Купить мерч «Эха»:

Римма Маркова - Какого черта - 2006-02-19

19.02.2006

Э.НИКОЛАЕВА – «У нас от женщин всегда требовали, чтобы они лошадей на скаку останавливали, и женщины сами превратились в лошадей». Кто бы мог это сказать? Конечно, соль Земли и актерского творчества, народная артистка России Римма Маркова. Добрый вечер, Римма!

Р.МАРКОВА – Здравствуйте!

Э.НИКОЛАЕВА – Римма!

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Почему-то мне доставляет необычайное удовольствие называть Вас просто Риммой.

Р.МАРКОВА – Ну, так принято, в общем, всех киноактеров, даже Марина Ладынина, там, Николай Крючков и т.д. и т.д., поэтому как-то это даже не принято, по отчеству.

Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. Вас это не шокирует?

Р.МАРКОВА – Абсолютно.

Э.НИКОЛАЕВА – Абсолютно. А вообще, отчество-то Ваше?

Р.МАРКОВА – Васильевна.

Э.НИКОЛАЕВА – Римма Васильевна! Как красиво звучит!

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Но это уже другой человек. Это уже в быту.

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Да, Римм?

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Вы знаете песню, есть такая песня «Женская доля». (говорит протяжно) «Же-енска-ая до-оля»..

Р.МАРКОВА – Да, конечно. Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Такая грустная, тягучая песня. Такая только в нашей стране, по-моему, могла появиться, Вы как считаете?

Р.МАРКОВА – Ну, она действительно такая, доля, особенно для женщин – это для наших женщин, почему сейчас такая мода пошла на наших женщин, хотят жениться иностранцы, потому что это только можно памятник ей поставить за все деяния, что перенесла она, и что переносит сейчас. И конца этому, по-моему, края не будет.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, кстати, Ваша женская доля не такая уж прямо уж и тяжелая. Говорят, Ваш муж – миллионер в Испании…

Р.МАРКОВА – Ой, я Вас умоляю…

Э.НИКОЛАЕВА – …держатель крутых рынков каких-то…

Р.МАРКОВА – Ой, я Вас умоляю…

Э.НИКОЛАЕВА – Это Вы еще замужем за ним.

Р.МАРКОВА – Ой, я Вас умо… Ну это было 30 лет тому назад, я даже не знаю, жив он или нет.

Э.НИКОЛАЕВА – А сколько Вам тогда было?

Р.МАРКОВА – 42.

Э.НИКОЛАЕВА – Когда Вы с ним познакомились.

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – В Испании?

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – У Вас там проходил фестиваль, да, по-моему, российский?

Р.МАРКОВА – Ну, первые фестиваль в Сан-Себастьяно. Мы были первыми, кто поехал в фашистскую страну – там был жив еще каудильо Франко, и поэтому это фашистская страна. Меня страшно удивило, когда приехал Сидней Пуатье, там его реклама – ну, как Вы понимаете, у нас всегда денег нет ни на что, поэтому у нас какая-то дощечка висела зелененькая маленькая, на полметра. А Сидней Пуатье – это в 6 этажей, огромный. Я была потрясена тем, что зрители кидали в эту рекламу яйца, помидоры, орали. И я думаю: «Ну что за свиньи такие? Почему так относятся?» Теперь я понимаю, почему.

Э.НИКОЛАЕВА – Римма, а Сидней Пуатье – это что?

Р.МАРКОВА – Сидней Пуатье – это негр, американский киноактер, довольно известный, он тоже приехал на фестиваль. И там все, все, что связано с Америкой, теперь я понимаю, потому что тогда она засели. Так сказать, все, что к Америке относилось, там вызывало бурю ненависти.

Э.НИКОЛАЕВА – В студии нашей программы Римма Маркова, актриса за народ. Римм, давайте вернемся в историю. Когда Вы поехали… во-первых, я знаю, в Испанию было тогда очень сложно выехать, была какая-то очень… Стас Садальский мне рассказывал, Ваш большой поклонник и, насколько я знаю, коллега и приятель, и друг…

Р.МАРКОВА – Да, друг.

Э.НИКОЛАЕВА – Друг, и он Вас очень любит. И, вот, наверное, благодаря ему…

Р.МАРКОВА – И я его.

Э.НИКОЛАЕВА – Да. ….Вы обычно отказываетесь от всех выступлений – ну, в большей степени.

Р.МАРКОВА – Да. Кстати говоря, это он меня Вам…

Э.НИКОЛАЕВА – Сосватал.

Р.МАРКОВА – …посватал, потому что я не хочу и не люблю это.

Э.НИКОЛАЕВА – Да, не ходите в это, не даете интервью. Ну так, Вы когда поехали в Испанию, какая там история была? Режиссера Вы какого-то…

Р.МАРКОВА – Ой, это… Мне сейчас уже не хочется об этом вспоминать, но режиссер картины «Бабье царство» - это довольно известный режиссер Алексей Салтыков, который снял «Председателя», если Вы помните.

Э.НИКОЛАЕВА – Да.

Р.МАРКОВА – «Директора» и «Бабье царство». Для меня он, ну, один из самых… к сожалению, он уже умер, молодым уже умер. Мне кажется, что это очень перспективный был режиссер, безумно талантливый, но у него была слабость – он выпивал. А это все проходило через партком. В то время был, там, на Мосфильме… Я не помню, как его фамилия…

Э.НИКОЛАЕВА – Ну да, ну, в общем, его не выпускали в Испанию.

Р.МАРКОВА – Ну, в общем, короче говоря, когда встал вопрос о том, чтобы…

Э.НИКОЛАЕВА – Поездке.

Р.МАРКОВА – …поехать туда на кинофестиваль, потому что эту картину туда…

Э.НИКОЛАЕВА – Взяли.

Р.МАРКОВА – …взяли на кинофестиваль.

Э.НИКОЛАЕВА – Его не выпускали.

