Купить мерч «Эха»:

Как меняется мода на интерьер? - Анна Путилова - Назад в будущее - 2009-06-01

01.06.2009
Как меняется мода на интерьер? - Анна Путилова - Назад в будущее - 2009-06-01 Скачать

АШОТ НАСИБОВ: 22 часа 10 минут московское время. Работает радио "Эхо Москвы". Ашот Насибов у микрофона. Приветствую уважаемых слушателей, программа "Назад в будущее". Мы начинаем очередную программу, прогнозируем наше будущее, обращаемся к нашему славному прошлому. Славное прошлое в моем представлении заключается в том, что лет 30 назад, когда имел возможность пройтись по Пушкинской площади в центре Москвы, я видел как раз неподалеку от станции метро такие интересные витрины с образцами технического дизайна разработки советских дизайнеров. Куда ушли те далекие образцы технического дизайна разработки советских дизайнеров. Там были самые интересные вещи. Там были какие-то пылесосы. Там были, по-моему, там был мопед выставлен в витрине. По-моему, там были какие-то образцы мебели. Может быть, я ошибаюсь насчет мебели. Куда ушла школа советского дизайна? Что мы имеем сегодня? Как развивались тенденции в отечественном дизайне на протяжении нескольких последних десятков лет. На что мы можем рассчитывать в обозримом будущем. Для беседы на эту тему я пригласил в студию дизайнера интерьеров Анну Путилову. Добрый вечер, Анна.

АННА ПУТИЛОВА: Добрый вечер.

А. НАСИБОВ: Вы являетесь членом Союза дизайнеров Москвы.

А. ПУТИЛОВА: Да.

А. НАСИБОВ: Вы помните. Наверное, не помните ту самую витрину на Пушкинской площади в центре Москвы.

А. ПУТИЛОВА: Ну, если Вы шли по Пушкинской…

А. НАСИБОВ: Там в переходике. Там маленький такой был закуток…

А. ПУТИЛОВА: Сколько лет назад это было?

А. НАСИБОВ: Ну, три десятка лет точно. Нет, точно не помните.

А. ПУТИЛОВА: Я еще не родилась.

А. НАСИБОВ: Точно не помните.

А. ПУТИЛОВА: Но что-то я знаю.

А. НАСИБОВ: Что именно Вы знаете из истории советского дизайна? Кто занимался в те далекие годы этим?

А. ПУТИЛОВА: Я вопрос поняла, спасибо. Я могу сказать, что в принципе понятие дизайн в советские времена, оно именно так не звучало. В советские времена у нас были некоторые понятия, как декоративное искусство, или техническая эстетика.

А. НАСИБОВ: Это называлось техническая эстетика, точно.

А. ПУТИЛОВА: И занимался этим вопросом Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики.

А. НАСИБОВ: Вот его образцы тогда и выставлялись в этой витрине.

А. ПУТИЛОВА: Да. И собственно это заведение и было эталоном того, как какие красивые предметы должны выглядеть. На мой взгляд, и воспоминания, вы упомянули пылесос, это пылесос Тайфун, что я сейчас вспоминаю. Это великая разработка…

А. НАСИБОВ: Могучее создание хромированное с какими-то…

А. ПУТИЛОВА: Отделанное, можно сказать, перламутром. Я не знаю, перламутр ли это был, но это был очень красивый предмет. Конечно, вопрос, как он работал. Потому что современные пылесосы, они помощнее. Но это был очень красивый пылесос, перламутр, хромированные насадки. Шланг…

А. НАСИБОВ: Космический дизайн.

А. ПУТИЛОВА: Абсолютно космический дизайн.

А. НАСИБОВ: И самое главное, у него был чехольчик у этого пылесоса Тайфун. Надевался в нерабочем состоянии. И в аннотации писали, что можно использовать, как пуфик.

А. ПУТИЛОВА: Шланг в тканевой обмотке. Все ух.

А. НАСИБОВ: Это был образец того самого украшения интерьера, которым мы могли пользоваться.

А. ПУТИЛОВА: Да.

А. НАСИБОВ: Еще есть у Вас перед глазами какие-то образцы. Что еще у Вас в памяти возникает? Помните автомобиль Победа?

А. ПУТИЛОВА: Ну, это я считаю шедевром.

А. НАСИБОВ: Автомобиль Победа в свое время был образцом автомобилестроения и вызвал, кстати, в дизайнерском плане массу подражаний на Западе. Вам известен этот факт?

А. ПУТИЛОВА: Да, конечно.

А. НАСИБОВ: Он вызвал целую серию подражаний.

А. ПУТИЛОВА: Да.

А. НАСИБОВ: Были успехи у советской дизайнерской школы. Во что все это трансформировалось?

А. ПУТИЛОВА: Во что трансформировалось. Ну, я могу сказать, что... Мы сейчас вспоминаем, или уже идем в будущее?

А. НАСИБОВ: Давайте вспомним еще. Давайте еще обратимся к воспоминаниям.

А. ПУТИЛОВА: Ну, наверное. Еще воспоминание того, что конкретные предметы мы вспоминаем, или мы…

А. НАСИБОВ: Вспоминайте и предметы и тенденции.

А. ПУТИЛОВА: Хорошо. Я вспомню холодильник ЗИЛ. Это красивый обтекаемый предмет с потрясающей ручкой. Кстати, ручку холодильника ЗИЛ сейчас многие итальянские дизайнеры трансформировали в ручки для дверей. Это одно из, кстати, из прошлого в будущее.

