Всероссийский конкурс юных чтецов - Павел Басинский, Марина Смирнова - Детская площадка с папашей Гульком - 2011-09-11
Л. ГУЛЬКО: 9 часов 35 минут, мы продолжаем нашу «Детскую площадку», постепенно студия наполняется гостями, Майя Пешкова, сейчас все займут свои места. Вот сейчас я буду рассаживать гостей. Вот вы сюда, пожалуйста, сюда. Павел, вы сюда. Марин, а вы вот сюда садитесь. А это место для ведущего новостей. Все, кто смотрит ситивизор, они могут увидеть, как всё это происходит, рассаживание. Самое интересно же, подсматривать, вы же понимаете. Поэтому, вот они подсматривают, всегда им интересно, иногда начинают кричать в эфир: «А почему не слышно разговоров, когда идёт реклама»? Потому. Мало ли, о чём мы тут говорим между собою. Коррупция такая у нас идёт. Шутка. Давайте, начнём нашу вторую часть «Детской площадки», здравствуйте.
М. ПЕШКОВА: Доброе утро.
Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте, Майечка, сейчас я… Это Марина Смирнова, директор международной ассоциации «Живая классика». Здравствуйте, Марина. И Павел Басинский, лауреат национальной литературной премии «Большая книга».
П. БАСИНСКИЙ: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте. Тема у нас, «Всероссийский конкурс юных чтецов».
М. СМИРНОВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Не смотря ни на что, дети читают классику.
М. ПЕШКОВА: Читают, и даже проводится конкурс.
Л. ГУЛЬКО: Я посмотрел, Достоевского даже читают. Думаю, господи, взрослые-то актёры, и то им сложно. А этим-то как?
М. СМИРНОВА: И Булгакова читают, и Сэлинджера.
Л. ГУЛЬКО: Ужас, бедные дети! Всё, что я могу сказать. Кошмар! Ну, давайте начнём.
М. ПЕШКОВА: Да, начнём с того, что в Москве проходит 24-я московская международная книжная ярмарка на ВВЦ, и там мы познакомились с Мариной, и я впервые узнала о том, что такой конкурс. Конкурс, то, что называется, идёт по всей нашей стране. Вы уже осуществили пилотный проект? Что это было?
М. СМИРНОВА: Да, проходил пилотный проект. Дело в том, что 2 года назад, мы познакомились… Институт Геттер, организовывал такие семинары, для специалистов книжного бизнеса. И они рассказали нам про конкурс, который проходит уже на протяжении 50-ти лет в Германии, и собирает 700 тысяч детей. Это конкурс юных чтецов. Дети читают прозу, и читают то, что им нравится. Таким образом… То есть они читают, конечно это всё с удовольствием, они хотят донести до своих сверстников. Потому, что им это самим интересно. Здесь начинают друг у друга подсматривать, а вдруг, у тебя текст лучше? А вдруг, у тебя автор лучше, интереснее? И получается за счёт того, что они все читают всё разное, другие дети слышат огромное количество новых имён, текстов. В общем, это их очень обогащает. И мы решили попробовать, провести такой конкурс в России. И в этом году мы осуществили пилотный проект, который собрал 20 тысяч шестиклассников. Конкурс проходит среди шестиклассников, дети 11-12 лет.
Л. ГУЛЬКО: А почему шестиклассники?
М. СМИРНОВА: Проводились исследования, в Германии, у нас проводились. Это самый плодотворный возраст для того, чтобы привить детям любовь к чтению. То есть, это самый восприимчивый возраст. Считается, что если ребёнок не начал читать в 6-м классе, вот так вот прямо читателем не стал, то потом уже читателя очень сложно вырастить.
Л. ГУЛЬКО: Что вы говорите? Ну, Бог его знает.
М. ПЕШКОВА: Да, у Павла шестиклассник сын.
П. БАСИНСКИЙ: Да. А по поводу детей Германии, вы знаете, я на Франкфуртской ярмарке, замечательную картину наблюдал. Там выступают современные писатели, в таком режиме нон-стоп, такая блюсофа у них там есть. И вот там стоят мамочки, а дети, маленькие совсем ещё, ползают просто в этой толпе, и тут же, что-то слушают. Вообще, в Германии, да, там очень много детей на книжной ярмарке, очень много. И они ходят там…
Л. ГУЛЬКО: А скажите мне, пожалуйста, вот вопросы задаю нашим гостям очень часто, приходящим. Как бумажная книжка, сочетается вот с этим экраном, который перед нами. Это же дети, они сейчас электронные книги, что-то ещё, всякие там Wi-Fi, Google андроид, и прочие непонятные слова, вот мне, во всяком случае.
