Федор Бондарчук - Какого черта - 2006-02-05
Э.НИКОЛАЕВА – Вот все у Федора хорошо: дела крутятся-вертятся, «Девятая рота» - чемпион прошлого года, снимаются клипы и ролики, работает ресторан, лицо Федора Бондарчука на всех глянцевых обложках… Какого черта еще желать? Здравствуйте, Федь!
Ф.БОНДАРЧУК – Здрасьте!
Э.НИКОЛАЕВА – Вот так вот я Вас сразу…
Ф.БОНДАРЧУК – Круто.
Э.НИКОЛАЕВА – Бэмс – под дых!
Ф.БОНДАРЧУК – Да, здорово.
Э.НИКОЛАЕВА – Федор Сергеевич, ну как, можно Вам вручить еще титул «Мистер в полном шоколаде 2005»?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну да, я вообще не знаю, как говорить об этом…
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, нате…
Ф.БОНДАРЧУК – А я долго к этому шел, потому… Я принимаю его. Я принимаю его. Я еще прочитал статью одного кинокритика в известном журнале «Искусство кино» по фамилии то ли Мамашкина, то ли Бабашкина.
Э.НИКОЛАЕВА – То ли Какашкина?
Ф.БОНДАРЧУК – Не я это говорил…
Э.НИКОЛАЕВА – Ну я же поняла, к чему Вы клоните!
Ф.БОНДАРЧУК – Вот. И я демон еще к тому же. Но демон не только я, а демон Бекмамбетов, Джаник Фазиев и Филипп Янковский, т.е. лидеры сегодняшнего кинопроката. Мы демоны развлекательности, и мы убили Бога кино, которого писали с большой буквы в именах режиссеров, мы убили его и растоптали, так что я…
Э.НИКОЛАЕВА – Короче, уважаемые радиослушатели…
Ф.БОНДАРЧУК – …демон.
Э.НИКОЛАЕВА – …сейчас мы вечером беседуем с демоном Федором Бондарчуком. Одним из представителей демонического клана известных фамилий. Федь, ну Вы сами себя в демоны записали, да?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, я боюсь всех этих названий. Я человек скромный, поэтому когда, вот, это вот… особенно я не люблю, вот, символы – секс-символ, там. Вот это я боюсь.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну…
Ф.БОНДАРЧУК – Вот лидер проката – вот, мне нравится. Да.
Э.НИКОЛАЕВА – Вот это да, вот, «Девятая рота» - это хорошо...
Ф.БОНДАРЧУК – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – Чемпион прошлого года. Вообще, я ожидала, что придет такой, снобистский такой молодой человек, весь такой… а Федор, должна я вам сказать, очень такой, очень… разговаривает, все, нормально, адекватно реагирует, отреагировал на мой коричневый загар мальдивский, рассказал, что…
Ф.БОНДАРЧУК – Я еще на многое отреагировал – я вам не расскажу. Отреагировал.
Э.НИКОЛАЕВА – Отреагировал. Хорошо. Рассказал то, что сам он был в горах, у него потому что тоже нехилый загарчик такой…
Ф.БОНДАРЧУК – А я еще смуглый.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, смуглый сам по себе, да. Типаж.
Ф.БОНДАРЧУК – Ко мне прилипает загар страшно совершенно. Ко мне в одном мероприятии – это был музыкальный конкурс – подошел один афро-еврей. Я ему поставил высокую оценку. Он говорит: «Послушайте, я благодарен вам, спасибо большое. Я все видел. Я все видел, я видел, что вы меня поддерживаете. У меня нескромный вопрос есть. Даже не у меня, а, вот, у моей семьи – она мне звонит из Израиля и спрашивает. Можно?». Я говорю: «Ну конечно, спрашивай». «..» Я говорю: «Ну, бросьте, ну что вы хотите спросить?» «…» Я говорю: «Ну что вы, я не знаю…»
Э.НИКОЛАЕВА – Ну не мнитесь!
Ф.БОНДАРЧУК – Ну… Он говорит: «…У вас африканских кровей нет?» Я говорю: «Ував!»
Э.НИКОЛАЕВА – Вау, сказал Федор.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, но сердце мое черное!
Э.НИКОЛАЕВА – Ну правда, Федь, немножко есть чего-то такое, да? Афро…
Ф.БОНДАРЧУК – Ну да, это как Мелиховы рассказывали про историю своей семьи в «Тихом Доне», что были у них турецкие крови. И я, вот, уверен, что у нас где-то по части отца, там…
Э.НИКОЛАЕВА – Кто-то прошелся?
Ф.БОНДАРЧУК – Да, да.
Э.НИКОЛАЕВА – И мне просто неудобно было Вас спрашивать, но видите, как Вы сами вывели на это, Федя. Ну, так были в Австрии, да, катались там на лыжах?
Ф.БОНДАРЧУК – На сноуборде.
Э.НИКОЛАЕВА – На сноуборде. На сноуборде опасно кататься.
Ф.БОНДАРЧУК – Угу.
Э.НИКОЛАЕВА – Я потому что катаюсь на лыжах.
Ф.БОНДАРЧУК – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – И на сноуборде у меня не получается. Надо долго учиться.
Ф.БОНДАРЧУК – Вы нас не любите.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, потому что вы нас постоянно подрезаете.
Ф.БОНДАРЧУК – Абсолютно.
Э.НИКОЛАЕВА – И носитесь как черти просто по Лысой горе.
Ф.БОНДАРЧУК – Я знаю все минусы, я знаю… да, абсолютно Вы правы.
Э.НИКОЛАЕВА – А вы нас презираете.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, я отношусь к вам с почтением, потому что это очень красиво, достойно и консервативно.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, на самом деле консервативно. Я вот думала – в чем же разница? Вот оно, оказывается, в чем. Ну Вы скрываете это местечко в Австрии, в котором Вы были?
