Купить мерч «Эха»:

Последний выпуск - FM-Достоевский - 2010-08-28

28.08.2010
Последний выпуск - FM-Достоевский - 2010-08-28 Скачать

А.ТРОИЦКИЙ: Доброй вам, глубокой ночи, дорогие друзья. У микрофона Артемий Троицкий, и в эфире 701-й выпуск программы «FM Достоевский». Редкий случай, когда программа идет в прямом эфире, поэтому я готов с вами общаться, но не по телефону. Пожалуйста, присылайте мне смски по следующему номеру: +7 985 970-45-45. Смски будут высвечиваться у меня тут на экране, так что все их я буду читать, на некоторые буду отвечать. Ну, а пока послушаем первую песню сегодняшней программы. Песня исключительно актуального содержания, исполняет таиландская артистка Teun-Jai Boon Praraksa и песня называется «Ha Fang Kheng Kan».

(звучит песня)

Замечательная запись архивной тайской эстрады. Teun-Jai Boon Praraksa. «Ha Fang Kheng Kan» называлась эта песня. Сказал я о том, что песня исключительно актуального содержания, потому что вот ее краткое содержание как раз. «Наши отношения закончены, давайте посмотрим, кто из нас первым найдет нового партнера». Ну, как я уже сказал, сегодня последний выпуск программы «FM Достоевский» на радиостанции «Эхо Москвы». То есть программа, на самом деле, будет продолжаться, но уже на других волнах. Более того, своего нового партнера я уже нашел, найдет ли радиостанция «Эхо Москвы» какого-нибудь партнера вместо меня для того, чтобы делать тут радиопрограммы о современной музыке, я не знаю. Но желаю, на самом деле, радиостанции «Эхо Москвы» всего самого лучшего и хочу сказать, что я совершенно не исключаю того, что буду в эховском эфире еще появляться и, может быть, и не один, и не два раза, поскольку существует еще, например, программа «Особое мнение», в которую меня иногда по праздникам приглашают. Ну, иногда бывают и еще какие-то программы, скажем, «Культурный шок» и прочее. То есть отношения с «Эхом Москвы» у меня сохраняются прекрасные. И могу сразу сказать, что мой уход с радиостанции вовсе не связан с теми причинами, о которых вы пишете.

Тут я смотрю, уже довольно много разных версий. Значит, одна версия такая, что меня поперли с «Эха Москвы» за мою общественно-политическую активность, всякие митинги-концерты и прочие музыкально-политические диверсии. Нет, это не так. Я думаю, что, наоборот, коллеги по радиостанции очень радовались моим успехам в качестве оратора, интригана и организатора.

Следующая версия – что это произошло из-за конфликта с Бунтманом. Ну, на самом деле, конфликт был давным-давно, и так же давно исчерпан, да и вообще говоря, конфликт имел микроскопические масштабы. Нет абсолютно. Это тоже не соответствует действительности.

Еще одна версия такая, что меня поманили на телевидение высокими гонорарами. Ну, тут я что могу сказать? Есть прекрасная частушка «Растут в пале 2 цветочка, голубой и аленький». Так вот, так же, как в этой частушке, я никогда не променяю радио на телевидение, поскольку к радио отношусь с нежностью, а к телевидению отношусь более, чем спокойно. Тем более, что на телевидении у меня одна программа уже довольно давно идет, на маленьком, но гордом телеканале «Style», программа «Профессор Троицкий и Товарищ Артем» уже года полтора как выходит каждую неделю и начинается этой осенью, естественно, новый сезон.

С другой стороны, действительно, у меня с 10 сентября покатится еще программка на телеканале «Культура». На «Культуре» это все называется «Короли песни». Ну, это не то, чтобы моя какая-то махровая авторская программа – там будут просто показывать очень милые концерты таких реальных королей песни, мастеров эстрады, что называется. А я буду эти концерты предварять своими рассказами об этих самых королях и королевах. Начало, повторяю, 10 сентября и это будет концерт Шарля Азнавура.

