Купить мерч «Эха»:

Михаил Зальцман - Михаил Зальцман - Какого черта - 2007-12-15

15.12.2007

Э. НИКОЛАЕВА: Продюсер… Как много в этом слове всякого разного слилось, как много в нем переплелось. Кто он, эта современная акула шоу-бизнеса? Сейчас мы об этом узнаем из общения с гостем нашей студии, классическим представителем нашего продюсерского цеха Михаилом Зальцманом. Добрый вечер, Миша.

М. ЗАЛЬЦМАН: Добрый вечер.

Э. НИКОЛАЕВА: Сразу вопрос – насколько вы можете быть откровенным, чтобы не испортить отношения внутри цеха? На что распространяется закон омерты?

М. ЗАЛЬЦМАН: По обстоятельствам. Все будет зависеть от вопросов. Про тех, с кем мы не дружим, я, конечно, выскажу все, что я думаю прямыми словами, про других – скромно промолчу.

Э. НИКОЛАЕВА: А современная акула шоу-бизнеса может с кем-то не дружить и даже по поводу этого что-то говорить?

М. ЗАЛЬЦМАН: Случается. Все-таки известный факт, что наш российский шоу-бизнес – это все-таки банка с тараканами. И не только российский, наверное. Но бывают и союзы в рамках этой банки. Какие-то свои ассоциации, свое НАТО, свой Европейский союз.

Э. НИКОЛАЕВА: Вот сейчас Новый год. Можете сказать, сколько стоит участие того или иного артиста в новогоднем огоньке, в концерте, в корпоративке и т.п.?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, все зависит от артистов. Цены на суперзвезд сейчас начинаются от 50 евро, обычно больше, от получаса до сорока минут, редко кто час будет мучиться.

Э. НИКОЛАЕВА: От 50 евро? Даже такое есть.

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, 50 евро сейчас, наверное, самое дешевое.

Э. НИКОЛАЕВА: А есть такое? Мне кажется, вы ниже тысячи не опускаетесь.

М. ЗАЛЬЦМАН: 50 тысяч, естественно. Так, на всякий пожарный.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, на всякий пожарный так нужно с самого начала начинать. Тут люди простые, знаете, у нас такими категориями в журналистике не сильно мыслят. Это вы, пиарщики и продюсеры, зажрались, я бы сказала.

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, так исторически получилось. Все-таки сейчас макроэкономическая ситуация хорошая, поэтому люди готовы отдыхать. Опять же, суперзвезды, они и так, собственно говоря, ниже 50 евро редко берут…

Э. НИКОЛАЕВА: Хороший ход – 50 евро. – "Миша, мне нужен Киркоров". – "Да полтинник давай"…

М. ЗАЛЬЦМАН: Под Новый год, я думаю, за такую цену Филипп Бедросович в лучшем случае зайдет пожать руку, да и то вряд ли. Зайдет, наверное.

Э. НИКОЛАЕВА: Ладно, вы еще скажите, у кого – что? До какого максимума может доходить заход очередного Бедросовича на какую-то корпоративку?

М. ЗАЛЬЦМАН: Если какая-то крупная компания берет иногда артиста… Значит, если это выезд, то есть нет возможности прочесать, образно говоря, весь новогодний вечер, по пяти-шести местам, то сумма иногда доходит до полумиллиона долларов за один день в буквальном смысле, скажем, если это отъезд куда-нибудь в Ханты-Мансийск, в Кагалым, в какие-нибудь другие замечательные сибирские города с единственной целью – посмотреть на природу Сибири, под Новый год сделать себе подарок, то заодно дают бонус в виде полумиллиона долларов.

Э. НИКОЛАЕВА: Ничего себе, Миш, я не пойму, откуда люди деньги берут сейчас? Мне непонятно. Все из нефти, да?

М. ЗАЛЬЦМАН: Из тумбочки, я думаю, все-таки.

Э. НИКОЛАЕВА: Все из тумбочки. Мы тут ходим, копейки считаем, думаем – купить это или не купить, а они разбрасываются, расшвыриваются просто. Зажрались. Вообще, чтобы работать с артистами, нужно обладать определенным характером?

М. ЗАЛЬЦМАН: Во-первых, все-таки все зависит от случая и как повезет с артистами, как артисту повезет с продюсерами. Бывают, наверное, плохие продюсеры и бывают, наверное, не самые порядочные артисты. Но одна из вещей, которая, наверное, необходима в шоу-бизнесе, чтобы как-то сохраниться как человеку, учитывая, что грязи все-таки в шоу-бизнесе, к сожалению, очень-очень много, это как-то уметь блокировать окружающие тебя негативные явления. Если научился блокировать – тогда будет легко, непринужденно, ты будешь просыпаться, думаешь "какое же счастье, что я проснулся".

Э. НИКОЛАЕВА: Миш, скажите, вид у вас такой демократический – джинсы неподшитые по полу волочатся, я бы сказала хипповско-американского такого продюсера, майка рокерская. Вас жаба не давит? Мимо рыла практически такие бабки пролетают, не обидно? Вам какие-то крохи перепадают, я надеюсь?

М. ЗАЛЬЦМАН: Не совсем. Я ж не директор, я ж продюсер.

Э. НИКОЛАЕВА: А, себя тоже не обижаете?

М. ЗАЛЬЦМАН: Конечно.

Э. НИКОЛАЕВА: То есть это видимая такая демократичность, а сами на "Роллс-Ройсе" подъехали к "Эху Москвы"?

М. ЗАЛЬЦМАН: Подъехал на "Мерседесе", но у меня есть одно место, где можно взять всегда "Роллс-Ройс" всего за 800 долларов, если нужно. Изредка могу и "Роллс-Ройс" с двумя джипами охраны взять и, в целом, недорого. Что приятно в шоу-бизнесе – иногда можно одеться черт знает как, и если в любой другой уважающей себя бизнес-тусовке тебя вытолкнут моментально и больше не пустят назад, то в шоу-бизнесе примут как полезный эпатаж.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, потому что они будут знать о том, что все-таки вы ездите на "Мерседесе", вы же известная фигура в мире шоу-бизнеса, Михаил Зальцман.

М. ЗАЛЬЦМАН: Наверное.

Э. НИКОЛАЕВА: Вообще-то, я понимаю, что у вас, наверное, даже считается дурным тоном не придти в рваных длинных джинсах, а постоянно говорить про деньги: деньги, откуда столько денег? Наверное, в порядке вещей просто называть суммы и не краснеть?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, куда ни приходишь, если спрашивают, то называем, не спрашивают – не называем. Я бы вообще говорил только об искусстве. Я недавно посмотрел интервью с Дробышем на каком-то канале. Дробыш сказал: "Я вообще хочу говорить только об искусстве". И, наверное, я тоже.