Ф.БОНДАРЧУК – Да, я ни в коем случае его не обозначу на карте.
Э.НИКОЛАЕВА – Потому что там, кроме Вас, не было ни одного русского лица?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну вот, я тоже не люблю эти заявления от своих сограждан, когда говорят: «Ой, там нет…» Или, так сказать, «Куда вы летите, в Куршавель или в Сан-Мориц?» - это одно направление. Или второе направление: «Ой, вы знаете, я так устал от русских…» Это не позиция, мне действительно хочется, ну, бытовых прелестей.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да.
Ф.БОНДАРЧУК – Причем аудитория, Вы прекрасно знаете, она… настолько расстояние короткое, и оно может измениться в один миг. Тебе сейчас скажут: «Ой, Федор, я вас так люблю, дайте автограф». Он выпьет сто грамм и может тебе через секунду сказать: «Слышишь, это…»
Э.НИКОЛАЕВА – Ты!
Ф.БОНДАРЧУК – «Ты! Чё ты!»
Э.НИКОЛАЕВА – В натуре!
Ф.БОНДАРЧУК – Вот это вот может измениться в одну секунду. А провоцировать это я не люблю. Я был с детьми и не видел их давно, и, в общем… вот так.
Э.НИКОЛАЕВА – Вот так. Да. Хорошо. Вот, и к тому же он еще открыто, видите, говорит с желанием. А вот был сейчас у меня не так давно в гостях Андрюша Макаревич, после вопроса о женщинах, с кем он там, у него сейчас любимая дама, он как-то, знаете, такую стенку умудрился поставить – прямо вот такую преграду – бамс! И мне вроде даже как-то неудобно ему было говорить: «Что-то заскучал, заскучал наш мэтр». Еще, кстати, это случилось в момент моего вопроса об Индии – они с Гребенщиковым ездили на Тибет. И вот он сразу… как-то, наверное, это йога, да, Федор, как Вы считаете?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну, вообще, это удобные границы. Мы же… у каждого из нас есть границы, мы их охраняем. Вот эти башенки на границах, они могут называться йогой…
Э.НИКОЛАЕВА – Сторожевые.
Ф.БОНДАРЧУК – Сторожевые, конечно, куда ты не пропускаешь.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да.
Ф.БОНДАРЧУК – Причем совсем необязательно понимание того, что ты большой специалист в йоге, просветленный, читаешь литературу и действительно получаешь внутреннее спокойствие, уравновешенность, просветление от занятий йогой – это совершенно не нужно. Самое главное – обозначиться. Тогда дистанция от меня до тебя, она может, вообще, увеличиться, а может, вообще, вырасти стена. Мы говорили…
Э.НИКОЛАЕВА – Вроде сидит человек рядом…
Ф.БОНДАРЧУК – Мы говорили про чудесных московских барышень, которые в один момент все вдруг поняли, что набор для девушек не только должен включать спортивные автомобили, некий набор одежды, фирмы телефонов и цвет пластиковых карт, но им еще иногда нужно говорить, значит… или поддерживать беседу. А поддерживать беседу надо так же исключительно неповторимо, как и все в них.
Э.НИКОЛАЕВА – Да.
Ф.БОНДАРЧУК – Поэтому есть набор авторов – они вдруг стали модными, хотя люди читающие и всегда и читали и того же Баха, но вот, возвращаясь к Баху, «Птица по имени Джонатан Ливингстон» - она стала краеугольным камнем у барышень. И так же в этот набор входил «Шелк» Бабариха, и так же в этот набор входил Коэлья обязательно.
Э.НИКОЛАЕВА – Да.
Ф.БОНДАРЧУК – И «Игра в бисер» обязательно. И… и ты дальше идешь, так сказать - «подождите, не надо дальше! У меня же есть набор – все! Я не… все! Вы что? Это же, так сказать, серьезная литература». Ну хорошо, а что вы любили в детстве читать? Упс… «Я в детстве… подождите про детство, я сейчас Баха читаю. Вот я сейчас читаю Баха».
Э.НИКОЛАЕВА – Понятно, в общем, склонность к нигилизму и критическое осмысление жизни у Федора тоже присутствует. Итак, Федор Бондарчук, первый мачо на Москве.
Ф.БОНДАРЧУК – Ужас!
Э.НИКОЛАЕВА – Ужас. Но тем не менее, Вы уже приступили к съемкам нового фильма, «Обитаемый остров», да? По Стругацким. Это в пику все «Дозорам» и фэнтези?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, это отчасти… я не могу назвать это форматом фэнтези, все-таки это научная фантастика. Я не приступил к съемкам, мы заканчиваем работу над сценарием, который пишет наш классик Эдуард Яковлевич Володарский. Проблем там огромное количество. Без финального варианта сценария мы к подготовительному периоду не приступим, потому что… Могу рассказать про сложности.
Э.НИКОЛАЕВА – Угу, давайте.
Ф.БОНДАРЧУК – Сложности были в том, что Стругацкие закодировали свое произведение и свое отношение к Советскому Союзу и к любому тоталитарному государству и проблемам тоталитарного государства, как-то проблема свободы, проблема разграничения на классовое общество, проблема тоталитарной слежки, проблема принятия решения. И кто дал тебе, почему ты берешь на себя возможность принимать решения в решении других судеб. Все это они написали, и это все было жутко похоже на Советский Союз, на любое государство. Но пропустить эту книжку невозможно было, поэтому они…
Э.НИКОЛАЕВА – Да, чтобы никто ничего не понял…
Ф.БОНДАРЧУК – Они ее переместили на другую планету. А человек Максим, главный герой этого произведения, который попадает в этот мир, он пытается его изменить. Так вот, мотивация его к изменению этого мира у Стругацких абсолютно понятна, и она пропускаемая в ту систему пароль. Он был из коммунистического светлого будущего. Поэтому он мотивирован был абсолютно понятием того, что он знает тот светлый мир, по клише которого он готов изменить этот. Сегодня надо придумывать другие мотивации. И вот в этом, так сказать, большие проблемы…
Э.НИКОЛАЕВА – Поэтому будет фэнтези?
