В процессе оцифровывания произведений искусства появляется возможность отличить подлинник от подделки - Гранит науки - 2008-07-18
В процессе оцифровывания произведений искусства появляется возможность отличить подлинник от подделки - примеры этого публикует июльский номер журнала международного Института инженеров-электриков и электроников (IEEE Signal Processing), некоммерческой организации содействия развитию технологий
Двое исследователей из Университета Пенсильвании (Penn State), Джеймс Ванг (James Wang) и Цзя Ли (Jia Li) просканировали в шкале уровней (или оттенков) серого с высоким разрешением 101 картину Ван Гога из двух голландских музеев - музея художника в Амстердаме и Музея Кроллера-Мюллера в Арнхеме. Ванг и Ли разделили каждый скан на секции 512х512 пикселей, что соответствует размеру холста приблизительно 6х6 см, и проанализировали их с точки зрения характера мазка и силы удара кисти. А до того историки искусства идентифицировали из 101 скана 23 бесспорно аутентичные работы Ван Гога. Они-то и использовались компьютерной системой как основа для распознавания стиля голландского живописца. На основе авторизированного в 23 сканах почерка художника были созданы статистические модели. По ним проверяли 78 фальшивок.
Авторы публикации в результате проделанной работы создали он-лайновую систему, которая позволяет устанавливать аутентичность любого произведения искусства, если в нее заложен подлинник мастера. Это часть международного проекта по привлечению компьютерного интеллекта для идентификации произведений искусства. В его рамках относительно недавно (в 2007 году) были разработаны методы анализа цветов на полотнах Ван Гога, которые также позволяют устанавливать подлинность. Так, искусствоведами признано, что Ван Гог, особенно в своем французском периоде, использовал для подчеркивания контуров объектов или отдельных фрагментов картины комплементарые цвета. Это цвета, стоящие друг против друга в цветовом круге, например, синий и желтый. Ученые Маастрихтского Университета (Maastricht University) разработали компьютерный метод для анализа использования комплементарных цветов. Участники проекта считают эти разработки чрезвычайно важными для изучения изобразительного искусства и сохранения культурного наследия, но подчеркивают мультидисциплинарность подхода. Для успеха в этих делах необходимо объединение усилий компьютерщиков, математиков и историков-искусствоведов.