Э. НИКОЛАЕВА: А деньги складывать в тумбочку. Рубрика "Блиц" – коротко о вас. Хоть вы, как и все продюсеры, засекреченные, где учат на продюсера?

М. ЗАЛЬЦМАН: Я таких мест не знаю. По большому счету, все продюсеры, с которыми я знаком, вот как-то человек в один прекрасный день случайно организовал либо концерт, либо еще что-то такого рода, либо школьную вечеринку и подумал "господи, как же здорово, я хочу этим заниматься до конца своей жизни", или просто долгое время занимался чем-то другим и всегда что-то тянуло к искусству, каким-то боком, или в других индустриях просто надоело, или еще какие-то причины, и подумал "а ведь в шоу-бизнесе летают огромные деньги, почему бы нам в него тоже не придти".

Э. НИКОЛАЕВА: Расскажете потом, как протоптать дорожку в этот ваш шоу-бизнес. Насколько это легкий бизнес?

М. ЗАЛЬЦМАН: Опять же, смотря чем занимаешься, как занимаешься. И все-таки самое главное – везение продюсерское. Если тебе повезло с артистом, если взял и выстрелил, выстрелил суперхит, выстрелило еще что-то, когда этот артист востребован – можно закрывать глаза и стричь купоны. Если артист не востребован – можно голову расшибить об стену, не одну стену поломать и, к сожалению, толку никакого.

Э. НИКОЛАЕВА: И уйдешь ты в журналистику, Миша.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, да. А мне, кстати, нравится: демократично, хорошо, тихо.

Э. НИКОЛАЕВА: Денег мало.

М. ЗАЛЬЦМАН: Не в деньгах счастье.

Э. НИКОЛАЕВА: Все деньги в карманах, сейфах и тумбочках главных редакторов.

М. ЗАЛЬЦМАН: Я смотрю, у вас столько прекрасных старых тумбочек. Я просто практически уверен, что в одной из них лежит огромное количество денег.

Э. НИКОЛАЕВА: Миша, правда ли, что все продюсеры под мафией? У вас есть крыша?

М. ЗАЛЬЦМАН: Крыша есть, насчет мафии не знаю. Я вообще ни разу бездомного продюсера не видел, хотя слухи ходят – бывают. Конечно, что такое мафия? Конечно, как в любом другом бизнесе, который существует более или менее долгое время, начинают создаваться какие-то связи, какие-то отношения, начинают создаваться какие-то группировки. Естественно, группировки начинают друг с другом воевать. Естественно, если человек никого не знает… Ну, это понятно, и здесь не стоит думать, что шоу-бизнес отличается от какого-то другого: ты сделал услугу – тебе сделали услугу; ты кому-то что-то не сделал – тебе тоже что-то не сделали.

Э. НИКОЛАЕВА: Насвинячили.

М. ЗАЛЬЦМАН: В долгу никто друг перед другом не останется. И поскольку все-таки люди творческие, то драться так драться. Если, скажем, в другом бизнесе у людей хватает мозгов сесть за стол и сказать "слушайте, что-то фигня с нашим алюминием, давайте просто договоримся уже и будем работать", пожать руки и так далее, то в шоу-бизнесе такое тоже часто случается, но на следующий день все договоренности забываются и, наверное, в этом прелесть этого бизнеса, что абсолютная непредсказуемость в отличие от любого другого.

Э. НИКОЛАЕВА: Как вы завоевывали доверие артистов, Михаил?

М. ЗАЛЬЦМАН: Я, наверное, не завоевывал конкретно. В России чем я занимаюсь – мы пытаемся взять молодого артиста и сделать из него что-то светлое, большое, но самое главное, что у меня достаточно большой опыт прокатчика, я долгое время возил артистов в Америку, в Германию, практически всех артистов перевозил и туда, и туда, много в Израиль возил, и просто главное, что я видел в звездах, это то, что, условно говоря, продюсер не играет никакой роли, абсолютно никакой, то есть помогает с концертами, конечно, помогает с эфирами, но звезда есть звезда. Проблема сегодняшнего шоу-бизнеса, на мой взгляд, вот "Фабрика", когда молодая звезда может стать звездой, это то, что человеку ничего не дают делать. Как работает бизнес в Америке? Я 8 лет прожил в Америке. Находят талантливого человека и развивают его талант в рамках того, что он может, потому что в этом, собственно говоря, и есть артист, его персональность какая-то, индивидуальность, абсолютно непохожая. И продюсера не видно, не слышно. Конечно, бывают и другие, но мы говорим о том, что любая суперзвезда, ее никто не ломал. Вот я посматриваю "Фабрики" – не то что я их специально не смотрю, просто так получается…

Э. НИКОЛАЕВА: "Фабрики" – вы имеете в виду 1-го канала?

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, да. "Фабрика", другие передачи. Ну, опять же, грех говорить про что-то плохо, сколько людей столько и мнений…

Э. НИКОЛАЕВА: Тем более вам грех говорить.

М. ЗАЛЬЦМАН: Тем более. Абсолютно. В мире шоу-бизнеса принято говорить "все плохие, я самый хороший", но что конкретно мне не нравится – что продюсер является главный человек.

Э. НИКОЛАЕВА: Всех под одну гребенку чешет?

М. ЗАЛЬЦМАН: Под гребенку продюсера, не обязательно под одну. Вот как он видит артиста. Это не продюсер. Это человек, у которого есть какие-то свои амбиции, свое видение, который хочет реализовать себя за счет молодых исполнителей. В этом тоже, наверное, ничего ужасного нет, но и хорошего мало. Опять же, наверное, раз на раз не приходится. Но настоящая творческая личность – не нужно, чтобы его ломали. Сколько артистов, если вы возьмете российских суперзвезд…

Э. НИКОЛАЕВА: А кто у нас российские суперзвезды?

М. ЗАЛЬЦМАН: Возьмем Леонтьева, возьмем Пугачеву, возьмем того же самого Баскова, может… Группу "Звери"…

Э. НИКОЛАЕВА: "Может"? Он на вас обидится и не поедет…

М. ЗАЛЬЦМАН: Нет, Басков – это святое, и я лично люблю очень Николая Баскова, и особенно все, кто его знают, очень любят его как человека. Почему я сказал "может" – потому что он немножко выходит от остальных звезд, что конкретно Басков – была какая-то ниша, в рамках этой ниши…

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, хорошо, взяли мы всех этих…

М. ЗАЛЬЦМАН: Он чуть-чуть поменялся ради этой ниши, хотя потом очень здорово с нее сошел чуть-чуть и стал ближе к народу. Ну, когда мы говорим обо всех этих людях – все эти люди индивидуальности, они все не похожи ни на кого другого, их никогда ни с кем не спутаешь. То же самое, если возьмем рок-звезд – "Муммий-Троль", "Наутилус", Земфира, группа "Звери", и если посмотреть их карьеру, по большому счету, думаю, не ошибаюсь, 90 процентов звезд – это то, что к ним пришли, и кто-то говорил "делайте так" или "делайте так", они всех послали куда подальше по любым причинами и сказали "мы будем такие или мы переживем без вашего шоу-бизнеса". И находились какие-то люди…

Э. НИКОЛАЕВА: Которые подстраивались под них.

