Купить мерч «Эха»:

Взгляд в прошлое - Андрей Позняков, Дмитрий Иосифов, Максим Чкония - Эпизод - 2021-07-29

29.07.2021
Взгляд в прошлое - Андрей Позняков, Дмитрий Иосифов, Максим Чкония - Эпизод - 2021-07-29 Скачать

Лиза Аникина

20 часов… 23 часа, простите, и 8 минут в Москве. Это программа «Эпизод». В студии Лиза Аникина. И сегодня мы поговорим о сериалах, которые так или иначе связаны с историей, может быть, косвенно, может быть, напрямую. Некоторые даже позиционируют себя как исторические сериалы. Почему я выбрала эту тему? Вышел второй сезон сериала «Эль Сид». Про него почему-то крайне мало говорят у нас в России. Тем не менее сериал хорош. Там красивые сцены. Там интриги. Там вот эти глубокие персонажи, которые все как-то, ну, не очень. Они все сложные. Но тем не менее наблюдать за этим очень интересно. Это действительно на реальной истории основано про испанского героя. Это испанский сериал, и соответственно герой тоже испанский национальный герой. Но здесь самые первые его годы, его молодость. И он только на пути к тому, чтобы стать знаменитым. У него есть только меч, доставшийся в наследство от отца, и его желание чего-то добиться. Но мы поговорим и про другие сериалы. И у нас в гостях сегодня Макс Чкония, ведущий подкаста «Ещё полчасика». Добрый вечер!

Макс Чкония

Добрый вечер, Лиза! Здравствуйте!

Л. Аникина

Помимо «Эль Сида», которого я сейчас упомянула, что стоит посмотреть на историческую тематику?

М. Чкония

Ну, знаете, я вот для себя исторические сериалы делю на несколько видов, скажем, такие классические костюмные исторические сериалы, байопики, то есть, ну, сериалы, которые рассказывают нам про конкретных исторических личностей или там известных персонажей, и уже псевдоисторические сериалы, скажем, на границе с фэнтези, например. И, наверное, один из самых моих любимых – это всё-таки сериал «Борджиа». Это прям классическая такая история, долгая. Только сериал с Джереми Айронсом в главной роли, потому что есть ещё одноименный сериал. Он ещё и выходил в те же годы. Вот. Сериал с Джереми Айронсом особенно рекомендую. Это классическая историческая драма про… про Родриго Борджиа, который становятся папой Алехандром VI. И это вот, знаете, вот всё, что должно быть в историческом сериале, там есть: политические интриги, вот эти вот какие-то интерпретации религии, семейство Медичи, семейство Борджиа. Всё это есть. И мне кажется, что это прям идеальный пример хорошего исторического сериала…

Л. Аникина

А реальная история там есть? Или это больше художественный вымысел?

М. Чкония

Ну, знаете, я как не историк, но тем не менее как просто любитель истории, это, конечно, художественный вымысел, но максимально додуманный. Мне кажется просто, что когда снимают исторический сериал, и чем дальше уходит в прошлое эта история, тем больше есть пространство для маневра, скажем так. На примере вот того же сериала «Чернобыль». Это максимально близкая к нам история, и я думаю, он поэтому получил такую, скажем, огласку, такие споры, что эту историю мы все знаем, и поэтому люди об этом спорят. И если б это было что-то более далекое, мне кажется, сложно представить сериал, о котором бы так спорили про средние века.

Л. Аникина

Но тем не менее его очень положительно оценили, насколько я могу судить по своему окружению и по отзывам, которые я видела в интернете.

М. Чкония

Нет, «Чернобыль» – это потрясающий сериал. Я его категорически всем рекомендую. Но просто надо понимать, что спорить о таком будут много. Есть же сериал ещё, например, «Великая». Да? Тоже про нашу историю, которую, ну, как бы мы все знаем там с вольной такой… вольной интерпретацией прошлого. Там граф Ростов вообще темнокожий, но тем не менее как-то, вот мне кажется, таких споров сериал не вызвал как всё тот же «Чернобыль».

Л. Аникина

Ну, не знаю. По-моему, вот как раз всякие темнокожие актеры, играющие исторических персонажей, вызывают всегда бурную реакцию, абсолютно фантастический споры о том, что нет, это нормально, неважно какого цвета актёр, главное – как он играет. Или, наоборот, ну, это же история, нужно следовать канону.

М. Чкония

Знаете, мне кажется, что если сериал хорош, то не важно играет темнокожий актер или светлокожий, похожий на оригинальную историческую личность. Просто есть пример всё той же «Великой». Сам сериал – это шикарная работа, но при этом есть пример «Анна Болейн», которая вышла недавно. И там Анну Болейн тоже играет темнокожая работа. Но сам сериал слабый. Слабая подача. А есть сериал уже псевдоисторический «Бриджертоны». То есть начинается сериал, мы видим Англию начала XIX века, все вот эти платья, кареты. Всё красиво. Но на самом деле это псевдоистория, потому что, во-первых, там много условностей. Темнокожие актёры играют дворян. Королеву Англии играет темнокожая актриса. На балах звучит не классическая музыка, а ремикс Билли Айлиш. Но сериал-то этот всё равно полюбили. И полюбили его не за то, что он такой вот… хайпит на теме приглашения темнокожих актёров и каких-то неочевидных персонажей на главной роли, а потому что это вот простая история про любовь, которую мы вот иногда хотим посмотреть. Просто сериал в духе там Джейн Остин или Жоржа Санда.

Л. Аникина

А давайте я немножко прервусь. Я обращаюсь к нашим слушателям. Вот для вас, для тех, кто слушает сейчас нашу программу и смотрит сериалы, так или иначе связанные с историей, для вас важно, чтобы сюжет сериала, чтобы подбор актеров соответствовал историческому канону. Если важно, 495 101 20 11. Если неважно, 495 101 20 22. Давайте я ещё раз повторю. 495 101 20 11 – это если вас раздражают темнокожие актеры в роли английских дворян, если вам не нравится, когда плохо подобраны костюмы, если вас возмущает буквально всё, что они соответствуют учебникам истории. Если же вам это всё не важно, и главное – сюжет, красота и качество сериала, 495 101 20 22. А теперь продолжим с Максимом Чкония, ведущем подкаста «Ещё полчасика». Мы говорили про «Бриджертонов».

