Купить мерч «Эха»:

Все ли придумано в моде? - Александр Васильев - Назад в будущее - 2008-07-02

02.07.2008
Все ли придумано в моде? - Александр Васильев - Назад в будущее - 2008-07-02 Скачать

А. НАСИБОВ: Ноль часов и шесть минут московское время. Четверг. Третье июля 2008 года. Это значит, что в эфире программа «Назад в будущее». Ашот Насибов у микрофона. Работает радиостанция «Эхо Москвы». Приветствуем уважаемых радиослушателей. Телефон, по которому можно присылать sms-ки с вопросами, - +7-985-970-45-45. Сегодня в высшей степени актуальная, очень занимательная и перспективная тема нашей беседы: «Все ли придумано в моде». Направления, основные векторы развития моды, какие решения в области моды принимались в последние два-три десятка лет, какие решения мы должны и просто обязаны принять сегодня, чтобы поставить эту ветреную моду все-таки под наш человеческий контроль человеческого разума, если нам, конечно, это удастся. Не удастся? Александр Васильев, историк моды, отрицательно качает головой: «Не удастся». Я вас приветствую, господин Васильев.

А. ВАСИЛЬЕВ: Добрый вечер! здравствуйте!

А. НАСИБОВ: Значит, не удастся поставить под контроль эту ветреную моду?

А. ВАСИЛЬЕВ: Никогда, никогда. Мода – это коллективное сумасшествие. Она не создана для всех, а только для единиц. Для тех, у кого есть много денег и много свободного времени. Никто вам не диктует одеваться по моде. Есть страны, где ею вообще почти не интересуются. Возьмите Скандинавию: найти там модного человека – днем с огнем! А стильных – хоть отбавляй.

А. НАСИБОВ: Вот тогда сразу я вам задам вопрос.

А. ВАСИЛЬЕВ: Задавайте.

А. НАСИБОВ: В настоящее время в России существует какая-то мода? Она имеет место быть?

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, конечно.

А. НАСИБОВ: Как Вы ее назовете?

А. ВАСИЛЬЕВ: У нас существует локальный вкус. Мы сегодня находимся на пике потребительства мировой моды: 27% экспорта мирового люкса идет в нашу страну.

А. НАСИБОВ: Сколько?

А. ВАСИЛЬЕВ: 27% мирового люкса продуктов из категории моды идет на нашу страну. 27% идет на Арабские Эмираты. Но если учесть, что часть туристов в Арабских Эмиратах, - это наши с вами соотечественники, то мы можем смело сказать, что Россия потребляет больше 30% всей мировой продукции моды.

А. НАСИБОВ: Вы можете найти смачные и выпуклые слова, чтобы охарактеризовать то состояние моду в нашей стране, которое есть?

А. ВАСИЛЬЕВ: Вульгарность, конечно. У нас, безусловно, многое в моде зависит от того факта, что население состоит из 60% женщин. Конкуренция между женщинами и женщинами очень сильная. И естественно, что они хотят быть замеченными, манкими, приятными на взгляд. Поэтому они носят вещи, которые, им кажутся, наиболее ярко и емко отвечают их женственности. Поэтому у нас так любят живот обнаженный, декольте. Тысячи раз я все это повторял, и стало совсем не интересно. Высокие каблуки в стразах. Вещи, которые очень говорят о себе. Гелевые ногти, силиконовые губы. А, скажем, более скромные, повседневные вещи не пользуются таким спросом у модниц, потому что тогда мужчины проходят мимо них и, естественно, их не замечают. Затем, у нас в стране, конечно, господствует в моде поверье, что надо быть вечно молодой. Поэтому все от 15 до 55 хотят выглядеть на 25 лет. Это очень трудно, потому что люди стареют, седеют, у них появляются морщины. Но внешний вид у нас, как правило, соответствует более молодой особи. Это видно часто в женской моде в нашей стране. В мужской моде – иначе. Мужчины меньше за собой следят. Во-первых, потому, что их меньше в нашей стране.

А. НАСИБОВ: Их меньше, поэтому они меньше за собой следят?

А. ВАСИЛЬЕВ: Абсолютно так.

А. НАСИБОВ: Потому что им не надо привлекать внимание противоположного пола?

А. ВАСИЛЬЕВ: Абсолютно верно! Им кажется, что они и такие очень хорошие и на них и так обратят внимание.

А. НАСИБОВ: Полюбите нас черненькими.

А. ВАСИЛЬЕВ: В любом случае. Хотя, конечно, есть и более молодежные движения. О них много говорили в 2000 годы. Такое движение, как метросексуалы, которые одеваются очень нарядно, привлекательно. Но я не могу сказать, что это повально и относится ко всем городам России. Они находятся только в столицах; может быть, в городах-миллионниках. Их тоже немало в нашей стране: у нас все-таки большая, обильная страна. Поэтому вот так, одним словом оценить нашу моду довольно трудно. Но наш вкус – можно: он находится на стыке Европы и Азии. И одновременно любовь к азиатской роскоши: золото, блестки, стразы нравятся многим. Это видно. Особенно в женских аксессуарах: золотые сумки, обувь…

А. НАСИБОВ: Золотые кеды!

А. ВАСИЛЬЕВ: Золотые кеды. Это все очень нравится. С другой стороны, мы видим и европейские тенденции, которые просачиваются к нам из Италии, из Германии, конечно – из Франции, иногда – из Италии. То есть какой-то более разумный, более интеллектуальный подход к моде. И тот, и тот у нас находится на стыке. И тот, и тот у нас востребован. Но я бы сказал, что азиатский взгляд на моду, который приходит из Турции и Китая, нам ближе. Ментально. Нам нравятся их цены, нам нравится яркость их товаров. И, кончено же, русские модницы с удовольствием раскупают. Может быть, это в экономическом смысле более выгодно. Может быть, по вкусовым категориям больше нравится. Но именно эти товары восточного производства, я нахожу лично, у нас находят наибольший спрос, и вы их видите чаще на улицах. Толпа одета ярко.

А. НАСИБОВ: Сразу возникает вопрос: в западной и ультравосточной моде (то есть действительно восточной, за пределами Российской Федерации)…

А. ВАСИЛЬЕВ: Мы имеем в виду Японию, Китай.

А. НАСИБОВ: Да. Например, Япония, Китай. Какие там тенденции? Какое там состояние сейчас?