Р.МАРКОВА – То предложили мне одной. Ну… ну это для меня было просто… Мало того, я не хотела ехать, я в это время уехала черт знает куда, на край света, туда, аж к Владивостоку, чтобы, ну, там подрабатывать с картиной. Мы всегда были плохо обеспечены, как и сейчас остаемся плохо обеспечены. Слава Богу, сейчас я уже слышу, как актеры, которые молодые, мужчины наши, уже, там, покупают дома в Лос-Анджелесе, так значит, уже оплачивают. Мы нищие были, всегда, всю жизнь и все время. Подрабатывали. Картина, значит нужно подрабатывать. По 9,50 получали за выступление. И я уехала, потому что когда я услышала, что будет кинофестиваль где-то за границей – а мы были, проще сказать, не одеты, не обеспечены абсолютно. У меня, ну, было 2 платья. Там, одни туфли. Как, на кинофестиваль!

Э.НИКОЛАЕВА – Одеть нечего.

Р.МАРКОВА – Не, ни одеть нечего, ничего.

Э.НИКОЛАЕВА – Не на что поехать.

Р.МАРКОВА – И я уехала, чтобы, думаю…

Э.НИКОЛАЕВА – От позора подальше.

Р.МАРКОВА – Да, от позора. Так они меня нашли. Причем я жила даже не в гостинице, а в кабинете порта речного. Нам… это Николаев-на-Амуре, там. Боже, нашли меня, «немедленно в Москву, немедленно, так сказать, на кинофестиваль».

Э.НИКОЛАЕВА – Собирайтесь в три счета.

Р.МАРКОВА – Да я в ужасе. Если б Вы знали, как мы собирались, как мы шили что-то такое… гандобили. Собирали сумки, там, сумочку, туфли, которые нельзя было найти.

Э.НИКОЛАЕВА – Ни купить же ничего.

Р.МАРКОВА – Это…

Э.НИКОЛАЕВА – А зачем? Рим, приехали туда, там…

Р.МАРКОВА – Ужас! Ничего не давали, никаких денег. И все, что там давали – там же давали деньги, за премии, за все.

Э.НИКОЛАЕВА – Отнимали.

Р.МАРКОВА – Это все отнималось.

Э.НИКОЛАЕВА – Кошмар какой!

Р.МАРКОВА – Это давали 10 долларов, и то мы сжимали…

Э.НИКОЛАЕВА – В потном кулачке.

Р.МАРКОВА – …и смотрели, чего купить – жвачки, там, или что. На большее ничего не хватало.

Э.НИКОЛАЕВА – В общем, сплошное издевательство.

Р.МАРКОВА – И поэтому у меня желания никакого не было. Абсолютно. Но когда я узнала, что я еду одна…

Э.НИКОЛАЕВА – А режиссер не едет.

Р.МАРКОВА – Это был шок для меня. И мы…

Э.НИКОЛАЕВА – И Вы пошли в ЦК партии?

Р.МАРКОВА – Да. И я пошла… когда мне сказали, что Салтыкова не пускает партийная организация Мосфильма…

Э.НИКОЛАЕВА – И Вас в ЦК партии пустили?

Р.МАРКОВА – Нет, ну не, впустили, но не хотели разговаривать со мной. Я сидела 4 часа.

Э.НИКОЛАЕВА – В приемной?

Р.МАРКОВА – Не в приемной, а внизу, около дежурных ребят.

Э.НИКОЛАЕВА – А, требовали пропуск.

Р.МАРКОВА – Потому что они дали… дали мне стул. И пошла по собственной инициативе, пошла туда.

Э.НИКОЛАЕВА – А знали, к кому идти, да? К секретарю какому-то ЦК.

Р.МАРКОВА – Нет, просто пошла. Мне сказали, Салтыков говорит: «Я…» А он в это время… Я говорю: «Алексей Александрович, я вас очень прошу, я пойду в ЦК, буду говорить о вас. Пожалуйста, не пейте сегодня хотя бы». И когда я пришла туда, и меня не стал принимать… «По поводу чего?» - «По поводу режиссера». Они говорят: «Нет». Я говорю: «Скажите…»

Э.НИКОЛАЕВА – Что я не уйду отсюда.

Р.МАРКОВА – «…начальнику, что я не уйду, пока он меня не примет». И я просидела 4 часа. Ребята дали даже мне стул, потому что я устала стоять. И когда я туда…

Э.НИКОЛАЕВА – Попала.

Р.МАРКОВА – …пришла и начала говорить о том, что режи… для нас режиссер все. За границей режиссер – это второстепенно.

Э.НИКОЛАЕВА – Бог… А, второстепенно.

Р.МАРКОВА – Второстепенно.

Э.НИКОЛАЕВА – Ага.

Р.МАРКОВА – Только актеры.

Э.НИКОЛАЕВА – Продюсер… А, там актеры.

Р.МАРКОВА – Актеры. Вот, Вы же видите, только актеров показывают.

Э.НИКОЛАЕВА – Да. Да, да, да.

Р.МАРКОВА – По дорожке идут актеры.

Э.НИКОЛАЕВА – Да, да, да.

Р.МАРКОВА – Ну, режиссер, там, если он женат на актрисе.

Э.НИКОЛАЕВА – То он присутствует. Мордально.

Р.МАРКОВА – Он присутствует. А для нас главное было режиссер.

Э.НИКОЛАЕВА – Свет в окошке.

Р.МАРКОВА – И как это вдруг Алексей Александрович, который меня, так сказать…

Э.НИКОЛАЕВА – Сделал.

Р.МАРКОВА – …взял, в общем-то, родил, и его не берут! И я не буду рассказывать…

Э.НИКОЛАЕВА – Ну да, это уже…

Р.МАРКОВА – …как это было, как я убеждала.