М. Чкония

Да. И вот смотреть этот сериал, как я говорил, хочется не потому, что там какой-то выбор актеров. Он просто классный. Играли бы там другие актёры, играли бы также хорошо, его бы точно также смотрели. Есть, например, тот же пример сериала «Дикинсон». Это вообще мне очень нравится сериал. И мне нравится, такой подход, когда… Это сериал байопик про Эмели Дикинсон, американскую поэтессу, не очень у нас известную, из ХIХ века. Даже она в Америке, мне кажется, не очень известна. Но просто её публиковали при жизни очень плохо и начали только принимать уже после ее смерти…

Л. Аникина

Но, кстати, стихи у нее потрясающие. Всем советую. Немножечко такой в топ.

М. Чкония

Вот. Как раз вот чем нравится такой сериал, что люди узнают о новых исторических личностях. Это необязательно смотреть там про семейство Борджиа или про Елизавету II. Это человек, которого они не знали. Они увеличили свой кругозор и, может быть, заинтересовались поэзией. И вот этот сериал, он тоже снят в достаточно вольном стиле, потому что там тоже играет современная музыка. Там главная героиня общается со смертью в облике темнокожего джентльмена, сидящего в карете. Это интересно. И при этом там же поднимаются ещё современные вопросы, обычные, которые поднимаются в современных сериалах, тот же феминизм, расизм, узурпация. Всё это есть. Но в историческом сериале такой пример более нагляден. Это легче донести до зрителя. А ещё при этом в облике хорошей интересной истории, и чтобы узнать вот про поэтессу, например.

Л. Аникина

Ну, вот пока по результатам опроса гораздо большее количество зрителей не любят такое вольное обращение с историей. Возможно, у нас просто собрались консерваторы сейчас в ночном эфире. Сложно сказать. Возможно, мне потом напишут в комментариях, что на самом деле всё нормально. Хорошо. А какие ещё примеры таких интересных сериалов с реальной историей или с ее интерпретацией?

М. Чкония

Ну, скажем, наверное, один из самых популярных сериалов и не только исторических, а вообще – это сериал «Корона», который вот сейчас выходит. Вышло там уже несколько… 4 сезона. И его действие начинается, когда Елизавета II, английская королева, только восходит на престол. И вот сейчас, ну, показан до момента, события с принцессой Дианой. Мне кажется, сила этого сериала и вообще его популярность немножко связана с тем, что мы знаем этого человека. Мы сами, ну, большая часть людей всё равно прожила при событиях, которые показаны в этом сериале. И нам интересно смотреть от того, как всё это зарождалось, и идущее к нашему времени. И при этом это же Елизавета II, мы как бы, я думаю, даже в России заочно с ней знакомы. То есть вот это… это сама изюминка, когда мы смотрим, как человек… Это же и художественное произведение, не только просто пересказ событий. Когда человек, он взошел на престол, и как их художественный образ, это реальная личность, она под гнётом власти, под гнетом ответственности меняется всё дальше и дальше. Просто тот же вот «Борджиа» смотреть про папу Александра VI не так, может быть… не вызывает такую эмпатию, потому что это для нас далеко. Это почти сказка. А тут мы знаем хорошо персонажи, хотя и тут Клэр Фой, что в первых сезонах и Оливия Колман, что там Джереми Айронс, ну, мне кажется, просто шикарно передают свои образы.

Л. Аникина

Интересно, а сама Елизавета смотрела этот сериал?

М. Чкония

Да. Я думаю, да, потому что, во-первых, первые сезоны были королевской семьей, настолько я знаю, хорошо приняты. А вот последний уже как раз, где рассказывается про то, что случилось с принцессой Дианой…

Л. Аникина

Ну, это прям вечная больная тема. Да.

М. Чкония

Да, про начало…. Про начало – да, – отношений принцессы Дианы с сыном королевы уже как-то вызвало недовольство королевского двора. Ну, это всё, конечно…

Л. Аникина

Мне кажется…

М. Чкония

… слухов.

Л. Аникина

… мы как-то незаслуженно обходим вниманием сериал, который, мне кажется, смотрели буквально все, кто нас слушает, смотрит и хотя бы примерно о нем что-то знает, «Великолепный век».

М. Чкония

Ну, да. Ну, у нас вообще любят турецкие сериалы, скажем так. Это отдельная наша такая, мне кажется, российская черта – любить турецкие сериалы. Ну, это тоже просто красочная история, хорошая. Я, честно говоря, понятия не имею, а насколько она точно передаёт историю, но наблюдать такое, я думаю, всегда интересно в любом возрасте.

Л. Аникина

А вот Вам какие сериалы больше нравятся именно исторические? Вот то, что было когда-то давно, и мы уже не можем точно сказать, как оно было на самом деле. Или вот вроде «Короны» и «Чернобыля»? Буквально то, что происходило или происходит на наших глазах.

М. Чкония

Мне нравится, когда есть ощущение вот этой атмосферы. То есть это средневековая Италия или Англия, или это 80-е годы прошлого века. Главное, чтоб я прочувствовал вот то, что происходит в этом мире. Мне неважно, честно говоря, будет ли там в середине XV века на сюртуке у человека молния или… которой ещё тогда не существовало, но если я ощущаю себя то, что я понимаю, как тяжело жилось людям тогда, какие у них были радости, или что происходило в то время, вот это круто. Но придираться к каким-то мелочам мне не хочется. Не обязательно, чтобы выбирать какой-то период. Я вот, например, люблю сериал «Больница Никербокер». Это история про начало ХХ века в Нью-Йорке. Рассказывается про больницу Ник. Это очень жёсткий сериал. Его снял Содерберг. Там 2 сезона с Клайвом Оуэном. И рассказывается про хирургов в той больнице. Там показываются страшные вещи, ну, то есть как проходили операции, как обращались с пациентами, и вообще что было в Нью-Йорке в то время. Но более погружение вот такой атмосферу времени, мне кажется, я даже так и не вспомню.

Л. Аникина

Я напомню, что у нас голосование идет. Если вас бесит, когда сценаристы и режиссеры отходят от исторического сюжета и начинают выдумывать что-то своё, 495 101 20 11. Если вам это неважно и вам важна история, 495 101 20 22. А если поговорить о сериалах уже условно исторических, которые ближе к чему-то фэнтезийному?