А. ВАСИЛЬЕВ: Я бы сказал, что в Западной Европе модой абсолютно никто не интересуется. Они ее просто создают. И многие россияне, которые побывали в Париже, говорят: «Боже мой! Как нехорошо одеты парижане!». Действительно, они не следят за собой так, как следят россиянки. Почти никто не носит каблуков, никто не хочет быть заметным, никто не будет много краситься, никто не будет красить бесконечно волосы. У дам очень много седины. У нас седину – просто днем с огнем: это как табу, «седая женщина – боже мой, какой кошмар!». И так далее. А в Азии – наоборот, очень следят за европейскими тенденциями, они кажутся им достаточной новинкой. И в Китае, и в Японии (вот я недавно вернулся из Токио) как раз довольно большая концентрация модниц, особенно среди молодежи. И модников, которым хочется быть на пике, на острие. То есть главная тенденция сегодняшнего дня – это охлаждение интереса в Западной Европе к моде как к событию и феномену (если хотите) общества социального. А на Востоке - все возрастающий интерес к тенденциям, к их быстротечности, к их пикирующей, созидательно силе, что надо обязательно быть в курсе всего: что именно сегодня, какого цвета сумка, какие горошки, сколько длины, какие брюки и как надо выглядеть. Ваш вопрос я слушаю!

А. НАСИБОВ: Это даже не вопрос. Это будет предложение: послушать комментарий нашего редактора Татьяны Фельгенгауэр, соведущего, очень компетентной дамы. Татьяна подготовила хронологию. С ее точки зрения – основные этапы развития моды.

А. ВАСИЛЬЕВ: Давайте послушаем.

А. НАСИБОВ: Что это было, как это проходило в последние полвека

А. ВАСИЛЬЕВ: Очень интересно! Мечтаю! Давайте!

А. НАСИБОВ: Слушаем!

ТАТЬЯНА ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Столько изменений, сколько претерпела мода в ХХ веке, она не испытывала никогда. На рубеже веков дизайнер Поль Пуаре (Paul Poiret) предложил дамам отказаться от корсетов. Затем женщины в порыве кокетства и ради велосипедных прогулок чуть-чуть приоткрыли ноги. Первая мировая война и экономические перепады вынудили женщин вести более активный образ жизни, которому длинные юбки только мешали. На наряды уходило все больше материи, а к крою относились все более придирчиво. Настал черед революций. Одной из первых стала Габриэль Шанель (Gabrielle Chanel). Женские брюки, матроска, холщовые костюмы, трикотажные кофточки – перечислять ее экстремальные для того времени наряды можно долго. Но главным ее творением стало маленькое черное платье. Шанель придумала его в 1926 году. Вскоре на смену Мадмуазель приходит еще один революционер – Кристиан Диор (Christian Dior). Его дом вводит new look, перевернувший сознание модниц. Еще одно открытие в мире моды, эффект от которого сравнивают с эффектом разорвавшейся бомбы: в Париже в бассейне Молинар в 1946-м мир увидел бикини. Время шло, и к ряду тех, кто делал моду, примыкают новые энтузиасты. И вот уже 60-е шокируют всех короткими юбками. А молодой и невероятно талантливый Ив Сен Лоран (Yves Saint Laurent) одевает женщину в смокинг. Проходит еще некоторое время, и мир узнает, что такое джинсы. Именно они уравняли абсолютно всех: мужчин и женщин, богатых и бедных. Понятие «унисекс» становится все более модным и распространенным. Вот только истинные революционеры, судя по всему, уже ушли.

А. ВАСИЛЬЕВ: Это было сжато. Если бы она была моей студенткой, она бы получила «троечку». Но рассказала неплохо.

А. НАСИБОВ: Татьяна Фельгенгауэр одевается в стиле унисекс. Вот как раз эти самые брюки.

А. ВАСИЛЬЕВ: Это ее личное дело. Это было коротко. Довольно ясно. Конечно, Диор не пришел сразу после Шанель. Еще была гениальная Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli).

А. НАСИБОВ: Ну, не ругайте. Тем более – студентку!

А. ВАСИЛЬЕВ: Но, тем не менее, она рассказала очень много, интересно. И для тех, кто профан в этой области. Они, наверняка, заслушались этим текстом.

А. НАСИБОВ: Я хочу задать вам следующий вопрос.

А. ВАСИЛЬЕВ: Задавайте. Жду.

А. НАСИБОВ: Смотрите, 50- е годы в моде юбки-миди.

А. ВАСИЛЬЕВ: Можно сказать, что и так. Широкие, во всяком случае.

А. НАСИБОВ: Широкие.

А. ВАСИЛЬЕВ: А потом и узенькие.

А. НАСИБОВ: В 60-е мини вошли в моду.

А. ВАСИЛЬЕВ: Мини. А потом и макси.

А. НАСИБОВ: Потом макси в конце 70-х.

А. ВАСИЛЬЕВ: Потом опять миди. Потом опять мини, в 80-е.

А. НАСИБОВ: Да. Прошло 20 лет, с 50-х, с моды миди, до того времени, как эти миди вернулись, где-то в 70-х годах. То же самое можно сказать про юбки мини. Есть такая теория цикличности в моде…

А. ВАСИЛЬЕВ: О ней каждый знает, да.

А. НАСИБОВ: Да, каждый знает. Мы с вами об этом знаем. Я когда готовился к эфиру, узнал, что каждые 18 лет это происходит.

А. ВАСИЛЬЕВ: Молодец! Хорошо подготовился!

А. НАСИБОВ: «Пятерку» ставите?

А. ВАСИЛЬЕВ: «4 с плюсом» вполне.

А. НАСИБОВ: Спасибо! 18-20 лет проходит, и в моду возвращается тот самый стиль, который господствовал.

А. ВАСИЛЬЕВ: Обычно – 25.

А. НАСИБОВ: 25?

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, я бы так сказал. Иногда это доходит даже до 30 лет. Вот этот полный цикл. Надо, чтобы прошло поколение, надо, чтобы ушло поколение, и новое восприняло идеи старого как новинку – то есть, как будто они этого не переживали. Обычно это бывает, конечно, на памяти живущего поколения, но в среде молодежи. Обязательно должно быть так, чтобы подросли новички и сказали: «Боже мой! Брюки клеш! Как оригинально!» или «Боже мой! Дудочки! Неужели так можно?!». То есть они это еще не переживали. Или «подкладные плечики – как мило». Или, скажем, стиль милитари, стиль сафари. Конечно, все было, все было. Но, тем не менее, никогда ничто не возвращается точно таким же, каким это было раньше.

