Алексей Соломин, Алексей Нарышкин - Эходром - 2014-07-06
А.ПЛЮЩЕВ – Добрый вечер, еще раз! 23 часа, 8 минут. Вы слушаете радиостанцию "Эхо Москвы". Меня зовут Александр Плющев. Я сегодня веду программу «Эходром». Ну, собственно, я ее всегда веду, только со мной обычно Дмитрий Борисов. Но он у нас пока в отпуске. Впрочем, я надеюсь, если все у нас сложится, мы его сегодня еще услышим. Опережая события, скажу, что вчера кто слушал мою ночную программу, вчера все переживали – я, во всяком случае, не знаю, как все – за собаку Дмитрия Борисова, которую в его отсутствие убежал. Вернулся Бейлис, все хорошо. Спасибо, кто сопереживал. Ну, казалось бы, что там? А собака все-таки – существо бессловесное.
А с вами обращаемся к нашим программам. Я напомню, что «Эходром» - это о передачах "Эха Москвы", и начнем мы с тех программ, которые вы могли попустить на минувшей неделе, сейчас последний час идет этой недели. И вы можете совершенно спокойно зайти на сайт радиостанции "Эха Москвы" и найти там эти передачи, еще раз посмотреть, прочитать, что-то для себя оттуда взять. В частности я рекомендую интервью Алексея Соломина с Сергеем Карагановым в рамках дневного «Разворота» Сергея Бунтмана и Татьяны Фельгенгауэр, точнее, не столько интервью, сколько была программа, в которой они принимали участие. И был по телефону Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней оборонной политике. Называется: В ожидании нового американского посла.
Совсем уж люди продвинутые, оторванные могу послушать запись моей ночной программы «Один» в ночь с пятницы на субботу в начале третьего часа – там тоже о возможном новом американском после говорил бывший американский посол Майкл Макфол, но это недолго, но на английском языке. В программе «Полный Альбац» в минувший понедельник был Олег Сысоев, Кирилл Рогов, а также Константин Симонов. Говорили об итогах политического сезона. Весьма поэтичное было названо «Холодным летом 2014». Ну, по аналогии с «Холодным летом 53-го года».
Еще, что рекомендую посмотреть и почитать, зайти, может быть, на наш сайт. Да, конечно, «Разбор полета» Татьяны Фельгенгауэр в понедельник вечером был в 21 час. Целых два часа Александра Ширвиндта.
Что еще рекомендую вам. «Обложку», в которой меня не было. Обычно я на месте, но как-то вот так получилось, что меня не было. Софико Шеварднадзе говорила о хиджабе парандже в публичных местах: разрешать или запрещать? В гостях у нее был Мазен Аббас, корреспондент телеканала Аль-Арабия в Москве. Сэм Клебанов - президент кинопрокатной компании "Артхаус. ру" и публицист Эльмар Гусейнов - главный редактор журнала "Эхо планеты".
А.ПЛЮЩЕВ – Еще пару вещей, которые стоит посмотреть на сайте "Эха Москвы" из прошедших программ минувшей недели. Ну, во-первых, в программе «Дилетанты» у Карины Орловой и Виталия Дымарского был Андрей Зубов, историк. Распад государства: благо для его народов или катастрофа? – вот, какая тема обсуждалась. И напоследок вам еще порекомендую, например, программу Алексея Дурново с темой: Принц Чарльз. Это было в Развороте 4 июля, в пятницу. Небольшой фрагмент Алексея Дурново, про принца Чарлза шла речь. Ну, там, понимаете – там развод, все дела и так далее.
Итак, это то, что вы могли пропустить на уходящей неделе. Сейчас наша обычная «угадайка». Телефон для sms в эфир: +7 (985) 970 45 45. Викторина, за победу в которой вам ровным счетом ничего не будет. Вам предстоит, как в программе «Угадай мелодию», угадать голос человека, который был гостем радиостанции на минувшей неделе, Одним из гостей. Итак, кто это?
СТУК В ВЕЧНОСТЬ. КТО ТАМ? КТО ТАМ? КТО ТАМ?
«Это вторая страшная часть жизни в России, что вот вы спрашиваете, а как дальше, а как долго продержится, но не один вменяемый человек не подумал бы, что какие-то законы, которые неграмотные, непрофессиональный пройдут. Все-таки, наверное, депутаты решили в очередной раз попасть в заголовки газет. Но они проходят».
А.ПЛЮЩЕВ – Итак, кто это? Телефон для sms в эфир: +7 (985) 970 45 45 или Твиттер аккаунт vyzvon. Но называйтесь, пожалуйста, как-нибудь чтобы мы могли объявить победителей. Это, пожалуй, самый сложный из загаданных людей, которые были у нас. Был он в одной из новых наших программ теперешних, или, скажем так, обновленных – даю я некоторые подсказки. Вы легко, я надеюсь с помощью них его вычислить, кто же это был.
Итак, переходим к одной из главных рубрик сегодняшнего дня. Хотя, с другой стороны мне, конечно, насколько обидно, что она, можно сказать, идет в повторе. Дело в том, что вчера была программа «Без посредников» Алексея Венедиктова, поэтому он сегодня оставил мне наказ – взять что-нибудь оттуда для вас. Вообще, я считаю – и это мое официальное заявление сейчас – что программу «Без посредников» с появлением программы «Эходром», следовало бы отменить. У Алексея Венедиктова здесь есть: а) постоянная рубрика, и б) он в любой момент может сюда прийти, выйти по телефону, ответить на любые вопросы и так далее. Зачем нужна программа «Без посредников». Ну, это как-бы несерьезно. А серьезно: поскольку Алексей Венедиктов традиционно заменяет тех или иных ведущих, которые ушли в отпуска и так далее, которых нет – на этом место ставится программа «Без посредников», а мы страдаем. И вот, на что я бы я обратил внимание. Кусок выбирал я, и то, что мне показалось наиболее значительным, это одна из планирующихся программ на "Эхе Москвы" – то, чем занимается, собственно, программа «Эходром» - говорил о новых планирующихся или каких-то изменяющихся программах. О ней рассказал вчера Алексей Венедиктов в программе «Без посредников». Послушайте. Если еще не слышали.
