Купить мерч «Эха»:

Детская площадка с папашей Гульком - 2012-11-03

03.11.2012
Детская площадка с папашей Гульком - 2012-11-03 Скачать

Л.ГУЛЬКО: 9 часов 10 минут. Доброе утро, мальчики и девочки, папы и мамы, бабушки и дедушки. Мы начинаем с Наташей Кузьминой нашу «Детскую площадку». Много там чего сегодня будет. Книжек у меня тоже достаточно, поэтому постараемся друг друга развлечь. Пока, как всегда, конечно, начнем с музыки. Сегодня нас будет сопровождать группа «Битлз», известная папам и мамам, бабушкам и дедушкам и даже, наверное, нынешним мальчикам и девочкам. Вот с нее и начнем. Сначала войдем во вкус, а потом продолжим.

THE BEATLES

Л.ГУЛЬКО: Ну, вот. Давайте немного поговорим о школе в этот субботний день, немножко вспомним, может быть, кому-то приятно, кому-то неприятно. Но, тем не менее, это же, в общем, наша с вами жизнь, мальчики и девочки. Кто придумал таблицу умножения? 3633659 – наш телефон. 3633659. Этот человек придумал много чего, а вообще-то, конечно, таблицу умножения… ну, я не знаю – как. Не помню уже, сложно было выучить или не сложно, но учили ее как-то вот все, прямо – ах. И сегодня тоже существует специальная красочная такая таблица умножения для детей, даже в интернете есть, я посмотрел, сотни сайтов, которые такие вот, учат таблицу умножения он-лайн, как сейчас говорят. И все-таки интересно, кто ее придумал. 3633659. Сейчас, я только наушники надену. 3633659 – наш телефон. Але-але, доброе утро!

СЛУШАТЕЛЬ: Але, здравствуйте.

Л.ГУЛЬКО: Привет.

СЛУШАТЕЛЬ: Это Настя.

Л.ГУЛЬКО: Да, Настя.

СЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется, что таблицу менде… Мне сначала показалось, что таблицу менде…

Л.ГУЛЬКО: Умножения

СЛУШАТЕЛЬ: …умножения придумал Менделеев. А потом мне показалось, что…

Л.ГУЛЬКО: Не, Менделеев другую табличку придумал. Такую, периодических элементов…

СЛУШАТЕЛЬ: А потом мне показалось, что арабы придумали, ведь арабские цифры.

Л.ГУЛЬКО: Ну, да… Так кто придумал таблицу умножения? По крайней мере – так говорят, бог его знает, на самом деле, кто ее придумал, наверное, но говорят, что он. Такой отдельный человек.

СЛУШАТЕЛЬ: Но мне кажется, что это арабы.

Л.ГУЛЬКО: Специально. Один должен быть, известный. Выбери какого-нибудь.

СЛУШАТЕЛЬ: Я не догадалась.

Л.ГУЛЬКО: Ну, подожди, не уходи никуда, подожди! Подожди, давай сейчас еще подумаем. Он вообще имеет отношение к математике. Ты в каком классе учишься?

СЛУШАТЕЛЬ: Во втором.

Л.ГУЛЬКО: Во втором. Ты таблицу умножения уже знаешь, наверное?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, на еще ее не давали.

Л.ГУЛЬКО: Как? Во втором…

СЛУШАТЕЛЬ: Архимед! Архимед!

Л.ГУЛЬКО: Ну, почти… Третья попытка.

СЛУШАТЕЛЬ: Гиппоград, я догадалась, Гиппоград!

Л.ГУЛЬКО: Гиппократ? Не, он доктором был, Гиппократ. Есть такая клятва Гиппократа, доктора ее приносят. Ну, хорошо, хорошо, все равно я тебе должен что-нибудь подарить, поскольку, видишь как… Вас пока таблице умножения не учат, да? Во втором классе?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет.

Л.ГУЛЬКО: Нет? Что-то как-то… а я не помню, когда нас начали учить.

СЛУШАТЕЛЬ: Подождите, пожалуйста чуть-чуть, подождите еще! Посоветуюсь…

Л.ГУЛЬКО: Давай. Не Гиппократ и не Архимед. Если Архимеда соединить с Гиппократом, то, может, и получится этот человек. Хотя – не, он совсем другими вещами занимался, ближе к таблице умножения. Так, Настя… Что бы Насте подарить такого…

СЛУШАТЕЛЬ: Пифагор!

Л.ГУЛЬКО: Пифагор, конечно. Архимеда соединим с Гиппократом – получается Пифагор. Да, действительно. Потому что она носит еще одно название и иногда даже говорят «таблица Пифагора». Ну, ты скоро будешь проходить, есть там всякие разные у него…

СЛУШАТЕЛЬ: Да, мы уже близко к таблице к этой.

Л.ГУЛЬКО: К какой? Пифагоровой? Умножения? Ну дважды два сколько будет, знаешь?