М. ЗАЛЬЦМАН: Которые либо подстраивались, либо считали, что это большая честь. Для американского продюсера считается честью найти самородок и помочь ему подняться. Не подстроиться. Просто каждый должен заниматься своим делом. Звезда должна творить, продюсер должен заниматься тем, чтобы ничто не мешало.

Э. НИКОЛАЕВА: В общем, отцом родным должен быть.

М. ЗАЛЬЦМАН: Наверное.

Э. НИКОЛАЕВА: Какие качества в вас развила эта профессия?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, собственно, никаких, наверное. Ну, умение, как я уже говорил, блокировать какие-то негативные вещи. Конкретно в каких-то людях, наверное, что-то развивает. А во мне, наверное, не развило. Недоразвитый получился продюсер.

Э. НИКОЛАЕВА: Простой очень. Доступный такой.

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, может, не поменялся.

Э. НИКОЛАЕВА: Без понтов.

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, это у меня имидж такой – без понтов. Я очень понтовый.

Э. НИКОЛАЕВА: В делах – понтовый, палец в рот не клади.

М. ЗАЛЬЦМАН: Когда нужно. Я знаю очень многих людей, те же самые братья Запашные, которые прекрасные люди, с которым пообщаться одно удовольствие, если в энциклопедии ставить фотографию на беспонтовость – можно поставить братьев Запашных, но когда нужно, они включат такую звезду, что любые суперзвезды, которые, там, с утра до вечера ходят, подняв нос, или люди, которые родились ради пафоса, рядом не стояли.

Э. НИКОЛАЕВА: Конечно, больше всего меня поразила одна новость, услышанная от вас. Михаил купил эксклюзивные права на субботние события с участием Ксении Собчак. Вот куда дело-то зашло. И как это понимать? И зачем вам такое?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, это, во-первых, большое счастье, я считаю, работа с Ксенией. Главная причина, что как-то я, так исторически получилось, вышел из другого мира. Большинство людей, которые работают в российском шоу-бизнесе – бывшие певцы, бывшие гитаристы, что очень здорово. Это бывшие люди каких-то творческих профессий. Я долгое время занимался компьютерами, программированием и совершенно другими делами.

Э. НИКОЛАЕВА: Кстати, есть такой налет немножко программиста такого.

М. ЗАЛЬЦМАН: С кем не бывает.

Э. НИКОЛАЕВА: Рыжий, лохматый, кудрявый. Правда, немножечко кудри срезал.

М. ЗАЛЬЦМАН: Я готовился. У меня стилист, он мне специально делает этот имидж…

Э. НИКОЛАЕВА: На Алексея Венедиктова, наверное, работаете?

М. ЗАЛЬЦМАН: Мы, кстати, похожи. Был его портрет, я еще подумал, специально повесил, чтобы это я посмотрел, что он тоже на меня похож. Какая проблема российского шоу-бизнеса? Проблема, на мой взгляд, бизнес в целом. Вот я, опять же, беру Америку и, упаси господи, не как эталон, а просто, наверное, в каждом деле нужно брать самое лучшее. Воровать. Билл Гейтс в свое время сказал замечательную фразу: "Хороший художник копирует, гениальный – ворует". В Америке шоу-бизнес – это творческие люди и бизнесмены, не боюсь этого слова, инженеры человеческих душ. Суперзвезда в Америке – ей не нужно башка чтоб болела, чтобы искать концерты. Ей легче заключить договор с какой-то большой конторой, чтобы контора каждую субботу, независимо ни от чего, выделяла энное количество денежных знаков, самолетов, "Роллс-Ройсов" и так далее…

Э. НИКОЛАЕВА: Как бы не продешевить. А вдруг кто-то по субботе по какой-то предложит больше?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, главное, чтобы голова не болела.

Э. НИКОЛАЕВА: Стабильно чтобы было – капает и капает.

М. ЗАЛЬЦМАН: Капает спокойненько. Можно заниматься, опять же, творчеством.

Э. НИКОЛАЕВА: Потом у Ксюши спросят: "Ксюша, откуда у тебя столько денег?". А она скажет: "А у меня все субботы проданы". А почему только субботы, Миш?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, лучший день. Я хотел купить вначале и понедельники, но потом: "Нет, понедельник у меня самый дорогой день, я в него отдыхаю, ни за что". Поэтому как-то не срослось, договорились только на субботу.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, хорошо. А сколько стоит суббота у Ксюши Собчак для Михаила Зальцмана?

М. ЗАЛЬЦМАН: Я не помню.

Э. НИКОЛАЕВА: Так я вам и поверила. Не надо мне моргать. Давайте колитесь.

М. ЗАЛЬЦМАН: Что-то обсуждали, что-то где-то. Но, в основном, наверное, за красивые… Вообще, у нас в шоу-бизнесе практически все вечеринки, все корпоративы, все делается за красивые глаза.

Э. НИКОЛАЕВА: А откуда вы скопировали эти субботы? Эти покупки дней, вообще откуда это пошло такое? Феня, я бы сказала. Такого, по-моему, у нас еще не было.

М. ЗАЛЬЦМАН: Обычная американская практика, что, опять же, крупная контора, у которой есть большое количество связей, большое количество заказов, которые скапливаются, им легче…

Э. НИКОЛАЕВА: Денежки накапливаются – можно ими распоряжаться.

М. ЗАЛЬЦМАН: Абсолютно. По большому счету, в российском шоу-бизнесе тоже это случится.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы – зачинатель, первопроходец.

М. ЗАЛЬЦМАН: Я первый человек, который украл и принес. Наверное, кто-то еще есть, просто я о них не знаю.

Э. НИКОЛАЕВА: Как любой гениальный человек.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, абсолютно.

Э. НИКОЛАЕВА: И сколько в Америке вашей любимой стоит день со звездой?

М. ЗАЛЬЦМАН: Почему Америка моя любимая? Я Россию люблю намного больше, но в Америке день со звездой стоит дороже, поэтому Россию я люблю больше.

Э. НИКОЛАЕВА: Миш, ну, сколько стоит в Америке?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, суперзвезда, скажем, Де Ниро чтобы пригласить, это от 800 тысяч долларов. Элтон Джон – от миллиона. Агилера – тоже от миллиона. Хотя всегда бывают исключения. Звезда может и бесплатно подойти, если, конечно, я ей гарантирую, что после этого контракт на 20 миллионов рекламный подпишут. Ну, мы надеемся, что в России тоже вырастут приблизительно на такой уровень. Все-таки мы стремимся догнать и перегнать Америку, и наши звезды, я считаю, просто получают преступно мало на данный момент. Эту сумму надо резко увеличить.

