Купить мерч «Эха»:

Юрий Арабов - Дифирамб - 2014-11-09

09.11.2014
Юрий Арабов - Дифирамб - 2014-11-09 Скачать

К. Ларина

Ну, у нас поскромнее передачка, поэтому Валерией я вас не порадую, дорогие друзья.

Ю. Арабов

Как-то с самого начала неудачно.

К. Ларина

Но зато у нас в гостях Юрий Арабов, писатель, поэт, сценарист, драматург. Здрасте, Юрий Николаевич.

Ю. Арабов

Добрый день.

К. Ларина

Юрий Арабов совсем недавно отметил круглую дату – 60 лет. Поздравляем вас!

Ю. Арабов

Спасибо. «Круглая» вообще слово – так сразу «круглый дурак» ассоциируется.

К. Ларина

Ну, она совсем круглая.

Ю. Арабов

Совсем круглая. Дурак совсем круглый, да, это правда.

К. Ларина

Ну, я знаю, что вы с иронией относитесь ко всем этим цифрам и не увлекаетесь.

Ю. Арабов

Ну а что к ним серьёзно относиться? У меня уже большинство друзей в могиле. Как бы единственное моё достоинство, что я дотянул до этого. Вот такое слабенькое поколение, дохлое.

К. Ларина

Хорошее начало, прекрасное.

Ю. Арабов

Да, нормальное. Ну, оно реалистичное.

К. Ларина

Юрий Николаевич Арабов в нашей студии. Вы можете задать свои вопросы, пока мы живы, действительно. Наш номер SMS: +7 (985) 970-45-45. Конечно же, масса тем у нас для разговора, поскольку с Юрием Арабовым мы встречаемся, к моей большой радости, всё-таки достаточно регулярно, стараемся следить за тем, что происходит…

Ю. Арабов

Всё время в разные эпохи с вами встречаемся. Регулярно в разную эпоху.

К. Ларина

Да, серьёзно? Вам кажется, что мы уже…

Ю. Арабов

Да. Ну, мы с вами не виделись, я не знаю, полгода или год, но уже всё как бы другое.

К. Ларина

Уже всё другое, да?

Ю. Арабов

Всё другое.

К. Ларина

То есть мы с вами не виделись… Короче, мы с вами с начала как бы истории украинской не виделись.

Ю. Арабов

Не виделись. Нет-нет-нет.

К. Ларина

То есть можно сказать, что у нас сегодня другая эпоха, вот начиная с момента Крыма.

Ю. Арабов

Да, конечно. Ну, конечно, другая эпоха. Это эпоха противостояния с Западом, это эпоха участия в украинском конфликте, который, собственно, является, по-моему, гражданской войной. Я на Украине жил. Причём гражданской войной не на Украине. Это абсолютно тот же самый народ. Я не знаю по поводу западенцев. Там у меня есть друзья, они действительно чем-то отличаются. А срединная и восточная часть – это всё то же самое, что у нас, абсолютно то же самое. Собственно говоря, свободолюбие наше и украинское зависит просто от качества работы спецслужб. Если спецслужбы не работают, мы очень свободолюбивы. А если они работают, мы все ведём себя, как надо. Это абсолютно тот же самый народ, он ведёт себя точно так же. Простите меня, ребята-украинцы. Там гражданская война. Эта гражданская война внутри одного народа, и она абсолютно драматична.

Что касается её последствий геополитических, то, конечно, приходит сразу мне на ум, в общем, Крымская война 1855 года, в результате которой умер император Николай Павлович, как говорят, покончил с собой из-за крайне неудачного течения этой войны. У России была отторгнута часть территории, и России было запрещено иметь Черноморский флот военный. Ну, был там ещё проигрыш в вооружениях. Как говорят, гладкоствольное русское оружие оказалось слабым по сравнению с нарезным оружием коалиции, в которой была Британия, Османская империя и Франция.

Так вот, что делать? Нессельроде ушёл. Нессельроде – канцлер государственный, который вовсю поддерживал амбиции Николая Павловича стать всеславянским царём. Приходит Горчаков, друг Пушкина, западник и патриот одновременно, и в течение 15 лет дезавуирует полностью результаты Крымской войны: России опять можно держать Черноморский флот, ни о каких санкциях речи быть не может. Дипломатия победила.

Когда я шёл на вашу передачу, вот висят у нас плакаты на Арбате: «Тополь» санкций не боится»; «Искандер» – наш ответ санкциям». Наш ответ санкциям – дипломатия. Качественная дипломатия, которой Россия была славна. У России, слава богу, есть блестящие традиции в лице того же самого Горчакова. Естественно, такая махина, как Россия, имеет свои интересы, но, ребята, добивайтесь дипломатическими усилиями национальных интересов. Так что моя личная не претензия, а пожелание нашему МИДу и президенту – всё-таки вести какие-то качественные переговоры. А вот эти ребята, которые уходят в отпуск и берут оружие, как-то меня лично смущают.

К. Ларина

Вы верите в это?

Ю. Арабов

В это трудно поверить.

К. Ларина

Несколько десятков тысяч.

Ю. Арабов

Ну, конечно, какие-то ребята есть. Вот ребята, если верить прессе, приехали оттуда и расстреляли ГИБДД у нас. Я не знаю, правда, неправда. Ну, на правду похоже, психологически похоже. И зачем это нам?

К. Ларина

Так тогда расскажите ваше виденье вот этой конструкции под условным названием Новороссия. Это что такое?