М. Чкония

Ну, вот могу привести такой пример как сериал «Чужестранка». Это вообще такая работа, мелодрама. Она почему фэнтезийная? Потому что это история про типичного попаданца. То есть женщина-врач из… медсестра из Второй мировой войны попадает в 1743 год. И на этом по сути фантастика заканчивается. Ну, то есть как бы это такой художественный твист, который переходит в обычный потом… Она живёт в Англии. Там как раз гражданская война, там войны с Шотландией. И живет обычной жизнью. Да, она там, может быть, иногда пытается придумать своё подобие пенициллина, но на самом деле там от фэнтези только вот это вот её перемещение в прошлое. Но на самом деле это просто хорошая история, качественно снятая, за которой интересно следить. Там уже 5 сезонов. И он продлён до 7-го. И мне кажется, это один из самых таких популярных исторических сериалов вообще.

Л. Аникина

А если говорить еще о тех, которые прям совсем псевдоисторические. Ну, то есть условно та же сама «Игра престолов» в ней очень много отсылок к реальной истории. Они не напрямую, но практически каждый сюжет Джордж Мартин писал с каких-то реальных исторических событий. Мне кажется, таких примеров должно быть много.

М. Чкония

Ну, таких… Просто очень сложно говорить про фэнтези. Можно говорить про… Вот, например, сейчас выходит… Ну, не сейчас. В следующем году выйдет сериал по «Властелину колец», ожидаемый. Как бы, мне кажется, одна из самых ожидаемых премьер следующего года. Но Толкиен же тоже писал, у него там практически весь «Властелин колец» написан по Первой мировой войне. И та… та же – да, – «Игра престолов»… В тех же «Бриджертонах» там вот, например. английскую королеву играет темнокожая актриса, и считается, что это как-бы отсылка к спекуляциям о том, что английская королева Шарлотта, она была африканских корней. То есть там как бы тоже в «Бриджертонах» по сути нет ничего реалистичного. То есть там идёт свой вот альтернативный Лондон начала XIX века, но вот всякие такие мелочи, там какая-то война идёт, там тоже, ну, становится понятно, что, может быть, это наполеоновские войны, может быть, это ещё что-то. То есть как бы все сериалы фэнтезийны, они всё равно отсылают к какой-то реальности. Мне вот еще нравится в обсуждении исторических сериалов, что часто говорят, что сериалы исторические… Со временем любой сериал становится историческим, потому что если мы посмотрим там на «Клан Сопрано» или на «Секс в большом городе», ну…

Л. Аникина

Это такой срез эпохи.

М. Чкония

Да. Время изменилось. Но на самом деле я думаю, здесь немножко такой уже художественный вопрос, что когда люди снимают исторический сериал, они переносят своё настоящее, свои вопросы, свою проблематику из настоящего и показывают её в прошлом. Так вот, ну, вот мы перечислили сериалы. В сериале «Дикинсон», – да? – например, тот же вопрос феминизма. Они, эти вопросы стоят сейчас. И они задают их в прошлом, показывают наглядно примеры… на примере прошлого. А «Секс в большом городе» или «Клан Сопрано», или там любой другой сериал, который снят про современность, эти вопросы, они авторами неприменимы к прошлому. То есть они задают их здесь и сейчас. И это немножко другое. То есть да, хорошо посмотреть «Клан Сопрано» ещё будет через 50 лет и увидеть, как жил там Нью-Йорк начала нулевых. Но все-таки это не исторический сериал.

Л. Аникина

Спасибо огромное. Это было Максим Чкония, ведущий подкаста «Еще полчасика». Вот нам пишет Олеся в чате «Ютуба», что смотрела сериал «Екатерина», основан на реальных исторических событиях. Олеся, специально для Вас, эксклюзив. Просто вот как на подбор. У нас будет во второй половине эфира режиссер Дмитрий Иосифов, как раз режиссёр этого самого сериала. Мы подробнее поговорим про то, как делаются исторические сериалы, эта кухня изнутри как выглядит. И я подведу итоги голосования. Кстати, да, я всё ещё читаю ваш чат, я за всем наблюдаю. Продолжайте писать. Итоги голосования: 85% наших слушателей и зрителей считают, что с историей не стоит обращаться вольно. И всего 15 готовы терпеть какие-то отклонения от нормы и считают, что на первый план выходят сюжет и качество работы. А к нам присоединяется Андрей Позняков. У меня тут целый список записан рангов. Это журналист. Это автор журнала «Дилетант». Это историк и, конечно, наш бывший ведущий. Я думаю, многие из вас его помнят. Андрей, привет!

Андрей Позняков

Добрый, добрый вечер! Привет!

Л. Аникина

Очень рада тебя видеть.

А. Позняков

Да, даже здесь немножко видно в этой тёмной лионской ночи.

Л. Аникина

Да, я напомню, что Андрей уехал во Францию. Поэтому покинул нашу славную радиостанцию. Но мы здесь не для того, чтобы говорить о Лионе и о былых временах вот таких вот недавних, а о том, чтобы чуть подальше обернуться. Собственно мы говорили сейчас с Максимом Чкония о том, как разные сериалы представляют историю, вот для тебя как для историка, вот как ты их смотришь? Что ты прежде всего видишь?