Э.НИКОЛАЕВА – Программа…

Р.МАРКОВА – «Он же пьет». Я говорю: «Я вас уверяю, что, вот, то-то…»

Э.НИКОЛАЕВА – Не будет пить.

Р.МАРКОВА – Да, да, не будет. Я ручаюсь головой… Он говорит: «Вы не боитесь потерять голову?»

Э.НИКОЛАЕВА – Голову.

Р.МАРКОВА – Такую фразу мне. Я говорю: «Нет». И я… Он говорит: «Пускай он придет ко мне». И я радостно выбегаю в автомат, а он говорит: «Да»…

Э.НИКОЛАЕВА – Пьяный уже.

Р.МАРКОВА – «А… А пошли они…» Я думаю: «Боже мой, что мне делать?»

Э.НИКОЛАЕВА – На свою голову.

Р.МАРКОВА – Я говорю: «Вы знаете, его дома нет».

Э.НИКОЛАЕВА – Выкрутились.

Р.МАРКОВА – В общем, короче говоря, его пустили.

Э.НИКОЛАЕВА – Пустили. Он там напился?

Р.МАРКОВА – Он держался до последнего. А там, в Сан-Себастьяне на высокой горе очень, так сказать, такой ресторан, весь светящийся. Мы там смотрели на этот ресторан, он говорит: «Вот бы туда попасть, там» и т.д.

Э.НИКОЛАЕВА – Ага. Он говорит.

Р.МАРКОВА – Я говорю: «Да вы что? Да какой там ресторан…» В общем, короче говоря, однажды было… А с нами был этот, который стучит, естественно.

Э.НИКОЛАЕВА – Стукач.

Р.МАРКОВА – Изумительный человек! Дело в том, что я, естественно, не знала языка испанского, но «tres, quatro, tres» - это номер человека, который с нами поехал. На всякий случай.

Э.НИКОЛАЕВА – Номер телефона?

Р.МАРКОВА – Да. И когда в 2 часа ночи мне раздался стук, и я в ночной рубашке открыла дверь и увидела совершенно пьяного Салтыкова с каким-то испанцем, который держал бутылку, уже, там, отпитую…

Э.НИКОЛАЕВА – Початую.

Р.МАРКОВА – Который еле стоял… И он говорит: «Сейчас мы с моим другом и с Вами пойдем в этот…»

Э.НИКОЛАЕВА – Светящийся ресторан.

Р.МАРКОВА – «…ресторан». Я говорю: «Ну, сейчас я оденусь, Алексей Александрович». И когда я закрыла дверь, я бросилась к телефону и назвала «tres, quatro, tres». И поднял наш человек…

Э.НИКОЛАЕВА – Дядька. Хороший дядька трубку.

Р.МАРКОВА – Я говорю: «Салтыков пьяный». И больше ничего. И я положила трубку и, естественно, больше не постучали, потому что он его перхва… успел.

Э.НИКОЛАЕВА – Успел перехватить.

Р.МАРКОВА – Перехватить. Он его не заложил. Он ведь сам был в него влюблен, потому что Салтыков был безумно умен, безумно образован, безумно ироничный, с огромным юмором, немножко такой… Потрясающий совершенно человек. Он влюблен был в него. И он, естественно, его не заложил.

Э.НИКОЛАЕВА – Его спас.

Р.МАРКОВА – Но когда мы утром завтракали, Салтыков, повернувшись ко мне, говорит: «Ты можешь себе представить, какая-то сука меня заложила». Можете себе представить?

Э.НИКОЛАЕВА – И этой сукой были Вы!

Р.МАРКОВА – Да. Он даже не мог представить, что это могла сделать только я. Я просто его спасла, себя и его.

Э.НИКОЛАЕВА – Но Вы… это называется, во спасение.

Р.МАРКОВА – Вот и все.

Э.НИКОЛАЕВА – Римм, так Вы как познакомились со своим миллионером?

Р.МАРКОВА – Ну, там, дело в том, что в мою молодость, когда была в Испании война, то детей оттуда вывозили. И они здесь получили образование, они здесь росли…

Э.НИКОЛАЕВА – Да, да.

Р.МАРКОВА – А так как был фашистский режим, они не могли вернуться, а когда все это прошло, они стали возвращаться, но для них… они вот с такого возраста…

Э.НИКОЛАЕВА – Да, русский.

Р.МАРКОВА – …были здесь, в России, поэтому они любили, и у них обязательно были атрибуты России – балалайка, неваляшка, там, и т.д.

Э.НИКОЛАЕВА – Как своя Родина, вторая Родина стала.

Р.МАРКОВА – Да, да, да. И поэтому как только они узнали, что приехали и россияне…

Э.НИКОЛАЕВА – Русские, да.

Р.МАРКОВА – …все бросились к нам. И в том числе…

Э.НИКОЛАЕВА – И этот.

Р.МАРКОВА – …и этот человек, который…

Э.НИКОЛАЕВА – Как его звали-то?

Р.МАРКОВА – …неизвестно, почему он влюбился…

Э.НИКОЛАЕВА – В Вас.

Р.МАРКОВА – Вот сказать, чтобы я была красавицей – никогда в жизни не была.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну как это, Вы красивы и сейчас, какая вообще!

Р.МАРКОВА – Ну, я Вас умоляю!

Э.НИКОЛАЕВА – Такая дама!

Р.МАРКОВА – Не, не, не, дама, да…

Э.НИКОЛАЕВА – Такая..!

Р.МАРКОВА – Ну, и познакомились, он влюбился, и он приехал, и он добивался… Сказать, чтобы я безумно влюблена… Я просто…

Э.НИКОЛАЕВА – Были шокированы.

Р.МАРКОВА – …так как был представитель ЦК, который, там, гуляли вовсю…

Э.НИКОЛАЕВА – При этом.

Р.МАРКОВА – …кстати говоря, да.

Э.НИКОЛАЕВА – Да.