А. НАСИБОВ: Чем отличается нынешнее время (середина первого десятилетия)?

А. ВАСИЛЬЕВ: Глобализацией. То, что сегодня тенденция абсолютно не диктуется одним городом: ни Лондоном, ни Парижем, ни Миланом, ни Нью-Йорком, ни даже Токио. А то, что тенденции постоянно приходят из самых различных уголков. Вы найдете немножко Ирака, немножко Афганистана, немножко Индии, немножко Африки, немножко Южной Америки, чуть-чуть канадских лесорубов…

А. НАСИБОВ: Туфли без задников!

А. ВАСИЛЬЕВ: Правильно. … чуть-чуть эскимосов, чуть-чуть эвенков или якутов. Мы находим очень многое сразу. Причина – Интернет, телевидение. И - сообщение. Все тайное становится явным гораздо быстрее – и в мире моды в том числе – в сегодняшний день.

А. НАСИБОВ: Значит ли это, что цикл тридцатилетний, как вы его обозначили, станет короче?

А. ВАСИЛЬЕВ: Нет, я думаю, что не станет, потому что поколение должно все равно естественным путем смениться. А вот как раз 25 лет и являются периодом той самой смены поколения.

А. НАСИБОВ: Созревания.

А. ВАСИЛЬЕВ: Созревания нового поколения. Согласитесь, что обычно люди в 25 лет как раз заводят детей. Здесь есть логика в том, что я говорю. Это первое. Второе: конечно же, морфология человека меняется. Мы стали гораздо больше, у нас выросли ступни, животы. Женщины сегодня очень часто носят 39-й, 40- размер. Больше стали плечи, рост, объем головы. Все это меняется. Тем не менее, структура тела не меняется. У нас по-прежнему две руки и две ноги, посредине голова и талия. То есть конструкция одежды не меняется так глобально. Дело в том, что за две тысячи лет экспериментов в мире моды мы попробовали все и на каждой частице тела. Мы попробовали все крои рукава, все возможные крои юбок, все возможные крои брюк. Конечно, каждый скажет: фантазия дизайнера безгранична, и можно придумать множество бесцельных швов. Например, можно юбку делать не 6-тиклинную, не 8-микулинную, а 120-тиклинную, если вам захочется делать столько маленьких шовчиков. Это будет новинка, согласен. Но! Никакой новой теории в конструкции это особенно не принесет.

А. НАСИБОВ: Или логики.

А. ВАСИЛЬЕВ: Или логики. Конечно, можно придумать новые расцветки. Тем не менее, основные идеи кроя остаются незыблемы. Вот почему мода 2008 года так напоминает ХХ век. Мы все хотели чего-то новенького в ХХ веке. А что мы получаем? Ретро 70-х и ретро 80-х! Где же то новое? Новое - в материалах.

А. НАСИБОВ: Вот сейчас мы поговорим о материалах.

А. ВАСИЛЬЕВ: Давайте поговорим.

А. НАСИБОВ: Я просто хотел уточнить насчет моды 70-х и 80-х. Мода 80-х – особенно женская мода – была такой модой эмансипе, модой деловой женщины – если хотите.

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, если хотите.

А. НАСИБОВ: Модой заимствований вещей из мужского гардероба.

А. ВАСИЛЬЕВ: Было такое дело. Потому что все-таки это была эпоха, когда существовал «железный занавес» и когда мир делился на две половинки – то, чего сегодня нет. Существовало тогда четкое деление по Берлинской стене на Запад и на Восток: бедный Восток и богатый Запад. Сегодня совсем другое: богатый Восток и бедный Запад. Поэтому, конечно, мир перевернулся с ног на голову. И, естественно, отношение к моде абсолютно изменилось сегодня.

А. НАСИБОВ: Что такое плюрализм или полистилизм в моде, который зародился в 90-х годах? Вы говорите, что сейчас фактически со всех уголков света что-то присутствует в моде.

А. ВАСИЛЬЕВ: Так оно и есть!

А. НАСИБОВ: Значит ли это, что та самая тенденция, которая зародилась в начале 90-х, продолжается и сейчас?

А. ВАСИЛЬЕВ: Конечно! Дело ведь не только в том, что мы можем заимствовать. А дело в том, что свободный мир Западной Европы нанимает к себе с любовью на работу в свои фирмы моды множество иностранцев – то, чего Россия себе пока что позволить не может. Мы по-прежнему остаемся страной с визовым въездом. И если во Франции, в Милане, в Лондоне каждая фирма, которая делает если не кутюр (de la Couture), то хотя бы прет-а-порте (Pret a Porter) массовую одежду. Можете себе позвать стилиста из Японии, из Кореи, из Бразилии. Даже из России, из Грузии. Или из Индии, из Норвегии или, скажем, из Чехословакии (или Чехии, потому что теперь Чехословакии больше не существует). Они могут для себя выбрать то, что им нужно: ту культуру, которую несет каждый из этих дизайнеров; ту стилистику, которую он или она могут привнести. Конечно, этот глобализм очень важен сегодня. Он, собственно, и привел к глобализации многих трендов. Это еще вызвано тем, что многие торговые марки – возьмем, Benetton (United Colors of Benetton) или Zara открыли филиалы по всем городам мира. И если раньше надо было стремиться в Швейцарию или в Германию, для того чтобы купить какой-то типичный для этой страны аксессуар, какое-то типичное изделие, предположим, - то теперь вы можете купить все и везде. Улица стала одинаковой: от Австралии до Аргентины. В этом и счастье и горе одновременно.

А. НАСИБОВ: Влияют ли на подобного рода ситуацию фильмы, типа «Секс в Большой Городе»?

А. ВАСИЛЬЕВ: Ну, конечно! Потому что все фильмы смотрят теперь повсюду. И подражают в основном американским звездам. Возьмите ММКФ. Вы видели, что было на красной ковровой дорожке. Все наши русские звезды, хотя они не имеют мировой славы, хотя их не берут ни в один иностранный фильм из-за акцента, они не могут еще выделиться. Хорошенькие наши артистки, может быть очень фотогеничные девочки, все одеваются под американок. Им надо выглядеть не хуже, чем в Голливуде.