А. Позняков

Ну, на самом деле было несколько таких фраз, которые, я считаю, забавны. Может быть, у меня на самом деле-то и роль-то в твоём эфире сейчас такого разрушителя, возмутителя спокойствия будет, ну, как историка, как человека, который не любит в основном исторические сериалы, но не потому, что они искажают историческую действительность. Тут надо, конечно, вспомнить, что история, она… Это только одно такое широкое слово «история», но история на самом деле бывает очень разная. В двух словах – да? – не создавая какой-то такой мощной… философский… философскую лекцию не проводя, давайте вспомним, что есть исторический нарратив. Это то есть представления об истории там определенного сообщества, определенной нации. Там у каждой страны в каждый период есть какая-то своя история того, как они развивались, как происходили ключевые события, что происходило во всём мире. И к этому историческому нарративу относится, конечно, и там миф о панфиловцах, очень важный миф, конечно, в семиотическом смысле этого слова прежде всего, и… и всевозможные рассказы о том, как откуда есть, пошла земля русская, и как мы побеждали в Великой Отечественной войне и прочее, и прочее, и прочее. И, конечно, сериалы в определенном смысле – это тоже такой же исторический нарратив. Да, есть история отдельная, которая ставит проблемы какие-то, решает их, научные проблемы исторические. Есть история писания. Это когда мы фиксируем события, которые происходят вокруг нас, и пытаемся там вот как-то это всё передать. Ну, вот исторический нарратив – это то, что создается этими сериалами. Вот есть у человека в голове задумка о том, что вот он хочет изобразить, я не знаю, вот сериал «Королева Марго» советский. Давайте вспомним, что есть не только современные сериалы прекрасные, прекрасная «Корона» и прочее. Вот есть сериал, который я очень люблю с детства, вот эта «Королева Марго». Вот они пытались передать вот это вот напряжение религиозных войн, вот эту вот напряженную обстановку придворную, обстановку в обществе французском в рамках этого сериала, добавив туда, конечно, драмы там и прочего, и прочего, и прочего. Вот у них была такая идея. Насколько это соответствует реалиям, которые были тогда? В какой-то степени соответствует естественно. Это отталкивается от каких-то фактов. Это в значительной степени соответствует нашему историческому нарративу, тому, что рассказывают в школах о том, как это происходило. Дальше если мы начнём в детали в какие-то влезать, ну, начнётся как вот в «Чернобыле». «Чернобыль» – удивительный проект, мне кажется, в этом плане, потому что люди попытались заняться реконструкцией в рамках сериала. Вот они в рамках сериала занимались реконструкцией. Они там восстанавливали одежду тех самых времён. Для них то, что по идее могло быть условностью, такой условностью не являлось. «Чернобыль» – прекрасный сериал. И при этом «Королева Марго» – прекрасный сериал. Но всё это, конечно, художественные произведения. Да, это не может быть в моём представлении каким-то вот источникам исторического познания, там…

Л. Аникина

А вообще сериалы должны быть источником исторического познания?

А. Позняков

Нет, я не считаю, что они должны быть. Мне кажется, что они должны… Знаешь, даже в большей степени мне кажется, что вот если ты хочешь посмотреть сериал про корону, имел бы смысл, может быть, что-нибудь прочитать про историю королевской семьи XX века, чтобы дальше, когда ты смотришь сериал, действительно видеть какие-то детали, которые, может быть, ты упустил. Или там что-то, что придумал автор этого сериала, но вот как-то жить, переживать все-таки, знаешь, художественную часть этой история. Есть, например, прекрасный же, любимый нами сериал «Игра престолов», который никаким образом не назовешь историческим. Но мне кажется, что если бы я вот сейчас шёл читать лекции про войны Алой и Белой розы, я бы, конечно, вспоминал бы о нём, о вот этой вот атмосфере, о многих эпизодах, которые там происходят, ну, потому что это известный – да? – факт, что очень многие вещи очень похожи. Да, неизвестно в полной мере действительно ли Джордж Мартин списывал всё это с истории Алой и Белой розы, ну, вот есть такое вот некоторое представление. Поэтому для меня это, конечно, тоже очень разные явления…

Л. Аникина

Просто, по-моему… Извини, что перебиваю, Андрей. Мне кажется, что проблема немного в другом. Одно дело, когда ты делаешь сериал «Игра престолов», и ты не называешь напрямую людей, события, страны и так далее. Ты просто берёшь какие-то отдельные эпизоды и их каким-то образом вставляешь в свой сюжет. А другое дело, когда ты говоришь, вот вполне конкретные исторические личности действовали вот так, это привело вот к этому. Люди смотрят и думают, вау, я теперь знаю историю. Я знаю, как все было на самом… А оказывается, что… что нет. Оказывается, что всё это художественный вымысел. Вот как у меня было, например, с романам Дюма «Три мушкетёра», который я в детстве обожала. И я думала, что вот да, оно было вот так. А потом я поняла, что там в принципе вот реальной истории, ну, разве что Людовик XIII, который там сидел, и кардинал Ришелье. И то условно.

А. Позняков

Ну, так же как в учебнике истории школьном, который ты читаешь, он далеко не всегда соответствует реальной истории, есть тому много известных подтверждений и скандалов, которые разгораются. Мне кажется, что там к этому надо относиться как к фильму «Смерть Сталина», который является там пародийным. Там «Бесславные ублюдки». Вау! Да? Вау как интересно могла бы закончиться… Как она закончилась интересно войной. На самом деле она так не закончилась. Да? «Неуловимые мстители» – в каком-то смысле тоже исторический сериал, ну, просто потому, что герои этого сериала находятся в определённой исторической действительности. Это всё прекрасный вымысел, прекрасная выдумка, художественное произведение. Ровно так к этому и надо относиться, не пытаясь обнаружить там каких-то откровений. Но во всяком случае я так этому отношусь. Я всячески призываю к этому так относиться. Люди страшно бесятся, когда вот берут и переиначивают какой-то знакомый им сюжет, знакомый с детства, особенно если это, не дай бог, какая-нибудь история про войну. Вот мы сейчас на самом деле становимся свидетелями развивающейся история про Ахеджакову и это спектакль. Это мне кажется, очень близкие темы, потому что вот есть для людей очень важная история, важный миф в хорошем смысле этого слова. Да? Мы все живём мифами. Вот у них есть некий нарратив исторический про войну. В этом нарративе историческом про войну вот для этих людей, для них нет места состоянию истерического вот такого вот напряжения, которое передается в том самом монологе Ахеджаковой. Для них это почему-то, я… Мне это не близко, но я понимаю, что для них это важно. Да? Они представляют эту историю как народ-победоносец такой, вот великий народ победил. Никто ему не помогал. И как бы история о том, как это больно было, насколько это мерзко было и ужасно, это всё на втором плане. Да? Это просто такое видение. Это такой нарратив. И когда я себе представляю, что у людей есть какие-то свои понятия о том, что за исторические события были в прошлом, и они с этими понятиями подступаются к сериалу «Корона». Для людей, знаешь, вот мне кажется, есть определённый занавес между семьей королевской и обычной жизнью. Вот то, что у них там вот за этим занавесом происходит, вот это сейчас, что они просто тоже люди, что у них есть какие-то там личные там взаимоотношения, проблемы, это кажется, что не должно существовать. Вот есть какие-то другие… Отсюда возникает огромное количество проблем, потому что, оказывается-то, представляете их как тоже таких неврастеников, как людей с личными проблемами, как людей очень приземленных во многих отношениях, иногда в неприглядном свете. Это разрушает существующую вот эту парадигму, рвёт шаблоны, как мы любим говорить. И, конечно, поэтому люди страшно бесятся. Но всегда хочется в таком случае напомнить, не надо беситься, люди, это художественное произведение, ровно такое же художественное произведение как и ваше представление об истории.