Р.МАРКОВА – Отрывались по полной программе. Ни в чем себе не отказывали. Поэтому когда он сделал мне предложение, я позвонила этому представителю, и говорю: «Что мне делать?» Он говорит: «А что такое? Что ты, вообще, волнуешься? Ну, если… ну что с тебя…»

Э.НИКОЛАЕВА – Убудет что ли?

Р.МАРКОВА – «Упадет, что ли?» Да. Выходи замуж. Тебе надо будет – я тебя за 2 часа разведу. Вот и так, вот так и получилось.

Э.НИКОЛАЕВА – Сегодня вышла, завтра развелась.

Р.МАРКОВА – А все равно жизни не получилось.

Э.НИКОЛАЕВА – Не получилось?

Р.МАРКОВА – Нет, ну потому что он же требовал, чтобы…

Э.НИКОЛАЕВА – Вы там остались?

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – А Вы сюда. Душой рвались.

Р.МАРКОВА – Да. Не при… Даже вот сейчас, живя погано, никогда в жизни у меня не было, нет и не будет… еще хуже буду жить, и никогда в жизни этого не сделаю, потому что просто поражаюсь, когда восхваляют, там… Да лучше нашей земли нет. Нет. И лучше нашего народа нет на свете.

Э.НИКОЛАЕВА – У нас перерыв на рекламу. Народные артисты, между прочим, имеют право на отдых, а «Эхо Москвы» - на новости и рекламу. Слушайте продолжение программы с Риммой Марковой через несколько минут.

НОВОСТИ

Э.НИКОЛАЕВА – В студии нашей программы Римма Маркова, актриса за народ. А как, Римм, лучше земли нет? Везде земля одинаковая. Березки одинаковые растут – представляете, для меня…

Р.МАРКОВА – Да наплевать, какие березки!

Э.НИКОЛАЕВА – …ужасом было…

Р.МАРКОВА – Да зачем Солженицыну… Там тоже березки у него были.

Э.НИКОЛАЕВА – Да.

Р.МАРКОВА – Но он вернулся сюда. Вернулся. Это настоящий патриот. Это настоящий человек, это россиянин, который любит свою Родину, который пытается, ну, так как сейчас…

Э.НИКОЛАЕВА – Короче, мужика бросили Вы, да? Уехали в Россию…

Р.МАРКОВА – Да не, не я бросила, а…

Э.НИКОЛАЕВА – Обстоятельства.

Р.МАРКОВА – Это так получилось. И он бросил, и я бросила.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, он действительно миллионером был, да, богатый?

Р.МАРКОВА – Ну, как Вам сказать? Ну, там, они собрались, там, 10 человек, по 2 миллиона, там, собрали – и построили в Мадриде рынок. И пожизненно они, так сказать…

Э.НИКОЛАЕВА – Владельцы.

Р.МАРКОВА – …когда вернут им 2 миллиона… они пожизненно какую-то ренту получают…

Э.НИКОЛАЕВА – Снимают.

Р.МАРКОВА – Т.е. он был обеспечен. Кстати говоря, все, кто здесь воспитывался, вот эти дети, они все получили образование – у нас же было бесплатное образование.

Э.НИКОЛАЕВА – Конечно. На которое нужны были деньги.

Р.МАРКОВА – Поэтому там это очень сложно.

Э.НИКОЛАЕВА – Не получили. Но не разведены Вы, да, Римм?

Р.МАРКОВА – Нет, нет, вот в том-то и дело, что… Ну, а он там, я здесь.

Э.НИКОЛАЕВА – Послушайте, так Вы сейчас…

Р.МАРКОВА – Причем я, когда позвонила, он говорит: «А что тебе, мешает, что ли? Ты что, замуж собираешься?» Я говорю: «Нет».

Э.НИКОЛАЕВА – Ага.

Р.МАРКОВА – Вот и все.

Э.НИКОЛАЕВА – У Вас никогда душа за него не болела – там, повидаться, как-то съездить к нему в гости?

Р.МАРКОВА – Боже сохрани! Боже…

Э.НИКОЛАЕВА – Хоть какие-то чувства же были?

Р.МАРКОВА – Ну… какие… Вы знаете, что… ну, получилось так, что получилось.

Э.НИКОЛАЕВА – Все понятно.

Р.МАРКОВА – Без всякого усилия с моей стороны.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну да.

Р.МАРКОВА – Честно Вам…

Э.НИКОЛАЕВА – Когда не добиваешься ничего.

Р.МАРКОВА – Просто я была более спокойная, а так как это испанец, это, так сказать, горячий человек, который так ревновал меня, так он меня доставал, что я его возненавидела просто…

Э.НИКОЛАЕВА – А, понятно. Т.е. он Вас…

Р.МАРКОВА – Потому что…

Э.НИКОЛАЕВА – …душил.

Р.МАРКОВА – Я подхожу и говорю, Филипповская: «Вы последний?» - стоит мужчина. Скандал до 5 утра.

Э.НИКОЛАЕВА – В очереди? Ну… Филипповская булочная

Р.МАРКОВА – Ну, иными словами… Вот, Вы «испанец, испанец…» Ну что это? Азербайджанец. Или дагестанец.

Э.НИКОЛАЕВА – Понятно.

Р.МАРКОВА – Вот и все!

Э.НИКОЛАЕВА – Ну в общем, горячий южный мужчина, мачо.

Р.МАРКОВА – Вот и все! Вот и все.

Э.НИКОЛАЕВА – Понятно. Римм, ну Вы сейчас живете не очень богато. Вот, что…

Р.МАРКОВА – Я не не очень богато, а очень бедно живу. Вы понимаете, в чем дело – вот сейчас, когда я вижу просто лавина бездарностей на телевидении. Да, красивые, там, все, но Вы простите меня, по телевидению говорить не умеют по-русски. (изображает, как говорят по телевидению). Даже этим не занимаются. Это просто меня удивляет. Я просто сижу иногда, не понимаю, что они говорят.

