Сказка о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой - Людмила Маркина, Виталий Ермолаев - Детская площадка с папашей Гульком - 2012-10-06
Л. ГУЛЬКО: 9 часов 10 минут. Доброе утро мальчики и девочки, папы и мамы, бабушки и дедушки! Мы со звукорежиссером Наташей Кузьминой начинаем нашу «Детскую площадку». Сегодня мы будем рассказывать вам сказку - сказку о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой. И помогать нам рассказывать сказку будут собственно те, кто эту сказку и придумал, кроме, конечно, истории. Эту сказку еще придумала Людмила Маркина - заведующая отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Третьяковской галереи. Здраствуйте.
Л. МАРКИНА: Доброе утро.
Л. ГУЛЬКО: Доброе утро. И Виталий Ермолаев – художник вот этой самой книжк - «Сказка о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой». Здравствуйте Виталий.
В. ЕРМОЛАЕВ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Доброе утро. Я бы хотел, для того, чтобы как-то проникнуться духом нашей сказки, может быть как-то начать нашу передачу с такой музыкальной темы, с песней, которая называется «Царевна Несмеяна». Это господа Усачев, Пинегин и Богушевская. Вот они такой выпустили диск «Детская площадка №1». Он так называется. Наш тезка. Давайте ее послушаем, а потом уже приступим к немузыкальной части.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ.
Л. ГУЛЬКО: Ну вот. Мы тоже откроем нашу шкатулочку. Сейчас будем рассказывать вам сказку, а песенку про «Царевну Несмеяну» мы поставим в следующей части, в самом начале, перед тем, как начнем разыгрывать замечательные книжки: «Сказка о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой». Дорогая Людмила – автор этой сказки. Это же вторая у вас книжечка, вторая часть.
Л. МАРКИНА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Вы приходили к нам, я помню с Елизаветой Петровной и даже в костюмах той эпохи, если я не ошибаюсь.
Л. МАРКИНА: Причем вы знаете, действительно я приглашаю, еще потом мы повторим, завтра в Третьяковской галерее в 12 часов в инженерном корпусе в конференц-зале будет наше представление этой книжки в костюмах. Вход свободный. Мы приглашаем всех детей и пап и мам, и бабушек и дедушек.
Л. ГУЛЬКО: То, что сейчас называется 0+.
Л. МАРКИНА: 0+. От мало до велика. И не случайно в эти дни у нас сейчас презентация этой книжки. Потому что 250 лет назад Екатерина вступила на престол. Она здесь венчалась на царствование в Москве в Успенском соборе. И мы даже в Третьяковской галерее вывесили специальную картину, вынули ее из запасников, во второй зал повесили, где вот это торжественное событие изображено. Итальянский художник Стефано Торелли. Так что можно будет пойти и посмотреть. Эта картина редко, она почти никогда не показывалась. В запаснике была. Поэтому тоже это интересно.
Л. ГУЛЬКО: Ну и как же маленькая девочка росла, росла, сначала родилась, в какой она кстати семье родилась?
Л. МАРКИНА: Можно я начну?
Л. ГУЛЬКО: Конечно.
Л. МАРКИНА: В далеком немецком княжестве Ангальт в маленьком городке Цербст жила была принцесса Фике. Полное имя принцессы было длинное предлинное. София-Фредерика-Амалия-Августа.
Л. ГУЛЬКО: Ну так принято у них было.
Л. МАРКИНА: Да. Однако родные сокращали - Фике. Фитюлька какая-то. И вправду девочка уродилась маленькая, невзрачная и неказистая. В добавок каждую весну ее лицо, голова и руки покрывались противной коростой. Какого было дурнушке принцессе появляться в таком виде на людях? В детстве маленького заморыша постоянно преследовали всякие напасти. Однажды Фике чуть не проткнула глаз ножницами. Слава богу острие попало на веко. В другой раз она так изловчилась, что опрокинула на себя тяжелый шкаф. К счастью дверцы были отперты и хрупкое тельце девочки точно оказалось в дверном проеме. А принцесса осталась жива и невредима. Еще в это время, в те давние времена не было единой страны Германии. Зато существовала 300 мелких государств: королевства и княжества, герцогство и курфюрство, вольные немецкие города, такие как город Гамбург. Там жила бабушка принцессы и Фике часто у нее гостила. Как любила она вдыхать свежий воздух с Балтики. Подолгу любовалась девочка величественными кораблями с флагами разных стран и легкими парусниками. Вот я немножко отвлекусь от текста и хочу сказать, что чудные картины (это не иллюстрация) написал художник Виталий Ермолаев, и как раз я хотела проиллюстрировать эти слова потом. Мы видим на этих словах одну замечательную картинку про корабли. Вот слова: «Правда весьма досаждали Фике противные крики жирных чаек. Однажды самая нахальная из них даже попыталась вырвать из рук маленькой Фике вкусный крендель Бретзель. Хорошо, что во время подоспели шкипер со шхуны Гедеон и его храбрый корабельный пес по прозвищу Митц». И вот художник написал такую чудную картину. Вы знаете, когда мы работали над книгой..
