Купить мерч «Эха»:

Балда из сказки Пушкина - Юрий Нечипоренко - Детская площадка с папашей Гульком - 2012-01-21

21.01.2012
Балда из сказки Пушкина - Юрий Нечипоренко - Детская площадка с папашей Гульком - 2012-01-21 Скачать

Л.ГУЛЬКО: 9 часов 35 минут, мы продолжаем нашу «Детскую площадку». Обещанный Юрий Нечипоренко, доктор физико-математических наук, детский писатель. Здрасьте, Юрий.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Добрый день.

Л.ГУЛЬКО: Никогда бы не сказал, что он доктор физико-математических наук. Тут всякие смски приходят по поводу нашей первой части. Я просто рассказывал мальчикам и девочкам про цитрусовые, заодно вспомнил, как стреляться из апельсиновой корки, например.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: О, апельсин – это чудо, это моя большая любовь, это вообще.

Л.ГУЛЬКО: Потом вдруг мы так нечаянно перешли на другое оружие, на трубочки, жевательная бумажка и бузина. Мне тут говорят, что я хулиган и не тому учу детей. А мне кажется, что это весело.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Ну, надо же иногда развлекаться, не все время же сидеть на уроке и с каменной рожей слушать учителя. Извиняюсь, конечно.

Л.ГУЛЬКО: За слово «учитель», за незнакомое. Вот мы сейчас и поговорим, тема нашей сегодняшней с Юрием второй части «Детской площадки» - «Балда из сказки Пушкина». От Балды и будем отталкиваться. Почему, кстати говоря?

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Знаете, Ломоносов так много сделал, что можно сравнить его действительно с персонажем сказки Пушкина «О попе и о его работнике Балде». Ведь он решал все задачи, которые ему ставили. Вдруг Елизавета Петровна бросила, что есть государство российское, но нет истории государства российского. Кто напишет? Конечно, профессор химии Ломоносов. Он – такая палочка-выручалочка. Он решал все проблемы, причем на высшем уровне, он имел прямые ходы через Шувалова Ивана Ивановича к императрице, и все исполнял. Какой-то купец привозит руду и говорит «золото, золото». И тут анализ Ломоносов делает, если золота нет… важнейшие вопросы он решал. Иллюминации, опять же, то, что у нас сейчас называется «корпоративы», он знатные сценарии писал, фейерверки делал. Они были хорошие, но зеленых (неразб.) не было, а Ломоносов – раз – и зеленые (неразб.) появились. Народ смотрит. Был целый театр фейерверков тогда в Петербурге на Стрелке Васильевского острова. Все проблемы, на все руки мастер. Может быть, в этом секрет такого универсализма его дарований, дали возможность развиться всем способностям человека, вот что фантастично. Даже мой друг (неразб.) назвал это «формула счастья». Он говорит, что, когда человек занимается разными вещами, то все части его мозга…

Л.ГУЛЬКО: И все вещи любимые.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Главное, мне кажется, что вообще Ломоносов сделал – он показал, что можно, любимыми делами занимаясь, зарабатывать хорошие деньги. Заказы-то он выполнял…

Л.ГУЛЬКО: Одно другому не мешает.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Наоборот, до этого русские молились богу, воевали за отечество и пахали землю. А наукой заниматься? Он нарушил пословицу «От трудов праведных не нажить палат каменных». Он показал, что можно заработать каменные палаты, у него был шикарный домина в Петербурга на Мойке. Он просто чудо совершил, поэтому за ним-то народ и ломанулся в науку.

Л.ГУЛЬКО: Ломанулся, Ломоносов, тоже, знаете…

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Мельников, очень интересный поэт и полиглот, он оригинальную такую расшифровку фамилии Ломоносова. Он сказал, что это калька с финно-угорского, «ломающий нос» - это страж и помощник шамана. Когда шаман отправляется в свои путешествия, то, если профаны, стоящие вокруг, пытаются как-то ему помешать, что-то удивляются, то он им ломает нос. Это вот такая очень серьезная функция. И любопытно, удивительно, это я уже потом узнал, что это перекликается с пушкинскими словами «помощник царям». Понимаете? Помощник шамана, помощник царям. Это какая-то волшебная совершенно функция была у Ломоносова в нашей истории. Плюс он родился на священном для чуди, такие племена тогда были, чуди, которые смешивались с поморами, острове. Там были могилы чудских князей, просто рядом с его деревенькой. Вполне возможно, что он каких-то чудских кровей еще к тому же.

