Купить мерч «Эха»:

Веселые картинки - Евгений Бунтман - Эпизод - 2021-07-22

22.07.2021
Веселые картинки - Евгений Бунтман - Эпизод - 2021-07-22 Скачать

Лиза Аникина

Доброй ночи всем! 23 часа и 6 минут в Москве. Это программа «Эпизод». В студии Лиза Аникина. И сегодня мы поговорим про сериалы. Это программа про сериалы. Если вы смотрели первый выпуск, вы уже это знаете. Наш сегодняшний выпуск посвящен сериалам, которые сделаны по комиксам. И название я выбрала не просто так. Наверняка многие из вас помнят, несколько лет назад Мединский, бывший министр культуры, очень эмоционально высказывался по поводу комиксов. У него был целый такой агрессивный speech в отношении людей, которые эти комиксы смотрят. Он говорил, что комиксы – это для тех, кто плохо умеет читать. «Я очень плохо отношусь к комиксам, - это я уже цитирую. - Комиксы – это как жевательная резинка. Как вам сказать? Это не еда. Комикс – это… Комикс – это ориентация должна быть на ребенка, который только учится читать до 7-8 лет. Но взрослому человеку читать комиксы – это признаться, что я дебил, я читаю комиксы». Коллекционировать можно, считает Мединский, а вот читать и смотреть это уже как-то позорненько. И я бы хотела поговорить сегодня не только о самих сериалах, но и о комиксах. У нас будут самые разные гости. Как раз к нам скоро подключиться Денис «Оптимисстер» Колмыков, сценарист и блогер, который в том числе специализируется на комиксах. И я бы хотела с вами ещё сегодня пообщаться. Первый выпуск как-то прошёл без коммуникации с вами. Я бы хотела с вами в конце эфира поговорить, узнать, что вы думаете в принципе о сериалах, что вы смотрите, что вам нравится. Так что пишите свои сообщения в чат «Ютуба», пишите смски на номер +7 985 970 45 45. А прямо сейчас расскажите, как вы относитесь к комиксам. Мне действительно интересно, потому что, на мой взгляд, комиксы – это просто такой необычный формат. Я читаю комиксы редко. Я знаю всего несколько. Вот те, которые меня захватили, заинтересовали. Это не супергеройские. Это просто такие своеобразные комиксы с необычной рисовкой, с хорошим интересным динамичным сюжетом. Например, есть комикс, его легко можно найти в интернете, он называется «Беготня». И там просто потрясающая рисовка по цвету, по каким-то вот фигурам. Там комикс про мышек. Но это уже отдельная тема. Это комиксы. И если говорить про сериалы, для меня стало большим открытием, что многие сериалы, про которые ты даже не думаешь, что они сняты по какой-то основе, тебе кажется, что это просто вот сценарий, созданный авторами. Нет, на самом деле они имеют под собой основу – комикс. Например, «Ходячие мертвецы». Мы о них поговорим сегодня с моим дорогим коллегой Евгений Бунтманом. Он будет после 20 минут этого часа. В принципе многие сериалы, воспринимающиеся как самостоятельное произведение, для меня, правда, это было удивительно, что они сняты вот по этим вот книжечкам с картинками. Например, один новый сериал «Мальчик с оленьими рогами», если брать оригинальный… оригинальное название, он называется «Сладкоежка». Очень интересный сюжет. Я думаю, что про него мы тоже сегодня поговорим. Я просто не хочу спойлерить то, что мы будем обсуждать с нашим первым гостем, с Денисом Колмыковым. Как раз он к нам сейчас присоединяется. Денис, добрый вечер! Вы меня слышите?

Денис Колмыков

Да. Добрый вечер! Вы меня слышите?

Л. Аникина

Замечательно. Прекрасно слышим, видим. Расскажите, пожалуйста, нам, нашим слушателям, на Ваш взгляд, какие сериалы, снятые по комиксам наиболее интересные.

Д. Колмыков

Ой, на самом деле их очень много, причём не столько новых, сколько из старых, менее актуальных. Например, в нашем… в моём детстве был такой замечательный сериал по комиксам как «Байки из склепа». Это классика уже, я думаю. Для многих как-то удивительно, что этот сериал снят именно по комиксам. Ну, да, это были маленькие истории, которые позже превратились в какие-то видеосюжеты, скажем так. Вот это, не знаю, наверное, часть какого-то нашего даже уже культурного кода. Мы обожаем этот сериал. Вот. После этого можно, наверное, упомянуть логично какие-то более современные сериалы там супергеройские. Сейчас на слуху у всех естественно некие сериалы, которые являются, скажем так, деконструкцией жанра супергероики. Это сериал «Пацаны», например. Очень жёсткий такой, бескомпромиссный сериал про отряд людей, которые сражаются с супергероями, а супергерои в этом мире, они такие зазнавшиеся абсолютно. Я не знаю, как сказать-то… Вот, а…

Л. Аникина

Вот я, кстати, была удивлена, что «Пацаны» сняты по комиксам. Я была уверена, что это переработанный огромный материал из всех комиксов со всеми стереотипами. Там и Супермен, там и Чудо-женщина. Но просто это несколько видоизменено.

Д. Колмыков

Ну, на самом деле этот сериал по комиксам. Но комикс отличается очень сильно от того, чтобы мы увидели в итоге. Естественно в комиксах очень много идей, которые, ну, наверное, не могут из-за цензуры, из-за чего ещё получить воплощение в виде видеоформата, но тем не менее…

Л. Аникина

Я прошу прощения. А почему? Мне кажется, что в «Пацанах» как раз цензуры минимум.

Д. Колмыков

Ну, там есть некоторые моменты, скажем так, не то, чтоб даже кровавые, а скорее ближе к кому-то уже порно в комиксе. Вот. Вот их вряд ли нужно показывать и видеть кому-то. Ну, то есть это уже перебор какой-то идёт. Вот. Понимаете, в комиксах очень часто авторы действуют без тормозов. То есть действительно в комиксах очень много всяких наворотов используют сюжетных, которые в виде сериальном, вот в киноформате смотрятся просто смешно, будут смотреться очень смешно. Поэтому в «Пацанах» без них решили обойтись, конкретно вот в этом сериале. А также вот я хочу поговорить, например, упомянуть во всяком случае, многие критикуют этот сериал, уж не знаю почему, я посмотрел, получил удовольствие. Это сериал «Хранители», который как бы является продолжением не столько фильма «Хранители» Зака Снайдера, сколько комикса «Хранители». И это всего лишь одна из версий, конечно. Автор оригинального комикса Алан Мур проклинает этот сериал как продолжение, открещивается от него. Но тем не менее как вариант событий, которые могут происходить вот в том мире, где существовали все эти супергерои, вот там Роршах и другие. Это интересно. Это действительно было интересно посмотреть.