А. НАСИБОВ: Леонид Ильич, я помню, на одном из съездов КПСС хвастался, говорил, у меня холодильник ЗИЛ дома вот так работает. Показывал большой палец. Было дело. Значит, итальянцы взяли…

А. ПУТИЛОВА: Да, они, я думаю, никогда не признаются, но при ближайшем рассмотрении мне был интересен этот факт. Выбирая для определенного интерьера ручки, я увидела один в один ручку с холодильника ЗИЛ.

А. НАСИБОВ: Ну, это современные ручки?

А. ПУТИЛОВА: Да. Современные ручки. Это фабрика, которая сейчас делает ручки очень красивые, различных стилей, но идентично этой ручке холодильника, так, как я видела его у своей бабушки. Он сейчас есть, в прекрасном состоянии, кстати, работает великолепно.

А. НАСИБОВ: Какие были тенденции тогда в советской школе дизайна? Вот как, например, там космические тенденции проявляли себя в мебели? Вы упомянули пылесос Тайфун. Еще можете привести какие-то примеры, помните?

А. ПУТИЛОВА: Мебельный дизайн. Ну, конечно, столики на тонких ножках. Какие-то…

А. НАСИБОВ: Мебель 60-х годов.

А. ПУТИЛОВА: Да. С этого я и хотела начать.

А. НАСИБОВ: У меня перед глазами стоят своего рода образцы оформления интерьера именно 60-х годов. Сказали мебель на тонких ножках. Очень четко помню. Очень функциональная. Такая какая-то угловатая мебель. Многочисленные кашпо для цветов в доме. Цветочные горшки.

А. ПУТИЛОВА: Ну, кстати, телевизоры, если помните. Телевизоры Темп, по-моему, назывался, который был уже готовый на ножках.

А. НАСИБОВ: И Рубин был на ножках.

А. ПУТИЛОВА: Тоже собственно очень стильная изобретение, которое внешне было отделано, я не совсем уверена, что это было натуральное дерево, по-моему, натуральное по торцу.

А. НАСИБОВ: Чем еще занимался вот тот самый Всесоюзный институт технической эстетики?

А. ПУТИЛОВА: Ну, скажем, дизайном будем говорить, сейчас более понятно, чем техническая эстетика. Дизайн окружает нас везде и повсюду. Это среда обитания человека и дома, и на работе и в кафе, и в магазине, все, что мы видим, все, что держим в руках, это дизайн. Поэтому советское время это, на мой взгляд, мы говорим если про 60-е, то был конкретный выдержанный стиль. Не было смешения никаких культур, Запада каких-то привлечений. Были свои великолепные разработчики, конструктивисты, минималисты, которые делали великолепную мебель. Сейчас, если, например, мы вспоминаем, ой, столики на тонких ножках, стулья, они, может, были не совсем удобные и т.д. Но это были проработанные дизайнерские вещи, кстати, которые сейчас имеют вторую жизнь, и они снова в моде. Т.е. этот стиль, он сейчас актуален.

А. НАСИБОВ: Стиль 60-х?

А. ПУТИЛОВА: Да. Конечно.

А. НАСИБОВ: Он вернулся сейчас?

А. ПУТИЛОВА: Да, да.

А. НАСИБОВ: Напомню, что в студии Анна Путилова, дизайнер интерьера. Мы в программе "Назад в будущее" обсуждаем модные тенденции в интерьере, то, как меняются эти самые тенденции. Вопросы, комментарии присылайте смсками на номер +7 985 970-45-45. Рубежными, насколько я понимаю, были конец 80-х начало 90-х годов, когда открылись границы, когда соотечественники наши получили возможность сравнивать образцы дизайна в нашей стране и импортные зарубежные. Что произошло в то время? Какие были тенденции?

А. ПУТИЛОВА: Ну, основной из тенденций, я начну с такой небольшой исторической справки, что распад Советского Союза означал, прежде всего, распад системы управления. И не оставляя камня на камне системы, отчасти связывающей то самое ВНИИТЭ и специальные художественно–конструкторские бюро в различных отраслях производства. ВНИИТЭ в начале 90-х как раз сворачивает свою деятельность до минимальных объемов. Там закрываются из филиалы, и прекращается учебная работа …

А. НАСИБОВ: У них было много филиалов?

А. ПУТИЛОВА: Да, было много филиалов. Ну, как сказать, подразделений, которые каждое что-то свое разрабатывали. Они закрываются, их было, по-моему, 16. И прекратилась учебная работа, и вообще в принципе состояние развития дизайна – это состояние страны, на мой взгляд. И когда для развития дизайна должна существовать уверенность в завтрашнем дне. На Западе дома строятся на поколения. Люди уверены, что там смогут жить их правнуки, внуки, т.д. У нас такой уверенности не было, когда исторически то иго, то революция, то война. И то отберут, поломают, разломают и эти разрушительные глаголы одна из причин недостатка и не развития дизайна. Поэтому понятие "дизайн" он тогда отсутствовал. Или затормозился очень сильно. Был открыт как раз рынок новых материалов, которые теперь приходили в страну.

А. НАСИБОВ: Это как раз конец 80-х первая половина 90-х.

А. ПУТИЛОВА: Да.

А. НАСИБОВ: Хлынул поток импортных материалов, то, с чем мы раньше не сталкивались. Как это все повлияло? К чему все это привело?

А. ПУТИЛОВА: Привело. Я начну вот с чего. Появилось такое, на мой взгляд, дикое понятие – как евроремонт.

А. НАСИБОВ: В чем дикость?

