавал.
Л. ГУЛЬКО: Лавал. Не знаю правда, что это такое. Но красиво. Это из какой-нибудь игры компьютерной?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
Л. ГУЛЬКО: А откуда? Кто это?
СЛУШАТЕЛЬ: Это из лего чима.
Л. ГУЛЬКО: Из лего чима. Ну тот, кто разбирается в этом, то наверняка знает, что это такое. Хорошо. Давай отвечай на вопрос: какая кукла называется авторской?
СЛУШАТЕЛЬ: Которую придумал автор.
Л. ГУЛЬКО: Мама тебе подсказывает. Это понятно. Но не только это. Ответ правильный, но не полный. Могу так сказать?
Е. ЕГОРОВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Правильный, но не полный. Давай еще вторую попытку. Подумай. Вот ее придумал автор и … тогда она совсем авторская.
СЛУШАТЕЛЬ: Ее сделал автор получается.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. От начала до конца. Ну практически мы с тобой ответили.
СЛУШАТЕЛЬ: Он ее руками сделал.
Л. ГУЛЬКО: Конечно.
Т. ПОПОВА: Ручная работа.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. Прекрасно. Правильный ответ. Выполненная одним мастером от начала до конца. Вот такая кукла называется авторской. Значит приглашение твое. Ты с кем пойдешь на выставку?
СЛУШАТЕЛЬ: С мамой.
Л. ГУЛЬКО: С мамой. Прекрасно. Значит с мамой вам позвонят из галереи «Анастасии Чижовой» и скажут, как добраться, чего и как. Там расскажут как попасть на выставку. Хорошо?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Кстати, моя мама тоже делает куклы.
Л. ГУЛЬКО: Мама делает?! Какие?
Е. ЕГОРОВА: Какая молодец мама.
СЛУШАТЕЛЬ: Она делает его из народных кукол.
Л. ГУЛЬКО: Народных в смысле в народных одеждах национальных?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: А из чего она делает кукол?
СЛУШАТЕЛЬ: Из ткани, из ниток еще делает.
Т. ПОПОВА: Лев, вы знаете, я хотела немножко дополнить. Все, кто выиграет наши приглашения, они просто приезжают на нашу выставку на Кутузовский 38, музей-панорама «Бородинская битва». Проходят на нашу выставку прямо в зал, называю свою фамилию и их с удовольствием пропускают на вставку.
Л. ГУЛЬКО: Все очень просто. Поэтому сейчас мы фамилию твою уже записали, телефон, в смысле имя. Телефон тоже записала, поэтому все в порядке. Маме отдельный огромный привет. И все эти куклы дома? Да
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: И конечно она их дарит знакомым и родственникам.
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Молодец. Как маму зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Ольга.
Л. ГУЛЬКО: Отдельное маме Ольге привет от нас. Спасибо огромное. Пока. Будь здоров.
Т. ПОПОВА: Ждем на выставке.
СЛУШАТЕЛЬ: Пока.
Л. ГУЛЬКО: Пока. Приходи на выставку. Что нам пишут.
«Куда переехал русский кукольный дом? Там были классные курсы. Хочу делать мишек Тедди» - пишет Анна. Не знаю, честно вам скажу, куда переехал русский кукольный дом.
Е. ЕГОРОВА: Я тоже честно говоря не в курсе. Но думаю, что нужно последить на объявлениями такими, как выставки в Ветошном переулке и в галереях специализированных.
Л. ГУЛЬКО: В интернете наверно можно посмотреть.
Е. ЕГОРОВА: В интернете, да. Там часто бывают представители
Т. ПОПОВА: Наши мастера тоже делают мишек Тедди. И если вы придете на вставку, то там эти мишки будут представлены.
Е. ЕГОРОВА: Я хотела сказать, что вы можете прийти к нам и узнать подробнее.
Л. ГУЛЬКО: А не было в ваших планах открыть студию такую детскую?
Т. ПОПОВА: Вы знаете что у нас планы грандиозные. Я вам сказала, что мы съехали с 1-ой Тверской-Ямской. Ищем себе большое подходящее помещение. Там нам стало тесно. И у нас там будут и кружки, и мишки Тедди, и чего там только не будет.
Л. ГУЛЬКО: Дорогие друзья, следите за галереей «Анастасии Чижовой». Хорошо. Дальше поехали. Смотрите.