ЭХОДРОМ. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Возвращаясь к эфирной сетке, хочу сказать вам о новой передаче, о которой еще не говорил. Эту передачу будут вести два корреспондента "Эха Москвы" Алексей Дурново и Инесса Землер с нового сезона, где-то после 22-го августа. Это будет, скорей всего - давайте я скажу: скорее всего, чтобы не было: «А! вы говорили, что…» - вот, скорей всего это будет передача «двучастевка», то есть каждую неделю по часу. 25 лет будет «Эху», и каждая передача будет посвящена одному году, пока существовало «Эхо». Это передача не об "Эхе". Это будет передача о 90-м годе, о 91-м годе, о 92-м годе, о 93-м годе….
Ребята сейчас готовят концепт, но на сегодняшний день понятно, что одна часть, одна передача будет – ну, начнем с 90-го года – это люди, события, процессы 90-го года; а вторая часть – это с вами разговор о том, что вы в 90-м году…, что вы не родились еще в 90-м году, как мне тут сказала одна молодая сотрудница: «А я, чего буду делать? Я еще не родилась». Я говорю: «Ты, дорогая, будешь слушать, и знать, что до твоего рождения мир тоже существовал и довольно бурный». И вот так целый год они будут вести эту программу. Еще без названия – можете предлагать мне название. Мне кажется, что это штука забавная.
А.ПЛЮЩЕВ –Кстати, тоже рекомендую, разумеется, вам к прослушиванию, прочтению, просмотру этой передачи "Эха Москвы" всячески, постоянно, если вы не видели, поскольку, там много было о радиостанции "Эхо Москвы", и об изменениях, которые произошли. Там голосования были, кстати, и по моей программе, по ночной программе «Один» тоже было голосование по ее английскому часу. Я крайне обрадован результатами этого голосования.
Кстати говоря, о голосованиях надо не забыть, сейчас скажу. И если вы заходили на сайт "Эха Москвы", то, конечно, вам бросились в глаза баннеры этой программы – там несколько штук, как обычно это с Алексеем Венедиктовым бывает на "Эхе". Зайдите, посмотрите – будете в курсе много происходящего на "Эхе Москвы". Я хотел сказать про голосование. Прошлый раз я, надо сказать, оплошал – было дело. У нас здесь были, если помните, Илья Рождественский и Сергей Шаргунов, новые ведущие утреннего «Разворота» по пятницам. И я спрашивал вас, нравится вам эта пара или нет в утренних «Разворотах» по пятницам. И забыл, честное слово забыл, не потому, что при них, не при них – у нас, в общем, все можно совершенно спокойно друг про друга говорить в этом смысле - и я забыл сказать результаты опроса. Но его записал себе, я помню. Ну, в общем, нетрудно было запомнить: 40 на 60. 40% пара понравилась, 60% - не понравилась. Но, как мы знаем, результаты подобных голосований – они не влияют на то, что происходит в эфире, но нам интересно знать фидбек, и людям, конечно, о которых, собственно, идет речь в передаче, их авторам интересно знать, каким образом к ним относятся люди, может быть, сделать какие-то выводы. И я передал эти результаты Илье Рождественскому и Сергею Шаргунову. Не знаю, как они отнеслись. Думаю, как обычно: с юмором и иронией.
Так. Что у нас ожидается дальше. Мы сейчас должны связаться с Татьяной Фельгенгауэр: про изменения в дневном эфире. Это, фактически продолжение рубрики «От первого лица». Это будет заместитель первого лица. Алексей Венедиктов вчера тоже и рассказывал об изменениях в прямом эфире, и даже голосование проводил об этом. А сейчас Татьяна Фельгенгауэр, собственно, автор этого проекта, автор, ответственный – не знаю, кто – вдохновитель у нас на прямом телефонном проводе. Татьяна, добрый вечер!
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Привет! У меня нет телефонного провода. Я по мобильному с тобой говорю.
А.ПЛЮЩЕВ – У нас, зато есть провод, представляешь? И каким-то концом он соединяется с твоим мобильным. Так вот, дорогая Татьяна, ты, во-первых, сама провела первые эфира четыре, да?
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да, с понедельника по четверг мы с Сергеем Бунтманом работали.
А.ПЛЮЩЕВ – А, во-вторых, ты это дело организовывала, придумывала, как бы конструировала, ну, разумеется, под чутким руководством Алексея Венедиктова, не без того.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Куда же без него, конечно!
А.ПЛЮЩЕВ – Безусловно.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Но на самом деле ты зря говоришь все в прошедшем времени, потому что мы продолжаем придумывать, конструировать, пробовать и экспериментировать. У нас сейчас именно формат эксперимента. Пять недель – я, прости, не с самого начала…, мой провод дотянулся до тебя, я не слышала, рассказывал ли ты какие пары…
А.ПЛЮЩЕВ – Нет-нет, я, вообще, ничего не рассказывал. Во-первых, потому что…
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ну, во-первых, потому что ты не знаешь…
А.ПЛЮЩЕВ – Постой! Можно секунду… Во-первых, потому что об этом подробно рассказывал Алексей Венедиктов в эфире, крайне подробно. И не только у нас, а вчера в «Без посредников» тоже он этому достаточно много времени посвятил.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Да, это я читала.
А.ПЛЮЩЕВ – Я подумал, что мне тут уже ловить нечего совершенно.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – И правильно. В общем, пять пар у нас будет, пять недель. Вернее, четыре пары, потому что мы с Сергеем Бунтманом проведем этот дневной эфир. У нас конструкция такая: понедельник – четверг, четыре дня подряд одна пара работает, а дальше в пятницу заступает на смену Алексей Венедиктов, который тоже должен – и я просил его об этом – попробовать этот эфир изнутри, посмотреть, как это происходит; потому что, если раньше у нас дневной эфир длился с 3-х до 5-ти и был жестко регламентирован по получасовкам, то есть, там было всегда четыре темы, всегда строго рубрики, постоянные гости, то сейчас мы расчистили абсолютно все и сделали три часа живого эфира, который меняется по ходу пьесы. Если что-то падает, мы это как-то все переделываем. Если мы видим, что тема хорошая, то мы можем ее продолжать 20 минут, 30 минут. Если тема нам не очень нравится, мы можем ее быстренько завернуть - ну, не пошло обсуждение, но в среднем у нас от восьми до десяти тем умещается в этот эфир – это, в общем, много.