Л.ГУЛЬКО: Ну да, причем из непростых, я так понимаю чудских кровей.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да, мне тоже кажется.

Л.ГУЛЬКО: Кстати, вы заговорили о помощнике. Вот книжки, которые вы сегодня принесли, которые мы будем разыгрывать, давайте мы и об этой книжке тоже скажем, «Помощник царям» Юрия Нечипоренко. Совершенно замечательное издание, издательство Московского университета. Картинки Евгения Подколзина, такие, соответствующие содержанию.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Тут еще очень нам помог сын Евгения Петр, потому что он сделал макет. Эта книжка отличается от моей предыдущей книжки тем, что включено очень много изобразительных материалов 18 века. Это очень непросто – в книге совместить ряд, который нарисовал художник, с тем рядом, который есть, чтобы это органично было. Я эту книжку замыслил, когда был в Белграде, я увидел «Тома Сойера», такое необычное издание, когда с одной стороны есть рисованные картиночки художника, а с другой стороны расшифровка всех реалий того времени. Мы же уже отошли довольно от 19 века. И вот мне захотелось сделать что-то похожее. Пришлось рыться по библиотекам, но мне, слава богу, как раз в Фундаментальной библиотеке МГУ помогли, вот эти все иллюстрации, по сути, я оттуда вытащил.

Л.ГУЛЬКО: Заодно это книжка, которая знакомит, я так понимаю, мальчиков и девочек вообще с историей. Ну, скажем, «Кремень» - старое славянское слово. Означает оно очень твердый камень, в глубине которого живет…» и так далее.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Почему возник кремень? Потому что кремний. Ломоносов – человек-кремень. Потому что стекло, из которого он делал мозаики, тоже из того же материала, и потому что процессоры компьютеров тоже делают из кремния, вот что интересно.

Л.ГУЛЬКО: Вот прослеживается какая цепочка совершеннейшая. Дальше передо мной есть книжка, «Ярмарочный мальчик» называется она.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Это замечательное издательство «Жук», которое расшифровывается «Живая и умная книга». Они про Гоголя выпустили мою книжечку два года назад к юбилею Гоголя.

Л.ГУЛЬКО: Тоже картинки Евгения Подколзина.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Мне страшно повезло вообще с этой книжкой, она очень нарасхват как-то пошла.

Л.ГУЛЬКО: Они рассчитаны на… вот сейчас нас слушают мальчики и девочки… на какой они рассчитаны возраст?

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Я пишу для тех, кому за десять. Вот я так стараюсь, чтобы все от десяти лет, чтобы не было никакого возрастного расизма.

Л.ГУЛЬКО: Звучит толерантно.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: А то говорят – это вот для такого-то возраста. Я считаю, что в десять лет человек уже интеллектуально созревает, и даже самые сложные вещи можно объяснить просто, для этого просто нужно уметь это сделать, объяснить человеку, как что. И если ты сможешь это рассказать интересно и увлекательно, то тогда прочтут и папы, и мамы, и бабушки, и дедушки. Потому что, извиняюсь, у нас образовательный потенциал очень сильно упал, и нет времени для чтения книг. А вот родители с детьми еще почитают книжки, а так просто мало кто читает вообще.

Л.ГУЛЬКО: То есть, Гоголь «Ревизор», например. «Гоголь написал Пушкину: «сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, рука дрожит написать комедию». Свою просьбу Гоголь обосновал тем, что не имеет средств никаких, кроме скверного университетского жалования. Гоголь клянчил и обещал: «духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта! Ради бога, ум, желудок мой, оба голодают». Сумел-таки Гоголь разжалобить Пушкина.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Это известная, конечно, история, но любопытно очень (неразб.)