Ну вот. Так что с основными версиями, я смотрю, что мы разобрались. А вот, почему я, все-таки, ухожу с «Эха Москвы», мне не хотелось бы, просто чтобы ходили какие-то слухи по этому поводу, потому что я, скажем, помню, когда я ушел из журнала «Playboy», который я и основал же за 5 лет до этого, ну, была масса всяких слухов, включая, что это бандитские разборки. Ну, в общем, там черти что.

Нет, на самом деле, все намного проще и причины я вам изложу после того, как мы послушаем следующую песню. А это будет песня в исполнении американского «Лунного дуэта» («Moon Duo»), альбом «Escape» (Бегство). Ну, не подумайте, кстати, что слово «бегство» имеет отношение к моим телодвижениям касательно «Эха Москвы», и песня «Motorcycle, I Love You».

(звучит песня)

А.ТРОИЦКИЙ: Редкий случай, когда можно было запустить мою любимую психоделическую шумовую смурь на полную катушку. Ну и то, в общем-то, пришлось убрать. Это были американцы «Moon Duo», альбом «Escape», «Motorcycle, I Love You» (Мотоцикл, я тебя люблю) называлась эта песня. Вот. Я, кстати, принес всего 5 дисков, чтобы иметь возможность с вами пообщаться. Поэтому сразу говорю, что ничего немецкого, ничего финского у меня с собой нет – слушать будем то, что есть. А это все, вот, или на тайском, или на русском, или на английском. А! Или на португальском – вот это, кстати, есть.

Ну вот. Теперь обещанное, почему я решил уйти с «Эха Москвы». Ну, на самом деле, это старая история, которая меня преследует уже далеко не в первый раз. И про себя я это называю синдромом профессионала второго класса. В самой острой форме это, наверное, проявилось в моей биографии в середине 90-х годов, когда я работал на телеканале НТВ, был там главным по музыке, а также у меня была своя программа под названием «Кафе «Обломов». И, в общем-то, там все было отлично – и зарплата, и коллективчик, и все такое прочее. Однако, был один такой довольно досадный момент. Заключался он в том, что НТВ – это был канал в первую очередь информационный, и работали на нем исключительно маньяки по поводу всяческой этой политинформации, новостей и всего такого прочего. И вот эта информация – она там имела абсолютный приоритет. Уже значительно ниже в этом списке приоритетов шли всякие прочие вещи, будь то культура, кино, спорт, развлекалово всякое и прочее-прочее. То есть, вот, была такая аристократия во главе с Женей Киселевым, и были всякие такие ребятки на подхвате вроде меня.

Надо сказать, что это довольно обидно, поскольку я себя считаю профессионалом отнюдь не худшим, чем, скажем, тот же Женя Киселев. Просто я разбираюсь немного в других вещах. Но ситуация складывалась таким образом, что когда, скажем, заходила речь о том, какую передачку задвинуть подальше в ночь, то, естественно, задвигались программы с моей полки. В частности, «Кафе «Обломов» - начинался он когда-то на НТВ, по-моему, в 22 часа или в 23 часа, и были рекордные рейтинги, 6-7% - это очень много для этого времени и для некиношной передачи. Потом он съехал куда-то на полночь, потом он съехал на час ночи, а потом еще возник этот поганый футбол, какие-то европейские там эти чемпионаты, лиги какие-то и прочее-прочее. Выходило «Кафе «Обломов» как раз по средам-четвергам. И программа стала появляться в эфире и вовсе где-то в полвторого, по-моему, ночи. Естественно, упали рейтинги до 1,5-2%, и все это было довольно грустно. Я пошел к начальнику, тогдашнему начальнику НТВ, а ныне изгнаннику, проживающему в городе Нью-Йорке Игорю Малашенко и сказал: «Игорь, мне это дело надоело. Я бы очень хотел, чтобы мою программу вернули в нормальное время и вообще, чтобы я не был мальчиком для... Я уже даже не знаю, не то, чтобы битья, а просто, как бы, последним на вашем славном информационно-политическом канале. А если вы этого не сделаете, - сказал я, - то я уйду». Соответственно, Игорь Малашенко репу почесал, взял время на размышления. Когда это время прошло, он мне сказал: «Нет, Артем, извини, дружище, ну, вот, мы не можем этого сделать» и стал приводить какие-то аргументы. Ну а я, в общем-то, свои слова, всегда отвечаю, я им сказал: «Извини, Игорь, в этом случае я ухожу с канала НТВ». Это его удивило, а также огорчило. Но тем не менее, с канала НТВ я ушел.

