Купить мерч «Эха»:

Алексей Бородин, Валерий Яков - Дифирамб - 2021-11-28

28.11.2021
Алексей Бородин, Валерий Яков - Дифирамб - 2021-11-28 Скачать

Ксения Ларина

Добрый день! Начинаем программу «Дифирамб». Ведёт её как всегда Ксения Ларина. Это я. У нас сегодня необычная передача, потому что обычно всегда один гость, а сегодня два, потому что дифирамб мы будем петь не гостям, а событию. Событие, которое называется «Звезда театрала». Это наша традиция. Мы каждый год это делаем. И сегодня в нашей виртуальной студии Валерий Яков, журналист, главный редактор журнала «Театрал» и основатель премии «Звезда театрала». Валер, приветствую!

Валерий Яков

Добрый день!

К. Ларина

Привет! И Алексей Владимирович Бородин, художественный руководитель Российского академического молодёжного театра, который в этом году, и это уже известно, и мы можем об этом говорить, является лауреатом премии «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены». Алексей Владимирович, наши поздравления.

В. Яков

Сам... Самая почётная... Самая почётная наша номинация.

К. Ларина

Да. Да.

Алексей Бородин

Добрый вечер!

К. Ларина

Наши поздравления. Да.

А. Бородин

Спасибо. Спасибо. Спасибо.

К. Ларина

Как Вам это ощущение, что Вы легенда? Но Вы, собственно говоря, и так знали, что Вы легенда, а тут какое-то подтверждается. Да?

А. Бородин

Нет, нет. Даже ничего, кроме смущения не вызывает у меня.

К. Ларина

Ну, подождите, а для Вас кто легенда?

А. Бородин

Ну, кто? Легенды вообще... Такие легенды там приходили на «Звезде театрала». Это же вообще потрясающие люди. И, кстати, это сколько я понимаю, там легенды... Лия Ахеджакова - это же с ума сойти. Там Нина Ургант - это с ума сойти. И Юрий Григорович. Ну, это... Ну, что ещё?

К. Ларина

Да.

А. Бородин

... невероятные...

В. Яков

В этом году мы впервые...

К. Ларина

Да.

В. Яков

В этом году мы впервые четверым вручаем мастерам эту награду. Вот и Алексей Владимирович перечислил: Юрий Григорович... Юрий Григорович и Лия Ахеджакова, Нина Ургант. Должен сказать, что мы это сделали, потому что это единственная номинация, в которой не голосуют зрители. Но зрители предлагают на выбор дирекции премии и общественного совета. И предложений очень много обычно. И мы тогда смотрим, ну, в каком предложении больше, больше как бы, ну, зрительских голосов тоже. Невольно смотрим на это. Вот. И понимаем, что, ну, вручать двум, ну, как бы очень жалко отказываться как бы от потрясающих имён, которые зрители предлагают. И поэтому мы решили, ну, пусть будет 4 легенды сцены, хотя их, конечно, в нашем театральном искусстве и мире значительно больше. Вот и имена, ну, более, чем... более, чем достойные. И когда я поздравлял Алексея Владимировича, а мне такая счастливая возможность первым сообщать легендам сцены о том, что они в этом году получают эту самую почётную награду, он очень смущался. Вот что меня удивило, потому что действительно РАМТ - это легендарный театр. И его руководитель. Вот все, кому я об этом сообщал, никто даже не на секунду не усомнился и не удивился, а почему Бородин, что НРЗБ естественно. А больше всех...

К. Ларина

Я думала, ты скажешь, никто не удивил, не удивился, а почему я.

А. Бородин

Да.

В. Яков

Больше всех обрадовался, открою маленькую тайну, Ваш сосед по площади Урин.

К. Ларина

А! Владимир Урин. Да. Директор Большого театра.

В. Яков

Да, директор Большого сказал, вот потрясающее решение, отличное, потому что действительно Алексей - настоящая легенда.

К. Ларина

Ну, вот покажи нам статуэтку, поскольку мы не договорить с Валерой...

В. Яков

Да. Я ведь не случайно... Да, я...

К. Ларина

Но я сегодня...

В. Яков

... рояль... рояль у меня стоит в кустах...

К. Ларина

... в образе «Звезды театрала». Да, да.

В. Яков

Для... Для радиозрителей «Эхо Москвы» специально рояль в кустах - у меня стоит статуэточка, которую мы будем вручать. Правда, я должен сказать, что мы все ещё ждём эти статуэтки. Они ещё не доехали до Москвы. В прошлом году нам не удалось их вручить нашим лауреатам, потому что границы были закрыты, а её производят в Чехии. Там старейшая мануфактура. Ей больше 100 лет. Это ручная работа. Специально для нас была сделана очень известным итальянским дизайнером с... Фабрициус Маниа её сделал. И в этом году нам сказали, что всё-таки довезут и прошлогодние статуэтки и вот для нынешнего года. Они уже движутся в нашем направлении. Поэтому мы их очень ждём, чтобы вручить лауреатам. Вот. А эту статуэтку я никого не даю. Потом она у меня в редакции всегда, потому что я её возил на Северный полюс, показывал полярникам в 15-м году. Да, поэтому она так уже путешествовала. И вообще должен сказать, что «Звезда театрала», наверное, единственная премии театральная, которая вот и на Северном полюсе была и в космосе звучала, потому что у нас один из членов Общественного совета Олег Скрипочка, космонавт. И когда мы обсуждали кандидатуры Аллы Демидовой и Владимира Этуша, он как раз летал. И МКС нам организовал 20 минут связи, и мы обсуждали с летающим нашим космонавтом, членом Общественного совета в космосе и его коллегами, достоин ли Этуш и Демидова звания «Легенда сцены». И космос нам говорил: конечно, конечно. Ну, это было очень важно...

К. Ларина

Алексей Владимирович, Вы куда...

В. Яков

Алексей Владимирович, Вам хотел...

К. Ларина

Да.

В. Яков

... такую...

К. Ларина

Алексей Владимирович, Вы куда больше хотите в космос или... или в Арктику?

