Купить мерч «Эха»:

Представлены результаты сравнительного исследования записей органистов прошлого и современных джазовых музыкантов - Гранит науки - 2010-11-01

01.11.2010

Искусство музыкальной импровизации XYII века и нашего времени имеет много общего – шведский культуролог Карин Нельсон (Karin Nelson) из Университета Готенбурга (University of Gothenburg) представила результаты своего сравнительного исследования записей органистов прошлого и современных джазовых музыкантов

В диссертации Карин Нельсон показано, что многие из нотных рукописей использовались органистами XVII века точно так же, как используют записи на компакт-дисках джазмены- наши современники – записи служили и служат для того, чтобы знать, как играли то или иное произведение другие музыканты. Нельсон анализировала нотные рукописи того периода, когда органисты были импровизаторами. «В моей диссертации я изучала то, как органисты северной Германии в XYII веке учились импровизировать, и сравнивала этот метод с подходом моих знакомых импровизаторов» - цитирует исследовательницу документ, распространенный Университетом Готенбурга, города, известного своими джазовыми традициями. Работа Нельсон выявила немало общего между прошлым и современным искусством импровизации, но отметила и различия. «Общими являются подражание манере игры других музыкантов, использование запоминания, транспонирования (т.е. перенесения музыки из одной тональности в другую) и различных музыкальных фигур. А отличает нынешних импровизаторов от старинных органистов то, что они в меньшей степени прибегают к подпеванию самим себе. «Подпевание было очень важной составляющей процесса обучения импровизации в XYII веке» - говорит Нельсон.

В диссертации шведского музыковеда приводятся образцы музыки разнообразных композиторов, в числе которых Бах, Бетховен и Лист, наглядно показывающие, что импровизируя, они зачастую отталкивались от композиции, существующей в записи. Защите диссертации Карин Нельсон сопутствовал концерт, данный ею самой в церкви Vasakyrkan в центре Готенбурга. На нем Нельсон, взяв за основу три произведения – Прелюдию В-минор Баха, композицию «Испания» Чика Кореи (Chick Corea) (это классика джаза) и фрагмент из Шёнберга – постепенно полностью отошла от записанной музыки и создала свои собственные органные импровизации. По ее словам, это была демонстрация старинного метода игры. Частью диссертации является анализ цикла органиста XYII века Генриха Шайдеманна (Heinrich Scheidemann), который состоит из 33 музыкальных тем, в основе которых 8 разных григорианских мелодий. Нельсон пришла к выводу, что изначально этот цикл служил учебным пособием по импровизации. По материалам исследования Карин Нельсон выпущено два компакт-диска с органной музыкой.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025