Купить мерч «Эха»:

Алексей Учитель - Дифирамб - 2021-08-29

29.08.2021
Алексей Учитель - Дифирамб - 2021-08-29 Скачать

Ксения Ларина

Добрый день! Начинаем программу «Дифирамб». Как всегда ведёт её Ксения Ларина. И сегодня у нас в гостях кинорежиссёр Алексей Учитель. Здравствуйте, Алексей Ефимович! Приветствую Вас!

Алексей Учитель

Да, да. Здравствуйте! Здравствуйте!

К. Ларина

Здравствуйте! Здравствуйте! Мы записываем нашу передачу в пятницу. И в пятницу у нас праздник -День российского кино. Не знаю, как у Алексея, у меня сегодня весь «Фейсбук» друг друга поздравляет, потому что очень много друзей среди актёрской братии и много гостей, которые занимаются работой в киноиндустрии. Так что я Вас поздравляю тоже с Вашим профессиональным праздником.

А. Учитель

Спасибо. Это взаимно. Можно всех поздравлять с Днём кино не только, кто его делает, а уж тем более Вы действительно связаны многими... со многими друзьями и в передаче у Вас многие бывают. Так что...

К. Ларина

Ну, теперь можно сказать...

А. Учитель

Это наш праздник. Я к этому...

К. Ларина

... наш праздник. Безусловно.

А. Учитель

Да.

К. Ларина

Можно сказать, тогда добавить, что на следующей неделе 31-го числа Алексей Учитель отмечает свой личный праздник. У него круглая дата. Я не знаю, можно говорить или нет. Наверное, можно. 70 лет исполняются Алексею Учителю. И сразу могу анонсировать фильм на «Первом канале», документальный фильм, посвящённый Алексею Учителю, «Учитель как призвание». Ну, с этим названием и с этой фамилии, конечно, сам бог велел много придумывать различных формул и красивых фраз, и конструкций. Все помнят фильм, один из главных фильмов, наверное, Алексея «Космос как предчувствие», вот «Учитель как призвание». Так что, Алексей Ефимович, заранее не поздравляют, но пусть у нас будет сегодня такое привью к празднику.

А. Учитель

Да, да.

К. Ларина

Тем более у Вас сегодня день красивый. Вот буквально перед началом записи Вы сказали, что сегодня тарелку разбили вместе с дебютанткой, своей ученицей. Давайте с этого начнём, что за фильм, который вот для Вас такой всё-таки, как я понимаю, важный, важная веха как для продюсера.

А. Учитель

Да, ну, у меня такая жизнь, несмотря на цифру, которую Вы произнесли, слишком, я бы сказал активная, потому что и собственное кино, и студия. Вот. У нас сейчас в производстве аж 4 картины вот в разных стадиях. Но вот сегодня действительно был первый съёмочный день у дебютной картины. Это уже традиция и моя, и студии, что мы каждый год 1-2 картины выпускаем дебютных и довольно успешно. Это фильм с таким странным пока названием «Миттельмарш». вот. Но это история 3-х молодых людей, нынешнего как бы поколения Петербурга. Двое парней и девушка. Вот чем-то напоминает действительно...

К. Ларина

«Прогулку».

А. Учитель

... а по составу только «Прогулку». Вот. Но это совсем другая история, мне кажется, очень интересная и для зрителя будет. Естественно раскрывать не буду. А делает - да, - вот моя ученица Софья Меледина, которая в этом году закончила режиссёрскую мастерскую мою во ВГИКе. И тоже у меня был такой период, дипломные... дипломной защиты у ребят и сразу набор новой мастерской. А я ещё к этому времени сильно заболел ковидом. И... И дипломные, значит, все-все защиты и все туры творческие в больничной палате я по «Зуму», значит, это все проводил. Вот 1 сентября только в живую увижу ребят, которых новых я набрал.

К. Ларина

Как Вы принесли заболевание?

А. Учитель

Тяжело. Тяжело, потому что, знаете, вот когда был 1й карантин в прошлом году, и я естественно там отсидел какой-то срок вместе с родными. Но потом я активно действовал и, ну, естественно все меры предосторожности были, но студия, съёмки, тот же ВГИК, в общем, общался очень много вплоть до каких-то вот парадоксальных моментов, когда я был на премьере спектакля «Горбачёв» в Театре наций, я потом пошёл за кулисы к Жене Миронову, и он такой разгорячённый весь, тут в таком хорошем азарте. Спектакль, кстати, потрясающий. Мне очень понравился. И мы с ним полчаса болтали-болтали, а потом говорит, ты знаешь, мы перед спектаклем сдаём анализ на ковид, и у Чулпан подтвердился. У Чулпан Хаматовой. И я говорю, ну, ты чего, Жень, но ты же 3 часа с ней целовался на сцене, а сейчас мы обнимаемся. В общем, он только сам понял, что может быть. И мы побежали сдавать ПЦР. Но слава богу, тогда нас ещё это миновало. Я к тому, что я не заболевал. А как только сделал первую прививку, видно, надо было действительно посидеть дома, а я все равно активно, а в этот момент, как мне потом уже объяснили, очень сильно ослабевает иммунитет. И, в общем, я заболел. Заболел тяжело. Вот и в больнице провёл и в реабилитации. Но сейчас вот все нормально, слава тебе, Господи.