А. ПУТИЛОВА: Объясню. Евроремонт – понятие чисто российское. Этого понятия в мире нет. Если раскладывать это понятие по частям, то, в принципе, это должно было звучать, как ознакомление общества с историей или в принципе сутью европейского дизайна. Европейский дизайн на то время представлял совсем другую картину, нежели представили ее для нас, представляли ее мы…

А. НАСИБОВ: Давайте сначала, как представили ее мы?

А. ПУТИЛОВА: Хлынул поток китайских, турецких отделочных материалов, сантехники, которые, конечно, если сравнивать с тем, что предлагалось тогда на рынке в Советском Союзе, отличалось внешне выгодно от привычных неказистых изделий. И так же как интерьер советский, он отличался. Поэтому новый евроремонт он на самом деле либо копировал обстановку дешевого европейского отеля, либо офиса. Опять-таки недорогого. Если говорить о конкретном, это один из главных атрибутов – это белые стены. Наверняка, помнят это все, что если у тебя есть белые стены, отштукатурены, то значит, уже все. У тебя евроремонт. Второе понятие – это гипсокартоновые потолки. Уровневые. Т.е. чем больше уровней, тем выше статус будущего жильца своей квартиры. Много-много лампочек, много ниш, уровней, чтобы все светилось, неона побольше. Белые стены. Черная сантехника. Иногда золотые унитазы. Синяя мебель. Яркие краски, которые совершенно не соответствовали тому, в какой среде должен обитать человек. И люди не задумывались тогда о том, как они хотят жить, люди думали только о том, как надо. Какие атрибуты модности и признаки достатка должны быть у них. Потому что если удаляться, то жить в синем в принципе это не очень нормально. И иметь черную сантехнику тоже. Еще малахитовый камень искусственный зеленый в ванной. Наверняка, Вы тоже помните. Недостижимое было.

А. НАСИБОВ: Да. Очень красивый такой.

А. ПУТИЛОВА: Но в отличие…

А. НАСИБОВ: Кухни были разных цветов. Причем иногда в одном и том же интерьере желтые и синие.

А. ПУТИЛОВА: Да, желтые и синие, сочетание, кстати, тоже являлось очень актуальным. И кстати тоже из вопросов психологии и психики. Но об этом никто не думал тогда.

А. НАСИБОВ: Ну, может, это от общей серости жизни, попытка выделиться.

А. ПУТИЛОВА: Конечно, безусловно. Когда закончилось время, кстати, не у всех. Ну, мы сейчас будем говорить в среднем. Закончилось время стенок "Спутник", одинаковых интерьеров, и воспоминание о фильме, когда две одинаковые квартиры, одинаковые ключи, одинаковые замки. Такое могло быть только в нашей стране. Мы говорим о "С легким паром", когда все у всех одинаковое.

А. НАСИБОВ: Не только в нашей стране. Не будем.

А. ПУТИЛОВА: Ну, хорошо. Такое умиление, наверное, может только у нас вызывать. Смотря этот фильм. Но так скажем, это закончилось, и серая жизнь, она разукрашивалась, наверное, теми самыми синими, желтыми, кухнями и т.д. Хотелось чего-то яркого. Ну да. Так вот я хочу рассказать, к чему это все привело. Как это все было. Что один из большущих минусов такого понятия "евроремонт", нового для того времени. Да вообще ремонт, забудем про это слово уже теперь. Мы про него вроде много сказали. Послужило тому, что качество работы в этот период упало до самого низкого уровня. Т.е. от мастера до заказчика каждый творил все, что хотел. Санузлы переносились в места в квартире, где они категорически не могли быть. Выносились балконы, позже уже строились бассейны в квартирах. Ломались несущие стены. Что приводило к многим историям, которые были в хрониках.

А. НАСИБОВ: Люди хотели за минимальные цены обновить интерьер. Они не имели возможности купить себе новую квартиру в новостройке с соответствующими характеристиками, поэтому они старались приспособить под соответствующие характеристики то жилье, в котором они тогда жили.

А. ПУТИЛОВА: Но если взять параллели, вернее, сравнительный анализ провести, то в то время государство, занятое своими проблемами, совершено устранилось от какого-либо контроля за процессом ремонта. И если, например, сейчас есть сдвиги к тому, что перепланировка хоть и делается с какими-то нарушениями, но оно теперь уже согласовывается. Люди не трогают несущие стены. Конструкции домов. Под санузлами делается гидроизоляция. Ставится узоны, электрификация. Сейчас соблюдаются нормы, потому что службы направлены на соблюдение и очень жесткий контроль.

А. НАСИБОВ: Ну, это тема ремонта, это другая тема.

А. ПУТИЛОВА: Я к тому, что раньше делался беспредел. В любом случае. И эти ремонты начинались с того, что люди крушили свои квартиры, как хотели. Ну, это, наверное, из основных проблем.

А. НАСИБОВ: Ну, Вы вот как дизайнер, Вы сказали – евроремонт. Ну, евроремонт предполагал некий стандартный набор каких-то операций. Это замена старых окон на пластиковые.

А. ПУТИЛОВА: Хотя это самое дешевое, что можно ставить.

А. НАСИБОВ: Это относительно чистые стены, это меняли паркет.

А. ПУТИЛОВА: Да.

А. НАСИБОВ: Что было…

А. ПУТИЛОВА: Да. По поводу паркету. Ну, менялась меленькая елочка. Так называемые паркетные щиты. Паркет мало у кого был. Если только в старых домах. Заменено это было от части опять-таки пришедшими с Запада некачественными дешевыми материалами то, как ламинат, что является прессованной бумагой всего лишь. Паркетной доской низкого уровня, которую нельзя отциклевать, т.е. это одноразовые материалы. Это пластиковая вагонка. Совершено ужасная вещь. Это дешевые материалы, которые у нас воспринимались на ура. Потому что никогда мы их не имели.