Ю. Арабов

Ничего про Новороссию не знаю. Я сам крымчанин, моё детство прошло в Крыму. И вот про Крым я могу рассказать много. Я могу рассказать о том, как мама, покуда была жива, ужасалась, что Крым передали украинцам. Это правда, это было в моей семье, это крымские греки. Почему ужасалась? Мало того, что мы там лишились как бы дома. Она говорила: «Юрочка, что будет с виноградниками, что будет с табаком?» Ну, этим как бы крымские греки заведовали. И в 1944 году взяли, посадили на поезд, повезли на Урал, не кормили. Дед умер посреди дороги, где-то там похоронен около железнодорожного пути, наверное, в общей могиле. Но кроме всего прочего был вот этот обмен Хрущёва (мы получили, кстати, что-то тогда), Украине отдали. Но она переживала, это всегда было. Я знаю, что люди там всегда считали себя русскими. Но проблема как раз не в этом. Проблема в том, что они считают себя русскими и социализм хотят.

К. Ларина

Вот. Советского Союза.

Ю. Арабов

Там есть такая тонкость, понимаете. Вот у метрополии социалистический гимн. Там текст другой, а гимн социалистический. Они хотят социализма. Сможем ли мы предоставить социализм Крыму? Ну, вы понимаете, это вопрос…

К. Ларина

Ну почему? Мы можем всё.

Ю. Арабов

Нет, мы можем всё, естественно, директивно. Но это вопрос.

К. Ларина

Мы даже коммунизм можем обеспечить.

Ю. Арабов

Так что ситуация сложная. В общем, тут нужно слушать народ, тут нужно слушать референдумы и тут нужно слушать дипломатов. Должны работать дипломаты. У нас дипломаты. Возвращаясь с «Мосфильма», я 15 минут у МИДа стою в пробке, чтобы выехать на Садовое кольцо. Ну, если я 15 минут стою в пробке, значит, МИД – значительное учреждение, понимаете. Если бы я за 5 минут проехал – ладно. А 15 – это значительное учреждение. Я не знаю, почему всё так.

К. Ларина

А сейчас не поздно возвращаться к дипломатии, когда уже такое противостояние жёсткое?

Ю. Арабов

Да никогда не поздно. Наверное, никогда не поздно. Я думаю, что вообще говорить правду о том, что сейчас происходит, нужно, прежде всего, с отдания воинских почестей ребятам, которые полегли за Новороссию, вот если они есть. Судя по прессе, они есть. Вот этим ребятам нужно отдать воинские почести, как полагается солдатам!

К. Ларина

Но вы же видите, сколько было у нас новостей…

Ю. Арабов

Понимаете, и с этого начнётся какое-то реальное трезвое понимание проблемы, которая, безусловно, есть. И проблема достаточно серьёзная.

К. Ларина

Но, вы видите, прячут. Это то, что никому неизвестно.

Ю. Арабов

Ну и неправильно. Если прячут – неправильно, нехорошо это и аморально, в конце концов. Ну что тут? Ну, больно. Я же не могу у вас, вы меня позвали, в эфире сейчас рыдать начать, потому что никто не поймёт нас.

К. Ларина

Но, с другой стороны, у нас небывалый всплеск патриотических настроений невиданных. Оказалось, что очень легко эти настроения вот так возбудить.

Ю. Арабов

Вы знаете, один не самый глупый литератор наш русский написал «И гордый внук славян…» Был такой? «И финн, и ныне дикий тунгус…» И далее по всем пунктам. Славяне горды, славяне тщеславны, и внутри славян раскалённая лава. Ну, Андрей Сергеевич Кончаловский может создать хорошую картину (вот эту последнюю), где там все наоборот.

К. Ларина

«Почтальон Тряпицын»?

Ю. Арабов

Да. Хорь и Калиныч в главной роли – покорный, поэтичный, романтичный, но абсолютно неспособный к какой-либо социально-политической жизни. Это хорошая картина, это взгляд Андрея Сергеевича.

У меня взгляд другой. У меня взгляд такой, что внутри нас бушует лава, что эта лава прикрыта действительно внешним подобострастием в результате просто несчастной истории. Причину этой несчастной истории сказать никто не может: ни тысячи восточных мудрецов, ни западноевропейских. Это так же, как бывают счастливые люди, а бывают несчастные люди; бывают люди, которым везёт в карты, а бывают, которым не везёт в карты, и даже в любви не везёт. Никто не скажет, почему. У нас вот такая история очень кровавая, когда инициатива людей подавлялась. Но внутри это всё осталось. Эта лава время от времени в истории прорывается. Эта лава прорвалась в 1812 году, когда изгнали Наполеона. Лава прорвалась в Великую Отечественную войну, когда изгнали Гитлера. Лава прорвалась в революции. Так что это всё есть. И сейчас, конечно же, лава зашевелилась.

К. Ларина

Это некое стихийное какое-то начало, которое ничему не подчиняется?

Ю. Арабов

Знаете, это национальный склад, в который очень хорошо попадает ситуация, когда многие считали, что мы униженные. А точнее будет сказать, мы унижены были втройне. А унижены чем?

К. Ларина

Мы как нация?

Ю. Арабов

Да. Унижены чем? Унижены следующим почти смешным происшествием. 75 лет нам говорили, что капитализм – это очень плохо. 75 лет людей, которые заикались, что, может, не так плохо – их сажали и убивали. А потом начальство решило сказать обратное, что капитализм – это очень хорошо. Это что? Это Салтыков-Щедрин? Уже поколение исчезло, за исключением прибалтов, которые помнили капитализм. Они все в земле забыты. Приказали директивно вводить социализм. А это что, вы считаете, не унижение?

