Купить мерч «Эха»:

Евгений Киндинов - Дифирамб - 2015-02-08

08.02.2015
Евгений Киндинов - Дифирамб - 2015-02-08 Скачать

К. Ларина

Ну вот, смотрите, пока шли всякие новости и реклама, я в Facebook написала: «Лена Коренева, здесь Киндинов». И Лена мне сразу же отвечает: «Люблю, люблю! Так и передайте».

Е. Киндинов

Ой, ей тоже надо. Леночка, я обожаю!

К. Ларина

Вот так мы и начнём нашу сегодняшнюю программу. Евгений Киндинов здесь в нашей студии – народный артист России, актёр Московского художественного театра, актёр кино. Вы прекрасно знаете этого замечательного артиста. Неслучайно я Лене написала, потому что один из самых главных фильмов в моей жизни, как и в жизни моего поколения, я уверена – это «Романс о влюблённых». И эта замечательная пара – Елена Коренева и Евгений Киндинов – надолго стала моими настоящими кумирами. Вот я сначала с одной познакомилась, а сейчас уже и с Евгением Киндиновым. Очень рада.

Е. Киндинов

Спасибо за добрые слова.

К. Ларина

Хотела, чтобы вы эту историю, которую вы сейчас нам рассказывали до эфира, рассказали в эфире, потому что это важно. У нас же всё-таки один идёт эфир. Смотрите, мы сейчас до этого говорили о религии в школе, о религиозном образовании. И вы рассказали, поскольку вы советский человек, продукт советского атеистического воспитания… Но и вам тоже повезло. А вот что такое «повезло» в этом смысле? Евгений Арсеньевич, расскажите про этого вашего первого педагога по религиоведению.

Е. Киндинов

Нет, он не первый мой педагог. На самом деле мне повезло в том смысле… Я помню, когда совсем маленький был, мама в храм, в церковь ходила нечасто. Помню Пасху, раннее утро, папа возвращался после службы праздничной всегда. Мама к этому времени… Мы жили в коммунальной квартире, и там комната была одна. На столе всегда была белая скатерть на Пасху. И папа всегда приносил из храма кулич со свечками.

К. Ларина

Это же советское время, ничего нельзя было.

Е. Киндинов

Да, в советское время. Что значит «нельзя»? Можно. Если захочешь, то можно. Вот это я помню. Хотя бесед на эту тему особенных не было никаких, но вот это я помню. И ещё раз мне повезло, когда уже я закончил институт театральный, школу-студию МХАТ, поступил в театр. Одна моя одноклассница и потом коллега по театру Екатерина Васильева, известная актриса театра и кино, однажды мне говорит: «Пойдём со мной, сходим». И привела меня на Софийскую набережную в храм.

К. Ларина

Ну, это когда уже она сама была…

Е. Киндинов

Естественно, она уже туда ходила до меня.

К. Ларина

Сын там у неё служил.

Е. Киндинов

Вот она меня привела, и я с тех пор… Поэтому, конечно, это замечательно. И спасибо Господу Богу за то, что вот так в моей жизни сложилось, что в этом смысле у меня не было никаких посторонних тропинок куда-то в сторону, а как-то шло всё, как оно шло.

К. Ларина

А из области всё-таки такого больше юмористического? Вот этот самый кэгэбэшник, который освобождал вас.

Е. Киндинов

А, это да. Я должен сказать, что когда я почитал и Библию, и ещё другие какие-то книги, мне это стало чрезвычайно интересно просто с точки зрения познавания. Потом, по телевидению, не помню точные годы, но в советское время были очень интересные передачи сына Николая Гумилёва, Льва Николаевича. Он был историком и много рассказывал о религиозных течениях разных времён, как это всё было. Я помню просто его лекцию на тему, как у каждого этноса и религии тоже есть свой возраст, то есть время, когда религия зарождается, время её расцвета и время её постепенного не то что угасания, а утихомиривания, так скажем. И привёл в пример ислам.

Я узнал, кем был пророк, как он водил караваны с одной стороны Аравийского полуострова, что это VI век – начало VII. И я помню цифру, которую он сказал: где-то приблизительно 1500 лет – это время от зарождения до расцвета религиозного течения того или иного. И по его рассказу, с христианской религией это совпадает, потому что если мы вспоминаем XVI век, то это век Великих географических открытий, эпоха, когда христианство проникло и в Африку, и в Южную Америку, и в Японию (правда, достаточно быстро отодвинулись японцы в этом смысле).