СЛУШАТЕЛЬ: Сестра у меня геометрию учит, вот, помогает.

Л.ГУЛЬКО: Ну, правильно. «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Есть такие всякие теоремы. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Вообще говорят, что он первый сказал, что Земля круглая, ну, говорят, на самом деле – бог его знает. Но говорят… Да. Ну, хорошо, действительно, Пифагор. Мы выяснили это все общими усилиями. Значит, теперь давай книжку выбирать. Ты вообще чем интересуешься? Что ты любишь читать?

СЛУШАТЕЛЬ: Я люблю читать про каких-нибудь сказочных героев.

Л.ГУЛЬКО: Героев? Вот у меня есть сейчас сказочные герои. Сейчас чего-нибудь найдем. Сейчас я посмотрю сам, подожди. «Джордж и большой взрыв» называется. Квантовые сенсации, галактические приключения и поразительные сведения о вселенной. Не интересует?

СЛУШАТЕЛЬ: Уже есть.

Л.ГУЛЬКО: Есть? Есть уже.

СЛУШАТЕЛЬ: Выиграли уже.

Л.ГУЛЬКО: Выиграли уже? А что вы не выиграли-то? Все выиграли уже? Нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Вот у меня нет книжки такой «Улыбка анаконды».

Л.ГУЛЬКО: Это что такое? Это о чем?

СЛУШАТЕЛЬ: Это «Кот да Винчи». Первая книжка.

Л.ГУЛЬКО: Не фига себе. Извини, прости. «Код да Винчи»? Ты читала «Код да Винчи»? Детская книжка «Код да Винчи»…

СЛУШАТЕЛЬ: Кот, не код, а кот.

Л.ГУЛЬКО: А, кот. Извини. Прости, это нет, да, действительно. Не, у меня «Улыбки анаконды» нет, у меня есть «Стрекоза второго шанса», этот такая школа ныряльщиков, я тебе сейчас почитаю, сейчас, подожди… Так, сейчас… Ну-ка, ну-ка, что это у нас такое… «Земля накалена. Круглое как глаз Солнце с участливым любопытством следит за земными делами». О, тут какая история… «Вспомнив поручение Суповны, Надя купила в Копытцево томатную пасту со специями».

СЛУШАТЕЛЬ: А там какой издатель?

Л.ГУЛЬКО: Издательство?

СЛУШАТЕЛЬ: Не издатель, а какой автор?

Л.ГУЛЬКО: Автор? Дмитрий Емец.

СЛУШАТЕЛЬ: А здесь – Катя Матюшкина.

Л.ГУЛЬКО: Ну, вот «Муму» написал Тургенев, а памятник Гоголю. Что хотят – то и делают.

СЛУШАТЕЛЬ: А какие у вас еще?

Л.ГУЛЬКО: Какие? «Курячий бог» есть книжка. «Курячий бог», детский роман. «Кира жила напротив, на том же этаже. Дверь открыла Кирина мама, красиво одетая и причесанная».

СЛУШАТЕЛЬ: А у вас энциклопедии какие-нибудь есть?

Л.ГУЛЬКО: Ну, я ж тебе только предлагал, с самого начала. Ты говоришь – мы выиграли. Больше у меня энциклопедий нет. Есть вот «Привет. Давай поговорим». Это от 10 до 14, такая Шэрон Дрейпер автор, вот, тут дети разговаривают. Всякие разные. Первая глава, вторая глава, третья глава. Ну?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, давайте вот эту, про кота да Винчи.

Л.ГУЛЬКО: Где я тебе возьму про кота да Винчи?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, которая первая.

Л.ГУЛЬКО: Да первую, ты ж говоришь, выиграла. «Джордж и большой взрыв».

СЛУШАТЕЛЬ: А вторая?

Л.ГУЛЬКО: Вторая – школа ныряльщиков. «Стрекоза второго шанса».

СЛУШАТЕЛЬ: Да, да…

Л.ГУЛЬКО: Давай. Хорошо. Уже правильно. Ладно, спасибо тебе большое, пока.

СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.

Л.ГУЛЬКО: Будь здоров. Пока. А мне тут пишут, нам тут пишут: «Какая школа, каникулы начались! Давай о чем-то веселом!» Давид 8-ми лет пишет. А мы что, не о веселом что ли? Пифагор, он же веселый был дядька на самом деле.

Так, дальше. Теперь дальше еще один вопрос, ну и что, что школа, что каникулы, мы же про это все, история, вот, например, пишут мелом на доске, никто ж не знает, кем вначале был мел-то. Никто же не знает, кем мел был вначале. Вопрос номер два: кем вначале был мел? Мел такой, беленький такой. Есть и не только беленький. Вот кем он был вначале. 3633659.

Доброе утро. Ку-ку, просыпайтесь! 3633659. Кем вначале был мел.