Л. Аникина

А что не нравится автору комикса, учитывая, что «Хранители» считаются такой классикой сериалов по комиксам?

Д. Колмыков

Да нет, не считаются. На самом деле очень многие…

Л. Аникина

Разве?

Д. Колмыков

Очень многие фанаты комиксов противится тому, что в сериале произошло. Но, понимаете, я воспринимаю это как версию событий, как, знаете, такую альтернативную вселенную. Вот а что, если было бы, если бы Алан Мур написал «Хранителей». Возможно, ну, нет, Алан Мур, он просто такой человек. Он довольно скандальный. Он… Ему естественно это не нравится. Вот. Он… Ему мало, что нравится в принципе в существующей нашей с Вами реальности. Вот. Более, наверное, классический такой супергеройский сериал, который мы сейчас… которым мы сейчас наслаждаемся, конечно же, «Локи». Вот. У которого сейчас куча фанатов. Это, скажем так, из последних проектов «Марвел», это, наверное, самый краеугольный, потому что если брать сериалы «Марвел» вот «WandaVision», «Зимний солдат», даже если брать фильм Marvel недавний «Чёрная вдова», они как бы… вот они вышли, они некие такие сюжетные затычки. Что ли? Ну, то есть их… вот убери их из вселенной Marvel, и ничего не изменится. А сериал «Локи» – редкий вот представитель сериального формата, который действительно на что-то влияет в мире, в глобальной вселенной Marvel в итоге. И от него сейчас… из него будут выходить некоторые другие проекты, о которых, я думаю, в ближайшее время мы узнаем. Вот. И поэтому если вы интересуетесь вселенной Marvel, конечно же, смотреть в первую очередь стоит «Локи», а не, к сожалению, «Сокола» и «Зимнего солдата», например.

Л. Аникина

А «ВандаВижен»?

Д. Колмыков

«ВандаВижен»? Ну, на мой вкус смотреть стоит. Вот если так размышлять опять же, что это такое в рамках вселенной Marvel, ну, если вот убрать это сериал, мало что поменяется как и «Сокол» и «Зимний солдат». А «Локи» действительно на что-то влияет глобально во вселенной именно. Вот. О в чём ещё поговорить? Да! Да, ещё один сериал есть, который является деконструкцией жанра – это мультсериал «Неуязвимый». Он тоже очень интересный, очень кровожадный, очень бескомпромиссный как и «Пацаны», но там рассматривается несколько другая сторона медали. То есть там… Вот здесь в этом сериале, мне кажется, наиболее правдивая история существования Супермена рассказана. Ну, такая осовремененная, потому что там действительно мальчик. У него мама с Земли, отец – инопланетянин. И он в последствии, ну, я не знаю просто, я не хочу спойлерить, но он в последствии осознает себя как личность и осознает свои суперспособности, получает их. И все оказывается не так просто в его картине мира, как он думал. И в итоге, когда он вынужден противостоять самым близким, это, конечно, настораживает.

Л. Аникина

А вот Вы имеете в виду, когда говорите про становление Супермена именно мальчика, главного героя, или его отца, который прилетевший с другой планеты, сверхсильный и просто непобедимый?

Д. Колмыков

Сначала кажется, что это именно про отца история, что вот именно он супермен этого мира, но в процессе мы понимаем, что именно да, именно главный герой – мальчик, который называет себя Неуязвимым. Вот. Именно о нём речь. Ну, даже если сравнивать их судьбы, то и он, конечно, ближе к Супермену по итогу, как выясняется. Изначально местного Супермена, конечно, отыгрывает его отец. Вот. А… Да, у Вас есть вопрос?

Л. Аникина

Да. Я просто хотела ещё упоминать, что у «Марвел» ведь сейчас огромное количество будет выходить сериалов. Они запустили такую массовую программу по производству этих сериалов. От них стоит чего-то ждать, как думаете?

Д. Колмыков

Ну, если их проекты будут такие же по уровню как «Сокол» и «Зимний солдат», думаю, ничего хорошего, к сожалению. Я очень жду… Я смотрю каждый их сериал, конечно же. Мне эта тема интересна, но… Я сам делаю комиксы. Но именно дело в том, что практика показывает, что вот, ну, некоторые сериалы они просто взяли и отменили, как, например, выходил замечательный сериал «Сорвиголова». И я не знаю, как-то он больше не канон, насколько я понимаю. То есть но он нигде не учитывается, и персонажи из него просто, ну, они пропали в какую-то слепую зону. Вот. И за это мне обидно. И этот сериал действительно он такой… он был весомый, мог бы быть весомым во вселенной Marvel в отличие от то, чего сейчас… что… что сейчас выпускают на «Дисней+». Вот. И сейчас я ещё раз повторю, что единственный значимый проект – это «Локи». Вот. Хотя всего там сериал, по-моему, самый короткий из них. Он всего на 6 серий.

Л. Аникина

Ну, он короткий и емкий, я насколько понимаю.

Д. Колмыков

Что?

Л. Аникина

Он короткий и емкий, насколько я понимаю, ещё режиссёр этого сериала отказался от второго сезона, сослав… вот я в первом сезоне всё, что нужно было сказал, а дальше уже как-нибудь сами, если…

Д. Колмыков

Так я прекрасно его понимаю. Да. Ну, на самом деле нужно как-то дальше развиваться, мне кажется, в полном метре. Может быть, это вообще хитрый ход был. Вот. А…

Л. Аникина

Предисловие?