Э.НИКОЛАЕВА – Хотя со слухом все в порядке у нас.

Р.МАРКОВА – А что у нас в кино делается?

Э.НИКОЛАЕВА – Ну да.

Р.МАРКОВА – А что у нас в кино делается? Боже мой! Я даже не помню их фамилий, это лавина, как горох сыпется куча всяких, так сказать, актеров и актрис, которые не задерживают никакого твоего внимания.

Э.НИКОЛАЕВА – Римм, вот скажите, Вы сыграли в большом количестве фильмов. Вы играли в кино, в театре. А в наше время стали известны благодаря небольшой роли ведьмы в «Дозоре». Вы не обижаетесь на зрителей за это?

Р.МАРКОВА – Почему? Почему? Во-первых, я никак не думала, что это такой резонанс будет. Меня просто замучили с этим «Дозором». Замучили. И, в общем-то, эпизодическая роль.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, попали.

Р.МАРКОВА – Ну, дело не в этом. Большая часть у меня эпизодических ролей. Но Вы понимаете, роль может быть одна, предположим, если она попадется такого типа, как Чапаева для актера, понимаете? Или, там, я не знаю…

Э.НИКОЛАЕВА – Роль жизни, да, которую сыграл, судьбоносная.

Р.МАРКОВА – Ихтиандр – и т.д. и т.д., и т.д.

Э.НИКОЛАЕВА – Судьбоносная такая.

Р.МАРКОВА – Поэтому. Для меня было «Бабье царство», где я сыграла вот эту… олицетворение наших…

Э.НИКОЛАЕВА – Женщин.

Р.МАРКОВА – …российских женщин…

Э.НИКОЛАЕВА – Баб наших.

Р.МАРКОВА – …во время… в самый тяжелый период. И потом мне давали, судя по моим внешним данным, мне просто давали роли…

Э.НИКОЛАЕВА – Фактурные.

Р.МАРКОВА – …исходя из фактуры и больше даже, так как мы еще дружили с Нонной… и дружим с Нонной…

Э.НИКОЛАЕВА – Мордюковой?

Р.МАРКОВА – Да, Мордюковой. Нас все время сталкивали лбами, причем…

Э.НИКОЛАЕВА – Вы даже похожи.

Р.МАРКОВА – Непонятно, почему, потому что мы абсолютно разные. То, что она может, я не могу, то, что я могу, она не может. Несмотря на все уважение, не все актер или актриса может, и нужно это понимать. Иногда актеры или актрисы не понимают, думая, что вот эта вот слава, вот это вот аплодисменты, цветы и т.д., дает право делать то, что ты не должен делать.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, просто не дано.

Р.МАРКОВА – Но сейчас смешалось все. И я вижу, когда классику нашу, классику! И я не буду и называть актеров или актрис – вдруг играет вот такая вот крошечная…

Э.НИКОЛАЕВА – Шмакодявка.

Р.МАРКОВА – Ну, не шмакодявка… Актриса, кстати говоря, очень хорошая – но это не ее природа. Как это российскую женщину… Вы не обратили внимание, что сейчас…

Э.НИКОЛАЕВА – Не ее природа внешняя и внутренняя.

Р.МАРКОВА – …пытаются… не, пытаются вообще, чтобы России не было. Сейчас вот я ехала, и везде убирают эти самые, одни вьетнамцы или китайцы, или, так сказать, другой национальности. Вы посмотрите, что творится.

Э.НИКОЛАЕВА – Да.

Р.МАРКОВА – И потому что… у меня никакой русофобии нет. Но когда мы росли, никаких вообще разговоров не могло быть о том, «это тот, этот не тот, это…» А сейчас – что это такое?

Э.НИКОЛАЕВА – Римма, а как Вы относитесь к тому, что «Дозоры» называют азиатской пошлятиной? Вот говорят, что это, типа, вот, не фильм.

Р.МАРКОВА – Вы знаете, что на каждый роток не накинешь платок. Когда говорят «Гениально! Потрясающе!», вся Европа стоит в очереди за билетами. И дали такую прибыль…

Э.НИКОЛАЕВА – Как, вот, говорит тоже наш большой с Вами приятель…

Р.МАРКОВА – Понимаете…

Э.НИКОЛАЕВА – …Стас Садальский, он говорит о том, что качество фильмов оценивается по миллионным вложениям и миллионным отдачам, а не художественные достоинства и игра актеров.

Р.МАРКОВА – Ну, это он уже перегнул. Во-первых, там блестящие актеры снимались. Блестящие. Я, например, благодарна… я, во-первых, не ожидала, во-первых, не ожидала, что такой резонанс будет, благодарна Тимуру Бекмамбетову, который меня, так сказать, подхватил. Ну, не первую – там, он кому-то предлагал, все отказывались. И я никак не ожидала, что это будет такой всплеск. У меня сейчас просто второе, что называется… как это? Рождение…

Э.НИКОЛАЕВА – Дыхание. Второе дыхание открылось.

Р.МАРКОВА – Я так… я так популярна, что просто… Во-первых, показывали без конца рекламу.

Э.НИКОЛАЕВА – Рекламу.

Р.МАРКОВА – И когда я увидела, что меня без конца показывают, я думаю «Господи, да что они, с ума сошли, что ли? Почему они суют меня?» Ну понимаете, вот как бывает иногда в жизни.

Э.НИКОЛАЕВА – Да. В студии нашей программы Римма Маркова, актриса за народ. Да, Римм, сколько работали. Одна роль… Был же большой перерыв, да, Вашего…

Р.МАРКОВА – Нет.

Э.НИКОЛАЕВА – …творчества, нет?

Р.МАРКОВА – У меня…

Э.НИКОЛАЕВА – Постоянно работаете?

