Алена Свиридова - Какого черта - 2006-01-22
Э.НИКОЛАЕВА – «Я сама!» – это про Алену Свиридову. Сама приехала в Москву, сама пишет стихи для своих песен, сама удивляется нашему шоу-бизнесу или, как она говорит, бизнес-шоу. Здравствуйте, Алена!
А.СВИРИДОВА – Здравствуйте, здравствуйте!
Э.НИКОЛАЕВА – Боже мой, до чего же я… может быть… последнее время мне перестали нравиться мужчины и стали нравиться женщины. К чему бы это?
А.СВИРИДОВА – Опасный синдром!
Э.НИКОЛАЕВА – Опасный синдром. Потому что невозможно никаких других чувств испытывать, глядя на великолепнейшую Алену Свиридову. Ноги от ушей, уши… от ног.
А.СВИРИДОВА – От ног, практически, да
Э.НИКОЛАЕВА – Алена, это Вы так изменились, сменили имидж исключительно благодаря новому году, году Собаки? Брюки, раньше все брюки, брюки – сейчас короткая юбка, шикарная..!
А.СВИРИДОВА – Да, вот вдруг вот, наконец-то, я, наверное, выросла. Вот, у всех же цветов бывает разное время цветения. Вот оно у меня сейчас началось. Вот если раньше все было бутоном, бутоном, то сейчас, думаю, ну, пора уже и расцветать, в конце концов.
Э.НИКОЛАЕВА – Расцвела… Аленочка, ну извини, что не назвала Ваших званий, ведь они есть. Например, трижды участник «Песни года»! Шутка.
А.СВИРИДОВА – Ха-ха. Да, да, да, весело.
Э.НИКОЛАЕВА – Алена, я знаю, что Вы страдаете от своей гламурности. Страдаете? Что у Вас постоянно просят провести съемки в Вашем гардеробе. Как Вы, кстати, относитесь к нашей посконной гламурности?
А.СВИРИДОВА – Ну, в гламурности я, честно говоря, не вижу ничего плохого, просто слово затерли. А если женщина выглядит красиво, со вкусом и вообще так, дорого, то это лучше, чем без вкуса и дешево.
Э.НИКОЛАЕВА – Леной Вас можно называть или лучше Аленой?
А.СВИРИДОВА – Можно называть как угодно, даже Марьиванна.
Э.НИКОЛАЕВА – Марьиванна. Ну, не будем Марьиванной. Лен, а вот скажите, Вы сторонница такого, чтобы купить, да подороже вещь какую-то, или можно дешево, но со вкусом?
А.СВИРИДОВА – Я позволяют себе два варианта. Если у меня есть свободная куча денег, то я вполне легко могу ее потратить на себя любимую, а если ее вдруг нет – или она есть, но вдруг я вижу какую-то вещь, абсолютно дешевую, но, на мой взгляд, которая выглядит, ну точно так же, как дорогая, и женщину украшает, то, собственно говоря, у меня нет такого снобистского отношения ни к маркам, ни к чему-либо прочему.
Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. у Вас в Вашем окружении не такие подружки, которые говорят: «Так, что это у тебя? А это какая фирма? А, это не фирма… ну, извини…»
А.СВИРИДОВА – Да Вы знаете, у меня-то и подружек, честно говоря, не очень много. У меня как-то… поскольку моя профессия, она предполагает – ну, почему-то – общение исключительно с мужчинами – все мужчины заняты в этом бизнесе, а женщин очень в нем мало. Поэтому – а мужчины на марки не обращают внимания, они обращают внимание на то, как выглядит женщина.
Э.НИКОЛАЕВА – А что Вы там имеете в виду против нашего шоу-бизнеса, который, Вы говорите, что у нас бизнес-шоу, Алена?
А.СВИРИДОВА – В теории нет, в последнее время… если раньше мы апеллировали словами, там, творчество, искусство, то сейчас, к сожалению, эти слова напрочь забыты. И сейчас время какого-то оголтелого бизнеса – вот все делается по законам бизнеса. Ну, в общем, может быть, это и правильно, но грустно, честно говоря.
Э.НИКОЛАЕВА – Итак, Алена Свиридова… хотела сказать, белая ворона российской эстрады, а потом думаю: нет, розовый фламинго!
А.СВИРИДОВА – Еще скажите про овечку, и тогда я пойду вешаться.
Э.НИКОЛАЕВА – Итак, блиц-короткие вопросы ответы. Этапы жизненного пути. Музыкальное образование получили в Минском пединституте?
А.СВИРИДОВА – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – Вы служили актрисой в Минском драмтеатре, и в Москве Вы выступаете на сцене теперь?
А.СВИРИДОВА – В Москве я выступаю тоже на сцене драматического театра, который называется «Школа современной пьесы». Вот, я там играю в одном спектакле – оперетта «Чайка», очень забавный, веселый спектакль. Кто не смотрел – милости прошу, получите большое удовольствие.
Э.НИКОЛАЕВА – Леночка, у Вас двое детей?
А.СВИРИДОВА – Двое, да.
Э.НИКОЛАЕВА – Боже мой, как Вам это удалось, Ален?
А.СВИРИДОВА – Элементарно. Вы знаете, откуда дети берутся?
Э.НИКОЛАЕВА – Знаю, да.
А.СВИРИДОВА – Ну вот, собственно говоря, так и удалось.
Э.НИКОЛАЕВА – Такая хитрость необычайная – для молодой женщины нужно найти еще более молодого мужа.
А.СВИРИДОВА – Ну, не обязательно более молодого, какой уж попадется, а тут…
Э.НИКОЛАЕВА – Попался молодой.
А.СВИРИДОВА – Попался молодой. Я совершенно не ставила целью, вообще, никаких возрастных рамок, ничего прочего. Так получилось. Случайно.
Э.НИКОЛАЕВА – Но у Вас не было такой границы, как бы, отторжения – что все-таки Вы постарше его, там, а он, типа, совсем это…
А.СВИРИДОВА – Ну, поначалу, конечно, была. Потому что, в любом случае, стереотипы, они сидят прочно, и даже было очень трудно это выбить. Я долгое время не могла себя заставить относиться к этому серьезно. Но потом, когда родился ребенок, пришлось. И теперь я, в общем, не вижу в этом вообще ничего такого…
Э.НИКОЛАЕВА – Зазорного.