А. Бородин

В Арктику. Всё-таки...

К. Ларина

В Арктику.

А. Бородин

В Артику. (Ларина смеётся) ... ближе.

В. Яков

В космосе уже побывала...

К. Ларина

Давайте...

В. Яков

... между прочим, наша лауреатка Юлия Пересильд, она уже побывала в космосе. И она...

К. Ларина

Да.

В. Яков

И она была и ведущей нашей церемонии. Так что «Легенда сцены» и лауреаты премии «Звезда театрала», они везде.

К. Ларина

Тут надо сказать всё-таки, что Алексей Владимирович не просто там Легенды сцены, Бородин, - да? - он всё-таки как действующий режиссёр и руководитель театра был не раз номинирован на «Звезду театрала», и спектакли РАМТа были номинированы и получали. Поэтому это не просто, что называется, за вклад. Это потому, что... а потому, что уже пора, что называется, по выслуге лет. Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, а что такое вообще театральные премии для Вас? Насколько они важны не для Вас уж даже лично, а для деятелей театра сегодня? Это показатель чего? Для Вас.

А. Бородин

Ну, Вы знаете, вообще, честно говоря, премия премии рознь. Одни премии также даются по каким-то одним критериям, другие - по другим. Почему я отношусь вот к этой премии «Звезда театрала», которую вот Валерий Васильевич уже столько лет ведёт? Я отношусь к этому очень, ну, - что ли? - сердечно и с таким уважением и такой любовью, потому что в ней есть какая-то, мне кажется, правильность посыла. Понимаете ли, это премия... Там работает Общественный совет, работает редакция, ещё, но это мнение зрителей. Мне кажется всё-таки, Вы знаете, с моей точки зрения, театр всё-таки существует прежде всего во имя публики, понимаете, когда мы говорим, вот кто в театре главный артист, режиссёр, драматург, там то... Публика важнее всего. Вот это моё глубочайшее убеждение. Понимаете, когда у театра есть публика, да ещё своя публика, которая любит этот конкретный театр, понимаете, или сюда идёт, вот вот это здорово. И когда вот эти симпатии зрителей выражаются в том, что зрители голосуют или так дальше, то мне кажется, это очень и очень правильно, когда не только профессиональные критики или профессиональные там люди оценивают то или другое, но оценивает публика. Мне кажется, так я отношусь, ну, чрезвычайно с уважением к публике театральной, которая, кстати, очень небольшое количество в процентном отношении от всего населения. И, мне кажется, это такая часть людей, которые имеют право рассчитывать на то, что все делается, что называется, на сливочном масле. Это Корогодский так говорил, Зиновий Яковлевич. Спектакль вот на сливочном масле. Вот мне кажется, что вот эта публика, вот эта часть населения, которая ходит в театр, мне кажется, они очень многое определяют и в жизни.

К. Ларина

Я очень люблю, когда совпадает мнение критики и мнение публики. Это бывает не часто, скажу я. Но когда это происходит, мне кажется, это очень важный момент, такой резонирующий - да? - вот...

А. Бородин

Конечно.

К. Ларина

... общественного восприятия с восприятием профессиональным. Мы не сказали, что церемония пройдёт 6 декабря. Да, Валер? В театре Вахтангова.

В. Яков

Да.

К. Ларина

Как обычно. Да? И что...

В. Яков

6 декабря вечером. Да.

К. Ларина

Да.

В. Яков

6 декабря вечером в 20 часов начало. Ну, уже в 18:30 мы начнём принимать гостей и встречать, потому что время увеличили, потому что обязательное требование - проверка QR-кодов у всех, ну, либо ПЦР-теста там свежего, там не более 72-х часов. Поэтому это усложняет немножко прохождение, всю эту процедуру. И мы это будем соблюдать. Но 6 декабря очень ждём всех. Должен сказать, что зрителям нашим, а они голосуют из там десятков стран мира, в общем, каждый раз, что меня очень радует, у них тоже есть возможность это смотреть, потому что будет идти онлайн-трансляция на многих ресурсах.

К. Ларина

Вот я тот самый... тот самый зритель из стран мира. Я очень хочу посмотреть. Это будет показываться в эфире, - да? - в прямом эфире?

В. Яков

Да, да. Больше. Прошлую... Прошлую церемонию смотрело полмиллиона человек. Вот. Поэтому я надеюсь, в этом году, может быть, будет больше. Очень хотелось бы. На сайте журнала «Театрал», на сайте ИТАР-ТАСС, нашем НРЗБ там наш партнёр. В общем, очень-очень много информационных партнёров, на сайтах которых будет идти трансляция. Мы это все напишем у нас на сайте «Театрала», и можно будет как бы выбрать, где удобнее смотреть и смотреть с 8 часов вечера как бы 6 декабря.

К. Ларина

В этом году кто ведёт церемонию?

В. Яков

В этом году ведущая Нонна Гришаева, совершенно замечательная и актриса, и руководитель театра, и лауреат нашей премии неоднократный, по-моему, даже, и Олешко. И Александр Олешко. Дуэт более, чем профессиональный, интересный, зажигательный. Вот. И я надеюсь, что у них все будет здорово. Ставит церемонию Алексей Франдетти. Поэтому даже для меня пока загадка, что это будет, и как это будет, потому что он очень креативный, очень интересный, очень творческий...

К. Ларина

Ну, я скажу нашим слушателям, - да, - что Александр Франдетти - режиссёр номер один в России в жанре мюзикла. И его лучшие все... Все его работы - просто потрясающие всегда события. В прошлом году как раз он был номинирован как лучший режиссёр и автор лучшего спектакля. И мы также вот в этом формате встречались на «Эхе Москвы»...

В. Яков

И выиграл!

К. Ларина

... перед церемонией вручения. И выиграл. Да, да. Он молодец. Очень талантливый парень. Так что я думаю, что в любом случае это будет интересно. Да.

В. Яков

Сейчас он между двумя... двумя премьерами. Он поставил в Мариинке. Вот у него вышел спектакль. И сейчас готовит на Таганке. И между ними соответственно вот ставит церемонию. Поэтому просто его поймать очень сложно. И я пока сам не знаю, что там будет происходить. Но думаю, что будет очень интересно.