Значит, на «Эхе Москвы» ситуация, конечно, гораздо мягче и поэтому я на «Эхе» проработал 12 лет, а не 3 года как на НТВ. Но тем не менее, программа «FM Достоевский» сначала выходила в эфир после 11 часов, потом после 12 часов, последние несколько лет после часу. Мне это не нравится, никаких абсолютно отзывов на эту программу, никакой дополнительной рекламы, никаких там каких-то акций с этой программой связанных, опять же, не было. То есть... Понимаете, это похоже на то, что я жалуюсь. Я, на самом деле, вообще никогда не жалуюсь и никогда не обижаюсь, и обидеть меня просто невозможно. Но мне просто как-то это все наскучило. Соответственно, когда нашлась радиостанция и, кстати, даже не одна, которые проявили интерес не только к моей славной личности, но и к моей музыкальной программе, то, естественно, я обратил на эти позывы какое-то внимание. Ну, и все это, собственно, и привело к тому, к чему оно привело.

А именно. Со следующего воскресенья, с 5 сентября программа «FM Достоевский», слушайте внимательно, будет выходить на маленькой такой, не особо известной и вовсе не информационной, а как раз музыкальной радиостанции под названием «Финам ФМ», частота 99,6. И выходить она будет в эфир по воскресеньям в 21 час, то есть отличное время, как раз люди готовятся к рабочей неделе, отдыхают, никто особо не колбасится, все сидят дома. И как раз самое время включить радиоприемничек и послушать новости альтернативной музыки. Повтор у этой программы будет по средам в 22 часа.

Все это будет выкладываться целиком и полностью в интернете, не беспокойтесь – то есть у Финама вообще у них какие-то очень строгие правила, что меня, честно говоря, даже слегка изумило. Не скажу, что приятно, но изумило. То есть во избежание каких-то проблем с копирайтами, они не выкладывают в интернете музыку, что абсолютно неправильно, на мой взгляд. Ну, вот, я договорился, что мою программу они будут выкладывать в интернете – все там будет в полном порядке. Если вдруг с интернетом будут проблемы, ну, заходите, разумеется, на наш замечательный пиратский ресурс moskva.fm, где тоже все будет. В общем, слушайте, скачивайте и прекрасно себя чувствуйте.

Программа будет по хронометражу продолжаться час, ну, не ровно час, 55 минут, примерно столько же, сколько программа на «Эхе Москвы». И думаю, что изменений в ней практически не заметите. Я уже много лет веду эту программу, она мне нравится, от добра добра не ищут я и не вижу никаких причин для того, чтобы мне ее как-то переформатировать, модернизировать, вводить новые технологии, нано или не нано. В общем, короче говоря, слушайте «FM Достоевский». Думаю, что никаких разочарований у вас новый этап, новая глава биографии этого самого «FM Достоевского», раздражения не вызовет.

Так. Сейчас, значит, пара вопросов, потому что их пришло что-то уже очень много, штук 40-50. «Артем, а ваш лейбл «Закат» по-прежнему существует? Планируете ли к изданию что-то в ближайшее время?» Лейбл «Закат» существует, прекрасно себя чувствует. У меня вышло много пластинок этой весной – это и «Мегаполис», и «Вежливый отказ», ремиксы «Барто». Ну, еще что-то. А, естественно, «Рубль» Шнурова и прочее.