Э. НИКОЛАЕВА: То есть денег в Москве настолько много, что вы думаете, что проблем с занятием Ксюши по субботам у вас не будет?

М. ЗАЛЬЦМАН: Я надеюсь. Попытка не пытка. Нет, самое главное, вот я начал говорить, к сожалению, что-то меня здесь перебило, не помню что…

Э. НИКОЛАЕВА: Наверное, кто-то кто мешает вам разговаривать.

М. ЗАЛЬЦМАН: Я вам объясню часто случающуюся вещь. Кто-то хочет пригласить артиста. Пригласили какую-то группу. А еще эту группу пригласило еще три компании. И так получилось, что они что-то перепутали, где-то что-то забыли, в результате гигантская свадьба олигарха без артиста. Артист просто в последний момент решил подороже куда-то съездить. Он даже не знал, к кому он едет. Если бы он знал, к кому он едет…

Э. НИКОЛАЕВА: К олигарху. Что ему мало потом не покажется.

М. ЗАЛЬЦМАН: Мало обычно не покажется. Ну, во-первых, с артистами редко кто ссорится… ну, во-первых, никто в долгу не остается, и когда кого-то, простите, опрокинули, естественно, это очень неприятно. Возникают самые разные ситуации. И в рамках этой ситуации…

Э. НИКОЛАЕВА: Быстро принимаются решения.

М. ЗАЛЬЦМАН: Абсолютно. Иногда эти решения очень сильно бьют по какому-то промоутеру, по какому-то человеку, который делал свадьбу, в конце концов по жениху и невесте, которые ждали… Жених делал подарок – вот, твой любимый артист…

Э. НИКОЛАЕВА: И продюсер потом сосет лапу.

М. ЗАЛЬЦМАН: Свадьба завалена. Продюсер эмигрирует на 8 лет в Америку…

Э. НИКОЛАЕВА: Спасая собственную шкуру.

М. ЗАЛЬЦМАН: Конечно. Еще ж зависит – чья свадьба.

Э. НИКОЛАЕВА: Мы уже поняли, что зависит.

М. ЗАЛЬЦМАН: И как раз такие вещи, что если будет у артиста четкое понимание, с какой компанией он работает, и четкое взаимодействие – как, что, где, в какой момент, какой график у такого-то артиста, чтобы еще заодно случайно не получилось, что два часа разницы между выступлениями…

Э. НИКОЛАЕВА: Не доехать.

М. ЗАЛЬЦМАН: Чтобы не перепутали, что Казахстан и Армения, они не рядом.

Э. НИКОЛАЕВА: А, кто географию не знает из продюсеров. Бывает и такое, наверное?

М. ЗАЛЬЦМАН: Случается.

Э. НИКОЛАЕВА: Денег куры не клюют, а мозгов нету.

М. ЗАЛЬЦМАН: Бывает, бывает. Ну, Камчатка – подумаешь, четыре часа лету, быстренько сели – четыре часа и все, на Камчатке. Иногда город назвали какой-то, с виду он в Подмосковье, а он, оказывается, где-то за Владивостоком. А звучало так хорошо – Петушки, ну, думаешь, ишаку понятно, максимум час. И на билеты выделена такая сумма, что кажется, что вообще в Москве находится.

Э. НИКОЛАЕВА: Развлекаться можно не только глядя на звезд, но и слушая рекламу на "Эхо Москвы". Мы продолжим сразу после.

РЕКЛАМА

Э. НИКОЛАЕВА: Итак, Михаил Зальцман, олицетворение нашего шоу-бизнеса. В общем-то, я так понимаю, что продюсеры и все эти наши звезды дают населению страны ясный сигнал: долой всякий стыд в зарабатывании денег – зарабатывай как хочешь и на чем хочешь, если это не запрещено. Так, что ли?

М. ЗАЛЬЦМАН: Не совсем, опять же, у большинства звезд есть какие-то этические нормы. Но что плохого в чесе, если чес хороший? Ну, говорят, вот, артист, вот, поехал, зарулил такую цену! Не хочешь – не плати. Вообще, вот эта скромность в зарабатывании денег. Я вот очень уважаю (имя – неразборчиво), который еще сто лет назад, чуть ли не при коммунизме сказал: "Слушайте, я хочу зарабатывать деньги. Что в этом плохого?". Артист – такая же профессия, как любая другая.

Э. НИКОЛАЕВА: Тем более что папа у него не олигарх.

М. ЗАЛЬЦМАН: Абсолютно. Ему нужно обеспечить детей, семью, дома в Майами, остров свой. Все это требует денег.

Э. НИКОЛАЕВА: А где остров-то у него? Интересная, кстати, информация. Глазки сразу у Миши блеснули.

М. ЗАЛЬЦМАН: Не знаю. Остров – я сказал в целом, как вариант. У каждого из нас есть какой-нибудь островок.

Э. НИКОЛАЕВА: В душе.

М. ЗАЛЬЦМАН: Он не обязательно в океане, он может быть где-нибудь на Рублевке и стоить гораздо дороже, прошу отметить. Вообще отношение к зарабатыванию денег сейчас вроде как стало улучшаться. Я просто смотр, вся страна как-то на богатых стала смотреть получше, но артист, если можно про какого-то олигарха сказать "а, он украл", то про артиста не скажешь. Все, что сделал артист – заработано собственным талантом, собственным трудом.

Э. НИКОЛАЕВА: Да, артистам еще можно позавидовать, потому что у них есть деньги и есть возможность продемонстрировать свою крутизну и понты покидать, а некоторым богатым, так их прямо жалко бедных, негде им понты кинуть. Просто сердце кровью обливается, на глаза наворачиваются слезы, бедолаги.

М. ЗАЛЬЦМАН: Драма. Ну, артистам тоже нелегко. Работают с утра до вечера. Иногда хочется "вот сейчас как удивлю", и не могут. Вот пригласили в Монте-Карло, платят достаточно большую сумму, но не могут они удивить. Не могут они, надо срочно ехать, заниматься опять тупым…

Э. НИКОЛАЕВА: Тупым чесом.

М. ЗАЛЬЦМАН: Вообще, как шахтеры, если вдуматься. Больше, чем шахтеры, работают. Я знаю звезд, которые просто концерты, концерты, концерты, два года человек не вылезает, буквально два дня отдохнул, да и то в процессе записи...

Э. НИКОЛАЕВА: Когда же почивать на этих самых лаврах под названием деньги? Да, зарабатывай как хочешь и на чем хочешь. А что-нибудь есть запрещенное в шоу-бизнесе?

М. ЗАЛЬЦМАН: Опять же, все зависит от человека.

Э. НИКОЛАЕВА: А то население наше тупит, не понимает, все обсуждает, обсуждает всех.