А.СВИРИДОВА – Да, противоестественного.
Э.НИКОЛАЕВА – Лен, а во сколько Вы второго родили?
А.СВИРИДОВА – В 38.
Э.НИКОЛАЕВА – Боже мой! Раньше называлось «старородящая».
А.СВИРИДОВА – Ну, я бы не сказала, друзья, по поводу «старородящих». Если женщина родящая, то она уже, по любому, не старая.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, это точно. А сколько, кстати, лет мужу-то?
А.СВИРИДОВА – Какие Вы задаете вопросы каверзные! Мужу намного меньше – не буду уточнять, чтобы наши бабушки не попадали с кресел.
Э.НИКОЛАЕВА – У любого артиста, у него должна быть какая-то своя легенда, какая-то история.
А.СВИРИДОВА – Не то, чтобы история, а должна быть тайна. История – в принципе, не мы придумываем истории, хотя я знаю многих артистов, которые сами себе пишут летописи…
Э.НИКОЛАЕВА – Легенды!
А.СВИРИДОВА – Да, легенды. Мне нравится, когда истории придумывают, там, журналисты, либо публика, тогда меня это очень веселит, и я называю это «легенды и мифы Древней Греции».
Э.НИКОЛАЕВА – Лен, когда Вы записали последний альбом?
А.СВИРИДОВА – Три года назад я его записала. Сейчас собираюсь выпустить новый, он уже записан, в принципе, даже давно он уже записан. Но вот, нужен какой-то мне подходящий повод…
Э.НИКОЛАЕВА – Повод.
А.СВИРИДОВА – …для того, чтобы это сделать наиболее правильно, с точки зрения бизнеса.
Э.НИКОЛАЕВА – Шоу.
А.СВИРИДОВА – С точки зрения творчества там все в порядке.
Э.НИКОЛАЕВА – А, естественно, там все песни и музыка, которые Вы сами написали?
А.СВИРИДОВА – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – Сами себе композитор, сами себе поэт.
А.СВИРИДОВА – Сам себе поэт, да. Ну, слава Богу, что слушатель не только я, сама себе слушатель. В принципе, находится еще масса людей, которые могут это сделать с удовольствием.
Э.НИКОЛАЕВА – Хорошо, как Вы назовете стиль, в котором работаете?
А.СВИРИДОВА – Это, в общем, поп-музыка хорошего качества.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, послушаем сегодня?
А.СВИРИДОВА – Послушаем, безусловно.
Э.НИКОЛАЕВА – А какую предлагаете с диска?
А.СВИРИДОВА – Песню, которую я хочу вам поставить – в принципе, мы на нее сняли клип, он даже крутился по нашим каналам. Называется песня «Вся потому, что ты». Песня написана в соавторстве, и автор музыки Слава Тюрин. Вот такая вот хорошая песня получилась.
Э.НИКОЛАЕВА – Давайте.
ПЕСНЯ «ВСЕ ПОТОМУ, ЧТО ТЫ»
Э.НИКОЛАЕВА – Итак, Алена Свиридова, розовый фламинго российской эстрады.
А.СВИРИДОВА – Ха-ха-ха-ха.
Э.НИКОЛАЕВА – Ха-ха-ха-ха. Будем смеяться. Итак, Алена, почему Вы стараетесь как-то улизнуть, вот, с эстрады? То Вы телеведущая – программа «Гарем» на СТС, по-моему, была, да?
А.СВИРИДОВА – Ага.
Э.НИКОЛАЕВА – То, вот, в театр – «Чайка». Классическая оперетта. Лен, расскажите! Как Вам, кстати, телевизионный опыт?
А.СВИРИДОВА – Опыт, он всегда очень полезен и приятен. Я не то что куда-то собираюсь улизывать, что называется, а я просто стараюсь расширить ореол обитания.
Э.НИКОЛАЕВА – Тогда ареал.
А.СВИРИДОВА – Ареал, точно. Точно, точно, как Вы правильно мне подсказали. Просто интересно заниматься всем, чем ты еще не занимался. Мне нравятся абсолютно все профессии – я даже, кстати, совсем, вот, вчера, когда сбрасывают дворники снег с крыши, вдруг позавидовала, потому что поняла, что я тоже хочу стать сейчас на крыши и сбрасывать вот этот снег.
Э.НИКОЛАЕВА – Хочу быть дворником!
А.СВИРИДОВА – Да, потому что, как-то, даже, там, солнце что-то проблеснуло, и так вот, стоишь высоко, снег такой, чистый и пушистый, ты его сбрасываешь – по-моему, прекрасное занятие.
Э.НИКОЛАЕВА – Какая романтическая натура. Лен, ну а расскажите про театр. Вот «Чайка» - что это за классическая оперетта?
А.СВИРИДОВА – Это классическая оперетка, настоящая оперетка, как ее обозвали в аннотации. Это наш режиссер, хулиган, Иосиф Райхельгауз, автор либретто Вадим Жук и композитор Александр Журбин. В общем, взяли известное классическое произведение «Чайка», которое не знает только ленивый, и сделали из него совсем другое произведение. Другое, в принципе, по восприятию, потому что Чехов написал в аннотации, что это комедия. Так вот мы ее и сделали.
Э.НИКОЛАЕВА – Вы там поете, соответственно?
А.СВИРИДОВА – Я там и пою, и танцую, и играю драматические куски. Это получилось очень такое, приятное, легкое, очень смешное произведение. Вот все мои друзья, которые ходили, уже сходили по второму разу, потому что…
Э.НИКОЛАЕВА – Лен, а где идет?
А.СВИРИДОВА – Театр «Школа современной пьесы».
Э.НИКОЛАЕВА – А еще Вы мечтаете о роли Анны Карениной. Или это вранье?
А.СВИРИДОВА – Ну, я мечтала… Нет, это не вранье, мечтала, мечтала, но так и годы промчались, а мечты пока остались…
Э.НИКОЛАЕВА – Какие Ваши годы-то еще! Молода, красива.