Ф.БОНДАРЧУК – Я ее называю социальная научная фантастика.
Э.НИКОЛАЕВА – Федь, дайте мне Ваши часы, пожалуйста! Спасибо. Это какой-то модный будильник у Вас. Офигительно! Грубо выражаясь.
Ф.БОНДАРЧУК – Я собираю часы – это «Адмирал Капкорум». Я гонялся за этой моделью.
Э.НИКОЛАЕВА – Боже мой! Наверное, стоит тысяч 60 долларов?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну, что-то такое.
Э.НИКОЛАЕВА – Ага. Ну, Вы можете себе позволить, Вы же лидер проката прошлого года.
Ф.БОНДАРЧУК – А я и до лидера проката мог себе это позволить.
Э.НИКОЛАЕВА – «Потому что я был модным клипмейкером!»
Ф.БОНДАРЧУК – И не только поэтому. Я зарабатываю деньги давно и сложно.
Э.НИКОЛАЕВА – Сложно. Было время, когда и Вы…
Ф.БОНДАРЧУК – Оно у всех у нас было, но у меня было чудовищное время, которое вспоминать я совершенно… Был дефолт, и я с иронией относился к первому дню после того, что произошло, но даже не мог себе представить, что будет так тяжело, как было.
Э.НИКОЛАЕВА – Что Вы можете рухнуть так.
Ф.БОНДАРЧУК – Мы рухнули просто ужасающе. Т.е. я сидел, вот, со своими коллегами на работе и…
Э.НИКОЛАЕВА – А коллега – это сын Михалкова?
Ф.БОНДАРЧУК – Да, Степан Михалков и Рома Карпов, но он наш…
Э.НИКОЛАЕВА – Экономический…
Ф.БОНДАРЧУК – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – …мозг.
Ф.БОНДАРЧУК – Да. Вот, и мы сидели, положив ноги на стол, и смотрели на пустой… на телефоны. И так, я тогда подумал: «Ну хорошо, ну дня два, наверное, ну, неделю, ну, месяц». И потом это все становилось все хуже, хуже. И я…
Э.НИКОЛАЕВА – Никто не звонил, заказов не было…
Ф.БОНДАРЧУК – А ничего не было.
Э.НИКОЛАЕВА – Вообще.
Ф.БОНДАРЧУК – И ты пытаешься говорить: «Ну, хорошо»… А семья – надо кормить же!
Э.НИКОЛАЕВА – Да.
Ф.БОНДАРЧУК – И долги, потому что ты работаешь вперед, а любые, там, студии, которые производят рекламу, они иногда сами кредитуют свои проекты, зная стабильность своих проектов, с которыми они работают. Поэтому у нас было проинвестировано огромное количество денег. Но это неприятно.
Э.НИКОЛАЕВА – Итак, Федь, блиц-интервью о Вас. ФСБ – Федор Сергеевич Бондарчук.
Ф.БОНДАРЧУК – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – Служил рядовым в кавалерийском полку, созданном для съемок отцовского фильма «Война и мир»?
Ф.БОНДАРЧУК – Да, я кавалерист, сигнальщик, рядовой.
Э.НИКОЛАЕВА – Золотая молодежь – это про Вас?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет.
Э.НИКОЛАЕВА – В 19 лет женат. Однолюб.
Ф.БОНДАРЧУК – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – Сколько лет в имидже мачо?
Ф.БОНДАРЧУК – Как мама родная родила.
Э.НИКОЛАЕВА – Основное достижение – собственная фирма по производству рекламных роликов и музыкальных клипов.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, скорее «Девятая рота».
Э.НИКОЛАЕВА – Отлично. Федор Бондарчук – первый мачо на Москве.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет.
Э.НИКОЛАЕВА – Хорошо. Этого времени Федору Сергеевичу будет недостаточно, чтобы выкурить свою любимую сигару, но вполне хватит на выпуск новостей и рекламу на «Эхе Москвы». Встретимся через несколько минут. Я, Элина Николаева и…
Ф.БОНДАРЧУК – Федор Бондарчук.
НОВОСТИ
Э.НИКОЛАЕВА – Итак, мы продолжаем нашу программу. В студии Федор Бондарчук, первый мачо на Москве.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет.
Э.НИКОЛАЕВА – Нет. Так, Федь, не кажется ли, что в отношении Вас пресса пересластила? Публика не любит слишком благополучных. Уж прям, вот, Федь, мне кажется, вот, правда, Вас прям, облизали, ну, со всех сторон прям вот! И облизанный, и обласканный, и вроде, уже, вот, Никиты Сергеевича Михалкова. Вот только что еще нимба над головой нету.
Ф.БОНДАРЧУК – Ну да, есть такое.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну как Вас это, не очень тяготит?
Ф.БОНДАРЧУК – Тяготит. Не, тяготит, но говорить о том, что я сейчас пытаюсь от этого от всего отойти до окончания съемок «Обитаемого острова», не заниматься больше интервью – это все бессмысленно. Вы знаете, такое, тоже у нас есть много друзей, есть знакомые, которые говорят: «Нет, нет, все».
Э.НИКОЛАЕВА – Хватит.
Ф.БОНДАРЧУК – Да. Это ерунда.
Э.НИКОЛАЕВА – Хватит – публично.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, это ерунда. Тот же Никита Сергеевич Михалков очень трезво относится к популярности и очень негативно относится к тем людям, которые, знаете, нехотя раздают автографы, с усталым видом. Во-первых, это талант не тебе… не ты, и к нему ты отношения не имеешь никакого. Тебе его дали, значит радуйся, ты поработал над ним – да, но это не твой, к тебе это отношения… Это вот…
Э.НИКОЛАЕВА – Богом дано.