Ты знаешь, что это получается, в общем, все живо, быстро. Разные форматы. Тут к нам приходят корреспонденты, делают всякие репортажи, и надо сказать, что ребята, конечно, развернулись по полной, потому что это, конечно, настоящий театр у микрофона с эффектом присутствия, с разными звуками, интершумом, маленькими интервью. Это и досье – то, что желал Женя Бунтман, например, и репортажи из зала суда – тоже делал Илюша Рождественский; Тоня Самсонова сделала абсолютно фантастический материал про прощальное шоу «Монти Пайтон».
Ну, вот это то, что мы с Сергеем Александровичем конструировали, как мы это видим. Следующая пара уже завтра заступает – это Владимир Варфоломеем и Марина Королева. Я уверена, что это будет совсем другой эфир, он будет не хуже,он будет просто другой, потому что, так как мы сейчас экспериментируем, то каждая пара придумывает что-то свое. И мы договорились, что мы внимательно слушаем, следим и друг у друга бессовестно воруем лучшие приемы, потому что нам за эти пять недель нужно как можно больше приемов испробовать, понять, что получается, что нет, и все это собрать в один живой, классный, интересный эфир.
Нам, например, слушатели писали: «Вот вы превратились в «Авторадио»», только потому, что мы начали спрашивать про пробки. Мы попросили люди перед «Проезжей частью» Сан Саныча Пикуленко, звонить, нам: «где вы стоите или, как вы это объезжаете». И нам сразу: «Вот, вы такие-сякие…». Ну, это значит, что люди заметили, это значит, что в любом случае, какую-то роль сыграла. И, судя по тому, что люди звонят очень активно, чтобы рассказать, как они передвигаются по городу – там все пять телефонов постоянно заняты – им это интересно и нужно.
Я считаю – может быть, это немножко нескромно с этой стороны – но я считаю, что мы с Александром Сергеевичем Бунтманом сделали совершенно гениальную штуку. И, я думаю, что дальше будет интереснее и веселее, и корреспондентам это будет интересно, потому что это для них совершенно новая возможность себя реализовать и показать и передать, что они видели и то, что они знают. Ребята на самом деле фантастически образованные. У них такой бэкграунд, который просто не снился. К сожалению, формат новостей не всегда позволяет это показать, а вот такой формат живого эфира – вполне.
А.ПЛЮЩЕВ – Скажи, пожалуйста, но ведь, наверное, подобный эфир, где много тем, где много какого-то контента, много этой динамики и прочего – он требует каких-то дополнительных ресурсов, прежде всего, подготовки, прежде всего, людей, корреспондентов задействовать и так далее.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Смотри, если говорить про такие организационные моменты, то ведущие стали на час раньше собираться, и да, конечно, нужно готовится гораздо глубже, гораздо внимательней, гораздо как-то всесторонне, что ли. Но, я не могу это как-то драматически изменилось, нет. Это просто профессиональная работа, и нам деньги за эти платят. И, мне кажется, что напротив, когда у тебя такой калейдоскоп – это интересно все выстроить в какую-то одну картину, не так, чтобы у тебя винегрет какой-то получился нарезанный, а так, чтобы это было логично, интересно, придумать какие-то мостики. Это очень захватывает и корреспонденты с удовольствием - и, вообще, все наши журналисты – они с удовольствием включаются в этот формат, и, мне кажется, что и слушатели тоже в этот формат включаются. После этих пяти недель, которые будут у нас экспериментальными, этот дневной эфир по идее достанется ведущим уже как бы совсем другим. Должно быть интересно.
А.ПЛЮЩЕВ – Давай сейчас проверим, насколько слушатели включаются, насколько им нравится и так далее, хотя, может быть, сейчас несколько иная аудитория у нашей программы, нежели у дневного «Разворота» по будням, но, тем не менее, я прошу присоединяться, прежде всего тех, кто слушал на этой неделе дневные «Развороты», то есть программа, начинающаяся в 14-10 после информационной программы «Эхо», которой теперь не стало – большой, она теперь маленькая, - и до 17 часов. Вот этот отрезок, если кто-то слушал, я прошу их проголосовать. Если вам понравились эти изменения, которые произошли, то, о чем рассказывала Татьяна Фельгенгауэр – я надеюсь, вы это слышали – тогда: +7 495 660 06 64. Если вам эти изменения не понравились, вам нравится больше, как было раньше: вот эти четыре часа, четыре темы или четыре гостя или два гостя и две темы..
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Два часа…
А.ПЛЮЩЕВ – Да, два, два, прошу прощения: четыре получасовки, конечно. Тогда – +7 495 660 06 65. Поголосуем минутку-другую
Слушай, вот ты говоришь – у меня к тебе теперь личный вопрос – ты говоришь, что через несколько недель все это достанется другим ведущим. Во-вторых, кто это? А, во-первых – как раз личный вопрос – а тебе не жалко будет это отдавать-то?
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ну, кто это, мы расскажем чуть попозже с Алексеем Венедиктовым. Мне… ну, Саша, во-первых, я еще разочек эти четыре дня проведу, потому что, через две недели мы с Сергеем Бутманом опять заступаем на вахту. Во-вторых, мне не жалко в том плане, что я очень хочу, чтобы в конечном итоге у нас получился живой и яркий эфир. В этом плане мне не жалко. Конечно, мне хочется самой что-то вести, но это точно так же, как… я не знаю, я очень скучаю по нашим с тобой утренним Разворотам, которые были крайне редко. Но это всегда так.Конечно, любой радиоведущий хочет эфир, и он ради этого приходит на радио, и он этого хочет, и он к этому стремиться. Но тут как раз даже эти четыре дня показали мне, несколько замечательные, яркие и разные у нас журналисты, и, что не стоит жадничать, и все эфиры забирать под себя, а наоборот, нужно как можно больше разнообразия и в людях и в голосах и во всем. Поэтому мне, наоборот, будет приятно посмотреть – что каждый следующий ведущий соберет из этого бэкграунда, который мы сейчас набираем.