А. НАСИБОВ: Наверное, не с чем было сравнивать.

А. ПУТИЛОВА: Конечно.

А. НАСИБОВ: Это не вина, это скорее беда.

А. ПУТИЛОВА: Ну, мы никого не виним. Мы рассуждаем.

А. НАСИБОВ: Что мы получаем в сухом остатке? Если сейчас заглянуть из глубины первого десятилетия 21 века на вот те самые бурные 90е, в чем была самая большая ошибка или самый большой недостаток тамошнего дизайна с Вашей точки зрения? С точки зрения человека современного нынешнего дизайнера.

А. ПУТИЛОВА: Ну, говоря про те года, самая большая проблема и ошибка была в том, что люди, наверное, забыли про то, что действительно есть такое понятие, как дизайн, а дизайн – это среда обитания человека. Не говорилось о том, что интерьер создается под конкретного человека. Он должен быть концептуальным, красивым, а делалось ровно то, что моглось. Мы… понятие дизайн, в общем-то, не существовало. И ошибка, я не знаю, какая может быть ошибка…

А. НАСИБОВ: Наверное, пытка создать дизайн, выходя за его рамки. Не пользуясь этим термином. Не имея представления о том, что это такое.

А. ПУТИЛОВА: Еще одна проблема, которую я считаю очень актуальной, то что опять-таки середина 90-х, начало 2000го года это относительная легкость в основании работы с компьютерными программами привела к тому, что на нашем рынке появилась масса псевдо профессионалов, которые могут быстренько сделать дизайн, построить модель какого-то интерьера и т.д.

А. НАСИБОВ: Вот с этого вопроса мы начнем вторую половину нашей беседы сразу после короткого выпуска новостей. Анна Путилова, дизайнер интерьера, гость программы "Назад в будущее", мы обсуждаем, как меняется мода на интерьер. Ваши вопросы задавайте, присылая смски на номер +7 985 970-45-45. "Назад в будущее".

НОВОСТИ

А. НАСИБОВ: 22 часа 33 минуты московское время. Работает радио "Эхо Москвы", программа "Назад в будущее" Ашот Насибов у микрофона. Гость в студии Анна Путилова, дизайнер интерьеров. Мы обсуждаем, как меняется мода на интерьеры. Ваши вопросы и комментарии присылайте смсками на номер +7 985 970-45-45. Мы первую часть беседы завершили на том, что появились компьютерные программы, сильно облегчающие работу дизайнеров, но вместе с тем, дающие возможность заниматься дизайном непрофессионалам. Но в отсутствии профессионалов, в отсутствии распада старой школы, откуда было взяться новым профессионалам? Профессионалам с большой буквы. Поэтому, наверное, и стали заниматься этим все, кому не лень.

А. ПУТИЛОВА: Да, но профессионалы никуда не девались. Они всегда были и есть. Мы говорим о том, что школа все равно есть, есть учебные заведения, которые учили искусству дизайна и всему остальному. Просто очевидная проблема того, что да, эти компьютерные программы появились, и это очень здорово, что они появились. Но человек за месяц, может быть, за 2 может назвать себя дизайнером. Это очень плохо. Появление учебных заведений сомнительного вида, обещающие за 2-3 месяца выпустить в свет дизайнера интерьера – это ужас. Действительно ужас. Я не знаю, может быть, где-то это и есть, но у нас, по-моему, это особо развито. Это неплохо, наверное, для домохозяек, которая устала сидеть дома, и вдруг ей захотелось почувствовать себя дизайнером. Но пусть она…

А. НАСИБОВ: Просто для общего развития.

А. ПУТИЛОВА: Да, так вот я и хочу сказать, что если для общего развития, то это великолепный шаг к тому, чтобы что-то узнать новое для себя, чтобы свой дом сделать красивым, модным т.д. Но после этого не надо открывать свою студию и становиться дизайнером.

А. НАСИБОВ: Лиона из Казани прислала такой вопрос: имеет ли смысл идти в дизайнеры интерьера, нет ли излишка на рынке трудовых услуг?

А. ПУТИЛОВА: Есть. Тем более, сейчас, знаете как, когда нам сообщили, что грянул экономический кризис, то в массах были очень хорошие замечания, что в различных сферах останутся лучшие. Это действительно так. Возьмем рестораны. Сейчас можно много перечислять, но дизайн это сфера бизнеса и вообще эта сфера рынка, она на данный момент происходит очень жесткий отсев. И люди, которые хотят видеть качественные, хорошие интерьеры, они обращаются к профессионалам. Поэтому, наверное, рынок он очень сильно перенасыщен, и если человек на середине своего профессионального пути или жизненного пути решил вдруг стать дизайнером, то я этого делать не рекомендую. Если человек молод и закончил школу, и вдруг понял, что он этого хочет, у него еще есть шанс. Хотя надо заниматься еще в школе, желательно, конечно. Но разные бывают. Если есть чувство стиля и вкуса, то никогда не поздно. Но не получая, не проработав в каких-то структурах, вдруг понять, что ты хочешь быть дизайнером. Я не думаю…

А. НАСИБОВ: Трудоустроиться, пересидеть не получится.

А. ПУТИЛОВА: Нет.

А. НАСИБОВ: Скажите, пожалуйста, а что Вам сейчас заказывают клиенты, которые хотят воспользоваться услугами дизайнера, и в чем отличие этих заказов от того, что заказывали еще лет 5-10 назад?