А.СВИРИДОВА – Нет, ну, дело в том, что есть прекрасный все же фильм с Софи Марсо, и я знаю, что Соловьев снял с Таней Друбич, я думаю, что навряд ли кто-то еще повторит этот подвиг. Так что, я думаю, с кинематографом и с Анной Карениной придется…
Э.НИКОЛАЕВА – Завязать.
А.СВИРИДОВА – …распрощаться. Да, я не думаю, что в театре можно поставить «Анну Каренину», потому что это слишком глобальное произведение.
Э.НИКОЛАЕВА – Лен, насколько я знаю из Интернета, Вам не нравится гастролировать по России.
А.СВИРИДОВА – А это неправда.
Э.НИКОЛАЕВА – Да?
А.СВИРИДОВА – Да. С чего это Вы взяли? Мне как раз гастролировать нравится. Если бы мне не нравилось гастролировать, я бы, наверное, нашла себе какую-нибудь другую профессию. В этом, кстати, весь и смысл…
Э.НИКОЛАЕВА – Артиста.
А.СВИРИДОВА – Артиста. Да. Конечно, бывает тяжело, если, там, летишь ночью, не спишь, там, и прочее, остальное. Но в принципе, ты всегда видишь какие-то новые места, новые люди. Вот совсем недавно мы были в Душанбе. Вот например, так вот просто туда в жизни не поедешь.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да, с какой стати ехать в Душанбе?
А.СВИРИДОВА – Мне там безумно понравилось. Поехали в горы, и там было настолько как-то это все красиво так, вот, и аутентично абсолютно, когда, вот, ездят ослики, на осликах сидят, вот, мальчики в халатах и в тюбетейках, ходят дедушки в таких же халатах, там, в калошах. Т.е. абсолютная такая декорация к восточной сказке.
Э.НИКОЛАЕВА – Пьют чай из пиал…
А.СВИРИДОВА – Да. Но мне очень понравилось, вот реально. Мы получили большое удовольствие, очень тепло принимала нас публика…
Э.НИКОЛАЕВА – Уже с новыми песнями, Лен, из нового диска?
А.СВИРИДОВА – И с новыми, и со старыми, и в общем…
Э.НИКОЛАЕВА – А поете свой любимый «Розовый фламинго»-то?
А.СВИРИДОВА – Да, «Розовый фламинго» пою, без него не обходится ни один концерт. Народ требует. Даже если я пытаюсь соскочить и ее не петь, то обязательно начинаются крики «Давай, давай!», и приходится давать.
Э.НИКОЛАЕВА – А в Москве Вы в клубах поете, Лен?
А.СВИРИДОВА – Поем. Вот, совсем недавно мы выступали в клубе «Б-2»
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, это такая, модная точка.
А.СВИРИДОВА – Это модная точка, да. Мне очень, как раз, там нравится выступать. Хотя они там, в основном, пользуют рок-н-ролльных артистов, и…
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да, да.
А.СВИРИДОВА – И вот мы туда попали как представители пограничного жанра. Значит, хорошо к нам относятся, уважают. Потому что обычно рокеры попсовиков терпеть не могут.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да, да.
А.СВИРИДОВА – И происходят постоянные такие уличные стычки, что называется.
Э.НИКОЛАЕВА – Бои. Кулачные бои.
А.СВИРИДОВА – Бои, да. Рокеры обычно говорят, что попсовики поют всякое…
Э.НИКОЛАЕВА – Г…
А.СВИРИДОВА – Всякую фигню, да. А попсовики резонно совершенно замечают, что рокеры играть не умеют.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, в общем…
А.СВИРИДОВА – Правда и одно, и второе, могу Вам сказать.
Э.НИКОЛАЕВА – Лена, у Вас, по-моему, был сольник, да, в России? Что круто.
А.СВИРИДОВА – Был, был, и не один.
Э.НИКОЛАЕВА – В этом году?
А.СВИРИДОВА – Нет, в этом году не было.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну тяжело это морально? Но необходимо, да, чтобы в багаже такого артиста как Вы, было такое выступление?
А.СВИРИДОВА – Ну, я не думаю, что к этому надо так относиться. Вот если к этому относишься слишком серьезно, то от этого не получаешь удовольствия. Потому что искусство, оно получается, если ты это делаешь так, играючи. Когда тебе доставляет это удовольствие, и когда доставляет удовольствие зрителям.
Э.НИКОЛАЕВА – Итак, после новостей и рекламы на «Эхо Москвы» начнется «Песня года». Ведущие Алена Свиридова и Элина Николаева. Слушайте через несколько минут.
НОВОСТИ
Э.НИКОЛАЕВА – Итак, в студии программы Алена Свиридова, несгибаемый борец за эстрадное дело. Итак, Ален, а зачем Вам Союз писателей? Вот Вы вступили – что, стали лучше стихи писать?
А.СВИРИДОВА – Да нет. У меня достаточно высокие критерии оценки, и к себе я отношусь зверски, могу Вам сказать. Так что все то, что, я считаю, недостаточно хорошо написано, оно просто сжигается и остается, там, закаляканное и замаляканное в черновиках.
Э.НИКОЛАЕВА – Рукописи не горят.
А.СВИРИДОВА – Возможно. Возможно, но… я даже не знаю, просто, наверное, так вот, приятно слово «Союз писателей», но я ведь в Союзе писателей как поэт-песенник, впрочем, имею полное право – написано песен много. А сейчас, кстати, я выпускаю книжку, очень скоро.
Э.НИКОЛАЕВА – Чтобы уж совсем оправдывать звание члена Союза писателей.
А.СВИРИДОВА – Да. Именно, это будет настоящая писательская книжка. Это будет хорошая такая, смешная литература.
Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. это не автобиографический роман?
А.СВИРИДОВА – Нет, это не автобиографический роман, это сборник таких вот новелл, очень забавных. Если, вот, можно какую-то провести параллель, вот, по жанру, то может быть, «Трое в лодке» - где-то, вот, приблизительно, вот что-то отдаленно, какие-то ассоциации рождаются.
Э.НИКОЛАЕВА – Когда артист, певица начинает перепевать старые чужие песни – это что значит? Это зрелость?
