Купить мерч «Эха»:

Грани недели - 2012-01-28

28.01.2012
Грани недели - 2012-01-28 Скачать

В.КАРА-МУРЗА: Здравствуйте. В эфире телеканала RTVi и радиостанции «Эхо Москвы» - еженедельная программа «Грани недели», в студии – Владимир Кара-Мурза. Смотрите обзор важнейших событий прошедших семи дней и слушайте мнения экспертов и гостей нашей передачи. Итак, в сегодняшнем выпуске. Чьим успехом, Кремля или оппозиции выглядит согласование шествия 4 февраля по укороченному маршруту? Отказ в регистрации Григория Явлинского радикально меняет предвыборный ландшафт. Способны ли тезисы премьера по национальному вопросу создать предпосылки к возрождению дружбы народов? Три года, прошедшие со дня интронизации патриарха Кирилла, укрепили роль церкви во властной вертикали. Примут ли приглашение к диалогу с властью оппозиционеры, требующие ее отставки?

В четверг в результате обоюдного компромисса властей и оппозиции были согласованы даты и маршрут шествия «За честные выборы», намеченного на 4 февраля. Столь важное для российских оппозиционеров протестное шествие по центру Москвы должно начаться в намеченный срок, в полдень ближайшей субботы, 4 февраля. Согласован, однако, отнюдь не тот хрестоматийный маршрут от Калужской площади по Садовому кольцу с поворотом на Новый Арбат и по Воздвиженке и Моховой до Манежа, на котором настаивали заявители и который памятен москвичам по событиям 1990 года. Тем не менее, достигнутый вариант представляется оптимальным журналисту Дмитрию Муратову.

Д.МУРАТОВ: Организаторы шествия и мэрия Москвы пошли на очень жесткие друг в отношении друга переговоры, но сумели добиться безопасности людей и, на самом деле, пришли к отличному варианту, когда люди идут от Октябрьской, ныне Калужской по Якиманке, не перекрывая движение другим участникам движения, автомобилистам, которых в субботу очень много в Москве, в отличие от воскресенья, почти столько, сколько в пятницу, не мешая... Мы же не правительственные кортежи, из-за которых все перекрывают. А Якиманка – много путей объезда – остается свободным Садовое кольцо. Это уважительно в отношении горожан, и это очень хороший маршрут, и, по-моему, вообще само возвращение к Болотной площади очень символично.

В.КАРА-МУРЗА: Длина утвержденного маршрута составит чуть более полутора километров вместо почти 4-х, которые предполагало шествие до манежной. Не считает принципиальным изменение маршрута владелец «Независимой газеты» Константин Ремчуков.

К.РЕМЧУКОВ: Это так же в центре, это так же видно все. Тут уже важнее демонстрация вот эта. Ну, я – не организатор, я не знаю, какие цели у организаторов. Но мне кажется, что если людей будет, действительно, много, то психологический эффект будет такой же.

В.КАРА-МУРЗА: Власти предлагали, начиная уже с этого марша, проводить протестные мероприятия по воскресным дням, ссылаясь на менее интенсивное движение в центре города. Однако, оппозиционеры на это условие не пошли, пообещав, что впредь все подобные акции будут планировать на воскресенье. Уступками, произведенными с обеих сторон без взаимного выворачивания рук, удовлетворен экономист Сергей Алексашенко.

С.АЛЕКСАШЕНКО: Политика – это есть искусство компромисса. И в переговорах о маршруте, о дате есть пространство компромисса. Но только компромисс должен быть с обеих сторон. Не бывает так, что одна сторона принимает все условия других – это тогда не компромисс, это капитуляция.

В.КАРА-МУРЗА: Во избежание недоразумений и провокаций решено разделить шествие на колонны, предлагая манифестантам заранее определиться, под чьими флагами они пройдут намеченным маршрутом. Несмотря на это, в наличие коварных замыслов подозревает радикальных оппозиционеров писатель Александр Проханов.

А.ПРОХАНОВ: Если у лидеров площадей, толпы есть намерения произвести столкновения с войсками и с ОМОНом, и добиться того, чтобы пролилась кровь, и чтобы появились трупы, они ни в коем случае не должны отказываться от этого марша, они должны настаивать на этом марше во что бы то ни стало, и должны привести в движение всю свою пропагандистскую машину в СМИ и в интернетах, чтобы как можно больше людей пришло.

В.КАРА-МУРЗА: Колонны будут формироваться у метро Октябрьская, у посольства Франции с 12-ти часов до часу дня. Оттуда в организованном порядке протестующие начнут движение. Требования оппозиции теперь должны быть более реалистичными, убежден журналист Павел Гусев.

П.ГУСЕВ: Или другой маршрут, может быть, более безопасный, предположим, что может вылиться в нормальное шествие. Или же просить более большие площади, более крупные. Ну, предположим, там, в том же, естественно, центре Москвы. Или же посмотреть маршрут, который будет более безопасный. Но диалог нужен.

В.КАРА-МУРЗА: Кульминацией шествия станет часовой митинг, сцену для которого планируется собрать на парковке гостиницы «Балчуг», заранее освобожденной для проведения акции. Воспитать у оппозиции на будущее готовность к дальнейшим компромиссам должна нынешняя история, считает журналист Николай Сванидзе.

Н.СВАНИДЗЕ: То есть какие-то вещи нужно оставить, скажем, чтобы маршрут был в центре или чтобы митинг был в центре, а не на окраине. Это важно. А где именно, здесь, на мой взгляд, возможны компромиссы. Чтобы дата была выходной день, а не рабочий. Это тоже важно. Готовность к компромиссам должна быть.