Л.ГУЛЬКО: «Гоголь и женщины. Гоголь к женщинам относился с опаской. Он родился и жил в семье, где женщин было больше, чем мужчин, а после смерти отца и вовсе остался единственным мужчиной в семье». Такое нормальное совершенно объяснение.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Пытаюсь рассказать… то, что у нас, у физиков, называется «на пальцах». Я окончил сначала физический факультет МГУ, и всякое сложное явление…

Л.ГУЛЬКО: Образ.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Рассказать образно, совершенно верно. В этом в каком-то смысле специфика, я считаю, нашей науки отечественной, начиная с Ломоносова, потому что вот он-то многие свои прозрения научные излагал в художественной форме. Известное стихотворение «О божьем величии по случаю северного сияния», он потом на него ссылался как на приоритет в открытии атмосферного электричества, представьте себе. В художественных образах он, так сказать, перед Франклином ссылался, кто первее.

Л.ГУЛЬКО: Скажите, пожалуйста, вот здесь нам задают вопрос мальчики и девочки, пришла смска: «А какое было детство у Ломоносова?», спрашивает Алеша.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Детство было совершенно необыкновенное, потому что он же был помор, моряк, он ходил с отцом на корабле по холодному морю, наблюдал эти все северные сияния. Он помогал, он был юнгой на корабле, и у него был такой опыт колоссальный. С другой стороны, он научился грамоте, в отличие от своих односельчан, и уже начинал зарабатывать копейку тем, что подписывался за неграмотных. Приехали сборщики пушнины, и он «Михайло Ломоносов руку приложил», сейчас это есть, и получил копейку. Он научился с детства зарабатывать. И вот еще что любопытно – одноклассников у него не было, потому что тогда школ не было. До 19 лет его… ну, его дьячок научил, и он сам эти книжки… ему повезло, что в соседской избе были книжки, и вот он их наизусть вообще выучил – «Грамматика», «Арифметика» и «Псалтырь», вот эти три книги. После этого он и пошел по этим трем направлениям.

Л.ГУЛЬКО: Это основа такая.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да, (неразб.) «Псалтырь», он стал стихи писать, «Грамматика» - он грамматику написал, и «Арифметика» - он физику, математику.

Л.ГУЛЬКО: Нам пишет Маша, 11 лет: «Бабушка знает наизусть «Сказку о попе», а папа не разрешает рассказывать, потому что поп плохой».

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Дело в том, что не все должны быть хорошие, сказки не все должны быть хорошие. На самом деле, попы бывают разные. Бывают попы хорошие, священники, добрые, благостные…

Л.ГУЛЬКО: Ну, как люди, бывают хорошие, бывают плохие.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: В сказках есть что-то озорное. В данном случае Пушкин созорничал вот так о попе. Между прочим, Ломоносов тоже, он был верующий человек, но с попами он тоже, как известно, написал «Гимн бороде», очень смешное стихотворение, за которое его в Синод вызывали и там пытались как-то пропесочить. А он в свою очередь им такого наговорил, что они написали на него Елизавете, что типа вообще в тюрьму Ломоносова. Но он уже был так велик, что они ничего не смогли с ним сделать. Он был оригинален во всем, он предлагал даже пост перенести с холодного времени на теплое. Он говорил, что в Греции-то постятся в теплое время, (неразб.)

Л.ГУЛЬКО: Сейчас тоже предлагают некоторые всякие изменения.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Он вообще был очень оригинальным человеком.