А.СВИРИДОВА – Это просто дань, наверное, тем произведениям, которые ты всегда любил и всегда хотел петь. Если ты как артист поешь только, там, свое, а не поешь, там, другое… у нас же огромный культурный пласт, и, в принципе, мне очень нравится делать такие вот вещи, например, как я спела арию Мистера Икс. Это была мечта с детства, я ее в детстве пела, и так все мне хотелось сказать, что, вот, «всегда быть в маске судьба моя». И, могу сказать, что публика очень тепло ее принимает всегда. Я всегда говорю, что «друзья, мне так хочется вам эту спеть песню, вы не пугайтесь, что эту арию вам буду петь сейчас, да еще и мужскую». И все так радуются…
Э.НИКОЛАЕВА – Да, вот я хотела…
А.СВИРИДОВА – …когда ее пою.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, за что Вы так не любите жанр актерской песни?
А.СВИРИДОВА – Ох, актерская песня… Да, я не люблю жанр актерской песни. Потому что у меня возникает ощущение какого-то наигрыша. Т.е. актерская песня, она должна быть в контексте – либо фильма, либо спектакля. Если ее оттуда убрать, то сразу как-то получается неправильно. Не то, что неправильно, но вот просто неинтересно уже.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да.
А.СВИРИДОВА – Слишком много… слишком много эмоций, слишком мало музыки, и получается больше игры. А ведь в музыке и в тексте уже все сказано, и совершенно необязательно это утрировать.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да. И тем более, наверное, Вам не нравится КСП?
А.СВИРИДОВА – Вы знаете, на КСП, в принципе, я выросла. Конечно, нельзя плевать на родную мать. И то, что я стала писать песни, это благодаря КСП. Но просто в какой-то момент я переросла, потому что эта музыка, она достаточно в таких узких и жестких рамках. И мне хотелось сделать гораздо всего больше. Но, собственно говоря, я оттуда вышла, тот сейчас жанр, который сейчас остался жить – ну, он такой, умирающий уже. Ну вот, мне не очень нравится.
Э.НИКОЛАЕВА – А кто Вам социально близкий на сцене – вот почему именно Мазаев и Макаревич, я знаю, это Ваши постоянные…
А.СВИРИДОВА – Ну, это приятели мои, да.
Э.НИКОЛАЕВА – Приятели. Вы вроде такая, лирическая исполнительница, Ален?
А.СВИРИДОВА – Ну, Вы знаете, я исполнительница лирическая, но вообще, так, кто меня знает поближе, они поражаются моему хулиганству, что ли. Только все же, когда я начинаю писать песни, наверное, преобладает вот это лирическое начало, и как бы мне не хотелось сделать что-нибудь такое, «эх, сейчас я отмочу», вот, что-то не позволяет. Либо это надо было делать все же в более раннем возрасте – обычно такое мочилово, оно характерно, там, для 16, 18, но, там…
Э.НИКОЛАЕВА – Подросткового такого, переходного возраста.
А.СВИРИДОВА – Да. Вот, тогда мне не дали, по причине, в принципе, невозможности вот это все выплеснуть. Значит, я это пытаюсь… я, кстати, пишу, вот, рассказы, они достаточно хулигански написаны, так что это можно реализовать всегда в каком-то другом жанре.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, и надеюсь, скоро мы их будем читать, да?
А.СВИРИДОВА – Скоро будете читать, да.
Э.НИКОЛАЕВА – Алена, давайте все-таки теперь приступим к нашей заявленной теме «Песня года», давайте здесь и сейчас устроим свою продвинутую «Песню года» с раздачей призов. «Песня года» «Эхо Москвы». Вот представьте, Вам дали бы карт-бланш. Кого бы Вы позвали на этот концерт? Вот, Алена Свиридова продюсирует концерт. Вот самые Ваши любимые артисты…
А.СВИРИДОВА – Вы знаете, что… Самые любимые артисты… мне, например, очень нравится питерская группа «Пепси», девчонки. Вот, они когда-то были очень популярны с песней «Вовочка».
Э.НИКОЛАЕВА – Да, «Вовочка», смешной такой, да.
А.СВИРИДОВА – Девки очень смешные. Отрывные, с таким юмором, отлично работающие. Вот, не нашлось продюсера грамотного, который смог бы донести это до всего народа.
Э.НИКОЛАЕВА – Они что, распались?
А.СВИРИДОВА – Наверное, нет, но я давно не слышала.
Э.НИКОЛАЕВА – Жаль, жаль, забавные очень.
А.СВИРИДОВА – Мы как-то давно были на гастролях вместе, и я просто получила колоссальное удовольствие.
Э.НИКОЛАЕВА – Так, «Пепси» стоит у нас на первом месте. Кого бы мы еще… Ну, себя бы позвали? Все-таки, же, у продюсера Алены Свиридовой…
А.СВИРИДОВА – Ну что делать, конечно, надо закрывать концерт.
Э.НИКОЛАЕВА – Конечно, грудью на амбразуру-то надо ложиться! Алена, а Вы когда себя – Вы в первую очередь, номером, или в заключение, как самая прима, вышли бы?
А.СВИРИДОВА – Ну, если бы я использовала свое служебное положение…
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да.
А.СВИРИДОВА – То естественно бы, я уже дала в конце джазу.
Э.НИКОЛАЕВА – Джазу бы дала! Поддала бы перцу!
А.СВИРИДОВА – С этими самыми, там, с фейерверками. Ну, знаешь, как это обычно делается.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну шоу, шоу.
А.СВИРИДОВА – С пафосом, там, и т.д.
Э.НИКОЛАЕВА – И вся такая, в белом платье с кринолином.
А.СВИРИДОВА – В белом платье… не, с кринолином… Не, кринолин, кстати, не очень удобная форма для сцены. Будешь стоять там как баба на чайнике, и не сдвинешься с места. Опять же, о поездке в Душанбе – с нами была группа, опять же, питерская. Вот, Питер – кузница кадров. Называется она «Billy’s Band». Бэнд некоего Билли. Отличная группа акустическая – там играет контрабас, гитарист, саксофон и гармонист. Вот играют они такой, знаете, джаз-шансон.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да, да, смешение такое.