Ф.БОНДАРЧУК – Богом дано. Так что будь добр, неси это достаточно, так сказать, с уважением к тем людям, которым ты нравишься, которые, там, воспринимают твое творчество.
Э.НИКОЛАЕВА – Но вопрос, Вы понимаете, Федь, об обласканности, он предполагает собой критику – насколько Вы в принципе готовы к тому, что Вас кто-то критикует?
Ф.БОНДАРЧУК – Меня критикуют очень сильно. И как раз ситуация с «Девятой ротой», она показала – как было много положительных отзывов, так было такое же количество резко отрицательных и полного неприятия в большей степени меня, нежели самого произведения. Вот персонифицированного Бондарчука, которого терпеть не могут…
Э.НИКОЛАЕВА – Ишь ты, типа, такой выискался, сынок!
Ф.БОНДАРЧУК – Да, раздражает все это – вот это вот в большей степени говорили.
Э.НИКОЛАЕВА – Федь, Вас преследует титул «Бондарчук-младший», есть по этому поводу комплексы?
Ф.БОНДАРЧУК – Говорить, что их нет – это врать. Ты не можешь быть сыном Бондарчука, оскароносца и человека, который сделал «Войну и мир», «Судьбу человека», «Степь», «Они сражались за Родину», и не думать о том, что делал твой отец. Другое дело, что градус может быть разный. С одной стороны, ты будешь думать о его достижениях, так сказать, общественных, внешних – там, герой социалистического труда, лауреат государственной премии…
Э.НИКОЛАЕВА – Регалии.
Ф.БОНДАРЧУК – …депутат Верховного совета, Oscar winner. А с другой стороны, ты можешь думать о высокой планке, которая у него существовала в кинематографе. Не думать об этом невозможно. Я не поверю людям с большими фамилиями, которые не проецируют себя на своих родителей. Это вранье, это подсознательно в нас сидит. Другое дело, что одним людям это не позволяет вообще работать, и это большая беда. И поэтому говорят, что вам все дали на блюдечке с голубой каемочкой – это тоже ерунда. На нас лежит большая ответственность, чем на… во-первых, спрос больше, а во-вторых, тот вопрос, когда ты должен принять, наконец-то, решение или сделать какой-то шаг – так вот это страшно, действительно, делать, потому что я, опять же, не поверю тем людям, которые говорят, что «я не смотрю на своих родителей». Смотришь. Смотришь и соревнуешься – и это тоже. Другое дело, что, вот, так сказать, степень этого, бывает она параноидальной и уже доходит до болезни, а бывает, ну, ты должен в приятии этого находиться.
Э.НИКОЛАЕВА – Да. Реально.
Ф.БОНДАРЧУК – Я нахожусь в приятии.
Э.НИКОЛАЕВА – Реально оцениваете. Федь, сейчас Вы доделываете, монтируете отцовский «Тихий Дон». Да, как выяснилось, был отснят материал, который долго лежал. Где-то его раскопали Вы?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну, он был, и его не надо было копать, он был арестован большим банком, итальянским банком «Национале делла Воро» за финансовые махинации с кредитами продюсера картины Энцо Рисполи, итальянца. И благодаря государству и Первому каналу в лице Константина Львовича Эрнста эта картина сейчас в России. И мы, вот, со всеми этими десятками огромных коробок с материалом сидим и монтируем картину.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, вы монтируете 8 серий, да, для Первого канала?
Ф.БОНДАРЧУК – Будет 9, да, будет 9, да…
Э.НИКОЛАЕВА – 9.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет догмы, сколько серий должно быть.
Э.НИКОЛАЕВА – Но материала много отснятого, да? Или…
Ф.БОНДАРЧУК – Да, отец… более того, отец…
Э.НИКОЛАЕВА – Доснимать что-то будете?
Ф.БОНДАРЧУК – Да. Отец успел сделать, вот, называется «rough cut», черновой монтаж.
Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. что немаловажно, да? Как Вы думаете, он одобрил бы это?
Ф.БОНДАРЧУК – Да. Да. Я потому что… может, нельзя об этом говорить, потому что это скажешь, а оно вылетит и уйдет, а я не хотел бы, чтобы это уходило. А может быть, и нет. Я, вот, от присутствия отца у меня был провал такой, после его смерти. Он каждый день был со мной после смерти, потом был такой вакуум. И вдруг он появился в моей жизни с начала съемок «Девятой роты». И сейчас он присутствует во мне практически каждый день. Я очень дорожу этим, с одной стороны, пугаюсь этого, с другой стороны. Но мне кажется, что, вот, я уверенно говорю, что да. А потом, это никто не возьмет делать, кроме меня.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, никто, как бы, не имеет на это…
Ф.БОНДАРЧУК – Имеют.
Э.НИКОЛАЕВА – …морального….
Ф.БОНДАРЧУК – А нет, пожалуйста! Но представьте себе режиссера… все отказались. Может быть… Я не знаю, кому предлагали, но мне так кажется. И я знаю, что, по-моему, предлагали. Но я бы отказался.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну как бы Вы отреагировали, Федь, если бы работу Вашего отца предложили кому-то, если Вы это в принципе можете сделать? Хотя, конечно, говорят: «Так, что режиссер-то Бондарчук клипмейкер!».
Ф.БОНДАРЧУК – Да пусть говорят, это люди глупые говорят.
Э.НИКОЛАЕВА – Потому что работа же немалая, наверное, все-таки предстоит. В чем заключается лично Ваш вклад в эту работу, Федь? Вы просто дали имя или как?