«Папа из Италии привез маленькую куколку. Очень красивую» - пишет Люда.
«Моя мама на 10-летний юбилей свадьбы подарила папе кукол неразлучников. Они шьются без иголки и скреплены вместе».
Е. ЕГОРОВА: Да. Их делают на одной руке. Специально, чтобы папа с мамой никогда не разлучались. А когда рождаются детки, то делают куколок из ниток, подвешивают в центр на эту руку. Как бы раздвигая маму с папой. Так что срочно надо сделать вашу куколку, и если у вас есть братья или сестры тоже таких куколок. И такие куклы висели всегда под иконами.
Л. ГУЛЬКО: Да. «Смотрите, мама делала их сама, этих кукол, а я помогал» - Алеша из Тамбова.
Е. ЕГОРОВА: Молодец Алеша.
Л. ГУЛЬКО: «А где проходит выставка кукол» - спрашивает Борис. Еще раз Борис, где панорама «Бородинская битва».
Т. ПОПОВА: Кутузовский проспект, 38. Это метро «Кутузовская» или метро «Парк Победы». Рядом с метро.
Л. ГУЛЬКО: «Кукла, которая единственная и не повторимая, придумала мама Марина» - пишет нам мальчик или девочка. Не подписано.
Е. ЕГОРОВА: Это замечательно гордиться своей мамой.
Л. ГУЛЬКО: «Самая дорогая кукла - это Венера из Виллендорфа. Десятки миллионов долларов» - пишет Айрат. Не знаю.
Е. ЕГОРОВА: Но это не кукла, это все таки сакральное изображение.
Л. ГУЛЬКО: Да. Это совершенно разные вещи. А вообще, я вам хочу сказать Айрат, что как-то оценить по деньгам куклу можно конечно, но как-то мне кажется она должна оцениваться несколько по-другому.
Е. ЕГОРОВА: Конечно. Тем более, что если сейчас взять какую-нибудь статую Богородицы, она имеет (я имею в виду итальянскую, французскую скульптуры) в первую очередь духовную ценность. Только потом уже материальную.
Л. ГУЛЬКО: И историческую, конечно. Или вот находят археологи такие маленькие фигурки в виде женщин.
Е. ЕГОРОВА: Как раз об этом и речь, что вот эта вот Венера – изображение древней богини. Тут больше такая духовная, историческая ценность. Не знаю.
Т. ПОПОВА: Может имелось в виду просто вот кукол, которых делают сейчас на продажу. Это целый бизнес, особенно за рубежом. Делают кукол на продажу. Очень красивых, дорогих.
Л. ГУЛЬКО: Если мы вспомним Олину Дмитриевну Вентцель, ее куклы есть практически во всем мире. Есть у королев ее куклы.
Т. ПОПОВА: Совершенно верно.
Л. ГУЛЬКО: Но не этим ценность то определяется. Вот чего.
А как звали сказочного персонажа, который приходил по ночам к детям с двумя зонтиками – черным и белым? И для чего они были ему нужны эти зонтики? +7-495-363-36-59 наш телефон. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да.
СЛУШАТЕЛЬ: Здрасти. Это Максим.
Л. ГУЛЬКО: Максим, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 13.
Л. ГУЛЬКО: 13 лет. Скажи, ты когда был чуть поменьше, ты играл в куклы? В хорошем смысле.
СЛУШАТЕЛЬ: Иногда с сестрой.
Л. ГУЛЬКО: С сестрой? А во что вы играли?
СЛУШАТЕЛЬ: В дочки-матери, в обычные игры.
Л. ГУЛЬКО: А сейчас ты не во что? Я имею в виду сейчас уже побольше: солдатики, какие-то вещи, может собираешь чего.
СЛУШАТЕЛЬ: Коллекцию.
Л. ГУЛЬКО: Какую?
СЛУШАТЕЛЬ: Машинок.
Л. ГУЛЬКО: Ну в общем тоже относится практически к куклам.
Е. ЕГОРОВА: Конечно.
Л. ГУЛЬКО: Коллекция машинок – это тоже игрушки. Ну хорошо. Сколько сестре лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Сестре 11.
Л. ГУЛЬКО: 11 лет. Тоже уже взрослая барышня. Хорошо. Как звали сказочника-персонажа, который приходил по ночам?
СЛУШАТЕЛЬ: Оле Лукойло.