К. Ларина

Вообще сильно изменил, наверное, нашу жизнь этот вирус. Да? Поскольку там Вы вспомнили 1-й карантин, когда вообще никто никуда не выходил, и вообще все перешло в «Зум» и внутрь. И даже уже появились Зум-спектакли и Зум-кино и прочее, прочее. И от многих планов пришлось отказаться. Как Вы думаете, вообще это сильно изменило в принципе человеческие отношения, человеческую природу, события и культурное развитие нации? Как Вам кажется, это повлияет на какие-то изменения?

А. Учитель

Безусловною безусловно. Я, Вы знаете, так, может быть, глубоко не понимал, пока сам вот не попал в эту тяжёлую ситуацию и много чего и видел, и почувствовал, самое главное. Вот, Вы знаете, страшно, когда... Не то, что страшно. Я, честно говоря, страха особого не испытывал. Но когда тебе приходят и говорят, Вы знаете, мы сделали все, что могли. Но сейчас всё зависит от Вас и от организма Вашего и силы воли. Ну, и потом тебя, у меня былоа одноместная палата, оставляют одного, то о многом начинаешь задумываться, хотя я отчаянно... не то, что сумасбродно, но, например, там, когда объявили карантин, я в то время заканчивал фильм «Цой», и у меня был не доснят один кадр такой, очки должны ломаться и, значит, падать на землю. Я в силу определённой авантюрности моей иногда я говорю, всё, снимаем. И мы ночью... А оператор замечательный Юрий Викторович Клименко, он засел у себя на даче под Москвой и говорит, я никуда за забор не выйду. Хотите, ставьте мне монитор. Только Вы будет заходить, все остальные... И мы в этот посёлок, а это киношный такой посёлок приехали вечером и, в общем, часа 3-4 простой кадр снимали. Я бегал от забора, значит, за которым сидел Клименко, к тем, кто у меня реально был на площадке. И, в общем, мы сняли тогда. Это выглядело все немножко... Но могли попасть на штраф и там ещё на что-то, не знаю. Но вот снимали. Поэтому потом, я не знаю, вот Андрей Кравчук у нас сейчас заканчивает очень большой фильм, пока называется «Пальмира». Но сразу скажу, это не политическая история. Это такая человеческая история с очень хорошим сценарием Арифа Алиева. И вот он на съёмках, значит, режиссёр заболевает. А экспедиция и 150 человек группы, и вот это... Ну, ты сразу чувствуешь...

К. Ларина

Конечно.

А. Учитель

... не только экономику, потому что он тоже так нелегко болел. Мы ему там поставляли из Питера всякие лекарства, уколы, хотя он там лежал тоже в какой-то маленькой больничке. Вот. Но при этом съёмки не отменить, и из палаты руководил, это вот три дня. Ну, в общем, к этому приходится приспосабливаться...

К. Ларина

Привыкать. Да.

А. Учитель

... не только кинематографически, а человечески тоже. И...

К. Ларина

Ну, обратите внимание, что до сих пор, хотя это уже... всё-таки уже почти два года длится, до сих пор искусство и кино, и театр, они как-то эту тему обходят, не рефлектируют по этому поводу. Все, что выходило и выходит, все, что связано с какими-нибудь эпидемиями в широком смысле, - это все, скорее, такие фантастические фильмы, такие фильмы-предчувствия, фильмы-ощущения. А вот так, чтоб реально обратиться именно к сегодняшнему ковиду и к сегодняшним последствиям, я не вижу там ни одного фильма, где бы люди в масках появлялись. Хотя фильмы многие снимаются уже во время карантинов. Как Вы думаете, почему пока это своего отражения не находит? И надо ли, кстати?

А. Учитель

Да, это вопрос интересный. Вообще в нашем кино мы редко, в отличие, скажем, от американского вот такие актуальные темы, что о людях, что вот об этих печальных как бы явлениях, эпидемии сразу отражать как-то.

К. Ларина

Да.

А. Учитель

Другое дело какого качества это можно думать. Но и могу Вам опять по собственному примеру, вот мои ребята, которые должны были в том году снимать курсовые работы, в это время карантин, и все засели дома. И мы в «Зуме» там что-то говорим, и потом я подумал, а почему нет. Я говорю, давайте-ка вы все снимайте кино. Хотите дома, хотите родных, хотите бегайте на улице осторожно. И, в общем, они сняли каждый по фильму. Я вообще такой же считаюсь тираном и, значит, и составлю редко очень пятёрки. Но тут...

К. Ларина

Что Вы?!

А. Учитель

Не потому, что...

К. Ларина

Никогда бы не поверила.

А. Учитель

Ой, да. Я вот... У меня всегда вот поступает где-то 25 человек, остаётся половина, как правило, потому что я действительно искренне считаю, что... Ну, берёшь ведь тоже не всегда понимаешь людей, способен он, нужен ему. Даже не способен, а по характеру ты годишься, ну, в режиссёры. Вы же сами знаете, что это профессия такая многоликая. Вот. И, в общем, они сняли работы разные причём. Кто-то про папу, маму. Кто-то какую-то , так сказать, символическую картину. А одна вот моя, значит, девушка, её зовут Рената. У неё мама... У неё вообще очень интересная такая судьба. У неё папа из какой-то далёкой африканской страны, который когда-то их бросил. Значит, она сама такая, значит, мулатка. И... А мама у неё такая боевая женщина. Она на скорой помощи. Она была в центре ковида. И буквально. И, значит, ну, ладно бы это только. А в это время мама, не знаю, какого-то пациента в него, значит, влюбилась, а у этого пациента жена работает в полиции. Ну, в общем, я подумал...

К. Ларина

Сюжет потрясающий. Да?