Л. ГУЛЬКО: Давайте я покажу.
Л. МАРКИНА: Вот здесь присутствую мама и папа. Я - автор текста, но без художника…
Л. ГУЛЬКО: Вообще сказки без…как назвать?
Л. МАРКИНА: Без картин.
Л. ГУЛЬКО: Виталий, как назвать?
В. ЕРМОЛАЕВ: Вообще в книгах иллюстрации. Но дело в том, что я не художник-книжник, не иллюстратор, я художник, пишущий живописные картины. Но так получилось, что мы именно вот эту тему – 18 век, который я изучаю уже давно, мы с Людмилой Алексеевной познакомились и решили, что интересно будет, вообще такого не было фактически, чтобы книги детские оформлялись картинами в технике холст/масло. Это само по себе как-то по-другому выглядит. Поэтому решили попробовать и первый опыт оказался довольно удачным. И вот мы сделали вторую книгу. Но, а как она получилась судить зрителям.
Л. МАРКИНА: Кто уже читал, говорили, что вторая получилась лучше, чем первая. Хотя я вам скажу, что было очень сложно, труднее делать. Если первая была как бы ну и первый дебют получился хороший. Он был как-то на одном дыхании и т.д. А вторую надо было сделать не хуже чем первую. Даже лучше. И я здесь, чтобы мы не ушли от темы, хочу сказать, мне кажется Виталий согласится со мной. У него картины оказались такие многоплановые. Он писал когда их, он не знал, что когда-то возникнет идея сказки. Но мы живем в мире сказки.
Л. ГУЛЬКО: Т.е. Сначала были стихи, а потом музыка.
Л. МАРКИНА: Да. Были картины. И вот этот котик, он почему иллюстрация – это была просто его картина. И мне так она понравилась. У нас очень строгая наше любимая издатель, но она художник книги Ирина Лебедева, которая издала эту книжку в издательстве «Арт-Волхонка». Она надо сказать, очень строго к нам относилась. Она говорит: «Ну какой котик имеет отношение к Екатерине будущей». Но я сказала: «Я придумаю этот эпизод».
Л. ГУЛЬКО: Конечно это ход.
Л. МАРКИНА: И мне кажется, что он получился хорошим.
Л. ГУЛЬКО: А смотрите, сразу смс-ка вот тут пришла. Вопрос. +7-985-970-45-45 для тех, кто хочет задать вопрос нашим сегодняшним гостям. Конечно будет и прямой эфир, конечно будут и ваши замечательные голоса мальчики и девочки, звонкие, особенно у девочек. Маша и Петя из города Санкт-Петербурга прислали вопрос: « А как научиться писать сказки?».
Л. МАРКИНА: Ой, какой хороший вопрос. Вы знаете, дети, я никогда в жизни не писала сказки. Вообще я доктор наук и профессор. И писала научные книги. Но что-то произошло, я не знаю, со мной. В прошлый раз мотив был самый простой. Мы сделали выставку Елизавета Петровна и Москва. И нужно было какое-то детское издание. Часто делают так, что просто такой адаптированный текст каталожный сопровождают фотографиями предметов, которые находятся на выставке и издают такие книжки. Мне показалось, что это скучно. Я вы знаете почему я вспомнила? Я однажды была на «Эхе Москвы» и вас какая-то дама басом читала сказки. Я пришла, я не знала, что это женщина сидит. Сказки о художниках. А потом увидела эту замечательную прелестную женщину. Вдруг я это вспомнила – сказки о художниках, и подумала, а почему бы мне начать попробовать писать сказку. И вдруг получилось неожиданно. Но я люблю это.
Л. ГУЛЬКО: Знаете почему? Потому что из вас не ушла маленькая девочка Люда. Или как вас звали в детстве? Мила?
Л. МАРКИНА: Мила меня звали.
Л. ГУЛЬКО: Маленькая девочка Мила она там всегда внутри.
Л. МАРКИНА: Это правда.
Л. ГУЛЬКО: Не смотря на профессора, доктора наук.
