Купить мерч «Эха»:

Статистический анализ текстуры художественных полотен, основанный на цифровой обработке визуальных данных и предлагаемый специалистами - Гранит науки - 2004-11-23

23.11.2004

Метод, который представили в он-лайновой версии Трудов Национальной Академии Наук США (Proceedings National Academy of Sciences) Хани Фарид (Hany Farid) и его коллеги-компьютерщики, не нуждается в изъятии сколь бы то ни было малых или больших образцов полотен, т.е. не угрожает их целостности, чего обычно так опасаются искусствоведы. Известны методы экспертизы, при которых проводится химический анализ пигмента, и они требуют неких количеств отделенной от ценного холста краски. Метод Фарида, исключая субъективную оценку, присущую живым экспертам, тем не менее с математической строгостью учитывает индивидуальность создателя полотна. Как отмечает в связи с публикацией в академическом журнале служба новостей Nature, разработанная методика позволила отличить 8 признанных аутентичными рисунков Питера Брегеля Старшего от 5 искусных подделок. Кроме того, программа дартмутских специалистов по информационным технологиям предполагает, что известное полотно мастера Итальянского Возрождения Пьетро Перуджино «Мадонна с младенцем» на самом деле выполнено по меньшей мере четырьмя художниками: 3 из 6 изображенных на картине лиц нарисованы одним человеком, скорее всего самим Перуджино, но остальные 3 тремя разными людьми, скорее всего подмастерьями великого живописца.

Суть нового «бесконтактного» метода экспертизы произведений живописи разработчики разъяснили в частности в интервью New Scientist. «Мы просто ходим кругом с хорошей цифровой камерой и производим съемку». Затем компьютерная программа производит статистическую обработку цифрового изображения, основываясь на таких параметрах как нажим, ориентация или длина мазка кисти и гладкость поверхности картины. Когда эти характеристики откладываются в трех измерениях, каждый художник оказывается как бы в своем «отсеке». Сравнивая предполагаемую подделку с каким-нибудь оригиналом, подлинно авторской работой, можно идентифицировать полотно по тому, как легли, создавшие его мазки, пройдя компьютерно-статистический анализ. Авторы публикации говорят при этом, что компьютерная технология не заменит человеческую оценку, по словам одного из них Дэниэла Рокмора (Daniel Rockmore), «она никогда не станет последним словом в аутентифицации, однако предоставит экспертам инструмент для проверки своих выводов».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025