Купить мерч «Эха»:

Павел Лобков - Павел Лобков - Какого черта - 2004-07-17

17.07.2004

17 июля 2004 года

В прямом эфире радиостанции 'Эхо Москвы' П. Лобков - телеведущий

Эфир ведет Элина Николаева

Э. НИКОЛАЕВА - Здравствуйте, Паша.

П. ЛОБКОВ - У вас такой голос радостный, просто у меня начинается комплекс неполноценности, потому что я так не могу по-пионерски бодро.

Э. НИКОЛАЕВА - Слушайте, Паша вам как-то непривычно без листочка, перед вами ничего не лежит.

П. ЛОБКОВ - Обычно когда начитываешь звук, радиослушатели не видят картинки. Обычно когда начитываешь текст, обычно некий текст лежит перед тобой, написанный тобой же, потому что у многих телезрителей такое ощущение, что есть ведущий, есть некие редакторы такие яйцеголовые люди, которые им пишут тексты и задача Митковой, Осокина или Парфенова только их произнести. Это глубочайшее заблуждение, потому что ведущие сами себе пишут тексты, но они их быстро забывают, поэтому они у них лежат перед собой. И когда текст не лежит перед тобой, то возникает состояние фрустрации.

Э. НИКОЛАЕВА - Потерянности такой. Для начала блиц-диагноз на чертовщину. Итак, Павел, что вас достало по жизни? Ботаника?

П. ЛОБКОВ - Нет.

Э. НИКОЛАЕВА - Потребность изображать шоумена?

П. ЛОБКОВ - Не изображал и не пытаюсь и вы первая, кто мне об этом говорит.

Э. НИКОЛАЕВА - Ну ладно, не скромничайте, вы так классно смотритесь с лопатой, никто у нас так не копает:

П. ЛОБКОВ - С лопатой все классно смотрятся даже А. Б. Пугачева. Потому что когда человек находится в состоянии естественной деятельности, не вынужденной какой-то, а естественной, это же естественно взять в руки лопату, растение естественно, его посадить. Поэтому с лопатой выглядят все очень хорошо, даже лучше, чем без нее.

Э. НИКОЛАЕВА - Ручки такие беленькие, гладенькие, а ведь в земле приходится копаться.

П. ЛОБКОВ - Если не заниматься какими-то цементобетонными работами тяжелыми, и не перенапрягаться совсем, то я бы не сказал, что это серьезно влияет на состояние кожи, здоровья. Главное, ни в чем не переусердствовать. Если переусердствовать, допустим, вот французское вино само по себе замечательное красное, оно и на давление хорошо действует и на почки, но если его выпить 10 бутылок, то тоже ведь плохо. Поэтому лучше не переусердствовать.

Э. НИКОЛАЕВА - Итак, телевизионные интриги достали ли вас по жизни. А ведь они есть Паша, не говорите, что вы далеки от этого.

П. ЛОБКОВ - У меня с детства была счастливая особенность, когда была комсомольская организация в моем ботаническом институте, я по подлому, по-хитрому по подковерному в ней просто не участвовал. Я ушел из университета и там была комсомольская организация, а потом в ботаническом институте я просто не встал на учет. Не то чтобы я откровенно выходил из комсомола, бросил билет на стол или сжег его в костре, я просто не встал на учет и меня никто не доставал.

Э. НИКОЛАЕВА - Вы тихушник.

П. ЛОБКОВ - Потому что если бы мы заставили, я бы конечно встал. И на НТВ есть некие телевизионные интриги, но я просто у них не встал на учет по интригам. Поэтому обо мне все забыли в этом качестве. Я им приношу кассеты с материалами, они перечисляют деньги на кредитную карточку и никто никого не видит. Это очень удобно. Я один из немногих людей, которые сами выступили с инициативой закрытия своего собственного проекта, согласитесь, это редкая вещь на телевидении.

Э. НИКОЛАЕВА - Вы имеете в виду 'Растительную жизнь'.

П. ЛОБКОВ - Да, когда она была исчерпана, я просто посчитал, бывает, здесь щелкает, понимаешь, что период полураспада наступил, надо закрывать.

Э. НИКОЛАЕВА - А зачем? Хороший проект-то.

П. ЛОБКОВ - Потому что каждый изотоп имеет свой период полураспада.

Э. НИКОЛАЕВА - Что, вообще больше не будете снимать 'Растительную жизнь?'