Л. МАРКИНА: Это правда. Это кстати редко бывает с девочками. Мальчики всегда остаются мальчиками. А девочки они всегда, к сожалению взрослеют очень рано.
Л. ГУЛЬКО: Так природа устроила.
Л. МАРКИНА: Да. Я это понимаю.
Л. ГУЛЬКО: Надо же, чтобы кто-то за мальчика смотрел.
Л. МАРКИНА: Правильно.
Л. ГУЛЬКО: Конечно.
Л. МАРКИНА: Лева, вы попали просто в точку. Потому что какие-то вещи, которые я тут писала, я думала, как бы вот я себе это представляла. Знаете что, я сейчас вот вам прочитаю. Хотя, я еще раз хочу сказать, я все это читала. Вот только эпизод с котиком я придумала, но некоторые моменты есть тоже.
Л. ГУЛЬКО: Это же художественное.
Л. МАРКИНА: Да конечно. Это сказка. Но все таки я конечно шла от воспоминай Екатерины, от ее мемуаров. Это все она писала. О том, что с ней происходило. Вот эти и ножницы и шкафчик. Это все она написала. Вот такие несчастья ее преследовали.
Л. ГУЛЬКО: В общем простой человек, не смотря на то, что там всякие королевы, принцессы, царицы, не смотря на то, что Великая. Она, в общем, человек.
Л. МАРКИНА: Вот я еще хотела сказать, что из маленькой дурнушки и несчастного заморыша, выросла царица Великой державы. Вот еще один важный случай. В 7 лет Фике серьезно заболела. Долго-долго пролежала в постели на левом боку. Как только ей полегчало, стали принцессу одевать и увидели ужас. Правое плечо Фике стало выше левого. Позвоночник пошел зигзагом. А в левом боку образовалась впадина.
Л. ГУЛЬКО: Сколиоз называется.
Л. МАРКИНА: Ученые лекари ничего не могли поделать. Горю родителей не было предела. Их младший сынок был от рождения хромоног. А теперь и старшая дочь стала кривобочка. Неожиданно помог местный палач. У ж кто-кто, а он знал строение человеческого тела. Придумал палач для Фике специальный корсет. Ни днем ни ночью не должна была принцесса его снимать. При этом она постоянно слышала: «Держи спину прямо. Фике не горбись». Лишь к годам 10-11 освободили ее наконец от беспокойного корсета. И вот тут она почувствовала себя как бабочка, которая в коконе долго сидела, а теперь она могла бегать, плясать. Но, конечно, ее строгое воспитание немецкое так сказать все время держало в своих оковах. Но только внешне принцесса выглядела скромной и послушной. На прогулке стоило строгой француженке на минуту ее оставить как озорница тут же прыгала на одной ножке или визжала. Или бегала по лестнице сверху вниз, снизу вверх. Вот так. Вот это, честно, обо мне.
Л. ГУЛЬКО: Виталий, скажите пожалуйста, а вот что-то от вас есть в этих картинах?
В. ЕРМОЛАЕВ: Конечно. Там же все картины и многие зрители всегда говорят, что я маленького себя нарисовал. В каждой картине фактически я изображен. Но я это не осознаю. Но вот многим со стороны людям так кажется. Даже рисую, нет, но женские образы конечно нет, где персонажи мужского пола узнаются мои черты.
Л. ГУЛЬКО: Это тоже оттуда из детства идет?
В.ЕРМОЛАЕВ: Это не осознанно идет. Для любого творческого человека, каждый художник где-то себя обязательно рисует. Это же его опят.
Л. ГУЛЬКО: А вы когда начали рисовать?
В. ЕРМОЛАЕВ: С самого детства.
Л. ГУЛЬКО: Чтоб мальчикам и девочкам это было понятно.
В. ЕРМОЛАЕВ: Я буквально с самого рождения начал рисовать.
Л. МАРКИНА: Ну расскажите о себе. Виталий учился напротив Третьяковки. Там школа была замечательная.
В. ЕРМОЛАЕВ: Московская средняя художественная школа (МСХШ).
Л. ГУЛЬКО: Сначала надо было бы в эту школу поступить.
В. ЕРМОЛАЕВ: Ну конечно. Сначала я родился в Марьиной роще в Москве. Потом уже в детстве я уже увлекался историей. Мне нравится период 1812 года. Я ходил на Бородинскую панораму и лепил такие панорамы. В книжном шкафу у родителей все это сооружал. Книги выбрасывались. Там были солдатики из пластилина, я лепил. Вот так я пришел к большому искусству.