Д. Колмыков

… ещё хочется рассказать про один очень странный, очень странный, но очень интересный проект по комиксам, нетипичный. Он тоже несколько супергеройский, но такой больше про супергероев класса «B». Это внезапный проект, который до последнего момента не хотел смотреть вообще. Он вышел с… одновременно с сериалом «Академия Umbrella», кстати, тоже очень хороший сериал по популярным комиксам. Но «Академия Umbrella», ну, её только ленивый не хвалил. Это действительно… Особенно 1-й сезон мне очень нравится. Действительно достойная работа.

Л. Аникина

А она тоже по комиксам?

Д .Колмыков

Да, да, да.

Л. Аникина

Wow!

Д. Колмыков

Джареда Уэя. Да, да.

Л. Аникина

Внезапно.

Д. Колмыков

Да. Вот. И «Роковой патруль». «Роковой патруль» – это очень странное зрелище. Это вот действительно больше для тех, кто хотел бы погрузиться с головой в мир комиксов, но до сих пор почему-то этого не сделал. Если не боитесь, это… Это настоящий сериал-комикс. То есть там…

Л. Аникина

В каком смысле?

Д. Колмыков

То, о чём мы говорили, то… те абсурдные моменты, которые, например, вырезали из «Пацанов», как будто все, ну, я сейчас утрирую, конечно, но как будто бы все абсурдные моменты из комиксов в «Роковом патруле» сохранены. То есть там есть осёл, который является порталом. То есть через осла они входят в другой мир, например. Там есть улица… Персонаж улица. Ну, то есть живая улица – персонаж. То есть все самые абсурдные идеи, которые вы не можете себе даже представить, они все в «Роковом патруле». И то, чего из себя…

Л. Аникина

Я даже боюсь представить, как можно через осла войти в другой мир.

Д. Колмыков

Посмотрите. Это действительно… Это я не могу сказать, что это что-то обязательное к просмотру. Я вот серьёзно, смотрите на свой страх и риск. Но это действительно интересное зрелище, которое взрывает вашу фантазию. Вот.

Л. Аникина

А может ещё про «Мальчика с оленьими рогами»? Вот новый…

Д. Колмыков

Конечно. Да. Про него я тоже хочу вспомнить. Он у меня на самом деле сейчас в процессе. Я только его смотрю. Там 13 серий. Это тоже интересный, перекликающийся немножко, совсем чуть-чуть с нашей реальностью нынешней сериал. Он очень душевный, очень интересный. На самом деле история очень простая. Вот в этом фантазийным ключе, когда есть вот… В общем, в чём сюжет? На планету опустился вирус. Люди выживают. И появились гибриды, гибриды полулюдей, полуживотных. Все… Ну, некоторые думают, что проблема именно в них, что они распространяют вирус, но на самом деле они новое поколение как бы, шедшее, видимо, на смену… ну, видимо. Не знаю. Пока еще не смотрел. На смену людям. С комиксом оригинальным, кстати, я не знаком, но то, что я вижу сейчас, мне определенно нравится. Это такая фантезийная история, которая заставляет задуматься вообще о каких-то простых человеческих ценностях в это сложное время.

Л. Аникина

Спасибо огромное. Это было Денис «Оптимисстер» Колмыков, сценарист и блогер. Подписывайтесь на его канал. Он довольно интересно рассказывает про сериалы. Я так чуть-чуть вот прорекламирую, раз уж к нам в гости такие замечательные люди ходят. Пишите, продолжайте писать про то, как вы относитесь к сериалам, к комиксам, к сериалам по комиксам, потому что вы пока не очень активно это обсуждаете. Я ближе к концу эфира всё это зачитаю, и мы с вами всё это обсудим. Пишите в чат «Ютуба». За ним я слежу, я всё копирую, вставляю и сохраняю всё в одном месте. И, конечно, сообщения: +7 985 970 45 45. За сообщениями я тоже слежу. Кстати, вот ещё отдельная тема, на которую мы поговорим в конце эфира – это комикс «Дилетанта» «Спасти царевича Алексея» и готовящиеся комиксы. Это я тоже не могу не прорекламировать. Оно того стоит посмотрите, почитайте. Это совершенно не связано с сериалами. Но для людей, которые хоть сколько-нибудь интересуются комиксами, это, правда, нечто стоящее. И к нам присоединяется мой дорогой коллега Евгений Бунтман. Евгений, добрый день!

Евгений Бунтман

Да. Привет! Я надеюсь, что меня хорошо слышно, потому что так у меня здесь интернет как в постапокалипсисе, про который я и собираюсь рассказывать собственно.

Л. Аникина

Зато у тебя там очень уютно. Деревянная обшивочка, комфорт. Мы тут тебе немножко завидуем.

Е. Бунтман

Завидуйте. Да. Завидуйте, завидуйте.

Л. Аникина

Мы хотели поговорить про «Хранителей» и про «Ходячих мертвецов», такие два знаковых сериала.