Давай-давай… Але-але… Быстрей давай, опоздаешь… Ну…

СЛУШАТЕЛЬ: Але.

Л.ГУЛЬКО: Сюда говори. Да. Привет. Как тебя зовут, скажи, пожалуйста, только чуть подальше от радио отойди, пожалуйста. Подальше. Или потише его попроси сделать, радио. Все? Да, давай еще раз, скажи, как тебя зовут.

СЛУШАТЕЛЬ: НРЗБ

Л.ГУЛЬКО: Стой, стой, подожди, тебя как зовут? Подожди…

СЛУШАТЕЛЬ: Вера.

Л.ГУЛЬКО: Вера?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Да. Тебе сколько лет, Вера?

СЛУШАТЕЛЬ: 6.

Л.ГУЛЬКО: 6. Ну, в общем, уже… Ну и что ты думаешь, кем вначале был мел? Мел-то ты знаешь, что это такое?

СЛУШАТЕЛЬ: Известью.

Л.ГУЛЬКО: Известью? Ну, я ж спросил не просто, чем был мел, а кем был мел сначала. Кем был, конечно, там, да… Известь, само собой. А ты вообще, скажи, пожалуйста, Вера, ты рисуешь мелом на асфальте?

СЛУШАТЕЛЬ: Чего?

Л.ГУЛЬКО: Мелом на асфальте рисуешь? На улице? Когда тепло?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Да? А чего ты рисуешь? Да ты не слушай никого, говори мне сама, что думаешь. Але? Ну, ладно, хорошо. Все, давай, не будем долго тянуть. Давай, я тебе подарю книжку Александра Тимофеевского «Мы по скверику гуляли», замечательные стихи. Спасибо тебе большое. Спасибо. Не огорчайся. Ничего страшного, что ответ был неправильный. Ну, наполовину правильный. Зато книжка твоя. «Медведь-акробат».

Под куполом цирка протянут канат, Идет по канату медведь-акробат, Глядит на детей косолапый И машет приветливо…

…я думал, лапой, а оказывается – шляпой. Вот такие стишки «Мы по скверику гуляли». Для Веры, специально.

3633659, вопрос остается. Кем был мел. В начале своего пути. 3633659. Але…

СЛУШАТЕЛЬ: Але, здравствуйте.

Л.ГУЛЬКО: Привет. Скажи нам, как тебя зовут.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Настя, мне 9 лет.

Л.ГУЛЬКО: Давай, Насть, говори, кем был мел вначале.

СЛУШАТЕЛЬ: Древнее животное.

Л.ГУЛЬКО: Ну, конечно, не помнишь, как его…

СЛУШАТЕЛЬ: Плавало в море.

Л.ГУЛЬКО: Да, не помнишь, как его звали, этого древнего животного? Ну, так, на всякий случай, я, конечно, скажу, такое сложное у него, длинное название. Не помнишь?

СЛУШАТЕЛЬ: Не-а

Л.ГУЛЬКО: Я тебе скажу: фораминифера.

СЛУШАТЕЛЬ: Ааа…

Л.ГУЛЬКО: Ты себе представляешь… фора… у нее был такой панцирь из извести, такое одноклеточное существо. И вот когда это одноклеточное существо прекращало свою деятельность, они там в воде океана плавали, всякие разные. Вот когда оно умирало, все это опускалось на океанское дно, и сов временем образовывался такой толстый слой из этих панцирей. И, конечно, на все это уходили миллионы лет, постепенно этот слой цементировался и превращался в мягкий известняк такой вот, в известь, который мы называем мелом. Вот такая история. Ну, ладно, расскажи нам немножко про себя. Ты в каком классе учишься?

СЛУШАТЕЛЬ: В третьем.

Л.ГУЛЬКО: В третьем. А таблицу умножения ты уже знаешь?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Да? 8 на 7 сколько будет?

СЛУШАТЕЛЬ: Что?

Л.ГУЛЬКО: 8 умножить на 7, сколько будет?

СЛУШАТЕЛЬ: 8 умножить на 7?

Л.ГУЛЬКО: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: 56.

Л.ГУЛЬКО: 56. Быстро сообразила, здорово. А как ты выучила таблицу умножения?

СЛУШАТЕЛЬ: Я по карточкам.

Л.ГУЛЬКО: Прямо запоминала? Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Угу.

Л.ГУЛЬКО: Ничего. Быстро выучила?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, не так, не очень…

Л.ГУЛЬКО: Не очень? Ну, за сколько? Ну, приблизительно хоть?

СЛУШАТЕЛЬ: За неделю…

Л.ГУЛЬКО: За неделю?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Ну, это ничего, это нормально. Главное, что ты теперь знаешь ее. Тебя, вот, если кто разбудит даже ночью, правда, ты же сможешь ответить на вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Конечно, легко. Ну, ладно. Я что вы сейчас проходите дальше по математике?