Л. Аникина

Андрей, скажи честно, тебя бесят негры, играющие английских дворян XIX века?

А. Позняков

Ты знаешь, сами темнокожие там, краснокожие, японцы, китайцы, кто угодно, играющие европейцев меня не бесят. Меня бесит то, что пытаются иногда преподнести это как вот какую-то вот норму. Да? Меня раздражает в сериалах действительно, исторических сериалах, когда авторы говорят, ну, вот мы сейчас вот сделаем исторический сериал очень точный. Вот «Чернобыль» – удивительный сериал, который меня в этом плане не бесил. Вот он уникален, наверное, в этом смысле. Но в остальных там есть к чему придраться, потому что прям вот со всех сторон лезет то, что как бы, ну, это такой же Шерлок Холмс просто с персонажами известными. И вот ровно в тот момент, когда я забываю о том, что люди пытаются… имеют такое вот, знаешь, намерение показать нам, как это было на самом деле, меня это перестает бесить. Я не знаю, как такие угодно могут быть там… Там Гамлет может быть чернокожим. В этом нет никаких проблем, понимаете. Ровно в тот момент, когда я могу прийти и сыграть какого-нибудь выдающегося африканского короля с тем же успехом, я не против того, чтобы люди с другим цветом кожи играли каких-нибудь предводителей викингов. Это совершенно нормально. Просто мы должны понимать, что это вымысел, художка.

Л. Аникина

НРЗБ как только начинают говорить, что это всё правда, история, это всё начинает раздражать, бесить. И это плохо. Если это просто художественный вымысел, и авторы такие: сорян, ребята, мы не при делах, мы просто выдумываем. Всё нормально.

А. Позняков

Да, да. Абсолютно. Когда… когда не пытаются навязывать. Да? Я очень не люблю, когда говорят, вот надо жить так, надо думать так, или всё было вот именно ровно так на самом деле. Вот если ты возьмёшь и покопаешься, как это было на самом деле, ты поймёшь, что всё там не сводится к одной там нормандской теории или антинормандской теории, я не знаю, всё не сводится к одному подвигу панфиловцев. Но с другой стороны и да, вот если разобрать этот миф и понять, насколько этот миф, всё не сводится к тому, что не было никакого подвига. Всё гораздо сложнее в этом мире естественно. И если ты хочешь в этом разбирается, разбирайся. Но не требуй от художника, там я не знаю, от поэта, от писателя научной точности и не считай, что ты этой точности добился. Научной точности? к счастью или к сожалению? никто еще не добился в должной мере. У нас огромное количество вопросов в исторической науки, если говорить о науке, если говорить об истории как чём-то вот проблемном. Да? Есть исторический нарратив, он будет меняться там. Завтра будут говорить другое, послезавтра – 3-е про даже… про ту же самую Великую Отечественную войну. Но что было на самом деле, это гораздо более сложная материи, гораздо более сложное явление хотя бы потому, что мы далеко не всегда можем установить детали. Это очень сложная наука. И не всегда нам хочется устанавливать, не всегда нам хочется выяснять все эти негативные моменты. Что-то иногда даже лучше в сериал, например, не брать и не показывать, потому что денег не дадут.

Л. Аникина

Спасибо огромное. Это был Андрей Позняков, журналист, автор журнала «Дилетант», историк, бывший ведущий радиостанции «Эхо Москвы», которую вы слушаете прямо сейчас. Вы, кстати, можете смотреть ее в «Яндекс.Эфире». Вы можете смотреть ее в «Ютуюе». Наслаждайтесь, пишите. Я всё читаю и за всем слежу. Давайте сделаем небольшой перерыв на новости. Их специально для вас подготовила Ксения Никонова, моя дорогая коллега. Буквально пару минут насладитесь, получите интересную информацию о мире сериалов. И совсем скоро я к вам вернусь.

Ксения Никонова

Майкл Бакари Джордан готовит сериал о чернокожем супермене для НВО Max. Как сообщают источники издания «Коллайдер», актер и его продюсерская компания разрабатывают проект о герое комиксов DC Вал-Зоде. Над мини-сериалом уже работает сценарист, чьё имя пока неизвестно. Вероятно, супергероя сыграет сам Джоржан, хотя это официально пока не подтверждается. Также еще в мая стало известно, что студия «Warner Brothers» планирует свой проект о темнокожем супермене. Над сценарием уже работает Та-Нехиси Коутс, критик, автор книги «Между миром и мной» и комиксов про Чёрную пантеру. Кто именно станет новым суперменом, пока неизвестно. Издание «The Hollywood reporter» не исключают, что это будет мало известный актёр. «Варити» рассказала о новом проекте Netflix. По информации издания, платформа начала производство сериала по Pokemon. Сценаристом и исполнительным продюсером выступит шоураннер «Люцифера» Джо Хендерсон. Детали сюжета сериала пока не раскрываются. Источник «Варити» отметил, что проект будет выполнен в стиле фильма «Pokemon. Детектив Пикачу», где были как рисованные персонажи, так и герои, которых сыграли актеры. Главные роли в фильме 2019 года исполнили Райан Рейнольдс и Джастис Смит. Актер из сериала «13 причин почему» Томми Дорфман объявил, что отныне он девушка и призвал всех называть его в женском роде. При этом Дорфман рассказала в интервью Time, что не собирается официально менять имя.

Томми Дорфман

Меня называли в честь маминого брата, который умер через месяц после моего рождения. Всю жизнь я чувствую очень сильную связь с этим именем, с дядей, который держал меня, когда умирал. Я по-прежнему Томми, но теперь в своем настоящем теле. Смена пола – это прекрасно. Я уже год являюсь женщиной, и мне это нравится.