П. ЛОБКОВ - Нет. Просто тема исчерпана, начались какие-то повторы, потом надо учитывать наш климат, что допустим, в нашем климате растет примерно в 10 раз меньше видов растений, чем может расти в английской природе. Где программа подобная 'Растительной жизни', то есть наша программа подобная английской, отдаем дань приоритетам, она выходит в прайм-тайм, существует много лет. Называется 'Граунд форс' и человек, который ведет, в отличие от меня, миллиардер, потому что с этим же названием он основал и ландшафтную компанию, выпускает книжки, как я копал с принцем Уэльским - это его целая книжка была в Англии, большой книжный магазин типа нашего 'Библио-Глобуса', и там лежит эта книжка. Аллан Титмарш его зовут. В Англии растет в 10 раз больше видов растений, чем у нас. Поэтому за 3 года мы исчерпали весь список растений, которые могут расти в средней полосе. Я посчитал примерно полторы тысячи видов. Больше ничего, любая другая программа будет повтор. Я как ботаник дотошно детально и нудно объясняю, а звезд не так много, если по четвертому разу, понимаете, о чем говорить. Потом же наши звезды не английские звезды, а люди, как правило, более-менее состоявшиеся живут за городом. У нас все-таки приличные люди, умные, интеллигентные, с кем можно поговорить, у кого есть темы для разговора, многие из них дачи не имеют, они живут где-нибудь на Тверской, дом 9, а у кого есть дача, наша попса, так извините, и за 3 рубля бы не поехал.

Э. НИКОЛАЕВА - Поговорить-то не о чем.

П. ЛОБКОВ - Поэтому сумма этих факторов мне сказала, что надо вешать амбарный замок.

Э. НИКОЛАЕВА - А так жалко по утрам в воскресенье просыпаешься в 10 часов, включаешь: Пашенька с лопатой и главное, дачки, интересно посмотреть, какой там интерьерчик.

П. ЛОБКОВ - Самое главное, в чем интерес Эллочки-Людоедки, - в том, что она же не хочет посмотреть, как устроена дача у ее соседки, она и так об этом знает, у нее самой такая же, ей же интересно каков интерьер. Поэтому когда мы поехали снимать к Березовскому год назад, мне говорили: а, сколько тебе Березовский заплатил. Да нисколько, мне было самому интересно, как живет кровопийца русского народа. И народу тоже нашему было интересно. Есть такой феномен, я в Англии тоже обнаружил, вот Абрамович кровавый олигарх, который сосал кровь из русских людей. Это здесь.

Э. НИКОЛАЕВА - Из чукчей несчастных.

П. ЛОБКОВ - Приехал в Лондон, купил 'Челси' - давай англичан мочить, Абрамович, - тут же кровопийца и палач превращается в нашу национальную гордость, стоит ему пересечь государственную границу. То есть он вроде бы и на наши деньги купил 'Челси', вроде бы он остался тем же кровопивцем, которым и был, но вдруг сразу стал национальной гордостью. Разгромил врага в его собственном логове за наши деньги. Украл он их, не украл:

Э. НИКОЛАЕВА - Говорят теперь, Паша, что надо у Абрамовича отнять 'Челси', какого ты хрена на наши деньги купил 'Челси' и все такое прочее. Гуляет теперь, понимаешь:

П. ЛОБКОВ - Если бы в королевском суде Олд Бейли сидят полковники госбезопасности советской, в чем я искреннее сомневаюсь, можно это сделать. Но я в этом искренне сомневаюсь.

Э. НИКОЛАЕВА - Хорошо, Пашенька, что нас достало еще по жизни. Серое московское небо, как ботаника, солнышко растения любят, солнышко.

П. ЛОБКОВ - Я из Питера. Поэтому серое московское небо это такой легкий комариный укус по сравнению с мокрым питерским.

Э. НИКОЛАЕВА - Сырым.

П. ЛОБКОВ - Иосиф Бродский написал про Петербург: лучший вид на этот город, если сесть в бомбардировщик. Город очень особенный Питер, когда лето и белые ночи, сумасшедший круговорот, не понимаешь, сейчас 3 часа дня или 3 часа ночи, тебя поднимает, носит над поверхностью земли, как будто летишь, а зимой эти набрякшие тучи, они тебя добивают. Вот если тебе чуть-чуть плохо зимой, этот город тебя добьет. Бездушные колонны, обвалившаяся желтая штукатурка на этих ампирных зданиях добивают.

Э. НИКОЛАЕВА - В Москве такого нет.

П. ЛОБКОВ - Ну что вы, это веселый, провинциальный, почти купеческий, разбитной город. А представляется с таким холодным дисциплинированным Петербургом это, в общем, ерунда.

Э. НИКОЛАЕВА - Российские телесериалы.

П. ЛОБКОВ - Я их не смотрю

Э. НИКОЛАЕВА - Нехватка денег.

П. ЛОБКОВ - Сколько у меня есть, все трачу.

Э. НИКОЛАЕВА - А в кубышку, Паш?

П. ЛОБКОВ - Я не знаю такого. Я не умею.

Э. НИКОЛАЕВА - Получается такая натура широкая.

П. ЛОБКОВ - Нет, не широкая. В рамках лимита по кредитной карточке. Уверяю вас. Многие полагают, что даже узкая.