В.КАРА-МУРЗА: На благоразумие всех сторон цивилизованного противостояния рассчитывает писатель Леонид Млечин.

Л.МЛЕЧИН: Я с волнением жду этого митинга, и мне тоже очень хотелось бы знать, сколько людей на него придет, потому что это скажет очень о многом и относительно будущего нашей страны тоже.

В.КАРА-МУРЗА: Законной доли политического пирога требует и организация, избравшая своей идеологией православие. Репортаж Светланы Губановой.

С.ГУБАНОВА: Каких еще партий не хватает в нашем государстве? Партий консервативных, несущих позицию миротворчества и добра. С инициативой создания православной партии выступил председатель отдела московского патриархата по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

В.ЧАПЛИН: Неправы те, кто считают, что церкви не место в общественных процессах, духовенству не нужно быть политизированным, чтобы не изменять своему пасторскому признанию. Роль духовенства в обществе и в церкви в некотором смысле особая. Но церковь – это не только духовенство. Церковь – это все вы и десятки миллионов других людей. Десятки миллионов мирян, которые являются руководителями государств, активистами политических партий, депутатами парламентов, предпринимателями.

С.ГУБАНОВА: В 1990 году в России уже был опыт создания настоящей христианской партии под названием «Российское христианское демократическое движение», ее признанным лидером стал христианский богослов Виктор Аксючиц, автор большого количества книг на религиозную тему.

В.АКСЮЧИЦ: Кстати говоря, это была единственная партия новой России, которая выполнила свою программу. И выполняя эту программу, мы провели реформу во взаимоотношениях государства и религии, государства и церкви. В частности, мы добились того, что представители партии вошли в российский парламент, стали народными депутатами России. Мы добились создания комитета по свободе совести в Верховном совете, возглавили его. Написали закон о свободе вероисповеданий и добились его принятия.

С.ГУБАНОВА: Однако, после расстрела Дома советов в 1993 году российское христианское движение фактически оказалось задавлено. Худо-бедно оно просуществовало неформально, подпольно даже до сегодняшнего дня. Почему это произошло именно сегодня, сейчас, Виктор Аксючиц для себя ответил просто: «Время пришло».

В.АКСЮЧИЦ: Настал момент, когда востребованным оказался другой курс, а именно строительство новой России. Переходный период закончился. И это основная причина вдруг такого бурления общественно-политической жизни. Поэтому мы решили вновь воссоздать нашу партию для того, чтобы принять активное участие в строительстве политической системы России и в строительстве новой России.

С.ГУБАНОВА: У нас по Конституции церковь независима от государства, а государство от церкви. Политическая партия – инструмент строительства государственности, поэтому политическая партия, вроде бы, тоже как независима от церкви. С одной стороны, заявил Виктор Аксючиц, получается, церковь не должна поддерживать политическую партию, в том числе и христианскую. Но это не исключает того, что те же христиане объединятся по мировоззренческому принципу и создадут такую партию.

В.АКСЮЧИЦ: И в эту партию могут входить люди и неверующие, которые разделяют политическую программу партии.

С.ГУБАНОВА: Почему-то сама инициатива создания партии, да и само выступление отца Всеволода вызвало переполох в либеральном обществе. Люди антихристианские и атеистически настроенные начали уверять верующих, что, мол, они не имеют права. Создание партии может стать причиной для разжигания религиозной ненависти. Подражание Западу лишь погубит Россию. Слово Виктору Аксючицу.

В.АКСЮЧИЦ: Христианская партия, а именно наша народная партия нацелена на то, чтобы возрождать, прежде всего, тысячелетние российские традиции. А мы прекрасно знаем, что русский государствообразующий народ строил многонациональное государство со всеми народами России. Это вообще беспрецедентное во всей мировой истории явление, чтобы ни один не был ни уничтожен, ни порабощен, ни крещен насильственно. Именно вот этими традициями мы будем руководствоваться, поэтому такая партия будет способствовать умиротворению в обществе, будет способствовать взаимообщению, диалогу.

В.ЧАПЛИН: Сегодня от православных мирян зависит ответ на вопрос, готовы ли мы быть достойны вот этих ожиданий.

С.ГУБАНОВА: Всеволод Чаплин не исключает, что сама по себе инициатива возрождения православной партии может оказаться преждевременной – проект может оказаться как успешным, ярким, так и провальным. Светлана Губанова, Андрей Пляскунов, RTVi, Москва.

В.КАРА-МУРЗА: Сегодня гость нашей студии – протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма царя-мученика Николая II в Москве. Добрый вечер, отец Михаил.

М.АРДОВ: Здравствуйте.

В.КАРА-МУРЗА: Как вы относитесь к идее прямого участия церковнослужителей в политике.

М.АРДОВ: Существуют вообще канонические правила, которые не дают, запрещают категорически занимать какие-либо гражданские должности. Но именно должности. В частности, например, помните, когда был на Кипре президент Макариус, он же был архиепископ, и там требовали, чтобы он выбрал одно или другое. Это запрещается. Но, в принципе, если есть такое желание, наверное, это возможно. Ну, мы знаем, что, например, духовенство было же в российских думах времен империи, да? Но я полагаю, что если будет создана именно партия и если это будет не на индивидуальном уровне, то это будет очередной такой кремлевский проект для пробуждения каких-то там патриотических и каких-то вот таких чувств.

