Купить мерч «Эха»:

Михаил Турецкий - Михаил Турецкий - Какого черта - 2007-04-14

14.04.2007

Э.НИКОЛАЕВА: Петь, чтобы жить, жить, чтобы петь. 10 голосов, которые потрясли мир. Только превосходные эпитеты. Черт побери, слушая их, действительно становится не по себе – все это слишком хорошо, чтобы иметь место в реальной жизни. У нас в гостях главный вдохновитель чуда, которое называется «Хор Турецкого». Его руководитель – Михаил Турецкий. Здравствуйте, Михаил.

М.ТУРЕЦКИЙ: Здравствуйте.

Э.НИКОЛАЕВА: Михаил, я читала отзывы на «Хор Турецкого» - ну просто страшно становится, до каких вершин совершенства вы добрались. А как у вас с самокритикой в коллективе? Кто-нибудь занимается серьезным аудитом вашего творчества?

М.ТУРЕЦКИЙ: Я лично занимаюсь постоянным рецензированием того, что мы делаем. На самом деле, самоирония и постоянный анализ того, что происходит в нашей реальной профессиональной жизни, нам присущи, потому что иногда вот эта похвальба, которая со всех сторон на нас валится, немножко напрягает, раздражает, и в то же время, они диктует очень большую ответственность, потому что этому уровню надо соответствовать, а потом надо же еще завтра что-то делать, как-то расти, нельзя стоять на одном месте, и это нас иногда пугает.

Э.НИКОЛАЕВА: Нельзя сразу выдавать на гора все свои способности, до пика совершенства доходя, потому что должно же что-то оставаться еще.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну вот это мы не можем тормозить себя, хочется максимальной высоты сегодня, потому что завтра может не наступить.

Э.НИКОЛАЕВА: Это ценное замечание для нашей жизни.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, нужно жить сегодняшним днем. Что касается, вот у нас есть администратор сайта, он говорит «Михаил Борисович, вот критика - ставить?», я говорю «Обязательно!»

Э.НИКОЛАЕВА: И ставят?

М.ТУРЕЦКИЙ: И ставят.

Э.НИКОЛАЕВА: А что пишут критики?

М.ТУРЕЦКИЙ: Бывает, что-то критикуют в каких-то концертах, что-то кому-то не понравилось. Особенно вот у нас был концерт в Санкт-Петербурге – какие-то снобы сказали, что эти песни о спорте скорее для деревенской свадьбы, нежели для города Санкт-Петербурга. Ну, рафинированные люди.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну, это уж перехлест, не надо так уж прямо зазнаваться, господа критики.

М.ТУРЕЦКИЙ: Но тем не менее, надо дать возможность людям высказаться и понять – все равно, нет дыма без огня – если что-то напрягает. Нельзя, конечно, нравиться всем, и мне очень нравится, когда есть разные мнения, когда есть жизнь.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну ладно, долю критики вы получили в свой адрес, и от нас в том числе. Перечислите, пожалуйста, всех участников хора и их образование. Вот так.

М.ТУРЕЦКИЙ: вы знаете, наверное, отличительной особенностью нашего коллектива является то, что все участники, которые стоят на сцене, имеют высшее музыкальное образование. Там 5 гнесинцев – дирижерско-хоровой и вокальный факультет, 2 БелГосКонсерватория, вернее, один Белорусская государственная Консерватория, один просто по происхождению из Белоруссии, но закончил Московскую консерваторию как вокалист. То есть практически все наши участники… я закончил Гнесинку с отличием, как дирижер-хоровик и стажировку как симфонический дирижер, то есть у нас нет человека, который хотя бы со средним музыкальным образованием, и этим мы, наверное, выгодно отличаемся, потому что образование помогает.

Э.НИКОЛАЕВА: Но вам, в принципе, наверное, повезло, что вы с высшим музыкальным образованием, при этом такие хорошие, ведь в принципе не всем это идет на пользу.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну иногда да, горе от ума тут возникает – образование мешает людям, иногда.

Э.НИКОЛАЕВА: Просто когда нет таланта, никакое образование не поможет.

М.ТУРЕЦКИЙ: Согласен с вами, возможно, да.

Э.НИКОЛАЕВА: Вот так, граждане радиослушатели. И тем не менее, учиться надо. Почему хор, почему не ансамбль или еще что-то?

М.ТУРЕЦКИЙ: Вопрос названия нашего коллектива связан с тем, что мы уже существуем лет 15, а то и 17, и начинали мы как большой классический коллектив, который пел только а капелла, без музыкального сопровождения, только классику и духовную музыку, и это был хор, и дальше, когда мы стали объединять в себя, скажем, другие тенденции музыкального развития и вбирать в себя разные направления музыкального искусства, естественно, нам нужно было подсократиться, потому что эстраду петь большим хором было очень сложно, и вот мы шали это оптимальное количество людей.

Э.НИКОЛАЕВА: А сколько вас было раньше, Миш?

М.ТУРЕЦКИЙ: 18.

Э.НИКОЛАЕВА: А стало?

М.ТУРЕЦКИЙ: Стало 10. да, и эти 10 – это тот максимум, которому можно нарисовать любую музыкальную картину, которая существует в природе.

Э.НИКОЛАЕВА: Это как? Изложите.

М.ТУРЕЦКИЙ: Вдесятером можно спеть все, что угодно, все, что существует в природе, даже ввосьмером, девятый дополнительно, я – десятый как руководитель, иногда тоже пою. Но практически четырех-восьмиголосие можно спеть ввосьмером.

Э.НИКОЛАЕВА: А вы не всегда находитесь на сцене?

М.ТУРЕЦКИЙ: практически всегда.

Э.НИКОЛАЕВА: А что вы там делаете, если не поете?