Э. НИКОЛАЕВА - Кстати, Березовский, и такие богатые люди, это у меня личностный интерес, они какие-то презенты делают, обычно принято журналистов одаривать.

П. ЛОБКОВ - Лопату с подписью, я очень горжусь лопатой с подписью Василия Аксенова, лопатой с подписью Жореса Алферова, Бориса Березовского. Я считаю, что это люди, так или иначе сформировавшие эпоху. С разных сторон они ее формировали, мы же говорим не эпоха Николая Первого, мы говорим: эпоха Пушкина. Первая треть 19 века - Пушкин, а что там Александра поменял, Николай приходит, во вторую очередь, в голову. Поэтому эпоха Березовского, в которой поменял Путин, поэтому лопата с его подписью мне важна.

Э. НИКОЛАЕВА - Была лопата-то от Березовского?

П. ЛОБКОВ - Конечно.

Э. НИКОЛАЕВА - Вы ездите за рулем, Паша?

П. ЛОБКОВ - Нет, я не умею водить машину.

Э. НИКОЛАЕВА - Вы специально не учились?

П. ЛОБКОВ - Нет, я пытался, но ничего не получилось. Потому что у меня рука с ногой не сочетается, то есть если рука идет в одном направлении, нога идет в другом. И, как правило, при этом попадается на пути что-нибудь очень соблазнительное типа сугроба или ствола. И две машины я в ствол:неглубоко, потому что сильно не разгонялся. После этого понял, что есть вещи, которые делать не нужно. Например, я знаю, что я никогда не буду пианистом, волейболистом и водить машину. Главное сразу понять, чего ты именно в жизни не можешь сделать. Чтобы не было лишних иллюзий, - а вот если бы меня мама вовремя отвела в школу фигурного катания, то был бы лучше, чем Евгений Плющенко. А когда в Москве едешь в машине, я в качестве пассажира езжу, допустим, площадь Таганская или Белорусский вокзал, классические места случайно: слышь, ты козел:

Э. НИКОЛАЕВА - Чего-чего?

П. ЛОБКОВ - Вот когда это слышишь из соседнего окна, не то что водить, жить не хочется.

Э. НИКОЛАЕВА - А рожа какая еще зверская при этом.

П. ЛОБКОВ - Вот когда это слышишь, подмосковная кепка, красно-коричневая физиономия, нос картошкой, причем преступление-то, какое, я встал первым на красный свет, а он встал вторым, все равно же поедет на зеленый. Ну, тремя секундами позже. Он бы это время потратил на то, чтобы просчитать какую-то книжку или статью в 'Московском комсомольце'. Все что угодно. Хоть что-нибудь. Но: козел, водить учись, права купил: Я не хочу водить машину.

Э. НИКОЛАЕВА - Пашенька, популярность достает вас? Идете вы по улице, едете вы в метро:

П. ЛОБКОВ - Классический вопрос таксистов: где-то я вас видел. Вам виднее. Он мне задает вопрос: где-то я вас видел.

Э. НИКОЛАЕВА - А вы должны сказать: я Павел Лобков.

П. ЛОБКОВ - Нет, где-то я вас видел. Или, например, за сто рублей довезет. 120 дай, да, я сажусь, ну ладно. А ты не:, я говорю: мы едем за деньги или с разговорами?

Э. НИКОЛАЕВА - За разговоры не уплачено.

П. ЛОБКОВ - Он говорит: за деньги. Я говорю: тогда мы молчим. И молчит. Поскольку я работал в Госдуме, довольно долго, в 1999 году, когда был импичмент Ельцину, и поскольку ситуация была очень накаленная, когда где-то происходит накаленная ситуация в стране, тут же все сумасшедшие скапливаются около этого места. Оно как притягивает.

Э. НИКОЛАЕВА - Всех идиотов.

П. ЛОБКОВ - Да, там можно поучаствовать в жизни, там людям не хватает своей жизни, они живут чужими страстями. Приходилось проходить через строй этих сумасшедших, просто нужно делать вид, что тебя нет, что ты:

Э. НИКОЛАЕВА - Нейтрален.

П. ЛОБКОВ - Нет, что тебя нет. Я все время в этой ситуации говорю себе, что я прозрачный. Что я фантом, химера. Он меня дергает, знаете, выворачивает рукав. А я даже не сопротивляюсь.

Э. НИКОЛАЕВА - Здорово, Паш. Кстати, хороший способ от всяких придурков на улице.

П. ЛОБКОВ - Это мне американка, моя подруга, рассказала, это был 1992 год, если помните, тогда было ужасно в Москве и Питере, просто уличный бандитизм был чудовищный. Люди получали кирпичи у себя в подъездах, и знакомая американка без машины, без всего, в шикарной шубке по тем временам, сейчас на фоне наших-то русских она показалось бы полным убожеством, я говорю: слушай, как ты ходишь. Гражданский проспект, рабочая окраина, говорит: а ты знаешь, я чувствую себя туристкой. Когда ты чувствуешь себя туристом, к тебе никто не пристает.