Р.МАРКОВА – Каждый божий год у меня одна - две картины обязательно. В 2004 году я снялась, еще Даша Васильева, в 4 сериях там сыграла тоже роль. И в «Дозоре». Сейчас пока ничего нет. Пока нет. Потому что мне предложили, там, эпизодик один какой-то… Ну, куча всяких сценариев, но я принципиально не снимаюсь, где мордобой, мат, убийства, кровь, причем цистернами льется. Это мой протест. Я считаю, что нашему зрителю, который наелся уже этого… Вы посмотрите, что делается? «Менты», «Убойная сила», «Ментовские войны»… Да что же это?

Э.НИКОЛАЕВА – Да. Сейчас еще зеков показывают. Про зону показывают.

Р.МАРКОВА – Ну как можно… А сейчас зона.

Э.НИКОЛАЕВА – Зона еще.

Р.МАРКОВА – Боже!

Э.НИКОЛАЕВА – Вы смотрите этот фильм?

Р.МАРКОВА – Я не могу смотреть.

Э.НИКОЛАЕВА – Ужас какой-то, сплошные урки, чурки.

Р.МАРКОВА – Я не могу, я не могу это смотреть. Когда я вижу все негативные… Вы понимаете, что… в чем дело? Телевидение просто враг. Вы понимаете, телевидение – это не столько, так сказать, познавательная…

Э.НИКОЛАЕВА – Да.

Р.МАРКОВА – …структура, так сказать, образовательная…

Э.НИКОЛАЕВА – Да, да.

Р.МАРКОВА – …как мощный бизнес, который мало заботится о нравственном здоровье народа. Вы посмотрите, что клонируется на телевидении – злоба, насилие, убийства, наркомания, воровство, похищение, проституция. Вы понимаете, на меня это не действует. На Вас подействует.

Э.НИКОЛАЕВА – Да…

Р.МАРКОВА – На молодежь, на детей. Ну если мы не будем биться за души детей, мы проиграем. У нас нет будущего. И я поражаюсь, почему руководство телевидения – никакого патриотизма. Никакой… Бизнес, деньги, деньги, деньги, деньги и деньги. Да наешьте вы… хоть вы уже до отвала, все уже там вот так вот, понимаете, в порядке таком…

Э.НИКОЛАЕВА – Озолотились уже, да.

Р.МАРКОВА – Ну сделайте что-нибудь для России! Ну сделайте для земли, на которой вы родились, которая дала вам образование!

Э.НИКОЛАЕВА – Которая вас кормит.

Р.МАРКОВА – Сейчас даже образование сделали роскошью, которая недоступна бедным. Да что же это такое? Уничтожают детские сады. Продают кому-то, кто-то там сейчас… только по телевидению… ведь столько негатива, что жить ведь не хочется!

Э.НИКОЛАЕВА – Да.

Р.МАРКОВА – Я-то уже прожила – вот как вы будете жить?

Э.НИКОЛАЕВА – Нам страшно.

Р.МАРКОВА – Вот я… Вы понимаете…

Э.НИКОЛАЕВА – Нам страшно.

Р.МАРКОВА – Как вы будете жить? Почему телевидение, руководство молодое, почему они так ненавидят свою страну, что они делают все, чтобы люди…

Э.НИКОЛАЕВА – Еще больше болота.

Р.МАРКОВА – Мало того, сейчас абсолютная эпидемия… эпидемия неверия. Ну помогите людям, помогите! Ну нельзя этого делать! Ну пожалейте людей, которые… Это же одна из наций, которая такую войну… Ведь все время войны. Только восстановили – вы посмотрите, миллионы детей ходят беспризорных, миллионы!

Э.НИКОЛАЕВА – Это ужасно.

Р.МАРКОВА – Это будущий криминал. Около 6 миллионов – а их гораздо больше – наркомании. А это молодые. Кто будет? Что будет? Почему это, почему по телевидению идет…

Э.НИКОЛАЕВА – Вешают щиты на улицах.

Р.МАРКОВА – …разговор с проституткой!

Э.НИКОЛАЕВА – Да. Большой профессионал. Специалистка.

Р.МАРКОВА – Да вы что, с ума сошли? Да вы что, с ума сошли?

Э.НИКОЛАЕВА – Щиты вешаются антинаркотические рекламные.

Р.МАРКОВА – Нет, ну показывают, показывают это все.

Э.НИКОЛАЕВА – Ужасно.

Р.МАРКОВА – Да что же это такое?

Э.НИКОЛАЕВА – Римм, в общем, Вы во всем этом опускании нации принимать участие не хотите, несмотря на то, что жизнь Ваша не очень сладкая?

Р.МАРКОВА – Ни в коем случае, где только… Вот знаете, сейчас общественная, вот, там, палата…

Э.НИКОЛАЕВА – Да, да, да.

Р.МАРКОВА – И кто в Общественной палате? Это люди, которые ничего не будут делать.

Э.НИКОЛАЕВА – Для общества.

Р.МАРКОВА – Они в полном порядке, они специально в казино, там, играют. Вот меня в палату не возьмут. Потому что я бы жизни там им не дала. Там бы было им плохо.

Э.НИКОЛАЕВА – А чего Вы не выдвинулись от какой-нибудь общественной организации?

Р.МАРКОВА – А как… как я могу выдвинуться? Кто меня выдвинет? Мне уже задвигаться уже пора. Понимаете? А молодые не хотят ничего делать.

Э.НИКОЛАЕВА – У Вас такая активность…

Р.МАРКОВА – Ничего. Вот сегодняшним днем живут.

Э.НИКОЛАЕВА – «На съемки не хочу, но иду, зарабатывать надо». У Вас нет своего стабилизационного фонда?

Р.МАРКОВА – Какой стаби… стаби… стабицилициозный…

Э.НИКОЛАЕВА – …лицизационный…

Р.МАРКОВА – О чем Вы говорите, какой фонд? Я так скромно живу – когда пришла снимать, удивилась Оксана Пушкина, потому что мне… я живу в однокомнатной 15-метровой квартире. О чем Вы говорите? Я сплю на диване, как студентка, у меня нет кровати и не будет никогда.