М. ПЕШКОВА: Да, их не отклеить от этого экрана, да?
Л. ГУЛЬКО: Это как сочетается в жизни?
М. СМИРНОВА: А какая разница, как они читают? Лишь бы читали. Мне кажется, что способ здесь не очень важен. Потому, что сейчас, например, появились букридеры. Ну, во-первых, букридер чем от отличается от книжки? Просто электронное устройство, его очень удобно держать в руках.
Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте, а иллюстрации?
М. СМИРНОВА: Есть иллюстрации, есть не только иллюстрации. Сейчас есть книжка «Алиса в стране чудес», где со стола падают чашки. То есть, там есть элементы, например, мультипликации. Читаешь книжку, хоп, мультик появился.
Л. ГУЛЬКО: А закладочку положить?
М. СМИРНОВА: Закладочку можно положить. Все эти возможности уже есть.
Л. ГУЛЬКО: Каким образом?
М. СМИРНОВА: На кнопочку нажимаешь, и фиксируется место. Всё есть.
Л. ГУЛЬКО: Ага, понятно. Но нам не понять.
П. БАСИНСКИЙ: Нет, я думаю, да. Молодежь, и видимо, будущее поколение, будут читать электронные книги. Они просто не понимают, зачем таскать с собой толстую, тяжелую книгу. Поэтому, это действительно. Другое дело, компьютер, другое дело, игры. Вот они отбирают людей от чтения. А электронная книга – ради Бога, почему нет?
М. ПЕШКОВА: А аромат книжного переплёта? Он что, станет не реальностью уже?
Л. ГУЛЬКО: Да появятся запахи. В этом. Как это называется? Букридер, или ридер?
П. БАСИНСКИЙ: Ну, когда-то был аромат вообще, рукописной книги. Пришел Гутенберг, и сделал книгу общедоступным достоянием. Так что, видимо происходит конечно, какая-то революция, но лишь бы читали.
Л. ГУЛЬКО: Хорошо, интересно, конечно. Всероссийский конкурс юных чтецов. Ну, они соображают, что они читают вообще? Достоевского, например?
М. СМИРНОВА: Да. Дело в том, что…
Л. ГУЛЬКО: Это, каким же образом, в этом возрасте можно сообразить, как читать Достоевского? Вот объясните мне.
М. СМИРНОВА: Знаете, это надо только один раз увидеть. Потому, что почему решили вообще, этот конкурс проводить? Потому, что существует миф, о не читающем поколении. Знаете, когда мы приходили в школу, и видели ребят троечников, хулиганов, второгодников, которые выходили и читали, потрясающе читали тексты, и совершенно было очевидно, что они всё понимают, что они это читают. Что они этот текст прожили, пропустили через себя, и это не книжки из школьной программы. Вот истории, которые рассказывают всё время, про Сэлинджера. Мальчик, который действительно троечник, второгодник, и учительница не хотела, чтобы он выступал. И он вышел, совершенно вот в образе, и начал читать наизусть текст. Это было так потрясающе, его класс так приветствовал, потому, что никто не ожидал от этого мальчика, что он может быть читающим. У него по литературе стоит тройка.
Л. ГУЛЬКО: Ну да, я просто вспоминаю собственного товарища, Костю Краинского, замечательного актёра, которого уже нет, к сожалению. Он тоже, в общем, был троечником. Но то, что как он читал, и как он это делал, это конечно… Но это надо родиться таким человеком, понимаете?
М. СМИРНОВА: Да. Ведь очень интересно, что дети выбирают. Потому, что таким образом сразу понимаешь, какая проблематика, что их интересует сейчас, чем они живут. Тексты это очень показывают.
Л. ГУЛЬКО: И чем они живут, современные дети?
М. СМИРНОВА: Нет, ну здесь это очень широко. Мы пытались сделать такую статистику, посмотреть, какие авторы самые популярные, какие тексты их интересуют.