А.ПЛЮЩЕВ – Если вам понравились изменения в прямом эфире +7 495 660 06 64. Если нет: +7 495 660 06 65. Дай, я тебе пару эсэмэсочек прочту: «И слушать этот театр просто невозможно. Дикая спешка на фоне болезненного веселья. Сильно смахивает на пир во время чумы», - пишет Таня. «Раньше было хуже, сейчас офигенно. Может быть, это из-за того, что я люблю Таню», - кто-то пишет из Тульской области. Причем, непонятно, какую Таню – то ли Таню Фельгенгауэр, то ли ту, которая написала sms.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ту, которая сейчас написала, наверное, про пир во время чумы.
А.ПЛЮЩЕВ – Да. Значит, что еще? Вроде пока по этому поводу ничего. Та же Таня, которая писала, спрашивает, почему совсем пропали слушатели из эфира? Это было самое интересно. Споры и веселье ведущих не нужны». Ну, надо просто не лениться, не спать после полуночи в пятницу и субботу и там - только и делают, что слушатели выступают.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – На самом деле у нас были слушатели. Да, их стало меньше, но тут я скажу честно по поводу слушателей. Тут есть две причины. Первая причина, что мне кажется важным то, что меняется подход: не просто со всеми подряд говорить, а у слушателей должна быть какая-то компетенция, он должен иметь непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это жесткое и необходимое условие, которое нужно соблюдать. И вторая вещь, которая, к сожалению, не совсем от нас – техническая: у нас были проблемы с телефоном. У нас даже несколько вызвонов, к сожалению, сорвалось из-за технических проблем. И это «грязь» в эфире, это потеря времени, поэтому иногда лучше перестраховаться и ограничиться эсэмэсками.
А.ПЛЮЩЕВ – Понятно. Спасибо большое Татьяне Фельгенгауэр, но я объявлю все-таки результаты голосования. На этот раз я не забуду. Ты знаешь, началось для меня все очень комплементарно, просто потрясающе: было за 85% с самого начала. Но со временем пока мы с тобой обсуждали, обсуждали, количество противников увеличилось и достигло 25%. Все же ты победила с гигантским преимуществом в 75 на 25, с чем я тебя и поздравляю, удачи в дальнейшем реформировании дневного эфира и в отличных программ.
Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Ура! Спасибо!
А.ПЛЮЩЕВ – Спасибо большое! Татьяна Фельгенгауэр – заместитель главного редактора была у нас по телефону. Ты знаешь, какая история приключилась? – говорю я нашему режиссеру Василию Антипову. Никто не может угадать «Стук в вечность», никто. Так я здорово загадал в этот раз. Обычно сразу, ну, потому что голоса известные. Давай мы еще раз, может быть, дадим его послушать сейчас, и вам предстоит до конца программы, ну не до конца – до 23-50 где-то угадать, кто это, а я пока скажу, закрою лэптопы у наших гостей, которым не положено знать, что вы там пишете.
СТУК В ВЕЧНОСТЬ. КТО ТАМ? КТО ТАМ? КТО ТАМ?
«Это вторая страшная часть жизни в России, что вот вы спрашиваете, а как дальше, а как долго продержится, но не один вменяемый человек не подумал бы, что какие-то законы, которые неграмотные, непрофессиональный пройдут. Все-таки, наверное, депутаты решили в очередной раз попасть в заголовки газет. Но они проходят»
А.ПЛЮЩЕВ – Итак, кто это, кто был…? Еще дам подсказку: он был в дневном «Развороте». Тут много предполагали, что это ШодМуладжанов, почему-то, и что манерой похож на Дондурея. Один человек угадал как бы род занятий нашего гостя, но не назвал его фамилию. Вот так, ребята, слушайте внимательно эфир эха, и в данном случае внимательно рубрику Леси Рябцевой, помощника главного редактора. Она выходит на "Эхе Москвы" в боге. Мне кажется, вот этот выпуск был самым спорным, самым скандальным, самым обсуждаемым в интернете. Послушайте его прямо сейчас.
КРАЕМ ГЛАЗА
Задаюсь вопросом,: как так вышло, что правительство регионального (а точнее городского) уровня важнее и продуктивнее многих федеральных? Казалось бы, у федеральщиков - проблемы больше, обширнее, команды крепче, опытнее. А выхлопа как-то меньше. Не то чтобы наши министерства совершенно бездеятельны. Но вот пример. Закон об Интернете уже давно обсуждается. Мы с Венедиктовым включились в работу (простите за тавтологию) рабочей группы еще в апреле. Сейчас на дворе палящий июль - текста закона нет.
И, насколько мне известно, в основном, вся задержка из-за препираний двух министерств - связи и культуры. И это хорошо - в такой тесной работе этих двух сфер, несомненно, получится качественный продукт. Но по-настоящему страшно становится, когда приходится министру, который будет отвечать за контроль над постами, ретвитами, репостами рассказывать о том, что это вообще такое. Ну, то есть, Никифоров понимает шутку: «если мы не можем договориться о том, какой длины должен быть выложенный в Сеть текст, чтобы он не нарушал авторских прав, давайте введем правило «140 символов» (как в твиттере)». А вот людям из 20ого века, типа многих других министров эта шутка не только не покажется смешной, но они даже и не задумаются над тем, что такое Интернет. Это разочаровывает.
И вот обратная сторона. В Правительстве Москвы работают молодые люди с горящими глазами и горячими головами. Видела, как они искренне переживают за неработающие зарядки для мобильных телефонов в Парке Горького. За плохо организованные и не особо принятые жителями велодорожки. За нарушения на выборах. За импотентную оппозицию. За нежелание москвичей принимать участие в жизни города. Нет, нет, я их не начала любить. Просто я, как обыватель, пытаюсь со стороны оценить пользу, которая либо есть, либо ее нет. Вот от Правительства Москвы польза бывает.
Лично для меня мэрия имеет пока только три цветовых спектра: Ракова, Капков, Ликсутов. Про последнего я уже писала, а про остальных расскажу сейчас.