Л. ГУЛЬКО: Вот так все просто, дорогие мальчики и девочки. Если вдруг чего, можно из книжного шкафа выбрасывать и там устроить театр, например, декорации.
Л. МАРКИНА: А вы знаете, что не случайно ведь, он же кончил ВГИК.
В. ЕРМОЛАЕВ: Художественный факультет института кинематографии.
Л. МАРКИНА: А сейчас от преподает там же во ВГИКЕ, где мультики делают на этой кафедре.
В. ЕРМОЛАЕВ: На факультете анимация, мультимедиа. Но я преподаю живопись, рисунок. Академические предметы, но тем не менее я в свое время и в кино поработал после армии. Но потом я стал таким художником свободным.
Л. ГУЛЬКО: Смотрите у нас остается совсем мало до новостей. Во-первых скажите, а «в Третьяковской галерее 7 октября можно будет купить эту книжку» - Ваня спрашивает.
Л. МАРКИНА: Обязательно. Да. Мы для этого и делаем. Это презентация. Приходите. Да. Можно купить.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Давайте мы прервемся на новости. Затем мы нашу с вами сказку продолжим.
Л. ГУЛЬКО: 9 часов 35 минут. Мы продолжаем нашу «Сказку о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой». Я еще раз напомню наших гостей: Людмила Маркина - заведующая отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Третьяковской галереи. Это мама этой книжки. И папа - Виталий Ермолаев – художник замечательной этой книжки-сказки. Между прочим, пока шла реклама, это я мальчикам и девочкам, папам и мамам, пока шла реклама, пока вы ее прослушивали, мы тут за кадром, если, конечно, Сетевизор - вы все это слышите, мы за кадром подумали, что вот так бы историю преподавали. Вот все бы знали историю на 5+ наверно.
Л. МАРКИНА: Это самое главное, что вы сейчас сказали. Весело, в игре, не занудно, но честно, мы бы рассказали нашу историю. Тем более я говорю, у нас есть и иллюстрации, где вот путь ее, как она из своего маленького городка Цербста потом поехала. Но мы и сейчас не будем забегать вперед. Можно я все таки еще прочитаю немножко из книжки.
Л. ГУЛЬКО: А потом мы зададим вопрос.
Л. МАРКИНА: Стали мучать бедняжку Фике всякого родами науками: историей с географией, чистописанием, спряжением французских глаголов. До конца своих дней хранила она потрепанную немецкую библию. Там красными чернилами были отмечены целые страницы для заучивания наизусть. А если девочка ленилась, то прибегали к самому эффективному способу убеждения. К какому?
Л. ГУЛЬКО: Розги.
Л. МАРКИНА: Правильно. К убеждению розгами. Строгие родители и воспитатели постоянно внушали принцессе правило трех «у»: уважение к старшим, усидчивость в учебе, умеренность в еде.
Л. ГУЛЬКО: А ведь правильно все.
Л. МАРКИНА: Прилежная немецкая принцесса должна всегда и во всем соблюдать порядок. Говорить не громко, не перебивать, не бегать, не кричать, не чавкать, не ковырять в носу. Не-не-не. Вот теперь вы понимаете, почему она скакала на одной ножке?
Л. ГУЛЬКО: Свобода наконец.
Л. МАРКИНА: Да. Все таки она была воспитана, но свободная внутри. Это тоже очень важно. Пришла пора и девочка Фике превратилась в девушку. Стала хорошеть не по дням, а по часам. Матушка ревниво наблюдала эту метаморфозу. Она никогда не хвалила Фике. Считала не педагогичным. Долго ли коротко в первый день нового 1744 года мутерхен получила письмо из далекой России. Ее приглашали в Петербург вместе с принцессой, старшей дочерью. Сердце Фике сильно забилось. Она поняла, что ее везут на смотрины к жениху к русского великому князю. Он был объявлен наследником русского престола. Стать его женой – мечта любой принцессы. Ведь далекая Россия – огромная страна, великая и богатая держава.
Л. ГУЛЬКО: А давайте мы на этом сказку пока прервем. И зададим один из вопросов, который подготовил Виталий Ермолаев.
В. ЕРМОЛАЕВ: Я задам такой вопрос.
Л. ГУЛЬКО: Давайте 363-36-59. Надевайте наушники, потому что вы эксперты. Правильный ответ то у вас. У меня его нет.
363-36-59. +7-495 или 8-495 перед этим. Кто сопровождал принцессу Фике во время ее путешествия в Россию? 363-36-59. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Семен. Мне 9 лет.
Л. ГУЛЬКО: 9 лет. Ты в Москве?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
Л. ГУЛЬКО: А где? Откуда ты нам звонишь?