А. ПУТИЛОВА: Что Вы имеете в виду? Стиль?

А. НАСИБОВ: Да. Тенденции. Что хотят сейчас?

А. ПУТИЛОВА: Я поняла. Сначала скажу про отличия. Что очень радует сейчас, то что в период насыщения и становления понятия дизайна в России, то вместе с профессионалами, дизайнерами еще очень вырос заказчик. Т.е. люди, которые путешествуют много по миру, видят красивые отели, красивые какие-то места, они уже понимают, что они хотят. Это очень здорово. Потому что, например, даже если сравнивать там лет 10 назад, то очень мало кого конкретно ставило четкие задачи. Т.е., ребята, я хочу то и то, мне нравится следующее. Т.е. человек приходил, либо он говорил: я хочу все сделать круто. Сделайте мне…

А. НАСИБОВ: Сделайте мне красиво.

А. ПУТИЛОВА: А вообще это неправильно. И сейчас я рада тому, что мои заказчики в основном это люди, которые конкретно знают, чего они хотят. Могут объяснить свои пристрастия. Ведь правильный дизайн интерьера…

А. НАСИБОВ: Так что больше влияет, тенденции в дизайне на заказчика, или заказчик на современные тенденции в дизайне?

А. ПУТИЛОВА: Нет, я бы сказала, все-таки тенденции в дизайне, наверное.

А. НАСИБОВ: Какие последние тенденции?

А. ПУТИЛОВА: Последние тенденции, я не могу сказать, что есть конкретно модный стиль. Стиль модным в принципе быть не может.

А. НАСИБОВ: У Довлатова есть в книжке. Вернулся человек из Парижа, спрашивают: как одеваются женщины в Париже. Говорит: одеваются так, как считают нужным.

А. ПУТИЛОВА: Вот, да. Поэтому я могу сказать так, что мы делаем совершено различные интерьеры, используя инструментом различные стили, которые были придуманы уже давно

А. НАСИБОВ: А можно что-то новое придумать. Стиль новый, с иголочки, с нуля? Можно новое создать сейчас? Или уже все перепробовали?

А. ПУТИЛОВА: Я могу сказать так. Нет, любое что-то новое это просто когда как мы все знаем, возвращение к уже придуманному и старому. Это совершенно точно. Просто если использовать такой стиль, как эклектика, который очень развит очень давно. И он будет еще очень долго актуален, потому что это понятие вообще появилось в 19 веке.

А. НАСИБОВ: Это смешение стилей получается.

А. ПУТИЛОВА: Да, это сочетание разных стилей. Вот это на самом деле, наверное основная тенденция, которая сейчас присутствует в желаниях заказчика. Потому что, например, только классические интерьеры богатые, колонны, золото, лепнина, паркет, это очень здорово. Но, в общем-то, этого все накушались. Понимание, например, настоящего артдеко не всем близко, не все понимают, что это такое. И мало людей, которые говорят – хочу артдеко. А собирательный образ красивых вещей, которые люди видят где-то, это самый лучший, на мой взгляд, интерьер. Ну, мы не будем говорить о тех людях, которые четко хотят либо модерн, либо какой-то определенный стиль. Не вопрос. Воссоздадим. Но основная тенденция – это все-таки эклектичные интерьеры, потому что…

А. НАСИБОВ: Сочетание не сочетаемого, если хотите.

А. ПУТИЛОВА: Вы знаете, я бы сказала, что эклектика – это применение и сочетание нескольких видов стилей. Наверное, так.

А. НАСИБОВ: Упорядоченный хаос.

А. ПУТИЛОВА: И как раз когда сочетание этих стилей приводит к гармонии и не вызывает ужаса. Кстати, одна из проблем, если возвращаться немножко в прошлое, то у нас все же в новинку, и как только все прознали про слово "эклектика", бросились мешать как раз не сочетаемое. И получился полный караул.

А. НАСИБОВ: Ну, в еде это обозвали фьжн.

А. ПУТИЛОВА: Да. Да.

А. НАСИБОВ: Там в ювелирке начали использовать резину и там серебро в одних и тех же украшениях. Или камень и дерево.

А. ПУТИЛОВА: Да. Но в некоторых областях дизайна это может быть интересно. Кстати, например, часы. Тот же Шарпар, который сделал резиновый ремешок, великолепен, это удобно, красиво. При этом там бриллианты, все такое. Но почему нет. А когда я хочу сказать об интерьере, когда черный потолок, золотая люстра, железные стулья, стеклянный пол, синее, красное, и вот это все замешано. И при этом стоят канделябры. Я считаю, это неудачная эклектика, где человек может очень скоро сойти с ума. А когда, например, правильная эклектика, когда… Например, в современный интерьер удачно привнесены элементы артдеко и какие-то классические элементы.

А. НАСИБОВ: Ну, именно в качестве элементов отдельных, не поглощающих все остальное, не доминирующих.

А. ПУТИЛОВА: Конечно. Когда взята какая-то основа и туда какие-то акценты удачно привнесены. Это, я считаю, удачно. Это основная тенденция того, что сейчас востребовано. Когда собирательный образ удачно придуман. И человек, прежде всего, что я хочу заметить, что индивидуальность – это самое основное, что должно присутствовать в интерьере. Человек должен четко понимать, что ему близко, что он хочет. Какие вещи он любит. Например, даже если мы возьмем минималистический стиль какого-то холостяка. Если у него в кабинете стоит какое-то кресло старинное, которое напоминает ему о его дедушке, который сидел и читал газету, то это замечательно. И какие-то на стеклянном столе стоит тот же канделябр со свечами. Это очень здорово. Но это что очень важно, при работе с заказчиком мы выясняем, иногда даже мучаем многими вопросами, что он любит, какие страны, какие временные. Т.е. мы создаем интерьер, который психологически подходит человеку.