Э.НИКОЛАЕВА – Кошмар.

Р.МАРКОВА – О чем Вы говорите? Я была у Лолиты на передаче, она… я говорю: «Вот, я спустилась, там, это самое, в метро». Она говорит: «Как, у Вас машины нет?!»

Э.НИКОЛАЕВА – Говорит Лолита!

Р.МАРКОВА – Да. Нет.

Э.НИКОЛАЕВА – А чего Вы?

Р.МАРКОВА – Потому что сейчас и на эстраде безвкусица такая – покажи просто, чтоб как можно голой, вот, показать эти, части тела…

Э.НИКОЛАЕВА – Тупее быть – больше будешь зарабатывать.

Р.МАРКОВА – И все, больше ничего не…

Э.НИКОЛАЕВА – Римм, в 97 году Вы, народная артистка, получали пенсию 370 тысяч рублей. Какая у Вас пенсия?

Р.МАРКОВА – Сейчас? 4600.

Э.НИКОЛАЕВА – 4 тысячи…

Р.МАРКОВА – 600, по-моему, 8 рублей.

Э.НИКОЛАЕВА – 4600.

Р.МАРКОВА – 4 тысячи. Вот, я как все время… ведь знаете, сейчас только что показали и Фараду, и, там, Витю Павлова, и Малявину Валю, и Таню Самойлову – как не стыдно, не так много актеров! Как не стыдно – люди, которые делали славу нашего кино, и по сей день эти картины идут, и идут эти актеры – в таком ниществе живут. И все говорят: «Вот, вы знаете, вот она говорила, она про нищенство не говорила». А почему не говорила? А я говорю! И буду говорить! Это бессовестно! Потому что… что это звание? Дайте тогда за звание что-нибудь, придумайте что-нибудь! Или за ордена.

Э.НИКОЛАЕВА – Да.

Р.МАРКОВА – А то повесят, там, орден, и дескать, ты должен… А есть-то он должен, человек?

Э.НИКОЛАЕВА – Ну да.

Р.МАРКОВА – Что это такое?

Э.НИКОЛАЕВА – Жить-то на что? В студии нашей программы Римма Маркова, актриса за народ. Римм, коротко блиц-интервью. Мы в начале программы обычно ставим эту рубрику, но сейчас она переместилась к концу. В детстве Вас обзывали циркулем, каланчей и бандиткой?

Р.МАРКОВА – Да, обзывали. Ну, Вы же знаете, дети жестокие.

Э.НИКОЛАЕВА – Жестокие. Да. Какой у Вас рост?

Р.МАРКОВА – 1,78 м.

Э.НИКОЛАЕВА – О, баскетболистка. В Москву Вы приехали вместе с братом, и играли тогда в театре Маяковского?

Р.МАРКОВА – Нет, в театре Ленинского Комсомола.

Э.НИКОЛАЕВА – А!

Р.МАРКОВА – Мы закончили студию, и там были оставлены, как подающие надежды.

Э.НИКОЛАЕВА – Где похоронен Ваш брат, Леонид Марков?

Р.МАРКОВА – На Кузьминском кладбище, хотя…

Э.НИКОЛАЕВА – «Гараж», «Змеелов», он…

Р.МАРКОВА – Да, да. Нет, ну ему дали Новодевичье, но жена решает, и она – там отец похоронен, и она туда похоронила брата.

Э.НИКОЛАЕВА – «Вечный зов», «Покровские ворота» - Ваши лучшие фильмы?

Р.МАРКОВА – Нет, нет, нет. Нет, не лучшие, были лучше – и «Обрыв», и «Журавушка», и масса фильмов, которые, так сказать, я уже не помню. Их более 80.

Э.НИКОЛАЕВА – Вы по-прежнему член центрального совета партии пенсионеров?

Р.МАРКОВА – Да, я по-прежнему.

Э.НИКОЛАЕВА – Остались, да? Несмотря на…

Р.МАРКОВА – Да, я осталась, несмотря на то, что там была жуткая…

Э.НИКОЛАЕВА – Борьба, война…

Р.МАРКОВА – Да, да, да. Но мне позвонил новый председатель нашей партии пенсионеров. Я думала, что они меня выкинули, потому что я там…

Э.НИКОЛАЕВА – Ну да, Вы… с грудью…

Р.МАРКОВА – Да. Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Рвали рубашку на груди …

Р.МАРКОВА – Рвала на груди рубашку, да.

Э.НИКОЛАЕВА – Да. Тем не менее, Вы остались.

Р.МАРКОВА – Ну нет, они сказали, что они со мной не прощаются.

Э.НИКОЛАЕВА – Ага, ну, это достойно. В политике я ничего не понимаю – Ваши слова?

Р.МАРКОВА – Нет, я уже кое-что понимаю…

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, судя по Вашим сегодняшним, да, выступлениям…

Р.МАРКОВА – Потому что судя по тому, что я не могу смотреть просто спокойно на то, что происходит, уже кое в чем разбираюсь.

Э.НИКОЛАЕВА – Женщину в президенты России.

Р.МАРКОВА – Обязательно.

Э.НИКОЛАЕВА – А стоит ли, Римм?

Р.МАРКОВА – Только женщину. Вот поймите, что женщина, которая рассчитана на себя и на ребенка… ни одна женщина… это все в пиджаках ребята, которые сидят там, которые все это делают. И вот эти все… а сейчас продавать… это даже Лужков возмутился: продавать, там, реки, там, или еще что-то – совсем уже обалдели!

Э.НИКОЛАЕВА – Реки уже, да? Пруды, озера.

Р.МАРКОВА – Да, Волгу купить – представляете?