Ф.БОНДАРЧУК – А, понимаете… нет, ну что Вы! Ведь это второй фильм «Тихого Дона». Был великий фильм Сергея Апполинарьевича Герасимова – фильм был про… режиссер снимал свой «Тихий Дон». Отец снимал свой «Тихий Дон» и историю Дона свою. Как мне кажется – опять же, возвращаюсь к градусу, да, и к знаку – можно снимать картину про страну, про народ, про казачество на фоне любви, а можно снимать картину про любовь на фоне изменения в стране, изменений с казачеством, с семьей и т.д. Так вот, мне кажется, что отец снимал… вот для него главный акцент внимания была история Аксиньи и Григория. И он снимал историю любви. Поэтому… и это видно в материале, что многие сцены, они сделаны специально не так акцентировано, как в романе, а вся история Аксиньи и Григория, она выходит на первый план. Я пытаюсь это сохранить.
Э.НИКОЛАЕВА – Отлично. Ну, ответственность на Вас, конечно, ложится немалая, правда, за это за все?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну да.
Э.НИКОЛАЕВА – Скажите мне, Федь, ревностно относитесь к успеху «Дневного дозора»?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет. Нет. Я говорю и говорил, что на всех премьерных показах «Девятой роты» я всегда благодарил Первый канал и Джаника Фазиева и Тимура Бекманбетова за то, что они сделали для современного кинопроката. Без их успеха успех «Девятой роты» был бы невозможен. Успех, даст Бог, или… хотя бы вот так: начало проката «Обитаемого острова» не будет возможным без успеха «Дневного дозора».
Э.НИКОЛАЕВА – Да.
Ф.БОНДАРЧУК – …который мне понравился больше, чем «Ночной дозор». Я считаю, что это фильм про любовь. Мне понравилось.
Э.НИКОЛАЕВА – Федь, скажите, а что это за кино такое стало – всех в первую очередь теперь волнует, сколько зрителей, какие сборы? Мы, что ставим теперь…
Ф.БОНДАРЧУК – Это мы говорим… нет.
Э.НИКОЛАЕВА – …при помощи кино такого типа рекорды?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет.
Э.НИКОЛАЕВА – Там, вложили 5, отбили 15!
Ф.БОНДАРЧУК – Мы говорим о массовом кино. О кино для широкой аудитории, о кино зрелищном, где важно действительно, сколько… ну, так сказать, действительно это…
Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. как показатель успешности?
Ф.БОНДАРЧУК – Показатель успешности. Если говорить об авторском кино, то там другие критерии – сколько призов взял в Роттердаме и в Венеции, и в Берлине…
Э.НИКОЛАЕВА – Какие актерские работы, да, да.
Ф.БОНДАРЧУК – …и т.д., там критерий другой. Кино, которым я занимаюсь – мне очень важен зритель.
Э.НИКОЛАЕВА – Федь, заказов у Вашей клипмейкерской фирмы стало больше после «Девятой роты»?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет.
Э.НИКОЛАЕВА – А клиентов в ресторане?
Ф.БОНДАРЧУК – Клиентов в ресторане… в ресторанах, слава Богу, у нас давно существуют рестораны. Ну, как давно? Относительно – 5 лет, там, «Ванили». Да нет, все, слава Богу, ровно.
Э.НИКОЛАЕВА – А что, вообще, ресторанный бизнес, он же такой, стремный. Там воруют, повара плохо готовят…
Ф.БОНДАРЧУК – Это ерунда, это из советского…
Э.НИКОЛАЕВА – Посуды бьются…
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, это из советского прошлого. Потом, у меня же есть замечательный партнер, который… ну, все-таки, он пошел в ресторанный бизнес, и у него это не только два эти проекта, а большое количество ресторанов – это Степа Михалков. Он занимается этим профессионально, как большой…
Э.НИКОЛАЕВА – Ресторатор настоящий.
Ф.БОНДАРЧУК – Да, как большой бизнесмен. Я бы сказал даже, не столько ресторатор, сколько бизнесмен. Поэтому по этой части я застрахован.
Э.НИКОЛАЕВА – Понятно. Полагаетесь.
Ф.БОНДАРЧУК – Так же, как и является моим партнером в кинопроизводственных компаниях и принимает участие самое активное в этом.
Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. у вас общий, как бы, котел?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну, по каким-то старым делам да. Я пытаюсь, и я бы с ним пошел на любые риски, потому что это проверенная история.
Э.НИКОЛАЕВА – Что Вы скажете по поводу нападок критиков на «Девятую роту», что это исторически недостоверно, говорят они. И вот есть такой, наверное, отвратительный для Вас человек под названием Гоблин – всем известный как Гоблин – заявил, что это предательство, очернение армии и еще всякие плохие слова наговорил. В адрес «Девятой роты» и Вас.
Ф.БОНДАРЧУК – Гоблин – я не знаю, кто это…
Э.НИКОЛАЕВА – В Интернете. Ну, это какой-то военный, есть такой Гоблин. И в Интернете, вот все, вот, его потом цитировали, потому что все хвалили «Девятую роту», Федя везде раздавал интервью, а вот этот один негодяй…
Ф.БОНДАРЧУК – Да не, ну почему же он негодяй? Он молодец.
Э.НИКОЛАЕВА – Кстати, как бы выгля…
Ф.БОНДАРЧУК – Послушайте, если бы сейчас…
Э.НИКОЛАЕВА – Многие считают, что он очень все разложил по полочкам, все очень правильно.
Ф.БОНДАРЧУК – Все очень правильно. Пусть он занимается кинематографом тогда и пытается, чтобы 7 миллионов человек рыдали на «Девятой роте», что для меня было важно. Мне понятно, что сегодня, после проката «Девятой роты» и после тех же самых комментариев в Интернете, если бы меня спросили, что бы вы переделали в «Девятой роте», то да, я бы сказал, что я бы перекрасил номера на БТРах, я бы обратил внимание, что пожарная машина в сцене падения самолета относится не к тому году, в котором происходит действие, я бы объяснял бы долго, что так как фильм длился 3 часа 20 минут и двухъярусные кровати действительно не могли находиться на высоте… но так как они были взяты вообще из другой сцены, потому что есть, существует монтаж, есть линейная драматургия, и Гремлину... или как его зовут?