Но в 90-х годах, действительно, был такой момент, когда патриархия почувствовала себя как пес, потерявший хозяина, когда коммунисты ушли, а еще непонятно, кто... Ну, все равно оказались только другие коммунисты. И тогда, как мы помним, был такой момент: к Горбачеву пришли 3 митрополита. Они сказали: «Ведь, столько лет мы были нужны, а сейчас-то что же будет?» Но потом все встало на свои места. Поэтому это все некий театр.

В.КАРА-МУРЗА: Некоторые сравнивают ситуацию с кровавым воскресеньем, январем 1905 года – тогда тоже митингующие верили в верховную власть, и во главе демонстрации рабочих шел священник.

М.АРДОВ: Это был не священник, а провокатор, который потом даже и убит был террористами. Что же касается того, что... Это, действительно, трагическое происшествие. Это очень страшные события. Но сейчас, по-моему, от этого далековато, потому что этот средний класс... Вы поймите, вот, среди тех, кто ходит на эти митинги, среди тех, кто возглавляет, ну, много ли там людей, в какой-то мере доверяющих церкви, и вообще каких-то верующих? Никакая такая миссия невозможна в наши постхристианские времена.

В.КАРА-МУРЗА: Но вы допускаете, что будут попытки сейчас вот разыграть религиозную карту и на этом гребне протестного настроения превратить Россию в теократическое государство?

М.АРДОВ: Понимаете, может быть кто-то какие-то попытки, но это не имеет никакой перспективы. Ну при том, что 2-3% верующих, ну, какую можно здесь такую карту разыгрывать? Ну, представьте себе, если, вот, в последнее Рождество пришло в московские храмы, по-моему, 600 или 700 тысяч человек? Меньше 1%! А тот, кто не приходит на Рождество в храм, ну, какой он православный? О чем тут можно говорить?

Теперь уже на Курбан-Байрам в московские мечети приходит мусульман больше, чем на Пасху и Рождество в московские храмы. О какой православной карте, о каких православных?.. Это же тоже все. Они себе цену набивают, когда говорят, что у нас 80% православных в России. Какие 80%?

В.КАРА-МУРЗА: Спасибо. Напомню, что сегодня гость нашей студии – протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма царя-мученика Николая II в Москве. В эфире – программа «Грани недели», в студии – Владимир Кара-Мурза. Продолжим наш выпуск через несколько минут.

РЕКЛАМА

В.КАРА-МУРЗА: В эфире – программа «Грани недели», в студии – Владимир Кара-Мурза. Продолжаем наш выпуск. Громким скандалом предвыборного марафона стал сенсационный отказ ЦИК зарегистрировать ветерана президентских кампаний Григория Явлинского.

ЦИК официально подтвердила, что кандидат от партии «Яблоко» Григорий Явлинский снят с президентской гонки в связи с превышением допустимой нормы забракованных подписей в поданных за него подписных листах. По итогам выборочной проверки 600 тысяч подписей в поддержку Явлинского более 153 тысяч ЦИК признал недостоверными и недействительными. Сам герой бесспорной сенсации заявил, что число забракованных подписей, поданных в его поддержку, не превышает 3%. Дискриминацию популярного политика считает продуманным шагом Кремля журналист Дмитрий Муратов.

Д.МУРАТОВ: На площади Сахарова социологический опрос среди тех 104 с лишним тысяч человек, которые туда вышли, показал, что 38% хотели бы отдать свой голос Григорию Явлинскому. По опросу читателей нашей газеты (в нем приняли участие 18 с лишним тысяч человек, то есть это вполне репрезентативная цифра, хотя наша аудитория), 52% человек хотели бы отдать голоса Григорию Явлинскому. Безусловно, в случае второго тура дебаты, дискуссия и вообще эфирное время, предоставленное Григорию Явлинскому, очень серьезно изменило бы общественное мнение в стране, ему невозможно было бы отказать в телевизионном времени. Но теперь его не будет.

В.КАРА-МУРЗА: Вместе с Явлинским на избирательные участки не получат доступ тысячи наблюдателей. К моменту скандала на сайте «Яблока» зарегистрировалось 15 тысяч добровольцев. Не самой большой бедой считал бы игнорирование электората Явлинского владелец «Независимой газеты» Константин Ремчуков.

К.РЕМЧУКОВ: Еще хуже то, что снятие Григория Явлинского, с моей точки зрения, подрывает доверие к исходному мотиву проведения этих выборов, когда выборы не нацелены на то, чтобы, действительно, выбрать достойного из всех имеющихся альтернатив. То есть это явное ограничение прав россиян как избирателей.

В.КАРА-МУРЗА: Лучшей обороной ЦИК счел контрнаступление: он требует возбудить уголовные дела против представителей «Яблока», которых обвиняют в подделке подписей за Явлинского. Глава комиссии Владимир Чуров сообщил, что уже обратился в генпрокуратуру по поводу составленного «Яблоком» так называемого «списка Чурова» - он включает в себя имена руководителей избирательных участков, где были допущены вопиющие фальсификации итогов думского голосования. Пример Явлинского выявил куда более фундаментальные проблемы, считает писатель Леонид Млечин.

Л.МЛЕЧИН: Беда состоит в том, что существующее у нас по сей день избирательное законодательство в нарушение Конституции ограничивает наши права избирать и быть избранными. В результате среди кандидатов нет людей, которые отражали бы интересы, серьезные интересы значительных социальных групп. И исчезновение Явлинского – только часть этого явления. Отсутствует очень заметные в списке кандидатов в президенты, отсутствуют заметные фигуры, которые явно вызвали бы поддержку у значительных групп населения. Это законодательство надо менять как можно быстрее.

В.КАРА-МУРЗА: Ограниченность выбора, оставленного после отсечения Явлинского, признает экономист Сергей Алексашенко.

