Купить мерч «Эха»:

Грани недели - 2018-02-10

10.02.2018
Грани недели - 2018-02-10 Скачать

В.Кара-Мурза

Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» еженедельная программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Слушайте обзор важнейших событий прошедших 7 дней и анализируйте мнения экспертов и гостей нашей передачи. Итак, в сегодняшнем выпуске:

- в 2000-м году после кровопролитного штурма в ходе Чеченской войны был взят Грозный;

- в такие же февральские дни 1945 года был арестован капитан Солженицын;

- насколько убедительны обвинения в адрес Никиты Белых, приговоренного к 8 годам заключения?

Февраль 2000 года запомнился очевидцам кровопролитного штурма Грозного в ходе 2-й Чеченской войны. Журналист Николай Сванидзе считает вторую войну неизбежной:

- Это борьба за единство Российской Федерации, так или иначе. Другой вопрос – как ее проводить, что делать? Я не военный эксперт, мне сложно сказать – нужно было штурмовать Грозный или не нужно было штурмовать Грозный. Но если страна борется за свое единство, она должна бороться за свое единство. Это относится и к Путину, это относится и к Ельцину – каждый поступил по своему правильно, когда боролся за единство России. Другой вопрос – насколько эффективно это было?

В.Кара-Мурза

Этой войны хотели все элиты всей страны, считает политолог Глеб Павловский:

- Война вообще не нужна, но бывают времена, когда люди ее хотят. И после московских взрывов не только истеблишмент, но рядовые люди хотели войны. Желание войны охватило страну, она хотела воевать. За полгода до этого – нет. А это желание возникло осенью 1999 года, и Путин стал лидером этого желания. Но предсказать это было совершенно невозможно. Видел, как это вскипало в людях. Поэтому эта война правильна она или нет – это совместная ответственность, как я считаю, и власти, и граждан страны.

В.Кара-Мурза

С тех пор Чечня перестала быть источником военной угрозы, считает политолог Валерий Соловей:

- Я думаю, в первую очередь потому, что та Чечня, которую мы получили в 96-м году, была источником угрозы. Это действительно дестабилизация Северного Кавказа, дестабилизация, которая могла бы распространяться кругами и дальше на остальную территорию Российской Федерации. Второе - это, конечно, символически репутационое соображение, нельзя было допустить, чтобы российская армия считалась проигравшей в локальной войне.

В.Кара-Мурза

Вторая война была в интересах президента, вспоминает политолог Аркадий Дубнов:

- Глядя из сегодняшнего дня, думаю, что вторая Чеченская война была, в первую очередь, чрезвычайно необходима новому российскому руководству в лице Владимира Владимировича Путина, давшее ему право и авторитет стать беспрекословным лидером в России, сумевшим усмирить эту неспокойную республику. Если мы помним, даже те, кто сегодня считается записным лидером демократов, тогда беспрекословно поддерживали Путина, в том числе и Владимир Рыжков, в том числе и лидеры правых сил – Ирина Хакамада и другие. Короче, это сделало Путина весьма популярным лидером на тот момент.

В.Кара-Мурза

Сегодня гость в нашей студии - философ Игорь Чубайс. Игорь Борисович, для чего была нужна вторая Чеченская война?