М.ТУРЕЦКИЙ: Если я не пою…

Э.НИКОЛАЕВА: Я танцую.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, у нас процесс сложный на сцене, это некий театр, и там я либо дирижирую, потому что у нас есть произведения, которые исполняются без инструментального сопровождения, тут нужен дирижер, иногда с живым сопровождением, когда у нас играют гитары, у нас играют клавиши, там тоже нужен дирижер, и очень часто публику мы вовлекаем в свою песенную стихию, и публикой тоже надо руководить, и очень часто в групповой, это называется «в пачке», то есть когда все вместе поют, «тутти» по-итальянски, я тоже пою, и поэтому на сцене я в основном присутствую постоянно. К тому же, я веду свои программы как лидер, как, скажем, организатор этого процесса, который существует на сцене.

Э.НИКОЛАЕВА: Почему ваш коллектив на российской сцене один такой аки перст?

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну кто это знает, почему? Это очень трудно объяснить. Наверное, мы нашли свое направление, нишу, в которую никто не верил, а мы попытались поставить на нее и ее пораскручивать, а потом себя в этой нише пораскручивать, то есть это был заведомый риск, и могло ничего не получиться. Даже мало того, когда получилось, люди сильно удивились, мыслящие люди, толковые удивились, говорили «Как это так?»

Э.НИКОЛАЕВА: Как это из хора можно сделать такой танцевальный коллектив?

М.ТУРЕЦКИЙ: Это вот то исключение, которое подтверждает правило.

Э.НИКОЛАЕВА: Что все хорошее хорошо. Зачем вы принимаете участи в сборных солянках так называемых? Корона ведь падает, «Хор Турецкого» должен быть один. Теперь, правда, есть такое понятие, как «приличная сборная солянка» - Пелагея, Митяев и вы иже с ними.

М.ТУРЕЦКИЙ: На самом деле, это нас шанс о себе напомнить в телеверсиях, во-первых. Во-вторых, мы, правда, просто не любим…

Э.НИКОЛАЕВА: А одних вас просто не покажут?

М.ТУРЕЦКИЙ: Походе, мы являемся неким неформатом просто, потому что…

Э.НИКОЛАЕВА: Всех каналов?

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну почему?

Э.НИКОЛАЕВА: Потому что вас нигде не показывают достаточно.

М.ТУРЕЦКИЙ: Достаточно нет, но был большой концерт на Российском канале, где мы делали программу, где помимо сольного, мы взяли 10 звезд нашей эстрады и их одной композиции сделали, с моей точки зрения, неожиданной и оригинальной. Перечислять я не буду, но практически все известные нам персоны.

Э.НИКОЛАЕВА: «Старые песни о главном».

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, это были западные шлягеры в основном. Галкин там бел меццо сопрано новую арию Кармен из оперы «Кармен».

Э.НИКОЛАЕВА: У него же голоса нет.

М.ТУРЕЦКИЙ: А вы знаете, он же пародист, он блестяще спародировал меццо-сопрановый голос, а потом у него в потенциале есть французский язык, и он это сделал очень органично. С Киркоровым пели «Show must go on», с Вайкуле «Memory» из «Cats», с Газмановым «Feelings», с Кобзоном «Капитан, улыбнитесь», которого мы с битловской «Yellow submarine» объединили. Получился очень оригинальный номер. Потом у нас был на Первом канале эфир нашего концерта, где мы вовлекли двух звезд западного шоу-бизнеса – это Глории Гейнар, королева диско и Эмма Шаплин, классическая певица европейская.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну вот видите, а вы говорите неформат.

М.ТУРЕЦКИЙ: Что касается последнего нашего концерта, в Кремле, мы его вообще сняли на high definition – это на сегодня, наверное, самая топовая съемка, она самая дорогая, самая высокопрофессиональная, и буквально через 2-3 недели закончится монтаж, и я уверен, что каналы будут относиться к этой съемке однозначно благосклонно, потому что ее снимали лучшие люди, которые есть у нас.

Э.НИКОЛАЕВА: От high definition фиг откажешься.

М.ТУРЕЦКИЙ: Это точно.

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, в студии нашей программы Михаил Турецкий – руководитель хора собственного имени. Вот это необычное активное поведение коллектива на сцене – это, я так понимаю, вы навязываете участникам свою жизненную концепцию, вы как бы страдаете от избытка энергии. Такой живчик прямо.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну, я страдал, последнее время я стал чуть более сдержан, но на самом деле, стихия, которая возникает на сцене, темперамент, захлестывает…

Э.НИКОЛАЕВА: Удержаться невозможно.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, понимаете, когда сидят перед тобой огромные залы, а залы у нас такие – Октябрьский зал Санкт-Петербурга, кремлевский Дворец Съездов, «Космос» Екатеринбург, «Кодак» Лос-Анджелес, «Тадж-Махал» Нью-Йорк…

Э.НИКОЛАЕВА: Прекратите, это просто неприлично – такие названия.

М.ТУРЕЦКИЙ: Это много народу, и эти люди заводятся и отдают тебе потрясающую энергию.

Э.НИКОЛАЕВА: Глупо тупо стоять на сцене, не шевелясь, правда?

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, мы живем в этом образе – раз, в этом драйве – два ,и мы наслаждаемся тем, что мы делаем. К тому же, мы работаем с живым звуком, и мы всегда получаем удовольствие от своей работы.

Э.НИКОЛАЕВА: Даже те артисты, это так, к слову пришлось, которые, как принято считать в нашем обществе, работают под фонограмму, работают у вас вживую, когда у вас сборная? И Миша ухмыльнулся.

М.ТУРЕЦКИЙ: Не-не, мы с теми артистами работали, которые могут петь живьем .тех, кто не может петь живьем, мы не приглашали, потому что нам это сложно, и мы не понимаем, как можно так сотрудничать.

Э.НИКОЛАЕВА: А как вот так вот можно – постоянно петь, петь, петь? Где это вообще все восполняется-то? Можно ж так глотку сорвать.

М.ТУРЕЦКИЙ: Природа, погода, впечатления, женщины. Правда, без спиртного мы обходимся, у нас сухой закон на маршруте.

Э.НИКОЛАЕВА: На маршруте? А так, в принципе…

М.ТУРЕЦКИЙ: Так я не знаю.