А. НАСИБОВ: Ну, надо быть психологом.

А. ПУТИЛОВА: Да, безусловно.

А. НАСИБОВ: А вот, между прочим, Максим прислал дополнение, говорит, что Прадо стал дизайнером в 40 лет вообще-то, пишет Максим. А? Как это согласовать с Вашим заявлением о том, что этим надо увлекаться еще в школе?

А. ПУТИЛОВА: А он разве жил в России? Мы говорили, по-моему, про перенасыщенный рынок в России.

А. НАСИБОВ: Понятно. В Италии не перенасыщенный рынок.

А. ПУТИЛОВА: В Италии они рождаются уже в крови у них дизайн, они все талантливые. Вообще, понятие дизайн произошло, знаете, да, что вообще слово "дизайн", оно появилось очень, очень давно, по-моему, лет 400 назад. И это слово итальянское, которое означало, ну, вообще звучит, как дизайне интера. Это совсем не дизайн интерьера означало, а означало рожденное у художника, внушенное Богом свыше концепция создания произведения искусства.

А. НАСИБОВ: Знаете, о чем я жалею? Что здесь не установлены видеокамеры, и я не могу передать всю ту экспрессию, и движения рук Ваших нашим слушателям, только вербально можно это все как-то описать. Кстати, вот возвращаясь к теме итальянских дизайнеров. Смотрите. Ковальи – дизайнер одежды объявил о том, что открывает серию клубов во всем мире, где все будет от барной стойки до ведерка для шампанского сделано по эскизам Ковальи. Фирма, производящая швейцарские армейские ножи свис армии выпустила на рынок кроссовки. Ювелирные фирмы, активно и уже не первый год занимаются тем, что делают такие функциональные вещи, как часы. При том что механизм этих часов на три четверти примерно одного завода. Они только украшение, корпус не снимается. Что у нас происходит? Можно ли это обозвать всеядность? Можно ли это обозвать попыткой воспользоваться раскрученным брендом для завоевания каких-то новых ниш…

А. ПУТИЛОВА: Я думаю, что это второе. Иногда я ну не заявляю себя, как какой-то специалист в области анализа рынка…

А. НАСИБОВ: Те кто покупают автомобиль Порше получают, например, в подарок часы Порше. Но где автомобильная фирма, а где часовая фирма, совершенно разные вещи.

А. ПУТИЛОВА: Но, на мой взгляд, это тенденция того, ч на мой взгляд это бизнес.

А. НАСИБОВ: Чистой воды.

А. ПУТИЛОВА: Да. Я думаю, что это так. Потому что если это работает, причем это очень хорошо работает, но у тех, кто это умеет делать естественно. Потому что вот Вы говорите, эти ножи швейцарские. У всех есть эти ножи. Все их любим и знаем, но если мне предложат кроссовки, или что обувь вы сказали…

А. НАСИБОВ: Кроссовки.

А. ПУТИЛОВА: То я их никогда не куплю. В принципе я всегда была сторонником того, что в работе каждый должен заниматься своим делом. Сантехник должен быть сантехником, художник художником. Это не должно смешиваться.

А. НАСИБОВ: Ну, понятно, что они заказывают какой-то сторонней малораскрученной фирме. А потом ставят просто свой логотип.

А. ПУТИЛОВА: Вот, и когда это еще делается в Китае, там на Самсунге пишется Прадо, то это караул, на мой взгляд. Но почему бы и нет, собственно. Но я считаю, что когда известный бренд, который занимается в одной области, мечется в совершено другую, не относящуюся в принципе к основной деятельности, то это бизнес.

А. НАСИБОВ: Антон интересуется: а может ли высшее образование архитектора и дизайн быть заочными?

А. ПУТИЛОВА: В принципе архитектура вряд ли. Потому что это очень серьезная область. Дизайн может быть. Я просто объясню, что, в принципе, если человек обладает чувством вкуса, а это основное. Если есть вкус, то можно очень много сделать. Чувство стиля, если смотреть красивые книги, изучать историю, искусства, дизайна, то в принципе самообучение дома, почему бы и нет. Другой вопрос, что сравнивая прочитанную книгу и лекцию профессионального уважаемого человека, она вряд ли сравнится…

А. НАСИБОВ: Но не похоже ли это как учиться играть по самоучителю на пианино?

А. ПУТИЛОВА: Да. Опять-таки. Надо понимать, он заочно хочет закончить почему. У него нет времени учиться, но он хочет дома освоить и сдавая какие-то экзамены зачем. Чтобы получить диплом? Или чтобы стать профессионалом? Т.е. это очень важно. Все-таки дизайн – это очень серьезная область, чтобы ею обладать, нужно много и теории, а самое главное практики пройти. Поэтому, наверное, человек, который задает вопрос, должен для себя четко понять, ему нужен диплом о том, что он дизайнер, архитектором он вряд ли станет, скорее это дизайнер. Либо он хочет научиться. Вот если он хочет научиться, то, наверное, ему нужно все-таки найти время для того чтобы закончить по-настоящему очно это заведение.