Так вот - Ракова. Именно Анастасия Владимировна отвечает за все перед мэром. Уже год с момента прошлых выборов она бесится. Она создала игрушечку под названием «Честные выборы», а в эту игрушечку играть не все хотят. Но другой альтернативы, надо сказать, нет. Нет другой игрушечки. И в нашу последнюю встречу мы с огорченной и разочарованной Раковой обсуждали как раз выборы в Мосгордуму. То, как не все хотят играться или создают собственные правила, мы видим сейчас, во время кампаний.
Возможно, от бессилия или от усталости оппозиция сама идет на правонарушения при предвыборной гонке, но она не готова соглашаться с тем, что это против правил. Например, как это все видит Ракова: кандидат подает заявку на пикет (не за 3 дня до него, как это положено, а за день), получает отказ. После чего пишет везде и всюду, что его права были нарушены.
Например, кандидату рвут подписные листы, рвут волосы. Как это все видит оппозиция: во всем виновато правительство Москвы и «собянинская хунта». И даже не кандидат-противник или просто мимо проходящий дурак.
Капков же в отличие от Раковой, не бесится, нет. Он в своем полете, строит свои планы, готовится ко Дню города. За что его можно благодарить, так это за его команду. Сергей Александрович, спасибо вам большое за то, что не боитесь и поощряете провокационные, отчасти безбашенные, но очень крутые инициативы вашей команды: выставки, перфомансы, журналы, фестивали и т.д.
Недавно Капков рассказывал о крутейшей клинике в Штатах. Так его возбуждал этот рассказ. Там все автоматизировано, врачи счастливы, все живы и здоровы. Помимо лечения клиника занимается еще и исследованиями. И все это на дотациях, поскольку научная работа учреждения идет в общий фонд страны.
Нам пока до этого далеко. Но, когда видишь, как у министра что-то аж жужжит внутри от мысли о возможных перспективах, это очень круто. Ему хочется верить. Видно, что не опускаются руки.
Да и вообще, правительство Москвы - оно все такое жужжащее. Средний возраст сотрудника мэрии - 34 года. Они реально молодые. Перспективные. Амбициозные. Пчелки. В отличие от многих федеральных министров и их аппаратов эти не тухнут на своих рабочих местах и не корпят над бумажками.
С другой стороны, у ребят из столичного правительства есть возможность выйти за дверь кабинета и в прямом смысле увидеть, что они сделали или делают. Ну, или чего не хватает рядовому москвичу и гостю столицы.
Но чтобы понять Россию придется шагать сильно дальше.
А.ПЛЮЩЕВ – Помощник главного редактора Леся Рябцева и ее блог на сайте "Эха Москвы". Можете комментировать, спорить с ним, не соглашаться или наоборот, поддерживать. У нас на прямой связи Дмитрий Борисов. Дима, добрый вечер!
Д.БОРИСОВ – Добрый вечер! Послушал я сейчас про визжащих министров. Я, наконец-то услышал, потому что в Твиттере читал отзывы и не слышал весь текст. Интересно. Хорошая рубрика…
А.ПЛЮЩЕВ – Очень круто. Мы открываем другую, отличную рубрику.
ЭХОДРОМ. ЛИЧНОЕ ДЕЛО. ОДНА НЕДЕЛЯ – ОДНА ПРОГРАММА.
А.ПЛЮЩЕВ – Прямо скажем, в этом раз мы сильно наврали насчет одной программы, потому что программы, которые ведут эти люди вместе или поврозь - множество. Я рад представить: Алексей Нарышкин, Алексей Соломин, добрый вечер!
А.НАРЫШКИН – Добрый вечер!
А.СОЛОМИН – Здравствуйте!
А.ПЛЮЩЕВ – Дмитрий Борисов не просто так здесь издалека, а для того, чтобы тоже позадавать несколько вопросов, но я, пользуясь тем, что нахожусь в студии задам первый. Значит, программа «Дорожная карта» ваша. Формально мы ради нее собрались. Так получилось, что я ее никогда не слушал, я просто ее физически не могу слушать, потому что она между моими двумя программами стоит.
А.НАРЫШКИН – Это отмазка такая.
А.ПЛЮЩЕВ – Ну, конечно, я могу послушать в интернете, посмотреть.
А.НАРЫШКИН – Но никогда не…
А.ПЛЮЩЕВ – Нет, я вживую никогда не слышал. Готовясь к программе, я посмотрел, естественно, о чем речь. Но…, она находится между… Предположим, что я, как и другие слушатели… ну, как – многие другие – какие-то другие слушатели ее мог не слышать. Вот расскажите тем, кто не слушал никогда, не слышал, и прошлый час не слышал – что это, зачем, и как вы ее придумали, и почему она, вообще, и у кого она отбирает хлеб?
А.НАРЫШКИН – Я начну. Я скажу сначала про то, что…
А.ПЛЮЩЕВ – Это Алексей Нарышкин – кто не узнал по голосу.
А.НАРЫШКИН - … что было на месте этой программы два года назад. Мы началу программу «Сценарий 21». Нас заманил себе в кабинет Алексей Алексеевич Венедиктов, сказал, что «вот, ребята, вместе – я чувствую, это будет хороший дуэт, давайте-ка программу придумайте». Мы накидывали разные идеи, несколько было вариантов.
А.СОЛОМИН – Мы даже не общались до этого на самом деле.
А.НАРЫШКИН – Да, я был полон презрения к Соломину, как и он ко мне.
А.СОЛОМИН – Я его не замечал просто.
А.НАРЫШКИН – Сейчас мы к этим отношения возвращаемся. Тогда, два года назад появилась в итоге после длительных рассуждений, консультаций с Венедиктовым появилась программа «Сценарий 21» про различные и вызовы 21-го века. Программа просуществовала 9 месяцев, к лету мы поняли, что идеи уже как бы все перебрали глобальные, тем более, что у нас некоторые темы мы расшифровывали: подробнее обсуждали, два выпуская подряд, по два часа говорили…
А.ПЛЮЩЕВ – То есть угроз-то три десятка всего набралось.
А.НАРЫШКИН – И того меньше.
А.СОЛОМИН – Мы просто ориентировали. Мы не сами это выбирали, а есть же определенные доклады всяких intelligence-служб, разведок, и мы, собственно, ориентировались на них.