Э.НИКОЛАЕВА: если не считать всю жизнь маршрутом.

М.ТУРЕЦКИЙ: Но вся жизнь маршрут, понимаете, ангажемент – 300 выходов на сцену в год, только вдумайтесь, 100 городов в год, 115 полетов в год на самолете.

Э.НИКОЛАЕВА: А знаете, как это вредно для сосудистой системы?

М.ТУРЕЦКИЙ: Мы уже просто с ума сходим, но подпитка же есть.

Э.НИКОЛАЕВА: Да. итак, «Блиц» - короткие вопросы и ответы по вашей биографии. Родился где?

М.ТУРЕЦКИЙ: Москва.

Э.НИКОЛАЕВА: Учился? Гнесинка?

М.ТУРЕЦКИЙ: Хоровое училище Свешникова сначала, это такая, капитальная история, а потом Гнесинка, дирхор.

Э.НИКОЛАЕВА: А Свешников у нас в Москве?

М.ТУРЕЦКИЙ: Хоровое училище Свешникова да, оно находилось на Красной Пресне.

Э.НИКОЛАЕВА: Женился?

М.ТУРЕЦКИЙ: Женился, дважды.

Э.НИКОЛАЕВА: Интересный факт вашей биографии. Запел?

М.ТУРЕЦКИЙ: Запел в год и два месяца первый раз.

Э.НИКОЛАЕВА: И сразу так, как настоящий Турецкий?

М.ТУРЕЦКИЙ: Сомневаюсь.

Э.НИКОЛАЕВА: А что пел?

М.ТУРЕЦКИЙ: Тогда, в 60-е годы, что телевизор пел, то и я пел.

Э.НИКОЛАЕВА:А пела Майя Кристалинская?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, Кобзон, Лещенко пели тогда уже здорово.

Э.НИКОЛАЕВА: А любимая песня-то была?

М.ТУРЕЦКИЙ: «Я люблю тебя, жизнь».

Э.НИКОЛАЕВА: А спеть можем?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да конечно можем: Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново, Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова… Ну, чтоб сольным концертом это не закончилось.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну да, это нужно подхватывать, хор должен вступать с песнями и плясками. Тяжелые 90-е?

М.ТУРЕЦКИЙ: Вы знаете, Америка спасала.

Э.НИКОЛАЕВА: Америка, Израиль, Германия.

М.ТУРЕЦКИЙ: Когда за 50 долларов можно было прожить в России месяц, нам удавалось приехать туда, поработать там 2-3 месяца и жить в Москве после этого. Но сложные были года, потому что у нас была классическая модель, и при этом не было спонсоров. У нас был классический хор, и не было государственной поддержки.

Э.НИКОЛАЕВА: Москонцерт? Росконцерт?

М.ТУРЕЦКИЙ: Не-не.

Э.НИКОЛАЕВА: Почему?

М.ТУРЕЦКИЙ: Мы долго испытывали себя на прочность и навязывали т.н. свою жизненную концепцию, ну и в 97-м году с подачи Иосифа Давыдовича Кобзона Юрий Михайлович лужков обратил на нас внимание, сказал, что мы достойный коллектив.

Э.НИКОЛАЕВА: имеете право на жизнь.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, и нам надо дать хотя бы какую-то крышу над головой.

Э.НИКОЛАЕВА: Дали?

М.ТУРЕЦКИЙ: Дали, и какую-то зарплату государственную. Спасибо, что хоть официальный статус, а то ни кола ни двора, было очень сложно. С 97-го года стало получше в этом плане. Но все равно рассчитывать можно только на себя – волка ноги кормят, поэтому, поскольку мы мужской коллектив, мы очень связаны обязательствами перед своими семьями, перед окружающим нас миром, потому что девушкам легче немного – можно удачно выйти замуж…

Э.НИКОЛАЕВА: А можно и неудачно, так что не надо «Девушкам легче…». Знаете, всем тяжело.

М.ТУРЕЦКИЙ: Пожалуй, да.

Э.НИКОЛАЕВА: Единственный коллектив, который три вечера подряд может собирать аншлаги в Кремлевском Дворце.

М.ТУРЕЦКИЙ: Вы на меня так посмотрели, как будто это неправда. Я вам скажу, если б нам дали четвертый день, мы бы собрали четыре, а может даже и пять. Но за последние 30 лет четыре никто не делал, и нам не дали сделать, но что касается трех, за месяц, вернее, за три недели уже не было билетов, 70 сайтов-спекулянтов продавали эти билеты.

Э.НИКОЛАЕВА: На вас наживались, как всегда.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну, не на нас наживались, а на людях, которые хотели на концерт прийти. Нам-то чего от этого?

Э.НИКОЛАЕВА: Миш, надо распространение брать в свои руки.

М.ТУРЕЦКИЙ: Но это невозможно, мы же артисты в конце концов, мы не организаторы концертов.

Э.НИКОЛАЕВА: Кстати, о личном: я с удивлением обнаружила, что Турецкий от белорусского города Турец.

М.ТУРЕЦКИЙ: Я б даже сказал от польского еврейского местечка Турец, потому что мои родители из Белоруссии, но более глубокие корни в Польше.

Э.НИКОЛАЕВА: Теперь мы временно отставим в прошлое нашу развлекательную беседу, и я потребую у вас отчета о последних событиях.

М.ТУРЕЦКИЙ: Давайте.

Э.НИКОЛАЕВА: Поклонники вашего коллектива ждут от вас новостей – где вы, что с коллективом, как прошли гастроли по России, все ли после этого живы? Какие планы?