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, как зарабатывай на чем хочешь. Многие артисты зарабатывают только так, как хотят. Есть те, то принципиально не ездят ни на какие политические тусовки. Скажем, вы знаете, группа "Наутилус Помпилиус" до сих пор, насколько я знаю, ни разу, ни за какие деньги, любые деньги им предложи, они не поедут поддержать какого-нибудь губернатора или мэра.

Э. НИКОЛАЕВА: Опасное это дело сейчас, знаете, поддерживать губернатора.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да нет, это же артисты. Артист – что такое? Приехал, попел. В артистов стреляют редко, хотя бывают исключения.

Э. НИКОЛАЕВА: А потом ему на центральные площадки страны ход заказан. А какими еще кусочками звезд можно торговать? Вот субботами. А еще чем?

М. ЗАЛЬЦМАН: Как вообще я попал в продюсерство –я долгое время занимался по совместительству, как хобби, прокатом артистов. В Америку я привозил Жириновского, привозил группу "Ленинград", первый в Америке привез "Наутилус" тот же самый.

Э. НИКОЛАЕВА: В Америке все то же самое?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, я занимался только с русскими артистами. Ну как, приехал артист – естественно, особенно когда я начинал этим заниматься, каждый артист приезжавший у меня, как и у любого, наверное, нормального человека глаза на лоб, думал ли я, что буду с Бутусовым сидеть рядом…

Э. НИКОЛАЕВА: Которого вы привезли туда.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да. И когда вдруг Бутусов на тебя смотрит как на равного, ты все-таки продюсер, ты вдруг начинаешь расти в своих глазах.

Э. НИКОЛАЕВА: Вот я и хотела спросить, не возникает мысли на островок чей-то съездить, на дачке чьей-то пожить в Майами?

М. ЗАЛЬЦМАН: Таких не было, но как бы своя есть, так что такой мысли не возникало. Но дело не в этом. Дело в том, что каждый раз, говоря с артистами, я каждый раз поражался, просто узнаешь у них как работает российский шоу-бизнес, и просто был в шоке, что никак не работает, нету вообще бизнеса. Шоу-бизнес есть, а бизнеса нет.

Э. НИКОЛАЕВА: А я хотела спросить – мы полностью в русле американского шоу-бизнеса?

М. ЗАЛЬЦМАН: Да нет, мы совсем не в русле американского шоу-бизнеса. Российский шоу-бизнес – совершенно уникальное отдельное явление, что если какие-то вещи, как то – клипы снимаются, то есть все, что касается творчества, я ответственно говорю, Россия минимум не хуже других стран и есть очень профессионально работающие люди, есть таланты, которые как минимум не хуже, чем лучшие звезды мира, тот же самый Киркоров, группа "Звери". Я думаю, если бы они были в Америке, они бы достигли не меньших результатов, чем здесь. А бизнеса – нету. Нету той структуры, которая должна делать беспроблемные концерты, которая должна отвечать за то, чтобы у звезд не было проблем с приездами, с самолетами, забыли встретить. Огромное количество нюансов. Нет профессионалов, которые бы обеспечивали функционирование ежедневное, рутинное функционирование шоу-бизнеса.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну как нет? Михаил Зальцман, олицетворение нашего шоу-бизнеса. Есть, вот он, сидит.

М. ЗАЛЬЦМАН: Приехал я и сотворился. Один из первых, надеюсь. Просто почему я думаю, что у меня не то что получится, а другие просто не знали, как это работает. А я, так исторически получилось, что насмотрелся и сейчас попытаюсь свой опыт использовать на российских просторах.

Э. НИКОЛАЕВА: Понятно, то есть что, вы не так давно с американщины?

М. ЗАЛЬЦМАН: Два года назад вернулся.

Э. НИКОЛАЕВА: Деньги, наверное, все проели, пропили…

М. ЗАЛЬЦМАН: Пропил, прогулял.

Э. НИКОЛАЕВА: Решили деньжат подзаработать тут.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, набрал кредиты и подумал – что я в Америке забыл? Нет, я живу половину времени в Америке, половину времени в России, то есть что-то здесь попробовал сделать, опять приехал в Америку, подсмотрел, подузнал, опять приехал сюда, опять от своего имени толкаем.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы один из самых крупных мировых прокатчиков русских артистов, во всяком случае так вы себя позиционируете, насколько мне известно.

М. ЗАЛЬЦМАН: Как-то не позиционирую. Я просто обожаю, когда я прихожу на какую-нибудь программу или еще куда-то, и мне говорят: "Вот, вы себя позиционируете как один из самых крупных прокатчиков…". Я говорю: "Почему я себя позиционирую?".

Э. НИКОЛАЕВА: Вы и есть такой.

М. ЗАЛЬЦМАН: Чем я провинился, чем я заслужил фразу "вы себя позиционируете"? Я говорил это? – "Ну как же, вы Жириновского делали в Америке, Задорнова делали, Сюткина делали, Этуша делали?". – "Ну, делал". – "Значит, вы крупный". – "Ну, крупный, но я же не позиционирую. Я просто уже, ужас какой-то, в третьем интервью подряд мне говорят "вы себя позиционируете". Где?

Э. НИКОЛАЕВА: Я же дала вам возможность выплеснуть накопленное негодование по поводу этой фразы.

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, я же не виноват, что я их возил.

Э. НИКОЛАЕВА: Возили в Америку всех крутых и сам, значит, очень крутой.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да это не сложно. Давайте обсудим, что такое прокат, тем более прокат в нормальное стране? Сняли 20 залов, занесли артисту денег и спокойно пожинаешь купоны или не теряешь денег. Все.

Э. НИКОЛАЕВА: Хорошо. Так мы вам и поверили. Ведь это же каждый раз целая эпопея. Я думаю, простому человеку впечатлений даже от одного такого предприятия хватило бы, наверное, на всю жизнь.

М. ЗАЛЬЦМАН: Любой продюсер вам обязательно расскажет историю, когда он начинал…

Э. НИКОЛАЕВА: Расскажите мне какую-нибудь историю, как вы возили, например, "Наутилус" в Америку или группу "Ленинград", этого хулигана-матершинника.

М. ЗАЛЬЦМАН: У меня есть два – "Ленинград" и Жириновский, которых я возил в Америку, от которых я получал, как ни глупо, сплошное удовольствие. Почему? Потому что несмотря на то, что они официально хулиганы, подонки, он говорит: "Михаил Борисович, нам нужно чего-нибудь сломать, пятое-десятое, пиар, что нам можно сломать?". – "Ломайте вот эту вещь, эту, вот этот стул оставьте". И ответственное отношение к зрителю, к сцене. Выходит группа "Ленинград", как начнут зажигать! Очень профессиональное отношение к делу. Что касается группы "Наутилус" – когда я буду умирать, наверное, будут какие-то три-четыре вещи, которые я вспомню. Я самый первый, кто привез "Наутилус" в Америку…

Э. НИКОЛАЕВА: В каком году это было?