Надо поделиться с сидящими в зале теми соображениями и эмоциями, которые в тебе проснулись благодаря какой-то роли

И на сегодняшний день я смотрю и слышу в телевизоре о некоторых проблемах сегодняшних, европейских проблемах, да и не только европейских. Я вижу, что всё совпадает. Если к VI веку мы прибавим 1500 лет, то как раз это XXI век, сегодняшний день. И мы видим, как сегодня действительно расцветает ислам с точки зрения его расширения, увеличения его влияния на сегодняшний день. Так что тут Лев Николаевич Гумилёв не ошибся.

К. Ларина

Был прав. У нас сейчас Год литературы стартовал, и вы практически его открывали в Художественном театре.

Е. Киндинов

В Художественном театре я принимал участие в открытии. Я не открывал, а принимал участие.

К. Ларина

И прочитали стихотворение знаковое для многих, пушкинское – «Не дорого ценю я громкие права». Это был ваш выбор или это Марина Брусникина вам предложила?

Е. Киндинов

Нет, это мой был выбор, с которым Марина… Ну, поэтический вечер не первый её.

К. Ларина

«Круг чтения» – так называется цикл постоянный.

Е. Киндинов

Да, у нас был вечер современной молодой поэзии, и Давида Самойлова, и Иосифа Бродского. Поэтому я не первый раз участвую в поэтических вечерах. И в этом смысле мы с ней согласились на том, что Пушкин будет здесь.

К. Ларина

А почему именно это стихотворение вы выбрали, учитывая, что это было почти официальное мероприятие? Перед началом этого вечера выступил президент Владимир Путин, в зале сидели лучшие люди города. И это трудно. Я прекрасно понимаю, что трудно смотреть на такой зал, наверное, актёру, когда он выходит на сцену, когда чиновники самого высшего состава там, высшего эшелона.

Е. Киндинов

Нет, тут надо не смотреть в зал, а заниматься делом. Надо поделиться с сидящими в зале теми соображениями и эмоциями, которые в тебе проснулись благодаря какой-то роли или какому-то стихотворению. В данном случае это стихотворение для меня… Я считаю, оно очень к сегодняшнему дню, по-моему, очень подходит для любого творческого человека.

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

(Тоже интересно, да? Пушкин – «отказали боги».)

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

(Вот эта строчка тоже непростая.)

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов…

А? Редкое слово для Пушкина – «олухи». «Морочит олухов» – это значит, те, кто читают…

К. Ларина

Или смотрят.

Е. Киндинов

Да, или смотрят.

…Иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Всё это, видите ль, слова, слова, слова…

К. Ларина

Ну, дальше-то процитируйте.

Е. Киндинов

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не всё ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданиями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

– Вот счастье! вот права…

Я думаю, что оно сегодня как-то к месту.

К. Ларина

У вас получилось следовать таким пушкинским призывам, заветам?

Е. Киндинов

Это, конечно… Нет, я просто скажу, что на самом деле удивляться и радоваться природе – это получилось. Я вообще с детства, как я себя помню, мечтал быть путешественником.

К. Ларина

Я даже прочитала, что журналистом-международником мечтали быть.

Е. Киндинов

Это уже когда… А как прийти?

К. Ларина

Кто у нас путешествует?

Е. Киндинов

Да, кто у нас путешествует? Журналисты. Да, я так и думал. Мечтал быть путешественником. Моя книжка на столе – Зикмунд и Ганзелка, как они объехали всю Африку. Собирал марки, потому что – ну как? – это советское время, это конец 50-х – начало 60-х, это когда пол-Африки: Мозамбик – португальская колония, Ангола – португальская колония, Нигерия – английская, и так далее. Тоже география была моим любимым предметом. Это желание посмотреть мир как-то свершилось, потому что в 70-80-е годы, когда так называемый «железный занавес» немножечко отодвинут был – и гастроли театральные, и не только гастроли, но и с кино мне довелось побывать в разных странах.

К. Ларина

А первый раз помните, самый первый раз?

Е. Киндинов

Самый первый раз? Нет, должен сказать, что путешествие началось раньше, когда я ещё был студентом. Тогда нам, студентам театрального вуза, в отпускное летнее время предлагали участвовать в шефских концертах.

К. Ларина

По военным частям ездить.