СЛУШАТЕЛЬ: Я из Иркутска.
Л. ГУЛЬКО: Из Иркутска. Замечательный город. Молодец. Из Сибири дозвонился. Ну так давай правильный ответ.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну я думаю, что ее мать сопровождала и свита.
В. ЕРМОЛАЕВ: Правильно.
Л. ГУЛЬКО: Молодец.
В. ЕРМОЛАЕВ: Она же была еще не велика, и мама с ней ехала.
Л. ГУЛЬКО: Слушай, а ты вообще историей интересуешься?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. У нас в школе…
Л. МАРКИНА: Но мы пошлем книжку?
Л. ГУЛЬКО: Да. Конечно.
Л. МАРКИНА: Ой, как здорово. Я буду счастлива, что в Иркутске будет книжка моя, наша книжка, конечно.
Л. ГУЛЬКО: А в Москву не собираешься?
СЛУШАТЕЛЬ: Пока не собираюсь.
Л. ГУЛЬКО: А вообще ты был в Москве?
СЛУШАТЕЛЬ: Я один раз и совсем не долго.
Л. ГУЛЬКО: Один раз недолго. Но я думаю ты скоро приедешь и на чуть подольше и тогда зайдешь в Третьяковскую галерею, кстати говоря.
СЛУШАТЕЛЬ: Я тоже надеюсь.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. Скажи, а рисовать ты любишь?
СЛУШАТЕЛЬ: Что?
Л. ГУЛЬКО: Рисовать.
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Люблю.
Л. ГУЛЬКО: Вот что ты рисуешь? Что тебе больше всего нравится рисовать?
СЛУШАТЕЛЬ: Больше всего мне нравится рисовать военную технику: танки всякие, машины боевые.
Л. ГУЛЬКО: Ну в общем художник-баталист растёт в будущем наверно, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо. Спасибо тебе большое. Привет городу Иркутску. Отдельное спасибо родителям за мальчика Семена. Книжка твоя. Жди. Скоро приедет. Спасибо.
Л. МАРКИНА: А вы знаете у нас сейчас в Омске наша выставка из Третьяковской галереи. Я только что недавно оттуда вернулась и выступала там на «Эхо Москвы» в Омске. Было очень приятно. Так что Третьяковка иногда выезжает.
Л. ГУЛЬКО: Путешествует.
Л. МАРКИНА: Путешествует тоже.
Л. ГУЛЬКО: На гастроли выезжает в другие города. Мы говорили с вами о маленькой девочке Фике, которой в общем как-то не очень везло в этой жизни. То у нее так, то у нее вот сяк. И наконец она вытянула…
Л. МАРКИНА: Такой счастливый билет. И так Фике отправилась в далекий путь. У нас в книжке есть карта, где можно увидеть наглядно, как вот из этого маленького городка Цербста немецкого, ну я тогда сразу вам и прочитаю. Что долог зимний путь из Цербста в Берлин, из Берлина в Штеттин, из Пруссии в Курляндию. И потом мальчик сказал, не свита сопровождала, они ехали только с матушкой. Но скажу одно. У матушки багаж был большой. Несколько сундуков. А у нее у бедной принцессы всего то библия немецкая, несколько пар туфель и материя, которую ей там подарили. Вот и все. Между прочим вот еще что интересно. В Курляндии, недалеко от города Риги я стала свидетельницей фантастического зрелища. На черном зимнем небе ярко горела огненная звезда. Это приближалась к земле страшная комета. Но Фике не испугалась. Она решила, что это божественное знамение. В след за путеводной звездой Помчались лихие кони: из Риги в Дербт, из Дербта в Нарву, из Нарвы в Петербург.
Л. ГУЛЬКО: Вопрос № 2.
В. ЕРМОЛАЕВ: Какое отчество принцесса Фике получила при крещении в России?
Л. МАРКИНА: Это вы забежали вперед немножко.
Л. ГУЛЬКО: Чуть-чуть. Ну хорошо. Какое отчество принцесса Фике получила при крещении в России? Когда уже вот уже. 363-36-59 наш телефон. +7-495-363-36-59. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да. Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Ваня.
Л. ГУЛЬКО: Ваня, ты москвич? Ты из Москвы нам звонишь?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 8.
Л. ГУЛЬКО: 8. Ну прекрасно. Взрослый мальчик. Ну? Отвечай на вопрос.
СЛУШАТЕЛЬ: По-моему у нее отчество было Алексеевна.
Л. ГУЛЬКО: Правильно Ваня сказал?
