Звуки природы, издаваемые пирамидами майя, пытается объяснить группа бельгийских специалистов по акустике из Университета Гента (Ghent U - Гранит науки - 2004-12-15
по их мнению, все дело в рикошете звуковых волн, который обусловлен конструкцией культовых сооружений древних мезоамериканских цивилизаций
У микрофона Марина Аствацатурян! Существующую теорию о том, что майя строили свои пирамиды таким образом, чтобы они служили гигантскими резонаторами, производящими странное и будоражащее воображение эхо, подтверждают работы Нико Деклерка (Nico Declerq) с коллегами, исследующими отражение звуков от ярусов ступеней пирамиды Эль Кастильо, расположенной среди развалин известной мексиканской достопримечательности, относящейся к майя Чичен-Итцы. Эта пирамида как бы чирикает и подражает стуку дождевых капель. Впервые на чириканье, подобное чириканью священной в Мезоамерике птицы кетцаль, обратил внимание в 1998 году калифорнийский инженер Дэвид Лэбман (David Lubman). Тогда подражание птичьему щебету вызвал произведенный на ступенях пирамиды хлопок в ладоши. В 2002 году в мексиканском городе Канкуне, что неподалеку от Чичен-Итцы, прошла акустическая конференция, участники которой могли убедиться в производимых пирамидой эффектах сами. Среди пораженных чириканьем пирамиды в ответ на легкие аплодисменты участников научного форума был и Деклерк. И он задался вопросом – осознавали ли архитекторы пирамиды, что именно они делают с точки зрения акустических свойств объекта?
Проведенный группой Деклерка акустический анализ показал четкую зависимость между звуками отраженными от ступеней пирамиды и звуком, который вызывает это эхо. Так, например, барабаны могут вызвать разные типы резонанса. А туристы, поднимающиеся по 24-метровой пирамиде тяжелой поступью, производят пульсирующее эхо, которое звучит как стук дождевых капель по ведру с водой. Бельгийский ученый считает, что это не может быть совпадением, потому что бог дождя играл в культуре майя очень важную роль, гораздо более важную, чем птица кетцаль. Но помимо этого причудливого объяснения есть данные замеров, полученные группой Деклерка, и они показывают, что высота ступеней и интервалы между ними создают некое подобие акустического фильтра, который, выделяя определенные звуковые частоты, подавляет другие. Результаты этого исследования публикует журнал Акустического Общества Америки (Acoust.Soc.Am.116, 2004), а сообщила о нем служба новостей Nature.