Л. ГУЛЬКО: И какие?
М. СМИРНОВА: Первое место – Пушкин, потом Сэлинджер, Носов, Драгунский, Голявкин. Я удивилась, что многие дети читают Голявкина.
М. ПЕШКОВА: Да, читают Голявкина.
М. СМИРНОВА: Тефи многие читали. Зощенко, Гоголь. То есть, это вот десятка самых популярных авторов.
Л. ГУЛЬКО: А скажите, пожалуйста, Марин. Это дети какие? Дети Москвы, Санкт-Петербурга, крупных городов, или это дети…
М. СМИРНОВА: У нас разные дети участвуют.
Л. ГУЛЬКО: Всероссийские.
М. СМИРНОВА: У нас участвовали из посёлка Асино, это Томская область. Они добирались 4 дня до Петербурга, приехали. То есть, такие детки тоже были. Были дети из Гаврилова яма, из Кирова, из Ярославля, и Твери. То есть, в принципе мы семь городов охватили в этом году. Но это был пилотный проект. Мы надеемся, что масштаб в этом году, будет совершенно другой.
М. ПЕШКОВА: А что вы хотите? Вы хотите, чтобы были новые Дмитрии Журавлёвы, чтецы? Чтобы этот жанр зазвучал так, как он звучал ранее? Либо вы хотите…
Л. ГУЛЬКО: Этому надо учиться, чтобы он так зазвучал.
М. ПЕШКОВА: А вот это мне кажется, первый шаг. Тогда, когда ребёнка ещё не ставят на стол, когда приходят дяди и тёти, и родственники в гости…
Л. ГУЛЬКО: На табуретку раньше ставили, да.
М. ПЕШКОВА: Да. И вот: «Петенька, прочитай нам»! И Петенька читает, и потом возненавидит на всю жизнь чтение, потому, что как его при всех, заставили что-то читать, да ещё наизусть, и так далее. Либо они учатся просто читать текст, и относиться к нему несколько иначе, нежели к той программе, которая проходит в школе.
М. СМИРНОВА: Да. Во-первых, участие в конкурсе, оно совершенно добровольное. Если ребёнок не хочет участвовать, он не участвует. И выступать он может, как угодно. Хочет – читает по книжке, хочет – читает наизусть. Хочет – шьёт себе костюм, хочет – использует видеоряд, музыку, всё, что угодно. То есть, на самом деле, это такая одна из возможностей самореализации.
Л. ГУЛЬКО: Это театр.
М. СМИРНОВА: Да, дети выступают с огромным удовольствием. То есть, здесь задача, конечно, чтобы не было никакого принуждения, они должны этим наслаждаться. Ну, и таким образом, они с одной стороны, естественно, они читают те книги, которые они через себя пропустили, и с другой стороны, другие ребята всё это слушают, и воспринимают. Конечно мы хотим, чтобы они эти тексты почувствовали. У нас совершенно нет задачи, вырастить актёров. Оценивается не актёрское мастерство, здесь оценивается понимание текста, и выбор текста. Потому, что например, некоторые ребята очень странно выбирали детективную литературу. И понимали, что этот конкурс, он как-то тоже должен влиять на формирование вкуса, например.
Л. ГУЛЬКО: А как же, школьная программа?
М. СМИРНОВА: Школьную программу, практически не читали. Вот так.
Л. ГУЛЬКО: Ну а как же это, вот как это всё…
М. СМИРНОВА: Она сама по себе, а жизнь сама по себе.
Л. ГУЛЬКО: Она сама по себе, жизни сама по себе.
М. СМИРНОВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Зачем нам школа тогда, в таком случае? Уроки литературы?
М. ПЕШКОВА: Ну, вот то, что делали эксперимент, да? По поводу того, что уроки литературы, и вовсе не нужны.
Л. ГУЛЬКО: Да, но получается, что они нужны, уроки литературы.
П. БАСИНСКИЙ: Ну, я думаю просто, что детям интересно выбрать что-то вне школьной программы, дети очень амбициозные достаточно создания. Я тоже помню, к нам в школу…Я в Волгограде учился, у нас хорошая была школа, но к нам пришли молодые стажеры из пединститута, и мы внеклассно, читали там Ахматову, да? И это был кайф, конечно. Так вот, читать то, что не входит в программу. Поэтому я думаю, это как раз нормально, то, что они выбирают не из школьной программы. Им хочется выделиться, им хочется своё показать.
