На Манхеттене поставлен спектакль, посвященный истории бальзамирования вождя мирового пролетариата – главные герои действия биохимик Борис Збарский и анатом Владимир Воробьев, которые успешно справились с важным правительственным заданием, поставленным перед ними в 1924 году - Гранит науки - 2010-03-22
У микрофона Марина Аствацатурян! Канадский драматург Верн Тиссен (Vern Thiessen) обращается к теме «ученый и власть» второй раз. Первая его околонаучная пьеса называлась «Дар Эйнштейна» (Einstein’s Gift) и рассказывала о непростых взаимоотношениях двух нобелевских лауреатов, физика-пацифиста Альберта Эйнштейна (Albert Einstein) и химика Фрица Хабера (Fritz Haber), который перед Первой мировой войной руководил Институтом физической химии Кайзера-Вильгельма в Берлине, фактически возглавляя разработку боевых отравляющих веществ и методов их применения. Нынешнее премьерное произведение Тиссена называется «Бальзамировщики Ленина» (Lenin's Embalmers). Пьесу поставил манхеттенский Ensemble Studio Theatre, о спектакле рассказывает издание The Scientist. Якобы раздумывая над предложением Сталина взяться за дело бальзамирования основателя советского государства, Борис Збарский и Владимир Воробьев (по пьесе – Влад) представляют себе газетные заголовки. «Двое евреев бальзамируют Ленина!» - восклицает персонаж, представляемый в пьесе как Борис Збарский. «Двое евреев умерли в рудниках!» - возражает ему персонаж по имени Влад, который, по видению драматурга, мечтает только о том, чтобы вернуться к своим научным занятиям «в провинциальном университете» (очевидно, подразумевается Харьковский Мединститут, где работал доктор Воробьев). Скептицизм Влада объясняется тем, что он будто бы осознает невозможность достижения успеха вне зависимости от того, сколь усердно они будут трудиться, и считает, что повторное бальзамирование нужно будет проводить регулярно раз в полгода. Научным консультантом манхеттенской постановки была Дороти Хатчинс (Dorothy E.Hutchins) из расположенного неподалеку от театральной студии Института похоронного обслуживания Макаллистера (McAllister Institute of Funeral Service). Как отмечает The Scientist, она помогла Тиссену понять «химию смерти», в частности, объяснила, что разные тела в зависимости от того, что было причиной смерти, способны впитать разные химические вещества.
В спектакле есть ключевая сцена, определившая успех всего предприятия по бальзамированию тела Ленина, умершего за месяц с лишним до описываемых событий. Тело уже начало разлагаться, и, возможно, оно уже не будет пропитываться бальзамирующими растворами. И тогда на глазах у зрителей происходит мозговой штурм, научная дискуссия двух ученых, в ходе которой доктора Воробьева пронзвет гениальная догадка: проникновению формалина в ткани будет способствовать добавление в раствор ацетата калия. По словам драматурга, «99% зрителей понятия не имели о том, что это такое», но фразу в спектакле оставили – как дань научной истине. Впрочем, эта поблажка, нетрадиционная для драматического произведения, была тут же компенсирована патетической репликой персонажа-Влада: «тело само подскажет нам, что делать». 10-минутная безмолвная сцена, в ходе которой люди в белых халатах манипулируют пробирками и колбами, завершается ликованием. Успех достигнут. Остальные персонажи пьесы веселят публику анекдотами советских времен.