К. Ларина

Тогда самое важное, тогда нужно обратиться к Алексею Владимировичу. Просто если уж Франдетти находится между премьерами, то что говорить о «Легенде сцены». Алексей Владимирович, у Вас там какие дела? Что там происходит в театре? Буквально вот несколько слов про это скажите, про Вашу сегодняшнюю жизнь театральную.

А. Бородин

Ну, про сегодняшнюю жизнь... все идёт у нас в оптимизации. И я сразу после «Горе от ума» репетирую вот, значит, по повести Алексея Варламова «Душа моя Павел» вот спектакль. Это замечательный автор. И мне кажется, очень интересно Полина Бабушкина сделала инсценировку. И вот, значит, я сейчас над этим тружусь со страшной силой. И вот надеемся в феврале, в марте это выпустить. А дальше идёт новая пьеса НРЗБ, которую прислал, которая уже переведена, и...

К. Ларина

Стоп...

А. Бородин

... Леопольдштадт. Замечательная пьеса. Ну, присылает мне свои новые работы всегда первому здесь в России.

К. Ларина

А... А «Душа моя Павел» - это про Павла I?

А. Бородин

Нет, нет, нет, нет. Это 80-е годы. Наши. Наши. Вот моей... моей молодости и, так сказать, все. И очень это такое, мне кажется, очень интересное время. И очень интересная повесть, просто замечательная. Роман. Роман взросления она называется. Там так история построена, что вот человек, герой, который проходит через эту жизнь советскую, в которую он попадает, веря в том, все прекрасно и все замечательно в этой стране, которая строит, значит, социализм и коммунизм, и всё, что хотите, потому что вот НРЗБ закрытого города, где всё-всё прекрасно, ну, и сталкивается с людьми, которые в 80-е годы уже прекрасно понимают, куда все идёт, и что происходит - для него колоссальное открытие. И это, мне кажется, очень-очень интересная тема.

К. Ларина

А сколько герою лет?

А. Бородин

Герою, ну, сколько? 17-18 лет. Сразу после школы он приезжает, поступает на журфак в МГУ и каким-то чудом совершенно невероятным проходит туда, и дальше начинается его жизнь.

К. Ларина

Это вообще очень интересно. Почему я так подробно и про возраст, и про героя? Потому, что это все какой-то такой цикл проходится от Щекочихина «Ловушка № 40...»

А. Бородин

Да.

К. Ларина

«... 42, рост 2-й».

А. Бородин

146, рост 2-й. Да.

К. Ларина

Это... Да, 146. Да. Это... это спектакль был культовый, знаковый не только для нашего поколения, но и лично для «Легенды сцены» Алексея Владимировича Бородина, поскольку это был такой совершенно крутой разворот Российского молодёжного театра. По-моему, в ту пору это ещё был ЦДТ. Да? Или уже РАМТ?

А. Бородин

ЦДТ.

К. Ларина

Да, да, да. Чтоб вы понимали, дорогие друзья, это что такое для меня? Это, скажем так, ну, как для поколения моих родителей «Над пропастью во ржи». Вот как бы такой образ такого подростка, который становится взрослым на наших глазах. Это вообще очень здорово. Очень. Очень.

А. Бородин

Да, я надеюсь.

К. Ларина

А когда премьера?

А. Бородин

Вот она должна быть в феврале, кажется. Будем очень надеяться.

К. Ларина

Тогда мой вопрос к Валерию Васильевичу. Валер, а вот что касается детских спектаклей, вообще спектаклей для детей, какие вообще изменения и метаморфозы этот жанр претерпел за последние годы, на твой взгляд?

В. Яков

Ну, мне трудно сказать, потому что я не очень часто, к сожалению, хожу на детские спектакли. Вот. Но я должен сказать, что...

К. Ларина

Дети выросли. Потому, что все дети взрослые уже.

В. Яков

Да. И дети мне помогают... помогают организовывать церемонию главной моей опорой в этом тяжёлом деле. Вот. Но что... что касается РАМТа, то для меня эта проблемный театр, честно признаюсь, как для организатора премии, потому что вот я сейчас услышал о грядущих премьерах. То есть что всякий раз, когда театр РАМТ попадает long-list, то я понимаю, что он обязательно будет в short-листе, потому что у него такая активная группа поддержки, и так много, видимо, молодых зрителей, которые обожают этот театр, что они всегда голосуют за все, что бы там ни поставили.

К. Ларина

Да.

В. Яков

Вот. И... И я понимаю, что каждый раз обязательно опять РАМТ, и мне будут говорить: «Так, ну, у Вас какое-то пристрастие к театру РАМТ» или там ещё 2-3-м театрам. Вот. И мне всякий раз приходится объяснять, пристрастия не у меня, а у публики, у зрителей, которые обожают это театр, которые выросли уже, их дети теперь туда приходят, их внуки приходят и любят, и голосуют. Вот поэтому я...

К. Ларина

А я тебе скажу почему. Я тебе скажу почему. Потому, что Бородин собственно как и театр до Бородина, этот именно театр центральный детский, а потом РАМТ, он занимает все вот абсолютно последовательно воспитанием собственного...

В. Яков

Да.

К. Ларина

... зрителя. Вот буквально вот с пелёнок.

В. Яков

Да.

К. Ларина

Да, Алексей Владимирович?

А. Бородин

Да, да. Вы знаете, должен сказать, что там в номинации «Детский спектакль» в этот раз, я страшно этим горжусь, потому что там есть спектакль наш. Это спектакль «Петя и волк». Это Егор Перегудов, режиссёр, которого, значит, я выбрал продолжатели своего дела...

К. Ларина

А собственно главный режиссёр.