А.НАРЫШКИН – И потом, уже летом мы пришли к Венедиктову, повинились, и сказали что тем уже йок – не хватает. Венедиктов сказал…
Д.БОРИСОВ – Разведка плохо работает.
А.НАРЫШКИН – Кто плохо работает? мозги плохо работают.
А.ПЛЮЩЕВ – Разведки.
А.НАРЫШКИН – А-а, разведки! И Венедиктов сказал: «Ну, думайте, должно же что-то появиться». Мы с Соломиным опять думали. Каждое лето у нас такая пора дума. Мы думали-думали, предлагали варианты. У нас была такая концепция хорошая, мы где-то сидели в каком-то кафе, все набросали, даже прикинули на год, какие гости должны к нам приходить и это к Венедиктову принесли, а он нам сказал: «А чем это отличается пот программы «Они»? – вот так. Мы, конечно, начали печалиться, кручиниться. Но потом Венедиктов сам сказал: «Есть такая мысль, смотрите, я вам это предлагаю…», и сейчас Соломин расскажет, что нам предложили.
А.СОЛОМИН – Тут еще нужно отметить, что к Венедиктову с разных концов приходили разные люди с разными какими-то своими предложениями, которые он в определенный момент взял и сумел «конвертнуть» все вместе. Тоня Самсонова, которая является постоянной участницей нашей программы «Дорожная карта» была как раз тем человеком, которая пришла к Венедиктову со своей идеей и они с Сакеном Аймурзаевым предложили делать что-то, что использовало их, как иностранных корреспондентов: Сакен в Киеве и Тоня в Лондоне, и так появилась в конце «Дорожной карты» эта программа, в которой мы берем какую-то проблему, какое-то явление и смотрим, как эту проблему решают в других странах или как к этому явлению в других странах относятся. И постоянно сравниваем. Вот Сакен Аймурзаев рассказал, что происходит в Киеве, и как это так происходит. Мы специально просим их присылать записанные материалы, чтобы это было ярко, чтобы это не просто корреспондентский материал, а чтобы это полноценная история какая-то, как будто журнальная какая-то… как это называется в журналах? – ну, не статья, а вот… но не расследование, а story– история какая-то.
А.НАРЫШКИН – Формат программы у нас следующим образом выгляди: 50 минут мы в эфире, у нас в студии обязательно должен быть гость, и приблизительно 4-5 готовых материалов от Сакена, от Рината теперь, от Тони Самсоновой и других наших зарубежных коллег.
А.ПЛЮЩЕВ – Ринат Валиуллин, из Португалии он.
А.НАРЫШКИН – И, соответственно, каждый материал слушаем, и стараясь отталкиваться от того, как то или иное явление в другой стране… Первая тема у нас была про выборы мэра. Только что у нас прошли выборы мэра Москвы, и мы говорили о том, как в разных странах выбирают мэра. Приходил к нам, по-моему, Григорий Мелконьянц, и с ним говорили, какая инициатива хорошая, какая плохая, вот нам бы это пригодилось, или нам бы уже ничего не помогло.
А.ПЛЮЩЕВ – Значит, программа выходит по воскресеньям в 22 часа. Дима, ты знаешь, на что я обратил внимание – в расчете к Дмитрию Борисову – вот в Алексее Нарышкине странным образом уживаются – он же очень хороший ироничный такой, классный парень, - но в нем странным образом уживается странная черта, которую мы очень любили в героях нашей программы сначала «Аргентум», потом «Попутчики», некоторых героях. Это, когда они во всем видят подвох. Вот во всем сказанном в их адрес, они видят гигантский подвох какой-то…
Д.БОРИСОВ – Подвох с самоиронией.
А.НАРЫШКИН – Я даже вызвон Дмитрия Борисов воспринимаю, как какой-то подвох. Вопрос, который готовился целую неделю, наверное, сейчас прозвучит.
Д.БОРИСОВ – На самом деле я вчера послушал специальное приложение к программе «Эходром» под названием «Без посредников», и там было озвучено, что это приложение НЕРАЗБ…
А.ПЛЮЩЕВ – А Алексей Венедиктов так и сказал, кстати.
Д.БОРИСОВ – Поэтому я спокойно говорю, что это и есть. Так вот, и там было как раз сказано, что в этом году, в этом сезоне на "Эхе Москвы" вертикальные взлет вверх совершили парни, хотя в прошлые годы такой взлет совершали в основном девушки – историю он там напоминал: и Таня Фельгенгауэр и Ира Воробьева и дальше. И вот в этом году он рад, что получились такие, есть такие крепкие пары в эфире, вообще, все О’кей. Но главное, по-моему, не один из вас не побывал в свое время в программе «Сотрудники». Я прав?
А.СОЛОМИН – Нет.
А.ПЛЮЩЕВ – Не успели.
А.НАРЫШКИН – Я мечтал… Последний раз, когда была программа «Сотрудники», я еще работал звукорежиссером. Я думал: позовите меня, вот же я! Свежая кровь…
Д.БОРИСОВ – Вот смотри, программа, правда, выходила час НЕРАЗБ вот три минуты. Откуда вы взялись, вообще, на "Эхе Москвы"? – главный вопрос. Сначала давайте начнем с Нарышкина, раз ты такой громкий.
А.ПЛЮЩЕВ – Раз он такой наглый. Забивает Соломина.
Д.БОРИСОВ – Как это путь от звукорежиссера в эфир – как ты…?
А.ПЛЮЩЕВ – Прошу прощения, что редактирую твой вопрос, давай еще путь к звуку режиссеру тоже проследим?
А.НАРЫШКИН – Ну, как раз сейчас у нас 12 минут осталось до конца эфира, там же сложный, в принципе… Я думаю, хватит. Уже можно же отвечать? Раз-раз… В 10-м или 11-м классе у меня появилась какая-то небывалая тяга к музыке, но у меня не было музыкальной школы, и подо мной, в квартире, которая ниже этажом, чем моя жил композитор такой известный в узких кругах, и я к нем пришел и говорю: «Что же мне делать? Меня вот интересует музыка». Он мне сказал: «Ты для начала пойди в музыкальную школу. Неважно, что ты взрослый уже дурачок. Ничего – поучись, и потом будем от этого отталкиваться». Пошел в 11-м классе в музыкальную школу и понял, что музыка и всякие эти производства музыки, на классическое, а такое вот… попсы, не попсы, рока… - мне это интересно. Пошел в профильный вуз, отучился пять лет, о чем жалею, потому что надо было, конечно, пять лет не та потратить.
