Информатика доказала принадлежность пьес Мольера перу Мольера - Гранит науки - 2019-12-06
Здравствуйте, у микрофона Марина Аствацатурян! На протяжении последних 100 лет вокруг имени прославленного французского драматурга XVII века Жана-Батиста Мольера периодически возникают разговоры о том, что истинным автором его пьес может быть другой французский драматург, а именно - Пьер Корнель. Сомнения в авторстве самых известных мольеровских комедий - «Тартюф» и «Дон Жуан» - впервые стали высказываться в начале XX века. Так, например, в 1919 французский писатель Пьер Луис (Pierre Louÿs) обратил внимание на то, что Мольер большую часть жизни провел как странствующий актер, а создавать шедевры драматургии начал внезапно в возрасте 40 лет. Кроме того, исследователи творчества Мольера никогда не видели подписанных им оригинальных рукописей. На этом основании Луис предположил, что более образованный Корнель был «литературным негром» Мольера, но для продвижения созданных Корнелем произведений им приписывалось авторство известного актера, в результате чего между Мольером и Корнелем установились взаимовыгодные отношения. Подобным образом время от времени возникают сомнения в авторстве пьес Шекспира, у которого тоже не было формального образования. Подозрения относительно подлинности сочинений Мольера усугубились в начале 2000-х, когда исследователи обратили внимание на значительное перекрывание в выборе слов у двух французских драматургов. Но недавно Флориан Кафьеро (Florian Cafiero), лингвист-информатик из Французского национального центра научных исследований (CNRS), и Жан-Батист Камс (Jean-Baptiste Camps), филолог-информатик из Национальной школы хартий (École Nationale des Chartes) привнесли в дискуссию об авторстве Мольера новую методологию. Как сообщает Sciencemag.org, они собрали тексты комедий, приписываемых Мольеру, Корнелю и еще 10 их современникам и применили к анализу и сравнению лингвистических характеристик сложную компьютерную программу. Целью Кафьеро и Камса был не словарный запас, а такие признаки как частотность употребления служебных слов, особенно артиклей и предлогов. Ученые также анализировали предпочтительные грамматические структуры каждого автора и другие лингвистические особенности, проникающие в письменную речь людей подсознательно. Компьютерная программа сгруппировала пьесы по их лингвистическим чертам. И если бы истинным автором пьес Мольера был Корнель, то оба драматурга должны были оказаться в одной группе. «Но какое бы свойство мы ни анализировали, Мольер всегда оказывался в группе с Мольером и очень далеко от Корнеля», констатирует Кафьеро. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances. Новости мировой науки вы найдете также на странице нашей программы в газете научного сообщества «Поиск».