К. Ларина

Так принимает же народ, никуда не деться.

Ю. Арабов

Да ничего не принято. Да ну что вы?

К. Ларина

Юрий Николаевич, любимый вопрос тогда, раз уж мы говорим про историю. Сказали в 1917 году, что Бога нет – и что?

Ю. Арабов

Сказали в 1917 году, что Бога нет…

К. Ларина

И народ сказал: «Есть». В смысле: «Есть! Действительно, Бога нет. Выполняем».

Ю. Арабов

Кто-то говорил всё время: «Докладывают». По-моему, генерал Лебедь покойный, царствие небесное. «Бога нет», да. У меня в семье не было ни одной иконы, но меня крестили тайно, вот так прижимая пальчик к губам и оглядываясь по сторонам. По-видимому, не совсем Бога нет, да? Как раз вот это я и говорю про ту лаву, которая внутри. А снаружи – да. Конечно, безумные находились ребята, которые громили церкви. Ну, бывает. Дашь самогону стакан – можно всё что угодно сделать. Ну, это всё, понимаете, сложно, сложно. За счёт вот этой директивности нашей истории, за счёт приказного характера политики и экономических систем измочалили народ до последней степени.

К. Ларина

Ну, собственно, сегодня…

Ю. Арабов

А потом мы говорим: «Вот плохой, плохой народ у нас, неудачный какой-то. Вот всё такое… 82%...»

К. Ларина

84%.

Ю. Арабов

«84% поддерживают нашего лидера, и слава богу, и наши действия на Украине». А то, что там просто на генетическом уровне страх от этой командной системы, которой 100 лет – это что, разве неизвестно? Конечно, это всем известно. Это известно людям, которые управляют. Всё это сложно.

К. Ларина

А почему он раньше этим не пользовался, этим ресурсом, как вам кажется? Ведь тогда в таком случае это можно было сделать сразу же после того, как его назначили преемником. Зачем было ждать почти 20 лет?

Ю. Арабов

Надо всё-таки понимать главные две задачи нашего президента (как мне представляется). Задача первая – сохранить Россию в границах 1991 года.

К. Ларина

А то и приумножить.

Ю. Арабов

Сейчас – нарастить. Это называется «сверхэффективное выполнение задачи». И вторая задача – сделать приватизацию необратимой. Это всё достаточно успешно. И поэтому он в этом плане человек абсолютно успешный. Более того, вот эта некая ситуация осаждённого лагеря, в общем, мобилизует людей. Но я вам могу сказать сейчас, отвлекаясь от этой политики, от нашей рефлексии, которая, в общем, надоела. Я вам могу сказать, что это вообще ситуация полезная для интеллигенции. Вот сегодняшняя ситуация надвигающегося катка крайне полезна для интеллигенции. Значит, будет чуть-чуть меньше разговоров о норковых шубах, будет чуть меньше разговоров о том, чем «Range Rover Evoque» отличается от «Freelander 2».

К. Ларина

Как вы так уверенно произносите эти названия.

Ю. Арабов

Ну, потому что я сам автомобилист. Будет чуть-чуть меньше разговоров, какую недвижимость где купить. Я ведь помню 2011-2012 года шествия. Я это всё помню. Идёшь в колонне, а в колонне разговор, сколько стоит имущество в Испании. Будет немножко меньше. Это очень хорошо. Люди всё-таки задумаются, поймут и вспомнят, по каким трупам они ходят, что зарыто в вечной мерзлоте. Да хотя бы у нас в Москве. Вот я живу в районе ВДНХ. Историки говорят, что там просто массовые захоронения людей. И об этом нужно говорить.

Трудности и зигзаги политического курса, охлаждение отношений с Западом, в общем, помогут людям осознать всё-таки ту страну, в которой они живут, что это не Болгария, не Швейцария (может быть, к сожалению, а может быть, к счастью), а что это Россия. И в этом плане это всё абсолютно положительно, потому что, как бы вам сказать, демонстративный гламур, который граничит с абсолютной безнравственностью, лично меня утомляет давно. Это, вы знаете, как кончалась демонстрация на Сахарова вот эта гигантская. «А теперь мы отдыхаем, – сказал ведущий, – у нас каникулы». Ребята, каникулы у вас будут вечными.

К. Ларина

А как вам кажется, почему так раздражает и возмущает безнравственность гламура, как вы говорите, народ, но совершенно его не трогает безнравственность власти?

Ю. Арабов

Безнравственностью гламура можно возмущаться, потому что за это ничего не будет. А безнравственностью власти возмущаться нельзя, потому что за это оторвут одно место. Понимаете, тут всё абсолютно понятно и абсолютно ясно. В любом случае с наёмным капитализмом, который у нас произошёл в 1991 году, когда государство наняло капиталистов, а до этого удушило, уже тогда удушило мелкого и среднего частника… Ну, я же помню закон о кооперации, когда не было ограничений, когда все высыпали и продавали вещи от очень плохих до хороших. У меня до сих пор шапка лежит, которую я купил. Удушили. Все стали челноками возить ширпотреб от очень плохого до хорошего. «Черкизон» был не так однозначен, можно было что-то купить. Удушили. «Вот нанятые люди. Вот, ребята, вы, вы, вы, будете капиталистами, развивайте бизнес».