А.СВИРИДОВА – И такое, что-то такое, смешное, и с такой энергетикой, это так весело. Это так незаезжено. Я просто, вот… у меня отдохнуло все – там, уши, душа и тело. Я просто хлопала, как пятилетний, там, младенец. Ну, это не совсем правильно. Ну, тем не менее – вот это такое вот, недавнее такое прозрение, что называется, и я считаю, что, наверное, нужно сейчас как-то, вот, ходить, может, по музыкальным клубам, искать какие-то новые таланты. Потому что слишком у нас все же сузился формат, и вот от этих одинаковых песен уже просто сводит скулы. Не знаю, друзья, как у вас, но я уже просто перестала слушать радио – так, включу, послушаю: «Господи, опять двадцать пять!» И ставлю какую-нибудь…
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да, одни и те же плей-листы.
А.СВИРИДОВА – …диск, да. Вот еще я бы, знаете, позвала бы очень хорошую фирменную группу под названием «Black Eyed Peas». Вот, я считаю, что это сейчас просто номер один.
Э.НИКОЛАЕВА – Это нашинские?
А.СВИРИДОВА – Нет, нет…
Э.НИКОЛАЕВА – Нет. Судя по названию…
А.СВИРИДОВА – Это американьские вражьи группы. Но они такие продвинутые – у них полное смешение стиля, и они владеют виртуозно вообще, абсолютно всеми выразительными музыкальными средствами. Ну, кстати, надо отдать должное нашему MTV, они там периодически появляются. В общем, наш народ имеет возможность, вообще, лицезреть их.
Э.НИКОЛАЕВА – А из русских, а из нашинских, из российских?
А.СВИРИДОВА – Ну, Земфиру – очень хорошая девушка, безусловно.
Э.НИКОЛАЕВА – Она такая пафосная стала, она уже теперь… на поганой козе не подъедешь!
А.СВИРИДОВА – Ну, может и правильно. Хватит к ней подъезжать на поганой козе. Почему к ней не подъехать на лимузине, в конце концов? Заслужила девушка.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да, правильно, про лимузины там все, в основном, речь шла.
А.СВИРИДОВА – Ну заслужил колобок, ну почему нет? Много человек сделал, в конце концов.
Э.НИКОЛАЕВА – Ален, ну Вы сделали немало – так себе, запросто, пришли, вот, смотрите, своими ногами, ножками своими.
А.СВИРИДОВА – Ну как, не совсем своими – меня привез мой директор. Не на лимузине, конечно, просто сегодня не проехать, не пройти. Ну, могли бы и на лимузине, просто лень было из гаража доставать.
Э.НИКОЛАЕВА – Так, Земфира. Хорошо. Дружите, наверное, с ней, да? Ну, общаетесь.
А.СВИРИДОВА – Ну, общаемся редко. Просто не получается все, знаете, общение. «Моральный кодекс», кстати, мне очень нравится, безусловно. Вот, на концерт «Моральный кодекс»…
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, и Андрюша Макаревич.
А.СВИРИДОВА – Да, Макара со своим «Танго креольским». В общем, все это, действительно, очень…
Э.НИКОЛАЕВА – Хороший бы концерт… поддали бы жару.
А.СВИРИДОВА – Поддали, не вопрос просто.
Э.НИКОЛАЕВА – Так, а какую бы форму концерта выбрали? Живую, в студии, междусобойчик?
А.СВИРИДОВА – А, кстати, хорошая идея – в студии, действительно, сделать концерт. Это очень… одно время были популярны вот такие форматы как трансляция по радио, вот, живого концерта из студии, и мы принимали участие в нескольких, получили колоссальное удовольствие. И, кстати, все это достойно очень звучало. И вот все эти рассказы, что «мы потому поем под фонограмму, потому что это нельзя озвучить»…
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да.
А.СВИРИДОВА – Чушь собачья. И вообще, кстати, вот по поводу всех, там, воплей и принятия законов по части отмены фонограмм…
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да.
А.СВИРИДОВА – Даю простой совет: вот, идет у нас съемка той же «Песни года», там, в Кремле или где-то. Поставьте всем живой звук. И сразу станет понятно, кто артист, а кто блоха на подушке, как говорил наш режиссер в Минском драмтеатре. И это совершенно, вообще, просто и легко делается.
Э.НИКОЛАЕВА – И не надо никаких законов…
А.СВИРИДОВА – Не надо никаких законов, да. Просто нужно немножко потратиться на аппарат, да собственно, все.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да.
А.СВИРИДОВА – Вот меня удивляет, когда, там, долго говорится по этому поводу. Какие законы, друзья? Вот поставьте – и все отсеется само собой, что не может.
Э.НИКОЛАЕВА – Да. Да. А им просто сами лень выставлять дорогой аппарат – правда, в живой звук, для того, чтобы… это же надо, чтобы там все надстраивать…
А.СВИРИДОВА – Лень. И еще они боятся, что отсеется слишком много, некем будет заполнять эфир.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну конечно, уже разбаловали потому что артистов-то.
А.СВИРИДОВА – Кстати, знаете, кого еще нужно обязательно – Леню Агутина включать в такие вещи. Он все-таки очень хороший музыкант, просто супер-супер. И он очень музыкальный и очень как-то вот… не знаю, очень его люблю как музыканта.
Э.НИКОЛАЕВА – Лучший певец, певица – можно ли назвать лучшего, или Вы считаете, это не очень этично?
А.СВИРИДОВА – Знаете, наверное. Это не очень этично. Ну что значит – лучший, не лучший? Я вот не могу даже, когда меня просят: «Скажите, лучшая книга», там, «Ваш любимый фильм». Да нет у меня любимых таких вот фильмов, потому что очень масса всего хорошего. Я могу назвать последние. Вот, последнюю книжку, которую я прочитала – Джонатан Сафран Фоер, называется «Полная иллюминация». Я считаю, что это гениальная книжка.
Э.НИКОЛАЕВА – Где взяли?
А.СВИРИДОВА – Мне подарил мой приятель Арканов Аркадий Михайлович. Перевел ее – это с английского, вот, на русский – его сын, Василий.