С.АЛЕКСАШЕНКО: И понятно, что вот эти 5 кандидатов, хотя они и представляют достаточно широкие слои, но они не закрывают весь политический спектр. И, конечно, многие люди не найдут, за кого голосовать.

В.КАРА-МУРЗА: Полезными рецептами в сфере национальной политики поделился с избирателями фаворит президентской гонки. Программная статья Владимира Путина «Россия. Национальный вопрос», опубликованная на минувшей неделе, содержит неожиданную для автора апелляцию к передовому заокеанскому опыту. «В некоторых ведущих американских университетах, - заявил кандидат в президенты, - в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку». Создание эталонного списка книг, обязательных для прочтения в России, приветствует писатель Александр Проханов.

А.ПРОХАНОВ: Когда он сказал, что необходимо установить канон из 100 книг, он имел в виду нечто другое. Он создал эталон, как бы, мер и весов интеллектуальных, художественных. Он сказал, что вот эти книги находятся в каноне. А все ли они в программе или не все, это уже другой вопрос. И как этот золотой канон привить оболтусам школьным, которым на все уже наплевать, это вопрос педагогических технологий. Но речь идет о создании, ну, такого, как бы, кодифицированного, такой книги шедевров, начиная от «Слова о полку Игореве», кончая стихами военных поэтов.

В.КАРА-МУРЗА: «Наша нация всегда была читающей нацией, - продолжает премьер. – Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы – не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать». Слишком скромными счел стандарты, предложенные премьером, экономист Сергей Алексашенко.

С.АЛЕКСАШЕНКО: Для любого уважающего себя современного человека, ну, количество обязательных книг, которые он должен прочесть, ну, как минимум, на порядок больше, ну, как минимум тысяча. 100 книг – это слишком мало.

В.КАРА-МУРЗА: «Давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на тему прочитанного, - предложил кандидата, - или, по крайней мере, дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свои мировоззрения на олимпиадах и конкурсах». Призвать специалистов для создания списка заветных 100 книг предлагает писатель Леонид Млечин.

Л.МЛЕЧИН: Я сам давно закончил школу, у меня уже и сын давно закончил школу. Поэтому я боюсь на этот счет высказываться. Мне кажется, что если у кого-то есть сомнения в цельности этой программы, то не сложно привлечь для этого большую Академию наук, в которой есть отделения литературы. языка, в распоряжении которой находится несколько академических институтов филологического профиля, чтобы они уточнили и поработали над этим списком. Я думаю, что основу его должна составлять великая русская литература, классическая. Этого достаточно, на самом деле, для того, чтобы воспитать правильные представления о мире.

В.КАРА-МУРЗА: Готовых кандидатов на включение в список хоть сейчас готов внести журналист Максим Шевченко.

М.ШЕВЧЕНКО: Я бы предложил бы и читать Чабуа Амирэджиби «Дата Туташхиа» в старших классах. Это глубокая философская книга, которая позволит понять не только грузинский народ, но и вообще как мыслит Кавказ. Это очень важная книга для понимания этого, понимания необходимости борьбы человека против произвола. Я бы, наверное, предложил бы какие-то стихотворения Мицкевича изучать и Тараса Шевченко.

В.КАРА-МУРЗА: «Вспомним, как американцы с помощью Голливуда формировали сознание нескольких поколений, – подытоживает свою мысль автор, - причем внедряя не худшие с точки зрения национальных интересов и с точки зрения общественной морали ценности. Здесь есть, чему поучиться». Уже существуют книги, которыми надо срочно пополнить школьную программу, уверен журналист Дмитрий Муратов.

Д.МУРАТОВ: Книги по временам сталинских репрессий – это важнее, что там.. Там уже есть Солженицын. Нужно вообще этим здорово заниматься. Сейчас, слава богу, будет принято, я счастлив, что будет принято, скорее всего, решение о строительстве мемориала жертвам сталинских репрессий. Я очень надеюсь, что Эрнст Иосифович Неизвестный сейчас меня слышит. В ближайшее время будет объявлено о конкурсе, на который будет выставлена его гениальная абсолютно работа. Это дело поддержала сейчас комиссия по делам президента. Вообще, все, что касается сталинской истории, - это самое важное, что сейчас может быть. Это противоядие от диктатуры.

В.КАРА-МУРЗА: Напомню, что сегодня в нашей программе участвует протоиерей Михаил Ардов. Скажите, пожалуйста, отец Михаил, как вы отнеслись к идее премьера Путина о том, что у каждого человека должно быть 100 книг, которые он по окончании школы должен, что ли, иметь в своем арсенале?

М.АРДОВ: Я считаю, что эта идея абсолютно бессмысленная и бесплодная, потому что совсем не все люди склонны вообще читать книги. А если это навязывать, как это делается иногда в школе, то это значит прививать стойкое отвращение к литературе у этих людей. Просто сошлюсь на свой опыт. Вот, я учился в советской школе в 50-х годах и даже в 40-х. И, вот, у нас был хороший преподаватель литературы, очень хороший, талантливый человек. Но от того, что была такая программа и так это все преподносилось, что школа мне на долгое время подпортила восприятие гениального Пушкина и навсегда меня отвратила, например, от восприятия стихов талантливого человека Некрасова – я его просто абсолютно вот... А если б мне его не преподавали, слава тебе господи, например, что вообще не касались Достоевского. Достоевского я уже дома читал. Поэтому всякая подобная идея чревата именно протестом. Вот, точно так же я отношусь к преподаванию религии, основ православной культуры в школе. Если вы хотите, чтобы у детей было протестное настроение к церкви, вот давайте это делайте.