А. НАСИБОВ: Давайте послушаем несколько телефонных звонков. Номер телефона прямого эфира 363-36-59. Код Москвы 495. Телефон 363-36-59 задавайте вопросы Анне Путиловой, дизайнеру интерьеров. Мы обсуждаем тенденции и изменчивость моды на интерьер. Кстати, сейчас последний где-то год появились какие-то признаки того, что эта мода меняется?

А. ПУТИЛОВА: Да. Я могу сказать, что на вой взгляд, основная тенденция является то, что модно быть не модным. И псевдомодные интерьеры – это большая беда. На мой взгляд, самое хорошее и самое правильное, когда мы отходим от называемого гламура, который нас всех очень сильно поглотил последнее время, когда мы начинаем четко понимать, что интерьер и твой дом – это место, куда ты должен прийти и расслабиться и забыть обо всем. Это такой некий домик, где можно спрятаться. Поэтому модность вообще понятие очень острое.

А. НАСИБОВ: 363-36-59 первый звоночек. Надевайте наушники. Ало. Здравствуйте, уважаемый, откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Константин, звоню из Тулы. Слушаю Вашу передачу. Вопросов на самом деле несколько. Вопрос первый, почему Вы не смогли пригласить в программу про дизайн дизайнера всея Руси Артемия Лебедева.

А. НАСИБОВ: Пригласим. А Артемий Лебедев неоднократно выступал на радио "Эхо Москвы", а Анна пришла сегодня впервые. Мне было интересно пообщаться именно с Анной. Слушаю, второй вопрос.

КОНСТАНТИН: Хорошо. И второй вопрос именно по поводу конкретно Анны. Ну, не хочу никак обидеть девушку на самом деле.

А. НАСИБОВ: Не обижайте девушку, тогда не обижайте.

КОНСТАТИН: Не буду.

А. НАСИБОВ: Тем более, что гостей все-таки подбираю я. Следующий вопрос.

КОНСТАНТИН: И Вас не хочу обидеть. Все-таки дизайн дизайном, но с русским языком надо дружить.

А. НАСИБОВ: Понимаете, это у нас называется прямой эфир. Текст в газете, он всегда приглаженный, гладкий и четкий, а текст, с которым выступают по телевидению, он записал заранее и читается по бумажке. А у нас прямой эфир, вопросы задаются самые разнообразные. И соответственно необходимо не просто читать текст, не читать по написанному, а именно излагать собственные соображения, а здесь далеко не все, в том числе и Ваш покорный слуга в состоянии выдерживать заданный ритм. Приходится одновременно делать очень много вещей. Приходится себя контролировать. Не обижайтесь. Нам самое главное содержание, а не форма, в которую это содержание обличается. Нет, форма тоже важна, но тем не менее. Вы согласны со мной? Отчасти. Еще последний вопрос, Константин. Это уже будет четвертый. Ало. Отсоединился Константин. 363-36-59 телефон прямого эфира, следующий телефонный звоночек. Ало. Добрый вечер, как Вас зовут, откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Стас, Тверь. Спасибо, Ашот, за интересную передачу в первую очередь.

А. НАСИБОВ: Спасибо.

СТАС: И вопрос такого содержания. Вы сказали автомобиль Победа, и подскажите, правда ли, что первый автомобиль, который без подножек, была Победа.

А. НАСИБОВ: Отсылаю Вас к Александру Александровичу Пикуленко, ведущему автомобильной программы. Я не специалист. Не могу Вам сказать. Я просто знаю, что автомобиль Победа был шедевром в свое время дизайнерской мысли.

СТАС: Спасибо.

А. НАСИБОВ: Спасибо. 363-36-59 телефон прямого эфира, следующий звоночек. Что-то мне приходится все время почему-то отвечать на звонки. Ало. Наши гости как-то не участвуют в обсуждении.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, вот решил позвонить.

А. НАСИБОВ: Как зовут? Откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬ: Юрий из Москвы. Очень приятный голос у девушки и совершено точно сказала Ваша гостья…

А. НАСИБОВ: Да и девушка просто потрясающая. Дизайнерская девушка.

ЮРИЙ: Что или вкус есть или его нет. На самом деле, все, что рассказала Ваша девушка, ну. комплимент ей, как говорят итальянцы ее любимые. Ну, вот и все, приятного вечера хотел пожелать Вам.

А. ПУТИЛОВА: Спасибо.

ЮРИЙ: Пожалуйста.

А. НАСИБОВ: У меня такое ощущение, что звонят неравнодушные мужчины. Следующий звоночек принимаем, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Ало.

А. НАСИБОВ: Я был прав. Как Вас зовут, уважаемый, откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬ: Смирнов Сергей Сергеевич, президент Союза дизайнеров Москвы.

А. НАСИБОВ: Здравствуйте, Сергей Сергеевич.

А. ПУТИЛОВА: Это мой любимый мужчина звонит.

А. НАСИБОВ: Так. Я же говорю. Слушаем Вас. Вы в прямом эфире.

СЕРГЕЙ СМИРНОВ: Да. Аня, я тебя поздравляю с выходом в эфир.

А. ПУТИЛОВА: Сергей Сергеевич, простите меня, если я что-то не так говорю. Знаете, как волнительно.

А. НАСИБОВ: Вашу семейную сцену, пожалуйста, перенесите на нейтральную площадку.

С. СМИРНОВ: Потому что когда мы принимали тебя в Союз дизайнеров, мы тоже все волновались за твое авторство. И мне очень приятно, что как бы ты подтвердила свой статус и прекрасно работаешь. Но кроме этого я хочу передать родоначальнику твоей творческой деятельности Путилову Александру большой привет, что он не ошибся в твоем выборе пути. Спасибо тебе.