А. Учитель

Да. И мы начали сооружать.... Ну, она сняла очень хороший документальный фильм, который, кстати, потом даже был профинансирован и Минкультом. Слава богу, и действительно очень достойная такая картина. И очень интересно, что мама это, ну, в документальном кино, я даже думал, кто её может сыграть, в общем, мы начали и писать пытаться игровое кино. И когда ты начинаешь считать, вот в реальной жизни это существует, а то, что это будет в игровом кино, поверить невозможно. Вот сейчас. Потому что этот человек потом, выяснилось, что более раком. В общем, там такая цепочка просто каких-то гигантских событий, которые влияют на жизнь. Но, в общем, отказались от этой... Поэтому надо просто как пример, что может быть и так. Но я думаю, что это возникнет. Я вот в больнице наблюдал, ну, это трагикомедия, понимаете. Ну, вот одну я Вам рассказал мини-историю про себя. А другое... Но там, когда тебя плохо с лёгкими, но если ИВЛ, ну, это уже совсем беда. Вот. А у меня было в палате, почему меня туда положили, там было всего 3 таких, и кислород активный, там что-то 70 литров в минуту. Вот за счёт этого я дышал. И я ночью как-то попытался... Ну, там извините за такие подробности, значит, давали судно, но я не хотел. Я... А туалет был у меня в палате. Я один раз ночью вот первый день пошёл и еле потом добрался. То есть ты можешь две минуты выдержать. Не более того. И что делать? У меня был, значит, такой там парень медбрат Роберт. Я говорю, придумай что-нибудь. И он мне на ночь, я говорю трагикомедия, приносил синий такой баллон кислорода, знаете, железный, который вот на дачах ставят и прочее. А днём там водили на КТ людей, потому что не... не пойти туда, не дыша. А ночью он не нужен. Он мне приносил. Когда он ставил в туалет, я добегал, втыкал, значит, в нос это и мог вот такие вещи делать. Но вот... вот с такими даже удивительными, ещё раз повторяю, такого направления странного.

К. Ларина

Потрясающе.

А. Учитель

Но я ещё могу миллиард деталей, которые любопытны, любопытны очень.

К. Ларина

А работает, кстати, вот в эти моменты, которые не знаешь, чем кончатся, не знаешь, что тебе ещё предстоит испытать, работает в это время всё равно вот эта вот творческая подкорка, подсознание, чтобы запомнить, как человек себя в такие минуты ведёт, что он чувствует, и какие-то другие детали и подробности? Да?

А. Учитель

Вы знаете, мне было очень...

К. Ларина

Тяжело.

А. Учитель

... в какой-то период тяжело, очень тяжело. Я даже не мог... Были вот накануне дипломы все надо было их как-то шлифовать. И я прям не мог даже в iPad смотреть. Ничего вот абсолютно. Но при этом я был абсолютно как бы в сознании все время в хорошем. Я, конечно, вот то, что я Вам рассказываю, я после этого крутил на ленту, что это может быть что-то, но пока это естественно ни в какое оформление мне не входят. Но есть, конечно, удивительные женщины. Они же все приходит в скафандрах. Это... И вот одна женщина, которая, думаю, в общем, сыграла немалую роль в том, что я сейчас перед Вами. Я не знал, кто она такая. Она что-то говорит под маской. Кто она? В смысле какого возраста? И что-то... И она НРЗБ вот какую-то там смесь мне составляла, потому что во многом это всё.... диски там он такой. Они не знают ещё, как с ним бороться. И во многом это, так сказать, экспериментально. Вот. И... А потом она его.... когда я уже был в реабилитации, она пришла. Молодая женщина такая с рыжей такой гривой. И совершенно другой облик. У меня был абсолютно... Я думал, что она другая. И друг увидел совершенно такое лицо интересное.

К. Ларина

Вот там тоже, кстати, деталь для какого-нибудь будущего фильма. Это тоже история. Да? Потому что все скрывается. Никто не знает, как кто... кто выглядит по-настоящему. И когда вдруг эти... ух, срываются эти чумные костюмы или маски, вдруг ты видишь совсем не того человека, которого себе представлял. Я хотела сказать: не будем о грустном.

А. Учитель

Нет, нет.

К. Ларина

Но с другой не могу... Да?

А. Учитель

Да.

К. Ларина

Давайте будем дальше о грустном, потому что очередной скандал, который никак не утихнет вокруг фильма «Цой». Буквально вот на днях я прочитала, что опять там чуть ли не в Следственный комитет, не в прокуратуру уже поданы иски со стороны наследников Цоя. Что это такое исходит? Почему это всё произошло? Почему это всё не заканчивается? Как Вы это объясните? Я даже прочитала в одном из изданий, что чуть ли не реальный срок Вам же грозит, потому что Вас обвиняют там они уже в мошенничестве, а не только в нарушении авторских прав.

А. Учитель

Нет, ну, во-первых, я не знаю, это, по-моему, всё-таки какая-то... потому что с моей точки зрения и адвокатов наших, могли передать в прокуратору, но должны были вызвать нас, хоть кого-то и спросить вообще, чего происходит. Поэтому странная очень эта история. Никаких документов, НРЗБ вызовов, повесток. Поэтому это надо ещё проверить, насколько это всё... Ну, может быть, что-то есть, потому что они пытаются, и за всем стоят определённые тоже люди. Вот. Но я этого... Сейчас идёт гражданский суд. И мы уже 1-й суд выиграли. Вы понимаете, мне нечего бояться. Ну, правда, фильм вышел, е знаю, в прокате, на платформе. Уже и по телевидению был. Поэтому, ну, если бы проверяли тысячи раз тщательно, что и как. Но вот там все настолько просто. Я использовал только фрагменты из собственных фильмов и с Цоем, они принадлежат, это авторское право, НРЗБ. Поэтому это все довольно странно. И плюс я же вёл открытую политику и с папой Виктора и с сыном. Да, сыну не нравился сценарий, но ради бога. Это его право не нравится. При этом мы перед съёмками встретились, он что-то попросил изменить имена. Я всё это сделал потом. И он сказал, ну, снимайте, а там посмотрим. Потом вот такая агрессия, абсолютно необъяснимая, потому что это все равно фильм-притча, а не буквальное... Граф - это что? Это все равно события, происходящие после его смерти. Вот поэтому...