В. ЕРМОЛАЕВ: Совершенно верно.
Л. ГУЛЬКО: Ваня, а откуда ты знаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Я читал про это.
Л. ГУЛЬКО: Что ты говоришь. Ты вообще историей интересуешься, как и твой коллега, предыдущий мальчик?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну да. Я Петром I интересовался.
Л. ГУЛЬКО: Вань, это такой твой кумир Петр I? Он тебе нравится?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: «Да» - сказал Ваня.
Л. МАРКИНА: Ваня, можно я скажу. А ты знаешь, что у меня мечта написать сказку о Петре I.
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Я мечтал.
Л. МАРКИНА: Вот все. Ты мне подтвердил. Надо писать о Петре I.
Л. ГУЛЬКО: Следующая книжка будет о Петре I. А рисовать Вань ты любишь? Скажи.
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Обожаю.
Л. ГУЛЬКО: Обожаешь? На полях учебников не рисуешь? География, математика? Иллюстрация к математике. Нет?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет.
Л. ГУЛЬКО: А чего ты рисуешь? Скажи нам.
СЛУШАТЕЛЬ: Я не совсем рисую. Я хочу на скульптуру. Там леплю скульптуры, потом разукрашиваю.
Л. ГУЛЬКО: А что ты лепишь? У тебя есть какой-нибудь любимый персонаж для лепки?
СЛУШАТЕЛЬ: Сейчас я леплю 2-х обезьян.
Л. ГУЛЬКО: Вот так. Прекрасно. На самом деле это сложно слепить обезьян. Молодец Ваня! Книжка твоя. Спасибо тебе большое. Удачи. А ты кем хочешь стать Вань?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: Ваня, одним ухом слушает нас, другим ухом там маму наверное, или папа может быть рядом. Спасибо тебе большое. Пока. Не будем тебя больше мучать. Пока. Будь здоров.
Л. МАРКИНА: Давайте тогда прочитаем.
Л. ГУЛЬКО: Давайте.
Л. МАРКИНА: В Москве 28 июня 1744 года приняла немецкая принцесса исповедание православной веры. При крещении получила новое имя в честь матери Елизаветы Петровны. Ее назвали Екатерина. Что означает чистая, непорочная. Екатерина Александрийская – ученая дева княжеского рода. Претерпела великие мучения за веру христианскую и была обезглавлена. Вот какая теперь покровительница у Фике. Хотя нет. Все. Исчезла Фике. Теперь у нее новое имя, новая родина и новая жизнь. На следующий петров день - обручение с великим князем. Екатерина получила титул Великой княгини. Пока придет время и она будет самодержавной русской императрицей. А для достижения цели Екатерина стала сгибать пальцы на руке. Первое. Будет говорить по-русски. Лучше многих русских. Второе. Будет осваивать славянские нравы и обычаи. Третье. Будет искать русских друзей и покровителей.
Л. ГУЛЬКО: Молодец.
Л. МАРКИНА: Конечно юная Екатерина не всегда была так расчетлива. Возраст и веселый нрав брали свое. Но, все таки она много читала. Знаете какие книги? Наверно думаете французские романы о любви? Нет. Она читала «Жизнь знаменитых людей» Плутарха, «Причина величия и упадка Римской империи Монтескье» и 5 томов энциклопедии «История путешествий»
Л. ГУЛЬКО: Но ей же надо было руководить таким государством огромным.
Л. МАРКИНА: Она готовилась.
Л. ГУЛЬКО: Конечно. Такая отличница она была по жизни. Такая зануда немного, хотя внешне. Но в душе и это тоже в общем не отражалась .
Л. МАРКИНА: Вы знаете, что я скажу, отвлекаясь от сказки. Вот э то строгое немецкое воспитание и в общем тяжелое детство наложило на нее отпечаток. Она была очень организована. Она вставала в 5 утра, пила немножко кофе. Он был крепкий. И садилась за работу. Это было изо дня в день. У нее был четкий режим. Все было по полочкам. Это не говорит о том, что она была зануда. В ней много было и страсти и жизни. Она не случайно вписалась все таки в русскую жизнь. Значит было в ее натуре что-то близкое, но вы видите, она хотела стать русской во многом и стала.
Л. ГУЛЬКО: А давайте еще 1 вопрос задавим.
В. ЕРМОЛАЕВ: Раз уж мы подошли в обручению, во что любила играть муж Екатерины Петр Федорович, будучи император Петр III?
Л. ГУЛЬКО: Вот что больше всего любила. Есть варианты?
В. ЕРМОЛАЕВ: В городки – первый вариант, второй – в карты, третий – в солдатиков.