А. Бородин

Главный режиссёр. Да. Он сделал... Ведь «Петю и волка» Прокофьев написал для Центрального детского театра по заказу Натальи Ильиничны Сац. И вот он сделал просто потрясающий спектакль, я считаю, понимаете, с большим потрясающим оркестром, с нашими артистами. И там первая часть - это по замечательному композитору Половинкину, который совершенно, не знаю, ну, несправедливо, что называется, как-то отошёл на 2-й план, ну, просто грандиозный композитор. И вторая часть - это «Петя и волк». Это очень, мне кажется, интересное продвижение нового вот какого-то жанра детских спектаклей. Ну, очень важно. Вообще детские спектакли, если серьёзно говорить, они, конечно, требуют какого-то нового взгляда, понимаете, и такого ни в коем случае не уступающего взрослым спектаклям. Вот это очень важно. И то, что мы тогда... Наталья Сац пригласила не кого-нибудь, а Сергея Прокофьева написать эту... «Петю и волк» сделать, ну, эта музыка совершенно, ну, она звучит во всем всегда во всех концертах, очень-очень известна, очень-очень популярна. И вот она написана была для детей. Понимаете, если вот на таком уровне разговаривать с детьми, тогда мне кажется... А дети, между прочим, так как это лучшая часть общества, мне кажется, дети...

К. Ларина

А кому приписана эта фраза, что для детей надо играть так же, как для взрослых только лучше? Станиславскому или кому?

А. Бородин

Кажется, Станиславскому. Кажется, Станиславскому. Да.

В. Яков

А меня что радует? Вот не могу не сказать. А меня что радует? Что в этом году в этой номинации представлена не только Москва. Вот. И это... И это очень важно, потому что здесь два...

К. Ларина

В детских спектаклях, да?

В. Яков

Да, в детских спектаклях. Это Новосибирский театр музыкальной комедии. У них там спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе». И Большой театр кукол из Питера тоже со спектаклем «Меня удочерила горилла». Вот. И это очень здорово, что детские театры в регионах сейчас тоже пользуются как бы, в общем, популярностью. Мало того должен сказать, что в этом году как-то необычайно много... у нас в 18 номинациях необычайно много представлены региональные театры. Их 11, по-моему, региональных театров представлены в разных номинациях. Вот. И я понимаю, что это, видимо, вызвано в том числе и пандемией, потому что, ну, там с кинотеатрами была проблема, с театрами - чуть лучше, и люди потянулись к театру, потому что самое живое искусство, которое осталось, где можно было отойти от всех этих печалей и всего, что нам принесла эта беда, - это театр, где можно было согреться душой. И народ потянулся в театр. Я это просто сам вижу, когда хожу в театр. Вот. И стал как-то искать возможность отблагодарить, видимо. И поэтому там так активно номинировали региональные театры в этом году, что, повторяю, меня очень радует.

К. Ларина

Я, кстати, вспоминаю слова, по-моему, Кости Райкина. Он говорил, что очень сильно отличаются города, в которых есть театр, от городов, в которых театра нет, отличаются по атмосфере и, главное, по людям. И, мне кажется, что это очень точное наблюдение. Вы согласны с ним?

В. Яков

Да, конечно.

К. Ларина

Я всех спрашиваю.

А. Бородин

Да, конечно. Конечно, согласен.

В. Яков

Да, конечно.

А. Бородин

Конечно. Конечно.

К. Ларина

Потому что, Алексей Владимирович сам работал в региональном театре!

А. Бородин

Да, да.

К. Ларина

Да! И не ма... Да, да.

А. Бородин

Да, да. Так что да. Я в курсе дела очень хорошо.

В. Яков

Причём я... И причём в городе, который подарил не одного мастера театрального миру и Москве.

А. Бородин

Да, да, да.

К. Ларина

В Кирове, да?

А. Бородин

Конечно. Конечно. Все... Много нас. Много нас оттуда.

К. Ларина

Хотите... хотите опять в Киров поехать руководить театром?

А. Бородин

Руководить театром, я думаю, мне уже поздно, но дело в том, что я Киров так люблю и так с радостью езжу туда, когда есть такая возможность. И, конечно, надо совершенно... Родной для меня город, в котором я работал 7 лет практически, и где, собственно говоря, ну, состоялось моё как бы становление.

К. Ларина

Ну, кстати, я хочу Вам сказать, что в отличие от политической жизни театральная жизнь, она в этом смысле строго следует вот такому вот принципу, что лучшие люди, талантливые люди, они появляются не в Москве, они приезжают в Москву из регионов уже зарекомендовав себя как талантливые, действующие режиссёры. И это не только сейчас. Мы можем там перечислять имена там через запятую эти все там, не знаю, Кирилл Серебренников, - да, - там ещё то, что мне сейчас в голову приходит.

А. Бородин

Да, да, да.

К. Ларина

Да? Это все люди, которые состоялись там, которое для себя прошли эту школу и появились в Москве уже вполне на законных основаниях, а не то, что, знаете, как...

В. Яков

Франдетти, Марчи...

К. ЛАРИНА Да! Вот. Вот! Скажи!

В. Яков

Франдетти, Марчелли, Туминусы.

К. Ларина

Да, да.

В. Яков

Ну, в общем, можно в каждом театре называть имена, потрясающие имена...

К. Ларина

Тимофей... Тимофей Кулябин!

В. Яков

Кулябин. Да.

К. Ларина

Прекрасный режиссёр. Да вообще...

В. Яков

Ну, да.

К. Ларина

... много.

В. Яков

Ну, и так далее.

К. Ларина

Ну, Коляда... Видишь, он такой вот.

В. Яков

Ну, он...

К. Ларина

Его не заставишь в Москву приехать.

В. Яков

.. приезжает и даже...

К. Ларина

Ну, что? Мы должны сделать небольшой перерыв. Напомню, что сегодня повод для нашей театральной встречи - это грядущая церемония вручения премии «Звезда театрала», которая, повторю, пройдёт 6 декабря на сцене театра Вахтангова.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Звезда театрала». Ой! «Звезда театрала». Правильно! Возвращаемся в программу «Звезда театрала», которой мы поем сегодня дифирамб. Здесь в студии нашей виртуальной Валерий Яков, главный редактор журнала «Театрал» и основатель премии «Звезда театрала», и художественный руководитель театра РАМТ - Российского академического молодёжного театра Алексей Владимирович Бородин, который сегодня у нас пребывает в статусе «Легенды сцены». Именно эту премия он получит, и это уже известно, на сцене театра Вахтангова 6 декабря этого года. Валер, мы не сказали про возможность попасть. Про возможность смотреть по трансляции ты сказал. А попасть ещё есть возможность людям, которые в Москве?