СЛУШАТЕЛЬ: Мы сейчас… У нас трехзначные цифры, мы их складываем в столбик.

Л.ГУЛЬКО: Прям в столбик? Без машинки без всякой? Прямо ручкой в столбик?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Хорошая у вас школа. Правильно учат. Мне так кажется. Ну, ладно, спасибо тебе большое. Давай теперь книжку выбирать.

СЛУШАТЕЛЬ: Ага.

Л.ГУЛЬКО: Давай тебе книжку выбирать. Значит, я тебе сразу предлагаю то, от чего отказалась предыдущая барышня, «Джордж и большой взрыв» она называется, тут всякие разные сведения о Вселенной такие интересные, приключения галактические, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, давайте.

Л.ГУЛЬКО: Давай. Она такая, энциклопедическая книжка, там много чего любопытного можно из этой книжки узнать. Хорошо, спасибо тебе большое, книжка твоя, пока!

СЛУШАТЕЛЬ: А брату моему можно книжку?

Л.ГУЛЬКО: Сколько брату лет, скажи мне?

СЛУШАТЕЛЬ: 4 года.

Л.ГУЛЬКО: Ну, давай, я тоже стихи Александра Тимофеевского подарю ему «Мы по скверику гуляли».

СЛУШАТЕЛЬ: Да, хорошо.

Л.ГУЛЬКО: Давай. Сейчас Наташа запишет, что это вот тебе и брату. 2 книжки. Ладно, пока! Будь здорова. Спасибо. Пока!

СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.

Л.ГУЛЬКО: Все. Давайте, мы еще раз послушаем группу «Битлз», в конце первого часа, такая замечательная композиция, называется «Леди Мадонна», тоже веселая, потом новости для взрослых, потом возвращаемся в студию и продолжаем. Теперь уже вкусный разговор.

THE BEATLES

Л.ГУЛЬКО: 9 часов 35 минут, мы продолжаем нашу «Детскую площадку», со школой мы немножко разобрались, теперь, как всегда, нам надо чего-нибудь поесть. Лучше чего-нибудь вкусного с утра. И сладкого. Например – конфеты. Я не помню, рассказывал ли я вам про историю конфет, по-моему, не рассказывал. Ну, давайте тогда и обратимся к этой истории конфет, которая охватывает, ну, практически географию всего земного шара. Вообще, само слово «конфета» переводится с латыни как «приготовленное». Вот тут я не знаю, где ставить ударение снАдобье, наверное – снАдобье. А первые кондитеры появились в Древнем Египте, где знатные граждане всегда отличались большой любовью к кулинарным изыскам. Поскольку сахар тогда еще не очень был известен, они варили конфеты из меда и фиников, что, наверное, тоже очень вкусно. И очень сладко. Ну, очень сладко. А вообще на востоке конфеты делали из миндаля и фиги. Есть такой плод, есть такое фИговое, не фигОвое, а фИговое дерево, у него такой плод, тоже своеобразный, наверно, тоже вкусно из миндаля и фиги. Может быть, кто-то даже и ел. В Древнем Риме рецепт конфет из орехов, маковых зерен, меда и кунжута, все очень вкусно, держался просто в строжайшей тайне.

А в Древней Руси конфеты готовили из кленового сиропа, патоки и меда. И очень это похоже все на всякие разные, на какой-нибудь север Канады, вообще на Канаду – тоже там кленовый сироп, патока, мед. Французские летописи, вот о чем они рассказывают, о том, что конфеты сыграли роль государственной важности при дворе. В 1715 году канцлер завоевал расположение французского короля Людовика XV, преподнеся ему в благодарность за произнесенную в Парламенте тронную речь – что бы выдумали? – огромное блюдо с конфетами. Ну, чем же еще можно было покорить сердце монарха, которому все-то было – сколько? 5 лет ему всего было? – конечно, конфетами. Во Франции в 1659 году кондитер Давид Шэллу открыл первую в мире шоколадную фабрику. Он стал изготавливать лакомства таких причудливых форм, похожие на конфеты. 12 лет спусти герцог Плесси-Пралин, французский посол в Бельгии, придумал сладкий десерт из тертого миндаля, засахаренного меда и шоколада, который получил название, вы, наверное, его слышали, пралине. Такие вот вкусные конфеты. Искусство приготовления мармелада зародилось в Малой Азии во времена крестовых походов. Даже, наверное, и раньше. Тогда он вырабатывался из яблок и айвы. Кстати, на Руси тоже вырабатывался из яблок, только не мармелад, а пастила.

