Купить мерч «Эха»:

Идеальная акустика древнегреческого театра Эпидавр обусловлена фильтрацией низкочастотного шума – это заложено в архитектуру ступенча - Гранит науки - 2007-04-01

01.04.2007

Театр Эпидавр , что на Пелопонесском полуострове, был построен в 4 веке до нашей эры, откопали его в 1881 году, с развитием туризма он стал всемирно известным образцом театральной акустики. Артистов, выступающих на его сцене, на открытом воздухе, слышно в последнем ряду, на расстоянии 60 метров. Спектакли в Эпидавре даются по сей день, слышимость такая же, как в легендах об этом театре, таким образом, версии о том, что голоса древнегреческих артистов усиливали надеваемые ими маски или специальные громкоговорители, отпадают. Специалисты по акустике из Технологического Института Джорджии (Georgia Institute of Technology) в Атланте, Нико Деклерк (Nico Declercq) и Синди Дикейсер (Cindy Dekeyser) – авторы статьи в Журнале Американского Акустического общества (J. Acoust. Soc. Am., in press (2007) утверждают, что все дело в расположении каменных рядов, на которых размещаются зрители. Их 34, они ступенчато возвышаются друг за другом, и, по расчетам авторов публикации, организация этих ступеней-сидений создает замечательный акустический фильтр, подавляющий звуки низких частот. Именно эти звуковые волны являются главной составляющей фонового шума, тогда как голоса исполнителей высокочастотны.

Но не столько сами полукруглые амфитеатры, сколько рифленая поверхность камня, из которого сделаны их ступени, может служить звуковым фильтром – считают Деклерк и Дикейсер. Аналогия этому явлению есть в природе и в быту – так, микроскопические шероховатости на крыльях бабочек отражают свет определенных длин волн, а пупырчатое пенопластовое покрытие на стенах помещений может гасить звуковые волны. Предыдущим объектом исследований Деклерка были ступенчатые так называемые щебечущие пирамиды майя в Мексике. Эти сооружения превращают топот или аплодисменты в щебет птиц или шум дождя. По нынешним подсчетам исследователя каменные скамьи Эпидавра гасят частоты ниже 500 герц. Фильтрация низких частот означает, например, подавление разговорной речи – зрительского гомона. По мнению Деклерка, эта задача актуальна по сей день и архитектурно-акустический опыт древних греков, а именно – правильное расположение зрительских мест - может быть учтен при строительстве стадионов и открытых театров.