К. Ларина

Это не 1-й случай, Алексей, это не 1-й случай, когда родственники пытаются каким-то образом регулировать художественные произведения, которые связаны с именем их уже ушедшего в мир иной человека. И для меня все время этот вопрос, насколько... насколько вообще правомерно... Почему... Должен ли художник, ну, в данном случае режиссёр, автор идеи спрашивать разрешение у родственников на то, чтобы снять художественное произведение, в котором фигурирует так или иначе образ этого героя, образ этого человека? Какая... Какие здесь вообще должны быть выстроены взаимоотношения, на Ваш взгляд, если они должны быть вообще?

А. Учитель

Ну, официально никаких разрушений брать не надо. Нужно только брать разрешение, если Вы цитируете музыку, там песню. Тогда да, поскольку авторские права принадлежат. Но в данном случае, если говорить о «Цое», те фрагменты песен, их всего 2... Нет, 3. Извините. Это взято из фильма НРЗБ в то времена... в то время. Поэтому это принадлежит вместе со звуком нам и с песнями. Ну, это я просто объясняю юридически.

К. Ларина

Ну, да.

А. Учитель

Это не я абсолютно придумал. Это юристы. Вот поэтому здесь тоже ничего не надо было. Но вот я давно это говорю, пока мы, пускай в нашей стране, не примем, я не законы или ещё что-то, такие будут... Это же не только со мной происходит. Понимаете?

К. Ларина

Конечно.

А. Учитель

Все время будешь с этим сталкиваются. Я вот собираюсь снимать картину о Шостаковиче. Там есть дети. Есть последняя вот жена Дмитрия Дмитриевича, значит. всё это, если есть... С Ириной Антоновной, вдовой, я встречался даже 2 раза уже. Ну, конечно, такое... Говоришь об одном, все равно чувствуешь какое-то непонимание, какое-то подозрение. И это странно. Странно, потому что только хочешь хорошего. Ведь я... Если бы мы пытались очернить или там какую-то гадость говорить, тогда ещё я могу понять родственников. Но когда...

К. Ларина

Это все очень условно, Вы же понимаете, что любой родственник очернением считает любую попытку рассказать о частной жизни. Сейчас мы уже как не абстрагируемся от Вашего фильма, хотя здесь тоже присутствуют и близкие Виктора Цоя, так или иначе, женщины Виктора Цоя.

А. Учитель

Да.

К. Ларина

Да? Понятно, что любая попытка рассказать о частной жизни, она для родных - это просто вот страшное, потому что они хотят, чтобы было именно так. Но в конце концов у каждой семьи огромное количество скелетов. И если уж берётся человек, значит, за это, ну, что? Ну, это его право в конце концов. Ну, а как по-другому? Таких случаев много, Вы правы. Вы правы.

А. Учитель

Нет, ну, есть в американском, скажем, кинематографе, там тоже формально не надо ничего, особенно если это публичный человек, то... то нет. Но тем не менее вот мы там с компанией Sony вели переговоры уже с готовой картиной, они вот тоже наткнулись на то, что хотели бы получить согласие родственников. Хотя это юридически абсолютно неправильно.

К. Ларина

Давайте мы сейчас сделаем небольшую паузу. Я напомню, Алексей Учитель у нас в гостях. Вернёмся через некоторое время.

**********

К. Ларина

Продолжаем программу «Дифирамб». Напомню, что сегодня наш гость Алексей Учитель. Меня зовут Ксения Ларина. Мы обсуждаем тему, которая почему-то каким-то странным образом каждый раз возникает вокруг фильмов Алексея Учителя. Я помню наш эфир на фоне скандала с «Матильдой» связанный, когда ещё никто фильма не видел. Но движение против таких... Как назвать? Николай... николаезащитников. Да? Да, было такое мощное, что казалось вообще... Я помню, помню просто лицо Учителя, когда он пришёл в нашу студию, он просто... просто был серый и перевёрнутый, потому что было ощущения, что все, из-под ног уходит почва. А женщина в итоге стала послом на островах Зелёного мыса в Кабо-Верде. Представляете, какой красивый сюжет? Вот Вам тоже сюжет. Можно потом снять фильм про... про эту героиню Наталью Поклонскую - да? - как путь её пролёг. Да? От святителя Николая до островов Зелёного мыса.

А. Учитель

Да, да.

К. Ларина

Я даже представляю, как она сейчас в этих... в этих самых - да? - бусах каких-нибудь с туземцами тусит.

А. Учитель

Ну, да, это... Хотя она, кстати, что меня тоже удивило, в одном интервью публично извинилась за всё, что она сделала. Но это уже дело прошлое. Нет, ну, тогда, кстати, я ещё как-то... я не мог это понять, когда делал фильм. А когда эта вся ситуация заварилась, это все равно люди пытаются делать себе какой-то PR на других...

К. Ларина

Конечно.