Л.ГУЛЬКО: Ломоносов, судя по всему, был, как вы говорите, человек такой, не чужд ему был некий такой юмор…

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Абсолютно, что-то скоморошье, на севере скрывались скоморохи…

Л.ГУЛЬКО: Потому что его же представляют во всех разных фильмах и книжках – такой серьезный дядька.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да, безукоризненный. А то, что он… знаете, был интересный эпизод, когда он поссорился с профессором Генкелем, не захотел растирать мышьяк, ушел от него и позаимствовал весы. Он считал, что Генкель ему должен, позаимствовал весы, зарабатывал на ярмарках в Лейпциге, взвешивая чего-то. Тонкие пробирные весы. Потом пришло письмо в Российскую академию наук, там написано: «Ломоносов в Лейпциге весело живет». Он мог весело жить, и в каком-то смысле он был прав, потому что потом ему даже те деньги, которые задолжала Российская академия наук, ему выплатили. Он чувствовал, что ему содержание резко уменьшили, он не может себе позволить… он жил в Марбурге, как богатый человек, гулял, завел себе жену…

Л.ГУЛЬКО: Ну а что, он же человек, конечно, нормально.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Ему было запрещено, поэтому он по секрету все это делал, втайне вообще. То есть, у него много… когда я познакомился два года назад, я проводил вечер поэзии Ломоносова на физическом факультете, просто набрал «Ломоносов» в Интернете, я увидел его какие-то такие события судьбы, я был поражен. Закончил Московский университет имени Ломоносова и не знал ничего. Было очень много празднований, посвященных юбилею. Самое веселое было в Союзе выпускников, клуб выпускников. Так весело отмечали, просто чудо. А торжественный акт заседания в МГУ, как-то опять в таком стиле советских праздников. Ломоносов – это такая фигура, которая принадлежит нам всем. Он и актерствовал, и кукиш показывал Академии наук, при нем было много чудес вообще.

Л.ГУЛЬКО: Вообще я подумал вдруг сейчас… мы на «Детской площадке» находимся, но все равно дети же слышат всякие разные разговоры взрослых…. Выбирали когда-то, «Лицо России» называлось, помните?

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да, было, «Имя России». Ломоносов не прошел.

Л.ГУЛЬКО: А мне кажется, что настоящее имя России – это Ломоносов.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Я даже в свое время говорил, было интервью интересное: «Мужицкое лицо российской науки». Потому что Ломоносов задал истоки все, и вот это поведение его такое, буйство, интриганство, очень многие, как он добивался того, чтобы его сделали академиком. У него так много удивительных движений и действий, что вот это действительно образец, за ним все пошли. Чтоб разобраться в проблемах нашей науки, в частности, мне кажется, нужно почитать про Ломоносова, как вообще он чудил. В значительной степени Российская академия наук – это немецкая модель, по немецкой модели мы живем до сих пор. Лейбниц создал эту модель для Петра Первого, и тот ее принял.

Л.ГУЛЬКО: 9 часов 50 минут, у нас тут 13 вопросов.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: 13 книг.

Л.ГУЛЬКО: Давайте мы потихонечку будем двигаться уже к вопросам и ответам. 363-36-59 наш телефон, надо правильно его набирать и правильно отвечать на вопрос, тогда вы получаете в подарок книжку от Юрия Нечипоренко и от тех издательств, которые эти книжки выпускают.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да, это будет у нас, с одной стороны, Ломоносов, целых 10 штук, а с другой стороны вот у нас и «Арт-хаус Медиа», замечательное издательство, «Начальник связи» моя книжечка такая, вот сейчас уже второе издание прошло.

Л.ГУЛЬКО: Для взрослых и детей, кстати.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Это такая серия, мы издали 11 книг. Тут приходили на «Эхо Москвы», может быть, помнят у нас, замечательные писатели, Ксюша Драгунская, Саша Дорофеев, приходил Лева Яковлев, это все наша компания. Клуб детских писателей «Черная курица». С другой стороны, вот у меня книжечка про Гоголя разыгрывается, и еще про Ломоносова, я, на самом деле, написал три книжки. От восьми, от десяти, от двенадцати лет. Вот есть еще такая книжечка, которую мы вместе с Алиной Дальской в издательском доме Насти и Никиты «Фома», такая серия у них тоже, «Ломоносов – рыбак-академик». Но она, правда, совсем, это уже библиографическая редкость, она вся продана, последний экземпляр разыграем.