И.Чубайс

После 2000 года мы все 17 лет воюем – то с Чечней, то с Украиной, то в Сирии. То есть у нас непрерывно идут, намекая, что активное участие наши специалисты военные принимают в Ливийской гражданской войне, в ряде других регионов. Поэтому сплошь и рядом ответ не найдешь. Вот зачем в 39-м году напали на Финляндию? С Чечней далеко не все понятно. Но я только хочу сказать, что в отличие от истории России, и создания советского государства, и его сохранения, и его распад, связан с огромным кровопролитием и гражданскими войнами. После распада СССР, в 91 году, Чечня объявила себя независимым государством. Через несколько лет федералы решили, что такая ситуация ненормальная, и начали первую Чеченскую войну, закончившуюся победой Дудаева, Хасавюртом и соглашением 1996 года. Тогда общественное мнение России в значительной степени было на стороне Чечни. Казалось, что этот маленький народ имеет право на самоопределение, тем более что это не просто некая выдуманная декларация, это большая готовность на большое кровопролитие, и отстаивание своей независимости. Повторяю, что тогда демократическая Россия симпатизировала Чечне. Но обретение де-факто независимости не спасло Чечню, а породило множество проблем. Возник хаос, возник бандитизм, возникли похищения или продолжились похищения людей, возник терроризм. И ситуация с Чечней была такой очень болезненной. В 1999 году, в сентябре, насколько я помню, Басаев и Хаттаб - полевые чеченские командиры, отправились в Дагестан, и попытались присоединить Дагестан к Чечне, создать такой великий имамат, как они называли. Одновременно в Москве произошли странные взрывы, которые приписывались чеченцам, до конца не разобрано до сих пор, и началась вторая Чеченская война. Конечно, это федералы направились в Чечню наводить там конституционный порядок. Конечно, Чечня не могла победить Россию, и в 2000 году федералы снова вошли в Грозный. Но режим контртеррористической операции был отменен только в апреле 2009 г. То есть, навести такой порядок силой, было очень непросто, сопротивление было очень широким массовым, отторжение федералов было очень основательным, но, тем не менее, Чечня вошла в состав России. Что там происходит сейчас, получить объективную информацию очень сложно. Когда я беседую с чеченцами, я всегда начинаю разговор доверительный, я всегда спрашиваю: «А можете ли вы рассказать всю правду?» Почти всегда такой уклончивый ответ слышу – ну, не совсем, все сказать мы не можем, тем не менее, что можно понять, когда общаешься с чеченскими знакомыми. Но сейчас какие плюсы – Чечня в основном восстановлена. Чеченцы уверяют, что там не только центр города, там уже все села, деревни восстановлены, восстановлены дороги в горных районах, восстановлено газоснабжение многих деревень. В общем, жить в Чечне становится в этом смысле нормально. Хотя существует безработица, но она существует и в других регионах. Другая проблема, о которой говорят, - вот если вы приедете в Чечню, я не был в Чечне, поэтому я рассказываю с чужих слов, если приедете в Чечню, то вы увидите много нового, новые здания, самую большую мечеть на Кавказе – сердце Чечни, если я не ошибаюсь, она называется. И там работают специалисты российские и из других стран, но если там пожить месяц-два, довольно быстро человек ощущает полный контроль за поведением. То есть никакая оппозиция, никакое оппозиционное действие невозможно. А если кто-то что-то задумывает, то это очень быстро и жестоко пресекают. Еще одна деталь, если говорить о Чечне, как говорят чеченцы, в отличие от московских политологов, на самом деле, если Кадыров будет оставаться у власти, то Чечня будет в составе России. Кадыров никуда уходить не собирается, его устраивает единство с Россией. Ну, а если Кадыров уйдет, то предсказать, как будут развиваться события в Чечне очень трудно. В заключение я бы сказал, что в Чечне действительно происходит в некотором смысле национальное возрождение, возвращается язык, который изучают даже в ВУЗах, возвращается культура, есть свое телевидение, возвращается исторические исследования и т.д. То есть чеченцы снова становятся чеченцами, ни как они были в СССР. Это Чечня – со своей культурой и историей. Вот в России часто говорят о том, что наши ценности несовместимы с западными, но никто никогда российские ценности не называл из официальных пропагандистов, они, конечно, существуют, но настоящие российские ценности игнорируются. Что значит вернуться в Россию, быть вместе с Россией – непонятно. Это во многом чисто политические соглашения, договоренности, которые не поддерживаются внутренними глубинными процессами. Поэтому проблема Чечни как проблема России до сих пор не решена.

В.Кара-Мурза

В 1936 году и зимняя и летняя Олимпиады прошли в фашистской Германии, и открывал их лично Гитлер. Зимнюю в Гармиш-Партенкирхене в такие же февральские дни. Они сыграли большую роль в пропаганде нацизма. Олимпиада – акт национального самоутверждения, считает политолог Валерий Соловей:

- Очень важно, это был элемент идеологии национального самоутверждения. Смотрите – мы смогли организовать великолепные Олимпийские Игры, приехал весь мир, наши атлеты добились успехов. Спорт – это всегда стремление к национальному самоотверждению, он всегда будет использоваться. Как бы мы ни говорили, что он вне политики, может быть, он и вне политики, но как акт национального самоутверждения, спорт, несомненно, используется.

В.Кара-Мурза

Третий Рейх смог обмануть человечество, считает политолог Глеб Павловский:

- Теперь после победы во Второй мировой войне – разгрома гитлеровской Германии, трудно вспомнить, многие просто не знают, что Германия считалась нормальным и даже успешным государством долгое время, почти до самого начала Второй мировой войны. Во всяком случае, Олимпиада в Германии должна была подчеркнуть мощь, силу и успешность новой Германии, и этот результат был достигнут. Конечно, там было много показухи, свойственной тоталитарным режимам, но Германия до конца 1938-го года считалась просто успешной европейской, передовой даже страной. И только после захвата остатка Чехословакии изменилось это отношение.