Ну, когда лидер оппозиции говорит: «Всё будет по-старому у нас, но только не будет коррупции», – он то ли шутит, понимаете… Я надеюсь, что он шутит. Но если он говорит серьёзно – значит, он не понимает, что это просто заложено в правилах игры. Государство ничем не зависит от общества у нас и от капиталистов. Капиталисты зависят от государства. И с этим нужно разбираться как-то, понимаете. И это всё равно будет сделано.

Другое дело, что, на мой взгляд, конечно, просто нужно с этим жить. Нужно, чтобы наросли новые люди, новые ребята, чтобы это потихоньку-потихоньку исторически пришло бы к какой-то норме. Это возможно, я думаю, при том условии, если не будет внутреннего террора. Если не будет террора против людей, так называемой «пятой колонны», которые на самом деле никаким ресурсом не обладают и никакими рычагами власти не обладают…

К. Ларина

А зачем тогда такой наезд? Привычка?

Ю. Арабов

Господи… «Наезд». Ну надо же на кого-то наезжать. Четверть века реформам. Последние 15 лет консерваторы-патриоты, либералы-западники, писатели, публицисты говорят: «Ребята, развитие, развитие, развитие…» Слезайте вы с этой природной иглы. Что-нибудь было сделано?

К. Ларина

Нет.

Ю. Арабов

Наверное, было сделано, но это оказалось неэффективным. И сейчас мы видим эти градусники на каждом углу обменных пунктов. Ну, как к этому относиться? Это градусники. Температура там около 38, но ещё не 39, ещё не 40 по больнице, слава богу. Ну и что? Люди, которые говорят об этом, что нужно развитие – они что, «пятая колонна»? Я не понимаю вообще. Или «пятая колонна» у нас, которые хотят, чтобы флаг Украины над Кремлем развевался? Этого не будет никогда. Этого просто никогда не будет.

К. Ларина

Смотрите, значит, это устраивает. Вы же сами прекрасно понимаете, что некая модель уже выстроена и она работает. И сегодня можно совершенно спокойно… Карт-бланш сегодня власти дало общество (мы же это сами наблюдаем) вот этим самым процентом.

Ю. Арабов

Нет, Ксения.

К. Ларина

Нет?

Ю. Арабов

Вы никакого карт-бланша не давали.

К. Ларина

Ну кто я такая? А вот там – 84%.

Ю. Арабов

И я никакого карт-бланша не давал. Я, например, говорю и призываю к дипломатическим усилиям, к дипломатическому отстаиванию интересов национальных. А я ни к какой власти не имею… Мы что, какое-то давали? У нас с вами, как у большинства людей, совесть абсолютно чиста. Мы не делали вот эту сырьевую экономику и не решали дипломатические проблемы силовым путём. Так что всё в порядке. Те люди, которые делегированы отвечать за нас, пусть они это разруливают.

К. Ларина

Они опираются не на вас, они вас не слышат.

Ю. Арабов

И ладно.

К. Ларина

Они слышат совсем другое.

Ю. Арабов

Ну и хорошо.

К. Ларина

Они слышат сами себя. Отражение от толпы они слышат. Они…

Ю. Арабов

Понимаете…

К. Ларина

Сейчас скажу, Юрий Николаевич. Произошло некое резонирование – они попали друг в друга. Наконец-то тут соединился, как мне представляется, запрос общества, большинства населения России в этом ощущении величия и готовности терпеть ради этого величия…

Ю. Арабов

Это лава, о которой я говорил.

К. Ларина

Да, вот лава.

Ю. Арабов

Гордый внук славян. А как вы думаете? Гордый внук славян. Это национальный склад.

К. Ларина

Это же счастье какое опять привалило им.

Ю. Арабов

Нет, никакого счастья не привалило. И это явление, как мне представляется, временного характера. Можно ими ужасаться. Скорее всего, этому не нужно ужасаться. Это как плохая погода. Мы же не ужасаемся, что луна в облаках? Это надо иметь в виду.

К. Ларина

Юрий Арабов в нашей студии. Новости сейчас, потом продолжаем разговор с вашим участием, конечно.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу. Сегодня в нашей студии Юрий Арабов. Я напомню нашим слушателям номер SMS: +7 (985) 970-45-45 – для ваших вопросов. Про кино, конечно, будем обязательно. У меня масса там есть вопросов по кино.

Но вот ещё один вопрос общественно-политический от меня, поскольку сегодня такой день. Мы сидим на фоне репортажа из Германии, из Берлина, где проходят торжества в честь юбилея падения Берлинской стены. Смотрите, Юрий Николаевич, у меня к вам такой вопрос. 25 лет назад – казалось, это наш общий праздник. А сегодня я смотрю краем глаза, наблюдаю и понимаю, что мы абсолютно чужие на этом празднике. Что случилось за эти 25 лет?

Ю. Арабов

Ксения, дорогая, это праздником…

К. Ларина

Не было и тогда?

Ю. Арабов

Да нет, конечно. О чём вы говорите? Вы же общались, наверняка, выезжая, с жителями вот такого среднего и старшего возраста, которые наиболее подвержены депрессии (молодёжь-то не подвержена), которые жили при социализме, и потом, когда это всё наступило… Общее мнение: Россия, Советский Союз бросил. Я неоднократно это встречал. Тогда начали ездить… Ну, это всё время было общее место: «Бросили, бросили, бросили. Как вы могли бросить?» Я знаю, что у президента это вообще трагические дни, когда пришлось уничтожать, видимо, архивы вот этой разведки. Это было депрессивное состояние. Поэтому праздник – и праздник. Пусть празднуют. Германия добилась своих целей. Но люди, которые жили тогда, и особенно старшее поколение – у очень многих другое мнение.