Э. НИКОЛАЕВА - Паша, у вас бывает плохое настроение вообще? Вы хандрите, такой вредный, нудный.

П. ЛОБКОВ - Это нормальная составляющая жизни человека. Хорошее настроение бывает только у дураков постоянно. Плохое настроение такая же часть нормальной жизни. Вот вы идете в ресторан по подземному переходу, продаются отвратительные вонючие сосиски в тесте, а вам иногда хочется их съесть?

Э. НИКОЛАЕВА - Нет.

П. ЛОБКОВ - Да ладно. А голод подступает иногда к поджелудочной железе?

Э. НИКОЛАЕВА - Нет. Паша, нет.

П. ЛОБКОВ - Иногда вас мучает все-таки чувство голода, вы все-таки, или жажда, вы пьете мерзостную Колу или съедите вонючий пирожок. Ну бывает.

Э. НИКОЛАЕВА - Ну ладно, картошечку во фритюре я еще могу съесть.

П. ЛОБКОВ - И плохое настроение такая же вещь, оно не спрашивает, когда оно приходит. Оно приходит как чувство голода, а чувство голода это нормальная составляющая человеческой жизни. Вы едите то, что вам захотелось съесть, а не потому, что пришло время.

Э. НИКОЛАЕВА - А вы за своими собственными растениями ухаживаете? В 'Московском комсомольце' написали, что у вас дикий хромпопугулюс взорвался в доме на окне.

П. ЛОБКОВ - Потому что у меня было хорошее настроение, мне было лень его пересаживать. А корни как асфальт взламывают, видели : Вот также.

Э. НИКОЛАЕВА - А где такое происходит?

П. ЛОБКОВ - В горшке, в замкнутом объеме. Увеличивается масса чего-то растущего, рано или поздно наступает момент растяжения сопротивления, а это глина, она жесткая, она может либо сопротивляться, либо взорваться. Это же не полиэтилен, и он взорвался.

Э. НИКОЛАЕВА - Приехал, а дома все в глине?

П. ЛОБКОВ - Да, взял пылесос, пропылесосил, все нормально. Он весил 95 кг, только без земли, уже без горшка, потому что он был взорванный. Его уже просто подоконник не мог выдержать.

Э. НИКОЛАЕВА - У вас какая-то энергетика останкинская.

П. ЛОБКОВ - Нет, я просто пользуюсь удобрениями. Поливаю регулярно. Я живу на Тверской улице, там иногда ездят дамы такие, катают людей на лошадях, я захожу в магазин. Смотрю, добро лежит, я беру мешочек, собираю эти 100-150 граммов и в горшок подкладываю, это же не пахнет, лошадиное добро же не пахнет.

Э. НИКОЛАЕВА - Это сено практически.

П. ЛОБКОВ - Сено.

Э. НИКОЛАЕВА - Паша Лобков ходит по Тверской, собирает:

П. ЛОБКОВ - Нет, я же не хожу, как маньяк собираю, но если я вижу, лежит добро, почему его не взять. Если вы увидите кошелек с деньгами, вы же возьмете.

Э. НИКОЛАЕВА - А вы возьмете?

П. ЛОБКОВ - Возьму.

Э. НИКОЛАЕВА - А было такое, что находили?

П. ЛОБКОВ - Нет.

Э. НИКОЛАЕВА - А как вы с лошадьми, дружите, Паш?

П. ЛОБКОВ - Нет.

Э. НИКОЛАЕВА - А вы на лошади катались, куртка вся подрана.

П. ЛОБКОВ - Вы же тоже приходите в банк снимать деньги, но это же не значит, что вы дружите с операционисткой. У вас рабочие отношения. У меня с лошадьми рабочие отношения. Пони люблю, а вот животных:

Э. НИКОЛАЕВА - Не любите животных?

П. ЛОБКОВ - Нет, не люблю.

Э. НИКОЛАЕВА - А вы вообще охотник?

П. ЛОБКОВ - Да.

Э. НИКОЛАЕВА - И стреляете их мало того?

П. ЛОБКОВ - Да.

Э. НИКОЛАЕВА - Этих самых животных.

П. ЛОБКОВ - Нужно убивать ровно столько, сколько вы сможете съесть.

Э. НИКОЛАЕВА - Павел Лобков ведет у нас натуральное хозяйство.

П. ЛОБКОВ - Почему, бывает к Новому году, например, очень хорошо зайца.

Э. НИКОЛАЕВА - А как его очистить?

П. ЛОБКОВ - Женщина должна сидеть дома и ждать, когда ей мужчина швырнет зайца под ноги. А уже что происходит дальше с этим зайцем, я не знаю.

