Купить мерч «Эха»:

Объекты древнегреческой архитектуры и скульптуры некогда были ярко раскрашены, но, как показывают современные исследования, по разным пр - Гранит науки - 2006-03-28

28.03.2006

Первозданному облику Парфенона посвящена публикация в сетевом издании LiveScience.

То, что стоящий на вершине афинского Акрополя огромный белый храм был раньше разноцветным, давно известно, однако новые исследования, проведенные с использованием лазера греческим археологом и инженером-химиком Эви Папаконстантину-Зиоти (Evi Papakonstantinou-Zioti) показали, что цветами Парфенона были красный, синий и зеленый. Следы таких красок были обнаружены в ходе тонкой очистки, предшествующей реставрации храма, возведенного в 432 году до нашей эры. По словам эксперта из Университета Трумэна в Миссури (Missouri's Truman University) адъюнкт-профессора по истории искусств Сары Орел (Sara Orel) «обесцвечивание вызвано атмосферными явлениями, которым объект подвергался веками. Речь идет и о выгорании красок под солнцем, и о ветрах с песком, который разрушал верхний слой поверхности камня, и о нынешних загрязняющих воздух химических веществах». Доктор Орел повсеместно сталкивалась с этим в Египте, где древние сооружения всегда были изначально раскрашенными, что выделяло их на фоне унылой пустыни, но со времени они стали почти одного цвета с окружающим пейзажем. Однако не только время лишило красок античные шедевры.

Говоря о древнегреческих монументальных сооружениях и их сохранности, в первую очередь упоминают Парфенон и его многострадальные оказавшиеся в Британском музее Лондона мраморные фризы, за которые до сих пор борется греческое правительство. В начале 19-го века эти барельефы были отпилены и по частям вывезены дипломатом лордом Элгином. Как утверждают специалисты, в Англии фризы обесцвечивались неоднократно – один раз из эстетических соображений, а последующие разы в процессе очисток. Чистка 1930-х годов оказалась особенно разрушительной – музейные работники применили стальную стружку и чуть ни ли зубила. Как пишет LiveScience, «очевидно, они, как и большинство наших современников, думали, что эти барельефы должны быть белоснежными». По подсчетам сотрудника Британского музея Яна Дженкинса (Ian Jenkins), когда скульптуры из Парфенона оказались в лондонском музее, около 20% их поверхности еще сохраняли первоначальный вид, однако чистка 30-х удалила около половины этого покрытия. В то же время основным фактором, определяющим нынешние цвет и структуру поверхности большинства античных изваяний и сооружений, по его мнению, остаются погодные явления.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025