К. Ларина

То есть это не праздник свободы, демократии, освобождения от тоталитарного режима, крушения холодной войны, объединения мира, стирания всех границ? «Мир, дружба, жвачка».

Ю. Арабов

«Мир, дружба, жвачка» – это всё замечательно, но…

К. Ларина

Горбачёв, перестройка.

Ю. Арабов

Ну, Михаил Сергеевич – приличный человек. И вследствие этого, по-видимому, он просто упустил ряд возможностей. Я не хочу, вы знаете, в эти геополитические вещи вдаваться. Я думаю, что никогда искренним этот праздник не был. Я думаю, что наш краснознамённый ансамбль на фоне группы «Scorpions» у Берлинской разрушенной стены смотрелся абсолютно гротескно и дико.

К. Ларина

Ну, Ростропович смотрелся естественно.

Ю. Арабов

Ростропович смотрелся естественно. Я просто хочу тут сказать… Как бы прошлая половина передачи – тема дипломатии, которая всё должна делать.

К. Ларина

Давайте.

Ю. Арабов

Поражение России в Крымской войне. Считайте, санкции против России – нельзя флот держать. Что делает Горчаков? Вот у нас сейчас осаждённый лагерь, мы ищем «пятую колонну», каких-то предателей. А Горчаков делал абсолютно противоположное – он сделал зарубежный паспорт самый дешёвый в истории России, который был доступен практически всем. Интересно, правда?

К. Ларина

И чего добился этим?

Ю. Арабов

А чего добился? Я не знаю, чего добился.

К. Ларина

Что никто не уехал.

Ю. Арабов

Люди стали ездить. В общем, стали ездить и писатели. Вы знаете, и реакцию артиллериста Толстого, который участвовал при этом разгроме, при сдаче части Севастополя, и топил свою пушку, и реакцию писателя Достоевского на Запад. Они не были однозначными, всё было спокойно. Повторяю, что через 15 лет мы дипломатическим путём полностью отбили возможность русского флота и дезавуировали абсолютно полностью проигрыш в войне. Это просто, понимаете, дипломатия.

Что касается праздника у стены. Я завидую немцам. Пусть они празднуют, и слава богу. Мы что-нибудь другое отпразднуем.

К. Ларина

Да что-то у нас ничего уже не осталось. Что мы отпразднуем?

Ю. Арабов

Ну почему? День Конституции можно отпраздновать. Конституцию пока не переписали.

К. Ларина

Пока, да.

Ю. Арабов

Это как бы серьёзно. У нас какой-то есть День политических заключённых, об этом нужно помнить. Помнить нужно о миллионах уничтоженных людей. Кстати, фильм Михалкова об этом напоминает. Половина этого фильма о лагере, в котором томятся белые офицеры, которых всех убьют – она вполне актуальна.

К. Ларина

Как вам фильм Михалкова, кстати?

Ю. Арабов

Ну, там два фильма. Никита Сергеевич сделал два фильма в одной обложке. Первый фильм о лагере, который мне вполне близок и в котором есть много хорошего. Там очень хороша Розалия Землячка. Она переиграла абсолютно всех. Эти каблучки по лестнице… Девчонка будь здоров, такая скрутит любого в бараний рог. Это хорошо.

И второй фильм, на меня не произведший впечатление – о страстной ночи с неизвестной гражданкой. Я считаю, что эти два фильма нужно по отдельности было выпускать с одним героем – то, что сделала студия Никиты Сергеевича с предыдущей картиной. По-видимому, они побоялись, что тогда никто не посмотрит картину, что они так больше соберут. Но здесь бояться не нужно. Ничего не соберут.

К. Ларина

То есть сценарная ошибка. Ошибка была сценарная?

Ю. Арабов

Я не знаю, как там всё дело происходило, но там два фильма, которые в обложке одного мне лично мешают. Мне лично мешают воспринимать до конца трагедию офицерства и мешают воспринимать страстную ночь с гражданкой. Это всё друг на друга напластывается. Просто я вижу, что полтора часа лагерные вот этой монохромной строгой картины – явно хорошо. А полтора часа вот этой раскрашенной, что это другая совсем картина… И, по-видимому, она должна быть отделена от этой, она должна тоже сериально была выходить. Но, видимо, испугались, что не посмотрят. Но я повторяю: бояться не надо, не посмотрят всё равно, ничего не посмотрят. Ничего серьёзного не посмотрят, потому что десятилетиями наш прокат воспитал зрителя, который приходит развлекаться в кино. Те зрители, которые хотят большего, в кино не ходят.

К. Ларина

Ну, это мы знаем.

Ю. Арабов

Ну и всё.

К. Ларина

Поэтому фильмы Михалкова и Кончаловского пошли в телевизор.

Ю. Арабов

Ну и всё, они посмотрят. И там в обеих картинах есть и интересные вещи, есть и то, что мне не нравится. Ну что тут говорить? Это уже специальные вещи. Как говорится, «кто может, пусть сделает лучше». Вы же понимаете, делать хорошее кино трудно.

К. Ларина

Слушайте, давайте про ваше кино тоже спросим, поскольку и наши слушатели тоже интересуются некоторыми проектами, о которых мы знаем. Это пресловутый «Чайковский». Чем кончилась вся эта история?

Ю. Арабов

Да ничем не кончилась. Я думаю, что это вечно лучезарный проект.

К. Ларина

То есть ничего нет, денег не нашли нигде?