Сейчас же интернет. Вы знаете, это же все... Это когда мы, например, там, когда Надежда Яковлевна Мандельштам принесла Ахматовой Воронежские тетради, которые у нее хранились, Мандельштама. И, вот, мой отец отдал машинистке, мы перепечатывали. Вот, у меня до сих пор лежат эти тетради, переплетенные таким, домашним способом. Я не могу это выбросить. Вот, понимаете? Сейчас-то какие проблемы? Хочешь читать Мандельштама – кликнул, вот тебе, пожалуйста. вот тебе и пошел в интернете Мандельштам. Поэтому это вообще, я считаю, надо свести к минимуму. И будить в них интерес: «А вот стихотворение Мандельштама, а вот стихотворение Пушкина, а вот стихотворение Ахматовой, а вот стихотворение Бродского». По одному стихотворению давать. «А вот это было так, а это было так». И таким, самым-самым нейтральным образом.

В.КАРА-МУРЗА: Разделяете ли вы пафос статьи премьера о том, что Советский Союз распался – это была великая трагедия как раз из-за недочетов, что ли, официальной идеологии?

М.АРДОВ: Это было не из-за недочетов официальной идеологии, а из-за того, что коммунисты, борясь с белой армией, большевики играли на националистических чувствах. Белые были за единую неделимую, а коммунисты изобретали такие государства как Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и еще резали такие границы... Это уже как сказал когда-то, об этом писал Гавриил Попов и Горбачев тоже сам об этом говорил, что они заминировали страну. И она не могла не распасться. Вот то же самое этот негодяй Тито сделал в Югославии – тоже придумал такие государства как Босния и Герцеговина, Словения, Македония. И все произошло: ты нарезал границу, отделил Косово административно, тоже границу сделал, ну, жди, потом это когда-нибудь взорвется. Так что это был проект заведомо обреченный. Тут не в идеологии дело, а именно вот в этой политике национальной, которую товарищ Ленин с товарищем Сталиным в свое время приняли.

В.КАРА-МУРЗА: Спасибо. Напомню, что сегодня гость нашей студии – протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма царя-мученика Николая II в Москве. В эфире – программа «Грани недели», в студии – Владимир Кара-Мурза. Продолжим наш выпуск через несколько минут.

НОВОСТИ

В.КАРА-МУРЗА: В эфире – программа «Грани недели», в студии – Владимир Кара-Мурза. Продолжаем наш выпуск. Сегодняшняя страница нашего исторического календаря посвящена итогам 3-летия пребывания на патриаршем престоле его нынешнего обитателя.

В январе 2009 года во главе Русской православной церкви встал новый первый иерарх, Патриарх Кирилл, человек яркий, активный, амбициозный. Заинтересованные наблюдатели с разных политических флангов оценивают противоречивые результаты его 3-годичного пребывания на церковном престоле. Энергичное поведение первосвященника отмечает владелец «Независимой газеты» Константин Ремчуков.

К.РЕМЧУКОВ: За эти 3 года Кирилл продемонстрировал такую, физическую активность по путешествиям по землям, по странам, по регионам, где находятся православные общины. Это видно, совершенно другой по энергетике патриарх. Видно также, что он намного больше и чаще комментирует общеполитические события, дает свою оценку. И мне кажется, что за эти 3 года мы наблюдаем изменение роли православной церкви внутри страны, с большим упором на ее главенство как религиозного течения в нашей стране: по переписи 80% населения – это русские и склонные к православию либо к атеизму люди. И, конечно, это ассоциируется только с именем Патриарха Кирилла. Мы видим, что и намного более тесные отношения с руководителями страны – и с Медведевым, и с Путиным. И, скорее всего, Патриарх сильно в теме того, что волнует политическое руководство страны. И через свои выступления он влияет на паству. За это время появилось... Вот, у меня телевизор ловит минимум 2 канала – Союз и Спас – в которых очень много религиозной тематики и почти ежедневные выступления высших иерархов церкви, которые разъясняют телезрителям (в данном случае это неконтролируемое число людей) позицию церкви по весьма острым политическим вопросам. Такого тоже до Кирилла не было.

В.КАРА-МУРЗА: Минувшей осенью с небывалой помпой был отмечен юбилей предстоятеля – Патриарху Кириллу исполнилось 65 лет. Первые лица государства сочли необходимым поздравить юбиляра с этой некруглой датой и пожелали Патриарху здоровья. Сам святейший скромно ответствовал на это, что такая дата просто дает возможность еще раз взглянуть на труд главы церкви и на то, как этот важнейший в русском обществе институт отвечает на вызовы времени. Высоко оценивает заслуги патриарха журналист Максим Шевченко.

М.ШЕВЧЕНКО: Я считаю, что Патриарх Кирилл является выдающимся политическим и общественным деятелем, и я считаю, что под его руководством церковь стала по-настоящему мощной и влиятельной общественной и политической силой.

В.КАРА-МУРЗА: Укрепление позиций церкви приветствует писатель Александр Проханов.

А.ПРОХАНОВ: Церковь усиливается на фоне крушения, разрушения всех институтов остальных. Это единственный институт, который укрепляется, наполняется сильными людьми, церковь интеллектуализируется, в церковь приходят люди политики, бизнеса, культуры. По существу, церковь – это, как бы, альтернативная Россия. И Кирилл, выступив со своим обращением рождественским, он показал, что в случае, если страна будет распадаться и Кремль и митинги передерутся, церковь будет не просто арбитром, который будет примирять эти дерущиеся и слабеющие в эти драки стороны, она может стать центральным моментом русской власти.