М. ЗАЛЬЦМАН: Это было лет пять назад, где-то 2002-й. Самое приятное, что было – город Нью-Йорк, 2,5 тысячи человек, абсолютно заполненный зал. Я не думаю, что российским радиослушателям будет интересно название, клуб назывался "Рокси". И "Наутилус" поет песню. То есть это уже был не "Наутилус", это уже была новая группа "Бутусов и Юпитер", поет "Гудбай, Америка, о, где не был никогда". И все-таки в этом есть что-то сюрреалистичное, потому что все мы слушали эту песню в конце 80-х, и главный смысл был в том, что он никогда там не будет. Это был первый визит Бутусова в Америку…

Э. НИКОЛАЕВА: И слезы умиления навернулись на ваши глаза.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да я ревел, как ребенок. Вот ради такого… Я думаю, любой продюсер, есть у него момент… Вообще же продюсерская жизнь ужасна, особенно прокатчика…

Э. НИКОЛАЕВА: Снял зал, занес деньги…

М. ЗАЛЬЦМАН: Ладно, продюсер, хоть все в его руках. А прокатчик, когда артист заболел за день? У него сердечный приступ или помер, не дай бог, нашел время? Это же вообще ужас, а у тебя залы, зрители, города, в которые если сейчас артист не приедет, они вообще больше ни на один концерт не пойдут.

Э. НИКОЛАЕВА: И что делают обычно в таких случаях?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, ничего. Звонишь, умоляешь, просишь, умножаешь. Самые разные бывают способы. Половина из них не работает, половина тем более не работает. Но вот есть какие-то моменты, которые случились и ради которых стоило жить.

Э. НИКОЛАЕВА: Продюсером.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, да. Вот этот момент случился – и ты понимаешь, все-таки не зря я в это полез.

Э. НИКОЛАЕВА: Расскажите какие-то случаи, которые у вас были с "Ленинградом", с Жириновским, как вы с ними ходили, чего они вам говорили.

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, наверное, с Жириновским было вообще веселее всего.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, человек умный потому что.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, человек умный, эрудированный. Во-первых, он очень тихий и спокойный.

Э. НИКОЛАЕВА: Воспитанный, кстати.

М. ЗАЛЬЦМАН: Воспитанный.

Э. НИКОЛАЕВА: Когда нужно – знает как себя вести.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да он себя все время нормально ведет. Что такое Жириновский? Сидим, обсуждаем что-то один на один. Он говорит: "Слушай, тут должно это быть, а давай здесь сделаем вот так". В это время кто-то входит: "Пшел вон отсюда? Что пришел? Пошли, пошли отсюда!". Ну, сплошное удовольствие получаешь. Причем, человек, ему переключиться туда-сюда никаких проблем. Он за сценой говорит по телефону: "Слушай, столько-то денег переведи сюда, столько – туда, не забудь отдать этому, кошек покормили, этому привет". Выходит на сцену: "Надоели! Все надоели! Конец Америке однозначно! Не будет больше вашей Америки! Не будет! Я вам говорю!". Все, вышел опять попить воды: "Слушай, а как там у нас? Как у детей? Замечательно…"…

Э. НИКОЛАЕВА: Артист, артист. А этот, который самый хулиганистый, который "Ленинград"?

М. ЗАЛЬЦМАН: С ним вообще замечательно. Прекрасный артист тоже. "Ленинград" же тоже уникальная группа в чем – он же тоже как бы изначально не был артистом, он был журналистом, еще кем-то, и он посмотрел на российский шоу-бизнес и сказал: "Какое же уродство, не о ком писать". Создал какой-то имидж. Вот как Мерлин Мэнсен тоже был журналистом.

Э. НИКОЛАЕВА: Между прочим… Как его зовут, забыла…

М. ЗАЛЬЦМАН: Шнур? Сергей Шнуров.

Э. НИКОЛАЕВА: А какая у него фамилия?

М. ЗАЛЬЦМАН: Шнуров, если не ошибаюсь. Надо посмотреть, визу мы делали, у всех такие смешные фамилии получаются. Я, честно, не помню, настоящая фамилия или не настоящая, но могу сказать точно, что это один из тех людей, который пошел в шоу-бизнес, потому что им не нравилось то, что они видят.

Э. НИКОЛАЕВА: А помнишь, он в свое время как на Шевчука наезжал? А Шевчук его как не любил! А, наверное, потому что Шевчук – это нереализованный Шнур, потому что именно так, как Шнур, он хотел себя вести на сцене. Так не кажется?

М. ЗАЛЬЦМАН: Я боюсь обсуждать творческий вопрос. В чем проблема таких звезд, как Шевчук, опять же – на мой взгляд, грех плохо говорить про звезд, тем более про Шевчука…

Э. НИКОЛАЕВА: А почему, кстати, с "ДДТ" ты не работаешь?

М. ЗАЛЬЦМАН: "ДДТ" тоже возил один раз. Я просто не помню. Мы с партнерами, кажется, один раз везли, просто не помню, довезли ли. Кажется, довезли все-таки. Понимаете, есть два вида артистов. Одни артисты сделали себя сами, то есть думали, сами себе прописывали свой имидж. Другие артисты – голодные люди, которым было что сказать. Тот же самый Шевчук, Земфира, дай бог, чтобы их творчество вышло опять на какие-то новые уровни. Но пока они были голодные, вот это голодные волки, которые копили эту энергию и думали "однажды мы как скажем!", и вот им дали возможность, они как сказали… А потом – все, появились деньги. Во-первых, они пели с голода, они пели и им было что сказать: мы голодные, но в нас есть что-то. Главное, это еще драйв, невостребованность, а мы сейчас как покажем. Они показали. Теперь слушаешь Шевчука и я просто себе физически могу представить, как он сидит и думает: "Блин…"…

Э. НИКОЛАЕВА: Что же написать…

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, да. Раньше говорил "последняя осень". Вроде фраза как фраза, но в ней было столько души. Сейчас он говорит: "О, пропавший без вести. Точно, делаем пропавший без вести". Фраза хорошая, но ее послушаешь – нету за ней ничего. Раньше харизма шла. Земфира раньше пела – что ни слово, то просто столько энергии…

Э. НИКОЛАЕВА: А Земфира, судя по всему, вас, Миша, отправила куда подальше?

М. ЗАЛЬЦМАН: Нет, не отправила. Мы как-то один раз в Бостоне тоже, кажется, что-то делали.

Э. НИКОЛАЕВА: Вроде вы такой контактный, очень знаете подход к каждому артисту.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да мы просто когда говорим об артистах, просто мое мнение как продюсера, что нужно находить какие-то способы, как голодных артистов – либо продолжать, чтобы они голодали…

Э. НИКОЛАЕВА: Я вас перебила. И что в Бостоне там было с Земфирой?