Л. ГУЛЬКО: Я-то подумал, может быть, как-то этим товарищам, которые школьную программу формируют. Может как-то обратить внимание на ваш всероссийский конкурс? И выбрать школьную программу, то, что интересно детям?
М. СМИРНОВА: Боюсь, что им будет…
П. БАСИНСКИЙ: А тогда они будут выбирать что-то другое.
М. СМИРНОВА: Да, им будет это не интересно сразу же.
Л. ГУЛЬКО: То есть, это всё равно, какое-то противоречие, будет существовать всегда.
М. СМИРНОВА: Ну, конечно же. Дело в том, что им же хочется свободы, а здесь получается, школьная…
Л. ГУЛЬКО: Смотря, как преподавать литературу.
М. СМИРНОВА: Я согласна, абсолютно. У меня был замечательный учитель литературы, и я очень любила этот предмет.
Л. ГУЛЬКО: Конечно, вот ведь, чего ещё возникает. Может, учителя литературы походят на этот конкурс, «Живая классика»?
М. СМИРНОВА: Они ходят на него.
Л. ГУЛЬКО: Ходят, да?
М. СМИРНОВА: Конечно, у нас первый этап проходят в школах. Но в школу обязательно, должен придти какой-то человек со стороны. У нас приходили в школу писатели. Потому, что естественно, что учителей есть любимые ученики, которых они хотят дальше как-то продвигать. А нам важно выбрать детей, которые действительно… Может быть, которые себя даже никак раньше и не проявляли.
М. ПЕШКОВА: Желательно, чтобы там были оторвы, дети, да?
М. СМИРНОВА: Нет, у нас такого пожелания.
М. ПЕШКОВА: Нет, да?
М. СМИРНОВА: Нет, просто конкурс должен быть независимым. Здесь должно быть не предвзято. Пришел человек, увидел, выбрал. Поэтому, отбирают писателя. А потом, дальше, следующий этап, проходит библиотека. В библиотеках, в книжных магазинах. И таким образом, мы хотим в библиотеки просто привести новых читателей.
Л. ГУЛЬКО: Детские?
М. СМИРНОВА: Да, детские библиотеки.
Л. ГУЛЬКО: Которые закрываются.
М. СМИРНОВА: Да, вот туда-то мы…
Л. ГУЛЬКО: Вчера только у нас была передача у Ксении Лариной по этому поводу, да.
М. СМИРНОВА: Туда мы и приводим детей. Потом, городской этап проходит уже в городской библиотеке, и всероссийский финал в этом году будет в Кремле, в Москве проходить.
М. ПЕШКОВА: Когда?
М. СМИРНОВА: 1 июня. Все городские этапы будут проходить в финал 23 апреля, это всемирный день книги ЮНЕСКО. Да, 1 июня, день защиты детей, будет финал.
М. ПЕШКОВА: Павел, скажи, пожалуйста, мы говорим о классике, о её прочтении, и вопрос тебе, как человеку, кто занимается, изучает, пишет книги о Толстом. Толстой, и текст. Что ты думаешь по этому поводу? Именно, текст для ребёнка. Ведь известно, что Толстой писал книги для детей.
Л. ГУЛЬКО: Филипп сразу вспоминается, из школьной программы.
П. БАСИНСКИЙ: Ну да, школьный Филиппок. Не все помнят о том, что «Кавказский пленник», который считается вообще серьёзным очень текстом, экранизируется, и так далее это рассказ, написанный для детей. Для азбуки он писал, это такую хрестоматию он составлял. И если начать читать, то видно, что это для ребёнка написано действительно, очень таким простым, доступным языком. А вообще, в семье Толстого, конечно, очень большое внимание чтению уделяли. Такая ошибка думать, то Толстой детьми не занимался, только Софья Андреевна. Они очень много читали, и читали семейно. Скажем, они семейные, но не папу они читали семейно. Вообще, у них не было такого культа Толстого в семье. Они читали, скажем, Жуля Верна, они рисовали какие-то рисунки, к каждому чтению. На французском правда, читали. И папа в этом участвовал, дети этого ждали. Вообще, очень важно кончено, семейное чтение, внутри семьи.
