Гранит науки - 2004-05-09
Мона Лиза подлежит рентгеноскопическому обследованию, которое, возможно, выяснит, отчего коробится 500-летняя картина кисти Леонардо да Винчи, содержащаяся в Лувре в особых условиях
У микрофона Марина Аствацатурян! Проведенный недавно очередной осмотр самого знаменитого, но, тем не менее, определенно подверженного разрушительному влиянию времени живописного творения, обнаружил на поверхности представляющей его покрытой масляной краской тополиной доски новые повреждения. Носительницу легендарно-загадочной улыбки Мону Лизу великого итальянского мастера в Лувре держат за пуленепробиваемым стеклом в специальной камере с признанным оптимальным режимом температуры и влажности. Ежегодно перед Моной Лизой останавливаются 6 миллионов человек посетителей парижского музея. Специалисты последний раз просматривали ее в рентгеновских лучах более полувека назад, новое обследование будет проводиться в то время, когда музей закрыт чтобы, как пишет Associated Press, шедевр Леонардо по-прежнему видели люди.
Помимо рентгеновских лучей сейчас поверхность Моны Лизы будут изучать с использованием новых возможностей микроскопии, и, куратор отдела живописи Лувра Винсент Помаред (Vincent Pomarede) не исключает того, что может возникнуть необходимость вмешательства реставраторов. Ведь ранее, когда в очередной раз стало ясно, что и Моне Лизе не избежать старения, специалисты укрепили обратную сторону картины деревянными полосками чтобы трещина в тополиной древесине не углублялась. А причина возникновения трещины в древесине искусствоведам неясна, но их беспокоит то, что состояние деревянной основы картины может однажды измениться таким образом, что изображение загадочно улыбающейся дамы просто выпятится. Помаред не считает, что ежедневный, как он выражается, "артиллерийский огонь вспышек фото- и видеокамер туристов" мог нанести картине какой бы то ни было ущерб, поскольку стекло ограждает Мону Лизу не только от возможных пуль, но также от всего ультрафиолета и большей части инфракрасного света. "Более вероятно, что коробление поверхности вызвали кусочки дерева, добавляемые к доске в 17-м, 18-м, а потом и 20-м веках" - считает искусствовед. По его словам, "Леонардо да Винчи работал блестяще, и ему было прекрасно известно о том, какие изменения претерпевают материалы. Моне Лизе 500 лет и если мы будем хранить ее должным образом, то она просуществует еще 50 лет". Картина пережила Вторую Мировую войну, когда, спасая произведения искусства от гитлеровских войск, французские власти отправили ее в неприметный провинциальный городок. В 1911 она была похищена из Лувра неким итальянским художником-любителем, спустя 2 года шедевр объявился во Флоренции, откуда его вернули во Францию.