М. ЗАЛЬЦМАН: Просто провели концерт. Я просто не помню. Меня, кажется, в это время не было. Провели, повыступала, всем все понравилось, как обычно. Что хорошо в звезде – когда это суперзвезда, то залу понравится в любом случае.

Э. НИКОЛАЕВА: Плохо ли, хорошо ли…

М. ЗАЛЬЦМАН: Конечно. Руку поднял – все упали. Я не буду называть имя артиста, одна рок-звезда у меня в буквальном смысле на сцене чуть ли не спал. Он настолько был невыспавшийся, он просто прикрыл глаза, все драйвовые песни убрал из репертуара и что-то там пел. Все подумали – новое веяние. Я вам могу другой смешной момент рассказать. Я возил спектакль с Этушем и Андреевым, замечательный спектакль, и жена Этуша, совершенно прекрасный человек, она суфлировала на всякий случай, поскольку спектакль играется не так часто. И так получилось, что в какой-то момент она отошла и не нашла нужную дверь войти в помещение. И Андреев с Этушем, в какой-то момент Этуш Владимир Абрамович, редкий случай, забыл слова, жены тоже нету, он кладет руки на Андреева, Владимир Андреев тоже прекрасный актер, говорит: "Я забыл слова, что говорить?". Тот говорит: "Да я сам не помню". И они зависают, держа друг друга руками. Я сижу на пятом ряду, я понимаю, что бежать долго, и идет пауза 5 секунд, 10, 15. Абсолютная тишина в зале. И какая-то женщина на 25-й секунде: "Как держат паузу!" и зал взрывается аплодисментами. Жена наконец находит в какую сторону идти и спектакль продолжается. А что касается Земфиры, я просто хотел договорить, что голодными артистам надо быть, я считаю, почему – когда они перестают быть голодными, им нечего сказать, они начинают перепевать себя. И та же самая Земфира – опять же, личное мое мнение, не претендующее, упаси господи, на объективность – когда я слышу ее, я как простой человек был искренним фанатом "ДДТ" и Земфиры, купил какой-то из альбомов, и когда я слышу… Вот одна из вещей, когда я в следующий раз поеду в Америку, я попытаюсь привезти рецепты – что делать с исполнителем, который не сам себя сделал, а которому было что сказать, чистый талант, и который теперь не голодный. Как вернуть голод.

Э. НИКОЛАЕВА: Подождите, постоянно же нужно поддерживать в публике, в своих коллегах по цеху, что ты, блин, крут, по-прежнему крут.

М. ЗАЛЬЦМАН: Я на секунду попытался переключиться на творческий вопрос, и творческий вопрос, что звездам, на мой взгляд, опять же, есть звезды как Мадонна – сама себя сделала, сама себя сто раз поменяла и так далее; есть Алла Борисовна – сама себя сделала, сама себя сто раз поменяла, проконъюнктурилась, нашла того, сего; или это очень умные люди, которыми двигал не столько талант – талант тоже, конечно, есть огромный, сколько мозги, которые позволяли им жить, и такие люди больше всего стоят в шоу-бизнесе. А есть те, у которых абсолютно дикий талант, и в основном это дикие волчонки, их талант исходил из драйва. И должны быть какие-то способы реанимировать. Мне жалко, что тот же самый Шевчук, та же самая Земфира, на мой взгляд…

Э. НИКОЛАЕВА: Прямо Шевчук и Земфира. А больше никого нет?

М. ЗАЛЬЦМАН: Есть еще, я просто привожу пример. Опять же, на мой взгляд, они выдохлись. И я уверен, что в них можно вдохнуть. Надо узнать, что сделать с голодным волчонком, который так нажрался, что "щас спою". Вот наша задача, чтобы они опять стали дикими.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы правы, и это смешно, это все очень образно и хорошо, но должна вам сказать, к чести выше названных вами персонажей, что, пардон, выходят на сцену уже изначально такие звезды, что как будто они родившись уже обожрались и на них уже изначально противно смотреть.

М. ЗАЛЬЦМАН: Вообще, пиар – достаточно сложная вещь, иногда не угадаешь. И самая большая проблема российского пиара, что, опять же, нету опыта. И самое главное в Америке, в пиар-акциях, это вовремя соскочить, почувствовать, что не пошла или зашла далеко. Я нас вот уперся какой-нибудь артист: "Все, я мусульманин". А народу по фигу. Ну, все, скажи: "Это жалкая мулька, какой я мусульманин, все, я трансвестит". Нет, все, он мусульманин, уже два года мусульманин, уже потерял всю популярность. Ну, ладно, сейчас вернулся вроде как в другие стези.

Э. НИКОЛАЕВА: А кто, кстати, у нас мусульманином вдруг стал?

М. ЗАЛЬЦМАН: Те, кто следит, тот знает, кто стал. Пиар-акции, бывает, опять же, очень непрофессионально делаются пиар-акции. Как делают пиар-акцию в Америке? Нужно сделать, скажем, Бритни Спирс, вернуть немножко. Люди думают: "Как мы делали это раньше?". Просматривают последние триста лет пиара, начиная, не знаю, с Дня независимости. Просматривают, просматривают: "Ага, нужно спарить ее со скандальной личностью, все, берем Пэрис Хилтон. Пэрис, хочешь Бритни?". Все, встретились, начали, что-то пишут об этом и так далее. И при этом уже заранее четко просматривают – а если народ не прореагировал, не прочувствовал, чего это они рядом? Значит, надо делать что-то другое. И так далее.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы, кстати, ведь и с Басковым делали гастроли по Германии. Николай вас не подвел, судя по всему?

М. ЗАЛЬЦМАН: Полные аншлаги. 15 городов. Это был первый визит Баскова в Германию. Мы делали с партнерами. Ни одного свободного места. Вообще, Николай Басков, все кто были на его концертах, даже те, кто его вообще не любят, все, сто процентов, выходят и думают "е-мое"…

Э. НИКОЛАЕВА: Слушайте, это он при вас в Германии решил как раз во время гастролей разойтись с женой?

М. ЗАЛЬЦМАН: Это было в это время, но про это не хотелось бы говорить. Вообще, я как бы дружу и с Николаем, и со Светой, его женой. Я считаю, что это их дело и надеюсь, что независимо от того, как там закончится – есть какие-то проблемы, как и у каждой семьи – я надеюсь, что в любом случае они останутся друзьями, сойдутся – не сойдутся, просто я считаю, что в это грех лезть, это лично их дело абсолютно. Каждый как он хочет.

Э. НИКОЛАЕВА: И с кем хочет.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, да.

Э. НИКОЛАЕВА: Понятное дело. А Валерий Леонтьев, он такой странный, даже непонятно, для чего и кому он сейчас поет? Ой, сейчас меня просто убьют бабушки.