М. ПЕШКОВА: А чтение вот такое, индивидуальное, вот тогда, когда ты читаешь вслух младшему брату, например. Тогда, когда ты читаешь вслух каким-то друзьям. Ведь приходят же ребята друг другу в гости, и не только смотрят телевизор, и играют в компьютерные игры.
П. БАСИНСКИЙ: Я думаю, что эта культура конечно, уходит сейчас.
М. ПЕШКОВА: То есть, не может быть её возрождение?
П. БАСИНСКИЙ: Не нужно питать иллюзий в этом плане. Я не думаю, что дети сейчас собираются, и читают друг другу вслух книжки.
Л. ГУЛЬКО: А зачем, когда можно (неразборчиво).
П. БАСИНСКИЙ: Конечно.
М. ПЕШКОВА: А домашнее чтение, неужели, это всё погибнет? В том числе и домашний театр. Пусть без декораций, но зато с текстами, чтение по ролям.
П. БАСИНСКИЙ: Ну, наверное, это было бы прекрасно, просто это всё на очень таком, индивидуальном уровне.
Л. ГУЛЬКО: Но это же и не было у всей, Майя, до этого, правда?
М. ПЕШКОВА: Но это было очень часто.
Л. ГУЛЬКО: Это же было не во всех семьях. Это было мне кажется, не очень часто, и не во всех семьях, и достаточно редко.
М. ПЕШКОВА: Не знаю, я сталкивалась с теми семьями, где это всё (неразборчиво).
Л. ГУЛЬКО: Просто вы жили в этом окружении, да. А на самом-то деле, это конечно, всё очень…
М. ПЕШКОВА: А сейчас в качестве примера, я хочу сказать, что семья Марьи Владимировны Фаворской, по-прежнему, спектакли в этом доме бывают.
Л. ГУЛЬКО: Замечательно, это такой круг, он к сожалению, очень узкий.
М. ПЕШКОВА: Вокруг этих революционеров.
Л. ГУЛЬКО: Узкий, да. Тонкая прослойка, это называется. Ну, к сожалению, да.
М. СМИРНОВА: Ну, что касается спектаклей, мы просто буквально 2 дня назад провели такую акцию, мы записали с ребятами, аудиокнигу «Алиса в стране чудес». И задача была такая, но это были детки, они не очень хорошо видят, и мы записали книжку с профессиональными актёрами. Там получилось у нас 30-ть персонажей, и дети читали… Сначала, естественно, дети пошли неохотно, потому, что им сказали, значит ты, ты, ты, идёшь участвуешь в этой акции. Чего такое, зачем нам это нужно? Но когда мы стали распределять роли, и они поняли, что это театр, и они сейчас будут играть.
Л. ГУЛЬКО: Игра начинается.
М. СМИРНОВА: Да, это игра. Они поняли, что это игра, что это не учеба. Они к этому подошли настолько серьёзно, у нас было 5 репетиций, и в результате, мы с первого раза всё записали. И получилась такая необыкновенная полифония голосов, потому, что ребята были разного возраста, это очень интересно. Значит, такая форма, например, может существовать. Пусть не домашний театр, но вот запись аудиокниги, например. Просто меняется форма, но суть-то?
М. ПЕШКОВА: Да, Лёва, у нас есть призы.
Л. ГУЛЬКО: Да, есть у нас действительно призы, и мы об этом не забыли, и мы сейчас начнём, наверное, пожалуй, наш розыгрыш. А у нас есть вопросы-то?
М. СМИРНОВА: Есть, конечно.
Л. ГУЛЬКО: Конечно, прекрасно. Тогда я сразу диктую заклинание, 363-36-59, телефон прямого эфира, для того, чтобы вы могли дозвониться, и правильно ответить на вопрос. А Оля прислала нам СМС-очку: «Повторите пожалуйста, кто ваши гости, номер их стенда на выставке».
