Гранит науки - 2002-09-26
Тайну самого абстрактного из всех японских дзен садов раскрыли нейробиологи: сад камней храма Риоанджи в Киото создан таким образом, чтобы доставить удовольствие нашему подсознанию
У микрофона Марина Аствацатурян! 500-лений сад Риоанджи это 15 камней различной формы, расположенных пятью группами. Как пишут туристические проспекты, "некоторые камни возвышаются из песка, а другие скрыты в нем. Камни расположены таким образом, что, где бы ни стоял наблюдатель, 1 из камней будет скрыт". Необъяснимая до сих пор красота этого минималистского ландшафтного дизайна подверглась математической обработке, и журнал Nature (26 September 2002) сообщает о ее результатах. Вычисления симметрии, проведенные под руководством Герта Ван Тондера (Gert Van Tonder) из Университета Киото (Kyoto University) показали, что расположение объектов сада камней Риоанджи в пространстве подразумевает между ними схематическое изображение дерева ствола с отходящими от него на разных уровнях ветвями. По мнению ученых японские садовые дизайнеры обычно священнослужители, "манипулировали наукой зрительного восприятия".
Журнал Nature ссылается в связи с этим на раннюю работу известного нейробиолога из Университета Рутгерса (Rutgers University) Илоны Ковач (Ilona Kovac), где показано, что человеческий мозг использует подобные симметричные линии, как, например, рисуемый детьми человечек "палка-палка-огуречик" - для распознавания формы. Комментируя открытие группы Ван Тондера, она предполагает, что мозг может распознать условно пролегающее между камней Риоанджи дерево в процессе медитации и других состояний духа, приверженного философии Цзен. Люди пытались интерпретировать группы камней японского сада на протяжении многих лет различными способами самые распространенные версии приписывали саду камней Риоанджи образ матери-тигрицы, переводящей своих детенышей через реку или горных вершин, прорывающихся через облака. Но, по мнению дизайнера японских садов англичанина Филипа Кэйва (Philip Cave), эти интерпретации не обоснованы, а объяснение, выведенное из так называемой суггестивной симметрии, наиболее подходящее для сознания цзен. "Всегда считалось, что планировки священников-садовников это что-то не имеющее отношения к сознанию, но происходящее из неких непостижимых глубин" - говорит Кэйв. "И схему дерева они могли использовать интуитивно". А гиды приводят туристов к "наилучшему" для обзора сада камней месту, которое оказалось точкой, где линии симметрии сходятся отмечает Nature.