Э.НИКОЛАЕВА – Гоблин.
Ф.БОНДАРЧУК – Гоблину объяснять это бессмысленно, потому что он обыватель, а я, так сказать, кинематографист.
Э.НИКОЛАЕВА – А он профессиональный военный.
Ф.БОНДАРЧУК – А, ну военный он. А, так вот… военный.
Э.НИКОЛАЕВА – Военный он.
Ф.БОНДАРЧУК – Ну вот…
Э.НИКОЛАЕВА – Он выступил как Ваш критик.
Ф.БОНДАРЧУК – Молодец он…
Э.НИКОЛАЕВА – А, эти же фильмы еще на «Горбушке» же, у него есть перевод Гоблина, Вы же, наверное, Федь, должны знать, слышали?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, я не знаю.
Э.НИКОЛАЕВА – Он переводит этих всех…
Ф.БОНДАРЧУК – Ну Бог с ним, с Гремлином. Ну что же, я принимаю критику. Вот я видел в Интернете, называется «28... что-то такое… или 29 ляпов «Девятой роты». Там действительно есть вещи… а чего мне сейчас оправдываться? Да, понятно, что на высоте 32 – 34 не было такого количества народу ни с одной, ни с другой стороны, и понятно, что в реальном бою «Девятая рота» не потеряла всех солдат, но это же кинематограф. Есть…
Э.НИКОЛАЕВА – Это история.
Ф.БОНДАРЧУК – Если бы я пошел на соблюдение всех бы документальных фактов, не получилось бы того эффекта, который получился с «Девятой ротой» - он мне был гораздо более важен, чем комментарий Гремлина… Гоблина…
Э.НИКОЛАЕВА – Понятно. Гоблина. Вот теперь Вы о нем будете знать. Благодаря…
Ф.БОНДАРЧУК – Да. Я посмотрю, кто это.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, посмотрите. Федор Сергеевич, Вы почувствовали разницу – после «Девятой роты» Вы стали политической фигурой. Сидите рядом с Путиным. Кстати, как Вы думаете, ему понравилась бы ваша «Рота»?
Ф.БОНДАРЧУК – А я не думаю, я знаю, что ему понравилось.
Э.НИКОЛАЕВА – Именно «Девятая рота»?
Ф.БОНДАРЧУК – Да. Я скажу даже больше, что ему очень понравилось.
Э.НИКОЛАЕВА – Что-то там про пушку про кривую какую-то говорили?
Ф.БОНДАРЧУК – Потом нашли этот кривой ствол в музее Вооруженных сил, именно тот боец Искан Гандалиев, который помогал на съемках «Девятой роты», он нашел свой же пулемет.
Э.НИКОЛАЕВА – Федя, а что по поводу политической фигуры?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну, смотрите, если говорить по поводу «Единой России», я и до «Девятой роты» не скрывал своего положительного отношения к этой партии. Значит, после «Девятой роты» я принимал участие в съезде «Молодой гвардии» в Воронеже. Я готов ездить, по возможности, если мы говорим о молодежи, то я с удовольствием готов призвать всех в «Единую Россию», потому что взгляды партии «Единая Россия» я разделяю и разделял год-два тому назад – это можно проверить по моим интервью. Поэтому…
Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. это все не ради «Девятой роты» было сделано? Хождение в политику.
Ф.БОНДАРЧУК – Это все было до… до этого. Потом все-таки, ну, я не занимаюсь профессионально политикой и не буду заниматься профессиональной политикой, хотя, конечно, меня туда полностью…
Э.НИКОЛАЕВА – Втягивают.
Ф.БОНДАРЧУК – Затягивает. То, что я разделяю самую большую партию нашей страны, разделяю ее направление, разделяю позицию ее лидеров, и то, что я поддерживаю президента – это однозначно. А у меня все очень просто и ортодоксально, потому что я расцениваю свою жизнь по поступкам людей. Я не могу дистанцироваться и сейчас говорить… вот, смотрите, пример: я… мы говорили о дефолте. Было определенное количество людей, которые принимали в этом активное участие и которые были рядом с этой проблемой. Какой кредит доверия у меня может быть к этим же персонам, которые сегодня выступают с тех же самых трибун, декларируя совершенно другие цели? Никакого. Теперь другая страна, другой президент. В этой стране я живу, снимаю…
Э.НИКОЛАЕВА – Надеетесь, что дефолта не будет.
Ф.БОНДАРЧУК – Снимаю фильмы, зарабатываю деньги, и я хочу, чтобы это было дальше. И я не хочу, чтобы что-то изменилось. Понятно, что это достаточно жесткая позиция, понятно, что это мы идем на какие-то достаточно очень спорные принятия решения, мы жертвуем чем-то, но по любому это надо делать. И если смотреть на мою жизнь на бытовую, я готов жертвовать многим. Во всяком случае, для меня нету уважения к политическим лидерам, ну, к процентам к 80, потому что мне кажется, что это лузеры в основе своей. А то, что человек открыто заявляет и разделяет мнение, там, по отношению к той или иной партии и человек самодостаточный и успешный – вот это меня радует. Только таких людей…
Э.НИКОЛАЕВА – Это Вы про Путина говорите?
Ф.БОНДАРЧУК – Я про себя. И про Путина.
Э.НИКОЛАЕВА – Я и Путин.
Ф.БОНДАРЧУК – Но я Вам скажу, что…
Э.НИКОЛАЕВА – Кстати, как Вы с ним общались-то?
Ф.БОНДАРЧУК – Отлично. Отлично.