М.ТУРЕЦКИЙ: Замечательно. Чем мы можем серьезно похвастаться, это буквально неделю назад мы сделали в рамках Года ребенка, который у нас сейчас в Москве и РФ, происходит 2007-й год ребенка, мы сделали благотворительный концерт «Твори добро сегодня», то есть в Кремле было собрано 6 тысяч детей, приглашено, хотя заявок было 26 тысяч, потому что желающих попасть на этот концерт было очень много, детей из малоимущих семей, из детдомов, и мы сделали праздник музыки, мы были не одни, пригласили еще Иосифа Давыдовича Кобзона, пригласили детские коллективы, примерно 600 детей было в течение вечера на сцене. Был очень красивый, серьезный, романтический концерт. Началось все с того, что два года назад мы в одной московской гимназии сделали элитный концерт для детей, где показали, откуда ноги растут – как связаны религия, музыкальные течения, как, например, католическая молитва влияла на мюзикл «Нотрдам де Пари», как мусульманство влияет, например, на Таркана, на его эстраду и поп-культуру.

Э.НИКОЛАЕВА: То есть просветительский.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну да, он был таким, лекционным, но, с другой стороны, в Кремле лекцию-концерт на уровне «Музыкального киоска» устраивать было нельзя, надо было все равно делать шоу, чтобы детям было интересно, и это удалось, был блестящий концерт. Он снят на ТВЦ, и я думаю, будет 1 июня показан.

Э.НИКОЛАЕВА: День защиты детей?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да. замечательно просто, я очень доволен, что мы это сделали, очень удовлетворен, потому что это было абсолютно бесплатно для всех детей, но, смех смехом, у нас такая прикольная действительность, что эти билеты, на которых нет цены, то есть вход свободный, их умудрялись все-таки продавать по полторы тысячи рублей перед концертом.

Э.НИКОЛАЕВА: Мимо детишек опять все прошло. Не все, конечно, но частично. Ну что ж, вам надо дать орден за патриотизм, у вас аншлаги в Москве и в Питере, вам в Америке предлагали остаться, а вы едете в российскую глубинку. Странные люди эти артисты, да и люди ли он вовсе?

М.ТУРЕЦКИЙ: Психика такая – иногда отказываешься от заведомо более выгодных предложений.

Э.НИКОЛАЕВА: От завидного коммерческого предложения.

М.ТУРЕЦКИЙ: Дело не в завидном коммерческом предложении, не все так сильно коммерциализированы по жизни. Есть романтики, лирики, не все коммерсанты, хотя мы любим деньги, не будем этого скрывать, но все равно, они не первичны, не они приносят нам счастье, а искрометное творчество, которого у нас хоть отбавляй.

Э.НИКОЛАЕВА: Миш, ну хорошо, вы везде одинаковы, от чего же все-таки зависит выбор – там выступать, а там нет, если там более завидное предложение.

М.ТУРЕЦКИЙ: Мы выступаем везде, мы объездили всю…

Э.НИКОЛАЕВА: Зачем вам российская глубинка? Что вы, в Москонцерте, в Росконцерте? Что за подневольничание?

М.ТУРЕЦКИЙ: Мы, например, с огромным удовольствием едем, есть же очень интересные места у нас в глубинке – Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, например.

Э.НИКОЛАЕВА: Где вы не бывали и хотели бы побывать.

М.ТУРЕЦКИЙ: Мы были везде – мы были в Якутске, когда там была температура минус 45…

Э.НИКОЛАЕВА: А не говорят вам ваши коллеги по коллективу «Да ладно, Миш, какой Якутск, поехали в Америку!»

М.ТУРЕЦКИЙ: Так мы и в Америку. Мы этой осенью из Сахалина прилетели в Москву, а на следующий день улетели в Торонто. Замечательно – 16 часов перепад.

Э.НИКОЛАЕВА: Хорошо, а градусы главное!

М.ТУРЕЦКИЙ: Про градусы я вообще молчу, это экстрим определенный, но наш пострел везде поспел. Мы успеваем быть и в глубинке, и в шикарных городах, на этом контрасте строится наша жизнь, у нас такие перепады давления в результате.

Э.НИКОЛАЕВА: Да, берегите здоровье.

М.ТУРЕЦКИЙ: В результате бодрость духа стимулируется.

Э.НИКОЛАЕВА: И выдержка хорошая психическая, я смотрю.

М.ТУРЕЦКИЙ: Это да. вы знаете, самое сложное – это на автотранспорте ездить по дорогам РФ и Украины, кстати, - ужасные дороги.

Э.НИКОЛАЕВА: Тем более вы ездите с аппаратурой.

М.ТУРЕЦКИЙ: Естественно. Но аппаратура ездит на фуре, аппаратура везет декорации, звездное небо, какие-то.

Э.НИКОЛАЕВА: Вы же можете летать на самолетах?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, но для этого нам нужен спонсор.

Э.НИКОЛАЕВА: На собственном.

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, я вам расскажу. 2005 год был характерен тем, что у нас было пятнадцатилетие, и мы обратились к Сберегательному банку РФ, который помог нам сделать тур на высочайшем идейно-художественном уровне. Для этого нам взяли в аренду самолет, на котором было написано «Хор Турецкого», на котором мы 25 городов облетели. То есть мы просыпались в Петропавловске, например, летели в Якутию, давали там концерт, тут же перелетали я Иркутск к ночи, чтобы на следующий день, в 12 дня дать благотворительный концерт на Байкале. То есть когда у тебя есть под попой самолет, то ты можешь позволить себе такие вещи. Потом у нас был спецпоезд, который нам ОАО РЖД милостиво предоставило, и мы в этом плане рекордсмены.

Э.НИКОЛАЕВА: вы так хорошо рассказываете, вперебежечку.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, вы знаете, поезд 5 вагонов со своим локомотивом, где свой салон, в котором просто едешь и репетируешь.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну конечно, и чувствуешь себя человеком.

М.ТУРЕЦКИЙ: Свой поезд со своей навигацией, и там, где даже нет сообщения, Уфа-Казань, например, у нас сообщение было, то есть есть свои пути, своя навигация, и это артисту очень помогает. Комфортное передвижение – это самое важное, потому что если тебя в течение 38 часов трясут в автобусе, потом ты должен выйти на сцену, немножечко с вестибулярным аппаратом.