Э.НИКОЛАЕВА – Да.
А.СВИРИДОВА – И я считаю, что это, во-первых, гениальный перевод, во-вторых, сам гениальный роман – по глубине, по легкости и вообще, вот, по подаче, настолько… В принципе, я думаю, что надо все-таки помогать молодым дарованиям, даже если они живут в Америке.
Э.НИКОЛАЕВА – Она у нас продается или нет?
А.СВИРИДОВА – Продается, но тираж у нас гораздо ниже. Что просто огорчает. Неужели у нас так все резко отупели, а?
Э.НИКОЛАЕВА – Так, лучшая песня года будет у нас, Лен?
А.СВИРИДОВА – Ай донт кноу, - сэд рашн патриот Иван Иванович Сусанин. Вот, не знаю даже, что можно назвать лучшей песней.
Э.НИКОЛАЕВА – А лучший концерт?
А.СВИРИДОВА – Понимаете, в чем дело – вот для того, чтобы мне отвечать на эти вопросы компетентно, мне тогда нужно быть музыкальным обозревателем. К сожалению, слишком много информации и не слишком всегда нужной. И поэтому я могу сказать, что я стала гораздо меньше смотреть телевизор и слушать радио, и я воспринимаю информацию, вот, из первых рук. Вот мне Арканов подарил книжку – я даже, может, и так и не узнала бы, что она вышла.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да.
А.СВИРИДОВА – Я ее прочла. Вот мы проехали на гастроли с «Billy’s Band»-ом – супер, классно!
Э.НИКОЛАЕВА – Говорю про них.
А.СВИРИДОВА – Вот, как бы, информация – она приходит таким способом.
Э.НИКОЛАЕВА – Методом тыка.
А.СВИРИДОВА – Методом… да.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну что же, а лучший зарубежный исполнитель из приезжавших в Россию? Запомнился какой-то? Или тоже…
А.СВИРИДОВА – Ну, честно говоря, есть у меня такая постоянная страсть – это Стинг. И я была на концерте и здесь, и была на концерте в Лондоне.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну Вы с ним дружите?
А.СВИРИДОВА – Ну, нет, мы с ним не дружим. Нас, там, представили, мы пожали друг другу руки, на этом, как бы, все закончилось. Но я считаю, что это музыкант просто такого уровня, что у нас нет в стране таких музыкантов. И вот у меня есть его концерт, и я его, кстати, совсем недавно пересматривала дома, еще раз удивилась, вообще, небожительству, с точки зрения музыки, этого человека.
Э.НИКОЛАЕВА – При его человеческой простоте и естественности в общении.
А.СВИРИДОВА – При его человеческой простоте и естественности, кстати, да.
Э.НИКОЛАЕВА – Без понтов.
А.СВИРИДОВА – Без понтов. Он даже когда был, вот, в Москве, он пришел в клуб «Би Би Кинг», что не позволяли себе делать, например, остальные звезды. В общем, не пафосно, типа, было. Вот, а он пришел, и играл с музыкантами, и наши, конечно, все музыканты повыскакивали на сцену и с безумными глазами хотя бы попытались пару нот, что-то с ним сыграть…
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да.
А.СВИРИДОВА – Я даже там пыталась что-то там завопить от избытка чувств. Вот, не думаю, что это было очень хорошо, но зато очень искренне.
Э.НИКОЛАЕВА – Антисобытие года – последняя номинация, которую мы должны, перевалить через которую.
А.СВИРИДОВА – Антисобытие года?
Э.НИКОЛАЕВА – Да. Это Вы себе накличете дополнительных врагов, да, Ален?
А.СВИРИДОВА – Да, я считаю, что антисобытие, вообще – это глобализация, вообще, в нашем шоу-бизнесе. Наш шоу-бизнес так, постепенно переходит в одни, максимум в две или в три, там, руки. И вот эти, буквально, там, три человека – они решают, что нужно слушать и смотреть всей стране. Это, конечно…
Э.НИКОЛАЕВА – Это кто же такие-то?
А.СВИРИДОВА – Ну, не будем указывать пальцами, народ знает своих героев.
Э.НИКОЛАЕВА – Понятно.
А.СВИРИДОВА – И поэтому это неправильно, конечно. И весь мир как раз борется против такой вот глобализации, что называется.
Э.НИКОЛАЕВА – Да. И монополизации.
А.СВИРИДОВА – И монополизации. Да. Мафиозизации.
Э.НИКОЛАЕВА – Мафиозизации.
А.СВИРИДОВА – Вот, всей страны, поэтому я, конечно, желаю в этом плане больше демократизма в новом году. Потому что свято место пусто не бывает. И если, как бы, это все действительно формат все сужает и сужает, то водичка дырочку найдет…
Э.НИКОЛАЕВА – Просочится.
А.СВИРИДОВА – Да, и обязательно будет какая-то альтернатива.
Э.НИКОЛАЕВА – Течь.
А.СВИРИДОВА – Вот, хотелось бы дожить до этого момента. Наш народ, он долго, честно говоря, соображает – вот пока там все уже набухнет, набухнет, потом где-то прорвет.
Э.НИКОЛАЕВА – Прорывается.
А.СВИРИДОВА – Прорвет, но прорвет мощно.
Э.НИКОЛАЕВА – Понятно. Ален, а Вы не хотите приложить к этому свою нежную ручку?
А.СВИРИДОВА – Нежную ручку?
Э.НИКОЛАЕВА – Например, стать продюсером каких-то, вот, понравившихся Вам коллективов? Чего ж, сколько можно уже по сцене-то по этой скакать?
А.СВИРИДОВА – По сцене скакать – весьма приятное занятие, могу Вам сказать, гораздо лучше многих остальных. Я, вот, перепробовала уже – и в театре я играла, и, собственно говоря, даже и в кино, там, снималась, и плясала, и телеведущая… Вот самая легкая и приятная профессия – это быть певицей. Скакать по сцене, поешь, петь я люблю…
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, это когда голосище есть-то. Бог не обидел.