Э.НИКОЛАЕВА – А как, Федя, там, робели?
Ф.БОНДАРЧУК – Вы знаете, я думал, я все…
Э.НИКОЛАЕВА – Коленки у Вас там не сгибались?
Ф.БОНДАРЧУК – Вы можете представить, что у меня будут сгибаться коленки?
Э.НИКОЛАЕВА – Да нет, такой, вообще, развязный типчик такой, самодостаточный. Вряд ли.
Ф.БОНДАРЧУК – Да нет, ну… я просто ждал звонка Х из организации Y, все ждал, да, когда раздастся голос, скажут: «Здравствуйте» - «Здравствуйте» - «Я не буду представляться». Я говорю: «Я понимаю. Понимаю вас, товарищ». «Вы едете к Владимиру Владимировичу». Я говорю: «Да». «Послушайте, что надо делать». Вот я этого ждал.
Э.НИКОЛАЕВА – Ага!
Ф.БОНДАРЧУК – Ничего этого не было. Это было очень демократично. А потом президент так… ну, он потрясающий мужик. Потрясающий. Он так располагает правильно к общению. Во всяком случае, для меня было смотреть на молодых артистов, которые они же молодые граждане нашей страны. Ну, это достойно. А потом, ведь келейность просмотров, она у нас всегда существовала.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да.
Ф.БОНДАРЧУК – И мы всегда знали, что где-то как-то…
Э.НИКОЛАЕВА – Кто-то.
Ф.БОНДАРЧУК – …кто-то…
Э.НИКОЛАЕВА – Когда-то…
Ф.БОНДАРЧУК – …что-то сказал кому-то. И вот к нему надо относиться с опаской, потому что его, по-моему, где-то там смотрят.
Э.НИКОЛАЕВА – Крестик на нем поставили.
Ф.БОНДАРЧУК – А это было открыто, и я чего-то не помню таких вот просмотров в прессу. Конечно, он взял тоже на себя какой-то определенный риск.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да. Еще же до проката же все это было.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, это было после проката, это было принципиально важно для меня, чтобы Владимир Владимирович не выступал в качестве, так сказать, рекламной акции картины «Девятая рота». Это было очень правильно, что прокат заканчивался.
Э.НИКОЛАЕВА – Ага, прокат заканчивался. Ну, т.е. в принципе, вы уже знали результате, что он…
Ф.БОНДАРЧУК – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – В принципе, Вы не сильно президента подставили…
Ф.БОНДАРЧУК – Нет.
Э.НИКОЛАЕВА – …если бы их… они были плачевными. Федя, а как Вы думаете, понравилась бы ему Ваша роль Мышкина в фильме «Даун-хаус» Ромы Качанова, дружка твоего?
Ф.БОНДАРЧУК – Я думаю, что да.
Э.НИКОЛАЕВА – Понравилось бы?
Ф.БОНДАРЧУК – Я думаю, что да.
Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. Вы еще хотите сказать, что он такой, стеба… Ну, такой…
Ф.БОНДАРЧУК – И у него фантастическое чувство юмора и легкость… он, во всяком случае, не консервативен по отношению к искусству. Я уверен в этом.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, мы уже коснулись «Молодой гвардии», но заметно, что после хождения в политику Вы, актер, режиссер, ресторатор и телезвезда, приобрели еще одну ипостась. Вот, странную, я бы сказала – Вы командир корпуса «Молодой гвардии», а не просто…
Ф.БОНДАРЧУК – Ну, вот это… Да, вот это не совсем так, так же как и после посещения моего Воронежа меня вообще записали в лидеры движения «Молодой гвардии». Это не совсем так. Я все-таки режиссер кино и человек, который поддерживаю и движение «Молодой гвардии» «Единой России», и саму партию «Единая Россия»
Э.НИКОЛАЕВА – Федь, «Девятая рота» номинирована в семи категориях премии «Золотой орел». Из девяти, насколько мне известно.
Ф.БОНДАРЧУК – По-моему, из одиннадцати.
Э.НИКОЛАЕВА – А, из одиннадцати.
Ф.БОНДАРЧУК – А может быть, из девяти.
Э.НИКОЛАЕВА – А что «Ника»? Ну, как бы, все знают, что «Золотой орел» - это, как бы, государство, так сказать, это поддержка и т.д.
Ф.БОНДАРЧУК – Вы знаете, я запутался…
Э.НИКОЛАЕВА – Официозное такое…
Ф.БОНДАРЧУК – Мы все академики. Я пока нет. Я академик телевизионной премии «Тэфи», да, вот это я понимаю. Она одна, одна главная. Там, в этом поле, я не игрок. Есть люди, которые очень переживают, чья премия круче. У меня есть клановость, я это открыто заявляю. Я никогда не забуду то, что сделал Никита Сергеевич Михалков на 5 съезде Союза кинематографистов России, когда моего отца оскорбляли, унижали все кинематографическое сообщество нашей страны. Где эти, опять же, лузеры, никому неизвестно, потому что это действительно люди и фигуры небольшие. Те люди, которые большие, принимали в этом участие, лично мне свои извинения принесли, я их простил, простила их моя мама Я не могу пока простить те дни, а может быть, те часы, которые у меня украли в общении с моим отцом, но этот поступок… потому что сейчас изменилось время, и сейчас появилось огромное количество людей, которые защищали моего отца. Это не так. Это вранье. Единственный человек, который вступился за моего отца, был Никита Сергеевич Михалков. Поэтому что бы ни делал этот человек, помимо того, что я обожаю его как режиссера и считаю его своим учителем в искусстве наравне с отцом, я его буду поддерживать всегда и во всем.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, слезы какие-то на глазах навернулись при воспоминании об отце. Вы переживали, да?
Ф.БОНДАРЧУК – Очень.
Э.НИКОЛАЕВА – И переживаете?