Л. ГУЛЬКО: Лукойло – это нефть, а Лукойе… А это Оле Лукойе действительно. У него были 2 зонтика. Они для чего ему нужны были?
СЛУШАТЕЛЬ: Добрые сны и злые сны.
Т. ПОПОВА: Какой?
Т. ПОПОВА: Добры сны и злые сны. Белый зонтик и черный зонтик.
Т. ПОПОВА: Над хорошими мальчиками и девочками Оле Лукойе открывал белый зонтик, чтобы им снились хорошие сны, а над плохими мальчиками и девочками – проказниками открывал черный зонтик. И им тогда всякие страшилки снились.
Л. ГУЛЬКО: НУ в общем Максим правильно ответил на вопрос.
Т. ПОПОВА: Да.
Е. ЕГОРОВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. Уже взрослый юноша то. Хорошо. На выставку пойдете?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: С кем?
СЛУШАТЕЛЬ: С мамой.
Е. ЕГОРОВА: А как же сестра?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну да. С сестрой тогда.
Л. ГУЛЬКО: Конечно с сестрой. Ну что Максим. Хорошо. Спасибо тебе большое. Пока. Будь здоров. Собирай дальше коллекцию машинок. Мы кстати анонсируем, следующая «Детская площадка» будет автомобильная с Сан Санычем Пикуленко. И туда тоже можешь позвонить. Много интересного про машины рассказывает.
Вопрос номер 3. Кто написал сказку « Снежная королева?».
363-36-59 наш телефон. Доброе утро. Алло. Говорите пожалуйста. 363-36-59. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня Лера зовут.
Л. ГУЛЬКО: Лера, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 10 лет.
Л. ГУЛЬКО: 10. А у тебя есть любимая кукла?
СЛУШАТЕЛЬ: У меня есть. Я ее сама сделала.
Л. ГУЛЬКО: Расскажи немножко.
СЛУШАТЕЛЬ: Я ее делала из тряпок. И я ее назвала Облом.
Л. ГУЛЬКО: Облом?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Зачем такое странное имя для куклы? Иван Сергеевич Тургенев. А почему Облом?
СЛУШАТЕЛЬ: Потому что Облом моя любимая фея.
Л. ГУЛЬКО: Фея Облом? Это в какой сказке?
СЛУШАТЕЛЬ: Из «Винкс».
Л. ГУЛЬКО: Винкс.
Е. ЕГОРОВА: Понятно.
Л. ГУЛЬКО: Я не знаю Лен. Это что такое?
СЛУШАТЕЛЬ: Винкс- это такой мультик про фей.
Е. ЕГОРОВА: Я знаю куклы такие сть.
Л. ГУЛЬКО: Куклы такие есть, да? Ну замечательно слушай, здорово. А на вопрос можешь ответить? Кто написал сказку «Снежная королева»?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Мне кажется, что автор Ганс Христиан Андерсон.
Т. ПОПОВА: Совершенно верно. Вы знаете, мы не зря эти вопросы вам задаем, потому что эти персонажи на нашей выставке присутствуют. И Оле Лукое и Снежная королева. Так что приходите.
Л. ГУЛЬКО: Представляешь? Придешь и увидишь.
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Приду.
Л. ГУЛЬКО: Прекрасно. А с кем ты пойдешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Я пойду со своей сестрой Соней и с мамой, и с бабушкой.
Т. ПОПОВА: Ну замечательно.
Л. ГУЛЬКО: Ну прекрасно. Приходите все вместе. Действительно. Спасибо тебе большое. А чего там тебе мама говорит, подсказывает?
СЛУШАТЕЛЬ: Бабушка говорит, что я в Вологде бежит.
Л. ГУЛЬКО: А, в Вологде ты живешь. Ну хорошо. Давай мы тогда вот чего сделаем. Давай мы тогда тебе подарим замечательную книжку, которая называется «Юная модница». Смотрите Лен, какая книжка.
Е. ЕГОРОВА: Красота. « И тайна старинного платья».
СЛУШАТЕЛЬ: «Тайна старинного платья» Бьянка Турецки ее написала. И здесь смотрите вот такие вот иллюстрации.
Е. ЕГОРОВА: Красота.
Л. ГУЛЬКО: Замечательно. И все удивительные рассказы. А как ты говоришь сестру зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Соня.
Л. ГУЛЬКО: Соня. Сколько ей лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 3.