И на третьем курсе, когда учился, я понял, что мне нужны денежки. Я подошел к одному из своих преподавателей и сказал: «Куда же можно приткнуться такому юному, бестолковому товарищу?» Это был 2007-й год, по-моему, с "Эха Москвы" как раз был отток на какие-то.. не то «Бизнес FM» открылось, то ли еще что-то – не знаю, какие радиостанции… Просто ушло много звукорежиссеров. И, соответственно, на "Эхе" были вакансии. И мой преподаватель связался с Леной Королевой, нашим режиссером, который у нас работает в продакшн-студии. Она его выпускница, она сказала: «Да, нам нужны люди, приходите, зовите своих товарищей, юношей, девушек». Мы пришли втроем…
Д.БОРИСОВ – Вот смотри, хоть какая-то польза от проведенных пяти лет была. А ты говоришь, никакой пользы не было.
А.НАРЫШКИН – Это да. Единственное, что через свой институт я попал на «Эхо», это главное. Там есть, конечно, отдельные преподаватели замечательные, которые читали замечательные курсы, но общее впечатление у меня после этих пяти лет довольно плачевное. Несколько лет я провел за пультом, я стою иногда за пультом.
А.ПЛЮЩЕВ – У меня было полное впечатление, что Нарышкин, как и многие режиссеры, абсолютно аполитичный такой парень пофигистичный, которому это все, о чем мы здесь рассказываем…
А.НАРЫШКИН – Я был аполитичным.
А.ПЛЮЩЕВ – И ему это параллельно глубоко и даже противно.
А.НАРЫШКИН – Я тебе скажу больше, что до того, как я пришел первый раз на "Эхо Москвы" и кроме Венедиктова я ничего не знал. Я никогда не слушал "Эхо Москвы". Я знал, что есть такой лохматый Венедиктов, это "Эхо Москвы". Где-то видел, по-моему, на какой-то юбилей рекламу. И все. И пришел, потом как-то начал слушать.Прошел год, и, понимаешь, сидя за пультом – это же выбор звукорежиссера - он слушает то, о чем говорят или он не слушает, он абстрагируется – не знаю – вяжет, например.
А.СОЛОМИН – Василий сейчас НЕРАЗБ.
А.ПЛЮЩЕВ – Да, он в основном и шьет и вяжет и слова не скажет.
А.НАРЫШКИН – Я, грубо говоря, добровольно принудительно слушал каждый эфира. Потому что приходишь на смену с утра, уходишь вечером, и мимо тебя проходит утренний «Разворот», дневной, проходят всякие коммерческие передачи, где говорят про средства для потенции и так далее. Это, конечно, можно отфильтровывать, но есть что-то положительное. И, когда ты слушаешь два года это все, ты начинаешь думать: «А это же интересно. Может быть, как-то в это включиться?» И опять же, когда я почувствовал какую-то тягу к этому, я подошел, известно к кому. Не к Соломину – к Венедиктову. Сказал типа: «Алексей Алексеевич, можно попробовать в монтажку – наши редакторы там сидят, готовят материалы, время бежит. Попробовал в монтажку - помню, это был мой первый опыт – пришел, это было довольно печально. И ВВ – Владимир Викторович…
А.ПЛЮЩЕВ – Варфоломеев.
А.НАРЫШКИН – Варфоломеев вместе с Мариной Александровной Королевой мне намекнули, что надо еще подождать: «Чего-то ты сырой». Потом, через полтора года я уже вернулся и так постепенно: монтажка, потом корреспондент, потом…
Д.БОРИСОВ – И вот – вертикальный взлет. А Соломин чего?
А.ПЛЮЩЕВ – Одну секунду. Я просто хотел маленькую ремарку вставить, что на примере Нарышкина можно видеть, как пропаганда проникает в неокрепшие мозги и заражает, вот, как она работает, как работает пропаганда. Нарышкин – живой пример. Является ли таким примером Алексей Соломин? Давайте узнаем у него.
А.СОЛОМИН – Мне сложно сказать по поводу пропаганды, и как она на меня влияет. Я всегда в жизни - я не знаю – когда меня пытались в чем-то убедить, я пытался этому наоборот, не верить. Но неважно. Я типичный провинциальный мальчик, который приехал покорять Москву.
А.ПЛЮЩЕВ – Откуда?
А.СОЛОМИН – Город Волжск. Республика Марий Эл. Это недалеко от Казани, на берегу прекрасной, самой полноводной у нас реки. Я приехал поступать в Университет на факультет журналистики МГУ. Проучился благополучно там пять лет, и на втором курсе совершенно случайно, надо признаться, попал на "Эхо Москвы", когда меня распределяли на практику. Я себя видел каким-то газетным журналистом, думал, что я буду писать, а меня случайно записали на "Эхо Москвы". Я подумал: а почему бы и нет? Схожу на практику.
Но так случилось, что первым моим испытательным днем - я вышел в смену стажера - это было 9 августа, когда русские танки вошли в Тбилиси. И вроде бы день, когда мне должны все объяснять, показывать, учить, и я все должен делать в стол, на меня, естественно, ни у кого не было времени, и все, что я делал, чудесным образом тут же оказывалось в эфире. И это была какая-то чудовищная жизнь эти две недели, пока идет практика, потому что я, мне кажется, тогда поседел, и тогда я думал: «Вот еще неделя, вот еще неделя и я уйду, практика закончится».
А.НАРЫШКИН – …Окончательно поседею, волосы начнут выпадать.