Э. НИКОЛАЕВА - Вы как никто другой знаете, как морально трудно быть журналистом. Вот мы с вами оба журналисты. Ну что я, вы ко мне пришли, ко мне олигархи не ходят. А вы ходите по всем этим богатым особнякам, общаетесь с миллионерами, столько соблазнов. И все мимо рыла.

П. ЛОБКОВ - Вот про соблазны я не понял.

Э. НИКОЛАЕВА - У них 'Мерседесы'.

П. ЛОБКОВ - Ну что, я его в карман положу что ли?

Э. НИКОЛАЕВА - Вы спокойно относитесь к этой красивой роскошной жизни?

П. ЛОБКОВ - Мне нравятся красивые машины. Мне очень понравилось, какой-то 'Роллс-Ройс' я где-то видел, не помню, там спидометр заканчивается на 140 км в час, хотя там 400 или 500 лошадиных сил. Я спрашиваю: а почему не 250, 300? - а в этих машинах не ездят люди, которые торопятся, на этих машинах ездят люди, которых ждут.

Э. НИКОЛАЕВА - Паш, я считаю, что нужен определенный характер, что большинство из них по психологии мясники, фарцовщики.

П. ЛОБКОВ - Нет.

Э. НИКОЛАЕВА - И поэтому мы в миллионеры не подходим, мы все такие белые и пушистые.

П. ЛОБКОВ - Нет, ничего подобного. Просто нужна:

Э. НИКОЛАЕВА - Паша, они заказывают друг друга эти новые русские миллионеры? А вы могли бы заказать своего знакомого ботаника?

П. ЛОБКОВ - Нет, но у меня есть такое ощущение, что быть большим бизнесменом - это талант. Допустим, говоря по-коммунистически, вы грабите народ, чтобы вы народ ограбили, вам нужно сначала его убедить вложить деньги в ваш банк, чтобы потом их: Для этого нужно быть очень обаятельным. Поэтому все крупные бизнесмены:

Э. НИКОЛАЕВА - Симпатяги.

П. ЛОБКОВ - Все сто процентов, Березовский, Потанин, Гусинский, Ходорковский, они чудовищно обаятельны, потому что им же нужно уговорить партнера уступить вам свою компанию по льготной цене. Поэтому это огромное человеческое мастерство, актерское обаяние, это дается большим трудом, преодолением себя. Вам может быть отвратителен человек, омерзителен, но вы должны его обхаживать, облизывать, может быть, он как глава администрации президента, с торчащей бородкой, с какой-то беломориной, прилипшей к верхней растрескавшейся губе, с нездоровой кожей, с невротическими движениями пальцев, в нехорошем пиджаке. Он вам может быть предельно омерзителен, но вы будете обхаживать годами, чтобы получить какое-нибудь Югорское месторождение. Вам для этого надо столько раз себя преодолеть, что многие из нас нормальные люди уже сто раз плюнули. А катись все шаром это все. Да пошло это благосостояние к едрене фене.

Э. НИКОЛАЕВА - Рожу эту видеть.

П. ЛОБКОВ - А будешь ходить, как Березовский у Коржакова сидеть, бутерброды эти:

Э. НИКОЛАЕВА - Резать ему.

П. ЛОБКОВ - Нет, не резать. Вот есть эти сухие, вертолетом которые сворачиваются, будете эти лопасти колбасные есть, запивать холодным мерзким чаем из пакетика. Вот будешь, потому что для тебя это важно. Они аккумулируют деньги, а вам нужен будет кредит квартиру купить, вы к кому пойдете, мы же к ним пойдем, потому что они у них есть. Или бизнес открыть, мы же все равно к ним пойдем, к банкирам, к бандитам, к быкам, к этим профурсеткам правительственным:

Э. НИКОЛАЕВА - От частного несчастного перейдем к общественному. Мы про общественное уже говорили. Итак, культура-мультура. Паш, будьте со мной еще раз предельно откровенны, вы были за границей и во всяких садово-парковых ансамблях и у нас в садах типа как у Аллы Борисовны с гномиками. Сколько еще веков наши люди будут только передирать?

П. ЛОБКОВ - К сожалению, есть естественная причина - климат. Климат у нас ужасный. Спросите любого человека на улице, какой климат в Англии, он вам скажет: в Англии климат плохой. Так вот, зима в Англии растительная вегетативная продолжается 1 месяц, полтора. С 1 декабря по 15 января. Там может расти такое количество видов растений, что есть пространство для экспериментов. У нас же практически нет. Представьте, вы художник, у вас есть красное, желтое, оранжевое, весь спектр, масло, акварель, холст, бумага, согласитесь, больше можно придумать, чем если у вас есть тряпка и два оттенка серой краски. Это одна из причин закрытия программы 'Растительная жизнь', потому что исчерпан спектр красок. Я в кадре могу и пальму посадить. Но кто же мне поверит.

Э. НИКОЛАЕВА - Паш, в таком случае какого черта московские питомники заполнены польскими и голландскими саженцами? Они же не выдерживают наших морозов.