Значит, будут 2 отличных новых релиза. Во-первых, это будет новый альбом такого московского электронщика по кличке Mujuice, очень интересный и, в общем-то, уникальный. Что-то вроде русского рока, но в сплошной электронике. Я такого, честно говоря, у нас еще не слышал. А главное, выходит новый альбом «Барто», который, если не считать ремиксов, уже третий по счету и это фантастический альбом. Ну, на мой вкус, это лучший альбом на русском языке за несколько лет, а, может быть, и за много лет. Полагаю, что после выхода этого альбома моя любимая группа «Барто» из такого, сугубо андеграундного феномена превратится уже в факт какой-то нашей, более такой, наземной культуры тоже. Так что все это скоро выходит. Давайте, ребята, следите за полочками в магазинах и вы там все найдете.

А сейчас я бы хотел поставить песню с пластинки, которую выпустил, к сожалению, не я. Точнее даже так: я эту пластинку тоже когда-то выпустил. По-моему, я выпустил ее на своем тогдашнем лейбле «General Records» то ли в 1995-м, то ли в 1996-м году. И это Александр Башлачев, «Вечный пост». Одна из немногих студийных записей Башлачева, сделанная им на Николиной горе в марте-апреле 1986 года. Ну вот. А теперь вышло новое и, надо сказать, существенно расширенное издание этого же диска, называется он «Вечный пост». Но это уже тройной диск, и к вот этому самому студийному альбомчику там приложены еще 2 концертных диска, запись в подмосковном Пущино, на реке Оке тоже весна 1986 года. Ну, и я предлагаю вам послушать, это будет длинная песня, но это абсолютно гениальная песня, которую нужно слушать и которую я вообще считаю, все русские люди должны знать как «Отче наш». Она называется «Вечный пост». Александр Башлачев.

(звучит песня)

А.ТРОИЦКИЙ: Александр Башлачев, мой любимый певец, песня «Вечный пост» с одноименного тройного альбома, который недавно вышел. Ищите на концертах, в хороших магазинах, подпольных клубах и так далее. Теперь отвечу еще на несколько вопросов. «Как родилась идея выступить Шевчуку с Боно?» Идея выступить с Шевчуком родилась где-то в недрах сознания Боно. Но я был свидетелем того, как эта идея была озвучена ирландским вокалистом в разговоре с Юрием Шевчуком. То есть это было буквально где-то минут за 30-40 до концерта, мы довольно долго там все общались за кулисами. И в конце разговора Боно у Шевчука спросил: «Yuri, do you like Bob Dylan?» На что Юра сказал: «Yes, yes, I like». Ну, тогда ему Боно сказал: «Ну, я тебе предлагаю (это я уже буду по-русски говорить), я тебе предлагаю тогда спеть песню Боба Дилана «Knockin' On Heaven's Door» где-нибудь в конце концерта», что, разумеется, Шевчука очень обрадовало, с одной стороны. С другой стороны, сильно озадачило, потому что Юра, в общем-то, английским языком практически не владеет, не пел по-английски никогда. Песню «Knockin' On Heaven's Door» то есть он вроде слышал, что есть такая песня, но идентифицировать ее, опять же, не вполне мог. Поэтому, в общем-то, была проведена большая работа. В интернете на iPhone, кстати говоря, Жени Чириковой, защитницы Химкинского леса через Google была найдена песня «Knockin' On Heaven's Door», так что Юра ее стал слушать и учить аккорды. Одновременно запросили английский текст этой песни, принесли нам U2 распечатку с английским текстом. Была сделана рыба, потом был сделан, что называется, литературный перевод первого куплета этой песни «Мама, сними с меня эту нашивку, она мне больше не нужна». Ну и, соответственно, в общем-то, управились мы очень даже неплохо, и за одну песню до конца вы все это дело видели и слышали, и смотрели на Youtube и так далее. Я считаю, что прекрасно они спели. И, в общем-то, было очень здорово. По-моему, это было очень красивое и безумно трогательное событие.