Л. ГУЛЬКО: 3 годика. Давай мы ей тоже книжку подарим замечательную Соне. Я там выберу детскую книжку. У нас там есть всякие интересные детские книжки. Хорошо?
СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо.
Л. ГУЛЬКО: Все. Спасибо тебе большое из Москвы. Город Вологда – красивый город. Правда?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: А у тебя есть любимое место в городе?
СЛУШАТЕЛЬ: Есть Соборная горка.
Л. ГУЛЬКО: Соборная горка. Сейчас когда весна наступит, там все расцветет наверно. Да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: И будет замечательно. Спасибо тебе большое.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо. До свидания.
Л. ГУЛЬКО: Пока! Будь здорова! Вот так. Люди продолжают делать куклы.
Т. ПОПОВА: Ну это прекрасно.
Л. ГУЛЬКО: Взрослые и дети.
Е. ЕГОРОВА: Замечательно, что живут традиции.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. Яша из Москвы спрашивает: «Где отремонтировать голыша - Борю из целлулоида, купленную в 1952 году».
Т. ПОПОВА: Ой. Это прям как моя кукла Люська.
Л. ГУЛЬКО: Да. А это ее друг Боря.
Т. ПОПОВА: Друг Боря нашелся.
Е. ЕГОРОВА: Вы знаете, ну вы позвоните в галерею. Телефон указан на сайте галереи. И я думаю, что вам посоветуют к кому конкретно обратиться. Все таки вопрос такой более профессиональный.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. Давайте дальше. Что такое бал-маскарад? 363-36-59 наш телефон. Алло. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро. …
Л. ГУЛЬКО: Вот маленькие дети, ни за что на свете, если вы будете плохо учиться, есть всякую гадость и пить естественно всякую гадость, то получится такой вот товарищ, который нам с вами и представился. 363-36-59 наш телефон. Доброе утро. Бывают черные зонтики, а бывают белые зонтики. Над дяденькой все время черный зонтик открывается.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л ГУЛЬКО: Привет. Ну говори.
СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро.
Л ГУЛЬКО: Доброе. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Бал-маскарад по моим – это какой-нибудь праздник.
Л ГУЛЬКО: Ну это в общем какой-то праздник.
СЛУШАТЕЛЬ: Маски! Маски! Это маски!
Л ГУЛЬКО: Это маски. Тебя как зовут то?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Евдокия.
Л ГУЛЬКО: Евдокия, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 10.
Л ГУЛЬКО: 10 лет. Ну в общем, это маски.
Т. ПОПОВА: Это маски, это костюмы, в которых наряжаются, каких-то персонажей и веселятся.
Л. ГУЛЬКО: Правильный ответ.
Т. ПОПОВА: Будет считать, что правильный.
Л. ГУЛЬКО: Ты в Москве живешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Я в Москве живу.
Л. ГУЛЬКО: За правильный ответ ты придешь на выставку в галерею «Анастасии Чижовой». Правда? Выставка Кукол.
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Прекрасно. Спасибо тебе большое.
Т. ПОПОВА: Это музей-панорама «Бородинская битва».
Л. ГУЛЬКО: А ей перезвонят, Дуне. И она вместе с папой или с мамой придет. Вопрос еще один. Какие старинные бальные танцы вы можете назвать? Хотя бы 3.
Т. ПОПОВА: Хотя бы 3.
Л. ГУЛЬКО: Какие старинные танцы вы можете назвать?
Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: А где дети?
СЛУШАТЕЛЬ: Сейчас.
Л. ГУЛЬКО: Давайте детей.
СЛУШАТЕЛЬ: Здрасти.
Л. ГУЛЬКО: Привет. А как вас зовут? (От радиоприемника отойди подальше, плохо слышно).
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Доля.
Л. ГУЛЬКО: Тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 12.
Л. ГУЛЬКО: 12 лет. Ну и какие старинны бальные танцы ты знаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Можно еще раз повторить.
Л. ГУЛЬКО: Какие старинные бальные танцы ты знаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Вальс.
Л. ГУЛЬКО: 3 надо назвать. 3 танца.
СЛУШАТЕЛЬ: Балет.
Л. ГУЛЬКО: Балет в общем тоже конечно танец в частности немножко бальный. Но это в общем..
Т. ПОПОВА: Это вид искусства.
Л. ГУЛЬКО: Это вид искусства. Это не танец. Есть вальс. Еще 2. Ну давай.