М. ЗАЛЬЦМАН: Талантливый артист. Кто-то не может понять, как можно слушать про трещинки, кто-то не может понять, как можно слушать Леонтьева. У меня тоже есть какие-то исполнители, которые…

Э. НИКОЛАЕВА: А у вас есть какие-нибудь исполнители, о которых вы не…

М. ЗАЛЬЦМАН: Могу свой пример привести. Мне как-то позвонили, сказали "слушай, мы хотим Мамонова в Америку привезти, поможете сделать?". – "Какие условия?". Мне говорят, я говорю: "А кто такой Мамонов?". Я помнил, но так, слабо. – "Ну, "Звуки "Му", известная рок-группа".

Э. НИКОЛАЕВА: Теперь хороший актер.

М. ЗАЛЬЦМАН: Я, к сожалению, фильмов его до сих пор не видел.

Э. НИКОЛАЕВА: Посмотрите, фильм "Остров" называется.

М. ЗАЛЬЦМАН: Обязательно. Мне все хвалят, говорят, что обязательно посмотри. Я говорю: "Ну, ладно, по деньгам вроде получается небольшая сумма, ну, почему нет?". Привожу. Спектакль Мамонова "Шоколадный Пушкин". Полный зал. Первый спектакль был в Бостоне. 1200 человек в зале. Выходит Мамонов. Я думаю: "Ну, хоть посмотрю, что это". Зал на него смотрит влюбленными глазами абсолютно, просто сумасшедшими. Я думаю: "Ну, сейчас что-то будет". Он начинает: "Я вышел из дома, и пошел по дороге, и тут машина…"… Я думаю: "Что сейчас будет?". И тут: "Поехала!". Дальше то же самое: "Я вышел в море, мы вышли на лодке, я посмотрел наверх и увидел…"… Я думаю: "Что там?". – "Небо!". И так два часа подряд.

Э. НИКОЛАЕВА: Вот так вот. Такие инсталляции звуковые.

М. ЗАЛЬЦМАН: Да, это не ситуация с голым королем, потому что я видел ситуации, когда люди ничего не понимают, но аплодируют. Тут 1200 человек абсолютно искренне фанатели.

Э. НИКОЛАЕВА: Веруют, веруют.

М. ЗАЛЬЦМАН: Это я к чему, надо все-таки оценивать артиста – то, что ты не понял… Скажем, мне нравилась Земфира… Просто, наверное, надо уважать мнение друг друга. Чем мне еще нравится Америка – потому что там нету понятия жанров как таковых, то есть они есть, но у нас есть рок и попса, а в Америке – хорошие исполнители, хорошие песни и плохие исполнители, плохие песни, все, больше нету разделения.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы, я слышала, собираетесь везти в Америку группу "Звери". Первый раз такое. Что вы, продюсеры, в них нашли? Продвинутая молодежь к ним равнодушна. Это какое-то дикарство, пещерность какая-то, только для нашего Урюпинска, наверное. Это на основании чего вы выбираете, с кем работать?

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, мы на основании зрительского интереса и потенциальных сборов, как прокатчик. А, потом, я не знаю, кто у нас продвинутая молодежь…

Э. НИКОЛАЕВА: Там музыки нету, ужас, грязь какая-то, зверинство какое-то.

М. ЗАЛЬЦМАН: Ну, я не согласен. Как простой российский зритель, я тоже очень люблю "Зверей", просто, может, не совсем ясна их музыка некоторая.

Э. НИКОЛАЕВА: Название какое-то дикое.

М. ЗАЛЬЦМАН: Но дело не в названии. Есть же "Московский комсомолец", и ничего. Дело не в названиях. Иногда группа называется по-одному, поет – другое. Опять же, если вы прислушаетесь к песням "Зверей", что-то там услышите. Или, значит, не открыт для вас этот канал. Другой канал какой-то открыт. Вот как Мамонов для меня не открыт канал, для других открыт. Вот самое главное – первые гастроли "Зверей" в Америку, мы не могли долго договориться, и мы не могли, и другие продюсеры, и все, наконец-то, свершилось, самый первый раз. Кстати, про "Зверей" могу сказать такую интересную вещь, не буду называть имя, есть один композитор очень-очень известный, который вообще сказал, что лучшие песни, которые он слышал в своей жизни и лучшая музыка, это у группы "Звери".

Э. НИКОЛАЕВА: Отлично. Здорово.

М. ЗАЛЬЦМАН: Он говорит: "Эта музыка – это золотое ощущение". И когда я спросил его, почему золотое ощущение, что это означает? Понимаете, под музыку, которая относится к золотому ощущению, можно танцевать танго. Ни подо что другое танцевать нельзя. Если плохая музыка, что-то не четко… Золотое ощущение – это идеальная музыка.

Э. НИКОЛАЕВА: По-моему, дети, которые слушают музыку этой группы, они не знают, что такое танго.

М. ЗАЛЬЦМАН: Так вот узнают. Вот как джаз прививает в Америке любовь к музыке, так, может, "Звери" привьют. Если вы возьмете диск "Зверей", реально поставите, и поставьте танго какую-то видеозапись, вы поймете, что действительно это идеально сходится.

Э. НИКОЛАЕВА: Расскажете потом, как съездили в Америку со своими "зверюхами". Вот Виталий Вульф в интервью "Аргументам недели" и говорит: "Они почему-то считают, что деньги нельзя заработать нормальным путем, надо падать в ноги к дьяволу и валяться в грязи". Это, я так понимаю, плюха в продюсерский цех?

М. ЗАЛЬЦМАН: Я считаю, что далеко не с каждым. И если вы обратили внимание, та же самая группа "Звери", они себя не пиарят. Не пиарят, и все. Просто хорошая музыка. Вообще, как показывает жизнь, если у человека хорошая музыка, никакой пиар вообще не нужен.

Э. НИКОЛАЕВА: Такая вот культура-мультура получается. Народ как бы сам выбирает, что слушать и смотреть, а продюсеры как бы сами выбирают, кого предложить.

М. ЗАЛЬЦМАН: Я бы хотел на секунду вернуться к высказыванию Вульфа. Вы знаете, все-таки, опять же, сколько людей столько и мнений, но любой уважающий себя и, на мой взгляд, самодостаточный человек, которому 50, 60, тот же самый Максим Дунаевский, они всегда говорят: "Вы знаете, я просто этого не понимаю". Они никогда не скажут "это плохо, это грязь", потому что, может, ты не понимаешь конкретно этой музыки и относись с уважением.

Э. НИКОЛАЕВА: И из всего этого получается хорошая такая чертовщина. Все равно, спасибо, Михаил, что пришли и ответили. Всем пока. В эфире были я, Элина Николаева…

М. ЗАЛЬЦМАН: И Михаил Зальцман. Как вы меня позиционировали, олицетворение всего худшего в российском шоу-бизнесе.