Премьерные представления спектакля по пьесе, посвященной истории открытия двойной спирали ДНК, вчера завершились в Нью-Йорке, последующая дискуссия подняла вопросы, на которые нет ответа - Гранит науки - 2010-11-22
Премьерные представления спектакля по пьесе, посвященной истории открытия двойной спирали ДНК, вчера завершились в Нью-Йорке, последующая дискуссия подняла вопросы, на которые нет ответа.
О последней Манхеттенской премьере рассказало сетевое издание The Scientist. В центре интриги, связанной с важнейшим научным открытием ХХ века, роль специалиста по рентгенолучевой кристаллографии Розалинд Франклин (Rosalind Franklin), которая, как известно, до Нобелевской премии, присужденной открывателям структуры ДНК в 1962 году, не дожила. Пьеса написана драматургом Анной Циглер (Anna Ziegler), называется она Фотография 51 (Photograph 51). Спектакль Ensemble Studio Theatre финансировал Фонд Альфреда Слоана (Alfred P.Sloan Foundation), который в начале этого года спонсировал постановку на этой же сцене другой пьесы из жизни ученых, Бальзамировщиков Ленина канадского драматурга Верна Тиссена (Vern Thiessen). В Фотографии 51 Розалинд Франклин предстает перед зрителем сложной личностью, как пишет The Scientist, она привлекательна, сведуща, самоуверенна, но также одержима и властна. В кембриджском Kings College Франклин появилась в 1951 году, будучи уверенной, что в проекте по изучению молекулы наследственности она является единственным ученым, ответственным за определение кристаллической структуры ДНК. В ассистенты ей дали Рэя Госслинга (Ray Gossling), который до того работал с Морисом Уилкинсом (Maurice Wilkins). Уилкинс в то время находился в отпуске и не знал, что его начальник, Джон Рэндалл (John T. Randall), уже отдал руководство проектом Розалинд Франклин, соответственно, она не знала о неведении Уилкинса. В этом недоразумении корень не сложившихся с самого начала отношений двух ученых, которые превратили повседневную жизнь лаборатории в непрерывную войну за власть.
Фотография, давшая название пьесе, это дифракционное изображение самой распространенной В- формы ДНК, при которой плоскости азотистых оснований практически перпендикулярны оси двойной спирали. Ключевой сюжет пьесы - Гослинг зовет Франклин, чтоб показать ей снимок, и в этот момент, по выражению The Scientist, у зрителя «пробегают мурашки по коже», ведь это та самая фотография, подглядев которую догадался о структуре ДНК Джеймс Уотсон (James Watson), как он описывает этот эпизод в своей знаменитой книге 1968 года «Двойная спираль». Таким образом и встает – в который раз – вопрос о вкладе в открытие века Розалинд Франклин. Участники диспута, состоявшегося после премьеры, разделились на два лагеря. Представитель одного, научный обозреватель New York Times Николас Уэйд (Nicolas Wade) утверждает, что драматург упрочила популярный миф о том, что у Розалинд Франклин украли признание. На другом фланге битвы за приоритет в открытии структуры ДНК Линн Осмэн Элкин (Lynne Osman Elkin), ученица Франклин и ее биограф. Она указывает на то, что Двойная Спираль Уотсона – это не историческое изложение фактов, а художественное произведение, кроме того Элкин отметила, что в знаменитой заметке Nature 1953 года о структуре ДНК по настоянию Уилкинса отсутствует благодарность Розалинд Франклин за фотографии. Мы никогда не узнаем, как бы обернулась история открытия века, доживи Франклин до 1962 года и будь у них с Уилкинсом хорошие служебные отношения.