Е. Киндинов

По воинским частям, совершенно верно. Мы объединялись со студентами из консерваторий. Мы играли какие-то отрывки, читали стихи.

К. Ларина

А они на скрипке пиликали.

Е. Киндинов

И довольно интересно было, хорошо. Как сейчас я понимаю, это было неплохо.

К. Ларина

Но это же вы не по заграничным воинским частям путешествовали, а по советским.

Е. Киндинов

Нет.

К. Ларина

ГДР?

Е. Киндинов

Довелось даже и по заграничным, да. Но началось всё, конечно… Мне посчастливилось с таким шефским концертом объехать практически весь Кавказ по воинским частям Закавказского военного округа. Я увидел эту немыслимую горную красоту Грузии и Армении, практически от Чёрного до Каспийского моря мы пропутешествовали. Это, пожалуй, одно из самых ярких, потому что, может быть, первое это было впечатление, когда я попал в горы.

К. Ларина

А за границу впервые, не помните?

Е. Киндинов

Я помню, по-моему, мы были в Венгрии тоже по воинским частям (по нашим, естественно). Там были наши солдатики, и мы для них тоже участвовали. Да, это было. Но это было уже, что ли, менее интересно.

К. Ларина

А когда уже звезда, уже когда вы были известным артистом?

Е. Киндинов

Я и говорю, мне повезло в том смысле…

К. Ларина

Париж, фестиваль.

Е. Киндинов

Нет, повезло раньше. Первые мои гастроли – это был для меня просто шок. Я только что поступаю в театр, и вдруг первая роль – «Кремлёвские куранты», я играю матроса Рыбакова. А раньше по советским правилам во все зарубежные гастроли, особенно в капиталистические страны, обязательно должна была быть в репертуаре гастролей пьеса с Владимиром Ильичом. И благодаря этому обстоятельству мне предложили, чтобы поменьше народу везти… На гастроли ехали «Три сестры», «На дне», «Ревизор» и «Кремлёвские куранты». Я в «Кремлёвских курантах». Мне предложили за две недели до гастролей ввестись в «На дне», в котором тогда играл Алексей Николаевич Грибов. Васька Пепел. И с этими двумя главными ролями мы поехали практически на три недели, если не больше, в Японию!

К. Ларина

Ух ты, сразу. Наверное, крыша могла уехать.

Е. Киндинов

Это да! Это было, конечно, сильнейшее впечатление. Мы объехали Токио, Киото, Кобе, Осаку; Императорский дворец, где скрепят полы, для того чтобы было слышано, если идёт посторонний человек; знаменитый Сад камней, Фудзияму. И на этих японцев поглядеть. Я перед тем, как поехать, прочитал книжку интересную – «Ветка сакуры». Забыл автора.

К. Ларина

Это Цветов, по-моему? Журналист-международник наш.

«Я тебе советую – иди к Кончаловскому». Когда директор «Мосфильма» советует, то ему лучше не возражать

Е. Киндинов

Не помню. «Ветка сакуры» – о японской истории, традициях японских. Замечательная книжка. Такой эпизодик расскажу.

На улице я смотрю – разговаривают мужчины. Естественно, непонятно, о чём, потому что я только английский немножечко… Вот для путешествий, кстати, я самостоятельно сидел, занимался и учил английский язык. Денег у родителей особых не было, чтобы нанять мне учителя английского, поэтому я занимался сам. Они разговаривают и прощаются так: поклонился один и стоит чего-то – тот ему поклонился, типа прощается – этот опять. И вот минут пять я на них смотрю. Взрослые мужчины, вроде нормальные, стоят и прощаются: один поклонился, другой, этот, этот. А потом мне объяснили. У них такая есть пословица: «Чем спелее колос, тем ниже клонится». А если перевести это на язык просто элементарной бытовой вежливости…

К. Ларина

Кто старше…

Е. Киндинов

Не в этом дело даже. Не тот, кто старше. То есть я из уважения к своему собеседнику должен поклониться последним. Я должен поклониться, а он пусть идёт.

К. Ларина

Поэтому затягивается история.

Е. Киндинов

Да. Тот тоже так же думает: «Нет, я последний. А ты иди. Я поклонился тебе. Спасибо тебе». Понимаете, это чрезвычайно талантливейший народ вообще.