Е. Бунтман

Да. Я объясню, почему я хотел про это поговорить с такой несколько филологической точки зрения. Потому что «Хранители» – совершенно удивительный комикс. Я чуть-чуть про него расскажу. Это английский автор Алан Мур, абсолютно с шизофреническим повествованием, автор «V – значит вендетта», которая, наверное, лучше известна по фильму широкой публике, автор комикса «Хранители» и многих-многих других. И «Хранители» – это совершенно потрясающая вещь. Я вот несколько пунктов объясню почему, и потом вот перейдём к сериалу собственно. Есть фильм, который снимал Зак Снайдер по «Хранителям». Но я его не видел. Я видел сериал. И поэтому про сериал как раз могу хорошо рассказать. Так вот комикс интересен тем, что он читается примерно так же, как смотрится фильм французской новой волны. Там есть очень много уровней текста, такая полифония внутри комикса. Ну, например, там… там играет всё. Там значимо всё. Надписи на стенах, которые случайно возникают в кадре. Газетный киоск и заголовки газет в этом киоске. Мальчик рядом с газетным киоском, который читает ещё один комикс, с содержанием которого мы тоже знакомимся в ходе этого комикса. То есть это бесконечная такая система зеркал возникает, в которой иногда обрывается линия, нить повествования, иногда продолжается. Но это как раз очень любопытно. Но на самом деле сериал не имеет никакого отношения к тому, что происходит в комиксе. И сериал ловит эту атмосферу удивительную, порой шизофреническую, порой замирающее повествование, которое возвращается флешбеками, флешфорвардами, то вперед, то назад, то ты не понимаешь, сон это или нет. И при этом это смотрится, этот сериал, без отрыва. То есть не надо очень сильно даже вникать. Ты сам на протяжении нескольких… вот к серии 3-4-й ты уже абсолютно чётко понимаешь, что происходит. Тебе для этого не нужен background в виде толстостенного и сложнейшего на самом деле для прочтения комикса «Хранители» Алана Мура и художника Дейва Гиббонса. И у него есть ещё удивительные социальные последствия, у этого сериала. Он вышел в 2019 году. Это один сезон. 9, если мне не изменяет память, серий. И в центре повествования… Это очень рифмуется со всевозможными новостными сюжетами, с которыми мы хорошо знакомы позже, довольно жуткими новостными сюжетами. Это всё начинается с чудовищного погрома в городе Талса, в штате Оклахома. Тот самый город, куда во время своей предвыборной кампании посмел заявиться Трамп. Посмел не заявится, а заявил о своём намерении провести там некий парад и встречу своих сторонников. А там был, ну, натурально вот как… как в Российской империи были еврейские погромы, там был погром чернокожего населения со стороны куклуксклановцев. И это одна из главных точек столкновения куклуксклановцев с чернокожим населением. 2019 год. Это происходит. И я абсолютно уверен, не знаю, так это или нет, что сериал во многом, ну, не то, что спровоцировал то, что произошло потом в Соединённых Штатах, все протесты и движение «Black Lives Matter», но уверен, что про погромы в Талсе вспомнили тогда более отчётливо, чем помнили до этого. Конечно, об этом помнили. Это такая очень серьезная вещь для афроамериканцев. Но вот такая вот… такие социальные последствия. И…

Л. Аникина

А получается, настолько массовый сериал? Он настолько сильно популярен был среди американцев, что это стало поводом вспомнить?

Е. Бунтман

Я не знаю точных цифр, но, во-первых, это… этот сериал абсолютно прогремел, во-первых, своей высокой художественностью, а, во-вторых, и социальной наполненностью, потому что с этими событиями в Талсе начала XX века рифмуются и события, которые происходят в этой то ли утопии, то ли антиутопии 2019 года, отображенной в НРЗБ. Да, и надо сказать, что то, что события, которые в сериале – это на… ну, считайте сами, насколько это происходит, какая временная разница, потому что комикс – это 85-й год, события, которые происходят, там 85-й год и ожидание ядерной войны. А здесь ожидание чего-то ещё страшного, такого апокалипсиса, но уже в 2019 году. Ну, вот. Нет, ну, конечно, это… Это прогремело не в последнюю очередь и своей какой-то социальной миссией, социально-политической. Вот. Это то, что касается «Хранителей». Я постараюсь ещё, там не знаю, сколько у меня есть времени, но постараюсь рассказать про «Ходячих мертвецов».

Л. Аникина

Время ещё есть.

Е. Бунтман

«Ходячие мертвецы» – это… это огромная сага. Сейчас вышло 10 сезонов. И осенью должен выйти финальный сезон. Я его начал смотреть с некоторой долей иронии на… на карантине, и потом я втянулся. А потом еще не так давно и прочитал целиком комикс. А комикс – это тоже огромная сага. Я вот не знаю, я слушателям объясню. Я покажу просто толщину этой книги. Вот примерно так с треть моей головы…

Л. Аникина

Ничего себе!

Е. Бунтман

… наверное, толщина книги. Это только один том из 4-х «Ходячих мертвецов». Вот это 4 гигантских тома. Что это такое? Это по сюжету, фабула всего этого… всей этой саги, всей этой «Войны и мира». Это зомби-апокалипсис, который происходит, ну, значит, по непонятной причине. Эта причина так там и не устанавливается. Люди в основном становятся зомби, кусают друг друга. Ну, понятно. Да? Как бы…

Л. Аникина

Ну, такая классика.

Е. Бунтман

… примерно половина слушателей перестанет слушать твою программу. Но… Но на самом деле та половина, которая не перестанет слушать, сделает очень правильно, потому что меня совершенно поразил этот комикс, поразил одной вещью. Ещё раз это зомби-апокалипсис…

Л. Аникина

Женя? Женя, ты пропал. Женя, не покидай нас!

Звукорежиссер

Завис.

Л. Аникина

У Жени какие-то… У Евгения Бунтмана какие-то проблемы со связью. Видимо… О! Женя, ты вернулся. А повтори, пожалуйста, последние секунд 30.

Е. Бунтман

Ну, вот. Это были очень важные 30 секунд. Но я… я постараюсь. Это как раз было… Это было про время, про то, что растягивается и сжимается время и в этом комиксе, и в этом сериале. И очень интересны приёмы, которыми эти… это делается, потому что эти люди, которые выжили, они пытаются закатить камень цивилизации на вершину. Они его катят, катят, так тихонько катят, выращивают какие-то огороды, ещё что-то там делают, строят стены, защищаются от живых мертвецов. И… и вдруг всё разрушается в единый момент. И вот эти моменты, когда всё разрушается, это очень интересно передано и в фильме, и в комиксе, потому что в комиксе очень интересно замедление этой картинки. Быстрый текст, когда люди разговаривают, и происходят какие-то ужасные события, и при этом медленная картинка. В деталях. Тут деталь, там деталь, здесь деталь. Точно также и в сериале. И как раз самое интересное с сериалами и комиксами – это как сериалом получается отобразить эту атмосферу комикса. Это не всегда получается. Иногда это надо заново перепридумывать. В сериале у тебя есть, например, целый сезон или там полсезона, где происходят… Одна серия – это то, что происходит с одним человеком в одной локации, потом с другим человеком в другой локации. И всё это чертовски медленно. И если смотришь это неделю через неделю, как люди смотрят сериалы, это довольно тяжелое испытание, надо сказать. А если ты смотришь это подряд, ты как раз понимаешь, как замедляется и убыстряется время и в реальности этих людей, которая… к которым ты в конце концов привязываешься, и в художественном произведении. Да? Вот. И это ужасно любопытная вещь. Я надеюсь, что сейчас меня хорошо слышно.