К. Никонова

Дорфман больше не планирует играть мужские роли, однако собирается продолжить актерскую карьеру. Кстати, как она сама раньше признавалась, первая звёздная роль старшеклассника Райана Шейвера в «13 причин почему» была крайне близка ей. И экранный герой, и сама Томми в старшей школе были изгоями с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Стала известна дата премьеры сериала «Соколиный глаз». Он выйдет на Disney+ 24 ноября. Детали сюжета до сих пор не раскрываются. Предполагается только, что Клинт Бартон будет тренировать Кейт Бишоп как нового Соколиного глаза. Netflix продлил на 2 сезон «Мальчика с оленьими рогами». По сюжету главный герой – получеловек, полуолень выходит из леса, где всю жизнь прятался вместе с отцом в мир, где многие считают его опасным мутантом и переносчиком вируса. Продюсером проекта выступил Роберт Дауни-младший. С вами была Ксения Никонова.

Л. Аникина

И мы продолжаем наши эфир. Это программа «Эпизод». В студии Лиза Аникина. Мы говорим сегодня об исторических сериалах. Совсем скоро к нам присоединиться наш следующий гость, я уже упоминала его в середине эфира, Дмитрий Владимирович Иосифов, актер и режиссер, который снял в том числе сериал «Екатерина», тот самый сериала о Екатерине Великой, о том, как она шла к трону, как она вообще стала той самой великой императрицей, о которой мы сейчас читаем в учебниках истории. К нему было довольно много разных вопросов. И об этом мы поговорим более подробно. Но вот сам сериал, он вышел, первый его сезон, на телеканале «Россия-1» в ноябре 2014 года. Потом бы уже второй в 17-м году. И собственно 3-й в 19-м. И сейчас планируется 4-й сезон. Над ним постепенно идет работа. Ожидается, что в 22-м году он выйдет. И ещё вот дополнительно к сериалу «Екатерина» та же самая группа работает над сериалом «Елизавета». Это сериал о судьбе императрицы Елизаветы Петровны. В нём главную роль исполнит актриса Юлия Хлынина. В принципе уже в ноябре этого года, если я не ошибаюсь, его можно будет посмотреть. Пишите, какие сериалы нравятся вам. Я за этим тоже слежу. Мы чуть позже почитаем ваши сообщения. Ну, как почитаем? Я почитаю. Вы их пишете просто. Кстати, вот ещё по поводу исторических сериалов, тот, который меня впечатлил и про который я слышала много отзывов хороших от историков, сериал «Викинги». Ну, во всяком случае первые несколько его сезонов. Я не досмотрела его до конца. Честно признаюсь, в какой-то момент мне просто надоело. Мне кажется, что хорошие истории нужно вовремя заканчивать. Я хочу сказать, когда это нужно было закончить. Но не буду, потому что это будет спойлером. Это как раз такая красивая скандинавская история. Там совершенно потрясающие пейзажи. Он снят безумно красиво, очень атмосферно. Там вот эти вот кровавые битвы, викинги, которые плавают в Англию, сражаются. Вот это вот противостояние христианства и язычества просто даже на примере героев. Собственно главный герой Рагнар Лодброк, тот самый вот знаменитый, которого мы знаем в том числе и по реальной истории, он на протяжении сериала борется с некими противоречиями. Он вроде как язычник. И он должен следовать правилам общества, в котором он живёт, но тем не менее ему хочется чего-то нового, его… ему хочется выйти за грань, ему хочется выйти за пределы того, что существует вокруг него. Поэтому он плывёт в Англию, чего никто не делал. И все говорят, это невозможно. Мы никуда не доплывем. Мы потеряемся. Англии вообще не существует. О чём вы вообще говорите? Тем не менее он выходит за эти рамки, и дальше начинается его борьба вот этого внутреннего язычества… язычества с христианством, потому что он встречает человека, который изначально становится его пленником, потом другом. И он говорит о едином боге. Но тем не менее он вырос в культуре, главный герой, где богов много. И он не понимает, он пытается соединить в себе всё это, и потому он покоряет новые и новые города. Он хочет не только захватить новые земли. Он хочет познать вот то, что ему непонятно. И к нам присоединяется Дмитрий Иосифов, актер и режиссер, тот самый который снял сериал «Екатерина». Добрый вечер!

Дмитрий Иосифов

Добрый вечер!

Л. Аникина

Дмитрий Владимирович, как идёт работа в принципе над сериалом, у которой не просто какой-то абстрактный сюжет, а вполне конкретная история, наша история отечественная?

Д. Иосифов

Идёт трудно как всё у нас. Идёт трудно. Вот. Ну, сейчас уже на каком этапе? Мы уже всё сняли, всё смонтировали.

Л. Аникина

А в чём сложность? Чем различается работа, ну, над историческим сериалом и работа над чем угодно другим?

Д. Иосифов

Ну, это очень просто объясняется. Просто количеством времени, которое нужно затрачивать, чтобы сделать там, например, женскую прическу определенного времени, – да? – определённой эпохи, это для там высококлассного художника-гримера полтора часа работы. Но когда уже как бы она выверенная и тем слаженная, это минимум час 10 работы. Вот костюм тоже занимает определенное время. Ну, сколько можно одеть современные там джинсы с майкой? Это всё достаточно быстро. А сколько одевать все эти кольца, кринолины, и всё остальное, подвязки, корсеты? Это тоже занимает огромное количество времени. И плюс еще это связано с большим количеством неудобств НРЗБ работы НРЗБ иногда хочется сделать перерыв на всякие интимные надобности и так далее, и так далее. И это тоже необычный способ, потому что это так быстро тоже не сделаешь. Вот это просто я охарактеризовал такую как бы маханькую часть айсберга, вот которая с этим связана. Ну, и потом это же всё сопряжено с большим количеством… Например, вот мы снимаем в музеях, музейных залах. Это ж тоже просто так не войдешь в музей. С музеями существует определенная договоренность. То есть мы должны ковролинами выстлать огромное пространство пола, лестницы для подготовки. Все это дело спрятать в целлофан, все, чтобы это никто ничего не задел, потому что это стоит каких-то сумасшедших денег, и в случае чего требует реставрации и так далее, и так далее. Это работа с системой безопасности этих музеев. Это обычно очень большие расстояния. Мы не можем поставить там съёмочный караван недалеко. Нам приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы дойти до точки съемки. Это вот так вкратце. Поэтому это просто кропотливый… такой как бы дополнительный, кропотливый труд. Вот. Заметный только съёмочной группе. И, конечно, незаметный зрителю.