Так, что у нас там дальше? «Мнение о кинофильме «Игла. Ремикс». Ну, я вам скажу честно, что мне и оригинальный фильм «Игла» никогда особо не нравился, и Цой в нем сам на себя не похож. По поводу «Ремикса» ничего не могу сказать, не видел и не думаю, что когда-либо увижу, потому что нет желания у меня это смотреть. То есть я прекрасно понимаю, что режиссер хочет напомнить о себе, что всем, вообще, в кайф каким-то образом на крупной цоевской фигуре, ну, не обязательно заработать деньги, но, по крайней мере, получить какие-то моральные тщеславные или еще какие-то дивиденды. Ну... Это их дело. Если этот «Ремикс» получился как-то ужасно талантливо – ну, слава богу, я буду очень рад. Если он получился бездарно, фальшиво и натянуто, это остается тогда на совести создателей этого самого «Ремикса». Короче говоря, не знаю.

Значит, давайте сейчас послушаем следующую песню, отдохнем немножко. Это будет американская группа «Glasser», совсем новая молодая, вышел у них первый мини-альбом, называется он «Apply». И послушаем мы с него как раз песню «Apply».

(звучит песня)

А.ТРОИЦКИЙ: Американская группа «Glasser» с симпатичной солисткой Cameron Mesirow. «Apply» называлась эта вещица с одноименного мини-альбома этого молодого коллектива. Продолжают поступать вопросы по поводу судьбы радиопередачи «FM Достоевский». Значит, в Санкт-Петербурге в радиоэфире эту программу вы не услышите. То есть я так понимаю, что никакого Финама ФМ в Петербурге нет. Зато это всегда можно услышать в сети. И, кстати говоря, вебсайт этой радиостанции очень простой – www.finam.fm. Кроме того, разумеется, работает и обычный традиционный сайт радиостанции, который fmd.soyuz.ru – так что, пожалуйста, приобщайтесь, слушайте так, слушайте сяк, реагируйте, присылайте заявки и все такое прочее. Значит, остается у нас еще всего 10 минут, на всякий случай сообщаю еще раз номер SMS – это +7 985 970-45-45.

Вопрос: «Артемий, жаль, что вы покидаете «Эхо». Конечно, никому из профи не хочется быть на вторых ролях». Ну, я об этом уже говорил. «Но с другой стороны, что вы ждете на немузыкальном радио? То же самое может повториться на Финаме. Не естественнее было бы работать на солидном музыкальном не попсовом радио?» - спрашивает Алексей. Вы знаете что? Я работал на музыкальных радиостанциях, то есть всякие мои программки выходили и на всесоюзном радио – это было еще в 1989 году, а потом как раз были сплошником музыкальные. То есть это была радиостанция «Максимум», потом еще была такая станция музыкальная «Радио 101», потом «Европа плюс». Кстати, на «Европе плюс» программа и начала называться «FM Достоевский». И надо сказать, что никакие вот эти наши музыкальные радиостанции, они меня не выдерживали. Потому что это неформат, потому что рекламодатели боятся, потому что музыка слишком странная и так далее. То есть я как раз подумал, что единственная станция, которая может выдержать мои искривленные музыкальные пристрастия, - это станция, которой вообще нет дела до музыки. Соответственно, это радиостанция «Эхо Москвы», которая меня устраивала и по многим другим причинам. Но вот, все-таки, видите, ситуация изменилась и нашлась радиостанция, которая явно хочет именно такую передачу, и что-то мне подсказывает, что все у «FM Достоевского» тут сложится более или менее благополучно.

Так. Дайте-ка я посмотрю еще какие-то вопросы. «Что с Нойз ЭмСи? Он вышел? С ним все в порядке?» Да, он вышел уже давно, у него родился ребеночек, Василий Иванович которого назвали и Нойз ЭмСи активно гастролирует. По причинам своей, как бы это сказать, большой разборчивости он не участвовал в концерте-митинге на Пушкинской площади 22 августа, к большому моему сожалению. Хотя, должен сказать, что это никак не повлияло на мое отношение к Ивану Алексееву. Я считаю его замечательным парнем и очень талантливым автором.