В. Яков

Да, попасть возможность есть. Билеты продаются. Их на разных ресурсах можно купить. Там, ну, кто покупает билеты в театр, знают эти ресурсы билетные. В конечном итоге можно с сайта журнала «Театрал» на них зайти и выбрать. И почему ещё я для себя так понимаю, билеты не разлетелись, хотя обычно они разлетаются у нас. Ну, видимо, из-за вот этих проблем с проходом. Не у всех есть QR-коды. И, наверное, поэтому ещё билеты существуют. Они не очень дорогие. Там ну, от тысячи рублей, от тысячи, 2 тысячи рублей. В принципе по нынешним временам это вполне доступно, потому что зрелище обещает быть крайне интересным. Поэтому приглашаю. Покупайте, приходите. Но главное, у нас осталось до 30 ноября буквально пару дней. Вот. И ещё есть возможность...

К. Ларина

Проголосовать можно, да?

В. Яков

Проголосовать. Да. Поэтому это сейчас самое главное. Это может изменить и расклад, в общем, потому что есть там целый ряд номинации, в которых буквально, в общем, балансируют на 1-2% друг от друга претенденты. Поэтому я всех просто прошу, кто слушатели и радиозрители «Эхо Москвы» любят театр, просто заходите на сайт «Театрала» и голосуете, потому что каждый ваш голос важен и дорог театрам, актёрам, режиссёрам. Вот это очень просто сделать, просто зайти и соответственно поддержать тех, кто вам нравится. При этом не стесняйтесь того, что вы не видели спектакль, потому что я понимаю, что, наверное, 90% из тех, кто голосует, а у нас...

К. Ларина

Голосуют сердцем.

В. Яков

Голосуют... Да. Ну...

К. Ларина

Да.

В. Яков

... потому что у нас больше 100 тысяч в прошлом году проголосовало. В этом году, к сожалению, меньше. И меньше именно зарубежных зрителей голосует, видимо, потому что не было гастролей. Театры России не имели возможности ездить по миру из-за известных причин. И русские зарубежные театры тоже, к сожалению, большинство из них, мы о них постоянно пишем, рассказываем в «Театрале», большинство из них не могли работать, потому что тоже, ну, пандемия везде. Вот соответственно зрительская активность зарубежная снизилась. И у нас пока там, ну, менее 80 тысяч человек проголосовало. Я понимаю, что большинство из них не видели премьеры московские. Вот. Но голосуют, зная по фильмам, любя тот или иной театр, или потому, что смотрели в онлайне. Ну, вот по разным причинам, потому что мне всегда было интересно, при возможности я пытался выяснять, а почему вы там голосуйте, когда с кем-то общался. Вот. То есть правильно сказала Ксюша, что голосуют сердцем. Наверное, просто... Поэтому и премия самая субъективная, самая эмоциональная и субъективная, потому что голосуют, потому что просто любят.

К. Ларина

Ну, вот да, действительно это важно и что и «Звезда театрала» никогда не пряталась в этом смысле и никогда не отрекалась от собственной субъективности. И в этом её, как мне кажется, главное обаяние и главная жизнестойкость. Я вижу, как театры ценят это признание. Ну, собственно говоря, об этом уже сказал Алексей Владимирович Бородин в начале нашей программы, что как важно, что это зритель, зритель голосует. Мы же ещё привыкли. Мы же все такие снобы, Алексей Владимирович, мы же привыкли думать, что зритель, публика - дура, как говорится. Да? Что она любит безобразное, любит пошлое, любит банальное. А настоящего искусства она не ценит. Так вот «Звезда театрала» полностью опровергает абсолютно вот это вот достаточно такое стойкое утверждение. Да, Алексей Владимирович?

А. Бородин

Ну, я не знаю. Я... я думаю, что зрители театральные - это прекрасные люди, те, которые ходят в театр и, я думаю, что иное я сужу и по нашему залу. Или вот я только что посмотрел вот из новых спектаклей, только что посмотрел два потрясающих спектакля. Это была «Война и мир» в театре Вахтангова и «Дон Жуан» в театре Фоменко, где Крымов Дима поставил НРЗБ спектакль. И эти два замечательных спектакля, и какие же там зрители! Понятно, «Война и мир» - это была одна из премьер. Ну, этот «Дон Жуан» уже идёт долго. Но это... Но это потрясающие люди приходят. Я могу судить по нашим зрителям, которые наполняют наш зал. Это потрясающий народ. Просто... просто очень... очень интересное, очень ждущие какого-то впечатления сильного, какого-то диалога. Мне кажется, зрители сейчас очень ждут, так как совершенно нет мест, где можно вступать в какие-то дискуссии, в какие-то диалоги, когда мы слышим друг друга, и когда зрительный зал слышит то, что ему, значит, идёт со сцены, и эта энергия, которая из зала идёт на сцену, - это... ну, это ни с чем несравнимая вещь. Публика - это самое-самое замечательное. Мне кажется, театральная публика - самая замечательная часть общества, я считаю.

К. Ларина

Похоже на советское время, когда публика театральная приходила не за развлечением, а совсем даже наоборот, за пониманием, - да? - то, что почувствовать, что ты не один так думаешь и так видишь.

А. Бородин

Да. Да, да. Конечно. Конечно. И но я вот называю вот ту часть публики, которую я знаю, что они такие же. Такие же. Они тоже приходят за то, чтобы что-то откликалась для них значительное и важное, и серьёзное, в какой бы форме это ни было, в комедийной или в драматической, в какой угодно. Но... но то, что людям не хватает содержания сейчас, содержания, которое бы шло от телевидения от этого. И для думающей части людей, я думаю, что это дефицит, он здесь вот может восполняться, ну, в таких спектаклях, которые... ну, на которые я попадаю, на которые я хожу, например, и не потому, что я такой умный, а потому что просто это действительно замечательные, содержательные и яркие такие спектакли.