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59 наш телефон. +7-495-363-36-59. Во что больше всего любила играть будущий муж Екатерины? 363-36-59. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Маруся.
Л. ГУЛЬКО: А полное имя как?
СЛУШАТЕЛЬ: Маша.
Л. ГУЛЬКО: Маша, а тебя сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 10,5.
Л. ГУЛЬКО: 10,5. Вот у меня создается впечатление, Маша. Маруся, 10,5 лет, что голос какой-то. Вам не кажется?
Л. МАРКИНА: Нет.
Л. ГУЛЬКО: Я может придираюсь конечно.
В. ЕРМОЛАЕВ: Голос, как у Маруси.
Л. ГУЛЬКО: Ну хорошо. Будем считать, что 10,5 лет. Значит во что больше всего любил играть то?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется в солдатики.
В. ЕРМОЛАЕВ: Это правильно.
Л. ГУЛЬКО: Ну правильный ответ. Откуда ты знаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: У мамы есть.. томов много таких. Детские. И там вот про это тоже все рассказывают. И про Екатерину.
Л. ГУЛЬКО: А кем ты хочешь стать?
СЛУШАТЕЛЬ: Я не знаю.
Л. ГУЛЬКО: Но все таки. Учительница, повар, врач, императрица.
СЛУШАТЕЛЬ: Не знаю. Наверно я хочу стать швеей.
Л. ГУЛЬКО: Швеей?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Л. ГУЛЬКО: В смысле дизайнером? Как сейчас говорят. Швея-дизайнер. Хорошо такая профессия. Будешь одевать мальчиков и девочек. Coco Chanel, например. Хорошо. Спасибо тебе большое. Книжка твоя. Пока.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.
Л. МАРКИНА: Лева, а вы знаете, что я вам хочу сказать, как девочка бывшая.
Л. ГУЛЬКО: Почему бывшая то? Интересно. Что же вы мальчиком стали?
Л. МАРКИНА: Вы все говорите мечтает. Не об этом мечтает девочка. Так же как мечтала и Фике. И какая же принцесса даже самая бедная, даже самая несчастная, даже самая некрасивая не мечтает о сказочном принце на белом коне. Вот он приедет, придет, возьмет за руку и забьется девичье сердце. Обнимет и страшные хвори отступят.
Л. ГУЛЬКО: И нынешние девочки тоже о этом думают?
Л. МАРКИНА: Конечно. Поцелует и оживет спящая душа. И подарит богатую счастливую жизнь.
Л. ГУЛЬКО: Как в сказке. Давайте еще один вопрос зададим.
В. ЕРМОЛАЕВ: Но здесь уже немножко забегаю вперед в конец сказки. Такой вопрос. С кем воевала Россия в 7-ми летней войне?
Л. ГУЛЬКО: Если вдруг у вас возникнут какие-то проблемы, мы подскажем. 363-36-59, +7-495-363-36-59. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Алло. Ждать-то нам нельзя. У нас сказка. Спасибо вам большое. Но к сожалению, мы уже не можем больше так ждать.
363-36-59 наш телефон. Давайте следующий звонок.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Илья. Мне 11 лет. Мне кажется, я не очень интересуюсь историей, поэтому я забыл. Но мне кажется в 7-ми летней войне мы воевали с Японией.
В. ЕРМОЛАЕВ: Не совсем.
Л. ГУЛЬКО: Давайте дадим 3 варианта Илье. Он же дозвонился. Я же обещал подсказывать.
В. ЕРМОЛАЕВ: Первое – с Францией, с Австрией, с Пруссией.
СЛУШАТЕЛЬ: Франция.
Л. ГУЛЬКО: «Франция» - сказал Илья.
В. ЕРМОЛАЕВ: Неправильно.
Л. ГУЛЬКО: Не угадал. Спасибо тебе большое. Извини. Вот так получилось. Это такая игра. Что делать, проиграл в этот раз. Ничего страшного. Значит сейчас внимательные люди вычеркивают Францию. Остаются 2 страны.
363-36-59 наш телефон.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Алло. Да.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Сева. Мне 8 лет.
Л. ГУЛЬКО: Давай Сева.
СЛУШАТЕЛЬ: С Австрией.
Л. ГУЛЬКО: «С Австрией» - говорит Сева.
В. ЕРМОЛАЕВ: Не правильно.
СЛУШАТЕЛЬ: И Сева сказал. Спасибо тебе огромное. Спасибо, что ты дозвонился. Уж извини нас. Но вот это неправильный ответ. Теперь самые внимательные должны дать правильный ответ. 363-36-59.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Даша.