В.Кара-Мурза

Олимпиады 1936 года сполна сыграли свою пропагандистскую роль, считает журналист Николай Сванидзе:

- Вообще, нацизм немецкий так же, как и итальянский фашизм - это был режим, где пропаганда играла одну из решающих, принципиальных ролей. Недаром один из ближайших соратников – соратником Гитлера был Геббельс – большой, страшный мастер как раз такой обманной, лживой, но очень эффективной пропаганды. Конечно, Олимпиада сыграла такую мошенническую роль в том, что часть мира была убеждена, что гитлеровский режим вовсе не так плох, как о нем говорят. Нормальный совершенно – вот спортсмены бегают, рекорды бьют, а он им хлопает с трибуны.

В.Кара-Мурза

Олимпиады поднимали дух арийской нации, считает политолог Аркадий Дубнов:

- Высокий арийский дух немецких героев-спортсменов он воодушевлял всю нацию, объединял ее вокруг Адольфа Гитлера. Да, поэтому это было чрезвычайно важное мероприятие пропагандистское. Я думаю, что именно тогда впервые, наверное, мир узнал, как спорт может подыгрывать политике, несмотря на Олимпийские принципы, провозглашающие как бы независимость спорта от политики.

В.Кара-Мурза

Напомню, что сегодня гость нашей студии – философ Игорь Чубайс. Игорь Борисович, в 1936 году и зимняя, и летняя Олимпиады

прошли в фашистской Германии. Какую роль в пропаганде нацизма они сыграли?

- Решение о проведении Олимпиады именно в Берлине было принято во времена Веймарской республики, до 1934 года, а в 1936-м оказалось, что здесь уже Гитлер у власти. И поэтому началась дискуссия еще до проведения Олимпиады, поскольку Гитлер открыто выступал как расист, открыто выступал как антисемит. Но дискуссия привела к тому, что было решено все-таки Олимпийские игры проводить. И по итогам этих игр Германия заняла первое место, она получила 89 медалей. Причем, надо иметь в виду, что спорт не был в Германии какой-то изолированной сферой конкуренции. Там вообще были большие социальные программы, женщины немецкие практически не работали – Гитлер был против того, чтобы они шли на производство, потому что они потеряют детородную функцию. Сами немцы работали до конца 1944 года 90% в одну смену, то есть там были очень большие социальные программы. И в частности частью нацистской концепции было такое развитие спорта. Повторяю, что Германия заняла первое место на этой Олимпиаде, США только второе. У одних 89 медалей, у других 56. Но, несмотря на это, афроамериканец Джесси Оуэнс получил 4 медали, что было – чернокожий спортсмен оказался самым продвинутым в мире спорта в этой сфере. Это была такая пощечина фашистской теории, гитлеровскому расизму. Впрочем, это не помешало Лени Рифеншталь – известной немецкой кинорежиссерше – снять фильм об Олимпиаде «Олимпия». Почему-то несколько лет назад у нас стали эту Лени раздувать и показывать фильмы. Правда после Второй мировой войны действия Международного Олимпийского комитета были признаны ошибочными. Но, кончено, когда мы говорим об Олимпиаде, у нас возникает ассоциации, вопросы и параллели с тем, - а как это было в нашей стране. В любом тоталитарном государстве проведение такого типа спортивной акции порождают определенные противоречия. В 1980 году в Москве проходили очередные Олимпийские игры. С одной стороны Советский Союз хотел доказать, что он самый передовой, что он лидер, что он впереди планеты всей, наш спорт самый лучший, мы самые-самые. Но как только реально возникала возможность сравниться с другими, участвовать вместе с другими в неком конкурсе, в неком соревновании, участвовать на равных, то тоталитарное государство почти всегда проигрывало. Оказывалось в невыгодном положении. Вот Олимпиада тогда показала целый ряд проблем, которые характерны только тоталитарным, авторитарным государствам.

В.Кара-Мурза

9 февраля 1945 года был арестован капитан Солженицын. Ему предстояло сыграть судьбоносную роль в истории страны. Солженицын – гордость России, считает политолог Аркадий Дубнов:

- Я думаю, что Александр Исаевич уже вошел в историю России, в историю страны советов, а потом в историю России, своим человеческим подвигом, которому мы обязаны тем, что страна узнала систематическую историю расправы сталинского режима над своим народом. Я имею в виду в первую очередь великий труд «Архипелаг ГУЛАГ». Но, кроме того, именно Солженицын сумел невероятным образом прошибить эту хрущевскую косность к сталинскому прошлому, очень неоднозначную. И сделать так с помощью таких великих людей, как Александр Твардовский. И дал стране эту великую книгу, которая называется «Один день Ивана Денисовича». Это было чрезвычайно выдающееся событие. Помню лично, как будучи еще подростком, узнал про эту вещь, которая была опубликована в «Новом мире» в 1962 году.

В.Кара-Мурза

Солженицын поведал миру обо всех ужасах ГУЛАГа, считает журналист Николай Сванидзе:

- Солженицын убедил не нашу страну, к сожалению, но весь мир в ужасах сталинского режима. Именно Солженицын раскрыл всему миру глаза на Сталина, и на людоедский характер его системы, его режима. Никто иной – Солженицын.