Ю. Арабов

А почему должны найти деньги? Во-первых, я ничего не знаю об этом. Нужно у Сабины Еремеевой, продюсера этой картины, спрашивать. Во-вторых, при той обструкции, которой Россия сейчас подвергается, найти зарубежные деньги крайне трудно. Я тут собирался в феврале как режиссёр снять свою первую картину за границей. Нифига. Русские деньги есть…

К. Ларина

Это что? По «Кроткой» фильм?

Ю. Арабов

Нет, по «Кроткой» сняли мы. Нет, это картина о терроре в Албании, первая волна, которая по русским женщинам…

К. Ларина

Это с Сокуровым вы собирались делать?

Ю. Арабов

Ну, Александр Николаевич, да, там худрук. Ну и ничего. Русские деньги есть, Мединский дал на этот проект деньги. Мединского ругают, но вот на этот проект он дал, понимаете, как и на многие другие. А европейские деньги – ха-ха-ха.

К. Ларина

Не время, значит.

Ю. Арабов

Не время, значит.

К. Ларина

Их можно понять.

Ю. Арабов

А я не знаю, сколько будут собирать. Я думаю, что с «Чайковским», собственно говоря, такая же история. Некоммерческие проекты у нас, те проекты, которые считают некоммерческими – они финансируются, дай бог, чтобы на треть. Сейчас мы сняли «Кроткую», собственно говоря, вообще без режиссёра. На площадке стояла продюсер Элла Архангельская, а я, как сопродюсер, автор сценария, вообще отвечал за всё. Это как бы первый опыт работы, когда перед съёмками режиссёр-немец отказывается снимать. Это дело не в немцах, а дело в том, что бывают в кино…

К. Ларина

По политическим причинам отказался?

Ю. Арабов

Ну кто знает? Хороший человек. У него там заболела мать тяжело. Плюс вот эта ситуация, плюс…

К. Ларина

Подождите. А договор, какие-то обязательства?

Ю. Арабов

А плюс немецкие и болгарские деньги не подошли, их отклонили. Что снимать картину на копейки? Я вот на коллегии Минкульта сказал, озвучил ту сумму, на которую мы сняли эту картину – там хохотали. Чиновники говорят: «Мы даже так на дебют не даём».

К. Ларина

Но сняли в итоге фильм?

Ю. Арабов

Но сняли картину. Сняли. Я не знаю, что это за картина. Ну, выложились. Я с лета сидел на «Мосфильме», ездил туда-сюда, на дорогу иногда в пробках тратил три часа, проклинал всё. Бесплатно работал, естественно. Но если бы не поддержка Шахназарова, мы бы эту картину не сняли, потому что он бесплатно…

К. Ларина

Ну, вы уже её смонтировали, она уже готовая?

Ю. Арабов

Она готова благодаря бесплатному труду, в частности, моему.

К. Ларина

Потрясающе.

Ю. Арабов

И благодаря тому, что «Мосфильм» льготно, почти бесплатно позволил нам постпродукцию, монтаж, озвучивание сделать.

К. Ларина

А когда мы увидим?

Ю. Арабов

Хочется сказать: «Никогда».

К. Ларина

Ну ладно!

Ю. Арабов

Это я преувеличиваю.

К. Ларина

А это вообще чья собственность?

Ю. Арабов

2015 года картина.

К. Ларина

Это чья собственность? Наша, российская?

Ю. Арабов

«Мосфильма».

К. Ларина

Называется «Клетка», да?

Ю. Арабов

«Клетка».

К. Ларина

А кто там играет?

Ю. Арабов

Спиваковский в главной роли.

К. Ларина

Ух ты!

Ю. Арабов

Даня хороший, да. Там люди работали в основном за интерес. Что-то получилось, но что, я сказать не могу. Тут понимаете, можно с плеча сказать: «А вот Никита Сергеевич неправ, надо два фильма выпускать». А может, кто-то посмотрит и скажет: «Надо вообще было десять фильмов нарезать по 5 минут клипов и выпустить». Это же вещи такие, понимаете – их опровергнуть невозможно. И доказать ничего нельзя.

К. Ларина

Ладно, «Клетку» мы запомнили. Значит, она у нас есть, и мы её увидим.

Ю. Арабов

Есть. И «Орлеан» вы увидите.

К. Ларина

«Орлеан» – это Прошкин Андрей делал.

Ю. Арабов

«Орлеан» снял Андрей Прошкин, да. Это будет такой, что называется, жесткач, жёсткое кино.

К. Ларина

А «Монах и бес»?

Ю. Арабов

«Монах и бес» вряд ли вы увидите.

К. Ларина

Это Николай Досталь, я расшифровываю. Денег не дали?

Ю. Арабов

Считается некоммерческим проектом. Николай ищет частных денег. Но покуда у нас частный бизнес не будет освобождён от налогов при вложении в культуру, никаких частных денег в кино не будет. Против этого активно Минфин выступает. И я слышал, что и президент это не поддерживает. И как бы мы сидим на эфесе, ножки свесив. На телефон мобильный мы что-то снимем, а если что-то более серьёзное – это уже проблематично. Тот сегмент кино, в котором я работаю.

К. Ларина

Пауза. Вернёмся через пару минут обратно.

РЕКЛАМА

К. Ларина

Завершаем почти разговор, осталось 10 минут до конца эфира. Напомню, что в гостях у нас Юрий Арабов. Я тут точечно мучила Юрия Николаевича, он рассказывал про судьбу всех своих проектов. Не могу не спросить про ещё одну обсуждаемую тему сегодня, невероятно горячую именно в киношной среде – это судьба Музея кино. Ваше отношение к этому. И вот то, что вы говорили вначале про дипломатию. Здесь возможны какие-то варианты выхода?