Л.ГУЛЬКО: Кому достанется, храните ее, потому что, чем дальше, тем она будет дороже просто стоить, раз это библиографическая редкость. Давайте к вопросам поближе. Вопрос номер один – в какой деревне родился Ломоносов, на каком острове и на какой реке? Три названия. 363-36-59 наш телефон. Доброе утро, алло. Сейчас еще раз скажу. Доброе утро, алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Я считаю, что…

Л.ГУЛЬКО: А как тебя зовут? Подожди, стой. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Я считаю, что это Поморье деревня.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Поморье деревня, да?

Л.ГУЛЬКО: Зовут тебя как? Ты слышишь нас?

СЛУШАТЕЛЬ: Архангельской области.

Л.ГУЛЬКО: Тебя зовут как? Ты нас слышишь?

СЛУШАТЕЛЬ: Кирилл Власов.

Л.ГУЛЬКО: Ты откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Я из города Зареченск Пензенской области.

Л.ГУЛЬКО: В какой деревне родился Ломоносов?

СЛУШАТЕЛЬ: Я забыл уже, не помню.

Л.ГУЛЬКО: А на каком острове?

СЛУШАТЕЛЬ: Я знаю область только.

Л.ГУЛЬКО: А на какой реке? Тоже не знаешь, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет.

Л.ГУЛЬКО: А область какая?

СЛУШАТЕЛЬ: Река… нет.

Л.ГУЛЬКО: А область-то какая?

СЛУШАТЕЛЬ: Область Архангельская.

Л.ГУЛЬКО: Правильно?

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да, действительно, Архангельская область, (неразб.) река, Северная Двина. Надо знать. И остров Куростров такой. Из трех одно угадал.

Л.ГУЛЬКО: Все-таки сказал же правильно.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Ну, как скажете. Пойдет в Пензенскую область книжка «Помощник царям».

Л.ГУЛЬКО: «Помощник царям» книжка твоя, про Ломоносова. Вопрос номер два – с какого стихотворения Ломоносова начинается российская поэзия?

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Это сложный вопрос, это кто повзрослее.

Л.ГУЛЬКО: 363-36-59. Ну, сейчас папы-мамы, дедушки-бабушки. Семейная передача-то. Доброе утро, алло. Алло. Доброе утро. Слушаем вас. С какого стихотворения Ломоносова начинается российская поэзия? Не хухры-мухры вам. А то все простые вопросы, сколько стоит пятикопеечная булка.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

Л.ГУЛЬКО: Здрасьте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Поля.

Л.ГУЛЬКО: А сколько вам лет? (неразб.) Сколько вам лет? Простите, ради бога, за вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: 12.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: О, как хорошо, наш возраст.

Л.ГУЛЬКО: Голос такой взрослый, 12 лет. Хорошо.

СЛУШАТЕЛЬ: По-моему, это «Ода».

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Какая ода?

СЛУШАТЕЛЬ: Ой, какая-то…

Л.ГУЛЬКО: Нет?

СЛУШАТЕЛЬ: По-моему, какая-то царица была, и…

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Нет, ошибочка вышла.

Л.ГУЛЬКО: Нет, спасибо вам большое. 363-36-59.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Ломоносов много од написал, но в данном случае не царице была посвящена ода.

Л.ГУЛЬКО: Доброе утро. Алло. 363-36-59. Доброе утро. Что-то у нас сегодня со связью не очень. С сигналом тоже как-то там, барахлит, я тут со стороны слушал, что-то хрипит там, скрипит. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

Л.ГУЛЬКО: Да, привет.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Л.ГУЛЬКО: Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Не слышу.

Л.ГУЛЬКО: Зовут тебя как?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Иван.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Отлично, давай.

Л.ГУЛЬКО: Ты знаешь ответ на вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: По-моему, «Ода вольности».

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: «Оду вольности» написал Пушкин.

Л.ГУЛЬКО: Ну ладно, Иван… тебе сколько лет? Напомни нам.

СЛУШАТЕЛЬ: Мне семь.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Ну, это серьезно.

Л.ГУЛЬКО: Давайте мы скажем ответ правильный.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: «Ода на взятие Хотина», такая крепость. Иван, ради семи лет мы тебе «Рыбака-Академика» даем, книжечку. Вот эту запишем Ивану, маленькую книжечку. «Ода на взятие Хотина», на самом деле.