П. ЛОБКОВ - Они, во-первых, выдерживают, а во-вторых, понимаете, генетику можно и на слонах изучать. Поэтому если тую черенковать в условиях Московской области, она вырастет 5 см в год, вы никогда не купите в аренду земли, в Голландии она вырастает на полметра, поэтому конечно в хорошем климате они просто быстрее приобретают товарный вид. И поэтому нужно всегда смотреть, покупать только польское, потому что Польша ближе по климату. А вот Голландия и в особенности Венгрия, или Италия, или Германия, лучше растения не покупать. Сейчас хитро, итальянское или французское растение стоит дешевле, чем польское. Потому что там они быстрее растут и быстрее оборот. И что делают наши сволочи, которые продают растения, - они снимают с них немецкие этикетки и вешают польские.

Э. НИКОЛАЕВА - Хитрецы какие.

П. ЛОБКОВ - А еще и русские вещают иногда, так что нужно всегда смотреть.

Э. НИКОЛАЕВА - Типа у нас в нашем климате адаптированном уже выросли. Значит, только польские. Почему такие цены в питомниках, какая-то жуткая мафия эта торговая:

П. ЛОБКОВ - Это признак не устоявшегося рынка.

Э. НИКОЛАЕВА - Мне кажется это выгоднее оружия и наркотиков.

П. ЛОБКОВ - Нет, вы знаете, такая же ситуация была с одеждой. Помните анекдот, я купил за 100 долларов, а этот дурак за 300 такой же продает. Это признак не устоявшегося рынка.

Э. НИКОЛАЕВА - Какой рынок, смотрите, пишут: ясень пенсильванский, я говорю: что это за дерево такое. Да ладно, говорят, обычный ясень. Но почему тысячу долларов он стоит? - пенсильванский.

П. ЛОБКОВ - Не берите, не устоявшийся рынок. У него две особенности: очень небольшие предложения, очень малое количество участников рынка, и слабая информированность потребителя. Вот на этом всем строится именно эта норма прибыли огромная 300-400%. Пройдет, знаете, как ветрянка.

Э. НИКОЛАЕВА - Думаете? Сколько времени должно пройти?

П. ЛОБКОВ - А что, унитазы у нас не стоили по 500 долларов, а сейчас стоят ерунда. А что у нас не стоила одежда в бутиках, помните, мужчина вы в бутике барсетку забыли, вот в эти времена, пиджак за 1,5-2 тысячи долларов считался еще дешевка. А сейчас уже 500:

Э. НИКОЛАЕВА - А мобильный телефон помните, стоил полторы тысячи долларов.

П. ЛОБКОВ - Это все признак не устоявшегося невротического хаотического болезненного рынка.

Э. НИКОЛАЕВА - Хорошо, Паш, убедили. Но скажите, зачем вообще нужны экзотические растения? Нужно то, что у нас будет жить.

П. ЛОБКОВ - Чтобы сажать, что у нас будет жить, нужно понять, что именно у нас может жить. А это постигается только экспериментальным путем. Например, в России совершенно не освоена флора нашего Дальнего Востока. Она гораздо лучше освоена в Англии, Америке.

Э. НИКОЛАЕВА - А казалось бы, наши условия.

П. ЛОБКОВ - Да, наша страна. Есть такая зона, она простирается от юга Уссурийского края до Северного Китая, до 53-й знаменитой параллели, где кончается Северная Корея, начинается Южная. Такой кусок похожий на слона, если его повернуть хоботом направо. В районе ушей растут очень холодоустойчивые растения. Актинидии, лимонники, огромные, похожие на белых голубей триллиумы. Фиолетовые тюльпанчики джефферсония, ранневесенние даисы, похожие на вороний глаз, только цвета бутылочного стекла, и цветки у них огромные.

Э. НИКОЛАЕВА - Я таких и не видела.

П. ЛОБКОВ - Это южная тайга Приморского края. Это все адаптировано в Англии. У меня была такая история. Я был на выставке в Челси, дизайнерской выставке и там выставляли свои последние новинки селекционные. И есть такая фирма, которая называется 'Эйвон балпс', они выставляют свои последние новинки, луковичные растения. Я насчитал 85% растений из Советского Союза.

Э. НИКОЛАЕВА - Да вы что?

П. ЛОБКОВ - Туркестан, Грузия, Армения - СССР.

Э. НИКОЛАЕВА - Все наше.

П. ЛОБКОВ - Потому что им интересно, а нам нет. Потому что правильно Пушкин сказал: мы ленивы и нелюбопытны.

Э. НИКОЛАЕВА - Пашенька, как вам удается оставаться на экране таким стоически спокойным, может быть, вы таблетки какие-то кушаете успокоительные?

П. ЛОБКОВ - Да нет, я пробовал 'Прозак', на чем весь мир сидит, чего-то не помогает.