В.КАРА-МУРЗА: Превышение церковью рамок зоны своего влияния отмечает журналист Павел Гусев.

П.ГУСЕВ: Сегодня церковь все больше и больше желает наше светское общество превратить в более патриархальное общество. Но это желание церкви и ее отцов вполне, в общем-то, бывает естественным, особенно в период, когда есть свобода вероисповеданий, когда у церкви есть очень хорошие и большие политические спонсоры в виде президента, премьер-министра. И воспользоваться этим было бы грешно с их стороны. И желание подмять власть под себя, подмять многие институты сегодня гражданского общества под себя – это, конечно, есть такое желание не всегда, я бы так сказал, политически выдержанных и умных священнослужителей.

В.КАРА-МУРЗА: Частью государственного аппарата воспринимает церковь писатель Леонид Млечин.

Л.МЛЕЧИН: Я принадлежу к тем, кому очень нравился покойный патриарх Алексий. Мне кажется, что сегодня заметна вовлеченность в текущую политику церковного аппарата. Это очень характерно для России – так всегда было. Церковный аппарат ощущал себя частью государственного аппарата, поэтому так бедственно, скажем, события 1917 года сказались на церкви. Такое ощущение, что, все-таки, больший уход церкви в область духа, нравственности был бы для общества целительнее, нежели такого очевидного стремления участвовать в политической жизни.

В.КАРА-МУРЗА: Однажды встав на путь служения, - заявляют биографы первого иерарха, - он так и следует по этому пути, меняется лишь ритм. Все те 3 года, что Патриарх Кирилл возглавляет Русскую Православную Церковь, этот ритм с каждым днем только ускоряется. Десятки встреч, переезды, перелеты – казалось бы, все это противоречит привычному образу священнослужителя. Но речь, ведь, о предстоятеле самой большой православной церкви в мире, и его паства далеко за рамками одной страны. Номенклатурная роль церкви в современной России смущает писателя Виктора Шендеровича.

В.ШЕНДЕРОВИЧ: Церковь как не была отделена от государства, так и не отделена. И все религии у нас равны, но одна равнее. И к сожалению, никакого, опять-таки, цивилизованного, возвращения к цивилизованным европейским стандартам не видно. Церковь в Европе и Ватикан очень силен, но немыслимая вещь, чтобы главу Римской католической церкви охраняла Федеральная служба охраны, да? Чтобы он ездил на машине с государственными номерами и чтобы носил на запястье Бригетик за 35 тысяч евро белого золота. Это все немыслимо совершенно. И чтобы в каком-либо европейском государстве до такой степени одна религия была равнее, чем все другие. Это, к сожалению, примета России, в которой никак мы не можем найти золотой середины. Значит, либо срывание куполов и овощехранилища в церквях, либо атеистический, коммунистический идиотизм, либо идиотизм в противоположную сторону и полное слияние церкви с государством. И статус отца церкви как статус крупного государственного чиновника, а самой церкви как крупного владельца недвижимости. Это довольно мало имеет отношение, полагаю, как к отцу, так и к сыну и святому духу.

В.КАРА-МУРЗА: «Патриаршество – это, ведь, в первую очередь тяжелейший крест, - заявляет Патриарх Кирилл. – Господь призвал тебя к этому служению вместе с отсечением всего того, что связано с личной жизнью человека». Достижения нового главы РПЦ еще впереди, уверен историк Николай Сванидзе.

Н.СВАНИДЗЕ: Я продолжаю очень надеяться на Патриарха Кирилла, потому что считаю его очень умным, высокообразованным, всесторонне образованным человеком, мудрым человеков. И я считаю, что эти свои личные качества он реализует на этом посту. Но пока изменений в том, что касается роли церкви православной в обществе я не вижу.

В.КАРА-МУРЗА: Кириллу пророчили легкое патриаршество. Храмы полны людей, объединения русской и зарубежной православных церквей удалось добиться еще его предшественнику Алексию Второму. Но предстоятель говорит: «У каждого времени свои вызовы, и вера не определяется количеством прихожан». Вовлечение церкви в политику тревожит журналиста Артемия Троицкого.

А.ТРОИЦКИЙ: Как-то я совсем недавно написал в Twitter’е, по-моему, у себя, что по мере того, как я становлюсь старше, я все больше уважаю идею бога и все меньше уважаю организованные религии, конкретные церкви. Вот, к РПЦ это относится на 100%. Церковь, которая начинала при Ельцине с чистой коммерции, сегодня, по-моему, грешит тем, что вот-вот начнет заниматься чистой политикой. Мне представляется, что это вообще не дело церкви. И если российская православная церковь не хочет превратиться в то, чем стала церковь в некоторых ортодоксальных мусульманских странах, скажем, в Иране или в Саудовской Аравии (а это, по-моему, абсолютно чудовищно и недопустимо), так вот если они не хотят повторения этого более чем печального опыта, то надо бы им, все-таки, устремлять свои взоры к небу, а не на другие вожделенные объекты.

В.КАРА-МУРЗА: При Патриархе Кирилле воссоздан институт армейских священников, а в школах появилась новая дисциплина «Основы православия». Самостоятельную позицию церкви уважает историк Николай Усков.