Ю. Арабов

Я не знаю подробностей, но я знаю, что музей работал, я знаю, что музей знают за границей, я знаю, что Наум Клейман выполнял долгие годы прекрасную культурную работу. И что бы там ни было, какие бы ни были извивы, я на стороне Наума как создателя этого музея. Собственно, было бы очень хорошо, если бы этот музей просто отдали, скажем, под крышу ВГИКа. Сейчас у нас построено новое здание, в общем, институт расширяется, и, может быть, нашлось бы этому музею там место.

Что касается административной ситуации, то это всем известно, и я об этом говорил с советником президента по культуре и с руководителем его аппарата. Они всё об этом знают и пытаются это как-то уладить. Там, по-видимому, человеческий факт, нашла коса на камень. В общем, если результатом этого администрирования падёт музей – это будет абсолютно безобразно.

К. Ларина

Следим мы за этим, конечно, постоянно, но ощущение…

Ю. Арабов

Я на стороне музея, на стороне просто людей, которые работали в этом сегменте давно.

К. Ларина

Но там причина-то в чём конфликта, на ваш взгляд? Вот как вам это видится?

Ю. Арабов

Причина, насколько я знаю, в администрировании просто.

К. Ларина

Или в собственности какой-то? Нет?

Ю. Арабов

Про собственность – я тут не специалист. Пришёл новый человек, который начал давать распоряжения, с которыми коллектив не согласился.

К. Ларина

А зачем надо было нового человека, когда старый прекрасно работал и не собирался ещё на пенсию?

Ю. Арабов

Ну, кто знает? Внутри союза и внутри структур есть борьба. Как внутри госаппарата есть борьба, так же и внутри союза. В любом случае я на стороне людей, которые работали там и работают и, надеюсь, будут работать, и которые сделали этому музею имя. Всё.

К. Ларина

Этическая хартия кинематографистов – ещё одна тема.

Ю. Арабов

Этическая хартия – отличная штука.

К. Ларина

Хотите?

Ю. Арабов

Мечтаю. Это решение этических проблем административным путём бюрократическим. Это можно подписывать, можно не подписывать. Инстинктивно, по-видимому, затягивают, чтобы как можно дольше не подписывали, поскольку интуитивно все понимают, что этические проблемы трудно бюрократически разрешить. Но лично ко мне они отношения не имеют, поскольку я в фильмах не снимал изнасилований. Хотя сейчас в «Клетке» есть, но там всё очень культурненько, как мне кажется. Я не снимал братков, не снимал кровищу, как бы всего этого избегал. Собственно говоря, я работаю вне этого.

Также меня не касается закон о ненормативной лексике, я к ней никогда не прибегал. Считаю, что в русском языке есть широкие возможности просто другой речи, может быть, ещё более энергичной, чем мат. Но в любом случае это какое-то сужение языка. В любом случае, наверное, подпись этого документа будет таким тестом на лояльность. Но я в этом никакой катастрофы не вижу, честное слово. Понимаете, катастрофа…

К. Ларина

То есть не считаете это формой цензуры? Нет?

Ю. Арабов

Знаете, катастрофа, не катастрофа. Проблема в другом, не в этой хартии. Проблема – вот существует госзаказ. Я на госзаказе вырос. Вот когда я был в институте, был лучший фильм всех времён и народов, назывался «Вкус хлеба», где Рыжаков играл молодого Брежнева.

К. Ларина

Я помню. Шакуров там главную роль ещё играл.

Ю. Арабов

Ну, это как бы великая картина.

К. Ларина

Там ещё анекдот был про то, что Хичкок увидел «Вкус хлеба» и сказал: «Какой ужас».

Ю. Арабов

Не знаю. Это, значит, госзаказ. Это всё привычно. Проблема не в госзаказе. Государство имеет право заказывать социально значимые картины, которые кажутся социально значимыми государству. Проблема в том, будут ли другие картины, кроме социально значимых и заказных. Вот в этом проблема. И покуда не разрулится ситуация с частниками, будет, в общем, тенденция к одному госзаказу. Или так: нам министр даст небольшие деньги – вот что-то мы такое и снимем.

К. Ларина

Слушайте, рассказывали только что: на этот фильм не дали, на этот фильм не дали, на этот фильм не дали. Это что такое? И как дальше жить?

Ю. Арабов

Ксения, тут всё-таки вы должны к моим словам с долей юмора относиться. Я говорил об этом и советнику президента. А советник президента выложил неоспоримый аргумент: «Ну, вы-то работаете, Юрий Николаевич?» А я задумался, думаю: «А я ведь работаю, у меня три фильма выходит».

К. Ларина

Вы сами смеётесь и сами же говорите, что их никто не увидит, эти фильмы.

Ю. Арабов

Их не увидят не оттого, что министерство и государство не дало деньги, а оттого, что структура проката сложилась неблагоприятным образом, крайне неблагоприятным. Сейчас спорят о квотах российских. А они уже заявили, что если, скажем, будет квота – половина российских картин, – то кинотеатры просто закроются. Так что тут всё тоже, понимаете… Это всё, опять же, вопрос о дурной погоде. Как говорится, если бы начальником был бы я, я бы иначе строил политику. Я бы сохранял киноклубы в стране, которые разгромлены оказались, и вокруг киноклубов делал бы прокат сложного кино. И уверен, что я бы это сделал. Ну, я этим не занимаюсь, меня никто не слушает, то, что я говорю, считает это, так сказать, бредом. И мы имеем приход телевизионного формата в пошло-сниженном варианте в большое кино. Ну и трепещите все! Под это ведь попадаю не только я. Под это ведь попадают даже Андрей Кончаловский и Никита Михалков. А Никита – руководитель кино. Он под это подпадает, под этот каток. Всё-таки, наверное, что-то нужно делать.