В общем, это сладкое лакомство было популярно во все века, среди всех слоев населения, и, правда, долгое время оно было абсолютно недоступно простым людям и являлось привилегией богатого и знатного сословья. А самые несправедливо обвиненные конфеты – это шоколадные. Вот их все обвиняли, всегда. В XVI веке в Европе во время повального увлечения шоколадом ему приписывались особенно магические лечебные свойства. Ну, естественно, понятное дело, что не всегда шоколад вылечивает, вы же на себе это все знаете, вылечивает, конечно, но не всегда. Не оправдались эти его свойства, тогда ему стали приписывать, его стали считать источником… вот он во всем виноват, бедный шоколад. Письмо цитируется одной молодой особы к подруге. «Советую тебе больше не есть шоколад», - пишет одна барышня другой, - «моя знакомая ела его во время беременности и родила на свет совершенно черного ребенка». Ну, вот, и такое бывало. В начале XIX века даже самые богатые и знатные русские барыни, будучи на званых приемах, старались незаметно припрятать в ридикюль конфеты. Ну, просто так, на всякий случай, объяснялось такое поведение просто: в России не было кондитерских фабрик, и каждый кондитер для каждого званого обеда готовил конфеты по своему собственному рецепту, который хранился в строжайшей тайне.

А самыми романтическими конфетами считаются конфеты с клубничной начинкой. Ну, вот, так считают немецкие, правда, психологи. Кстати, считается, что вкусовые пристрастия напрямую зависят от характера человека. Например, вот, решительные люди, если Вы такой мальчик или девочка решительный, Вы, наверное, предпочитаете вишневую начинку. Застенчивые мальчики и девочки предпочитают ореховую начинку. Я вот предпочитаю ореховую. А творческие мальчики и девочки, да и вообще, люди, предпочитают кокосовую, почему-то начинку. Ну, не знаю. Самые знаменитые конфеты, то, о чем я говорил, это пралине. Они были изобретены в 1663 году и приготовлены специально, напомним, для французского посла в Германии. Пралине до сих пор удерживает рекорд по продажам в Германии и Швейцарии. Согласно оценке многих экспертов, самые лучшие шоколадные конфеты на сегодняшний день вот тут пишут – изготавливают во Франции, но и в Бельгии вкусные конфеты. Хотя – это рядом. Вкусные конфеты. Да и у нас конфеты, я считаю, шоколадные не менее вкусные, чем во Франции. Уж не знаю, как в других странах, но вот есть, например, такие конфеты – «Моцарт». Их же не во Франции изготавливают? Они тоже вкусные. Ну, в общем, в каждой стране есть свои вкусные шоколадные конфеты. Вот так.

Что тут еще? Какие есть про конфеты любопытные истории? Самая большая конфета – это мишка такой, мишка, большой мишка, по прозвищу Хагги-бой, высотой 1 метр 68 сантиметров, и весит такой медведь 633 килограмма. Его сделали кондитеры компании Gummibearfactory, для отливки этого медведя понадобилась специальная форма весом 4 тонны. Залитая в форму фруктовая масса – он не шоколадный, он из фруктовой массы был – сохла около 2 недель, после чего ее вынули и отполировали до блеска. А самая космическая конфета, в 1995 году российские космонавты на станции «Мир» попросили отправить им с Земли конфеты. Центре Управления Полетами было решено, что самыми безопасными в невесомости будут конфеты чупа-чупс. Космонавтов с чупа-чупсами сняли на видео, рекламный ролик принес компании, кстати, «Чупа-Чупс» славу единственной в мире конфеты, которая побывала в космосе. Вот так вот. Так что самая космическая конфета – это чупа-чупс. Так, что у нас еще любопытного про конфеты? Второе, кстати, место, занимает самая российская конфета. Знаменитый набор конфет «Птичье молоко». Изначально это был торт, как вы знаете, его готовили на предприятии «Рот Фронт», секретом изготовления был агар-агар, такой студень сладкий, который добывают из морских водорослей, и он, кстати, применялся дл отделки тканей.

А что же касается самых необычных в мире конфет, то я вам скажу, что это финские конфеты. Финны делаю их кислыми, вот такие финские кислые конфеты, без сладкого привкуса, солеными, финны делают такие соленые конфеты к пиву. Финны. Ну, вот такие выдумщики. И даже со вкусом, похожим на нефть. Конфеты. Ни разу не пробовал, не знаю, вкусно это или нет. Может быть, кто-то и пробовал, конечно. Ну, и, конечно, почти в каждой стране во всякие разные прошлые древние времена люди что-то ели, похожее на конфеты, скажем, при раскопках в Древнем Египте нашили картинки и записи, содержащие сведения о том, как выглядели конфеты, и как их готовили. В некоторых странах Востока каждое племя имело своего кондитера и секретные рецепты, и в этих регионах миндаль, мед и фиги долгое время использовались, это я уже говорил, для изготовления конфет. Существует древнеримский рецепт, в котором орехи и маковые зерна варили с медом, потом все это перчили, посыпали семечками кунжута, пропитанными медом, в результате что-то такое, похожее на нугу получалось.