М. СМИРНОВА: Но вы можете нас найти на авторской площадке. Дело в том, что в 75-м павильоне, в зоне С, это водный зал, располагается авторская площадка, на которой постоянно проходят встречи с писателями. И вот, «Живая классика», мы собственно, и организуем эти встречи, и сегодня там состоится в 11-ть часов, презентация конкурса чтецов, и будут выступать ребята, победители всероссийского финала этого года. Так что, приходите в 11-ть часов, всех будем рады видеть. Л. ГУЛЬКО: Вот, можете посмотреть. Ну, давайте, начнём.
М. СМИРНОВА: У кого из героев Гоголя, было железное лицо?
Л. ГУЛЬКО: Сейчас, секундочку, секундочку, мы сейчас выведем всех. На чистую воду, я имею в виду. Сейчас…363-36-59, наш телефон, сейчас попробуем. Вот, есть, подключились. 363-36-59, У кого из героев Гоголя, было железное лицо? Сейчас нам будут отвечать, 363-36-59, наш телефон. 363-36-59. Ну, давайте. Надевайте, кстати, наушники. Доброе утро.
Слушатель: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да.
Слушатель: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте, вас как зовут, милое создание?
Слушатель: Артём.
Л. ГУЛЬКО: Сколько вам лет, Артем?
Слушатель: 12.
Л. ГУЛЬКО: 12 лет. У кого из героев Гоголя, было железное лицо?
Слушатель: Даже не знаю.
Л. ГУЛЬКО: Да я сам не знаю, у меня нет ответов. Ну, так чего?
Слушатель: Может быть…
Л. ГУЛЬКО: Ну, так, на всякий случай, скажите. Вдруг, угадаете?
Слушатель: Ну, сейчас. Может быть, у Плюшкина?
Л. ГУЛЬКО: Может у Плюшкина была железная маска, Плюшкин.
М. СМИРНОВА: Нет.
Л. ГУЛЬКО: Спасибо больше, 363-36-59 наш телефон, остаётся вопрос. 363-36-59. Вот из города… А, нет. Я думал, это Санкт-Петербург, а это не Санкт-Петербург. Ну, посмотрим вот этот. Доброе утро.
Слушатель2: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Ой, куда же ты сорвался? 363-36-59, наш телефон. Сейчас, попробуем ещё кого-нибудь найти. Вот, доброе утро…
Слушатель3: …
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59 наш телефон. Доброе утро.
Слушатель4: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да.
Слушатель4: Это дровосек.
Л. ГУЛЬКО: Герой Гоголя, дровосек.
Слушатель4: Да.
Л. ГУЛЬКО: А в какой книжке, не помнишь, как называется это произведение Николая Васильевича гоголя?
Слушатель4: Нет, не помню.
Л. ГУЛЬКО: И я не помню. Неправильный ответ, к сожалению, прости, пожалуйста. 363-36-59. Какой-то сложный у вас вопрос, нет? Подсказать нельзя?
М. СМИРНОВА: Ну, как подсказать?
Л. ГУЛЬКО: Ну, я не знаю.
М. СМИРНОВА: (Неразборчиво)
Л. ГУЛЬКО: Ну не знаю, какой-нибудь, что-нибудь…
М. СМИРНОВА: Из 3-х букв.
Л. ГУЛЬКО: Из 3-х букв. А, это даже я догадался. 363-36-59, наш телефон. Ну, герой Гоголя, сейчас ещё как-нибудь подскажем. Железное лицо у него там было. Там связано у него было, с глазами у него там было связанное кое-что.363-36-59, доброе утро. Слушатель5: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да.
Слушатель5: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте.
Слушатель5: По-моему, это Вий.
Л. ГУЛЬКО: Ну, конечно.
М. СМИРНОВА: Правильно.
Л. ГУЛЬКО: Да, поднимите мне веки. Действительно, это Вий. Как тебя зовут?
Слушатель5: Никита.
Л. ГУЛЬКО: Никит, тебе сколько лет?
Слушатель5: 12.
Л. ГУЛЬКО: 12 лет, Никита, смотри. Значит, есть у нас «Петр I. Начало преобразования. Россия, путь сквозь века». Есть «Александр II». Ты мне говори сразу, чего ты хочешь?
Слушатель5: Ага.
Л. ГУЛЬКО: «Царь - освободитель». Тут я могу на выбор, да? Есть Толкин «Легенда и Сигвурде, и Гудрон». Такие знаешь, саги такие прямо о!
Слушатель5: Ну, давайте пор Петра I.