Пьеса «На дне» была для них очень интересной. Меня даже руководство попросило: «Евгений, я знаю, вы немножечко знаете английский язык. Не уходите сразу от служебного входа, если там будут вопросы на английском, чтобы вы как-то помогли, минут 15 хотя бы». Я говорю: «Хорошо, конечно». Я потом понял, почему именно «На дне». Хотя я играл в массовке и в «Трёх сестрах», выходил там без слов; естественно, и в «Кремлёвских курантах». В «Ревизоре», правда, не участвовал. Почему «На дне»? И потом я понял, что тема этой пьесы Горького о талантливых людях, не нашедших себе места в жизни и очутившихся на дне (они незаурядные, есть там барон, тот же Васька и остальные персонажи, актёр) – она чрезвычайно для них трогательная и попадает. Японцы – конечно, по природе своей одарённый, талантливый народ. А проблема самореализации, конечно, для них тоже не чужая. Что-то я разговорился чересчур, да?

К. Ларина

Я хочу напомнить, что Евгений Киндинов всю жизнь работает в одном театре. Я так посмотрела по датам…

Е. Киндинов

Не только.

К. Ларина

Ну, во МХАТе сколько? Почти 50 лет, получается. Ужас, страшное дело. С 1967 года.

Е. Киндинов

Я, между прочим, подсчитал. Поступил я, да, в 1967-м. Но я должен прибавить себе пару лет ещё. Каких? Когда мы были студентами школы-студии…

К. Ларина

Вы уже работали в спектаклях.

Е. Киндинов

В массовках. Мы выходили на сцену в массовых сценах, естественно, без текстов, просто одевались. И нам за это платили по 3 рубля, за участие в спектакле. Так что по сцене Художественного театра…

К. Ларина

Почти 70. (Смеются.)

Е. Киндинов

…да, я хожу уже около 70 лет.

К. Ларина

Давайте мы сейчас прослушаем новости, потом продолжим наш разговор и плавно перейдём уже к творчеству.

Е. Киндинов

Извините, что я говорю? Около 50.

К. Ларина

Ну, я знаю, кому 70 исполняется совсем скоро.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу. Напомню, что сегодня в нашей студии народный артист России, артист Московского художественного театра Евгений Киндинов. Я нашим слушателям не напомнила номер SMS. +7 (985) 970-45-45 – для ваших вопросов. Конечно же, я вижу, вы всё знаете! Сразу же нас все поправляют и кричат, что «Ветку сакуры» написал Всеволод Овчинников. Спасибо вам большое! Вы – наше спасение. Мы, конечно же, запомним. Спасибо. Именно эту книгу имел в виду Евгений Киндинов, когда вспоминал про свою поездку в Японию.

Возвращаюсь к театру. Смотрите, вы, конечно же, пришли совсем молодым туда, ещё будучи студентом школы-студии, и вы застали совсем другую эпоху, о которой сегодня… Вообще для многих людей это какое-то время, как Древний Рим какой-нибудь, все эти люди из чёрно-белого кино. Скажите, вот то, что мы подразумеваем под таким общим названием «мхатовские старики», для вас сегодня, когда вы о них вспоминаете… Вы уже назвали Грибова, Станицына, Массальского, Кторова, Ангелину Иосифовну Степанову… Господи, там целая вообще…

Е. Киндинов

Тарасова, Орлов.

К. Ларина

Для вас это что за эпоха вашего общения с ними? Что в вас это оставило?

Е. Киндинов

Тут, может быть, две стороны я бы отметил в том впечатлении, что мне это дало, когда я с ними столкнулся уже в общении и на сцене. Конечно, профессионально это была школа. Играя там не один спектакль… В спектакле «Мёртвые души» у меня была бессловесная роль. Я на вечере у губернатора выходил с подносом (я слуга) и приносил осетрину.

К. Ларина

Бутафорскую.

Е. Киндинов

Естественно, конечно. Поэтому я тоже как бы участник этого спектакля. А Борис Николаевич Ливанов – это Ноздрёв. Ну, оторваться было невозможно, как он, уже будучи немолодым актёром, гибко, темпераментно, легко, заразительно был этим самым болтуном, вруном обаятельным и хохмачом, говоря сегодняшний языком. Я вспоминаю, меня ввели в «Три сестры». Я вспоминаю Алексея Николаевича Грибова.

К. Ларина

Чебутыкин.

