Купить мерч «Эха»:

Гранит науки - 2000-10-17

17.10.2000

Одни и те же сновидения, вызванные экспериментаторами Гарвардской Медицинской Школы у разных людей, позволили обнаружить неподвластную сознанию работу мозга; в основе примененного метода лежит самая популярная компьютерная игра - Тетрис У микрофона Марина Аствацатурян! Психиатру Роберту Стикгольду и его коллегам удалось выявить среди испытуемых разных категорий 17 человек с одинаковыми сновидениями - все они играли в Тетрис на протяжении 3 дней. Среди 27 участников эксперимента было 12 новичков, то есть здоровых людей прежде с этой компьютерной забавой незнакомых, 10 экспертов - то есть тех, кому довелось провести за Тетрисом от 50 до 500 часов, и 5 пациентов с амнезией, то есть потерей так называемой кратковременной памяти. Все они были заняты игрой в перестановку кубиков на экране компьютера одинаковое время - по 2 часа утром и вечером перед отходом ко сну в первый день, и на час дольше во время утреннего и вечернего сеансов в 2 последующих дня. О результатах такого времяпрепровождения ученые судили по сновидениям, посетившим испытуемых в первые две ночи. Наблюдения, выявившие связь между сновидениями, обучаемостью и творческим процессом, опубликованы в последнем номере журнала Science (October, 13,2000).

Оказалось, что 17 человек в первый же час погружения в сон увидели одно и то же - фигурки, которыми они манипулировали в Тетрисе, и что показательно, большинству этих людей игра в Тетрис приснилась во вторую ночь. Вывод первый - для формирования сновидения мозгу нужна тренировка, то есть обучение игре. Или, как говорит автор публикации Стикгольд, "такое впечатление, что мозгу, прежде чем определиться нужно большее время или больше практики, и тогда он решает, "О' кей, это нечто, с чем мне действительно нужно иметь дело во сне". Второе открытие связано с "Тетрис-испытуемыми", которые страдали амнезией, то есть потерей кратковременной памяти, вызванной повреждениями в части мозга называемой гиппокампом. Эти люди видели те же самые элементы компьютерной игры, что и другие участники эксперимента. И этот факт, по мнению ученых, указывает на предвиденную еще Зигмундом Фрейдом роль подсознательного в сновидениях, ведь амнезия не позволяет запомнить, то есть осознанно зафиксировать события вчерашнего дня. И, наконец, третья группа испытуемых - эксперты, то есть специалисты в области Тетриса - показали качественно новый результат, в их сновидениях объявилась цветная видеоверсия игры - так называемая Нинтендо, которой не было в черно-белом Тетрис-эксперименте. Следовательно, сновидение - творческий процесс, а не только воспроизведение пережитого, мозг, как ожидалось, трансформирует увиденное при бодрствовании и ассоциирует его с другими картинами и воспоминаниями - без нашего ведома.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025