Н.УСКОВ: Церковь немного занесло. В последнее время особенно меня расстроили высказывания Всеволода Чаплина – мне кажется, что такие слова недостойны ни христианина, ни священника, ни вообще говорящей головы Патриархии (они порочат христианство). Не может христианин призывать к тому, к чему призывает Чаплин, двигать флотами и так далее – это вообще не его дело, честно. И ему надо молиться о прощении этих грехов, которые он совершил сейчас. Но меня последнее время порадовали высказывания Кирилла в то же время о том, что власти нужно прислушиваться к мнению общества Мне кажется, что, наверное, впервые Патриарх сказал нечто, чего, в принципе, мы уже давно не ожидали от церкви в России услышать. То есть она, в принципе, с большим трудом православная церковь, но, тем не менее, попыталась занять независимое положение в обществе. Наверное, это неплохо. В стране безнравственности, в стране морального разложения некие духовные авторитеты просто жизненно необходимы.

В.КАРА-МУРЗА: Все кадровые решения о рукоположении на ключевые архиерейские кафедры с некоторых пор единолично принимает Патриарх. В последнее время в церкви все больше молодых епископов. Но и отбор стал строже: теперь принять сан может только человек с духовным образованием. Осознать свое место в обществе пока не удается церкви, по мнению писателя Михаила Веллера.

М.ВЕЛЛЕР: Сегодня Русская Православная Церковь находится в некотором смущении, ибо, с одной стороны, церковь в России была посажена властью, жила под рукой великого князя или царя и делала то, что ей было указано. Противоречий было всего 2-3 за всю историю, и они кончались плохо для патриархов. Но сегодня, когда мнение народа все больше не совпадает с мнением власти, а тоталитарного общества, все-таки, нет, церковь находится в некоторой растерянности, ибо она не может внятно озвучить свою позицию по отношению к происходящим событиям и властным людям.

В.КАРА-МУРЗА: Возможность превращения России в теократическое государство исключает публицист Леонид Радзиховский.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ: Роль церкви для людей, от нее далеких, не изменилась никак. Знаменитые уроки православия, которые, якобы, где-то ввели, ну, я, честно говоря, просто не знаю те школы, где их ввели, по-моему, это осталось на уровне разговоров. Если будет создаваться партия Патриархии, то это крайне опасная игра, это шаг к превращению России в теократическое государство. Это смертельно опасный номер. Я очень надеюсь, что Патриарх Кирилл, который мне кажется человеком крайне умным и опытным, на такой безумный шаг не пойдет.

В.КАРА-МУРЗА: Отсутствие излишней суеты отмечает в поведении церкви экономист Сергей Алексашенко.

С.АЛЕКСАШЕНКО: При Кирилле церковь стала оказывать чуть менее заметное давление на информационное пространство. Мне кажется, что, вот, как-то, вот, ну, то ли церковь поняла, что она, с одной стороны, не может обрести чего-то большего и обрести большую роль, то ли она сейчас занята, там, процессом, который нам не очень заметен, за которым мы не очень следим – это реституция церковной собственности, и он занимает основные силы. Ну а естественно, что здесь дебаты не идут публичными. Внешне выглядит, что как будто бы церковь чуть менее в хорошем смысле агрессивна, чуть менее агрессивно продавливает свою позицию в обществе.

В.КАРА-МУРЗА: Напомню, что сегодня гость нашей студии – протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма царя-мученика Николая II в Москве. Как вы считаете, отец Михаил, вот за 3 года, прошедшие с момента интронизации Патриарха Кирилла, как изменилась роль РПЦ в обществе?

М.АРДОВ: До того как его избрали Патриархом либо, так сказать, назначили, те, кто его, как теперь выражаются, пиарили, вот, например, такой человек как дьякон профессор Андрей Кураев, они его замечательно называли «успешным менеджером». Вот, он назывался, еще до патриаршества говорили «Он – успешный менеджер». Он, действительно, успешный менеджер, потому что он – миллиардер. И лично я придумал такую формулировку. Ведь, епископ, ну, любой называется еще архиерей. И некоторых из них во главе с Кириллом я называю «олигархиреи». Разумеется.

Понятно было, что он постарается оживить и в каком-то смысле он, действительно, вот эти реорганизации провел, укреплял вертикаль. Ведь, как официально называется эта церковь? РПЦ МП, то есть Русская. Кстати, Русская – это им Сталин в 1943 году влепил такое название, она никогда так не называлась. Но поскольку Сталин ее учреждал для борьбы с русской зарубежной церковью и, как мы знаем, что эта борьба завершилась победой в конце концов, ну, конечно, не с собой патриархии, а теми органами, которые этим занимались всерьез за кулисами... Так вот, она называлась Российская. И, вот, они до сих пор эту сталинскую кликуху носят. Они даже не догадались, чтобы на каком-нибудь Соборе вернуть себе историческое название «Российская Православная Церковь». Так вот, Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Так вот было так, что Русская Православная Церковь Медведева-Путина.

В.КАРА-МУРЗА: А искренне ли выглядит присутствие высших государственных чиновников и их номенклатуры на православных торжественных службах?

М.АРДОВ: Я всегда говорю, что это наихудший вид или наилучший вид антирелигиозной пропаганды, потому что люди этим просто возмущаются. Поскольку большого доверия у людей думающих и верующих к власти нет, когда они их там видят, они понимают, что это вообще какой-то театр, а не что-то такое искреннее. Тем более, что религия – все-таки, дело в огромной степени интимное. Вот, если бы хотел какой-нибудь губернатор, ходил бы куда-то там в такой храм невидный, стоял бы где-то там в стороночке, молился, вот это было бы достойно. А демонстрировать...

Они же там еще смешно, они же, ведь, стоят-то там, они стоят как на фуршетах. Они держат в правой руке свечки. Православный человек держит в левой руке свечку, потому что он должен креститься правой. А они стоят, в правой держат, потому что они привыкли стоять на фуршетах со стаканами. Это тоже очень симптоматично.