Е. ЕГОРОВА: Если вы немножко представляете структуру классического балета, типа «Щелкунчик» или «Жизель», там танцуют танцы, которые раньше на балах старинных тоже.
СЛУШАТЕЛЬ: Полька.
Е. ЕГОРОВА: Тепло.
Л. ГУЛЬКО: Название похожее на майонез.
Е. ЕГОРОВА: Полька по-французски.
СЛУШАТЕЛЬ: Больше не знаю ничего.
Л. ГУЛЬКО: Ну ладно. Спасибо тебе большое. Давай я тебе книжку подарю.
СЛУШАТЕЛЬ: Давайте.
Л. ГУЛЬКО: За то, что дозвонился. Известная книжка. Называется «Где живет Единорог, или Зоологические истории». Научные зоологические истории. Замечательные совершенно. Спасибо тебе большое. Мы дальше сейчас пойдем.
Е. ЕГОРОВА: Хотела сказать, что полька по-французски называется полонез.
Л. ГУЛЬКО: Ну хорошо. Давайте следующий вопрос тогда. У нас с вами осталось еще немножко времени, если успеем. Как называется старинное приветствие, когда дама слегка приседает? Ну перед кавалером или королевой, например. 363-36-59 наш телефон. Алло. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Только подальше от приемника отойдите и потише его сделайте. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Анжелика.
Л. ГУЛЬКО: Анжелика, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 6.
Л. ГУЛЬКО: 6. Ты в Москве живешь?
СЛУШАТЕЛЬ: В Кирове.
Л. ГУЛЬКО: В Кирове. Замечательно. У нас много замечательных книжек. Как называется старинное приветствие, когда дама слегка приседает?
СЛУШАТЕЛЬ: Ваше величество.
Л. ГУЛЬКО: Нет. Приветствие такое, когда дама присела. И это имеет название, то, что она присела. На букву «Р» и заканчиваются на букву «С». Анжелин? Не знаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
Л. ГУЛЬКО: Ну не расстраивайся. Потому что книжку мы все равно подарим замечательную. А у тебя есть любимая кукла?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Какая?
СЛУШАТЕЛЬ: Анфиса.
Л. ГУЛЬКО: Анфиса. Она какая?
СЛУШАТЕЛЬ: Мягкая.
Л. ГУЛЬКО: Мягкая куколка Анфиса. Спасибо тебе большое Анжелина. Мы с тобой расстанемся. Я думаю, что на «Детской площадке» на следующей ты нам позвонишь. Спасибо тебе большое. Книжка твоя. Анжелик, книжку замечательную мы тебе подберем. Спасибо. Значит осталась у нас с вами минута 20 до конца эфира. Как называется старинное приветствие? Попробуем все таки правильный ответ сейчас услышать. 363-36-59 наш телефон. Алло. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Максим.
Л. ГУЛЬКО: Максим, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 11.
Л. ГУЛЬКО: В Москве живешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. В Москве.
Л. ГУЛЬКО: Давай. Как называется старинное приветствие, когда дама приседает?
СЛУШАТЕЛЬ: Реверанс.
Л. ГУЛЬКО: Реверанс.
Т. ПОПОВА: Молодец.
Л. ГУЛЬКО: Максим все знает. Реверанс. Спасибо тебе большое.
Т.ПОПОВА: Приходи на выставку.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.
Л. ГУЛЬКО: Придешь? С кем?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. С мамой наверно.
Л. ГУЛЬКО: С мамой. Хорошо. Может подругу возьмешь.
СЛУШАТЕЛЬ: Не знаю.
Л. ГУЛЬКО: Ну подумай. Спасибо тебе большое. Пока. Будь здоров. Пока. Ну вот. Спасибо вам большое. Ирина Егорова – искусствовед, Таисия Попова – зам. директор музея кукол галереи «Анастасии Чижовой». Еще раз. Выставка кукол проходит сейчас в музее-панораме «Бородинская битва». Это метро «Парк Победы» или метро «Кутузовская», Кутузовский проспект, дом 38. Приходите, не пожалеете. Уникальные совершенно куклы, красивые, интересна и история кукол. Такая человеческая история в куклах. Спасибо. До следующих встреч в нашем эфире. До свидания.
Т. ПОПОВА: До свидания.
Е. ЕГОРОВА: До свидания.