А. НАСИБОВ: Не под европеек?

А. ВАСИЛЬЕВ: В основном это американский все-таки статус и символ.

А. НАСИБОВ: +7-985-970-45-45 – телефон, по которому вы можете присылать sms-ки с вопросами. Уже есть несколько sms-ок.

А. ВАСИЛЬЕВ: Как интересно! Давайте спросим!

А. НАСИБОВ: Конечно, спросим. Но, во-первых, спрашиваю все-таки я на правах ведущего.

А. ВАСИЛЬЕВ: Давайте!

А. НАСИБОВ: Обращаюсь к теме ткани.

А. ВАСИЛЬЕВ: Давайте!

А. НАСИБОВ: К теме ткани и прочих материалов, из которых делается одежда. Какие новые тенденции в тканеведении, если хотите, как ткань влияет на современное состояние моды? Насколько изменилась плотность, если хотите, фактура? Каковы перспективы?

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, да, да! Я хочу сказать, что новый век принес очень много экспериментов. Особенно с синтетическими волокнами. Конечно, появились материалы, которые меняют свою окраску в зависимости от температуры. Появляются ткани, которые можно не шить на машинке, а сваривать тепловым швом – специальным горячим швом. Есть ткани, которые можно клеить. Есть ткани, которые способны проращивать семена и покрываться, например, газоном. Но никто в них не ходит. Дело в том, что все эти ткани еще не обладают теми замечательными качествами, которыми славятся натуральные волокна: хлопок, лен, шерсть, шелк. До сих пор, как бы далеко мы ни зашли, конечно, люксом в мире моды остаются только натуральные волокна. А всевозможные меланжевые смешанные ткани – это, конечно, более дешевая категория все-таки, как правило. И все эти потрясающие новинки, которые создаются во многих специальных лабораториях мира, еще не стали гиперпопулярными. Однако если говорить о продукции обуви, то здесь, конечно, этот гальванический процесс резиновых подошв, которые вы видите во всех кроссовках, стал обыденностью. И если мы раньше знали, что каблук всегда должен быть кожаный и подошва кожаная, то теперь вы видите, какое количество обуви имеет сплошь резиновые каблуки и сплошь резиновые подошвы. Это говорит о том, что эти новые материалы (а может, даже и новые процессы обработки) переходят, например, в раздел модных аксессуаров. И никуда от этого, увы, не деться.

А. НАСИБОВ: В области спортивной, полуспортивной повседневной одежды ведь столько разных тканей, которые дышат, которые пропускают воду.

А. ВАСИЛЬЕВ: Это – правда! Есть и такие. Но, тем не менее, я уверен, что, может быть, продажа их и велика, но в мире моды – моды – говоря о тех людях, которые следят и за тенденциями моды, а, не говоря об одежде массового производства, они все еще не имеют такого большого веса.

А. НАСИБОВ: Каковы тенденции? Натуральная ткань остается?

А. ВАСИЛЬЕВ: Конечно! Всегда!

А. НАСИБОВ: И будет ближайшие десятилетия доминировать?

А. ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, что все будет доминировать до тех пор, пока не будет глобального потепления и потопа. Тогда очень многое изменится. Сейчас ведь масса апокалиптических тенденций. Многие говорят о том, что вот, придет 2012 год. Сначала пугали нас 2000-м, а теперь 2012 годом. И вот Англия пойдет под воду. И вот теперь затопит то и се: Венецию, Лондон, Амстердам, Петербург и Хельсинки. Но на самом деле среднерусская возвышенность будет навсегда. То есть, зачем спекулировать на том, чего мы не знаем? Вот, говорят, комета упадет, и все изменится, и все будет по-другому. Вот тогда мы и подумаем, как решать проблему. Мой характер таков. Пока этого не случилось, давайте не будем себе строить трагических прогнозов.

А. НАСИБОВ: Несколько минут назад вы сказали о борьбе восточного и европейского стилей в России

А. ВАСИЛЬЕВ: Это так и есть.

А. НАСИБОВ: Правильно ли я вас понимаю, что, например, мода последних лет на демонстрации нижнего белья, выглядывающего под традиционной одеждой или демонстрации нижнего белья как элемента…

А. ВАСИЛЬЕВ: Вы имеете в виду лифчики и стринги?

А. НАСИБОВ: Да иногда и отсутствие либо того, либо другого, либо обоих вместе взятых. Это является новой тенденцией в моде?

А. ВАСИЛЬЕВ: Это является новой тенденцией в моральном кодексе людей. Вот для того чтобы вашей передачей развеселить немножечко радиослушателей, для того чтобы сделать прогноз эволюции белья, я вам расскажу одну очень хорошую притчу. Раньше, для того чтобы разглядеть что-то, надо было раздвинуть женские панталончики, а теперь, для того чтобы найти стринги, надо что-то раздвинуть. Это и есть та самая эволюция, которая сделала белье женское той самой невидимой ниточкой. Это действительно тема. И это пугает мусульман. Конечно, не надо забывать, что мораль религиозного плана по-прежнему диктует свои основы. Я вам расскажу о моем недавнем путешествии на остров Валаам, где среди паломников в монастыре было очень много женщин. И при входе в монастырь по нашей, православной, традиции всем выдавалась дополнительная розовая (почему-то поросячьего цвета) юбка с запахом, косынка на волосы. И я понимал, что наши русские православные дамы, которые приехали сплошь в брюках и в джинсах, превратились в мусульманок в одночасье. То есть мы сами готовы их в нашем же религиозном строе превратить в одежду совсем другой религии. Когда вы приедете в Турцию, именно такие юбки и такие же головные уборы (косынки) вам выдадут при посещении мечети. И мой главный вопрос: как же объяснить молодежи это столкновение религий. Мы понимаем, что и цвет-то у них один и тот же, и косынка одна и та же. Только религии разные. И, конечно, религиозные взгляды будут влиять на формообразование женского белья и женской одежды, которая стремится, например, к новому типу купальника, который называется буркини. Этот купальник запатентован сейчас в Голландии и представляет собой длинные женские кальсоны и фуфайку, для того чтобы не смущать народ бикини или маленьким минималистичным лифчиком. Считается, что в мусульманском мире только так надо заходить в воду и ходить на пляжи. А все остальное – это только для взгляда мужа. Уверен, что многие русские мужчины будут рады этому, потому что им кажется, что их жена, или любовница, или их пассия только для них. В этом есть какой-то эгоизм. А если она слишком разделась, то она стала такой публичной, вседоступной.