А. ПУТИЛОВА: Спасибо.

А. НАСИБОВ: Спасибо.

А. ПУТИЛОВА: Приятно.

А. НАСИБОВ: Все-таки вопрос то будет? 363-36-59. Следующий звоночек.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ало, здравствуйте.

А. НАСИБОВ: Здравствуйте. Приветствуем первую женщину в эфире. Следующий вопрос. Как Вас зовут, откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я из Уфы, меня зовут Римма. Я хочу сказать, что за рубежом я часто бываю, бываю в Нью-Йорке, бываю в Германии, бываю в других странах, и интерьер там отличается от того, что я вижу в наших глянцевых журналах, у своих друзей, так называемых новых русских. И вот девушка то, что говорила, она абсолютно точна. Я ей очень благодарна. Все правильно.

А. НАСИБОВ: Почему, как Вы думаете. Почему отличается?

РИММА: Я думаю, что культура давняя.

А. НАСИБОВ: То ли журналы формируют нашу внутреннюю культуру у нас в стране, и публикуют то, что им удобнее, или по какой-то другой причине. Почему?

РИММА: Не знаю. Вы меня застали врасплох. Я не готова.

А. НАСИБОВ: Ну, да, Вы издаете вопрос и Вы не готовы дать ответ. Сейчас узнаем комментарий. Спасибо.

РИММА: Я просто говорю, что девушка абсолютно права. Большое спасибо.

А. НАСИБОВ: Прокомментируйте, пожалуйста.

А. ПУТИЛОВА: Это очень хорошее, может быть, это не вопрос, утверждение. Но оно абсолютно верно. Проблема как раз в том, что у нас мало кто мог тогда ездить, смотреть и т.д. Сейчас это уже началось, и я могу сказать точно, что есть интерьеры, которые не похожи на тот кошмар, который периодически печатается в глянце, есть настоящие интерьеры. Просто, может быть, их мало, но они есть. Но в основном проблема, что печатаются, конечно, интерьеры, которые можно назвать… Ну, объясню, что смотришь интерьер, сразу видно, что это наши делали. Такое ужасное…

А. НАСИБОВ: Ну, почему ужасное? Ну, что у нас до сих пор еще не выращена своя школа?

А. ПУТИЛОВА: Потому что есть ляпы. Нет, есть, у нас все есть. У нас есть профессионалы, который за пазуху заткнут любых итальянцев, они есть. Ну, или будут не хуже и наравне. Но проблема в том, что есть интерьеры, которые можно сразу сказать, что это наш новорусский интерьер. Эта проблема еще осталась к сожалению.

А. НАСИБОВ: До сих пор. При том, что тенденции изменились, как Вы сказали.

А. ПУТИЛОВА: Да, тенденции изменились очень сильно, они в лучшую сторону идут. И мы научились быть на уровне и даже впереди. Но они есть.

А. НАСИБОВ: Давайте еще один звоночек примем, 363-36-59 сделайте потише Ваш приемник, пожалуйста, немедленно. Сорвался звонок. 363-36-59. Следующий звоночек принимаем. Ало. Здравствуйте. Откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Из Бишкека звоню. Меня вопрос чисто технический интересует. В процессе работы Вы же плотно контактируете с заказчиком, и меня интересует вопрос, каков процент отказов от Вашей работы? Насколько часто Вам приходиться переделывать то, во что Вы вложили свою душу?

А. НАСИБОВ: Спасибо. Очень интересный вопрос.

А. ПУТИЛОВА: Ну, в основном такого не случается. Наверное, потому что перед тем, как начинать проект, я очень тщательно выясняю и понимаю психологию заказчика. Это основной из таких ключевых моментов удачного продолжения совместной работы. Когда мы начинаем работать, делаются эскизы. Смотрятся какие-то интерьерные исторические стили, картинки, красивые картинки, назовем это проще. И мои какие-то работы предыдущие. Человек говорит: это мне нравится, вот это тоже мне нравится. И тут начинается процесс создания того самого единственного, уникального. И честно скажу, что в основном удается попасть в точку, в какие-то психологические моменты. Короче залезть в голову заказчика и создать …

А. НАСИБОВ: Понять его тараканов.

А. ПУТИЛОВА: Да. Да.

А. НАСИБОВ: Мой последний вопрос. У нас минута осталась. Вы сказали, что сейчас такая тенденция – это обращение к 60м годам прошлого века примерно.

А. ПУТИЛОВА: Ну, она не основная, нет, нет.

А. НАСИБОВ: А основная какая? Отсутствие моды, эклектика?

А. ПУТИЛОВА: Основная тенденция, я могу сказать, что это удачное исполнение того самого заветного интерьера, в котором человек себя будет чувствовать удачно. Тут стиль и мода совершенно не причем.

А. НАСИБОВ: Можно ли сказать, что это направление будет господствовать хотя бы ближайшие лет 5?

А. ПУТИЛОВА: Да. Конечно. Можно назвать, что эклектика это то самое, что на волне.

А. НАСИБОВ: Анна Путилова, дизайнер интерьера, гость программы "Назад в будущее" в программе на волнах радио "Эхо Москвы".

А. ПУТИЛОВА: Спасибо. До свидания.

А. НАСИБОВ: Спасибо большое, что пришли. Программа выходит в эфир благодаря сотрудничеству с общественным советом госкорпорации Росатом. Ваши вопросы и комментарии оставляйте в блоге Татьяны Фельгенгауэр на интернет сайте радио "Эхо Москвы". Благодарюю Вас, Ашот Насибов говорит до свидания. До следующей недели.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025