Э.НИКОЛАЕВА: Миш, а проще было бы деньги, которые выдают эти замечательные и всеми уважаемые организации, положить по мешочкам, по карманам, и на обычном поезде, на рейсовом самолете…

М.ТУРЕЦКИЙ: Вы понимаете, это ж глупости, это ж невозможно, ты должен свою работу сделать качественно, показать, что ты эти деньги не украл, а их использовал, инвестировал на благо нашей страны. То есть какая ситуация? Мы же возили за собой шоу, экран, технологии, декорации, мы привезли в регионы то, что люди никогда вообще не видели. Никто не возит, ни один артист в России не возит, а мы взяли и привезли далеко от Москвы – и в Иркутск, и в Красноярск, во всю Сибирь и Дальний Восток, Башкортостан, юг России, Чувашия – везде. Мы везде были с этим шоу, и люди оттуда не могут же приехать в Венецию, не могут оказаться в старинном Петербурге 19-го века.

Э.НИКОЛАЕВА: И лишь редкая птица…

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, а мы это взяли все и через музыку привезли к ним в регионы, устроили им праздник.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну что ж, честь вам и хвала. Вы человек свободной профессии. Этот образ жизни, когда нет времени даже на общение с семьей, зачем это? правильно ли это?

М.ТУРЕЦКИЙ: Неправильно. сейчас у меня как раз переоценка ценностей происходит. В начале этого года…

Э.НИКОЛАЕВА: Миш, денег заработал – пошла переоценка.

М.ТУРЕЦКИЙ: Я сам стал думать, что я не вижу ни семью, ни детей, хотя моя супруга говорит, что залог счастливой семейной жизни, когда…

Э.НИКОЛАЕВА: Это хороший заработок мужа.

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, она по-другому говорит – когда 8 месяцев в году мужа нет дома. Никто не может надоесть, ты все время в дефиците.

Э.НИКОЛАЕВА: Каждый звонок как счастье.

М.ТУРЕЦКИЙ: Типа того. Да.

Э.НИКОЛАЕВА: При этом, глядя на многих музыкантов, например, на Спивакова, кажется, что вы достигли какой-то необычайной внутренней гармонии.

М.ТУРЕЦКИЙ: Серьезно?

Э.НИКОЛАЕВА: Ну да.

М.ТУРЕЦКИЙ: Мне кажется, у меня в глазах такая дисгармония. Я сегодня посмотрел на себя в зеркало – полный раздрай.

Э.НИКОЛАЕВА: Нет, они у вас уже немножечко такие, который уже очень сильно все достало.

М.ТУРЕЦКИЙ: Я бы так не сказал. Наоборот, сомнение гложет. Нет, просто люди искусства часто уходят либо в алкоголизм, либо в наркоманию, либо в гомосексуализм. А когда это все тебе не присуще, ты начинаешь думать, куда же уйти-то с этим со всем?

Э.НИКОЛАЕВА: С этой внутренней гармонией, с высшим пилотажем. Итак, Михаил Турецкий, руководитель хора собственного имени, а вопросы здесь задаю я, Элина Николаева. А знаете, что теперь объединяет всех людей в нашей стране, как ничто иное? Это реклама – слушайте и повинуйтесь, встретимся через минуточку.

/реклама/

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, в студии нашей программы Михаил Турецкий, руководитель хора собственного имени. Продолжаем наш разговор. Как часто, Миша, у вас меняется репертуар, и чем дальше вы будете удивлять слушателя? Кажется, что вы перепели уже все стоящие песни – от Pink Floyd до Мурки через советские шлягеры.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, мы обязаны, если мы едем в город через год, привезти этому городу 60-70% обновленного репертуара, и одна из проблем – что мы постоянно выступаем, репетировать становится некогда. Но при этом мы все-таки находим возможности и вариации репетиционного процесса, то есть постоянно есть аранжировщики, постоянно есть люди, которые что-то делают для коллектива, ищут все новое и новое. Мы и сами ищем, и даем задания. Конечно, нельзя сказать, что это неисчерпаемая история, с одной стороны. С другой стороны, за счет того, что нас 10 голосов, и мы работаем в разных направлениях – и опера, и классика, и поп-культура, и эстрада, и духовная музыка, музыкальный язык и возможности репертуара, конечно, широки.

Э.НИКОЛАЕВА: Да, но жалко – столько времени потрачено на освоение одного репертуара, а тут уже надо другой, тут еще этот не выжали до конца.

М.ТУРЕЦКИЙ: Это правильно, да, вы правильно подметили, но, тем не менее, что мы сейчас делаем? Мы просто берем в свой репертуар как можно больше композиций и пишем, что мы пели, например, во Владивостоке в 2006 году, чтобы, приехав туда в 2008 или в 2007, не повториться. Совсем не повториться – люди обидятся.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну да, некоторым хочется услышать знакомое.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, очень часто нам кажется, что им надо новое, а им не надо новое…

Э.НИКОЛАЕВА: Мурку, Мурку!

М.ТУРЕЦКИЙ: Я говорю «Знаменитый шлягер, НЕ Мурка», но Мурку да, требуют.

Э.НИКОЛАЕВА: Миш, а бывает такое, что кричат? Представляете, стоит профессиональный хор…

М.ТУРЕЦКИЙ: Да не уйдешь. У нас был такой случай, когда мы из Новороссийска, мы давали концерт на стадионе, был День города, и зал скандировал Мурку, а мы не спели ее, и они начали раскачивать автобус, пришлось выйти из автобуса и спеть Мурку без микрофонов прямо у автобуса, в окружении тысячи человек, наверное.

Э.НИКОЛАЕВА: Немножко страшно, да?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, это какой-то был терроp, такой случай, но восторгу не было предела.

Э.НИКОЛАЕВА: Самое главное – они получили то, что хотели. Почему по радио вас так мало крутят – неужели тоже неформат? А как же все эти «Ретро», «Ностальгии» и пр.?