К. Ларина

По Вашим ощущениям, Алексей Владимирович, я попросила бы ответить на этот вопрос и Вас, и Валеру. С цензурой и самоцензурой коснулось уже театрального пространства, или пока ещё нет? Вот Вы как режиссёр действующий или ваши коллеги в театре, они понимают, что проходимо, что непроходимо? Или пока ещё про это не думают?

А. Бородин

Вы знаете что? Ну, я могу судить, ну...

К. Ларина

По себе, по своему театру.

А. Бородин

... по себе.

К. Ларина

Конечно. Да, да.

А. Бородин

По себе, по своему театру, по людям, которых я хорошо знаю, и знаю, что когда нас это сейчас не проблема никакая. Самоцензуры нет. И более того так, как есть целый, ну, целый ряд каких-то, ну, указаний, пожеланий. Я знаю, как часто бывает, когда вдруг начинаются какие-то такие общественные мнения по поводу того или другого, то возникает у нас наоборот некое такое упрямство в сохранении самих себя. И поэтому мы как всегда говорим то, то, что мы думаем на самом деле. Мне кажется это очень важно, когда театр со сцены говорит то, что он думает и не на сцене, что называется.

К. Ларина

Валер, а ты как считаешь? По твоим наблюдениям.

В. Яков

Ну, я думаю, что до театра, наверное, цензура и, может быть, самоцензура ещё не дошла, хотя стоит уже на пороге где-то, мне так кажется, потому что...

К. Ларина

Да.

В. Яков

... ощущение тревоги стало появляться. Вот. И от этого никуда не денешься. Я это вижу и чувствую. И вижу активизацию каких-то опять там, не знаю, доносов, каких-то поклёпов, причём в таком в худшем виде, в таком в анонимном возникают определённые, там не знаю, сайты, не сайты всевозможные, которые...

К. Ларина

Всевозможные «Офицеры России».

В. Яков

Да, да. Всевозможные «Офицеры России». Да, эту ситуацию я очень хорошо помню, потому что я попытался там дозваниваться до этих офицеров. Некоторых из них я действительно хорошо знаю не один год. Вот и они к этому не имели никакого отношения. И определённые структуры начинают на это реагировать при том, что когда к ним обращаются там тысячи людей не анонимно, а абсолютно открыто со своими подписями, они этого как-то часто не замечают. Вот. Но это другая совершенно тема. А зритель сегодня тянется к театру. И я согласен с Алексеем Владимировичем, потому что это место диалога, это место новых, дополнительных смыслов, потому что сегодня опять спектакли начинают приобретать более глубокие смыслы, чем просто произведения, поставленные в очередной раз...

К. Ларина

Да.

В. Яков

... как это было при советской власти.

К. Ларина

Да.

В. Яков

И мы все помним. Почему там любили прорываться на Таганку, там стоят ночами за билетами в «Ленком», в РАМТ смотреть там и Юру Щекочихина, потому что тексты, которые там звучали, и то, что мы там видели, - это было продолжение наших кухонных разговоров. И мы это понимали. Мы это чувствовали. Вот. И поэтому тянулись к театру. Сейчас начинают возникать, это к сожалению, те времена, когда телевизор смотреть... в ящике смотреть нечего. Кинотеатр, в общем-то, стал предсказуем. И там на блокбастере там душой не отдохнёшь.

К. Ларина

Да.

В. Яков

И... и ответы на свои вопросы не найдёшь. Вот. А в театр ты можешь прийти, посмотреть, не знаю, вот как «Войну и мир» вспомнил Алексей Владимирович, да, ты сводишь «Войну и мир», текст абсолютно толстовский. Абсолютно. Вот там нет никаких каких-то своих дополнений. Но он абсолютно современный, потому что ты понимаешь, что речь идёт о сегодняшнем дне, а не о там XIX веке. Вот. И поэтому совершенно другой зритель стал, и поэтому он так тянется к театру, и поэтому он так активно голосует за театр, потому что он хочет и сказать спасибо театру за то, что он сегодня такой. Я просто счастлив, что у нас есть эта возможность быть, скажем так, посредниками между зрителем и театрами, давать возможность зрителям выражать вот своё отношение, в том числе и в такой форме. Единственное, что, к сожалению, мы не могли организовать в этом году, чтобы зрители приезжали из регионов, издалека и участвовали в церемонии, как мы это уже стали делать. И мне было ужасно приятно, когда там выходили на сцену там зрители из Смоленска, девочка-десятиклассница из Витебска, которая участвовала в конкурсе, выиграла билет. Просто она вышла счастливая на сцену, не веря там, что она в настоящем театре, среди актёров и она может вручить награду тем, за кого она так переживала. Ну, это, конечно, очень здорово, что сегодня такой театр, что сегодня такой зритель.

К. Ларина

Безусловно я согласна, что театр имеет значение не только как вид искусства, играет роль важнейшую вот в таком вот визуальном диалоге, с публикой, но и как... как мне кажется, терапевтическое, безусловно оказывает влияние, особенно в такие вот тяжёлые периоды. Мы с вами сегодня говорили про пандемию, которая унесла очень много беспокойство и трагедий безусловно в нашу жизнь. Мы с Валерой до записи говорили... вспоминали, скольких людей мы потеряли и теряем в том числе из театрального мира. Это просто ужасно, каждую неделю у нас одни сплошные прощания. Но помимо пандемии мы же видим, что происходит и в стране, что мне... У меня такое очищение, вот скажите, права я или нет. Мне кажется, что именно театральная публика, ну, не та, которая на комедии, антрепризы приходит, а на настоящий театр, она как раз та самая публика, которая знает, что происходит в стране, знает про то, что пытаются уничтожить «Мемориал», и что это за организация. Иностранный агент, вынуждена сказать. Знают, что НРЗБ по всей стране чуть ли не каждый день происходит только аресты и обыски, и героев назначают преступниками, а преступников возводят в ранг героев. Мне кажется, как раз вот в этом смысле театральная публика, она из... из реального мира. И, может быть, она-то как раз и самое ценное, что есть вот в этом диалоге, потому что понятно, что друг от друга мы хотим. Я говорю «мы» как театральный зритель, когда я прихожу в зал, я понимаю, что я пришла туда, где меня не обманут, и где знают ровно то, что знаю я. Мне не нужно здесь как бы вот делать вид, что мы только пришли развлекаться. Не знаю, понятно ли я говорю, про что.