А. НАСИБОВ: Вернемся к прогнозированию в области моды, а потом примем несколько телефонных звонков. С пятидесятых годов индустрия моды разделилась, с моей точки зрения, на две: на индустрию высокой моды и индустрию готовой одежды.

А. ВАСИЛЬЕВ: Это правда.

А. НАСИБОВ: И для того, чтобы в массовом порядке производить готовую одежду, необходимо знать тенденции.

А. ВАСИЛЬЕВ: Конечно.

А. НАСИБОВ: Это индустрия, это плановая экономика.

А. ВАСИЛЬЕВ: Да-да, правильно.

А. НАСИБОВ: Соответственно, года за два-три до того, как в магазины поступает новая модель одежды, дизайнерам необходимо продумать состав ткани, необходимо продумать технологию, необходимо продумать качество ниток и прочую фурнитуру и так далее и тому подобное. Все это делается именно за два-три года.

А. ВАСИЛЬЕВ: Правильно.

А. НАСИБОВ: Значит ли это, что мы уже за два-три года мы примерно представляем тенденции того, как это все будет развиваться.

А. ВАСИЛЬЕВ: Конечно, особенно цветов. Поймите, все эти прогнозы на два-три года являются все-таки коммерческой тайной каждого Дома Моды, которую они стараются хранить как можно глубже и секретнее. Представьте, конкуренты, разузнав ту коллекцию новинок, с которой они хотят выйти на рынок, вынюхивают цветовую гамму, форму или крой того или иного аксессуара или того или иного предмета одежды и раньше их выходят на рынок с подобным. Поэтому не надо думать, что сегодня Александр Васильев вам скажет в точности, что будет через три года в мире моды. Общую тенденцию мы понимаем: тенденция идет не на раздевание, а на одевание, одежда становится длиннее, шире, менее облегающей и более обильной. С другой стороны, мы видим возвращение моды восьмидесятых годов: возвращение подкладных плечиков, ярких сочетаний.

А. НАСИБОВ: Набивные ткани, по-моему.

А. ВАСИЛЬЕВ: Набивные ткани. И так как мы понимаем, что восьмидесятые годы только вернулись в этом сезоне в моду, мы можем себе позволить еще лет пять любоваться эстетикой восьмидесятых годов с теми или иными вариантами. Главные повороты в моде бывают только во время революции или войны, поэтому дай бог, мы надеемся, что это не случится, и мы надеемся по-прежнему дрейфовать в эстетике прошлого.

А. НАСИБОВ: Александр Васильев, гость программы на волнах радиостанции «Эхо Москвы». Юрий из Волгограда прислал любопытный вопрос: «Как влияние моды отражается на детской одежде?»

А. ВАСИЛЬЕВ: Безусловно, особенно в России.

А. НАСИБОВ: То есть?

А. ВАСИЛЬЕВ: Я заметил, начиная с девяностых годов, заметное овзросление детской моды. Это касается в первую очередь моды для девочек. Во-первых, появились бесконечные театры детской моды, где девочек начиная с пятилетнего возраста, красят, гримируют, начесывают на голове неизвестные прически, заставляют их выходить в смешных юбочках-мини в маленьких купальничках, становиться в довольно эротичные позы. И затем мы читаем в газетах: взрыв педофилии в России! Какой кошмар! Мы сами провоцируем. Я ярый противник того, чтобы детская мода в нашей стране взрослела. Я считаю, что девочкам до четырнадцати лет должно быть запрещено одеваться…

А. НАСИБОВ: Так уж прямо запрещено?

А. ВАСИЛЬЕВ: Запрещено! Иначе они могут стать просто жертвами этого ужасного недуга, который в нашей стране развивается очень сильно. Они еще находятся на каблуках и в мини, они еще будут иметь возможность красить себе губы и глаза. Не смотрите на меня с такой улыбкой, потому что иначе я подумаю дурно о вас.

А. НАСИБОВ: А я не на вас смотрю, я смотрю на экран. Таня прислала sms-ку: «Мой рост метр восемьдесят пять плюс каблуки десять сантиметров. Как вам?» Отвечу: «Таня, мне хорошо!»

А. ВАСИЛЬЕВ: Мне очень хорошо и я думаю, что Тане наверно тяжело. Если она не окружена баскетболистами, я думаю, что ей довольно трудно.

А. НАСИБОВ: Окружим, у меня есть знакомые баскетболисты.

А. ВАСИЛЬЕВ: Хорошо, это очень важно. Давайте, что же еще нам пишут?

А. НАСИБОВ: Слушатели интересуются модой в США, в частности мужской модой. Есть ли вообще понятие американской моды? Есть ли понятие американская мужская мода?

А. ВАСИЛЬЕВ: Конечно! Американская мода очень сильно повлияла, хотя бы тем, что джинсы все пришли из США. Не смотря на то, что ткань это французская (деним) и она пришла в 19-ом веке (но при чем здесь это?), джинсы придуманы на Диком Западе и они стали везде. Они повлияли очень сильно на мужскую моду спортивного плана: и шорты, и майки, и поло, всевозможные трикотажные рубашки с коротким рукавом - все это пришло из США. А так же знаменитый ковбойский стиль, стиль милитари, стиль сафари, стиль буря в пустыне, который вошел в моду.

А. НАСИБОВ: Помните, во время, когда была «Буря в пустыне», или когда был первый фильм «Рэмбо» про Рэмбо, было модно ходить полуобнаженным с какой-нибудь пулеметной лентой на животе или через плечо?

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, конечно.

А. НАСИБОВ: Ходили ведь по американским улицам такие парни.

А. ВАСИЛЬЕВ: Ходили, и будут ходить и дальше. Затем, конечно, спущенные брюки, которые висят на бедрах, затем всевозможные бейсболки, очень объемные брюки с неподшитым низом, кроссовки.

А. НАСИБОВ: Без шнурков, особенно.

А. ВАСИЛЬЕВ: Огромные майки с огромными номерами из футбольной команды. Все это пришло к нам из США и, конечно же, очень сильно влияет на эстетику сегодняшнего дня.