А в Европе пили сладкий сироп. Но он использовался для того, чтобы «забивать» неприятный вкус лекарств. Никто не задумывался о приготовлении конфет, но когда в XVII веке в Европе стало появляться большое количество сахара из колоний, понятно, что кондитеры стали свое дело считать искусством. Французы засахарили фрукты и разрабатывали новые рецепты одними из первых. Один из них представлял собой такой ореховый сахарный сироп, который назывался «пролинкс», не «пралине», а «пролинкс». Вероятно, он был предшественником вот этого знаменитого пралине. А о времена захвата колоний позже кленовый сахар, черная патока и мед использовались в домашнем приготовлении конфет, и, как пишут умные люди, наши прабабушки добавляли корень ириса и имбириевую глазурь и получали леденцы. Кто любит имбирь, я не очень люблю, честно говоря, имбирь, хотя говорят, что он полезен. А вот Наташа любит имбирь.

Главным компонентом, который используется в крупном производстве конфет, является, конечно, сахар. Из сахарного тростника или из сахарной свеклы, его смешивали с кукурузным сиропом, кукурузным сахаром, мятой, медом, мелиссой, кленовым сахаром, после этого добавляли шоколад, фрукты, орехи, яйца, молоко, молочные продукты, ванилин, красители. В общем – такая получается пицца такая сладкая. И некоторые запахи брались из натуральных источников, таких как ванилин, лимон, перечная мята, а другие получали искусственным путем. Ну, вот такая вот небольшая история конфет, которую мы с вами вместе прочитали и рассказали.

Теперь у меня к вам один вопрос есть. Тоже сладкий. Собственно, что это, о чем я сейчас? В Америке ее прозвали «хлопковой радостью», в Англии – «волшебная шелковая нить», в Германии – «сахарная шерсть», в Италии – «сахарная пряжа», а во Франции все э то называется «борода дедушки». Что это такое? Вопрос, на самом деле, легкий. 3633659. Секундочку, я без «ушей» сижу, сейчас «уши» прикручу. Так что Вы говорите? Кто это? Але! Подальше либо от приемника, либо приглушите его совсем. Можно это сделать? Але! Ну, совсем приглушили приемник. Нет, вот сразу раз – чуть поменьше приемничек. Или подальше от него. Так, еще раз. Хлопковая радость, волшебная шелковая нить, сахарная шерсть, сахарная пряжа или борода дедушки. Что это? Доброе утро. Але! Вот по-французски красиво звучит - barbe à papa. Да. Привет! Тебя как зовут? Але! Ну? Что сегодня такое? Потепление, что ли? Залило провода у телефонов? 3633659. Вопрос остается. Доброе утро. Подальше от телефона только.

СЛУШАТЕЛЬ: Иди сюда.

Л.ГУЛЬКО: Только подальше от телефона.

СЛУШАТЕЛЬ: Ало!

Л.ГУЛЬКО: Да. Привет.

СЛУШАТЕЛЬ: Это сахарная вата.

Л.ГУЛЬКО: Да. тебя как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Соня.

Л.ГУЛЬКО: Сонь, ну, ты ела же сахарную вату? Правда?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Нравится?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: А чем она нравится-то?

СЛУШАТЕЛЬ: она вкусная, сладкая.

Л.ГУЛЬКО: Вкусная, сладкая? На ж какого-то еще разного цвета бывает? Красная там какая-то, зеленая?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, еще фиолетовая, синяя..

Л.ГУЛЬКО: Фиолетовая, синяя… не страшно синюю вату-то есть?

СЛУШАТЕЛЬ: Не-а!

Л.ГУЛЬКО: Может, ее зеленкой вымазали и дали тебе поесть?

СЛУШАТЕЛЬ: Не-а…

Л.ГУЛЬКО: Ничего, нормально?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: А где ты ела?

СЛУШАТЕЛЬ: В Измайловском парке.

Л.ГУЛЬКО: В Измайловском парке продают? А ее прям так делают там, как? Что-то наворачивают, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Ну, хорошо. Действительно сладкая сахарная вата, вот, видишь, как ее называют: и хлопковая радость, и волшебная нить, и сахарная шерсть, и борода дедушки. А ты много можешь съесть ваты?

СЛУШАТЕЛЬ: Не…

Л.ГУЛЬКО: Вот одну эту штуку – и все, наверное?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, только одну штуку.

Л.ГУЛЬКО: И дальше уже хочется огурчика соленого?

СЛУШАТЕЛЬ: Угу.

Л.ГУЛЬКО: Вместо сладкой ваты. Ну, ладно. Хорошо, скажи, а что еще, кроме сладкой ваты, ты любишь?

СЛУШАТЕЛЬ: Пиццу.

Л.ГУЛЬКО: Ну, пиццу… Хорошо… Какую пиццу-то?

СЛУШАТЕЛЬ: 4 сыра.

Л.ГУЛЬКО: 4 сыра? Покупаете или дома сами делаете?

СЛУШАТЕЛЬ: Сами делаем.

Л.ГУЛЬКО: Сами?