Е. Киндинов

Чебутыкин, да. Последний акт: «Тарара… бумбия… сижу на тумбе я…» Он молчал в основном. Чебутыкин сидит на веранде и помалкивает. Там прощаются, уходит Вершинин. Но от него глаз было невозможно оторвать. Что это такое? Что это такое?! Как? Вроде бы ты в стороне. Главное там, как Маша прощается с Вершининым. Нет… Вот это духовное наполнение, если так можно сказать, вот эта отдача себя предлагаемым обстоятельствам, говоря профессиональным языком – когда её видишь воочию, то ты понимаешь, к чему нужно стремиться.

К. Ларина

А с точки зрения человеческой, личностной это другие люди были?

Е. Киндинов

Нет, с точки зрения общения не было никакого, как бы сказать, мол: «Я – народный артист Советского Союза, лауреат Сталинского премии». Или Алла Константиновна Тарасова, когда на каких-то праздничных вечерах была не в одежде роли, а приходила, у неё просто вся грудь была увешана этими орденами и лауреатскими звёздочками. Там их было, по-моему, четыре или пять. Они просто на левой половине груди не умещались. И не было никакого «Я – большой артист». Вот этого я не помню.

К. Ларина

У вас счастливая жизнь в театре, ваша личная?

Е. Киндинов

Не просто счастливая, а просто подарок судьбы. Хотя я не хотел в Московский художественный.

К. Ларина

А куда?

«Романс о влюблённых» и «Городской романс» – это роли, до которых мне нужно было тянуться

Е. Киндинов

Это был 1967 год. Ефремов пришёл туда в 1970-м, как мы знаем. Ну, что я там буду играть? Тогда «Современник» же был! И мы, студенты, прорывались туда. На спектакли «Современника» прорваться было невозможно, но по студенческим как-то мы прорывались. Конечно, «Современник» был в первую очередь, куда хотелось идти. Я не знаю, как, каким образом замечательный реактор нашей школы-студии, светлая ему память, Вениамин Захарович Радомысленский однажды звонит мне, он сам вдруг: «Женя, я хотел бы встретиться с тобой. Приходи в гостиницу „Украина“». Он там недалеко, видимо, жил, на Кутузовском проспекте. Я пришёл. «Ну, и куда ты хотел бы?» Это уже когда мы заканчивали, сдавали последние экзамены в школе-студии. Я говорю: «Вениамин Захарович, мечтаю о „Современнике“». – «Иди во МХАТ. Не валяй дурака. Иди». Вот так.

К. Ларина

А «Современник к вам пришёл сам.

Е. Киндинов

Да, «Современник» ко мне пришел. Там у них как-то в «На дне», помню, заболел, светлая память, Олег Иванович Даль, и вместо него Галина Борисовна меня за полдня ввела.

К. Ларина

То есть в «Современнике»?

Е. Киндинов

Я играл в «Современнике», да. Я играл Ваську. А заболел также Игорь Кваша. И они, чтобы не отменять спектакль, обратились к нам. Грибов у них играл Луку, а я играл Ваську один раз в «Современнике». Так что было дело.

А я пришёл во МХАТ. Вениамин Захарович Радомысленский убрал все мои сомнения. И на самом деле всё сложилось замечательным образом.

К. Ларина

Кино – это, конечно, такой звёздный был период. Вот с чего мы начали сегодня разговор. А чуть раньше был фильм «Городской романс», о котором мы тоже вспоминали до передачи – замечательная работа Тодоровского Петра Ефимовича, чудесный совершенно фильм, действительно городской романс. И вот «Романс о влюблённых», который тогда произвёл… Не знаю, мне кажется, какая-то бомба была, настолько было неожиданно и необычно это сочетание музыки, мюзикла и текста. Вдруг, откуда ни возьмись, возникали и танцы, и трубач какой-то!

Е. Киндинов

А текст-то – белые стихи, между прочим, это же не проза.

К. Ларина

Вообще! А ведь не все приняли этот фильм. Вы сами вообще как его воспринимали, когда только начали работать? Не удивились? Это же совсем другое, не то, к чему мы привыкли.

Е. Киндинов

Там интересно было, конечно. Естественно, были пробы, потому что претендентов было много. А до начала проб Андрей Сергеевич Кончаловский опубликовал в журнале «Советский экран» фрагмент из сценария, что это лирическая картина о любви, потом он уходит в армию служить и так далее. А «Советский экран» – это был очень популярный тогда журнал. Поэтому, когда я приходил на пробу, я видел – очередь просто стояла в кабинет на «Мосфильме», в комнату Кончаловского, девчонок-красавиц и ребят молодых и симпатичных, чтобы побеседовать и получить право на пробы.