А.СВИРИДОВА – Понимаете? Все нам нравится, да, и… ну, сколько ты скачешь? Ну, полтора часа, в конце концов. Ну два, от силы.
Э.НИКОЛАЕВА – Все в радость.
А.СВИРИДОВА – Все в радость, да. А вот пишу книжку – сижу, там, по 6 часов за компьютером. Спина отваливается…
Э.НИКОЛАЕВА – Да.
А.СВИРИДОВА – Глаза уже на лбу. И понимаешь, что это нужно делать, там, каждый день, иначе ничего не получится. Просто ничего не напишешь!
Э.НИКОЛАЕВА – Не напишешь.
А.СВИРИДОВА – Это же надо сидеть и писать.
Э.НИКОЛАЕВА – Трудиться.
А.СВИРИДОВА – Да.
Э.НИКОЛАЕВА – А песни, типа, в легкую, песни, типа, от души, да? И музыка пишется… Тоже же трудно, Лен?
А.СВИРИДОВА – Нет, ну песни, пардон – сколько той песни там? Песня умещается на одном печатном листе. А в книжке сколько листов?
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да.
А.СВИРИДОВА – Посчитайте – вот, собственно, и все.
Э.НИКОЛАЕВА – Смотря какая книжка. Итак, Алена Свиридова, несгибаемый борец за эстрадное дело. Алена, у нас есть такая рубрика – «культура – мультура». Ну вот, давайте немножко о грустном, про товарно-денежные отношения. Про некоторые национальные особенности этих отношений. А чего, собственно, мы хотим? Это, как бы, и есть капитализм. Я так понимаю, главное отличие в том, что у них артистам платят, а у нас артисты платят. Вы сталкивались с такой нашей национальной особенностью?
А.СВИРИДОВА – Безусловно! Мы с этим сталкиваемся каждый день практически. Ну, что могу сказать? Просто наша страна – страна третьего мира. К этому неутешительному выводу я пришла, в общем, недавно. Если мне раньше казалось, что нет, мы тоже, типа, в обойме – нет, друзья, мы не в обойме. Мы за. За пределами этой обоймы, поэтому у нас все особенное, все через одно место делается, через известное. И поскольку я могу точно сказать, никто в нашей стране, как артист, не соответствует мировому уровню музыканта, вот тем людям, которые действительно мировые звезды. Вот наш уровень не соответствует. Ни мой, там, ни кого бы, вот, кого угодно, включая самых-самых-самых.
Э.НИКОЛАЕВА – Да ладно!
А.СВИРИДОВА – Нет, друзья. Вот не хватает нам еще. У нас такой, местячковый… И вот этот местячковый уровень…
Э.НИКОЛАЕВА – Междусобойчик?
А.СВИРИДОВА – Да. …удовлетворяет, как бы, всех. То, что все поют под фанеру… ну, не все – я имею в виду, ну, определенная часть артистов поет под фанеру, самых сейчас даже популярных – это никого не волнует. Происходит просто обман такой населения, когда на артиста, там, навешивается куча аппаратуры – типа, он поет вживую.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну да, микрофоны…
А.СВИРИДОВА – Кто-то, там, из музыкантов, там, доигрывает сверху этой фонограмме… В принципе, если человек не сведущий в этом деле, может так…
Э.НИКОЛАЕВА – И схавать, грубо выражаясь.
А.СВИРИДОВА – …и схавать. Хотя, в принципе, это заметно по энергетике. Вот. И вот чувствуешь, что что-то, вроде, чего-то не хватает. Ну, вроде, все нормально, но не могут понять. Но если наш народ так темен и так нетребователен – ну, друзья, значит, мы имеем то, что мы имеем, и ничего на зеркало пенять.
Э.НИКОЛАЕВА – Ален, а Вы себе позволяли когда-нибудь петь под фонограмму? Ну, наверное, были такие ситуации, когда надо было выступать, а музыки, аппаратуру живую не ставили?
А.СВИРИДОВА – А Вы знаете, что – нет, такого не бывало. Ну, это бывало, может, в самом, там, в самом начале моей творческой деятельности, пока еще, вообще, никто не понимал, что происходит, и я сама тоже плохо понимала. Но уже, я не знаю, мы на любых площадках работаем живьем. И если музыканты играют, и артист, как бы, умеет делать то, для чего он стоит на сцене, то никакая аппаратура не помеха.
Э.НИКОЛАЕВА – Так, Леночка, хорошо. Новый год, как бы то ни было. Что Вы будете делать в новом году? Где еще выступать, куда вступать, где играть, кому петь?
А.СВИРИДОВА – Ну, будем мы петь, кому – не скажем, коммерческая тайна.
Э.НИКОЛАЕВА – Об этом тоже тайны должны быть, да? Где Вы будете выступать?
А.СВИРИДОВА – Ну, мы же не выступаем в Кремлевском дворце. Мы выступаем в одном месте, собственно говоря, для узкого круга. Так что эта информация, она никому ничего не даст.
Э.НИКОЛАЕВА – Как встретили Новый год?
А.СВИРИДОВА – Да отлично встретили. Начали рано – раньше сядешь, раньше выйдешь. Из-за стола из-за новогоднего, я имею в виду. И не обожрешься хотя бы. Вот, с 6 часов мы уже начали, с ребеночком всячески веселились, водили хороводы вокруг елки, приходили друзья. И в общем, у нас такой был, веселый семейный праздник.
Э.НИКОЛАЕВА – Что подарили, что получили?
А.СВИРИДОВА – Ой, Вы знаете, масса, масса подарков просто.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну чего душевное такое, Ален, а что, вот, Вы с детства… вот о каком подарке Вы мечтали, когда были маленькой? На Новый год чтобы Дед Мороз принес?
А.СВИРИДОВА – Да Вы знаете, собственно говоря, вот, что я Вам скажу: я могу назвать одно…
Э.НИКОЛАЕВА – Хорошо жили? Обеспеченно?
А.СВИРИДОВА – Нормально, вполне.
Э.НИКОЛАЕВА – Не испытывали?
А.СВИРИДОВА – У меня папа был военный летчик, в общем, все это было вполне в духе советской жизни. Я только хотела в детстве велосипед, который мне так и не купили. Не потому, что было жалко, а потому, что я, вот, слишком везде лезла, и родители просто боялись, там, за мою жизнь реально.