Л. Аникина

Тебя слышно великолепно. А разве не боялись, ну, на твой взгляд, создатели сериала, вот таким образом затягивая повествование? Всё-таки люди смотрят сериалы, потому что им хочется вовлекаться и снова, и снова смотреть серии. А когда всё растягивается и размазывается, пропадает какой-то интерес и живость.

Е. Бунтман

Есть такая проблема. Есть такая проблема у… наверное, со всеми сериалами, которые идут больше 5 сезонов, потому что такая проблема была с «Игрой престолов». Такая проблема и с условно там «Теорией большого взрыва», которая примерно на 5, на мой взгляд, сезонов дольше идут, чем им положено. Но… Ну, как? По-разному сценаристы… сценаристы разные. Но понимаешь, продукт очень… Очень интересная штука с героями, потому что сериал – это как приключенческая литература, как классическая литература, не знаю, там ХIХ века. Ты ассоциируешь себя с определёнными героями, и ты вместе с ними проходишь этот путь. И вот там произошла очень любопытная штука, как комикс преображается в сериал. В комиксе совершенно другие герои доживают до конца в отличие от сериала. Вот в сериале главные герои, самые симпатичные герои и не только там, на мой взгляд, а и на взгляд большинства тех, кто… ну, не фанатов, а тех, кто досмотрел до конца 10 сезонов НРЗБ «Ходячих мертвецов». Значит, главный персонаж, который сейчас остался в «Ходячих мертвецах», его вообще даже не было в комиксе. Он возник довольно случайно. Он возник как второстепенный персонаж и зажил своей жизнью. Но вообще там писатели говорят, что их персонажи живут своей жизнью. Да? У Дюма они жили своей жизнью. У Жюль Верна они жили своей жизнью. И когда ты пишешь, когда ты романист, у тебя они живут своей жизнью. Так и здесь НРЗБ. Парень в «Ходячих мертвецах», я не буду загружать деталями и именами никого, он возникает как второстепенный абсолютно персонаж, как, не знаю, как какая-то ветка дерева, не более того, возникает в сериях, а потом он развивается, развивается, развивается. Тут была, кстати, прекрасная история, мне не так давно её рассказали про то, что он настолько был популярен, его уже нельзя было убить, скормить каким-то мертвецам, что он ставил условия сценаристам, скажем. Он говорил: «Я хочу мотоцикл». Ему давали мотоцикл. Он потом ездил весь сезон на мотоцикле. Потом он говорил: «Я хочу собаку». Ему говорили: «Нет, НРЗБ, тут не будет никакой собаки. Какая собака?! Там вокруг ходят зомби, едят вообще всё живое. У тебя не может быть никакой собаки. Это замедляет повествование». Он говорит: «Нет, я хочу собаку. Если вы мне не дадите собаку моему персонажу, то я дальше не буду играть». В итоге у него появляется собака и замечательно играет. И он становится ещё НРЗБ на самом деле этот персонаж, но надо признаться, что я теперь очень переживаю всё время за собаку НРЗБ. Вот. И… И это как раз очень интересно, как… ну, чтобы так это суммировать, резюмировать, если у меня есть ещё чуть-чуть время… времени…

Л. Аникина

Да, ещё чуть-чуть осталось.

Е. Бунтман

Никогда не получается экранизация такой же как оригинал. Это невозможно. Фанаты многих книг, многих вселенных как вот вселенной «Ходячих мертвецов», вселенной Толкиена, вселенной Льюиса, вселенной там, не знаю кого. «Незнайки на Луне». Они обычно ругают сценаристов и режиссеров за то, что те переиначали эту вселенную. Вот и это не вошло, то не вошло, сё не вошло. Главное здесь – это поймать дух и какую-то атмосферу или переписать её, или пересоздать свою ещё краше и лучше. Это никогда не то же самое. Это как с переводом книжки. Ты всегда… Ты вроде бы переводишь… переводишь книжку, но создаешь что-то своё. Да? Как с художественным переводом. Вот так и здесь только сложнее. Экранизировать, на мой взгляд, книгу значительно легче, чем экранизировать комиксы и особенно сериалы, потому что это ловушка, потому что комикс – это синтез изображения и текста. И фильм – это тоже синтез изображения и текста. Это изображение и разговор. Но это не то же самое. И это надо всё перепридумывать заново. И вот в этих двух случаях, про которые я рассказывал, мне кажется, это произошло очень удачно.

Л. Аникина

Жень, спасибо тебе большое. Это был Евгений Бунтман, журналист «Эха Москвы» и мой соведущий. Смотрите нас на следующей неделе в «Персонально ваш» во вторник в 15 часов. Мы будем в эфире. Женя возвращается из отпуска. Кстати, вот по поводу переиначивания сюжетных линии, Женя рассказывал про вот этого героя, которого изначально не было в комиксе, если кто-то из вас и читал, и смотрел «Игру престолов», вы, наверное, заметили эту разницу. Ну, читал то, что написано. Джордж Мартин всё никак не допишет эту историю, но тем не менее. Если смотреть последние книги, там идёт очень сильное расхождение с сериалом. Те персонажи и те сюжетные линии, которые есть в книге, они так переиначиваются! Они настолько сильно меняются! Какие-то персонажи исчезают полностью, просто вот как будто их и не существовало. Какие-то персонажи просто появляются из ниоткуда. И это всё намешивается в кашу, которая до определенного момента получалась хорошо, до определенного момента всё-таки сценаристы и режиссеры делали «Игру престолов», на мой взгляд, качественно несмотря на все эти расхождения с книгой. Очень серьезные расхождения. Потом уже это превратилось в то, что мы все видели. Когда это было? Примерно 2 года назад. Правильно? Да, 2 года назад. 2 года назад моей самой серьезной проблемой был плохой финал «Игры престолов», а потом получился карантин и то, что мы видим теперь. А вот тему с экранизацией комиксов я хочу более подробно обсудить с Артёмом Габреляновым, основателем «Bubble Comics», сценаристом, продюсером и автором графических романов «Бесобой» и «Майор Гром». Он к нам скоро присоединится. Он более погружён в тему, чем мы все вместе взятые. Он смотрит на это всё изнутри. Кстати, по поводу того самого героя, очень популярного в «Ходячих мертвецах», я вспоминаю историю, которую нам рассказывали на парах на журфаке про американского писателя, который писал приключенческие произведения с одним конкретным героем, и все эти произведения очень любили. Это была целая серия книг. И эта серия стала настолько популярна, что в какой-то момент издательство сказало автору: «Знаешь, нам надоело тебе оплатить. Мы наймем кого-то другого, который будет писать твои книги вместо тебя, и будет заново всё придумывать». На что автор сказал: «Хорошо. Без проблем», - и последнюю свою книгу завершил тем, что главного героя связывают, сковывают цепями, заковывают в ящик и бросают в океан. И никто не берется это писать. Никто не знает, что с этим делать, потому что, ну, что тут сделаешь, как может спастись из такой ситуации человек. Никак. Издательство сдаётся, оно идёт к автору и говорит: «Ну… Ну, погорячились. Ну, возвращайтесь обратно. Мы с этим ничего сделать не можем». Автор возвращается и начинает следующую книгу со слов: «Когда главный герой выбрался на берег…», и дальше уже идёт повествование. А к нам присоединился Артём Габрелянов, основатель «Bubble Comics», сценарист и продюсер. Добрый вечер!

