Владение восточно-азиатскими так называемыми тоновыми (или тональными) языками способствует формированию абсолютного музыкального слух - Гранит науки - 2004-11-09
Результаты 5-летнего исследования Калифорнийского Университета Сан-Диего будут представлены на предстоящей встрече (November 17, 2004) Акустического Общества Америки (Acoustical Society of America)
Главный вывод из работы американских исследователей, выполненной под руководством Дайаны Дейч (Diana Deutsch), заключается в том, что молодые музыканты, разговаривающие на мандаринском наречии китайского языка или на вьетнамском, могут овладеть способностью точно определять высоту отдельно взятой ноты гораздо успешнее, чем те, кто разговаривает на английском языке. Распознавание высоты отдельного музыкального тона без соотнесения его с другими нотами называется абсолютным слухом, которым, по имеющимся данным, обладает лишь 1 американец на каждые 10 тысяч. Переходя на язык акустики как одного из разделов физики можно сказать, что каждый музыкальный тон отличается от другого по частоте звуковой волны на 6 процентов, и эту-то разницу и улавливает ухо с абсолютным музыкальным слухом. А люди, разговаривающие на тоновых (тональных) языках, используют в своей речи такой же уровень точности при воспроизведении различных тонов, поскольку от этого зависит смысл сказанного. Так, мандаринское слово «ма» в зависимости от того, на какой высоте тона она произнесено, может означать либо маму, либо коноплю.
Доктор Дейч с коллегами сравнивали музыкальные способности 115 студентов-отличников из знаменитой Музыкальной школы Истмана в Рочестере (Eastman School of Music in Rochester) с 88 студентами из пекинской Центральной Консерватории (Central Conservatory of Music in Beijing). Результаты многолетних наблюдений показали, что при прочих равных условиях, в частности, если занятия музыкой начинаются в одном и том же возрасте, китайская молодежь оказывается с абсолютным слухом несравненно чаще, чем англоязычная. Так, абсолютный слух проявили 60 процентов пекинских студентов, начавших занятия музыкой между 4 и 5 годами жизни. Среди американских студентов этой же категории абсолютный слух был отмечен лишь у 14 процентов. И чем позже начинаются занятия музыкой, тем меньше вероятность приобретения абсолютного слуха – эта тенденция отмечена в обеих группах студентов, но из рочестерцев не оказалось ни одного, кто обладал бы абсолютным слухом, начав заниматься музыкой после 8 лет. Тестирование заключалось в определении 36 нот в пределах трех фортепьянных октав, абсолютный слух засчитывался в случае 85-процентного попадания. Сообщая об исследовании Университета Сан-Диего, ScientificAmerican.com отмечает, что оно имеет одно ограничение – все наблюдаемые музыканты, говорящие на мандаринском диалекте, были этническими китайцами, т.е. между ними отсутствовали генетические различия, которые могли бы внести свою лепту в объяснение феномена абсолютного слуха у носителей тональных языков.