Я тоже пробовался, но Кончаловский после проб сказал: «Да, неплохо, Женя, но, знаешь, ты немножечко старше, чем он. Ведь у нас в армию идут служить, как ты знаешь, в 18 лет. Кончаешь школу, и 18-летний возраст – это возраст призыва в армию. А ты уже постарше». А это уже был конец 1973-го – 1974 год. Я был 1945 года. Понимаете, да? Это было уже постарше. Что делать? «Ничего, ты не расстраивайся. Ты сыграешь мужа тогда во второй серии, сыграешь супруга героини».

К. Ларина

То, что Збруев играл, да?

Е. Киндинов

То, что сыграл в картине Саша Збруев, да. «Хорошо, ладно, спасибо, Андрей Сергеевич». Конечно, пробы.

Просто в двух словах скажу, что на самом деле, может быть, не сразу это доходит, но текст сценария написан белым стихом. И это что же получается? Современные молодые люди, и не только молодые, а разные там персонажи этого двора, в котором живут герои фильма – они что, разговаривают белым стихом? Что это такое? Поэтому Кончаловский требовал от нас, всех исполнителей, чтобы это было эмоционально подкреплено. А особенно нам на пробах с Леной доставалось, потому что проба была – сцена прощания.

К. Ларина

На пробе играли сразу эту сцену трудную?

Е. Киндинов

Нет, это я перескочил. Нет, на пробах мы играли лирическую сцену (объятия, признания в любви), одну из первых сцен, когда они: «Как я тебя люблю. Как я тебя люблю». Белые стихи. И чтобы это на себя не забирало внимание кинозрителя, нужно было это наполнить, иначе нельзя. Ладно.

Короче, всё, я пробовался дальше. И Александр Митта предлагает мне тоже главную роль – картина «Москва, любовь моя». Советско-японская картина, тоже лирическая картина о том, как молодой москвич влюбляется в молодую японку. Всё хорошо, я пробуюсь – меня утверждают.

К. Ларина

Японский вы уже знаете. (Смеются.)

Е. Киндинов

Меня утверждают, всё хорошо. Бах! – и вдруг потом Кончаловский говорит: «Давай, Женя, попробуем ещё разок». И утверждает меня на главную роль. А это год съёмок. Какая «Москва, любовь моя»? Меня утвердили и там, и там. Я иду к директору «Мосфильма» Сизову Николаю Трофимовичу. Он меня вызывает и говорит: «Так, выбирай». Я говорю: «Я хочу и там, и там». – «Нет, и там, и там не получится». У меня и там сценарий хороший (в Токио съёмки, в Японии), и режиссёр прекрасный, Александр Митта. «Нет, выбирай. Я тебе советую – иди к Кончаловскому». Понимаете, когда директор «Мосфильма» советует, то ему лучше не возражать. Поэтому так случилось.

Эта картина была очень непростой. Эта музыка Саши Градского, под которую шли эти съёмки… И большая массовка во дворе, когда я ухожу в армию. Конечно, мы снимали и переснимали потом. Не получалось – переснимали, пересъёмки были. Это было эмоционально. Это было действительно непросто. И мы этому двору так надоели, что уже нас просто не хотели пускать туда, в этот двор около Арбатской площади: «Ребята, хватит шуметь. Вы уже тут нам всем…» Это я помню. Да, это было очень интересно.

Я вообще должен сказать, что у меня участие – около 40 художественных всяких и телевизионных картин. Я делил их на роли, до которых мне нужно было тянуться, которые мне предлагали некие задачи, до которых мне нужно было расти; и роли, которые я должен подтягивать немножечко, вынимать их из невнятности и тени и как-то выводить на свет. Конечно, «Романс о влюблённых» и «Городской романс» – это роли, до которых мне нужно было тянуться, мне нужно было расти. Они мне помогали расти в моей профессии.

К. Ларина

А сейчас, когда смотрите, что-нибудь бы переделали?

Е. Киндинов

Переделывать? Нет. Сейчас просто интересно… Когда моя дочка училась в институте, приходили к нам в гости…

К. Ларина

Дочка не актриса, никакого отношения к актёрской профессии не имеет, она в МГИМО.