Артем Габрелянов

Привет!

Л. Аникина

Мы с моим коллегой Евгением Бунтманом буквально 5 минут назад обсуждали, насколько сложно экранизировать комиксы. Вот Женя считает, что комиксы экранизировать сложнее в сериальном плане, чем книги, потому что в книге есть только текст, а в комиксе есть ещё и картинка. Это всё нужно соединить в какое-то вот единое сериальное целое. На Ваш взгляд, насколько это справедливо?

А. Габрелянов

Не совсем понимаю, в чём сложность, если… Я бы даже сказал, наоборот, книгу-то сложнее, потому что у каждого читателя свой образ складывается в голове, когда ты читаешь книжку. А в комиксе этот образ уже нарисован художником, и у людей более-менее сложился какой-то визуальный… визуальный ряд в голове.

Л. Аникина

Ну, разве это не загоняет в определённые рамки, когда нужно подстраиваться под то, что уже нарисовано?

А. Габрелянов

Ну, это так… так сказать, наоборот, хоть вектор хоть в какую-то сторону, потому что вот, например, будут экранизировать, например, «Войну и мир». Да? Там у людей совершенно разные представления того, как выглядят Пьер Безухов, ну, к примеру – да? – несмотря на то, что его описывали в книжке. Всё равно… А если… если есть какой-то образ, например, Стива Роджерса, Капитана Америка – да? – это высокий блондин с волевым подбородком, с челюстью. Тут уже более-менее как-то понятно, в какую сторону двигаться. Поэтому шансов как-то обидеть поклонников комикса гораздо меньше, чем обидеть поклонников книги, потому что в книжке вообще сложно очень угадать. Это, например, было особенно заметно на недавней экранизации «Стражи» Терри Пратчетта, когда, ну, решили чуть-чуть… Ну, и на самом деле не чуть-чуть, а очень много поэкспериментировать с образами любимых всеми персонажей, и вообще ни в ту степь ушли, и фанаты были крайне недовольны и обижены.

Л. Аникина

А вот насколько, на Ваш взгляд, сериалы по комиксам делаются для фанатов этих самых комиксов? Или это всё-таки на более широкую аудиторию, которая возможно после этого придет комиксы читать?

А. Габрелянов

Ну, конечно. Конечно, это делается на большую аудиторию, особенно в странах, где это не очень сильно развито. Это, например, та же сама Россия. Мы когда «Майора Грома» снимали, мы держали в голове, что мы делаем, конечно, с любовью фанатской, но мы должны зацепить гораздо большую аудиторию, чем только читатели комикса, потому что она несомненно мала по сравнению с вообще в принципе аудиторией людей, которые смотрят кино. Ну, очень важно всё-таки как-то… ну, вот фанатскую любовь тоже сохранить при работе над произведением, потому что в любом случае произведение, которое экранизирует, например, тот же самый комикс – да? – его полюбили тоже по каким-то причинам. Нельзя просто взять, всё отбросить и сказать, это всё не нужно, это всё неактуально, мы будем делать совсем другое. Тогда зачем вы экранизируете эту историю, если вы решаете все вообще убрать, остав только там имя и персонажа, и там, не знаю, костюм его. Да? Правильно?

Л. Аникина

Нет, ну, есть же хорошие примеры, когда вот такая интерпретация с полностью измененным сюжетом, даже героями. Тот же самый «Шерлок», сериал BBC, который от оригинала с одной стороны безумно далек по сюжетной линии…

А. Габрелянов

Да, но это… Я понял. Но это… это другое немножко, потому что Шерлока Холмса столько раз экранизировали, что побуквенно делать это, ну, нет вообще никакого смысла, потому что, ну, сколько… сколько… Ну, я на своей памяти только три или четыре разных кино и кинопроизведения, и сериала видел. А сколько вообще в принципе сделано у каждой, я думаю, страны, уважающей себя, в кинематографе есть своя экранизация Шерлока Холмса. Поэтому тут уже надо как-то изгаляться, придумывать что-то новое. Если мы говорим о каких-то новых совсем произведениях, – да? – например, комикс какой-то новый вышел. То тут нет смысла изобретать велосипед и все с ног на голову переволачивать… переворачивать. Тут надо всё-таки следовать канону оригинала, я считаю.

Л. Аникина

Вот я хотела ещё про саму комикс-индустрию поговорить. Насколько в России комиксы… Ну, вот мы уже сказали в начале, что они не то, чтоб очень популярны, но тем не менее есть же какая-то определенная база, проводятся разные фестивали. Насколько это, ну, условно массовая аудитория?

А. Габрелянов

Это довольно масштабная, большая аудитория. Вот стабильно на комиконы московские, которых проходят обычно в октябре, приходит 150 000 и больше человек. Так что я бы сказал, что это большая цифра. Другое дело, что гораздо больше людей интересуется этим в фоновом режиме. То есть не всегда. Они могут пойти, например, один-два раза в кино за год на какие-то экранизации комиксов, но они не так глубоко в этой… в этой сфере находятся. Но тем не менее вот это вот ядро, эта аудитория гиков – да? – таких, которые смотрят все экранизации, которые читают комиксы, которые фестивали, которые копсплейют персонажи, они являются вот этим вот движущим фактором, который приводит в движение вообще всю гик-культуру в нашей стране. И благодаря их любви, и их помощи в социальных сетях, и всему прочему очень сильно это облегчает всё.