А. Учитель

... потому что она на самом деле она фильм не видела. Поэтому вот. А здесь всё немножко другое. Другое. И это очень обидно, потому что для меня Цой - это не просто... Я же взялся за это, как будто бы я прибежал со стороны, хотел воспользоваться славой Цоя. Понимаете, я всё-таки был у истоков и... ну, я говорю, что был знакомый. Это само собой. Но я это делал... Я же эту картину очень давно задумывал, ещё лет 10 назад. Поэтому для меня это и... Я был там на месте аварии. Как бы это довольно личное кино на самом деле.

К. Ларина

Вообще вот этот мир рок-музыки, насколько Вам близок? Или исключительно вот связано с какими-то конкретными личностями? Учитывая, что Ваша студия называется «Рок», учитывая, что фильм, который стал, ну, просто историей рока, 1-е кино советское о русском роке было снято Вами. Вот. Насколько Вам вообще это близко? Что? Сами Вы играли? Как Вы это чувствуете? Это же совсем параллельный какой-то мир уже, который очень трудно его даже описать, его надо чувствовать.

А. Учитель

Нет, мне безусловно кое-что близко и... но прежде всего из-за людей, понимаете, вот... вот это мне интересно было и тогда, и сейчас. И что-то мне музыкально больше нравится, что-то меньше. Но я действительно был этим увлечён. Но больше в человечеством НРЗБ как бы направлений, а не только в музыкальном, скажем так. Вот. И это осталось до сих пор. У меня замечательные отношения с НРЗБ, Юрой Шевчуком, Олегом НРЗБ. Поэтому все это... все это остаётся не просто так.

К. Ларина

Как Вы относитесь к рэпу, если мы уже говорим про музыку? Можно ли... Можно ли сказать, что рэп, он в какой-то мере наследует российский рок по своей вот этой вот... по своему посылу такому протестному, социально... социальному?

А. Учитель

Ну, мне кажется, да, безусловно они в чем-то эстафету приняли. Но для меня-то с точки зрения как бы художественной, скажем так, менее интересно, чем рок. Он более такой... Повторяю я своё мнение. Есть какие-то вещи интересные. Я сам использовал в фильме «Восьмёрка», такая группа «25/17».

К. Ларина

Да, да

А. Учитель

Вот. Интересные ребята. Очень мне любопытно с ними было. Но музыкально не они, а в целом как бы направление, мне кажется, чуть победнее, чем вообще вся вот... всё рок-направление. Но все развивается. Посмотрим. Я думаю, что рэп займёт достойное...

К. Ларина

Ваша лента «Космос как предчувствие» действительно во многом стала космосом как предчувствие, потому что сегодня в космосе уже отправляют артистов, в том числе и ваших близких людей. Вот Юля Пересильд, Ваша муза, героиня многих Ваших фильмов, мать Ваших детей, она вот отправляется в космос как космонавт, как артистка. Как Вы относитесь к этому проекту? Напомню, это проект «Первого канала». Они как раз запускают на следующей неделе такое реалити-шоу. И там Юля, одна из главных героинь этого фильма, который будет снят в космосе. Мой первый вопрос: как Вы относитесь? И не волнуйтесь ли Вы за людей, которые туда... всё-таки не космонавты? А люди обычные. Да ещё близкий человек полетит.

А. Учитель

Да, ну, конечно, это такая двойная история. С одной стороны, ну, даже я бы сказал некоторая гордость, особенно у детей, зато она всё-таки прошла какой-то неимоверный путь, чтобы победить всех, выйти единственной как бы в финал этого дела. Но я по рассказам некоторым знаю, насколько это было... Это тяжело не потому, что она не космонавт, хотя вроде ей даже предложили после всех испытаний войти в отряд космонавтов, потому что она как бы выдержала все и физически, и морально, особенно там не просто - да? - это всё. Вот. Но к проекту я отношусь хорошо. Это всё-таки такое... креатив довольно необычный. Другое дело, можно рассуждать, что это было... можно было снять и на земле. Дело не в этом. Все равно в реальном космосе., в этом большая фишка есть, и я в этом смысле понимаю людей вот затем. Но, конечно, это опасно. Опасно. И последствия... Черт его знает, что может быть. Будем надеяться, что все хорошо. Но, что называется, подрагивает, потому что... потому что бывает всякое, к сожалению. И надежда на то, что действительно всё-таки пока наш космос держится и ведёт какую-то правильную жизнь, хотя там, я так понимаю, люди, которые внутри этой подготовки, все... все не так хорошо относятся к этой затее. Им тоже вот и режиссёру, и всё... и Юле не просто чисто морально. Но всё как бы идёт уже все равно вперёд, и я думаю, что...

К. Ларина

Вы не отговаривали? Не отговаривали её?

А. Учитель

Я понимал, что Юлю отговорить невозможно. Она человек, который... Она хочет этого реально. Поэтому и жажда чего-то нового... Это, правда, здорово. И она абсолютно, ну, может быть, внутренне боится, но внешне там... Даже вот то, что она рассказывает там, что её 4 с половиной часа держали в какой-то там барокамере, она там смеялась. Это вот настолько удивило всех, кто там давно. Вот.

К. Ларина

Кошмар.

А. Учитель

Поэтому её не остановить все равно.

К. Ларина

Я просто понимаю, что прекрасно, что физическая подготовка, какой бы сильной она не была и мощной, она все равно, ну, не может отменить вот этого психологического состояния человека. Да? Вот это... этого преодоления. Я, конечно, просто восхищаюсь этим поступком Юли. Просто восхищаюсь. Я понимаю, что такая авантюрная натура, она свойственна особенно творческим людям. И, конечно же, от такого случая отказываться... тяжело отказаться. Но этот поступок. Безусловно поступок. Да?