М.ТУРЕЦКИЙ: Во-первых, на радио «Шансон» крутят что-то, на «Авторадио» у нас есть своя страничка, но вы правы – видимо, у нас не до конца радийный формат. Понимаете, у нас такая интерактивная история, что нас надо видеть и слышать живым звуком – лучше в телевизоре, но самая лучшая вариация – это живьем, и наше живье ничто не заменит, вот есть у нас артисты, и их большинство, которых лучше смотреть по телевизору, чем живьем. В нашем случае все наоборот, так сложилось.

Э.НИКОЛАЕВА: А каких артистов лучше смотреть по телевизору, чем живьем?

М.ТУРЕЦКИЙ: Я не знаю, я не буду перечислять – вдруг, они на меня обидятся? Это некорректно.

Э.НИКОЛАЕВА: Так всегда говорят и уходят от ответа. Прошел ли у вас лично парад творческой эйфории? Не скатывается ли ваше предприятие просто в бизнес?

М.ТУРЕЦКИЙ: Хороший, Эллина, вопрос.

Э.НИКОЛАЕВА: Молодец, девочка, поработала, возьми с полочки пирожок.

М.ТУРЕЦКИЙ: Я думаю, что найти золотую середину, чтоб это не превратилось в бизнес, невозможно, потому что оно уже превращается.

Э.НИКОЛАЕВА: Уже давно.

М.ТУРЕЦКИЙ: Но чтобы не скатилось полностью…

Э.НИКОЛАЕВА: Да, туда, в алчность.

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, этого не будет, ни за что, никогда.

Э.НИКОЛАЕВА: Вы слышите, уважаемые коллеги по Хору Турецкого, этого не будет!

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, не будет, это все равно останется искусством, мы будем биться до последнего.

Э.НИКОЛАЕВА: Я вам поверю на слово. И тем не менее, ваш стиль выступления вполне подходит под понятие «Все на продажу».

М.ТУРЕЦКИЙ: Все нормально. Понимаете, не знаю я, ну вам так кажется. Может, поэтому и успех есть в этом. Ну, наверное, есть обертка в этом, появляется, но еще не до конца. Но нас нельзя за это упрекать, результат-то есть.

Э.НИКОЛАЕВА: Кто вас слушает? До кого бы вы хотели, но не можете достучаться? Какая ваша аудитория?

М.ТУРЕЦКИЙ: Вы знаете, на сегодня это то, чем мы можем гордиться. Слушают нас от нуля до 93 лет люди, разных социальный групп, прослоек.

Э.НИКОЛАЕВА: От 0 до 93, я прослушала?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, то есть самые маленькие и, например, мой отец с удовольствием, которому 94-й год , приходит на концерты.

Э.НИКОЛАЕВА: Правда, что ли, Миш?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да.

Э.НИКОЛАЕВА: То есть вы тоже должны быть долгожителем.

М.ТУРЕЦКИЙ: Я не знаю, не факт. Хотя мой отец прошел войну, участвовал в прорыве Ленинградской блокады, и у него жизнь была еще сложнее, чем у меня, хотя он не летал на самолетах 115 раз в год, и в Кисловодск лет с 50 ездил лет 25 подряд, поэтому, возможно, сохранил себя.

Э.НИКОЛАЕВА: Миш, сколько вам лет?

М.ТУРЕЦКИЙ: Мне 44.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну, вы выглядите лет на 35.

М.ТУРЕЦКИЙ: Спасибо.

Э.НИКОЛАЕВА: Все-таки вам на пользу идет бурная кипучая деятельность.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну да, я в одном весе уже 25 лет.

Э.НИКОЛАЕВА: Сколько весим?

М.ТУРЕЦКИЙ:70-72 кг.

Э.НИКОЛАЕВА: Выглядите похудее. Наверное, просто все в мышцах, а не в жире.

М.ТУРЕЦКИЙ: Возможно, да.

Э.НИКОЛАЕВА: А вам по-другому и нельзя, вы же должны быть мобильным на сцене. Какие песни вы никогда не станете петь? Кстати, как вам гимн СССР, который вдруг стал гимном России, с музыкальной точки зрения?

М.ТУРЕЦКИЙ: Я люблю эту музыку Александрова.

Э.НИКОЛАЕВА: И я люблю.

М.ТУРЕЦКИЙ: Мало того, эти интонации даже в эстраде западной переворованы иногда.

Э.НИКОЛАЕВА: Ага, то есть на Западе…

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, эти мелодии и интонации кто-то уже слизал в поп-культуре 90-х, в конце 90-х.

Э.НИКОЛАЕВА: Все кричат, что мы у них все тырим.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну, тырим мы, конечно, тоже. Например, Исаак Дунаевский пользовался голливудским мелосом и создал всю советскую массовую песню, которая базируется на Голливуде.

Э.НИКОЛАЕВА: А вы лекции, Миш, не читаете?

М.ТУРЕЦКИЙ: Не, я могу, но смысл?

Э.НИКОЛАЕВА: Не, ну как, анализ уже, вы же, наверное, по микронам…

М.ТУРЕЦКИЙ: Я могу, да, просканировать и вам дать выжимку, откуда что берется.

Э.НИКОЛАЕВА: И мало никому не покажется.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, это я могу, правда, я много расковырял всего, много в библиотеке сидел, и не только в московской.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну давайте еще, расскажите, чего вы там наковыряли.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да ладно. Чего про это говорить, мы на другие вам вопросы ответим.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну ладно, я поняла, про гимн вы мне ответили.

М.ТУРЕЦКИЙ: Могу еще что-то. У вас там про гимн осталось что-то?

Э.НИКОЛАЕВА: Да, еще несколько осталось, про гимн уже нет

Э.НИКОЛАЕВА: Да, еще несколько осталось, про гимн уже нет. Мне кажется, что для нашей страны подошла бы песня «Прекрасное далёко».

М.ТУРЕЦКИЙ: «…не будь ко мне жестоко, не будь ко мне жестоко, жестоко не будь. От чистого истока Прекрасное далёко…». Классная песня. Юрий Энтин, наверное. Я вообще люблю его поэзию. У нас есть попурри из детских песен на его стихи. Очень, между прочим, пользуется у детей большой популярностью. Вы говорите: «А кто же ваша аудитория?»