В.Кара-Мурза

Солженицын победил коммунистический режим, считает политолог Глеб Павловский:

- Это был драматический момент, когда Политбюро в рассвете своей власти объявило войну писателю, именно за его книги. И в моральном отношении эту войну проиграло уже среди лояльных кругов, что было несопоставимо это противостояние одного человека, бывшего зека, писателя и руководства гигантской сверхдержавы. Они пошли на это противостояние, и это было их ошибкой. Они не могли его выиграть.

В.Кара-Мурза

Солженицын обыграл коммунистический режим, считает политолог Валерий Соловей:

- Он стал символом антикоммунистического сопротивления, фигурой, человеком, бросившим вызов советской системе. И эту систему, можно сказать, обыграл.

В.Кара-Мурза

Напомню, что сегодня гость нашей студии – философ Игорь Чубайс. Игорь Борисович, какую роль в истории страны предстояло сыграть одному из миллионов обитателей ГУЛАГа Александру Солженицыну?

- Если принять, что 100 лет страна находится в большевистской и постбольшевистской катастрофе, то возникает вопрос, - как к этому относиться, каковы последствия этой катастрофы? Кто и как себя вел, и ведет в этой ситуации? Вся советская система построена на тотальной лжи. Что мы получили в результате этого беспрецедентного обмана? Там, где проповедуют ложь, всегда есть неизлечимо обманутые. Конечно, Солженицын к ним не относится. И у нас есть особый тип людей, я не раз с ними общался, люди, которые прошли ГУЛАГ, либо их родители прошли ГУЛАГ, либо дед их был расстрелян в советское время, и вот такие люди говорят, что – да, мой дед пострадал, но я и отец и дед навсегда останусь сталинистом. Это люди, к сожалению, больные. Это, конечно, не Солженицын. Это люди социально неадекватны, и с ними вести дискуссии невозможно. В них пропаганда влезла в их подсознание слишком глубоко, что-либо им противопоставить невозможно. Я иногда говорю, что я родился после войны, поэтому видел немало людей, которые пострадали на войне, которые остались без ноги, без руки. Помню одного старшего товарища, который шел в штыковую атаку, остался без глаза на всю жизнь. Я даже не решался спрашивать – а вот вы Гитлера любите? Это вызывало какой-то фантастический эффект. Не понимали, как можно задавать такие вопросы. Пострадали от Гитлера, а Гитлера любят. Но вот люди, которые пострадали от Сталина, чья семья, родители, близкие, которые пострадали от сталинизма, и продолжают любить Сталина – это просто социальная патология, их уже не спасти и не вылечить. Там, где проповедуют ложь, там появляются продажные пропагандисты и продавцы. Они понимают, что они лгут, но они готовы на этом зарабатывать, и зарабатывают. Таких немало сегодня, мы их знаем, они были во времена Солженицына. Вместе с книгой, с повестью «Один день Ивана Денисовича», вышла такая книга, беспристрастный такой рассказ «О том, что же это было». Вскоре после этого писатель по имени Борис, не хочется даже называть его фамилию, написал такую повесть «О пережитом» - это был как бы ответ «Одному дню Ивана Денисовича». Но «Один день…» вошел в мировую культуру, про повесть «О пережитом» никто и не вспоминает. Там, где проповедуется ложь, появляется недоверие. Происходит социальный разрыв, общество не сплачивается, а томизируется, людей подталкивают к тому, чтобы не доверять друг другу. Надо признать, что отчасти жертвой такой линии стал сам Солженицын. Я не хочу превращать в какого-то бога, ну, наверное, у него были какие-то ошибки. Я думаю, что его произведение «200 лет вместе» просто неудачно. Но он написал «Архипелаг ГУЛАГ» - это перевешивает все его мелкие его просчеты. Однако есть люди, которые не доверяют, это уже не проблема Солженицына, это проблема этих людей. Потому что одна из целей авторитарной система – атомизировать – сделать так, чтобы каждый порядочный, честный человек ощущал себя в одиночестве, в изоляции. Кстати, это повторяется сегодня. Я мгу сказать, для меня близкая тема – я являют доверенным лицом Явлинского Григория, я написал у себя в Фейсбуке – «Чтобы вы хотели спросить у Явлинского, был на встрече с ним?». Вот пять 5% ответов, таких резко негативных – он то с Кремлем…Ну, откуда вы все это берете? Ну, не надо додумывать. Если вы что-то знаете, напишите, пожалуйста. Я не фанатик Явлинского, но я слишком долго его знаю, я считаю его одним из немногих порядочных людей, некоррумпированных. Я знаю, что у него была большая беда со старшим сыном, которого подвергли жуткому испытанию много лет назад. Явлинский не уехал из страны, он остался в стране, он продолжает отстаивать определенную политическую позицию. Недоверие оно существует везде, и это одно из следствий той авторитарной, тоталитарно системы, в которой мы находимся. Это говорит и о том, что через ГУЛАГ прошли в некотором смысле не только те, кто реально был в лагере, но и тот, кто не был в лагере. Он тоже пострадал, сместилось мышление, сместилась картина мира. Сместилось понимание того, что можно, что нельзя, что нужно, что ненужно. Это присутствует в нашем обществе по сей день. Но надо иметь в виду, что там, где насаждается ложь, кроме всего прочего, всегда появляются праведники. Вот Солженицын, Варлаам Шаламов, Николай Никулин, который написал правду о войне – это и есть те праведники, о которых надо всегда помнить, которых надо читать, о которых надо рассказывать. Они помогают слабым выжить. Они утратившим веру возвращают веру. Усомнившимся в правде помогают в ней укрепиться. Они спасают Россию, они возвращают нам историю, они возвращают правду о нашей стране. В этом колоссальная вечная заслуга Александра Солженицына. В этом его место – в истории. И это проблема она никуда не исчезла, она, к сожалению, повторяется и сегодня. Я буквально неделю назад вернулся из командировки, с конференции в Сочи, и там было много сувениров, так смотрел, было интересно, увидел и такой сувенир – продаются разного рода медали, награды, современные поделки. И Санкт-Петербургский монетный двор выпустил 3 медали. На одно портрет Ленина, на другой портрет Сталина, а на третьей портрет Путина.