Ф.БОНДАРЧУК – И переживаю.
Э.НИКОЛАЕВА – Не пора ли бросить клипмейкерство?
Ф.БОНДАРЧУК – Ни в коем случае!
Э.НИКОЛАЕВА – Что там делать серьезному режиссеру? Даже не солидно!
Ф.БОНДАРЧУК – Ой, ни в коем случае, это наши бара… ой, неумные люди, да, они так как это не умеют делать… это фантастическое ощущение, это ты постоянно находишься в супертонусе, у тебя есть возможность экспериментировать, у тебя есть… помимо того, что я очень люблю заниматься этим.
Э.НИКОЛАЕВА – Куда с телевидения исчезла социальная реклама?
Ф.БОНДАРЧУК – Вы меня спрашиваете?
Э.НИКОЛАЕВА – Бондарчук ведь сторонник жестких роликов – ломка, там, вот, наркомана.
Ф.БОНДАРЧУК – Куда она исчезла – я не знаю, наверное, надо это спросить агентство по массовым коммуникациям. Ну почему, я, вот, видел ролики со СПИДом, очень неплохие.
Э.НИКОЛАЕВА – Что и зачем Вы преподаете в Государственном Университете Управления, Федь? Зачем это Вам надо?
Ф.БОНДАРЧУК – У меня был курс… меня попросили. Я обожаю студентов.
Э.НИКОЛАЕВА – Да?
Ф.БОНДАРЧУК – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – Вам нравиться, может, быть учителем?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, Вы знаете что, мне не нравятся зулусы. И меня… Вы знаете, есть английское слово, в русском это, наверное, «обратное…» «feedback» как перевести?
Э.НИКОЛАЕВА – Хрен его знает.
Ф.БОНДАРЧУК – Обратный…
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, отдача.
Ф.БОНДАРЧУК – Отдача. Вот мне нравится отдача. То, что я начинаю рассказывать про, хотя бы, инструменты кинематографические ХХI века, и я вижу удивленные глаза молодых людей, мне это жутко нравится. Я понимаю, что они ни хрена не знают, ну, процентов 90 не знают того, что знаю я.
Э.НИКОЛАЕВА – Федь, какой Вы молодец, Вы заводной такой, а сами…
Ф.БОНДАРЧУК – Ой, что Вы! Это потрясающе! Причем они…
Э.НИКОЛАЕВА – Казалось бы, зачем Вам эти дети?
Ф.БОНДАРЧУК – Они же… они же экспрессивные и наглые, и они находятся в том возрасте, в котором нету границ, да, и они тебе рубят правду-матку о тебе самом. И выдержать это… ты находишься в очень… ты уважаешь себя, когда ты общаешься с ними, потому что очень серьезная история – общаться с 20-летними, 25, 19-летними мужчинами. Они рубят то, как есть. Если ты это выдержал – мужчина. Иди, работай.
Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. никакие журналисты после этого нипочем?
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, что Вы, они девочки из церковного хора!
Э.НИКОЛАЕВА – Нипочем!
Ф.БОНДАРЧУК – Что Вы!
Э.НИКОЛАЕВА – Никакие тут Элины Николаевы…
Ф.БОНДАРЧУК – А потом, журналисты – они же зулусы. 90 процентов журналистов, они понятия не имеют о том…
Э.НИКОЛАЕВА – О чем они…
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, ну почитайте книги – у нас преподавал Вайсфильд, у нас преподавали боги, вообще, профессии. Ну, есть, слава Богу, остались кинокритики большого полета. Но в основном это же люди зулусы.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну ладно. Зулус заканчивает программу на радиостанции «Эхо Москвы», зулус по имени Элина Николаева.
Ф.БОНДАРЧУК – Вы не зулус.
Э.НИКОЛАЕВА – Как же, как же, я же журналист.
Ф.БОНДАРЧУК – Нет, нет, нет. Что Вы! Вы… нет.
Э.НИКОЛАЕВА – «Вы не зулус», сказал Федя!
Ф.БОНДАРЧУК – Нет. Вы как раз к тем птицам большого полета относитесь.
Э.НИКОЛАЕВА – Хо-хо-хо! Хорошо! Ну что же, Федор, мы с Вами завершили нашу беседу. Про костюм и замечательную прическу Федора Сергеевича спрашивать не будем. Федор, Вам есть, что еще сказать на тему «какого черта?» Правду-матку еще резануть с плеча?
Ф.БОНДАРЧУК – Не знаю я, что сказать. Холодно, вот, в Москве было – вот это факт. Слава Богу, пережили. Вот, скоро весна.
Э.НИКОЛАЕВА – Здорово.
Ф.БОНДАРЧУК – Любовь. Девушки наденут короткие юбки. Будут ходить…
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, Вам это не грозит, Федь!
Ф.БОНДАРЧУК – А я же не… я смотрю!
Э.НИКОЛАЕВА – А, глаза-то есть!
Ф.БОНДАРЧУК – Молодые мужчины наденут майки, пойдут в спортивные залы…
Э.НИКОЛАЕВА – Вы ходите, кстати, Федь, в спортивный зал?
Ф.БОНДАРЧУК – Ну да, конечно.
Э.НИКОЛАЕВА – Но сильного-то качка Вы из себя, как бы, не строите, но подтянутый.
Ф.БОНДАРЧУК – Да я не люблю вот это вот все.
Э.НИКОЛАЕВА – Тогда спасибо за Ваши ответы на наши вопросы.
Ф.БОНДАРЧУК – Спасибо Вам, что Вы пригласили.
Э.НИКОЛАЕВА – Смотрите фильмы, телепередачи и клипы от Бондарчука! Какого черта! Больше кино – хорошего и разного! Всем пока! В эфире были я, Элина Николаева, и…
Ф.БОНДАРЧУК – И Федор Бондарчук.