А. НАСИБОВ: Телефончик пора включать. Как вы думаете?

А. ВАСИЛЬЕВ: Давайте-давайте, я очень рад.

А. НАСИБОВ: Напомню, что гость студии Александр Васильев, историк моды программы «Назад в будущее». Обсуждаем, все ли придумано в моде. Делитесь своими мнениями, задавайте свои вопросы по телефону прямого эфира: код Москвы 495. телефон 363 36 59. Через минуту мы включаем наш телефон и начинаем принимать ваши звонки. Вы ведь недавно вернулись из Токио?

А. ВАСИЛЬЕВ: Я был недавно и в Токио, и в Копенгагене, и в Венеции, и где я только не был.

А. НАСИБОВ: Помните, наверняка знаете такое понятие: токийский стиль.

А. ВАСИЛЬЕВ: Ну да.

А. НАСИБОВ: В средних веках японским купцам, которые стояли на низшей ступени социальной, запрещалось носить одежду из дорогих тканей, из дорогих мехов.

А. ВАСИЛЬЕВ: Но это же было и в Европе. Такие запреты существовали всегда.

А. НАСИБОВ: Да? Но вот выработался своеобразный токийский стиль – это, грубо говоря, накидка либо пальто, сверху какая-нибудь дерюга, а подкладка лисья или из куницы или какого-нибудь другого меха. Подкладка не видна снаружи, но человек ощущает, что на нем надето нечто очень дорогое. Это называлось токийский стиль. Вот то, что вы сказали: роскошь, бросающаяся в глаза, тот выпедреж, если хотите, насколько эта тенденция у нас в стране на подъеме или все-таки есть какие-то признаки того, что когда-нибудь в обозримом будущем это пойдет на спад.

А. ВАСИЛЬЕВ: Пока нет, я думаю.

А. НАСИБОВ: Вернемся к токийскому стилю хотя бы.

А. ВАСИЛЬЕВ: Нет, я думаю, что пока мы еще не накушались. Вот, например, часто в Интернете люди читают мои статьи на Дни.ru, или просто на Одноклассники мне люди пишут. Они говорят мне почти все одно и то же: «Мне хочется иметь дорогую сумку, даже если она поддельная: я хочу убедить всех, что я кредитоспособна». И многие женщины наоборот хотят всеми силами показать свое богатство даже несуществующее. Это касается и мужчин. Вы можете увидеть массу поддельных часов, поддельные ремни, поддельные майки с логотипами известных брендов, только они сделаны в совсем другой стране за другую цену. Поэтому эта идея обмануть…

А. НАСИБОВ: Пустить пыль в глаза.

А. ВАСИЛЬЕВ: Пустить пыль в глаза, очень характерна ну и не только для нашей страны, я это видел и во Франции, и в Италии. Я думаю, что это будет существовать всегда: люди хотят через одежду выдать желаемое за действительное.

А. НАСИБОВ: 363 36 59. Первый телефонный звоночек принимаем. Здравствуйте! Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Татьяна.

А. НАСИБОВ: Откуда звоните, Татьяна?

СЛУШАТЕЛЬ: Из Москвы.

А. НАСИБОВ: Слушаем, Татьяна.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, вам огромная благодарность, что вы пригласили Александра Васильева на передачу.

А. ВАСИЛЬЕВ: Так мне приятно

А. НАСИБОВ: Благодарность мне, мне благодарность. Александр, не сам благодарность.

СЛУШАТЕЛЬ: Благодарность вам.

А. НАСИБОВ: Татьяна, вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: Он с таким упоением говорит о моде! Вопрос у меня такой: вот как вы считаете, Александр, как можно молодежи помочь воспитать какое-то чувство вкуса? Чтобы одевалась молодежь со вкусом. Смотришь иногда, вот настолько безвкусно одеты!

А. ВАСИЛЬЕВ: Это правда.

А. НАСИБОВ: Спасибо за вопрос, слушаем ответ.

А. ВАСИЛЬЕВ: Во-первых, я думаю, что это проблема не только нашей страны, но у нас это особенно глубоко. Дело в том, что вкус у нашей молодежи развивается под влиянием шоу-бизнеса, а шоу-бизнес России – это рассадник китча и безвкусицы.

А. НАСИБОВ: Шоу-бизнес – это отражение общего состояния…

А. ВАСИЛЬЕВ: Культуры.

А. НАСИБОВ: Культуры в любой стране. Показатель.

А. ВАСИЛЬЕВ: Согласен, но есть всегда альтернатива. Скажем, во Франции есть очень много китчевых певичек, так же как и в Америке, и наверняка в Англии и в Бельгии. Тем не менее, есть альтернатива. Во-первых, есть аристократия, которая одевается со вкусом, может быть очень консервативно, строго, но которая хранит традиции. Есть большой класс интеллигенции интеллектуальной, которая тоже имеет свою своеобразную моду и которая имеет вес и класс. Есть большая родовитая буржуазия, которая уже много лет на рынке, старые деньги.

А. НАСИБОВ: Повторите еще раз: много лет на рынке.

А. ВАСИЛЬЕВ: Конечно.

А. НАСИБОВ: Старые деньги.

А. ВАСИЛЬЕВ: Понимаете, да?

А. НАСИБОВ: Да, я понимаю.

А. ВАСИЛЬЕВ: Старые деньги. Затем, конечно, кроме этого есть люди, которые являются иконами стиля, за ними следят. У нас этого ничего нет. У нас нет ни аристократии, ни интеллектуальной элиты, которая бы следила за модой. Есть интеллектуальная элита, но они не следят за модой. Нет старых денег вообще, потому что это общество нуворишей. И из-за того, что наш шоу-бизнес хочет быть все время на уровне таком популистском, очень броском, очень недорогом, конечно же, научиться хорошему трудно. Но читайте книги, зайдите на сайт Vasiliev.com, посмотрите на то, что делаю я, на то, что делают мои коллеги, на наши книги, которые мы пишем, на наши передачи, которые мы делаем. И, конечно же, столько лет мы стараемся каким-то образом привить зачатки вкуса, и я уверен, что это жатва все-таки будет завершена чем-то.

А. НАСИБОВ: 363 36 59, следующий звонок. Слушаем вас.