В.Кара-Мурза

В эфире программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Продолжим наш выпуск через несколько минут. В эфире программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Продолжаем наш выпуск. На минувшей неделе Никита Белых был приговорен к 8 годам тюремного заключения. Белых стал жертвой интриги, считает политолог Валерий Соловей:

- Как я понял, убедительных доказательств не было – это первое. Второе, конечно, вот так на 8 лет бросить, несмотря на возможную амнистию, человека, больного диабетом – это означает обречь его на смерть.

В.Кара-Мурза

Суд над Белых остается неправедным, считает политолог Глеб Павловский:

- Случай Белых не является простым, потому что в нем есть аспект очевидной судебной жестокости, есть аспект такой картины монетизации власти, где деньги вовсе необязательно взятки, просто сопровождает как смазка любое движение власти. И власть не может осуществляться губернатором без поиска каких-то добавочных фондов, он не может иначе управлять регионом. И, конечно же, я не знаю, было ли или не было какая-то корыстная заинтересованность, но я ясно видел, что Белых был наказан именно как находящийся во власти полностью инкорпорированный человек, то есть человек с политическим прошлым лидера – не просто одного из членов СПС. Человек, который в момент, когда начнется выдвижение кандидатов от власти, а оно неизбежно начнется, вполне может стать одним из них. И его выбили из этой обоймы.

В.Кара-Мурза

Не верит ни одному обвинению журналист Николай Сванидзе:

- У меня масса вопросов, для меня эти обвинения не звучали убедительно.

В.Кара-Мурза

Не верит в обвинения в адрес Никиты Белых политолог Аркадий Дубнов:

- Да, конечно, неубедительны. Это так очевидно даже для тех людей, которые не очень внимательно следили за этим процессом. Понятно, что это, в общем, было сведением счетов внутри Вятском политическом поле, внутри Кировском. И этим воспользовались те люди в Кремле или около него, чтобы устроить такую показательную порку этих так называемых либералов, неправильных либералов примазавшихся к правильной власти в Москве.

В.Кара-Мурза

Напомню, что сегодня гость нашей студии – философ Игорь Чубайс. Игорь Борисович, насколько убедительны обвинения в адрес Никиты Белых, приговоренного к 8 годам заключения?