Л. Аникина

Но это всё техническая работа. А насколько усложняется это всё…

Д. Иосифов

… очень просто…

Л. Аникина

Дмитрий Владимирович, Вы меня слышите? А то какие-то проблемы со связью. Кажется, у нас все-таки серьёзные проблемы со связью. Надеюсь, что её скоро восстановят. И по… Вот. Кажется восстановили. Дмитрий Владимирович, слышно меня?

Д. Иосифов

Да, да. Мне хорошо слышно…

Л. Аникина

Прекрасно. Просто подвисло в какой-то момент. Но это всё, то, что Вы говорили, это технические моменты. А если говорить больше о содержании. Ведь когда-то снимаешь по реальной истории сериал, фильм, неважно что, нужно ориентироваться не только на какие-то свои потребности, на декорации и так далее, а на то, как воспримут это зрители.

Д. Иосифов

Ну, ты же ориентируешься как бы как сам сегодняшний первый потенциальный зритель. Поэтому в принципе, конечно, ориентироваться на какую-то непонятную историчность довольно сложно. Ты все равно ориентируешься на то, что волнует зрителей сегодня, потому что если герои на экране не будут живыми, если как бы их проблемы не станут проблемами зрителя, если зритель не станет сопереживать, то грош всему этому цена. Поэтому как бы играть в какую-то такую совсем историчность… Я поэтому категорически там, например, против, чтобы там в определённо эпоху люди говорили речи той эпохи, ну, потому что никто ничего не поймёт. Примерно так, как на церковно-славянском языке сейчас заговорить. Ну, сколько это кто будет смотреть? 5 минут. И зритель выключит телевизор. Поэтому это всё адаптация. Это всё равно некая фантазия. Это все равно должно быть близко зрителю. Ты делаешь всё для того… Ты как 1-й зритель у монитора, чтобы вот это было интересно. Это… Вот если это захватывает тебя, если это тебя каким-то образом эмоционально цепляет, затрагивает какие-то струны духовные – да? – или душевные, то собственно есть надежда, что и зрителю это каким-то образом понравится.

Л. Аникина

А вот на Ваш взгляд, насколько вольный может быть интерпретация этой самой истории? Где граница?

Д. Иосифов

Да нет никакой границы на самом деле. Как бы граница находится внутри тебя. Граница – это твоё… твой запас информации, твой запас копания материала… в материале эпохи, какой-то внутренний строй и вкус. Вот. Вот и вся граница. А границы никакой нет. Я поэтому никогда не считаю и не позволяю себе, например, называть это кино историческим. Я могу сказать, что это костюмированное кино на историческую тему, но оно не может быть историческим, потому что нет никаких свидетелей этой истории. Никто не может ничего… Есть только факты. А факты мы склонны ли… или можем как угодно интерпретировать, как угодно на них смотреть, с какой-нибудь… у нас же как бы меняется и мораль, и нравственность, скажем так. Да? Как бы есть два понимания в моём понимании. То есть как бы нравственность – это некий… некий вертикальный столб, на который там общество крепится. Да? Стоит. Либо не стоит. Разваливается. А мораль – это как мы с Вами договорились. Вот сегодня мы с Вами договорились как бы, что людей есть хорошо. Это людоедская мораль. И она принята. Вот какое-то время она существует. Потом она разрушается. Возникает некий новый вид морали. Да? Вот мы сейчас вот так вот договорились. Например, мы договорились, что совесть – это уже сейчас не нужно. Например. И у нас вот такого рода мораль. И она тоже какое-то время существует. Это такая горизонтальная связь в обществе. Потом она… вот она мораль, она разрушается. Она не постоянна. Поэтому в принципе можно сказать, что ее по сути не существует. То есть она… она временна. Поэтому как бы…

Л. Аникина

Я просто считала довольно…

Д. Иосифов

Да?

Л. Аникина

Да, я слушаю.

Д. Иосифов

Да, да, да. Говорите. Перебиваем друг друга.

Л. Аникина

Небольшие накладки получаются из-за того, что всё-таки удаленно общаемся. И я читала довольно много рецензий на «Екатерину» и заметила такую тенденцию: люди, которым неважна историческая составляющая, пишут довольно много всего хорошего. Ну, там есть какие-то недостатки. Понятное дело, кому-то что-то нравится, кому-то не нравится. А вот люди с историческим образованием, например, или просто интересующиеся историей очень сильно ругаются. Они возмущаются. Они находят там несоответствия. На той же самой «Википедии» есть гигантский просто раздел, где подробно прописаны все исторические несоответствия «Екатерины». Какой подход, на Ваш взгляд, правильнее к этому?

Д. Иосифов

Ну, смотрите, у меня на эту тему был разговор с одним очень интересным историком. Я не буду вызывать его фамилию. Не буду афишировать. Но у нас был довольно долгий разговор. Как бы человек абсолютно непрофессиональный, НРЗБ об этом я его спросил как бы, а какой подход к истории с точки зрения самих историков Вы считаете верным. Он ответил очень простую штуку. Он сказал, Вы знаете, вот там, где искажаются факты или там, где искажаются конкретные свидетельства, которые мы узнаем, которые доступны, вот это историки считают антиисторичным. А там, где, например, факты есть, но их интерпретация неизвестна, вы вольны фантазировать в любую сторону, ни один историк вас не осудит. И я его попросил назвать примеры. Вот привести примеры. Вот самый антиисторичный там режиссер или писатель и так далее на ваш взгляд это кто? Он сказал: Дюма. Я говорю: «Почему?» Он говорит: «Ну, он исказил все, что только можно было».

Л. Аникина

Ну, это правда.

Д. Иосифов

… например, Ришелье был умнейший, добрейший человек. Он сделал его интриганом и подонком.

Л. Аникина

Ну, добрейший человек, мне кажется, это довольно мягкая характеристика Ришелье. Он был довольно жестким.

Д. Иосифов

Ну, нет. Я говорю, в жизни. Вот он говорит, в жизни огромное количество свидетельств, что это умный, тактичный, очень деликатный человек, ну, и так далее. Да? Поэтому вот НРЗБ, потому что как бы быть удобным или как бы смотримым и не ругаемым всеми, ну, довольно сложно. Во-вторых, как бы всё делается на публику на саму, как бы насколько она в материале, насколько она не в материале. Я, например, помню какие-то ругательные отзывы, которые я читал про свою картину «Лето волков». И там меня обвиняли в том, что главному герою дали пистолет Макарова. Ну, я же не виноват, что зритель не отличает пистолет РРК немецкий от пистолета Макарова. И в кадре пистолет РРК, из которого потом впоследствии был сделан пистолет Макарова, когда… Ну, что? Ну, что я буду… Ну, люди вот… вот такого уровня рассмотрения или образования. Ну, что с ними спорить?