СЛУШАТЕЛЬ: Угу.

Л.ГУЛЬКО: А как? Не расскажешь?

СЛУШАТЕЛЬ: Бабушка покупает коржи, и потом мы кладем все остальное.

Л.ГУЛЬКО: А… прям весь сыр, который есть у вас дома?

СЛУШАТЕЛЬ: Что?

Л.ГУЛЬКО: Весь сыр, который дома есть, весь?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Прям все туда, на коржи? А еще что? Или все, больше ничего там нет?

СЛУШАТЕЛЬ: М-м…

Л.ГУЛЬКО: Ни перца, ничего, ни колбаски?

СЛУШАТЕЛЬ: Не-а.

Л.ГУЛЬКО: Только 4 сыра?

СЛУШАТЕЛЬ: Да!

Л.ГУЛЬКО: А запиваешь ты это все… чаем?

СЛУШАТЕЛЬ: Дааа…

Л.ГУЛЬКО: Или молоком?

СЛУШАТЕЛЬ: Чаем!

Л.ГУЛЬКО: Чаем? Ладно. Хорошо. Тогда давай… Правильный ответ – надо же книжку тебе подарить какую-то, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да…

Л.ГУЛЬКО: Давай, я тебе подарю книжку, которая называется «Привет, давай поговорим!» Что мы с тобой и делаем прямо сейчас.

СЛУШАТЕЛЬ: А мне 10 лет!

Л.ГУЛЬКО: Ну, и хорошо. Она от 10 до 14.

СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо.

Л.ГУЛЬКО: Ну, нормально, тебе еще 4 года ее читать. Когда будет 14 лет, ты ее закончишь читать. Как раз в 10 начнешь, в 14 закончишь. Ладно, а ты чем еще увлекаешься, кроме поедания сахарной ваты и пиццы?

СЛУШАТЕЛЬ: Еще я хожу на скрипку и на танцы.

Л.ГУЛЬКО: На скрипку и на танцы? Не много, нет? Не устаешь?

СЛУШАТЕЛЬ: Не-а.

Л.ГУЛЬКО: Тебе нравится на скрипке-то играть?

СЛУШАТЕЛЬ: Да!

Л.ГУЛЬКО: Да? Маленькая такая скрипочка сейчас, потом больше будет, наверное…

СЛУШАТЕЛЬ: Угу…

Л.ГУЛЬКО: Но это же нудно, долго, надо там что-то учить…

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, это не долго!

Л.ГУЛЬКО: Что-то заниматься каждый день…

СЛУШАТЕЛЬ: Да, но там когда играешь, быстро запоминается.

Л.ГУЛЬКО: А, хорошо… любишь играть, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Дааа…

Л.ГУЛЬКО: А у тебя есть, может, уже любимый композиторы?

СЛУШАТЕЛЬ: М-м.

Л.ГУЛЬКО: Нету? Ну, ладно, потом, наверное, придет, какой-нибудь Моцарт, например… А ты, скажи, пожалуйста, ты учишься музыке в музыкальной школе?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: А там еще, кроме вот этого, основного предмета, игры на скрипке…

СЛУШАТЕЛЬ: Там еще дополнительное фортепиано.

Л.ГУЛЬКО: Да. А какое-нибудь есть там сольфеджио? Муз.литература?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, там сольфеджио, муз.литература еще и ансамбль.

Л.ГУЛЬКО: А, в смысле – хор раньше назывался, а теперь ансамбль?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, это скрипичный ансамбль.

Л.ГУЛЬКО: А, это отдельный такой специальный скрипичный ансамбль. Ну, ладно. Ты где-нибудь выступала уже?

СЛУШАТЕЛЬ: Дааа…

Л.ГУЛЬКО: И как?

СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо.

Л.ГУЛЬКО: Хорошо? Нравится тебе? Не боишься, нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Что?

Л.ГУЛЬКО: Не боишься? На сцене?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет.

Л.ГУЛЬКО: Нет? Здорово! А что вы играли?

СЛУШАТЕЛЬ: «Марш деревянных солдатиков».

Л.ГУЛЬКО: Красота. Ну, ладно, молодец. Спасибо тебе большое, успехов тебе в освоении скрипки.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.

Л.ГУЛЬКО: Может, мы услышим тебя потом в Большом зале Консерватории, вдруг, понимаешь.

СЛУШАТЕЛЬ: Я там уже играла.

Л.ГУЛЬКО: Ты уже играла? Слушай, а проходит конкурс такой «Щелкунчик», слышала?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Пока не хочешь в нем поучаствовать?

СЛУШАТЕЛЬ: Я не знаю…

Л.ГУЛЬКО: Чуть попозже, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Сначала в «Щелкунчике», потом – Конкурс Чайковского. И потом – и дальше… Ладно, давай, успехов тебе! Спасибо тебе большое. Пока.

СЛУШАТЕЛЬ: До свидания!