К. Ларина

А какой здесь вариант?

Ю. Арабов

Да никакого. Никакого! Вариант – наверное, всё-таки возобновление киноклубов, возобновление специальных кинотеатров. Но на это всё нужно время и, по-видимому, государственная программа, потому что у нас ничего другого нет. У нас государственный капитализм нанятых людей, поэтому все вопросы к государству.

К. Ларина

На сложное кино у нас всё равно публика ходит. И это всё миф, что она не ходит. Она ходит.

Ю. Арабов

Она ходит. Более того…

К. Ларина

Просто его не показывают нигде.

Ю. Арабов

Вы знаете, руководитель фонда сказал мне о фильме Германа в мае месяце. Фильм Германа собрал 1,5 миллиона долларов, потому что показывали при пустых и полупустых залах. 1, 2, 3, 10, 15, 20 человек собрали 1,5 миллиона. Это ничто по сравнению с общей суммой, которая пошла на фильм, но всё-таки при определённой системе проката (они пробовали), можно что-то собрать. Этим союз должен заниматься.

К. Ларина

Вот сейчас фильм, который все обсуждают, но его никто не видел…

Ю. Арабов

Это который?

К. Ларина

«Левиафан» Звягинцева.

Ю. Арабов

Отличный.

К. Ларина

Который собирает замечательные престижные призы на фестивалях. В России его никто не видел. Это нормально? Мы ему как-то радуемся издалека, типа: «Ой, как здорово, он опять получил какой-то приз».

Ю. Арабов

Всё очень просто сделать. Андрей должен выложить в Сеть эту картину, и в Интернете её посмотрят все. Но покуда Роднянский и Андрей этого не делают, её посмотрят мало. Просто, как мне представляется, тут определённая стратегия показа этой картины. Вот будет весной «Оскар». Пройдёт ли номинацию фильм, не пройдёт – этого я ничего не знаю. Всё-таки как-то он хотя бы через Россию проскочил. А после этого, я уверен, эта картина будет в кинозалах, и люди с восторгом пойдут смотреть. А выйдут без восторга, потому что, как правило, наши все ожидания благоприятные не слишком оправдываются. Я очень люблю…

К. Ларина

Фильм отличный! Я тайком посмотрела.

Ю. Арабов

Очень хороший. Я люблю Андрея. И, как говорится, дай бог. Но думаю, что никто этот фильм не видел, поскольку определённая прокатная стратегия Роднянского и Андрея здесь.

К. Ларина

Ну, хорошо, мы должны уже заканчивать. Я напомню, что Юрий Арабов в нашей студии. Значит, мы ждём «Клетку», «Кроткую».

Ю. Арабов

Ждите, ждите.

К. Ларина

Мы ждём «Орлеан» Прошкина.

Ю. Арабов

Ждите, ждите, ждите.

К. Ларина

Мы не ждём «Монаха и беса». И «Чайковского»?

Ю. Арабов

«Монаха и беса» не ждите, но ждите ещё картину Прошкина-старшего под названием «Клавдия».

К. Ларина

Это ваш сценарий?

Ю. Арабов

Да. Это всё из того варианта: «как мы плохо живём, а три фильма выходят». Значит, пока ещё не так плохо.

К. Ларина

Просто много работаете, Юрий Николаевич. Слава богу.

Ю. Арабов

Ну, я работаю просто…

К. Ларина

И у вас есть режиссёры, с которыми вы работаете.

Ю. Арабов

Вы знаете, я работаю, поскольку ещё государство что-то даёт и оплачивает. Но как только я не буду нужен государству, я пойду копать картошку. Я это умею делать. Кстати, без помощи плуга, как в фильме Андрея Сергеевича. Я был удивлён, например, этому плугу.

К. Ларина

А! Ещё фильм «Зеркала». Мы про него не говорили, кстати.

Ю. Арабов

«Зеркала» – я не писал сценария.

К. Ларина

Принимали участие.

Ю. Арабов

Я консультировал в написании сценария мою очень хорошую Настю Саркисян, ученицу. Так что там я ответственности не могу нести полной.

К. Ларина

Фильм очень неплохой, мы его обсуждали.

Ю. Арабов

Ну, дай бог.

К. Ларина

Но тоже в прокате-то его практически не было, он сразу в телевизор пошёл.

Ю. Арабов

А в телевизор – это очень хорошо.

К. Ларина

Там наша публика.

Ю. Арабов

Там, во-первых, есть какая-то публика. Во-вторых, производители получают деньги. Телевизор – это реальность. Пошёл – и слава богу.

К. Ларина

Сегодняшняя программа лишний раз убедила меня, что мы живём в эпоху абсолютного абсурда. Да?

Ю. Арабов

Оптимизма глубокого. И более того, я желаю вашему радио, чтобы в следующей передаче мы с вами не встретились на Бутовском полигоне, на нём или под ним, а чтобы вы по-прежнему сидели в здании и вздыхали бы тяжко, как всё плохо, но три фильма выходят и радио существует. Так что засим спасибо.

К. Ларина

Спасибо, Юрий Николаевич!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024