Л. Аникина

А вот я начинала вообще эфир с такой апелляции к Мединскому, который пару лет назад называл комиксы чтением для идиотов. В принципе как следует людям эти комиксы воспринимать? Ну, то есть это именно упрощенный вариант чтения? Это картинки, которые сопровождают каждое буквально слово? Или это просто такой формат?

А. Габрелянов

Ну, нет. Конечно, нет. Картинки, которые сопровождают слово, никогда в комиксах вообще в хороших нет такой вещи, что тебе что-то пишут, что нарисовано. То есть обычно картинка дополняет. Это, во-первых. А, во-вторых, я всегда всем говорю, что не воспринимайте комикс как жанр, не воспринимайте комикс как какой-то более простой вариант книги для людей без фантазии. Воспринимайте комикс как просто ещё один формат, в котором можно рассказать интересную историю, как спектакль, как кино, как какое-то аудиопроизведение, как книжка. Это просто еще один формат, в котором можно рассказать интересную историю. Просто он дает дополнительные какие-то возможности, которых, например, нет у книжки. Или он гораздо более дешевый в производстве, чем кино. Это тоже свой формат, который очень хорошо держит в напряжении при должном навыке чтение комикса. То есть должен понимать, как читать комикс, и в принципе всё будет… встанет на свои места.

Л. Аникина

Но в чате «Ютуба» нам пишут слушатели. Тимур Абдуллин: «Комиксы не напрягают воображение».

А. Габрелянов

Почему?

Л. Аникина

Ну, я полагаю, потому что всё уже и так нарисовано. Когда ты читаешь книгу, ты должен сам всё представлять, а здесь для тебя… за тебя сделали всю работу. Вот себе герой вполне конкретный, вот обстановка. Вот тебе подумал бадумс, тыдыщ и вот эти все…

А. Габрелянов

Я понял. Да. Но… Но с таким же успехом можно сказать, что и кино, оно полностью убивает воображение. Но тут же дело не в том, что ты соревнуешься в том, что ты лучше придумаешь. Мне кажется, тогда вообще нужно закрывать книжку и всё, и закрывать глаза, и просто самому представлять какую-то свою… свою историю, – да? – тогда ты воображение по полной напряжёшь. А тут смысл в том, что это дополнительные какие-то возможность, как я уже говорил, которые помогают сделать произведение более красочным, более ярким. То есть почему, например, особо нет популярности в каких-то книгах, условно боевиках – да? – action-книгах? Потому что, ну, очень долго и нудно будет описывать все вот эти драки, взрывы. А в комиксах это очень, во-первых, красиво, во-вторых, очень дёшево удается изобразить. И ты неограничен никаким бюджетом. Ты можешь нарисовать взрывающийся космические корабли. Ты можешь сделать каких-то невиданных чудовищ, драконов, всё, что угодно. Всё… Всё, что художнику захочется, он нарисует.

Л. Аникина

А вот на Ваш взгляд, какие экранизации комиксов, всё-таки давайте про сериалы поговорим, самые удачные и самые интересные?

А. Габрелянов

Я большой фанат сериала «The Boys» - «Пацаны». Наверняка слышали, видели на Amazon… Amazon Prime выходит. Вот сейчас снимают 3-й сезон. Причём это, я бы даже сказал, один из немногих вариантов, когда экранизация сильно лучше самого комикса, потому что комикс я не очень любил. Он мне в своё время не очень понравился. Я там прочитал что-то около 10 выпусков и забросил, потому что там с перебором жестокости, с перебором насилия, секса и всего такого. Ну, прям такое ощущение, что авторы отрывались по полной, как будто вот ребёнок, который забежал в кондитерскую лавку и там всё хочет попробовать. Вот.

Л. Аникина

Но разве это не то, о чем мы говорили в начале, что комиксы не должны сильно отходить от оригинала, чтобы не разочаровывать аудиторию?

А. Габрелянов

Да, но вот в сериале им удалось это как-то сбалансированно как-то подойти к этому. И там всего в достатке. И это смотрится очень интересно, очень увлекательно. И кому же сюжет был переработан так, что он удивляет и фанатов, которые читали комикс в оригинале, и он увлекает тех, кто вообще ничего не знает. Поэтому вот «Пацаны» я очень советую посмотреть тем, кто… кому 18 лет и больше. Очень… очень интересный подход, вообще в принципе свежий подход к супергероике. Ещё есть очень классный мультипликационный сериал «Неуязвимый», тоже выходит на «Амазоне». Это что-то вроде… молодой супермен, точнее сын, сын супермена, который учится быть суперменом. Это в простых слоев… очень просто объясняю. Он тоже очень жестокий с убийствами, с кровью, с насилием, и тоже сделан по одному из самых вообще лучших супергеройских комиксов в мире. Он так и называется тоже «Неуязвимый». Вышел первый сезон. Довольно интересно смотрится.

Л. Аникина

А я если не о супергероике говорить, всё-таки комиксы, мне кажется, интересны еще и тем, что они не только вот это вот самое бадумс, тыдыщ и так далее, а очень часто это какая-то глубокая, очень глубокая… глубокий формат, который вроде бы и текст, с минимумом текста, конечно, но при этом куча деталей прорисовано, это всё дополняют. И зачастую это не движуха, а это именно погружение в атмосферу.

А. Габрелянов

Да, да. Ну, я вообще считаю, что бадумс и тыдыщ уже давно никто не пишет и не рисует. Это вот всё какое-то старое, осталось в 90-х. Сейчас же гораздо более серьёзно к этому подходят. Обычно просто рисуют взрыв, и понятно, что взрыв – взрыв. То есть могут какие-то, например, красивые яркие визуальные слова подбирать для звуков. Но это они обычно вплетаются в картинку, вот как Вы правильно сказали. Да? Например, там можно нарисовать, что человек идёт по мокрой лужи, и в воде будет написано размытыми буквами слово «плюх, плюх, плюх», например. Да? Это будет, ну, прикольно выглядеть просто. Ты читаешь одновременно и смотришь картинку. Вот поэтому да, это очень-очень сложно сделать хороший комикс. Ты не… дайте себе… Не дайте себя обмануть, думая, что комиксы легко читаются, значит, они легко и производятся. Нет, это очень сложная… сложная вещь сделать хороший комикс. Во-первых, нужен хороший сюжет. Во-вторых, хороший художник, который Ваш сюжет поймёт и раскроет его максимально в хорошей картинке. Ну, и там верстальщики, всё остальное – это тоже очень важно, чтобы всё это грамотно, правильно читалось.