Э.НИКОЛАЕВА – Коленки разбитые.
А.СВИРИДОВА – Коленки – это еще полбеды, чтобы, там, под автобус, там, не влететь. Ну, это, наверное, был единственный такой материальный предмет, который я сильно желала. Потому что потом, когда я уже стала зарабатывать деньги – а я это стала делать, кстати, достаточно рано. Во всяком случае, т.е. у меня всегда водились какие-то карманные деньги, и…
Э.НИКОЛАЕВА – Деньжата водились.
А.СВИРИДОВА – И все мои, там, пристрастия, вот, включая, там, все музыкальные инструменты – и хорошую гитару я себе купила, 12-струнную, там, и флейту такую, и губную гармошку такую…
Э.НИКОЛАЕВА – Она до сих пор сохранилась у Вас?
А.СВИРИДОВА – Нет. Ту мы продали все же. Она все-таки была немножко большевата для меня, потому что существуют все-таки мужские гитары, существуют, там, женские.
Э.НИКОЛАЕВА – Вы, конечно, сразу мужскую…
А.СВИРИДОВА – Ну, купила какая была, потому что это был тогда большой дефицит. Все музыкальные инструменты я себе купила. Осталась у меня, в принципе, мечта одна – это рояль. Но рояль требует помещений. Все-таки в квартире рояль не совсем так вот… у меня не хватает квартиры, чтобы была отдельная комната для рояля, поэтому я…
Э.НИКОЛАЕВА – Зала должна быть, зала.
А.СВИРИДОВА – Подожду, когда, может быть, я…
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, может, какой-нибудь домик…
А.СВИРИДОВА – …перееду в какой-нибудь дом. Но честно говоря, мне не нравится жить в Москве за городом, потому что это езда, эти пробки. И когда мы едем из аэропорта домой, и я… вот, с утра, там, прилетаем, и я вижу, вот, ужас этот, который едет в Москву.
Э.НИКОЛАЕВА – Да, да, да.
А.СВИРИДОВА – Я понимаю, что даже если бы мне, вот, приплатили бы сейчас – я бы не стала жить за городом. Если кто-то считает, что потому что у меня нет дачи, там, меня стоит пожалеть – ну, на здоровье, пусть это делает.
Э.НИКОЛАЕВА – Хорошо. Самодостаточная особа у нас в студии сегодня. Алена Свиридова – практически белая ворона российской эстрады.
А.СВИРИДОВА – Ну, не думаю. Не думаю. Вполне есть, Господи, везде адекватные люди. Почему-то принято считать, что артистам, особенно, там, популярная певица – попсовая, не побоюсь этого слова – должна быть в полном, там, неадеквате. В общем, все вполне нормальные люди. Ну, бывает, конечно, бывает. Есть у нас, там, пара экземпляров, которые, безусловно, там, не совсем находятся на земле, а где-то, там, пребывают в иной плоскости.
Э.НИКОЛАЕВА – Думают о себе Бог весть что.
А.СВИРИДОВА – Да, ну а в принципе, все остальные нормальные люди.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну что же, а какие пожелания Вашим слушателям?
А.СВИРИДОВА – Нашим слушателям я желаю…
Э.НИКОЛАЕВА – Побольше читать книжек!
А.СВИРИДОВА – Да, кстати, отличное времяпрепровождение. Я чего-то стала замечать, что народ стал мало читать в последнее время.
Э.НИКОЛАЕВА – Не развивают мозг.
А.СВИРИДОВА – Нет, ну не то, что не развивают, просто забыли, что это очень здорово, что это очень приятно делать, что это так интересно. Ну, это такое пожелание, простое. Позитива, больше позитива! Я не могу сказать, что жизнь, она такая простая и легкая – наверное, нет. Но ведь никто не обещал никому райской жизни. Поэтому нужно просто к этому относиться достаточно с юмором, легко и вообще, просто думать о хорошем.
Э.НИКОЛАЕВА – Слушайте, Ален, а ребенку 3 года – как зовут его?
А.СВИРИДОВА – А ребенку 2 года. Совсем маленький, зовут его Гриша, он сейчас уже болтает вовсю, это очень забавно. Хорошо запоминает стихи.
Э.НИКОЛАЕВА – Слушайте, Ален, как Вы решились? Все-таки у Вас карьера…
А.СВИРИДОВА – Ну, Вы знаете, я ведь человек такой, вот, иногда мало думающий. Вот на первый взгляд все думаю, что я такая серьезная – только и делаю, что, там…
Э.НИКОЛАЕВА – Целеустремленная очень.
А.СВИРИДОВА – Целеустремленная. Нет, я иногда совершаю поступки, очень часто такие вот… вот просто так я их совершаю, не задумываясь о последствиях. И в принципе, все всегда мне сходило с рук.
Э.НИКОЛАЕВА – Ну, вот, кстати, и хобби у Вас необычное – стилист, парикмахер. Собаки сейчас еще пошли.
А.СВИРИДОВА – Собаки у меня голые китайские.
Э.НИКОЛАЕВА – Холодно им, бедным в снегах враждебных.
А.СВИРИДОВА – На снег они практически не выходят, а в квартире у меня тропики. А вчера, кстати, я постригла свою маму и своего сына. Вот сегодня осталось постричь мне своего мужа, и будут все довольны.
Э.НИКОЛАЕВА – Вся семья. Алена Свиридова. Белая ворона российской эстрады. А вот еще у меня заготовочка такая есть: Алена Свиридова – певица для взрослых.
А.СВИРИДОВА – Для взрослых? Ну, я бы не сказала. Вот мой сын, например, двухлетний, с удовольствием слушает мои песни.
Э.НИКОЛАЕВА – Какая ему больше всего нравится?
А.СВИРИДОВА – Новую записали песню – про ласточку, такая, веселая, такая, детская…
Э.НИКОЛАЕВА – Давайте ее послушаем.
А.СВИРИДОВА – Вот он ее очень любит слушать и сидит, там, машет в такт головой.
ПЕСНЯ «ЛАСТОЧКА»