А. Учитель

Ну, всё это закончилось хорошо.

К. Ларина

Так. Ну, теперь давайте про Вас. Значит, у Вас план по Шостаковичу. А ещё я прочитала, что Вы хотели сделать про Пахомову и Горшкова. Или уже пока отказались от этой идеи?

А. Учитель

Нет, такой проект существовал, и мы вели с дочкой Пахомовой НРЗБ. Татьяна Навка хотела присоединиться к этому проекту в качестве продюсера. Поэтому разговоры были. Но пока мы остановились на уровне сценарном, и ничего нет. И я не... Я не говорю, что я точно буду это делать. Я, скорее, как продюсер выступал. Но история там очень любопытная, по-человечески я имею в виду. Другое дело, сейчас насколько это в кино будет интересно, я не знаю. Может быть как... скорее как сериал это будет более любопытно нынешнему зрителю, особенно тем, что происходит в прокате, объективно просто. Поэтому платформы - это всё-всё...

К. Ларина

Да.

А. Учитель

Вот в этом смысле ещё все так за 2 года стремительно поменялось, что сейчас надо перестраивать замыслы, и не то, что подстраиваться, но вынужден считаться с реалиями. Скорее, если ты хочешь снимать, ну, скажем, то, что называют кинороман или какие-то более даже вещи облегчённые, сейчас настолько кино ушло... Именно кино, я не про сериалы говорю, с телеканалов и переместилось... и сериалы тоже очень многие на платформы и кино. Другой вопрос, что там хотят, и кому, так сказать... Зритель на платформах самый широкий, а вот какой угол занимает каждая платформа и какой коридор, это пока в таком состоянии... Но все хотят естественно победить, чтоб все смотрели. Это понятно. Но вот это сложно. А проблемы ведь все те же остались. Сценарный голод все равно существует. И...

К. Ларина

Конечно.

А. Учитель

... мало хороших. Ну, а то, что мне, скажем, ну, вот тот же Шостакович, вот Александр Терехов написал, на мой взгляд, замечательный сценарий. Замечательный. Просто необычный...

К. Ларина

Александр Терехов - это вот писатель - да? - очень популярный.

А. Учитель

Но он... Да, он написал вот два знаменитых романа «Каменный мост», «Немцы». Но...

К. Ларина

«Немцы». Да.

А. Учитель

... это я его соблазнил в кино. «Матильду» он же писал, а потом он написал «Дылду», и сейчас он самый востребованный сценарист.

К. Ларина

Вот, кстати, сериалы по его романом «Немцы» и по «Каменному мосту», забыла, как называется, по-моему, очень удачные. Хотя я не знаю, принимал ли он участие там как сценарист, но фильмы получились. Они из самых таких интересных... интересных работ. Вообще если говорить про эти стиминговые платформы, о чем Вы упомянули, конечно, это огромные возможности для... для того, чтобы работать творчески для всех: и для сценаристов, для режиссёров, для актёров, потому что здесь, конечно же, абсолютная свобода. Это такое свободное пространство, которое не подчинено всем идиотским, в том числе запретам, которые сегодня вынуждены соблюдать кинематографисты, если речь идёт о кино на телевидении, сериалах на телевидении. Там все спотыкаются о бесконечные запреты. То здесь это все пока - тьфу-тьфу-тьфу! - в свободном пространстве. Мне кажется, там как раз очень многие вещи рождаются очень важные для развития советского... Ой, простите. Российского кино. Не только сериалов, а именно как... как индустрии. Согласны ли Вы с этим? Опробоваются какие-то вещи. Да?

А. Учитель

Ну да, они больше опробоваются в такой, скажем, или экстремальной тематики типа маньяки, или там можно употреблять мат, там ещё что-то. Но все равно пока, мне кажется, там идёт поиск, невозможно, как мне кажется, делать на каждой платформе все. Все равно какое-то должно быть.... Все равно там сейчас произойдёт какая-то смена, и определяться лидеры. Они уже есть. Вопрос, кто удержит...

К. Ларина

Ну, как? Борис Хлебников - безусловный лидер. Наталья Мещанинова - безусловный лидер. Да?

А. Учитель

Нет, Вы говорите про режиссуру...

К. Ларина

Да, да.

А. Учитель

А я говорю про платформы как таковые, которые формируют пакет, пакет свой.

К. Ларина

Вот сейчас «Кион» очень популярный стал. Они сейчас выпускают премьеры за премьерой.

А. Учитель

Да, да. «Кион» - это МТС. Но нет, конечно, это надежда большая на то, что мы сможем все... Ну, во-первых, количество работ увеличивается даже по запускаемым проектам. Это тоже очень важно.

К. Ларина

А ещё...

А. Учитель

Нет, в этом есть перспектива точно.

К. Ларина

Почему такая мода сегодня на спортивные драмы? Чем Вы это объясняете?

А. Учитель

Ну, она, мне кажется, вот мода есть, но она всё-таки будет заканчиваться, мне так кажется, хотя все зависит от сюжета. Понимаете? Тот же Ариф Алиев нам принёс сериал «Шахматисты Алехина», но это человеческая больше история потрясающая. Я не знал никогда там. Такие страсти. Охо-хо! Вот поэтому это всё равно, может быть, тем более вот сериал «Шахматистка» американский, который фурор произвёл.