Е. Киндинов

Да, она училась и заканчивала МГИМО. Даша, Дашенька моя, солнышко. Я говорю: «Даша, покажи ребятам-то, – уже диски были с этими фильмами. – Покажи ребятам. Как им?» Она говорит: «Папа, ты знаешь, интересно было смотреть. И та, и другая картина про любовь. Два твоих «Романса» – они сегодня интересны, они про нас. То, что они снимались в 70-е годы – они не постарели, эти картины». Вот это было для меня наивысшей похвалой.

К. Ларина

Наверное, «Романс о влюблённых» в какой-то степени и опередил время, потому что для нас эта эстетика была совсем чужая, для советского кино. Мы привыкли жить в реализме, а здесь немножечко было непонятно, что это. Я помню, даже советская критика как-то не очень…

Сегодня в нашем театре ставят в основном молодые ребята, молодые режиссёры

Е. Киндинов

Да, её восприняли неоднозначно.

К. Ларина

Не поняли. «Что это такое? Либо уже пойте, либо играйте, либо говорите». (Смеются.)

Е. Киндинов

«Разберитесь». А вторая часть чёрно-белая почему-то. «Что это такое? Подождите. Другое кино, что ли?» Да, она не была воспринята однозначно, этого не было.

К. Ларина

А сегодня вы же смотрите, что происходит вокруг. Я имею в виду, в художественном смысле насколько вас сегодня интересует то, что делают коллеги, что делает молодёжь? Вам это нравится, вам это интересно? Вас ничего не раздражает, не приводит в раздражение, скажем так?

Е. Киндинов

Нет, раздражение – это вообще…

К. Ларина

Не ваше.

Е. Киндинов

Да, я стараюсь… Что тут можно сказать? Конечно, всё меняется.

К. Ларина

Нравы-то свободные. И искусство стало более свободным.

Е. Киндинов

Я не знаю насчёт нравов, но меняется, конечно, жизнь идёт. Какой бы привести пример? Нет, меняется, конечно, жизнь и правила жизни. Естественно, это нормально.

К. Ларина

В вашем театре идут самые разные спектакли, Евгений Арсеньевич, от классики до абсолютного авангарда, спектакли, которые вызывают споры. Я имею в виду спектакли Константина Юрьевича Богомолова.

Е. Киндинов

Да не только.

К. Ларина

И Кирилл Серебренников.

Е. Киндинов

Сегодня в нашем театре ставят в основном молодые ребята, молодые режиссёры, разные.

К. Ларина

Вы смотрите?

Е. Киндинов

Да. Не всё, но, конечно, мне интересно, я смотрю.

К. Ларина

Не пугает вас ничего?

Е. Киндинов

Пугает? Нет. В этом смысле что пугает? Нет. Просто эта тема, понимаете, непростая. Однозначно ответить и раскрыть сегодняшние проблемы непросто вкратце. Я прекрасно понимаю, что время течёт, меняется. Сегодня меняется молодёжь, сегодня жизнь меняется, сегодня меняется всё, начиная от идеологии, вспоминая советскую…

К. Ларина

Другая страна.

Е. Киндинов

Это другая страна, конечно.

К. Ларина

Хотя многие вещи у нас сегодня уже возвращаются, не самые лучшие.

Е. Киндинов

Это естественно. А как иначе? Жизнь идёт. Если в двух словах сказать. Конечно, 70-е годы – это то, что журналисты называли «оттепелью».

К. Ларина

Всё-таки 60-е годы.

Е. Киндинов: 60

е и 70-е.

К. Ларина: 70

е – это считается уже началом «застоя».

Е. Киндинов

Разве? 70-е – уже начало «застоя»?

К. Ларина

Конечно. Так что вы «певец застоя». (Смеются.)

Е. Киндинов

Ну, 60-е годы – это когда я был студентом. 70-е – это когда я с боем прорывался на «Таганку», чтобы посмотреть «Гамлета» с Высоцким или какой-нибудь другой спектакль.

К. Ларина: 70

е – это Эфрос.

Е. Киндинов

«Современник», Эфрос. Ну, о чём тут говорить? Конечно, эти годы я вспоминаю: это Товстоногов, это «Современник», это Ефремов, это Любимов с «Таганкой», это Эфрос, на спектакли которого тоже было невозможно попасть. А Товстоногова я помню. В эти годы я снимался много на «Ленфильме», поэтому в свободный вечер куда? Конечно, в БДТ. Конечно, в БДТ! Немножечко контроллеры билетные улыбались уже, проблемы особой не было, ну, просто войти. А там места не найдёшь. И я помню, например, «Варвары»: Луспекаев и Доронина. Это просто было глаз не оторвать! Это просто был какой-то гипноз со сцены, когда они лирические сцены играли! Или я помню с Лебедевым…

К. Ларина

«Холстомер»? «История лошади».