В. Яков

Ну, конечно, понятно.

К. Ларина

Скажите, что вы думаете про это.

В. Яков:

Ну, потому что когда приходят на спектакль «Демократия» в РАМТ, ну понятно, что туда приходят не для того, чтобы развлекаться, а для того, чтобы найти какие-то ответы, которые сегодня невозможно найти, не знаю, ни в официальной прессе, ни в официальном телевидении. Вот. Можно только в кругу своих друзей там и... и не знаю, и, может быть, родных. Вот поэтому ты абсолютно права, что театр становятся совершенно реальным, совершенно каким-то неожиданным новым храмом. Да? Ну, храм, может быть, немножко не то слово. Куда действительно можно прийти со своими сомнениями. Вот и неожиданно найти или обрести круг единомышленников, даже не разговаривая с ними, потому что зал начинает жить и дышать одной энергетикой какой-то из-за того, что происходит на сцене. И понимать, что там происходит. Поэтому сегодня совершенно другой зритель, другой театр. И, ну, это, наверное, здорово, потому что... С одной стороны здорово, с другой стороны печально, потому что в эпоху - как? - сложную советских времён возникали прекрасные произведения, которые... которые становились глотками воздуха. И теперь мы опять возвращаемся, может быть, в какой-то степени в ту ситуацию, когда глотками воздуха становятся хорошие спектакли, вот неожиданные постановки.

А. Бородин

Вы знаете, я тоже, если можно, тоже скажу два слова по этому поводу, потому что мне кажется, вы совершенно правы, когда говорите о том, что театр должен быть вот тем местом, о котором мы говорим. Я хочу немножко с другой стороны, может быть, сказать, что вы знаете, мы говорим же о театре живом.

К. Ларина

Да, да.

А. Бородин

Живой театр всегда связан с ощущением свободы. Иначе он не живой. Это как бы равные величины: живое и свободное. И поэтому вот это, ну, как бы настоящее, настоящая такая серьёзная, искренняя правда, которая может идти со сцены в буквальном ли смысле, ну, какой-то публицистике или опосредованно какими-то вещами. Да? Вот мне кажется, вот это само живое, которое так тянет зрителей в театр, который ведёт со сцены. Я заметил между прочим, что когда началась вот эта страшная история с пандемией, то зрители... Это же был момент, когда можно было только 25% зрителей в зале...

К. Ларина

Да, да.

А. Бородин

... видеть. Это было довольно трудно. Но эти зрители, 25%, замещали 100%, потому что они так были благодарны тому, что артисты, невзирая ни на что, ни в каких не в масках, а вот так вот друг с другом так открыто, так свободно продолжают жить, понимаете, на сцене, что это вот вызывало какое-то совершенно особое чувство. И, кстати, это мне кажется, во всем этом всегда можно найти какие-то... свои какие-то, - ну, что ли? - свои проверки. Понимаете ли, вот мы проверяем себя на то, ну, достойные мы люди или нет, верны ли мы своим понятиям правды или нет. Понимаете? И все это связано всегда с живым искусством. Это всегда так было, есть и, уверен, будет.

К. Ларина

А как противостоять...

В. Яков

А между прочим...

К. Ларина

... мракобесию, скажите мне. Подождите. Я ответа-то на вопрос тогда хочу...

А. Бородин

Что-что?

К. Ларина

... получить. Как противостоять мракобесию? Вот как людям искусства и театрального, и другим, поскольку мы видим как постепенно это как какая-то паутина покрывает страну. Мракобесие от каких-то вещей, связанных с наукой, со здравоохранением, простите меня, с историей и заканчивая отношением к искусству. Вот мы вспоминали историю Про Лию Ахеджакову, которую там «Офицеры России» и какие-то другие маргиналы обвиняли в том, что она там матом ругается и пьяная ходит по кладбищу, и оскорбляет память предков. Или что там? Я уж НРЗБ, что ей вменяли. Но мы так дойдём до абсурда! Мы будем героев пьес тащить в суд. Мы тут с Ирой Петровской доводили это до состояния полного ужаса, когда предлагали, а давайте Катерину позовём, пригласим в суд за пропаганду суицида. Да? А почему? Почему нет? Так мы... Или Гамлета? Ну? Может, кого...

А. Бородин

Ну, Вы знаете, я Вам скажу...

К. Ларина

... дойти до полного ужаса? Да.

А. Бородин

... ведь глупость, бескультурье, такая тупость какая-то, ну, культурная тупость, если можно так выразиться, она всегда была, есть и будет. Мне кажется, тут ничего нового нет. Просто то, что это сейчас каким-то образом, ну, провоцируется каким-то образом поддерживается, вот это вот, мне кажется, серьёзный вопрос. И здесь мы можем отвечать только своей работой и своими делами, и в каких-то особенных важных случаях быть вместе и не уступать, понимаете, и высказывать то, что мы думаем совершенно откровенно и без всяких... Без всяких.

К. Ларина

Валер?

В. Яков

Да? А мне тут даже сказать нечего. Лучше, чем сказал Алексей Владимирович и не скажешь. Ровно так, потому что единственное, чем можно противопоставить этой... этой тупости и этому мракобесию - это просто действительно оставаться самим собой. Вот. И... и не разбегаться по... по кухням и не прятаться, понимаете, потому что тогда нам будет сложнее. А так, если мы... Вот мы пишем, вы играете, вы рассказываете, а зрители сопереживают и голосуют. Вот мы уже вместе. Понимаете? И причём голосуют ведь, предлагают не какие-то второстепенные, не знаю, шлягерные какие-то там вещи. Достаточно посмотреть на номинантов. Мы понимаем, что зритель сегодня очень умный, очень грамотный. Вот. И умеет отличить там дёшево репризу от действительно серьёзного спектакля, потому что, ну, режиссёр вот как бы у нас в short-листе Юрий Бутусов, лучшие режиссёры, Александр Иванов, Константин Райкин.