Л. ГУЛЬКО: Про Петра I, хорошо. Прекрасно, записали тебя. Всё, спасибо тебе большое, пока, будь здоров.
Слушатель5: Спасибо.
Л. ГУЛЬКО: Вслух, не читаешь, кстати, книжки?
Слушатель5: Какие книжки?
Л. ГУЛЬКО: Ну, какие-нибудь.
Слушатель5: Да, конечно, читаю.
Л. ГУЛЬКО: Кому?
Слушатель5: Ну, бывает, себе. Если какая-то книжка понравится, могу родителям зачитать вслух.
Л. ГУЛЬКО: Вот так, не родители ему, а он родителям вслух читает.
М. ПЕШКОВА: Да, по-моему, здорово.
Л. ГУЛЬКО: Молодец, да. Ну хорошо, ладно, пока, до свидания.
Слушатель5: До свидания.
Л. ГУЛЬКО: Следующий вопрос, 363-36-59.
М. СМИРНОВА: Один из героев Гоголя жаловался, что прожил больше 40 лет, и ни разу не болел.
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59, наш телефон.
М. СМИРНОВА: У нас сегодня вопросы по Гоголю.
Л. ГУЛЬКО: Ну хорошо, вот так, доброе утро.
М. ПЕШКОВА: Наверное, потому, что в Петербурге существует литературная премия имени Гоголя, правильно?
М. СМИРНОВА: Да, существует. Будет вручаться 1 октября.
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59, доброе утро. Куда же вы все сразу? Доброе утро.
Слушатель6: Алло, доброе утро, а вы не могли бы повторить вопрос?
М. СМИРНОВА: Конечно. Один из героев Гоголя жаловался, что прожил больше 40 лет, и ни разу не болел.
Л. ГУЛЬКО: А где ребёнок?
Слушатель6: (Неразборчиво) ребёнок (неразборчиво) про это, кто больше 40 лет прожил, и ни разу не болел?
Л. ГУЛЬКО: Не знает? А есть ребёнок-то вообще?
Слушатель6: Ребёнок есть, да. Ребёнку 13-ть лет.
Л. ГУЛЬКО: А где он?
Слушатель6: Рядышком.
Л. ГУЛЬКО: Ну, а чего он молчит?
Слушатель6: Алло, здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Привет, тебя как зовут?
Слушатель6: Амина.
Л. ГУЛЬКО: Амина, тебя не подпускают к радиоприёмнику?
Слушатель6: Нет.
Л. ГУЛЬКО: Ну, так попробуй правильно ответить на вопрос.
Слушатель6: Казак.
Л. ГУЛЬКО: Казак.
Гость1:Нет.
Л. ГУЛЬКО: Нет, не казак, к сожалению, мама тебе не правильно подсказала. Извини, пожалуйста, не правильный ответ. 363-36-59, наш телефон, попробуем найти что-нибудь правильное.
М. СМИРНОВА: Может, попроще вопрос?
Л. ГУЛЬКО: Нет, ну мы же задали его уже, давайте уж…
М. СМИРНОВА: Давайте.
Л. ГУЛЬКО: Может, как-нибудь подсказать можно, это да, пожалуйста. Это всегда пожалуйста, подсказать.
М. СМИРНОВА: Это герой из «Мёртвых душ».
Л. ГУЛЬКО: Вот, из «Мёртвых душ». 363-36-59, всё равно, ничего не понятно. Доброе утро.
Слушатель7: Алло.
Л. ГУЛЬКО: Да.
Слушатель7: Это Собакевич.
М. СМИРНОВА: Правильно.
Л. ГУЛЬКО: Собакевич. Вот юноша, вам сколько лет?
Слушатель7: 12.
Л. ГУЛЬКО: 12, голос ломается уже, человек начинает курить.
М. ПЕШКОВА: Да, солидный.
Л. ГУЛЬКО: Курить начинаете, курить уже?
Слушатель7: Нет, конечно.
Л. ГУЛЬКО: Нет, ага, обманываете. Ну, ладно, не важно, это ваше дело. Хорошо. Действительно, это Собакевич. Как вас зовут?
Слушатель7: Андрей.