Л. ГУЛЬКО: Даша, да. Ну?
СЛУШАТЕЛЬ: С Пруссией.
Л. МАРКИНА: Молодец.
Л. ГУЛЬКО: Правильно. Девочка опять же. Даша, спасибо тебе большое. Действительно с Пруссией он воевал. И книжка «Сказка о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой» она тоже твоя. Спасибо тебе большое.
Л. МАРКИНА: Между прочим, в 1760 году русские войска впервые заняли город Берлин – столицу тогда прусского государства.
Л. ГУЛЬКО: Вот так. У нас с вами остается 4, даже меньше чем 4 минутки. У нас есть еще 1 вопрос. Да, нет? Или мы все проиграли?
В. ЕРМОЛАЕВ: Нет. Ну еще есть вопрос, но он уже..
Л. МАРКИНА: А может мы скажем так: кто помог Екатерине взойти на престол?
Л. ГУЛЬКО: Какой-то конкретный человек?
Л. МАРКИНА: Их было несколько. Была семья подскажем. Я расскажу кто еще. Пожалуйста. Можно даже одного назвать.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо. 363-36-59, +7-495-363-36-59. Кто помог Екатерине взойти на престол? Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро.
Л. ГУЛЬКО: А дети то где? Одни взрослые вокруг него.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Это кто?
Л. ГУЛЬКО: Отделение милиции №5. А ты куда звонишь то?
Л. МАРКИНА: Полиции уже.
Л. ГУЛЬКО: Полиции простите. Старший лейтенант. Алло. Испугался человек. Еще один звонок. 363-36-59.
СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро. Спасибо вам огромное за передачу. Скажите пожалуйста название книги. Ее можно сейчас где-то купить?
Л. ГУЛЬКО: «Сказка о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой».
СЛУШАТЕЛЬ: Она уже издана и продается?
Л. МАРКИНА: Да. Продается в Третьяковской галерее.
Л. ГУЛЬКО: Приходите. Заодно в Третьяковку сходите.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо огромное. Спасибо за передачу. Я уже не девочка – бабушка, но очень интересно.
Л. ГУЛЬКО: У нас же семейная передача. Поэтому все нормально. Пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо. До свидания.
Л. ГУЛЬКО: Еще один звонок. 363-36-59. У нас осталось 1,5 минуты. Доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: А какой вопрос?
Л. ГУЛЬКО: Кто помог Екатерине встать на престол?
СЛУШАТЕЛЬ: Граф Орлов.
Л. МАРКИНА: Правильно. Молодец.
Л. ГУЛЬКО: Да. Прям сходу.
СЛУШАТЕЛЬ: Он мой однофамилец.
Л. МАРКИНА: А тебя зовут то как?
СЛУШАТЕЛЬ: Миша Орлов.
Л. МАРКИНА: Миша. А вы знаете, что было 5 братьев Орловых. Но Миши среди них не было.
Л. ГУЛЬКО: Может Миша один из потомков 5 братьев?
Л. МАРКИНА: Был Иван, Григорий, Алексей, Федор и Владимир.
Л. ГУЛЬКО: Но Григорий был самый любимый.
Л. МАРКИНА: И Алексей. Это были те 2 брата, которые, узел и секрет заговора находился в их руках. И благодаря им – удалым гвардейцам, Екатерина взошла на престол.
Л. ГУЛЬКО: Миша, когда вырастешь, найдешь свою Екатерину. Правильно я говорю?
Л. МАРКИНА: Конечно.
Л. ГУЛЬКО: Должен. Спасибо тебе большое. Пока. Книжка твоя. Спасибо. У на с вами полминутки осталось. Поэтому давайте мы еще раз повторим, когда будет, как называется по-взрослому презентация.
Л. МАРКИНА: Презентация будет завтра, в воскресенье, в 12 часов в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи. Лаврушинский переулок, д. 12.
Л. ГУЛЬКО: Прям перед основным зданием такое стоит здание Инженерный корпус. Вход свободный с папами и мамами, бабушками и дедушками. Спасибо вам огромное. Людмила Маркина - заведующая отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Третьяковской галереи и Виталий Ермолаев – художник. Авторы, папы и мамы, книжки «Сказка о том, как немецкая принцесса Фике стала русской императрицей Екатериной Великой». И у нас тут эксклюзив был, если вы не заметили, следующая книжка будет о Петре I. Так что ждите. Пока. Спасибо огромное.
В. ЕРМОЛАЕВ: До свидания.
Л. ГУЛЬКО: До свидания.