К. Ларина

Кстати, спектакль, по-моему, РАМТа - да? - есть в номинациях?

В. Яков

Да, «Сын».

А. Бородин

«Сын». Да.

В. Яков

Спектакль «Сын». Да. Иванов - это «Мёртвые души», совершенно потрясающая история, которую играют два человека. Аронова со своим сыном играет там все роли в «Мертвые... Мёртвые души». И «Плутни Скапена», поставленные Райкиным. Это режиссёры. А спектакли, там большая форма у нас: «Король Лир», «Ричард III» и «Никого не стало» Машкова.

К. Ларина

«Король Лир»... А «Король Лир» - это тоже, по-моему...

В. Яков

Опять же бутусовский. Да, бутусовский. Да. В театре Вахтангова. Ну, то есть, ну, вот по по работам, которые предлагаются зрителям, виден уровень, класс и понимание зрителем того, что в театре стоит поддержки, и за что стоит голосовать. И соответственно и тем самым не уступать вот этому вот мракобесию, которое, к сожалению, реально действительно нарастает во всех сферах жизни, и в том числе уже и...

К. Ларина

Вы знаете... Да?

В. ЯКОВ ... до театра.

К. Ларина

Самое большое, конечно, отчаяние - то, что вдруг я, не знаю, как вы, я понимаю, что все это бесполезно: чтение литературы, слушание музыки, смотрение спектаклей, смотрение киношедевров, чтение стихов. Все не имеет никакого смысла, потому что все равно в итоге побеждает тот самый, ну, образно говоря, грядущий хам, о котором мы уже много сказано. Но мы сегодня именно опять в это время вступаем. И для меня загадка, почему не получается, почему большинство людей не получается... Не побоюсь слова «воспитать». Но причастить, приучить к хорошему, к высокому, к умному. Алексей Владимирович, что Вы думаете?

А. Бородин

Ну, Вы знаете, я думаю, что пока... пока не станет ясно, что образование и культура - это 1-й вопрос... Ну, кроме медицины, которая всё-таки это самый 1-й вопрос. А дальше образование и культура. И когда это все будет по остаточному принципу все равно, когда решает... решатся вопросы серьёзные, и будут чиновники решать совершенно иногда дикие и непонятные, так сказать, не для здравых, не для здравомыслящих людей, профессионалов дела. Понимаете, тут иногда, ну, хоть стой, хоть падай, понимаете ли, от всего от этого. Пока мы не поймём, что надо бы призвать, ну, как бы - что ли? - самых, и то их много, самых умных, самых толковых людей и тогда решать тот или иной вопрос. Понимаете, до тех пор, пока это будут решать чиновники, которые, может быть, сами не виноваты, но они совершенно не компетентны, понимаете, просто по всем вопросам. До тех пор все это и будет так продолжаться. Но Вы знаете, тут в данном случае я, так сказать, оптимистично смотрю на это все, потому, что я считаю, что все равно должна продолжаться вот эта, как Вы говорите практически, ну, бессмысленная как бы история. Понимаете? Потому, что она все равно формирует что-то и формирует новое поколение и так дальше. И я просто это точно знаю, ну, я работаю в театре, который - как бы сказать? - своим знаменем, так сказать, несёт... Здравствуй, племя молодое, незнакомое! Понимаете? Что вот этому молодому, незнакомому, мне кажется, есть сейчас сейчас нести что-то такое, что будет противостоять тому, что на них, на бедных тут сейчас...

К. Ларина

Точно. Это форма защиты в том числе. Театр он человека защищает.

А. Бородин

Да. Защищает.

К. Ларина

Вот это очень важно. Да. Валера, ты добавишь?

В. Яков

И поэтому... Да.

К. Ларина

Да.

В. Яков

Поэтому я бы не был столь пессимистичен, несмотря на эру мракобесия, потому что в театре помолодела публика. И я это вижу. Это не только в молодёжных там и детских театров, что логично, но и во взрослых серьёзных театрах публика очень помолодела. Молодёжь стала туда ходить. Молодёжь голосует активнейшим образом. И то есть молодёжь тянется к театру. А за ней ведь будущее. Не за теми престарелыми чиновниками...

К. Ларина

Да.

В. Яков

... которые когда формируют бюджет, то отщипывают с лёгкостью от статей здравоохранения, культуры и образования, вот прибавляя там, не знаю, к силовым структурам там, к вооружению там и так далее. Вот. Будущее, к счастью, не за ними, а вот за этими молодыми ребятами, которые приходят в театр и которые активно голосуют за своих любимых актёров, режиссёров и за своё будущее в конечном итоге.

К. Ларина

Итак, друзья мои, напомню, что у вас есть возможность до 30-го числа проголосовать на сайте «Звезда театрала» за любимый спектакль, любимого режиссёра, актёра, там по всем номинациям пройтись и оставить свой голос. Во-вторых, у вас есть возможность, если вы в Москве, попробовать заказать билет. И, дай бог, будет... Как это сказать? «Полный зал» сегодня страшно сказать. Так нельзя говорить. Полный...

В. Яков

Уютный зал будет.

К. Ларина

Уютный. Да, да. Спасибо большое моим гостям. Напомню, что церемония вручения премии «Звезды театрала» состоится 6 декабря на сцене театра Вахтангова, ну, и в сети, где мы, собственно говоря, и провели этот час программы «Дифирамб». Валерий Яков...

В. Яков

Спасибо «Эху Москвы» за информационную поддержку.

К. Ларина

Валерий Яков...

В. Яков

За открытую душу.

К. Ларина

... Алексей Бородин.

А. Бородин

Спасибо.

К. Ларина

Спасибо вам большое.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024