К. Ларина

Да, да, да.

А. Учитель

Поэтому все равно драматургия, понимаете, на первом месте, хоть спортивная, хоть какая. Но это так сложилось, что в нашем кино был ряд спортивных фильмов, и мы приложили к этому руку, сделали «Стрельцова». И довольно, мне кажется, это был успешный проект. Вот. Поэтому все зависит от персонажей, от героя. Может быть ещё. Но многовато. Многовато.

К. Ларина

А сегодня пропаганда в кино, что из себя представляет? Как Вы её для себя выделяете? И говорите ли Вы на эту тему вообще со своими учениками? Потому что всё-таки в советское время это было собственно одно из условий. Да? Хочешь состояться в кино, в большом кино в советском, служи, что называется, отечеству. Не в том высоком смысле этого слова, а совсем по-другому, в смысле пропагандистском. Как сегодня эта дилемма решается? Как для себя решает её человек, который вступает вот на эту тропу режиссёрскую?

А. Учитель

Ну, я их ни в чем не сдерживаю. Хотя для меня удивительно, что они, как правило, сейчас приходят после школы. И я уже не раз это говорил, вот сейчас я набирал опять не потому, что я там сексист или но 80% девушек поступают на режиссуру. Это уже факт. Вот. Но ради бога, это все может быть. Но у всех у них, вот во всяком случае я 3 уже выпуска у меня было, какой-то взгляд на... при том, что они довольно все успешны в семье, ну, то, что... И разные есть, но в основном это довольно благополучные ребята. И все равно взгляд, я условно говорю, там НРЗБ тон и бомжей, ещё куда-то вот в такую чернуху немножко, которая уже тоже... Ну, просто об этом много было сказано и прочее. И я вот всегда небольшую хочу им запретить или ещё что-то. Мне просто интересно, откуда? Почему туда тянет, а не во что-то, ну, я не знаю, там опять аналог фильма «Прогулка», но в документальном варианте. Но вот этого мало. Мало. А так прямой никакой подготовки я в этом не веду, они сами все прекрасно видят. И, понимаете, все равно кино, которое они смотрят всё-таки, там откровенной пропаганды не так много. Скорее, это, может быть, на телевизионных форматах каких-то сказывается, а так не очень. Скорее, наоборот, облегчённая такая форма больше сказочная, комедийная. Вот это пользуется, во всяком случае у зрителей наибольшей популярностью.

К. Ларина

Ну, смотрите, вот кино, которое вот участвует, допустим, в конкурсах «Кинотавра» каждый год, это фильмы, которые потом переходят уже, ну, приходят в прокат, и потом многие из них уже получают премию «Ника» российскую, это же все авторское кино. И в большинстве я... я смотрю все эти фильмы с огромным интересом. Мне очень нравится, как сегодня люди чувствуют, молодые люди чувствуют окружающую среду. И там я бы не назвала это чернухой. Это всё-таки несколько другое. Это такой взгляд... Что это такое? Ты же всё равно... Чем занимается человек творческий? Он все равно вытаскивает какие-то болезненные вещи для того, чтобы избавить общество от этой боли, надо её поговорить. Ну, что я Вам объясняю? Вы это... Вы это так знаете лучше меня. Да?

А. Учитель

Нет, ну, я могу опять же сказать под меня. Я не беру уже ребят, которые закончили, скажем, некое учебное заведение, вышли в большое кино. Это, безусловно, к сожалению, и малоинтересные и очень любопытные вещи. Но то же самое я могу сказать и о собственных вот дебютах, например, опять же вот Филипп Юрьев, мне кажется, снял замечательную картину «Китобой». Причём...

К. Ларина

Отличный, отличный фильм.

А. Учитель

Да. Причём это ещё из первого выпуска моего. Он очень талантливый парень был тогда. Но вот много, 7 лет писал сценарий. И что там? И года 3 мы не могли запустить его. Вот. Но вот сложилось. И он сразу, видите, как прыгнул сейчас с первой картиной в Венеции, победа на «Кинотавре» и так далее, и так далее. А, например, там Дима Рудаков, молодой парень, пишет тоже такую притчу о Шаламове, который помирал, значит, в доме престарелых. Такая очень необычная картина. 3 старика-героя. Ну, в общем, очень легко... В голове просто странный подход. Он сам написал сценарий. Это не то, что он откуда-то взял и решил поставить. Причём добил меня. Он такой очень упорный парень. Говорит, я хочу снять на плёнку черно-белую. Я говорю, ты понимаешь, ты снимешь на плёнку, но потом сразу тебя переведут в цифру, и мы эту плёнку нейтрализуем, мягко говоря. Нет, я хочу. И вот он меня придушил, хотя дебюты это все мало финансируемые проекты, но мы сняли на 16 миллиметр, покупали профессиональную черно-белую плёнку. И это сыграло свою роль, ну, в эстетическом каком-то визуальном восприятии. Так что они ребята, я Вам скажу, вот последний курс, я 3 года не мог понять их вообще. Вот впервые. Вот тех я ещё понимал как-то сразу, но не сразу, но потом мне было понятно, кто они. А эти, я вот недавно тоже давал интервью, я рассказывал, вот они три года, даже 4 сидели вот так, как будто им абсолютно все равно, что, чего я там... Ну, естественно кто в телефоне, кто ещё что. Вот так с равнодушным абсолютно лицом. Я бесился так, что я говорю. не хотите, уходите, значит, что это так... А потом, когда они что-то показывают, я понимаю, что за этим что-то стоит. Это такая форума внешняя. Все равно там что-то кипит такое. Явно. Но не у всех, но во многом. Просто эта вот закрытость такая, не желание так открыто выплёскивать наружу, что все своё, вот она и есть. И я долго этого не мог себе понять, но, слава богу, остановился в какой-то момент. И особенно вот они меня поразили в это вот карантинное время, потому что, ну, можно было отсидеться, как бы я ничего не нашёл, ну, что там я сделал. И я бы ничего не сказал. Ну, действительно что там можно? Каждый из них придумал какое-то своё кино и подсмотрел его, причём у меня же свободная форма, хочешь в документальном, хочешь в мировом как... как тебе понравится. Вот так что все равно... все равно мне во всяком случае с ними очень интересно. Правда.