В.КАРА-МУРЗА: Большое спасибо вам за участие в нашей сегодняшней программе. Напомню, что гостем нашей студии был протоиерей Михаил Ардов, начальник храма царя-мученика Николая II в Москве.

Давно назревший диалог власти с оппозицией никак не начнется, несмотря на дежурные заверения сторон о готовности к встрече. Выраженное в словесной форме согласие премьер-министра Владимира Путина провести переговоры с частью активистов протестных митингов сопровождалось неподдельным недоумением по поводу того, с кем именно из представителей политической оппозиции он должен разговаривать. Не добавляло шансов на успех диалога и непреклонное требование митингующих об отставке политика. При этом подлинными представителями гражданского общества считает лидеров протестного движения журналист Дмитрий Муратов.

Д.МУРАТОВ: Это неправда, когда Путин говорить «Здесь мне и разговаривать-то не с кем». Это лидеры общественного мнения, это прекрасные писатели, состоявшиеся люди, если хотите, в чем-то властители дум вот этого креативного среднего класса. Как с ними не разговаривать? Больше того, эти люди готовы идти на переговоры, когда за них проголосует социальная сеть, например, FaceBook. И пойдут они с мандатом на эти переговоры от тех людей, которые создали оргкомитет по проведению этого шествия. Поэтому там есть, с кем говорить. Это своеобразный протопарламент. Если бы были честные выборы в парламент и нормальные, не драконовские, а как сейчас вот Медведев внес законы, по ним бы проходили выборы, тогда бы Путину не надо было ни с кем встречаться – он бы тогда общался с парламентом. А когда убили парламентаризм в стране, придется встречаться с оппозицией. И, вроде бы, он про это говорил, но до сих пор никого так и не позвал.

В.КАРА-МУРЗА: Вполне конкретную повестку дня переговоров премьера с оппозицией предлагает экономист Сергей Алексашенко.

С.АЛЕКСАШЕНКО: Предмет для диалога между Владимиром Путиным и оппозицией, их два возможных. Первый, это перенос срока президентских выборов для того, чтобы вот то законодательство, которое внес Дмитрий Медведев о реформе политической системы вступило в силу. И на этой основе, там, кандидаты могли бы выдвигаться более свободно, чтобы было более широкое представительство политического спектра в списке кандидатов. И второй, это, конечно, безусловно, вопрос легитимности выборов в Думу и вопрос отношения Владимира Путина как кандидата в президенты, его позиция по признанию или непризнанию легитимности Думы, потому что, ну, вот, уже как минимум 3 из кандидатов – это и Миронов, и Зюганов, и Прохоров – выступили за досрочный роспуск Думы. То есть 3 кандидата в президенты четко объявили свою позицию, что они считают, что выборы в Думу были нелегитимными и что Думу нужно переизбрать. Поэтому мне кажется вот эти 2 ключевых вопроса – они могли бы стать предметом для диалога.

В.КАРА-МУРЗА: Излишнюю уступчивость премьера осуждает писатель Александр Проханов.

А.ПРОХАНОВ: Путин встречался с оппозицией несколько раз, и он постоянно уступал этой оппозиции, говоря, что он пойдет отчасти навстречу этой оппозиции и учтет ее требования. И он доотступался до того, что оппозиция презирает его, наращивает свое давление, увеличивает пакет требований и Путин выглядит слабаком, слабым. Я думаю, что это отступление должно быть окончено и в ответ на наглые довольно требования оппозиции Путин должен сказать «Нет».

В.КАРА-МУРЗА: Разговор Путина даже с оппозицией, требующей его ухода, возможен, считает историк Николай Сванидзе.

Н.СВАНИДЗЕ: Ну, требует и требует. Она же не может этого добиться, чтобы он ушел. А он не может добиться, чтобы она замолчала. Значит, поэтому надо разговаривать друг с другом.

В.КАРА-МУРЗА: Отсутствие потребности в подобном диалоге очевидно журналисту Максиму Шевченко.

М.ШЕВЧЕНКО: В четверг был круглый стол, организованный в Колонном зале, где были представители парламентских фракций. Туда звали, я знаю, всех представителей оппозиции, от Навального до Рыжкова. Они не пришли. Значит, им не нужен никакой диалог. Ни с Жириновским, ни с Зюгановым, ни с Морозовым, ни с десятками людей, которые там, кстати, были.

В.КАРА-МУРЗА: Не видит предмета для переговоров оппозиции с Кремлем Константин Ремчуков.

К.РЕМЧУКОВ: Переговоры наступают тогда, когда власть реально оценивает риски. Сейчас, мне кажется, власть не считает, что требования оппозиции представляют большой риск, поскольку у власти ощущение, что большинство народа ее поддерживает. Поэтому сейчас, я думаю, тем для переговоров нет.

В.КАРА-МУРЗА: И мысли о переговорах Путина с непримиримой оппозицией не допускает писатель Леонид Млечин.

Л.МЛЕЧИН: Я думаю, что нам не надо заботиться насчет этого, потому что никаких переговоров не будет. Но Владимир Владимирович будет избран и в первом туре, и достаточным количеством голосов, поэтому не думаю, что он ощущает в себе желание разговаривать с людьми, которые требуют его ухода.

В.КАРА-МУРЗА: Это все о главных новостях уходящих семи дней. Вы смотрели и слушали программу «Грани недели», в студии работал Владимир Кара-Мурза. Мы прощаемся до встречи через неделю. Всего вам доброго.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024