Э.НИКОЛАЕВА: Вот!

М.ТУРЕЦКИЙ: Да социум неограниченный! Возраст неограниченный. Я понял, что детям нравится то, что мы делаем. Как здорово! А как говорил наш большой друг Иосиф Давыдович Кобзон: «Если у тебя на концерте присутствуют дети, значит у тебя обеспеченная старость».

Э.НИКОЛАЕВА: Значит, у тебя обеспеченное будущее. Михаил Турецкий - руководитель хора собственного имени! Миш, у нас такая рубрика: «Культура-мультура».

М.ТУРЕЦКИЙ: Культур-мультур. Давайте.

Э.НИКОЛАЕВА: О странных особенностях национального песнопения. Как человек, съевший на песнях, грубо говоря, собаку, почему, скажите, у нас, как напьются, поют непременно: «Ой! Мороз-мороз…»? на Новый год исключительно «В лесу родилась ёлочка»? И вот завели ещё манеру – этот дурацкий «Happy birthday» распевать. Ну что за убогий репертуар?

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну? я вот так скажу. «Ой, мороз-мороз» - для того, чтобы спеть эту композицию? не нужно иметь слуха.

Э.НИКОЛАЕВА: Вот! Я по себе это знаю.

М.ТУРЕЦКИЙ: Во-первых, вот, так сказать бунтующая внутренность, которая немного расслабляется, когда C2H5OH проникает внутрь, водочное изделие. И вот тут-то оно начинается, когда просится наружу. И это самая лёгкая песня.

Э.НИКОЛАЕВА: Правда, что ли?

М.ТУРЕЦКИЙ: Две песни очень легко поются в этом состоянии: «Поедем красотка…». Открывается буква «А». Там не надо ни чего интонировать.

Э.НИКОЛАЕВА: А можете без слуха спеть?

М.ТУРЕЦКИЙ: Или «Ой мороз-мороз». Ну, примерно оно так и поётся.

Э.НИКОЛАЕВА: И не надо тут особенно попадать в ноты.

М.ТУРЕЦКИЙ: «В лесу родилась ёлочка» - ассоциативный ряд: люди выпивают, смотрят - вот сейчас Новый год, стоит елка - что у них? «В лесу родилась ёлочка, а кто её родил?» сразу. «Недаром старый Дед Мороз вокруг сосны ходил». Такая вот была старая песенка. Потом, какая третья была?

Э.НИКОЛАЕВА: «Happy birthday»

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну, «Happy birthday». Просто мы не придумали свою. Не придумали. А «Happy birthday» - у нас всегда было раболепие и такое нежное отношение к иностранщине.

Э.НИКОЛАЕВА: К западному.

М.ТУРЕЦКИЙ: Но «Happy birthday» достаточно складная песнюшка. И мы иногда на этом зарабатываем деньги на корпоративных мероприятиях.

Э.НИКОЛАЕВА: Сказал он честно.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да. Мы возьмем, да и споём «Happy birthday» какому-то юбиляру, да ещё и переделаем слова. Например, самый наш первый заказник был 10 лет назад - Чеховскому полиграфкомбинату было 35 лет. Мы взяли «Happy birthday» и спели (напевает): «Чехов весел и рад. Полиграфкомбинат стал совсем уже взрослый, стал могуч и богат». «Happy birthday». Можно переделать. Или (напевает): «Мы со всею душой. Наш Сбербанк дорогой с Днём рожденья поздравляем…»

Э.НИКОЛАЕВА: Не трогайте спонсоров грязными руками

М.ТУРЕЦКИЙ: Почему грязными? Очень чистыми. Только чистыми.

Э.НИКОЛАЕВА: Кстати. Все частят этот песенный конкурс «Евровидение». А по-вашему, как он?

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну как? Ну шоу. Show must go on. Ну, есть там элементы шоу. Ну есть там, где, на самом деле, проявить себя, есть где испытать какие-то эмоции разные. Негативные. Выделить гормон радости эндорфин, выделить адреналин – гормон агрессии. Там абсолютно правильная интересная история. Другое дело, что на вкус и цвет товарища нет. И всё равно там Белоруссия будет болеть за Россию. И от количества народу, которое перемещается по миру зависит успех на самом деле. Где больше людей, кто с какой страной дружит.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну мне, кстати, понравились вот эти «маски», которые 1 место заняли. Они, по крайней мере, сильно отличались от всех остальных. По-этому они стали первыми.

Э.НИКОЛАЕВА: Вы-то, наверное, на всех конкурсах вне конкуренции?

М.ТУРЕЦКИЙ: Вы знаете, мы хотели поехать на «Евровидение», но у нас больше шести человек. Там нельзя.

Э.НИКОЛАЕВА: Аха. А в усечённом составе «Хор Турецкого» - это уже не «Хор Турецкого»?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да. И, на самом деле, у меня довольно жёсткое в этом плане правило. Нам говорят, например: «У нас там будет маленькая сцена. Не могли бы вы придти впятером?» Я говорю: «Это невозможно - «Хор Турецкого» не делится на части».

Э.НИКОЛАЕВА: И потом, пардон, у вас репертуар на 10 голосов разложен.

М.ТУРЕЦКИЙ: Правильно говорите.

Э.НИКОЛАЕВА: Куда там пять-то? Заново переучиваться, что ли? Заплатите деньги…

М.ТУРЕЦКИЙ: Не, ну можно и впятером спеть, конечно. Порепетировать и спеть впятером отдельно. Но это некорректно.

Э.НИКОЛАЕВА: Это некорректно по отношению к коллегам. По какому принципу оставлять других без заработка?

М.ТУРЕЦКИЙ: Дело не в заработке даже. Ну, просто есть у коллектива лицо. Коллектив – это такая модель. И когда коллектив выступает неполным составом, даже вот я наблюдаю с другими артистами, когда это происходит, это не совсем корректно.