Л.ГУЛЬКО: (неразб.) объяснить, что такое Хотин.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Хотин – это такая крепость турецкая, она сейчас на Украине. Ломоносов, будучи студентом в Германии, когда узнал, что (неразб.) огромная неприступная крепость, от радости написал оду, написал ямбом, таким способом, которым до него не писали. С этого и начинается российская поэзия.

Л.ГУЛЬКО: Вот так, дорогие друзья. Теперь вопрос такой, достаточно легкий по сравнению с прошлым – в каких науках Ломоносов совершил свои самые великие открытия? Две науки, подскажем. 363-36-59. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Ильнур. Я думаю, это астрономия, он там атмосферу (неразб.) открыл…

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да, и что еще?

СЛУШАТЕЛЬ: Еще в физике он электричество и силу тяжести дал.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да-да, а как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Ильнур (неразб.) из Казани.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: А сколько лет вам?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне 13.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Ну, замечательно. Я считаю, да, дело в том, что астрономия, физика, но еще одна наука тут получается, астрономия – это как бы часть физики, на самом деле. Еще в какой-то науке. Ильнур, может быть, скажете, в какой?

СЛУШАТЕЛЬ: Биология или химия.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да, в химии. Почти все угадал, замечательно. Вот идет вам тогда книга «Помощник царям», пожалуйста. Спасибо.

Л.ГУЛЬКО: Давайте четвертый вопрос, у нас еще есть три минутки. Какие выходки устраивал Ломоносов в Академии наук, будучи недоволен тем, что бездарные люди обошли его по карьерной лестнице? Какие выходки? Между прочим, Юрий уже упоминал одну из них.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Да-да, что там такое было?

Л.ГУЛЬКО: Что он там делал?

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Как он там чудил?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

Л.ГУЛЬКО: Доброе утро. Стойте, стойте, где дети?

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Все, спрятался.

Л.ГУЛЬКО: А мог бы сейчас выступить как представитель, мы бы сейчас тоже послушали. Доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Доброе утро.

Л.ГУЛЬКО: Привет.

СЛУШАТЕЛЬ: Он один раз фигу физикам показал.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Я это запомню, «фигу физикам». Я так приду на физический факультет МГУ и скажу: «А вы знаете, что вам Ломоносов показал?» Они были не настоящие физики, они были ненастоящие ученые, поэтому он фигу им и показал. Подошел к (неразб.) и говорит – какой ты академик, ты латыни не знаешь, вот ты академик – и показал ему кукиш.

Л.ГУЛЬКО: А еще что он делал? Еще, второе?

СЛУШАТЕЛЬ: Не знаю.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Узнаешь. Он там шляпу не снял, но это мелочи по сравнению с фигой физикам. Конечно, книжечку (неразб.)

Л.ГУЛЬКО: Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Степа.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Степа, вот тебе книжку за фигу. Меняем фигу на книгу. Спасибо, Степа.

Л.ГУЛЬКО: Не успеем, минутка осталась, нет, к сожалению, мы не успеем. А можно, я вопросы эти притырю и буду их дальше задавать и книжки разыгрывать?

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Ну, хорошо, давайте.

Л.ГУЛЬКО: «Где познакомился Ломоносов со своей женой? Как ее звали?», «Какую науку называли натуральной философией?», это все вас ждет в дальнейших наших «Детских площадках», и непосредственно в следующую субботу, может быть, даже в следующее воскресенье тоже. Спасибо вам огромное, Юрий Нечипоренко, доктор физико-математических наук, детский писатель. «Пожалуйста, - пишет Люда, - напишите детскую книгу про Циолковского».

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: О, как это интересно. Люда, спасибо большое, я подумаю над этим. Священное задание. Конечно, такой же удивительный человек.

Л.ГУЛЬКО: Спасибо огромное, Юра, мы ждем вас на нашей «Детской площадке». До свидания.

Ю.НЕЧИПОРЕНКО: Хорошо, спасибо. До свидания.