А. ВАСИЛЬЕВ: Здравствуйте, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте!

А. НАСИБОВ: Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Александр, я из города Мытищи. Скажите, пожалуйста, по какой причине происходит возвращение к моде восьмидесятых, ну или других каких-то годов? Это первый вопрос. И как лично Александр Васильев относится к творчеству Джона Гальяно (John Galiano). Спасибо.

А. ВАСИЛЬЕВ: Как я уже говорил, мода все время циклична, и она приблизительно каждые двадцать пять лет старается вернуться, если не во всем, то на круги своя. Это случалось много раз в истории, не первый раз это происходит сегодня. На протяжении многих лет мы переживали последствия хипповой революции. И мода как раз конца шестидесятых начала семидесятых…

А. НАСИБОВ: Этно стиль?

А. ВАСИЛЬЕВ: Этно стиль, джинсы, была на пике: длинные волосы, выглаженные утюгом, всевозможные заплатки, всевозможные шарфики и богатые украшения, мы это видели на протяжении последних восьми лет, может быть даже десяти лет, в огромном количестве. Это приелось, и это поколение уже стало нам слишком знакомо. Восьмидесятые годы – это то, что волнует молодежь. Мы, пережившие восьмидесятые годы, не можем найти такой прелести в этой моде, потому что мы жили в эту эпоху, подкладные плечики для нас не новинка. Яркий макияж типа боевая раскраска и взрыв на макаронной фабрике на голове тоже нам не кажутся слишком привлекательными. Но молодежи нравятся легинсы, они не жили в этой эпохе.

А. НАСИБОВ: Знаете, мы тоже, когда жили, нам они тоже нравились.

А. ВАСИЛЬЕВ: Они тогда нравились, но потом мы увидели что-то другое. Джон Гальяно, я лично с ним знаком, очень талантливый, я бы хотел, чтобы он принимал чуть-чуть поменьше наркотиков – это губит его талант, потому что это никогда никого не приводило ни к чему хорошему. Я ярый противник этого. И я все же, конечно, считаю, что среди зрелых дизайнеров нашего поколения, Джон Гальяно, а я знаю его творчество с восьмидесятых годов, был на его первых показах еще в Лондоне на Кинг-с роуд (King’s Road). Я нахожу, что он очень талантливый, креативный, может быть немножко слишком конъюнктурный, может быть старающийся подделаться именно под русский вкус слишком часто, так как он знает, что его клиентура любит стразы, блестки и такие эпатажные, яркие вещи, немножко в стиле Роберто Кавалли (Roberto Cavalli). Он, безусловно, является одним из талантливых дизайнеров сегодняшнего дня.

А. НАСИБОВ: Скажите, пожалуйста, вот возвращаясь к вопросу о материалах, новинках в области материалов, человеческое тело, используемое в качестве материала, аксессуара, если хотите, в стиле в моде: ботокс, силикон, татуировки.

А. ВАСИЛЬЕВ: Это новинка. Это действительно так. Сегодня и под кожу вживляют всевозможные наросты, звезды, знаки $, кружки, квадраты – это, конечно, очень современно. Тело сегодня очень модно, не столько важна одежда, сколько раздежда, если так можно сказать. Поэтому, конечно, бесконечная анорексия (желание женщин потерять в весе, быть невесомой, вечно молодой, чуть-чуть умирающей), одновременно с этим татуированная роза, с губами как у карпа, со странными глазами, наращенными ресницами. Сегодня натуральное не в моде. И восьмидесятые годы в этом контексте очень подходят, потому что они были антинатуральными годами: тогда ни краска для волос не похожа была на правду, ни те химические цвета, которые встречались в одежде, не были похожи на натуральные ткани. Естественно, наше общество сегодня очень синтетическое, и вот эта синтетичность, далекая от природы, к сожалению, на мой взгляд, сегодня доминирует в моде и будет доминировать еще очень долго.

А. НАСИБОВ: Долго?

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, я думаю.

А. НАСИБОВ: Пока мода опять не вернется на натуральное, да?

А. ВАСИЛЬЕВ: Конечно, экологически чистое. Но это будет не раньше, чем…

А. НАСИБОВ: Представляете, экологически чистое тело. О-о-й!

А. ВАСИЛЬЕВ: Да-да-да.

А. НАСИБОВ: 363 36 59, следующий телефонный звонок. Алло.

А. ВАСИЛЬЕВ: Алло, здравствуйте. Слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло? Это Павел, я из Москвы. Вы знаете, я работал ассистентом режиссера на телеканале «Культура» на фильме, который делал Васильев. И я хотел бы уточнить судьбу тех персонажей, которые были освящены в этом фильме.

А. ВАСИЛЬЕВ: Вы имеете в виду «Дуновение века»?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, конечно. Вы знаете, меня поразила вот эта обложка. Я ведь работал со всем материалом, и видел все фотографии, и на обложке была совершенно молодая дама, которая…

А. ВАСИЛЬЕВ: Тея Бобрикова. А потом вы ее увидели в 89 лет?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, в 89 лет.

А. ВАСИЛЬЕВ: Все меняется, Тея скончалась, скончались почти все те дамы: Людмила Лопата в том числе, все те дамы, о которых я говорил.

А. НАСИБОВ: О каком фильме вы говорите?

А. ВАСИЛЬЕВ: Мы говорим о цикле «Дуновение века» на канале «Культура», который рассказывал нам о моде русской эмиграции. Этот фильм был показан приблизительно около пяти лет назад на телевидении, он имел огромный успех, его много раз повторяли. Потом было «Дуновение века-2», «Дуновение века-3», потом был «Денди», который я показывал. Сейчас мы снимаем новую программу «Анфилада» тоже на канале «Культура». Действительно время уходит, эти дамы, к сожалению, ушли. Остались только эти фильмы, только записи, эти бесчисленные фотографии и немало их нарядов, потому что в моей личной коллекции их около десяти тысяч.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот через вас они оставили замечательные воспоминания.

А. ВАСИЛЬЕВ: Спасибо большое, мне очень приятно, что вы, Павел, так оценили мою работу в мире моды. Это трогательно. Я сожалею, что они ушли, но ничего нельзя сделать, ничто не вечно под луной.

А. НАСИБОВ: 363 36 59, слушаем вас. Здравствуйте.