А.СОЛОМИН – Главное, чтобы это пройти. Через две недели, через месяц – я сейчас уже плохо помню – подходит Алексей Венедиктов и предлагает остаться. И тут я понял, что это какой-то… Думаю: «Зачем он мне это предложил?» То есть я начинаю метаться, потому что я же только что себя уговаривал: «Все, еще немного и я отсюда ухожу, я не могу так работать, это какой-то бешеный дом совершенно». Ну, вы понимаете, это война, это не совсем обычная ситуация. Он предложил остаться. Я остался еще на какое-то время. А потом, когда ты постепенно к этому привыкаешь, ты в это въезжаешь, у тебя начинает что-то получаться и тебе начинает это нравиться - ты меняешь свою позицию, и, мне кажется, что, если бы я не остался, я бы потерял все. Потому что другого места, где тебе дают попробовать то, что ты хочешь попробовать, и где на тебе полная ответственность, но у тебя полная свобода действий практически – я не видел. Я сужу по коллегам – я ни у кого такого не видел.
А.ПЛЮЩЕВ – Отлично. Спасибо большое, очень быстро время пролетело с вашими разговорами.
Д.БОРИСОВ – Мало, что узнали, будем звать еще раз.
А.ПЛЮЩЕВ – Да, да, абсолютно.
Д.БОРИСОВ – НЕРАЗБ. не уходите, а райдер оставляйте НЕРАЗБ.
А.ПЛЮЩЕВ – Да, по одному, поврозь или вместе, но, тем не менее, Спасибо вам большое! Они у меня перед началом спрашивали, будет ли голосование. Чего, собственно, про них голосовать, мне кажется…
А.НАРЫШКИН – Соломин или Нарышкин - кто лучше?
А.ПЛЮЩЕВ – И так, собственно, все ясно. Спасибо ребята! Дима Борисов просил дать ему минутку за ваш счет, разумеется, поэтому я ему оставляю эту возможность.
А.СОЛОМИН – Спасибо!
Д.БОРИСОВ – Слушайте, но про минутку. Просто естественно одна тема, которую мы не можем пройти мимо, естественно, в «Эходроме». Наконец-то мы узнали, куда переселяется "Эхо Москвы" на неделе. С Нового Арбата в здание «Московского комсомольца» на 905-го года. Уже подписан договор. Об этом сообщил как раз Алексей Алексеевич в Твиттере у себя и рассказывал немножко, мельком в «Без посредников».
Так вот был прекрасный заголовок в Твиттере, который показывает, много чего: много опасений многих слушателей, и с другой стороны, такой ответ яркий. Когда я написал у себя в Твиттере, что «Эхо» переезжает, уже известно, куда, что это будет «МК», Женя Козлов, блогер известный нам с тобой и не только, написал: «Обидно» в реплае, на что ему Алексей Алексеевич написал: «Ну, да – было бы лучше в Южное Бутово НЕРАЗБ». И тут Женя ему на это возразил, что лучше бы там же – имея в виду Новый Арбат – такое место с историей уже. И дальше абсолютно гениальный ответ Венедиктова, который хочется процитировать и пожелать удачного переезда "Эху Москвы". Венедиктов написал: «Историю создаем мы». Вот, хочется на оптимистической ноте все-таки закончить этот НЕРАЗБ.
А.ПЛЮЩЕВ – Все-таки любишь ты какие-то эти слоганы в стиле мобильных компаний или, может быть, даже теле- кого-то: «Историю создаем мы!». «Олимпиада – это ты!» - что-нибудь в этом духе.
Д.БОРИСОВ – Венедиктов – "Эхо Москвы".
А.ПЛЮЩЕВ – Да, в граните высечено, конечно. Спасибо большое, Дима! Жду тебя следующей программе здесь уже в прямом эфире. Спасибо! Дмитрий Борисов напрямую из далеких стран. Ну, что? Мне осталось только рассказать вам, кто же был в стуке в вечность.
СТУК В ВЕЧНОСТЬ. КТО ТАМ? КТО ТАМ? КТО ТАМ?
«Это вторая страшная часть жизни в России, что вот вы спрашиваете, а как дальше, а как долго продержится, но не один вменяемый человек не подумал бы, что какие-то законы, которые неграмотные, непрофессиональный пройдут. Все-таки, наверное, депутаты решили в очередной раз попасть в заголовки газет. Но они проходят».
А.ПЛЮЩЕВ – Это интернет-эксперт, довольно известный Антон Меркуров. Неоднократно бывал на нашей радиостанции по телефону и так, у меня в «Точке». Трудно нам было отгадать, но, тем не менее, из Самарской области в 23-34 первый ответ поступил. Не подписался, к сожалению, человек, но я знаю его телефон: на 6835 он заканчивается. Поздравляю! Было еще несколько правильных ответов, но они последовали позже. Успею об анонсах даже рассказать минутку.
СЛУШАЙТЕ НА ЭХЕ. САМОЕ ГЛАВНОЕ.
А.ПЛЮЩЕВ – Про «Развороты» вам уже сказали. Дневной ведут Королева – Варфоломеев с понедельника по четверг, с понедельника же по четверг Уткин и Орех ведут утренний «Разворот».
А ТАК ЖЕ:
А.ПЛЮЩЕВ – В понедельник же Глеб Павловский - политолог, не частый гость «Особого мнения», но на этот раз он будет, в 17-08. Я его буду допрашивать с вашего позволения. Вопросы можно слать уже сейчас на сайт "Эха Москвы". В 21-08 в программе «Разбор полета» Владимир Лукин, спецпредставитель президента России.
И ЕЩЕ:
А.ПЛЮЩЕВ – В программе «В круге света» у Светланы Сорокиной и Юрия Кобаладзе про ограничения в интернете будет Марк Твердынин, председатель правления Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий». Многие интересуются, будет ли Сергей Алексашенко в среду в «Особом мнении» в среду, в 19-08 – будет. А в четверг будет Виктор Шендерович.
И ЭТО ТОЖЕ:
А.ПЛЮЩЕВ – Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации ожидается в 20-10, в четверг 10-го июля.
Вот, собственно, и все, что я вам успел рассказать. Программа «Эходром» заканчивается, спасибо всем большое, кто слушал. До следующей недели! Оставляю вас с Яковом Широковым. Я ничего не сказал про Сергея Бунтмана и его программу, а я, к сожалению, не знаю, не проинформировали меня, но ничего - это будет приятным сюрпризом и вам и мне – я буду слушать при возвращении домой. Счастливо всем, пока!