- Вы знаете, я бы хотел говорить в целом о нашей правовой системе. Что касается Белых, то он не виновен. Обвинение совершенно неубедительно, оно не доказано. Об этом, в частности, говорил Алексей Венедиктов – руководитель радиостанции «Эхо Москвы». Наверное, нет смысла мне повторяться. Я вполне принимаю его доводы. Но возникает множество вопросов. Если говорить про Белых, то он невиновен, и его нельзя было судить. Но отношение к нему не такое радужное, потому что ведь Белых – один из создателей той политической системы, жертвой которой он стал. Тот, кто помнит, Путин отменил выборы губернаторов, и Белых, может быть, громче всех кричал – нужны выборы. И выборы эти были совершенно необходимы до тех пор, пока сам Белых не был назначен губернатором Кирова. После этого он выступать перестал. Причем, если бы сел сейчас не Белых, который на мой взгляд, невиновен, а сел бы, не знаю, губернатор Черных, то навряд ли Белых выступил бы с протестом, и ушел бы в отставку. Наши политики, вообще, играют в такую политическую рулетку – кому повезет, кому не повезет, как получится. Но если посмотреть на другие процессы последнего времени, как они проходят, возникает много вопросов. Улюкаев тоже, судя по всему, тоже невиновен, хотя и получил приличный срок, но в отличие от Белых Улюкаев принес извинения, он признал, что вел себя неправильно, выразил сожаления, что он вообще вошел, включился в бюрократические игры, и всю эту систему, по сути, он осудил. Но как быть с губернатором Сахалина? С главой Коми? Сейчас премьер Дагестана, правда, никакой приговор еще не вынесен судом, но он под подозрением о коррупции. То есть это люди, которые, видимо, обоснованно задержаны и посажены. Но ведь это не просто человек с улицы. Это высшие политические руководители регионов. Значит, им нельзя доверять. Когда с делом Немцова, Политковской, Щекочихина, где заказчики преступления так и не выявлены. А как быть с судом над братьями Навальными? С судом над Ходорковским, который получил фактически убежище за рубежом? И эти люди международными институтами правовыми признаны невиновными. Отдельный вопрос, например, у меня по Сурайкину. Это тоже вопрос о праве. Вот недавно на выпусках новостей было показано, как кандидат в президенты РФ господин Сурайкин вместе с некой бандой единомышленников врывается в Якиманское территориальное управление в Москве и заявляет, что он их всех разгонит. Это 100% экстремизм по определению. Это действие против законной власти с применением силы не через политическую дискуссию и агитацию, а с применением силы. Сурайкин им стал угрожать. Ему не понравилось, что законный территориальный орган, который избран жителями этого района, высказался за проведение референдума о памятнике Ленину. Сурайкин потребовал отмены всяких референдумов, потребовал разогнать это территориальное управление. И после этого Сурайкин остается кандидатом в президенты. Он же проходит по статье уголовной, как экстремист. Ничего, никаких претензий к нему не предъявлено. Так в каком государстве мы живем? Я вспоминаю другой сюжет, который тоже очень показательный. Когда президент Путин встречался с правозащитницей Людмилой Алексеевой, она обратилась к нему с нижайшей просьбой освободить бывшего сенатора Изместьева, который приговорен к пожизненному заключению. Все детали я не могу рассмотреть, но я хочу напомнить, что тогда появилось много вопросов – а почему именно Изместьев? Ведь этот, этот, этот тоже невиновный? Но почему она именно Изместьева упомянула? Мы в какой-то парадоксальной ситуации. Мы как будто из плена вызволяем. Мы знаем, что там, в плену, много людей, но много нам не отдадут, хотя бы одного вырвать. Как бы власть получается не наша, а совершенно чужая. И почему Алексеева не могла назвать все фамилии тех, кого правозащитники обоснованно считают невиновными? То, что у нас происходит – это не правовая система, это антиправовая система. И когда все это началось, когда все эти проблемы на нас свалились? Да 100 лет назад. Я хочу напомнить, что вначале 20 века население России к 1917 году составляло примерно 186 млн человек, 70 тысяч было у нас ссыльных и заключенных. А в 2018 году население – 143 млн, а заключенных не 70, а 700 тысяч. Вот отмена русского права, которая произошла в октябре 1917 года, породила весь комплекс проблем, который решается не на уровне отдельно Белых, а который решается на уровне всей той политической системы, которая неэффективна и порождает кризис и деградацию нашей страны.

В.Кара-Мурза

В 1837 году на дуэли был убит Александр Пушкин. Почему же эта трагедия спустя 2 века не оставляет равнодушными почитателей поэта?

Тайна дуэли до сих пор не раскрыта, считает журналист Николай Сванидзе:

- Потому что они почитатели поэта, потому что мы все почитатели поэта. Дантес, судя по его дальнейшей биографии, был вероятно не таким уж плохим человеком, не был злодеем. Он сделал, я бы сказал, приличную, даже блестящую карьеру во Франции. Судя по воспоминаниям, он жалел о том, что произошло. Его родная дочь, а он был женат на сестре Натальи Николаевны Гончаровой – жены Пушкина, его родная дочь была почитательницей Пушкина и не могла своему родному отцу простить убийства Пушкина. У него в этом плане были сложные внутрисемейные отношения. Но все равно для нас Дантес остается убийцей Пушкина.