Э. НИКОЛАЕВА - А что это такое?

П. ЛОБКОВ - Модные антидепрессанты.

Э. НИКОЛАЕВА - Наркотики?

П. ЛОБКОВ - Нет, о чем вы говорите. Депрессанты.

Э. НИКОЛАЕВА - Чтобы не ходить таким:

П. ЛОБКОВ - Да, но вы знаете, эффект нулевой.

Э. НИКОЛАЕВА - Что вы все бегаете из ботаники в политику?

П. ЛОБКОВ - Я вообще не бегаю, я хожу.

Э. НИКОЛАЕВА - Бросьте, ну ее к черту эту политику, вы же сами политиков терпеть не можете.

П. ЛОБКОВ - Ну почему, дело не в том, как я отношусь к политике, бывают моменты, когда она уже начинает воздействовать на меня.

Э. НИКОЛАЕВА - Ну и бросьте вы ее к черту, если она такая подлая и продажная.

П. ЛОБКОВ - Не подлая и не продажная, опять же ни то, ни другое. Она была подлой и продажной при Ельцине. Но из-за конкуренции и продажности возникала демократия, а когда вертикаль власти и нет конкуренции, продажности и коррупции, тогда возникает тоталитаризм. То есть справедливость в России возможна только в условиях тоталитаризма, а демократия и конкуренция возможна при условиях равной продажности. Понятно?

Э. НИКОЛАЕВА - Мне понятно, я ведь такая умная, я так все хорошо поняла. В растительном мире бывает тоталитаризм, продажность. Кто-то кого-то давит.

П. ЛОБКОВ - Более того, политические схемы, которые использует руководство РФ (России) это такой детский лепет по сравнению с тем, что делают некоторые грибы по отношению к насекомым. Есть замечательный гриб один, я забыл его название, он растет типа корочки на иве. Мы все его видели. Под этой корочкой живут тли. Каждая тля привязана ниточкой из гиф из мицелия к самому грибу, тля сосет иву, а гриб сосет тлю. Тля становится жирной, толстой, потому что одна из гиф проникает в гениталии этой тли, и она ее кастрирует, поэтому этот котик домашний, толстая жирная, ходит:она под крышей, и она кормит гриб. И в этой тюрьме эта тля живет. Но грибу же надо расселяться и раз в год они объявляют такой Юрьев день, гифы засыхают, тля чувствует свободу, пришла перестройка, у нее появляются крылья, гриб при этом образует маленькую дырочку, тля улетает, садится на другую иву. И в тот момент, когда она сосет другую иву, она в себе несет несколько клеток этого гриба. И пока она увлеченно начинает сосать другую иву, отложив яйца, над ней формируется маленькая тоненькая пленочка и привязывает ее к новой иве. По сравнению с этим, ну какая политическая технология выдерживает?

Э. НИКОЛАЕВА - Хорошо устроились, молодцы. Так может, действительно никуда от этого не денемся?

П. ЛОБКОВ - Когда я посмотрел фильм 'Матрица', для меня это было абсолютной пошлостью по сравнению с этим идеальным грибом. Ну, какая там матрица. И тоталитаризм изобрели грибы.

Э. НИКОЛАЕВА - И демократию

П. ЛОБКОВ - И демократию грибы изобрели. Все, что мы делаем это жалкая пародия. Читаешь Гая Светония Транквила и понимаешь, что политические технологии со времен Римской империи не изменились.

Э. НИКОЛАЕВА - Пашенька, вам пора становиться Глебом Павловским. И возглавлять фонд какой-нибудь политики. Вы умнейший человек.

П. ЛОБКОВ - Глеб Павловский ушел из бизнеса этого, потому что бизнес оказался сильнее его. Это только мне понятно, что то, что он создал, оказалось сильнее его и преодолел, в конце концов. Не надо придумывать каток, потому что первым, кто его испытает, будет создатель.

Э. НИКОЛАЕВА - Паш, а теперь прививка от дурного вкуса от Павла Лобкова. Сейчас на павловом примере мы будем воспитывать хороший вкус.

П. ЛОБКОВ - Не надо, не бывает хорошего вкуса, не бывает плохого вкуса.

Э. НИКОЛАЕВА - Паш, но назовите, тем не менее, художественные произведения, недостойные зрителя или слушателя.

П. ЛОБКОВ - Если существуют художественные произведения, на которые кто-то потратил деньги, значит, существует человек, в чьем вкусе оно нуждается. Включая сериал 'Бригада'.

Э. НИКОЛАЕВА - Петь не умеете?

П. ЛОБКОВ - Нет, я по Гегелю, что действительно и разумно, то разумно и действительно. Если звезды зажигают, значит кому-то нужно. Поэтому если выходит на телеэкраны программа, не буду коллег называть поименно, значит, кто-то ее смотрит, иначе бы телевизионное начальство давно бы закрыло. Мы же делаем не искусство, а ремесло.