А. ВАСИЛЬЕВ: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Аня. Я хочу сказать, что Александр Васильев просто потрясающий, просто классный человек.

А. ВАСИЛЬЕВ: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: Его всегда очень интересно слушать.

А. НАСИБОВ: Это вопрос вы задаете?

А. ВАСИЛЬЕВ: Это комплимент, не ревнуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Его очень приятно смотреть. А вопрос у меня такой: чем, кроме моды, еще в жизни интересуется Александр Васильев и как он отдыхает? Спасибо

А. НАСИБОВ: Спасибо.

А. ВАСИЛЬЕВ: Я очень интересуюсь интерьерами, историей интерьеров. Я очень интересуюсь садоводством, у меня большой сад в имении, я интересуюсь домашними…

А. НАСИБОВ: А где имение?

А. ВАСИЛЬЕВ: У меня есть два: одно в центре Франции, в Оверни, другое в Литве. Вот там я очень много отдыхаю, и вскорости, я думаю, что во время следующего уикенда, я уеду в Литву, потому что, начиная с понедельника, у меня там мастер-классы в моей личной школе. У меня будет 20 студенток из различных городов России, которые будут слушать у меня там лекции по истории моды и по тенденциям современной моды. Это, к сожалению, еще не отдых, я должен доработать до 21 июля, а после этого я поеду путешествовать к себе в Оверни.

А. НАСИБОВ: Завидую: я второй день из отпуска вышел.

А. ВАСИЛЬЕВ: Я вас понимаю. И конечно я очень люблю старину, очень интересуюсь прошлым, пишу книги: как вы знаете, у меня уже вышло 20 книг в России на русском языке по истории моды, они везде продаются. И это все конечно занимает немало времени, как вы сами понимаете. Сегодня я уже сделал 4 передачи с утра и вот сейчас еще один эфир здесь.

А. НАСИБОВ: 363 36 59. Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Ашот, Александр. Меня зовут Лариса.

А. ВАСИЛЬЕВ: Лариса, ясно.

А. НАСИБОВ: Откуда вы, Лариса?

СЛУШАТЕЛЬ: Из Москвы.

А. ВАСИЛЬЕВ: Какая прелесть. Говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Я вот вас благодарю за вашу искренность.

А. ВАСИЛЬЕВ: Спасибо, Лариса.

СЛУШАТЕЛЬ: За правдивость и активную гражданскую позицию.

А. ВАСИЛЬЕВ: Спасибо, Ларочка.

СЛУШАТЕЛЬ: И мало того, смотрела вот некоторые передачи по каналу «Культура», замечательные просто. Сожалею, что не все могла посмотреть.

А. ВАСИЛЬЕВ: Се ля ви.

СЛУШАТЕЛЬ: Вопросы? Ну какие вопросы, много вопросов было задано.

А. ВАСИЛЬЕВ: Ну давайте, задавайте.

А. НАСИБОВ: Лариса, задавайте вопрос! Время идет!

СЛУШАТЕЛЬ: Какие предпочтения в еде?

А. ВАСИЛЬЕВ: Вы знаете, во-первых, я конечно гурман, я люблю покушать, не скрою. Но все же стараюсь держаться овощной диеты, насколько это возможно. Тем не менее, мне, конечно, нравятся, как и всем, и мясо и рыба, и я очень много готовлю, и часто меня показывают по каким-то кулинарным каналам. Но я практически, Лариса, никогда не пью, потому что я враг алкоголя, и не курю.

А. НАСИБОВ: Даже французского вина?

А. ВАСИЛЬЕВ: Даже французского вина, потому что я хочу жить долго, продуктивно, интересно и созидательно. Французское вино, так же как и чилийское, австралийское, меня клонит в сон, я не хочу спать.

А. НАСИБОВ: Коротенький вопрос, последний у нас остался.

А. ВАСИЛЬЕВ: Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: [МАТ]

А. ВАСИЛЬЕВ: Очень приятно. Это красиво, это художественно.

А. НАСИБОВ: Слушаем дальше. Алло, слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Спасибо вам огромное за передачу. А вот чем отличается буркини, который сейчас запатентован, от того, что делал Версаче (Versace) в конце девяностых?

А. ВАСИЛЬЕВ: Думаю, что может быть и не очень сильно отличается, но, тем не менее, это довольно большая тенденция, потому что мусульманская мода, безусловно, будет влиять все больше и больше. Просто Версаче всегда делал яркие, красочные и вышитые вещи, а буркини однотонные, абсолютно непривлекательные, скрывающие все женские формы.

А. НАСИБОВ: Ну что, будем заканчивать?

А. ВАСИЛЬЕВ: Пожалуйста.

А. НАСИБОВ: Подводим итоги. Александр Васильев, историк моды, подводит итоги нашей беседы. Можем ли давать сколь-нибудь серьезный прогноз в области моды более чем на три года вперед?

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, конечно, потому что мы знаем, что каждые 25 лет обязательно вернется то, что было.

А. НАСИБОВ: Когда наши 25 лет, вот нынешние, закончатся?

А. ВАСИЛЬЕВ: Ну посчитайте, это очень легко.

А. НАСИБОВ: Ну я же не знаю, на каком из этих двадцати пяти годов мы находимся?

А. ВАСИЛЬЕВ: Мы сейчас заканчиваем семидесятые и открываем восьмидесятые.

А. НАСИБОВ: Мы заканчиваем семидесятые, это значит туфли на высокой платформе, рубашки с большими воротниками поверх воротников пиджаков.

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, конечно.

А. НАСИБОВ: Без галстуков.

А. ВАСИЛЬЕВ: Длинные волосы.

А. НАСИБОВ: Посмотрите на меня: где у меня длинные волосы?

А. ВАСИЛЬЕВ: Ну вы же бритый, и такой, понимаете, какой-то.… Но, тем не менее, думаю, что вот от 2010-го года мы увидим вот это новое направление, очень важное.

А. НАСИБОВ: Увидим.

А. ВАСИЛЬЕВ: Да.

А. НАСИБОВ: Благодарю.

А. ВАСИЛЬЕВ: Спасибо, спокойной ночи всем, радостного вечера и приятного русского языка без мата. Спасибо за все, это был Александр Васильев на «Эхе Москвы».

А. НАСИБОВ: В программе «Назад в будущее». Я Ашот Насибов, прощаюсь с вами на неделю. Всего доброго.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024