В.Кара-Мурза

История дуэли Пушкина более сложна, чем кажется, считает политолог Глеб Павловский:

- Тайна дуэли Пушкина в том, что даже при поверхностном взгляде и изучении этого дела, видно, что Пушкин провоцировал ее, он ее хотел, он шел на нее. И возникает вопрос – почему? Ответ, видимо, в крахе его расчета на равноправный союз с властью, с царем. Он рассчитывал на союз двух – поэт и царь. А Николай ставил все под мелочную опеку, тогдашний свет, общество тогдашнее, другого не было, это злорадно комментировало, это было невыносимо. Он не собирался превращаться в придворного Николая, что сегодня многие считают за честь. А он не знал, он не мог бежать. Им некуда было уйти. И он поставил все на эту альтернативу, на этот проект, на эту утопию – что они вместе с царем будут просвещать Россию – и проиграл. Когда он проиграл, он не хотел жить.

В.Кара-Мурза

Гений Пушкина был подбит на взлете, считает политолог Валерий Соловей:

- Пушкин был на пике своего творческого гения. То есть он мог видимо очень и очень много написать. Вот так прервать птицу, остановить ее в полете, тем более роль Пушкина в национальной культуре, в национальной литературе неоспорима, высока. Я бы сказал, что все мы вышли из Пушкина.

В.Кара-Мурза

Пушкин в какой-то мере повторил судьбу Моцарта, считает политолог Аркадий Дубнов:

- Это история Моцарта и Сальери. Мы всегда сочувствуем Моцарту, и всегда проклинаем Сальери. Так и здесь, мы всегда хотим быть на стороне добра, и проклинать зло и его носителей. Так что это такая эпическая история Шекспировского размаха – гибель Пушкина, злобное окружение, которое травило его в быту, унижало честь его жены. И невероятной силы показатель высокого достоинства мужчины и поэта, гражданина, который являлся сам Пушкин, пойдя на смертельный риск, и погибнув за честь – невольник чести.

В.Кара-Мурза

Напомню, что сегодня гость нашей студии – философ Игорь Чубайс. Игорь Борисович, 1837 году Пушкин был убит на дуэли. Почему эта трагедия спустя 2 века не оставляет равнодушными почитателей поэта?

- Это такой житейский бытовой сюжет. А что же происходило в сфере культуры? В сфере интеллекта, в сфере духовных процессов?

Вообще надо признать, что отношение к Пушкину менялось. Он, пожалуй, всегда был признан, но степень признания, уровень признания были разными. Но в интеллектуальном отношении Пушкин сразу вошел в культурный процесс, который происходи в России, как бы вошел и не вышел. И остается там. Ну, стихотворение Пушкина «Бесы» такое пророческое. Редко у какого поэта найдешь такие строчки, которые предсказывают. Ну, правда вот у Лермонтова есть стихотворение, написанное за 80 лет до февраля 17 года, где он пишет – «Настанет год, России страшный год, когда царей корона упадет». Вот у Пушкина стихотворение «Бесы». Именно это название стало названием романа Достоевского. А роман Достоевского воплотился в Октябрьский переворот, и в появлении Ленина и Сталина.

Но такая цепочка она, конечно, не прямая, сложная, но какие-то вещи, которые Пушкин понимал, может быть, одним из первых. Можно говорить о других импульсах, концепциях, трактовках. Вот «Евгений Онегин» сюжет о том, как женщина, у которой есть семья, как она реагирует на человека, который предлагает ей изменить свой статус, положение. И Татьяна Ларина остается верна своему мужу, и это один из вариантов решения проблемы. А Лев Николаевич Толстой в «Анне Карениной» он показывает другой сюжет. Опять героиня романа Толстого, опять семья, и опять соблазнитель, который где-то на стороне. И Анна принимает это ухаживание, но заканчивается путь Анны под колесами поезда. Вообще Достоевский в знаменитой своей речи о Пушкине, он как раз говорил о том, что в таком глубоком философском смысле роман Пушкина «Евгений Онегин» он антиэволюционен. Смысл этого произведения в том, что нельзя быть счастливым за счет другого, нельзя бросать одного для того, чтобы с кем-то другим что-то приобретать. На это строится вся революция, как правило – это отрицание каких-то слоев, групп ради других слоев. Это признание – это вхождение Пушкина в нашу культуру оно происходило с самого начала. Хотя был такой период в начале ХХ века, когда футуристы выступили против Пушкина. И призыв – сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с корабля современности – это, пожалуй, самое известное из того, что они написали. Остальные тексты их менее известны. Хотя там были талантливые авторы – тот же Маяковский, Хлебников и Бурлюк. Но они что-то предлагали взамен. Это как бы приемлемо в рамках свободной интеллектуальной дискуссии. Но они остались не услышанными и непринятыми, потому что страна пошла вообще другим путем. А вот в Советском Союзе с приходом советского режима, вообще начался серьезный спор – а нужен ли нам Пушкин, зачем нам Пушкин? Могила его фактически была осквернена. Недавно Александр Минкин написал о том, что на новой надгробной плите там грамматическая ошибка, потому что во времена Пушкина текст писался по-другому. Все это было разломано, разграблено, уничтожено, потом создавали заново. Но к 1937 году, к юбилею ухода Пушкина, в Советском Союзе решили вернуть имя поэта, но ими оно было абсолютно выхолощено. Он стал неживым, он стал какой-то жертвой царизма. Вообще, Николай I и Пушкин тоже любил играть в карты и проиграл 25 тысяч рублей- эта страсть у него были практически как Федора Достоевского. А Николай Первый не объявил государственную премию, а из своих личных денег дал поэту, чтобы он рассчитался с долгом. То есть в Советском Союзе Пушкина как бы вернули, но это был какой-то выхолощенный, неживой Пушкин. И рядом с Пушкиным, даже отчасти взамен Пушкина предлагалось советская культура и советское искусство. А сегодня мы переживаем практически второй этап удаления и отторжения от Пушкина, потому что, я считаю, форма иностранного агента – самая страшная идея нынешней власти. Если опасаться всего иностранного, это значит, уничтожать и собственное. Русская культура - часть мировой культуры. И православие пришло не из Москвы, а пришло из Византии. И кириллица пришла не из Москвы, а от братьев Кирилла и Мефодия, и Кремль строили итальянцы в возрасте. Если мы относимся враждебно ко всему иностранному, к высокой культуре, которая существует в других странах, то это очень страшная беда. Культура едина, значит, мы разрушаем свою культуру. Во-вторых, в советское время вместо мировой культуры предлагалась советская. А сейчас просто нечего предложить. Там была коммунистическая идея, сейчас нет никакой. Взамен ничего, взамен ноль, взамен деградация. В результате исследователи Шекспира например, во всем мире, насчитывается 330 человек, которые публикацией, переводом, трактовкой , анализом постановкой, и так далее.