На концерт Оззи Осборна я не пойду. Так. По поводу Башлачева, по поводу Цоя. Да, в «Особое мнение» я буду приходить. По поводу редкой записи группы «Морфин», которую я когда-то ставил в программе «Красный уголок». Да, если помните, у меня на «Эхе Москвы» когда-то была программа «Красный уголок». Но она была совсем поздняя, в общем-то, первая стала жертвой моих фрустраций, скажем так. Да, так вот по поводу этого редкого трека группы «Морфин» я, честно говоря, ничего не помню. Ребята, через меня проходит бешеное количество музыки, огромное. Вы себе не представляете, сколько. И упомнить все, да еще какие-то отдельные треки и записи, и диски я просто не могу. Так что, извините, пожалуйста, был бы рад вам помочь, но слушайте внимательно и, может быть, вы услышите в моей программе что-нибудь, что вам понравится не меньше.

Так. Что у нас там еще? Ну, не знаю, честно говоря, все эти Оззи Осборны. «Ура, спасибо за Химкинский лес». Ну, по поводу леса, на самом деле, дорогие друзья, это рано радоваться. Сейчас можно вполне уверенно сказать, что в течение ближайшего полугода, а, может быть, и года Химкинский лес не начнут закатывать в асфальт, а будут продолжаться там какие-то комиссии, выяснения и так далее. Но дело в том, что обстоятельства-то никак не изменились. То есть по-прежнему эта дорожка грозит принести огромное количество денег тем, кто ее будет строить, а пространство вокруг этой дороги грозит принести еще большее количество денег тем, кто это пространство будет осваивать всякими автосалонами, шопинг-моллами, супермаркетами и так далее. То есть все интересы как были, так и остались.

Ребята эти не только богаты, но и очень влиятельны, имеют, как вы прекрасно знаете, более чем надежные связи на самом-самом верху нашей властной элиты. Поэтому чем все дело закончится, я не знаю. То есть одержана временная победа, но я очень попросил и Женю Чирикову, и Ярослава, и всех этих ребят, чтобы они с этой темы не слезали, на лаврах не почивали, продолжали работу по защите, охране и наведению всяческой прозрачности вокруг этого в высшей степени мутного дела.

Ну, сейчас я думаю, мы послушаем нашу последнюю песенку. Вот, опять же, название, что называется, в тему. Называется она «Lagrimas e Vodka», то есть «Слезы и водка». Исполняет песню про слезы и водку отличная бразильская певица. Ну, вы знаете, я очень люблю бразильскую музыку. Это молодая совсем девушка, зовут ее Sylvia Patricia, ее первый альбом, называется «No Radio Da Minha Cabeça», то есть «Радио моей головы». И слушаем песню «Слезы и водка».

(звучит песня)

А.ТРОИЦКИЙ: Бразильская певица Sylvia Patricia и песня «Lagrimas e Vodka», «Слезы и водка». Значит, ребята, по поводу слез вот тут что-то приходят какие-то, действительно, очень опечаленные сообщения, что «без вас будет одиноко и больно, и плохо». Но я вам хочу сказать, что программа, если вы живете не в Москве, она все равно существует в сети, так что слушайте ее на здоровье: finam.fm. Ну и в заключение я, естественно, с вами со всеми прощаюсь, вы были молодцами и сегодня, и всегда. Особо глубокий поклон постоянным слушателям передачи и участникам форума на ее вебсайте, от которых тут отписалась Юля из Москвы, из серферов-нанороботов. Так что услышимся через неделю в следующее воскресенье 5 сентября на частоте 99,6 FM. Пока, счастливо. Это был Артемий Троицкий, программа «FM Достоевский».