Купить мерч «Эха»:

История цивилизации майя классического периода сохранилась в бытовых деталях, дошедших до нас благодаря ритуалам, совершаемым простыми людьми - Гранит науки - 2010-04-26

26.04.2010

История цивилизации майя классического периода сохранилась в бытовых деталях, дошедших до нас благодаря ритуалам, совершаемым простыми людьми.

Основные сведения о майя, которые создали одну из самых высокоразвитых культур начала нашей эры, исходят от памятников, оставленных представителями элиты этой южноамериканской цивилизации. То были не только письмена, но и искусные изображения на монументах. В то же время простые фермеры, строители и люди из сферы обслуживания писали собственную историю, закапывая предметы обихода в своих жилищах, которым скоро предстояло перестать быть таковыми. Исследованию быта этих майя, обитавших на территории Белиза более 1000 лет назад, посвящена статья профессора антропологии Университета Иллинойса (University of Illinois) Лизы Лусеро (Lisa J.Lucero) в журнале социальной археологии (Journal of Social Archaeology). Как поясняет автор, изучающая древние поселения майя в Белизе уже 20 лет, майя классического периода (т.е. с 250 по 900 годы нашей эры) регулярно прекращали существование своих домов – они разрушали стены, поджигали полы, а разную утварь и, в некоторых случаях, человеческие останки помещали на крышу. После разрушения прежнего дома новый строился на его фундаменте, таким образом то, что было на крыше, оказывалось надежно упрятано под полом. Хотя отдельные вещи шли в дело. Например, глиняные черепки или целые сосуды, а также кости животных использовались для обозначения важных отсеков дома, а также для укрепления нового мазанного глиной пола. По словам профессора Лусеро, «у обывателей-майя был свой способ записывать историю своей семьи и обозначения своего места в мирозданьи». Разрушительные ритуалы у простых майя совершались каждые 40-50 лет и, как считают ученые, могли быть обусловлены важными датами в календаре майя.

Закопанные при очередной уничтожительной перестройке вещи не были видны, но это не значит, что люди о них забывали. Они закапывали утварь на месте прежних своеобразных схронов или же метили его для будущих поколений. По словам Лусеро, практиковавшиеся майя «умерщвление и последующая реанимация жилища обозначали ход времени и цикличность жизни». Антропологи об этих ритуалах знали давно, но исследование Лусеро остановилось на таких деталях как цвет и состояние закопанных объектов для того, чтобы разгадать их символический смысл. Вместе с коллегами они откопали в поселении под названием Субботняя Бухта (Saturday Creek) в центральном Белизе среди руин двух домов, обитаемых с 450 по 1150 годы нашей эры, останки более десяти людей. Некоторые тела на момент смерти были в сидячем положении, другие - в лежачем. Предполагается, что сидячее положение является признаком более высокого статуса. В элементах декора совершенно отсутствовал черный цвет, символизирующий у майя запад, смерть и преисподнюю. В то же время цвета красной гаммы преобладали во многих предметах, в частности, на головах или коленных чашечках покойников встречались целые глиняные сосуды красного цвета. Красные изделия, как правило, были расположены с восточной стороны отведенного под схрон пространства. Красный цвет у майя символизировал восток, жизнь и возрождение. По верованиям майя люди не умирали, а просто превращались в предков.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025