Л.ГУЛЬКО: Будь здоров! Замечательно. Девочка, играющая на скрипке. Которой нравится, главное, играть. Обычно детям не нравится заниматься музыкой, потому что там надо долбить одно и то же, надоедает. А тут молодец девочка.

Хорошо, давайте пойдем дальше. 3633659. Потому что я, наверное, немножко успею вам рассказать про перчатки какие-нибудь. Про перчатки, наверное, успею рассказать. Да, немножко. Вообще-то, сначала перчатками были длинные рукава, как вы знаете, потому что не было перчаток. Были длинные рукава, они защищали от холода и огревали, и выручали, когда требовалось, например, горячий горшок переставить. Что мы и сейчас делаем иногда. Раз, так рукава спустишь, кастрюльку переставил – и отлично. Кстати, просуществовали они до начала XX века, между прочим. Вот эти вот длинные рукава. А как украшение и защита рук перчатки известны с древних времен. С момента начала их использования. История насчитывает множество всяких разных случаев интересных. Они вообще сначала были предметом роскоши, скорее средством необходимости. Они изготавливались… Вернее, не предметом роскоши, а средством необходимости, потому что из всяких недорогих материалов изготавливались. И использовали их кто? Пастухи, крестьяне, солдаты разные. А вот с появлением разделений – одни крестьяне, вторые дворяне, третьи – еще кто-нибудь, перчатки стали как бы, знаете, таким… чем ты богаче, тем у тебя перчатки лучше. У одного они какие-нибудь суконные, а у другого – из кожи теленка, тонковыделанной какой-нибудь.

В Древнем Египте, вот, в Древнем Египте все было. Они были очень популярны в Древнем Египте, служили как для защиты рук, так и для подтверждения социального положения владельца. Вот о чем я и говорю. Например, фараоны носили перчатки как символ своего могущества, в то время как женщины надевали их для сохранения красоты своих рук, как сейчас вот делают, когда посуду моют или убирают в квартире, лучше надеть перчатки резиновые, чтобы не испортить руки. Они натирали руки медом, египетские женщины, и ароматными маслами и надевали сверху тонкие шелковые перчатки. Я уж не знаю, как они их изготавливали, ткали, наверное. Тонкие шелковые перчатки. Первоначально перчатки делали в виде мешочков, без отверстий для пальцев. Мешочек надеваешь. Позднее их стали шить с одним пальцем – как современные варежки. Египетские женщины, опять же, при помощи таких варежек защищали свои руки во время работы и еды. Чтобы руки не пачкались, можно есть в варежках, это хорошая сейчас мысль. Надо попробовать, вот особенно борщ какой-нибудь. Или что-нибудь с кремом. Ну, и варежки можно постирать. Чем мыть руки-то, лучше варежки постирать.

Что еще интересного? В античном мире перчатки были защитным средством для рук при выполнении различной работы. Пастухи и земледельцы носили перчатки, когда имели дело с колючей травой. Ну, как сейчас тоже. Римляне надевали перчатки, изготовленные из шелка или льна во время еды, опять же. Вот видите как. В перчатках ели. Так было безопасней доставать из жара горячее мясо. Вилок-то не было. Вилок-то не знал, а рукой – горячо, а так можно – в котел залез, мясо достал, кто первый – тот и достал. У кого перчатки есть, тот и мясо съел. Вот. Дижиталия – так назывались эти перчатки, дижиталия. И использовались для приготовления пищи тоже. В Средние Века носили перчатки без пальцев. Вообще. Кожаные рукавицы на суконной подкладке или рукавицы из кованых железных колец были частью охотничьего или воинского снаряжения. Ну, сейчас тоже модно носить такие, знаете, вязаные такие перчатки без пальцев. Очень удобно – вроде как рука не мерзнет, а пальцы на свободе.

А начиная с XII столетия перчатки стали предметом первой необходимости и значимости, конечно, в основном в женском гардеробе. Украшали их разнообразными цветными вышивками, сбрызгивали духами перчатки, камнями драгоценными, жемчугом украшали, а в средневековых странах перчатки не только украшением служили, признаком роскоши или элегантности, они стали символом отличия власти, знаком, отличающим представителей знати. Перчатки королей и высшего духовенства богато, конечно, украшали золотом, серебром, камнями драгоценными, жемчугом, а простым смертным были доступны лишь перчатки из оленьей, телячьей и бараньей кожи, что мы, в общем, тоже очень любим, поскольку никакое мы не высшее духовенство, слава богу, не короли. Вот такое вот начало истории про перчатки, и думаю, что вы сами, если вам интересно, найдете и прочитаете дальше историю про перчатки. Я с вами прощаюсь. Мы с вами прощаемся вместе Наташей. Сейчас поставим еще одну песенку, называется она такой вот «Сад осьминогов». Она почти детская песенка. «Octopus's Garden». На этом мы и закончим. Пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024