К. Ларина

А что такое... Что такое для них советское кино и вообще советская культура? Насколько они... она им интересна? Насколько они в ней ориентируются? И чтобы... чтобы Вам хотелось им... обязательно, чтобы они увидели?

А. Учитель

Ну, знаете, говорить посмотри то, я даже не заставляю их свои фильмы смотреть. Правда. Абсолютно. Ну, захочет, посмотрит. Раз пришёл, наверное, какой-то интерес есть. Вот. Но понимаете, у них, советское - не советское, там нет такой чёткой... чёткого деления как у нас, потому что мы это время прожили. Они уже, к счастью или к несчастью, нет. Поэтому у них есть просто какое-то кино интересно снятое, есть неинтересное. Но они уже не очень понимают, Ленин, Сталин. Знаете, это уже такие понятия, ну, где-то там далеко что-то слышали, но не самое важное. Я же... Вот сейчас активно идёт, я знаю, что многие хотят снять о Горбачёве. С Женей Мироновым мы обсуждали. Я думаю, что это произойдёт у него во всяком случае. Но даже Горбачев для них - это фигура из какого-то древнего мира, не особо их интересующая. Другое дело, что они могут кино посмотреть или там сериал с интересом. Это да. Это да. Но на мой взгляд вот то, что Вы говорите, я понимаю, советское кино ведь тоже было хоть и пропаганда, но...

К. Ларина

Но оно было разное.

А. Учитель

Разное все равно было. И сейчас то же самое. Ну, хорошо. Вот я знаю, я сознательно пошёл на шаг, потому что что я считаю, что вот да, этот фильм «Пальмира» формально о Сирии. И военные там есть и прочее...

К. Ларина

То, что... То, что Вы делаете, да?

А. Учитель

А вот то, что делает Андрей Кравчук. Это, ну, я Вам клянусь, что это будет покруче, чем «Повелитель бури», потому что это, ну, гигантская такая... вроде о простых людях, но все равно это настолько мощно, интересно по-человечески, что ты забываешь... И, кстати, поразительно, я думаю, что это не вызовет у иностранцев интереса, а вызывает. Даже вот то, что мы уже пытаемся фрагменты показать. Поэтому вопрос про...

К. Ларина

А это про что? Про что, скажите? Да? Вот «Пальмира». Если это объяснить, про что это? И зачем?

А. Учитель

Ну, это о двух сапёрах, один молодой, один уже 45, который там 4 раза подрывался, нет пальцев...

К. Ларина

Российские военные, да?

А. Учитель

Да, там российские. И как один жертвует во всяком случае собой для того, чтобы вытащить и спасти. Ну, там я... Говоришь вроде банально довольно, а эмоционально очень сильная история. Очень сильная. Поэтому...

К. Ларина

Но ведь...

А. Учитель

... что актёры некоторые и даже режиссёры, которым... как слышат фильм, не все соглашались. Не все.

К. Ларина

Ну, конечно.

А. Учитель

Правда, кто... кто прочитал, тот все равно сразу понимал, что эта история все равно мощная.

К. Ларина

Такое бывает. Вот тут видели фильм, который показывали на «НТВ» недавно, фильм «Солнцепёк». Не знаю, видели Вы, слышали про него?

А. Учитель

Нет, НРЗБ не видел.

К. Ларина

Про... Про борьбу российских военных с украинскими фашистами. Это нечто. И актёры, конечно, которые туда попали, у меня вот вызывают вопросы.

А. Учитель

Ну...

К. Ларина

Слушайте, самая... самую интересную тему мы с Вами завели под самый конец передачи. Посмотрим. Ладно. Я ничего... ничего не буду, пока говорить. Хочу закончить всё-таки на какой-то позитивной ноте. И, во-первых, пожелать Вам провести 31 августа в хорошей компании с хорошими и любимыми людьми, и чтобы день у Вас был хороший, что у Вас пожелания были, которые Вы приняли бы большой радостью и готовностью их исполнить...

А. Учитель

Спасибо.

К. Ларина

Потому что поздравлять заранее нельзя. Да? Поздравить 31-го числа.

А. Учитель

Я хочу сказать, что я не ненавижу дни рождения собственные, я имею в виду, а уж тем более с такой цифрой, которую я...

К. Ларина

Да ладно. Нормально.

А. Учитель

... не... не чувствую, не чувствую пока, слава тебе, Господи. Я имею в виду по голове мне... Вот. Поэтому. Но я не буду в этот раз и вообще и в прошлый делать какие-то банкеты, собирать множество людей. Я...

К. Ларина

Не надо.

А. Учитель

... проведу.

К. Ларина

Спасибо, Алексей. Алексей Учитель - наш сегодняшний гость. Ещё раз поздравляю с Днём российского кино. И до встречи!

А. Учитель

Да, вхаимно. Да. Спасибо. Спасибо. Всего доброго!