Я думаю, что у нас в стране выйти исследователи Пушкина, специализирующиеся только на Пушкине, может быть 5-10 человек. В результате этой новой концепции, новой культурной политики, у нас вообще не отмечается юбилеи и годовщины русских писателей. Минкульт это не замечает. Наша российская культура, культура центризма, уходит и угасает. Сегодня мы уже не знаем Баратынского, кстати, который как бы спорил за лидерство с Пушкиным, а через 15 лет наши внуки не будут знать, кто такой Пушкин. Ко всему этому нельзя относиться равнодушно. Я убежден в том, что огонь Пушкина, знамя Пушкина мы обязаны удержать, и обязаны сохранить. Ну, и 2 слова я успею сказать просто о самой форме дуэли. Я думаю, что дуэль – это очень такая интересная форма выяснения правды, выяснения истины. Конечно, стрелять друг в друга, кстати, противоречила русской морали, это противоречило православию – ни убий. Я думаю, что сегодня нам было бы очень полезно вернуться к интеллектуальной дуэли, к интеллектуальному противостоянию. Я могу сказать, что несколько раз открыто призывал к дуэли разных людей, разных руководителей, лично обращался к Зюганову с предложением провести дискуссию- дуэль, но никто из них не соглашался, и не собирался соглашаться. Меня возмущает высказывание Зюганова, который повторяется регулярно, говорит – что за страна Россия, если она проиграла 3 войны подряд? На самом деле никакие 3 войны подряд она не проигрывала. Я сейчас только одно скажу – это большая тема, что он имеет в виду Первую мировую войну. В Первой мировой войне Россия фактически выиграла. Сам большевистский переворот произошел по команде Ленина, который дал распоряжение Антонову попытаться арестовать Временное правительство 25 октября. Так вот 25 октября это произошло потому, что на 26 октября были намечены переговоры делегации Австро-Венгрии и министра иностранных дел России. Австро-Венгрия выходила из войны, она капитулировала, она проигрывала. Славяне, там было полно чехов, поляков, хорватов, они не могли воевать против России, в которой произошла революция демократическая. И для того, чтобы продолжить войну, для того чтобы захватить власть, большевики вместо того, чтобы дождаться мира, вслед за этим и Болгария выходила из войны, большевики 26 октября захватив власть издали декрет о мире. Когда Зюганов говорит о 3-х поражениях России подряд, он лжет, но вот провести такую интеллектуальную дуэль, мне, например, не удалось, хотя несколько раз предлагал. Но дело не только во мне, я думаю, что это хороший способ выяснения истины, и я предлагаю ввести такую форму, как интеллектуальная дуэль.

В.Кара-Мурза

Большое вам спасибо за участие в нашей сегодняшней программе. Напомню, что гостем нашей студии был философ Игорь Чубайс. Это все о главных новостях уходящих 7 дней. Вы слушали программу «Грани недели» на волнах радиостанции «Эхо Москвы». В студии работал Владимир Кара-Мурза. Всего вам доброго.