Э. НИКОЛАЕВА - На потребу. Есть какая-то песенка, которая вам не нравится?

П. ЛОБКОВ - Я на такси все время езжу, всю жизнь в этих 'Жигулях' грязных. Потому что своей не вожу, а 'Мерседес' же не остановится на поднятую руку. И первое, что всегда прошу - выключить 'шансоны' все - 'волки позорные по снегу:'. Была смешная история, ведь первым такое радио появилось в Петербурге. А я бываю часто в Питере, потому что у меня там родители, живем мы за городом, я ловлю машину, он меня везет в Комарово. И песня началась на 'Черной речке', это последняя станция метро при выезде из города, мы уже подъезжаем, уже снег лежит, домики деревянные, песни хватило на 32 км, и так - 'волки позорные, нашего зека на догнали'. Я говорю: слушайте, вы можете это выключить. Он говорит: а вам не нравится это радио? Я говорю: слава богу, у нас в Москве такого нет. Он говорит: скоро будет. И, правда, через два месяца появилось, теперь я не знаю, что в московских такси делать.

Э. НИКОЛАЕВА - Почитаем газеты, свободное плавание, что нового-хренового. Генная инженерия, биотехнология, Россия у нас свалка как оказывается генетически измененных продуктов. Какая ерунда, все эти круглые без червячков красные лоснящиеся яблочки. Моя подруга сказала, что они шприцованные.

П. ЛОБКОВ - Можно я по Гегелю: все разумное действительно, а все действительное разумно. Это к вашей подруге вопрос, потому что я это слово вообще не знаю. Человек не может открыть того, чего не существует в природе. Если появилась методика генной инженерии, пересадка генов, значит, такой механизм существует в природе. Сначала он был открыт искусственно, а потом оказалось, что те же самые вирусы и в естественных популяциях переносят гены горизонтально. Невозможно открыть ничего такого, чего бы ни было в природе. Допустим, была алхимия, что можно из свинца делать золото. Потом ее закрыта химия, это невозможно, элемент, атом - мельчайшая часть вещества, которая не подается дроблению. Когда открыли атомную ядерную физику, и Ган и Штрассман в 1934 году открыли деление ядра урана, не существует никаких барьеров к тому, чтобы из какого-то изотопа свинца получить изотоп золота. Понятно, что это будет дороже, чем палладий, но это возможно из свинца получить золото.

Э. НИКОЛАЕВА - И теоретически и практически.

П. ЛОБКОВ - Но не имеет смысла. Вы знаете, борьба с генной инженерией напоминает мне борьбу извозчиков с первыми автомобилями, потому что они поняли, что они лишаются работы, поэтому они попытались ограничить скорость, выставить впереди каждого автомобиля человека с красным флагом, который бы предупреждал: идет пародвижущийся экипаж. И где эти извозчики? - в их домах живет замечательный английский средний класс, потому что пол-Лондона это были кэбмены, и весь Лондон ездит на такси, который является, по сути, измененным дилижансом. Все равно прогресс не остановить, сколько бы ни осталось старых селекционеров, которые по старинке выводят растения, сколько бы ни проплачивали разнообразным 'Гринписам', газетам, ни заказывали кампании в прессе, против нового и прогрессивного, все равно оно победит.

Э. НИКОЛАЕВА - Паша, но это же ужасно, колбаса с соей, чипсы с добавками, чипсы говорят, ничего там картофельного нет.

П. ЛОБКОВ - А вы полагаете, что картофель сам без добавок?

Э. НИКОЛАЕВА - Из земли?

П. ЛОБКОВ - Да, из земли из Перу. Давайте будем логичными, вы хотите есть натуральные продукты.

Э. НИКОЛАЕВА - Хочется, говорят, на всех не хватает.

П. ЛОБКОВ - Посмотрите на свой мизинец, и посмотрите на его ноготь, вот такого размера картофель, который растет в дикой природе. Все остальное это от лукавого, это селекция. Хотите есть натуральное - ешьте такой картофель. Вишню, у которой вкус будет как у серной кислоты. Яблоки вы не разгрызете. Нет, это селекция это от лукавого, это человек сделал искусственным путем. А банан и ананас с костями, которые будут размером с куриную:

Э. НИКОЛАЕВА - Кстати, с костями бананы. Ужас. Ешь бананы и плюешься.

П. ЛОБКОВ - Давайте будем последовательны, либо вы против видоизменения природных видов, либо вы сторонник улучшения природы в ваших интересах, тогда автоматически принимайте генную инженерию.

Э. НИКОЛАЕВА - Ну что же, чего нам всем по жизни не хватает. Я вам скажу, черт возьми, - мозгов, поэтому нужно всю жизнь эти мозги кормить, учить, и развивать. Берите пример с телевизионного знайки Павла Лобкова. Всем пока и никаких чертей.