Э.НИКОЛАЕВА: А такое бывает?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да. Я видел. Такое бывает. У коллег по цеху.

Э.НИКОЛАЕВА: Имена, как всегда, называть не будем.

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, не в коем случае.

Э.НИКОЛАЕВА: Нет. И всё же я не понимаю. Почему у вас нет последователей? Вот у вас успешный проект. В стране тысячи бедных музыкантов. Ну почему вы один такой Михаил Турецкий?

М.ТУРЕЦКИЙ: Вы знаете, мы перед тем, как стать вот такой моделью…

Э.НИКОЛАЕВА: Все друг друга копируют.

М.ТУРЕЦКИЙ: …лет 7, наверное, репетировали.

Э.НИКОЛАЕВА: Просто репетировали?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да. Лет 7 мы искали, репетировали, напевали спевались. И уникальность в том, что энергетика объединяется и её вот так вот единомоментно не сложишь. Вот сейчас соберёшь 10 талантливых людей. С ними долго надо спеваться. Очень долго, у нас годы ушли на это. Годы. Создание репертуара, на аранжировки. Это все очень сложно повторить.

Э.НИКОЛАЕВА: Долго и кропотливо работать.

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, у нас годы на это ушли – на создание репертуара, на аранжировки, и это все очень сложно повторить, этим путем очень сложно идти.

Э.НИКОЛАЕВА: Правильно, у нынешних продюсеров нужно же быстро успеть срубить кусок.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, мы об этом вообще не думали, мы вообще не верили в коммерческий успех, мы просто закончили институт, нам сказали «Работу вы не найдете все равно».

Э.НИКОЛАЕВА: Со своими песнопениями.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, дирижерский факультет – дирижеров много, хоров мало – тут выход один, как говорил Жванецкий, «нас должно быть меньше». И получилось так, что мы делали это для собственного удовольствия, думая о том, что деньги мы заработаем другим путем.

Э.НИКОЛАЕВА: Каким?

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну, каким-то еще, работая в других местах.

Э.НИКОЛАЕВА: Подрабатывая.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, ну мало ли какая… что-то придумывать должен человек уметь.

Э.НИКОЛАЕВА: Нет, Миш, а почему клонов на вас нет? Почему «Миражей» было пять? Есть клон под Турецкого?

М.ТУРЕЦКИЙ: Я вижу, появляются какие-то группы, где много-много народу.

Э.НИКОЛАЕВА: Просто много народу, и они говорят, что они хор при этом.

М.ТУРЕЦКИЙ: Нет, они не говорят, что они хор, они как-то называют себя, я не помню, я где-то видел по телевидению какие-то эксперименты происходят, но, как говорила группа «Тату», нас не догонят! Это сложно.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну вот теперь понятно, почему вы одни, - вы, наверное, и вправду чудо. Может, на вас еще и молиться надо?

М.ТУРЕЦКИЙ: Обыкновенное чудо. Публика приходит и говорит «Вы знаете, вы нас вылечили». Я вижу, что происходит с людьми во время нашего концерта – вы знаете, как меняются их лица, открываются глаза, разглаживаются морщины, цвет лица меняется – такое уникальное воздействие. И правда, когда зал в конце 15-20 минут не отпускает тебя, ты понимаешь, что да, действительно, что-то такое создано, что нужно людям.

Э.НИКОЛАЕВА: Вы – источник их счастья

М.ТУРЕЦКИЙ: Хотя бы временного улучшения настроения и самочувствия.

Э.НИКОЛАЕВА: А потом опять эти серые будни. А у вас ведь нету, наверное, этих будней? У вас сплошное счастье, Миша?

М.ТУРЕЦКИЙ: Ну почему вы так думаете? Тоже страдаем.

Э.НИКОЛАЕВА: У вас постоянно «Хор Турецкого».

М.ТУРЕЦКИЙ: Да все это кажется, за это надо тоже платить.

Э.НИКОЛАЕВА: Чем вы увлекаетесь-то по жизни помимо хора?

М.ТУРЕЦКИЙ: Да всем потихонечку.

Э.НИКОЛАЕВА: Машины? Женщины?

М.ТУРЕЦКИЙ: Машины, женщины, спорт.

Э.НИКОЛАЕВА: «Женщины», говорит Турецкий, у которого есть жена, вторая по счету.

М.ТУРЕЦКИЙ: А что делать?

Э.НИКОЛАЕВА: А сколько детей?

М.ТУРЕЦКИЙ: У меня трое.

Э.НИКОЛАЕВА: Да ладно?

М.ТУРЕЦКИЙ: Все дочки, да. У меня есть 23-летняя дочка от первого брака, жена, правда, погибла 17 лет назад, и от второго брака у меня еще есть две дочки.

Э.НИКОЛАЕВА: А дочь первая не пытается петь?

М.ТУРЕЦКИЙ: Вы знаете, глосс блистательный, потому что у мамы был голос замечательный, но я ее не пустил петь, сказал «Так, хватит одного певуна. Иди и стань юристом».

Э.НИКОЛАЕВА: Получи хоть какую-нибудь профессию, а потом занимайся ерундой.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да, она работает юристом в банке.

Э.НИКОЛАЕВА: Боже мой, Миша, вы просто наступили на горло ее песне.

М.ТУРЕЦКИЙ: Ничего, в караоке ходит.

Э.НИКОЛАЕВА: Жестокий и циничный, деспот просто.

М.ТУРЕЦКИЙ: Да.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну что же, очень мне нравится, когда вы не лезете за словом в карман и себя хвалите, Михаил. В стране, где сосед радуется, когда у вас сдохла корова, только так и надо жить. Спасибо за общение. Пойте, как «Хор Турецкого», пойте вместе с ними, ну а лучше вам все равно не спеть. Всем пока. В эфире были я, Эллина Николаева, и…

М.ТУРЕЦКИЙ: Михаил Турецкий.

Э.НИКОЛАЕВА: Ура!

М.ТУРЕЦКИЙ: Спасибо, друзья.