Э.НИКОЛАЕВА – Да, кусочек Волги. «Продайте мне, пожалуйста, кусочек России»..

Р.МАРКОВА – Да, да. Ну, сейчас это делается, спокойно.

Э.НИКОЛАЕВА – Римм, я, вообще, хотела Вам сказать, что Вы в последнее время стали более умеренны, раньше как выступали – там, в 97 году «правительство бросило народ», кричали, «пенсионеры роются в мусоре».

Р.МАРКОВА – А я и сейчас говорю, правительство… от правительства никогда не было никакой помощи, и никогда не будет.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, я смотрю, что Вы очень решительно настроены сейчас.

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – И, в общем-то, скромничать…

Р.МАРКОВА – Очень мечтаю попасть, ну, каким-то образом к Владимиру Владимировичу Путину. Мне кажется, я буду убедительной для того, чтобы кое-что сказать ему. Потому что ему никто это не скажет, ему большая часть лапшу вешают на уши.

Э.НИКОЛАЕВА – Выдают желаемое за действительное, да?

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. Вы в этом вопросе не скромничаете?

Р.МАРКОВА – Нет, нет.

Э.НИКОЛАЕВА – Не спасовали бы перед президентом?

Р.МАРКОВА – Никогда в жизни! У меня абсолютно нет… я просто мечтаю.

Э.НИКОЛАЕВА – И нету рабской психологии, комплексов, чинопочитания?

Р.МАРКОВА – Никогда! А чего я? Я абсолютный патриот. Я люблю свою Родину. Я не хочу нигде жить. Я хочу только здесь, я люблю свой народ.

Э.НИКОЛАЕВА – У Вас характер, как у брата – говорят, он был непредсказуемым.

Р.МАРКОВА – Нет, ничего подобного. Брат мой был гораздо скромнее, гораздо скрытнее, чем я. Я более открытый человек, чем он.

Э.НИКОЛАЕВА – Римм, Вы живете сейчас в основном воспоминаниями? Все Ваши последние интервью – это цепь воспоминаний о Смоктуновском, о Вале Серовой, о Константине Симонове…

Р.МАРКОВА – Вы знаете, что, это задают эти вопросы. Я воспоминаниями не живу. Потому что если я начну вспоминать, у меня плохое настроение сделается.

Э.НИКОЛАЕВА – Станет.

Р.МАРКОВА – Понимаете? Поэтому я это воспоминаниями живу… Надо принимать жизнь такой, какая она есть.

Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. это не значит, что прошлое Вам приятнее, чем сегодняшний день? Наоборот, оно…

Р.МАРКОВА – Нет, абсолютно. Прогресс идет – о чем Вы говорите? Надо в ногу жить. Но желательно, чтобы… было бы лучше, чтобы все остальные так же.

Э.НИКОЛАЕВА – На Вас большое влияние в свое время ведь оказала Раневская, да? Эти ее подчеркнуто демократические манеры.

Р.МАРКОВА – Нет, Раневская была просто прямым человеком, абсолютно, оттого, что она была гениальная актриса.

Э.НИКОЛАЕВА – Она могла себе это позволить.

Р.МАРКОВА – Она и мудрая, и умная, она видела это – она говорила прямо, так сказать, то, что она думала.

Э.НИКОЛАЕВА – В глаза. Не боясь за последствия.

Р.МАРКОВА – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, потому что она была личностью.

Р.МАРКОВА – Абсолютно.

Э.НИКОЛАЕВА – Вот Вы говорите, Римм, «я не люблю общаться с журналистами. Сама себе надоела»…

Р.МАРКОВА – Нет, ну потому что… Вы знаете, как они врут?

Э.НИКОЛАЕВА – Все врут.

Р.МАРКОВА – Фантастически врут! У меня было – девочка пришла: «Дайте подписать». Потом выходит газета, все переврали.

Э.НИКОЛАЕВА – Все по-другому. Ну ладно, Вы, тем не менее, не говорите так, что Вы сами себе надоели. Мы все равно от Вас никогда не отстанем. И не устанем.

Р.МАРКОВА – И не надо. Это замечательно, что вы не останете.

Э.НИКОЛАЕВА – И не устанем. Спасибо, Римма Васильевна, за Ваши ответы на наши вопросы! Римму Маркову в президенты!

Р.МАРКОВА – О-о! С удовольствием. Я бы там понаделала…

Э.НИКОЛАЕВА – Какого черта…

Р.МАРКОВА – …делов.

Э.НИКОЛАЕВА – Какого черта у нас в стране такой патриархат? Всем пока! В эфире были я, Элина Николаева, и…

Р.МАРКОВА – И Римма Маркова, что ли, да?

Э.НИКОЛАЕВА – Как Вы думаете, получится у Вас к Путину-то попасть?

Р.МАРКОВА – Каким образом? Вы что!

Э.НИКОЛАЕВА – Нереально, да?

Р.МАРКОВА – Нет. Один раз он просто через два ряда сидел. Жара была, он снял пиджак – они все сняли. Но там сидел первый ряд вот с такими шеями мальчики. И когда закончилось, они пошли. И мне никак… я же не могла сказать «Владимир Владимирович! Подождите!», да? Меня схватили бы и потащили бы. Ну о чем Вы говорите?

Э.НИКОЛАЕВА – В околоток.

Р.МАРКОВА – Ну о чем Вы говорите? Но я мечтаю. Если так случится, что я попаду, я… я очень буду кратко… Я плоть до того, что 30 секунд достаточно.

Э.НИКОЛАЕВА – Может, еще одну Общественную палату – народную Общественную палату?

Р.МАРКОВА – Так она народная и есть.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, какая-то она все больше…

Р.МАРКОВА – Ну, там же…

Э.НИКОЛАЕВА – Там не народ.

Р.МАРКОВА – Прикормленные все.

Э.НИКОЛАЕВА – В студии нашей программы Римма Маркова, актриса за народ.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025