Л. Аникина

Артём, спасибо большое. Это был Артём Габрелянов, основатель «Bubble Comics», сценарист и продюсер. А сейчас я хочу для вас включить небольшую подборочку новостей. Сергей Оспищев подготовил специально для вас.

Сергей Оспищев

Netflix снимет первый российский сериал «Анна К.», современную адаптацию романа Льва Толстого «Анна Каренина». Главную роль исполнит Светлана Ходченкова. Её супруга будущего губернатора Санкт-Петербурга Алексея Каренина сыграет Фёдор Бондарчук. В сериале примут участие также Юлия Александрова, Гоша Куценко, Юра Борисов, Александр Цыпкин, Татьяна Догилева и Даша Верещагина. А вот кому отдадут роль Вронского, возлюбленного Анны Карениной, пока неизвестно. Режиссерами и продюсерами «Анны К.» станут Валерий Федорович и Евгений Никишов, известные по «Полицейскому с рублёвки» и «Эпидемии», кстати, сценарист последней будет работать и над сценарием «Анны К.». В России Netflix планирует также снять драму про 90-е и сериал совместно с режиссером «Чик» Эдуардом Оганесяном.

Российский сериал «Коса» победил на нью-йоркском кинофестивале как лучшее ТВ-шоу. По сюжету главная героиня расследует убийство девушек на Куршской косе и борется с внутренними проблемами.

Стартовал второй спин-офф криминального сериала «Власть в ночном городе». Оригинальный сюжет – баланс между легальным бизнесом и преступной деятельностью, семейная драма и пафосные диалоги. Сейчас он уверенно обрастает собственной вселенной. Действие 1-го спин-оффа начинается всего через несколько дней после событий последней серия финального сезона сериала. В этот раз зрители погрузятся в жизнь Кэнона Старка, которого впервые сыграл рэпер Фифти Сент, исполнительный продюсер проекта.

На «Нетфликсе» появился тизер мини-сериала «Новый вишнёвый вкус». Главная героиня приезжает в Голливуд для съёмок фильма и сталкивается с предательством дорогого человека. Ведомая жаждой мести, она приходит на мистическую вечеринку и знакомиться с таинственной татуировщицей, которая любит проклинать людей. Премьера состоится 13 августа.

Официально стартовали съемки 2-го сезона сериала «Судьба: сага Винкс». С оригинальным мультиком сюжет практически никак не связан и ориентирован скорее на подростковую, а не на детскую аудиторию. Несмотря на невысокую оценку критиков, remake понравился многим взрослым поклонником мультсериала.

Из-за положительного теста актёров на коронавируса приостановлены съёмки 10-го сезона «Американской истории ужасов», 2-го сезона «Бриджертонов» и шоу «Дом дракона», приквела «Игры престолов». Параллельно стало известно, что НВО разрабатывает также 2 анимационных проекта по вселенной «Песни льда и пламени». С вами был Сергей Оспищев. Всем пока!

Л. Аникина

И мы продолжаем наш эфир. Это программа «Эпизод». В студии Лиза Аникина. И мы говорим о сериалах по комиксам. И я хотела почитать немного то, что вы мне писали, как я и обещала. Мне действительно интересно, что вы смотрите, и что вас интересует. И для меня важно понимать, насколько вы погружены в эту тему, просто чтобы в дальнейшем, когда я буду составлять проекты «Эпизодов», я просто представляла, что вы захотите услышать, что вам будет интересно, и что вы можете узнать из этой программы. Кстати, вот новости, эта подборка новостей, там есть довольно интересные сериалы. Я бы на вашем месте глянула. Ну, это, конечно, необязательно. Совершенно необязательно. Мы смотрим, вы слушаете, но тем не менее. Вот вы писали, что сериал по комиксам… Спайк… Спаркл писал, что сериал по комиксам не очень люблю, но сейчас смотрю «Batwoman». Потомок». Я не знаю, что за потомок. Но ладно. Не знаю, мне кажется, что сериал по комиксам – это уже такой своеобразный отдельный жанр, и он как раз интересен тем, что он вроде бы на основе уже нарисованной, какой-то имеющейся, но тем не менее он самостоятельное произведение. И как говорил Женя Бунтман, нужно учитывать тот факт, что уже нарисовано, и нужно эту динамику передать каким-то образом в видео. Это гораздо сложнее. София Пирожкова пишет, что некоторые аниме без манги смотреть невозможно. Про аниме, я думаю, сделать отдельный выпуск. Я думаю, что многие из вас с аниме так или иначе знакомы. Но мне кажется, что это такая же абсолютно ситуация как с любым произведением. Многие сериалы, многие фирмы нужно смотреть в… с пониманием, что это за книга или комикс, на основе которого это произведение сделано. Дуся пишет: «Ну, если идея интересная там какая-нибудь присутствует, то смотрю фильмы по комиксам с удовольствием». Ну, то есть это ситуация, как я понимаю, когда неважно, какой источник, важно скорее само наполнение. В принципе это тоже логично. То же самое писали… Нет, я потеряла. Извините. Многие, кстати, писали, что, ну, если интересно, смотрю, если неинтересно, не смотрю. Первоисточник особого значения не имеет. Я сейчас для радиоэфира включу саундтрек. Это песня из «Игры престолов», раз уж мы про нее сегодня довольно много говорили. «Jenny of Oldstones». Она была в последней серии. И там потрясающая обстановка, где город готовится к решающей битве, где все понимают, что в любой момент завтра они могут умереть, что все близкие их могут умереть. И на фоне этого просто играет музыка и вот эти вот картинки.

Звучит «Jenny of Oldstones».