Е. Киндинов

«История лошади», да. Это было поразительно. Понимаете, это время расцвета. Или студентом попасть в Политехнический музей на «Дзержинке» было невозможно, когда там был или Вознесенский, или Рождественский. Было невозможно! И в основном молодёжь туда ломилась.

К. Ларина

Вы сейчас сами говорите, что ваши вечера мхатовские, которые называются «Круг чтения», собирают полные залы, причём молодёжь приходит. Эта потребность в слове, в мысли сегодня по-прежнему…

Е. Киндинов

Есть, да. Это очень радостно, очень хорошо. Я ещё участвую в театре «Сфера». Там у нас есть такой спектакль «Нездешний вечер», который поставила, светлая память, Екатерина Ильинична Еланская, он продолжается. И зал полный, то есть это есть.

Но, с другой стороны, я бы какой пример интересный хотел привести. Когда у нас был вечер молодой современной поэзии, где молодые сегодняшние поэты, я позвал знакомого педагога, который преподаёт гуманитарные предметы в МГУ, то есть профессионал литературный, человек, который занимается литературой профессионально.

К. Ларина

Филолог.

Е. Киндинов

Филолог, да. И когда я спросил: «Как впечатления?» – она говорит: «Как? Артисты – по-разному: один лучше, другой хуже». Я говорю: «Нет, о содержательной стороне. Сегодняшняя молодая поэзия – что это такое? Как-то в нескольких словах можете? Вот что?» Потому что то, что я слышал на репетициях, как-то на меня производило немножечко…

Ну, я приведу такой пример двустишья. Брусникина сделала, юмористических было несколько строчек. Например, такие две строчки я запомнил: «Любовь – это тенор-альтино. Ты понял меня, скотина?» (Смеются.) Если вдуматься в смысл, то очень даже есть о чём подумать. И что же я получил в ответ о содержательной стороне нашего вечера? Она говорит: «У меня впечатление, что, конечно, некий, – она сказала так, по-моему, – духовный тупик авторства».

К. Ларина

Именно с точки зрения литературы?

Е. Киндинов

Нет, с точки зрения идейного, идеологического, настроенческого, что ли, состояния молодой современной поэзии.

К. Ларина

Это же отражение в какой-то степени, наверное?

Е. Киндинов

Я думаю, да. Нет, это не в какой-то степени, а это всегда так.

К. Ларина

Впрямую.

Е. Киндинов

Это впрямую, конечно. Вспоминая оптимистические стихотворения Евгения Евтушенко эпохи 60-х – конечно, это отражение настроения. И нам в этом смысле, когда мы были студентами, повезло.

К. Ларина

Вы же понимаете ещё разницу (не знаю, согласитесь вы или нет). Как мне кажется, тогда полные залы на поэтические вечера собирались не только потому, что хотели люди поэзии, а они хотели правды какой-то, хотели открытых слов, хотели смыслов.

Е. Киндинов

Конечно!

К. Ларина

То, о чём они думают всё время, а сказать ничего нельзя. Это эпоха немоты, да?

Е. Киндинов

Ну, «оттепель» – точное название. То есть мороз кончился – и расцветает, травка растёт, вздохнуть можно, солнышко стало светить. Конечно, это очень точное слово – «оттепель». Безусловно, шли за этим. И было полно надежд на то, что дальше-то будет ещё светлее, дальше будет ещё радостнее, дальше-то будет вообще сплошной праздник. Но не совсем так. (Смеются.) Но надежды такие, да. Это было очень важно для меня.

К. Ларина

Мы должны уже заканчивать, к сожалению. Но поскольку у нас всё-таки впереди большой праздник грядёт в мае этого года… Не только 9 Мая есть, но есть, по-моему, и другая дата, которую отмечает наш сегодняшний гость. Я надеюсь, что если у вас будет желание, Евгений Арсеньевич, ещё раз прийти к нам, я просто буду счастлива. Придёте?

Е. Киндинов

Спасибо за приглашение.

К. Ларина

Огромное спасибо!

Е. Киндинов

И вам.

К. Ларина

Выходите на сцену почаще и приходите к нам. Спасибо большое!