Л. Аникина

Ну, все-таки я вернусь к «Екатерине». Вот как на Ваш взгляд искажает ли она факты?

Д. Иосифов

Еще раз. Еще раз. Не услышал пока…

Л. Аникина

Сериал «Екатерина» искажает ли исторические факты, достоверно нам известные?

Д. Иосифов

Ну, где-то да. Где-то нет. Где-то это была вольная фантазия на эти факты. Где-то ты исходишь из того, что перед тобой собственно реальные актеры, которых, например… Они популярны, и хочет их видеть зритель, а они никак не соотносятся с этими историческими персонажами внешние, например. Ну, что ж теперь с этим делать, ну, если мы внешне не нашли? Ну, нет такого актера внешне, который мог бы это сыграть. Что вообще об этом ничего рассказывать и не снимать? Дело в том, что…

Л. Аникина

Нет, ну, внешне это одно дело, а вот, например, путаница с датами… Вот я буквально сейчас открыла статью в «Википедии», извините меня, конечно, за обращение к этому источнику, где подробно прописаны смещения по датам и по историческим лицам, которые в этих датах какое-то участие принимали.

Д. Иосифов

Но бывает и так. Бывает и такое. Я стараюсь этого избегать, где есть такая возможность как бы, и где мне позволяется. Это не всегда, к сожалению, так. Где мне позволяется работать над сценарием и изменять, и, в общем, авторов сценария заставлять в этом смысле соблюдать какие-то исторические… и точности датировок, то это получается. Иногда это просто не получается для того, чтобы внятно рассказать какую-то определенную историю.

Л. Аникина

То есть важнее история?

Д. Иосифов

То есть не всегда…

Л. Аникина

А не источники?

Д. Иосифов

Что-что?

Л. Аникина

Важнее история, художественная история, а не достоверность.

Д. Иосифов

Ну, конечно. Нет, достоверность у нас должна быть экранная. Все равно зритель воспринимает некую экранную достоверность. То есть, ну, как бы глупо. Если человек действительно хочет изучать историю, то глупо ее изучать, например, по фильмам или по литературе. Её надо изучать по документам.

Л. Аникина

Но тем не менее фильмы, литература, сериалы, всё это создает какую-то картину истории. И создается ощущение, что она истинная. И создается доверие этому самому источнику.

Д. Иосифов

Слушайте, ну, как бы у нас огромное количество исторических трудов, которые создают видимость истории. Вообще историю пишут победители. А если копаться в ней по-настоящему, то окажется, что наша история вообще не такова, как она была. И мы так далеко зайдёт, что вообще ни на какую тему историческую говорить лучше не надо. Поэтому если это нравится, если сюжет захватывает, зритель это смотрит, то… то само по себе если это привлекает его внимание, и он начинает этой историей интересоваться, мне кажется, это уже благо.

Л. Аникина

Когда ждать нового сезона «Екатерины»?

Д. Иосифов

У Пушкина не было ничего подобного. Что-что?

Л. Аникина

Когда ждать нового сезона «Екатерины»?

Д. Иосифов

«Екатерины» не знаю, потому что я «Екатерину» снимать не буду. А ее будут…

Л. Аникина

Все уже?

Д. Иосифов

Да, да, да. Я сейчас снял другую историю. Как бы это Елизавета. Это другое, другая эпоха. Да. Ну, достаточно интересная эпоха, сразу после петровской эпохой. И вот мне казалось, что там кто-то прочтёт всё-таки вот как бы про этот удивительный слом, который существует в наших головах до сих пор и в нашей политике, и в нашем политическом поле до сих пор, вот то, что произошло во времена Петра. Вот все-все эти вопросы они так и остались висеть в воздухе. Они так и остались неразрешимыми. Мне кажется…

Л. Аникина

Спасибо огромное. Это был Дмитрий Иосифов, актер и режиссер сериала «Екатерина» про Екатерину Великую. Мы скоро совсем уже закончим. У нас остаётся немного времени. Я бы хотел ещё сказать про один сериал. Это сериал «Острые козырьки». Думаю, многие из вас про него слышали. Он в принципе тоже во многом историчен. Понятное дело, что сюжет довольно условен с исторической точки зрения, но тем не менее действие происходит в Англии. Это начало XX века. Это очень непростое время. Многие люди теряют работу, с трудом выживают в этих условиях. И вот эта всеобщая атмосфера отчаяния, она приводит к тому, что в небольшом городе английском зарождаются всякие мелкие банды преступные само собой. И вот те самые «Острые козырьки», они самые кровавые, самые жестокие. Их все боятся. Сериал очень получил много хороших оценок положительных. Так что я вам его советую посмотреть. Действительно достойный сериал. Достойное применение вашему времени. Кстати, о том, что еще я советую посмотреть, завтра выходит новый сезон сериала «Внешние отмели». Трейлер к этому сериалу вы можете посмотреть после завершения трансляции, его прикрепляют к ссылке, к видео. Это рассказывает… рассказ о том, как в разгар летнего сезона на побережье, это такие узкие песчаные барьерные острова в Северной Каролине, накрывается медным тазом отдых из-за того, что приходит ураган, и четверо подростков находят какую-то карту и отправляются на поиски огромной партии золота, которое стоит там 400 миллионов долларов. Ну, то есть такой легкий и приятный, и приключенческий сериал. И ещё на предстоящей неделе выйдет второй сезон «Отмены действия». 4 августа состоится премьера. Это сериал про… про то, как хакер начинает раскрывать секреты старшеклассников в одной школе. И одна девочка, главная героиня София, такая непопулярная, но наблюдательная решает его выследить и раскрыть его личность. Для тех, кто сейчас слушает нас в эфире радиостанции, я поставлю саундтрек. Это саундтрек из сериала «Мальчик с оленьими рогами», который продлили сейчас на второй сезон. Мы про него говорили в предыдущих эфирах. Очень классный сериал. Тоже всем рекомендую. Саундтрек вы можете слушать в эфире, а для тех, кто остается в «Ютубе» мы ещё немножко пообщаемся.

Звучит саундтрек из сериала «Мальчик с оленьими рогами».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024