Л. ГУЛЬКО: Андрей, смотрите, значит, есть «Гойя», замечательная такая галерея гениев. Книжка про «Гойю», с хорошими очень иллюстрациями.
Слушатель7: А давайте, Толкина.
Л. ГУЛЬКО: Толкина. Ну, правильно, Толкина. Хорошо, всё. Толкин ваш. Всё, спасибо большое. Вы кстати, вслух читаете кому-нибудь? Или вам читают, может быть?
Слушатель7: Ну да, читаю.
Л. ГУЛЬКО: Кому?
Слушатель7: Ну, на уроках иногда. Ну, в смысле, ну, когда…
Л. ГУЛЬКО: У доски.
Слушатель7: Нет, не у доски. Ну, с места там, или ну…
Л. ГУЛЬКО: Ну, понятно. Дома, в общем, не читаете вслух.
Слушатель7: Ну, не вслух, а про себя.
Л. ГУЛЬКО: Про себя, да.
Слушатель7: Ну, я много читаю.
Л. ГУЛЬКО: Я понял, понял. Конечно, всё. Спасибо огромное, спасибо. Ну вот, ну, хорошо. Про себя, тоже ничего.363-36-59, ну, давайте ещё один успеем.
М. СМИРНОВА: Ну, давайте. Вспомните героев Гоголя, которые занимались воздухоплаванием. Причём, летали с помощью необычных летательных средств, хотя бы, одного.
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59. Ой, куда же вы. Вот, доброе утро.
Слушатель8: …
Л. ГУЛЬКО: 363-36-59, наш телефон. Уважаемые дяди и тёти, врачи. Ну, вы уймите своих пациентов как-нибудь. Может, укол какой-нибудь в мягкое место, я не имею в виду, голову. 363-36-59, доброе утро. Нет, и тут никого. 363-36-59. Все срываются, очень много звонков. Доброе утро.
Слушатель9: Доброе утро.
Л. ГУЛЬКО: Да.
Слушатель9: Сейчас ребёнка дам.
Л. ГУЛЬКО: Давайте, только быстрее, а то у нас время на исходе.
Слушатель9: Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО: Здравствуйте. Ну, говори, мы не можем ждать.
Слушатель9: Ведьма.
Л. ГУЛЬКО: Ведьма, герой гоголя.
М. СМИРНОВА: Не знаю.
Л. ГУЛЬКО: Ну, правильно, какое произведение Гоголя, назови его. Оно было уже здесь названо.
Слушатель9: (Неразборчиво).
Л. ГУЛЬКО: Ну, давай дадим тебе тоже приз. Мне кажется, что в «Вий», там тоже кое-кто летал.
М. СМИРНОВА: Речь шла о «Ночь перед рождеством».
Л. ГУЛЬКО: Да. Но в «Вий», тоже кое-кто летал, да?
М. ПЕШКОВА: Да.
М. СМИРНОВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: На этой, жжж, вокруг. Ну, собственно, наше время подходит к концу, я напомню, что у нас в гостях были Марина Смирнова, директор международной ассоциации «Живая классика», Павел Басинский, лауреат национальной литературной премии «Большая книга», говорили мы о…
М. ПЕШКОВА: Автор книги «Бегство из рая», о Льве Толстом. Я хочу, Павел, чтобы Толстого читали тоже вслух.
П. БАСИНСКИЙ: Я тоже этого хочу.
Л. ГУЛЬКО: Ну, наверное читают. Читают?
М. СМИРНОВА: Читают, конечно читают.
Л. ГУЛЬКО: Читают, конечно, Толстого. Всё, говорили мы о всероссийском конкурсе юных чтецов. Дорогие друзья, каждый может принять я так понимаю, участие в этом конкурсе.
М. СМИРНОВА: Каждый может принять участие, да.
М. ПЕШКОВА: Как жаль, что это только для шестиклассников. Хотелось бы, чтобы он был и для тех, кто постарше.
М. СМИРНОВА: Ну каждый ведь когда-нибудь, бывает шестиклассником.
М. ПЕШКОВА: Вернёмся в детство.
М. СМИРНОВА: Да.
Л. ГУЛЬКО: Может быть, когда-нибудь. Спасибо всем огромное, и удачи, спасибо.
М. СМИРНОВА: Спасибо.
П. БАСИНСКИЙ: Спасибо.