Алексей Учитель - Дифирамб - 2014-04-27
К. ЛАРИНА – 13 часов 14 минут, начинаем программу "Дифирамб". Здесь в студии ведущая Ксения Ларина, а напротив меня режиссер Алексей Учитель. Добрый день, Алексей, здрасте.
А. УЧИТЕЛЬ – Добрый день.
К. ЛАРИНА – Я напомню, Алексей Учитель – автор таких фильмов, как "Мания Жизели", "Дневник его жены", "Прогулка", "Космос как предчувствие", "Пленный". Вот эти фильмы мы уже представляли здесь в нашем эфире, я помню, с Алексеем: и "Пленного", и "Край". "Восьмерка" – это совсем новое кино, которое вот сейчас, в мае, выйдет в прокат, премьера уже прошла. И, собственно, повод для нашего сегодняшнего разговора – это выход нового фильма Алексея.
Ну и, естественно, конечно же, дорогие друзья, поскольку у нас время позволяет, мы будем говорить не только об искусстве, но еще и об каких-то других не менее важных вещах. Я думаю, что Алексей готов к такому разговору. Но начнем с кино.
Итак, "Восьмерка" – это фильм, который снят по прозе Захара Прилепина, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Да.
К. ЛАРИНА – Напомню, что предыдущий, "Пленный", был снят по прозе Владимира Маканина.
А. УЧИТЕЛЬ – Маканина, да.
К. ЛАРИНА – То есть Алексей Учитель пошел по очень важному пути: отказался практически от сценаристов, от групп сценаристов и работает исключительно с писателями. Наверное, это правильный выбор. Вам с ними здесь как-то легче, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, я, скорее, черпаю какие-то идеи, новые сюжеты, повороты. Потому что в "Восьмерке" все-таки автор сценарий Александр Миндадзе.
К. ЛАРИНА – А, ну тоже.
А. УЧИТЕЛЬ – У нас вообще-то троица была хорошая. Мы когда садились обсуждать – Захар, Миндадзе, я – то по много часов. Потому что сразу могу сказать, что повесть мы несколько изменили для кино, что было необходимо сделать. И Захар, кстати, я ему предложил написать сценарий, но он очень мудро сказал, что: "Это уже закончено. Я не хочу к этому касаться. Я не сценарист", – что тоже не каждый писатель делает.
К. ЛАРИНА – Ну, кстати, тут можно, конечно, лукавить, потому что спектакль по его повести "Санька", называется "Отморозки", который он делал с Серебрянниковым…
А. УЧИТЕЛЬ – Да, "Отморозки".
К. ЛАРИНА – Он как раз сам делал всю инсценировку.
А. УЧИТЕЛЬ – Он может точно все, поскольку он человек безумно талантливый. Ну, может быть, правильно, потому что нужен был еще чей-то взгляд, не только мой режиссерский. Я только рад, что… Мне вообще кажется, что вот эта такая российская, советская привычка, что сценарист – это один человек… Может быть, это правильно, когда собирается некий мини-коллектив, если это нужно? Ну, кто-то лучше пишет диалоги, кто-то лучше придумывает, поэтому я не вижу в этом никакой проблемы, ошибки. Если это помогает результату, то надо это делать.
К. ЛАРИНА – Время действия этого произведения насколько для вас важно было?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, время действия – 90-е годы. Но я еще, так сказать, попытался обострить. У меня еще такой был дурацкий отчасти момент: я хотел сделать антиновогодний фильм, поэтому я действие перенес – перед Новым годом, и Новым год наступает прямо в фильме, 2000 год. Это тоже было…
К. ЛАРИНА – Отречение Ельцина.
А. УЧИТЕЛЬ – Отречение Ельцина. Ну, вообще мы вступали в какую-то новую совершенно сферу, еще, естественно, тогда не осознавая. Ну и вообще первое отречение как бы главы государства добровольное. Ну, много было интересного. Хотя я не заострял на этом моменте всю картину.
Это было просто, когда герой… Перед Новым годом, как всегда, все включали телевизоры – и вдруг появился Борис Николаевич и начал говорить. Но меня поражает (хоть было мало просмотров), самая бурная реакция в этот момент – это почему-то дикий смех раздается в этот период. Ну, раздается, потому что он говорит (я имею в виду Ельцин), что: "Должна сменить новая элита", – и как бы предрекает. Потому что мы уже можем осознавать, что сейчас происходит.
Но, конечно, там история… Вы знаете, было интересно (я это всем рассказываю, потому что как бы этим горжусь), я познакомился с Прилепиным на "Нацбесте" в Петербурге и, наговорив друг другу много хороших слов, что тоже нечасто бывает в нашей среде, я его попросил так по наивности, говорю: "А ты можешь мне прислать свои новые произведения, когда еще до публикации?" И он неожиданно прислал. Вот прислал "Восьмерку", еще одно произведение. И, прочитав, к своему удивлению (потому что бандиты, ОМОН, еще что-то) вот взяло, взяло. И какое-то удивительное ощущение не гадости, а наоборот – людей, которые пытаются за что-то бороться.
К. ЛАРИНА – Такая мужская история у вас получилась.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, она мужская, хотя в фильме мы сделали довольно серьезный крен и в такую мелодраму, любовную историю. Я для себя очень просто определил (я это тоже часто говорю): ну, такое совмещение "Трех мушкетеров" и "Ромео и Джульетты", потому что две банды там. Ну, очень много похожего – четверо друзей.
К. ЛАРИНА – А вы еще где-то говорили, что это "Анти-Бригада".
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, это не я уже говорил, это некоторые журналисты.
К. ЛАРИНА – Ну, это можно так определить?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, можно.
К. ЛАРИНА – А в каком смысле?
А. УЧИТЕЛЬ – Я думаю, что только в одном, причем мне это не очень нравится, потому что там было четверо бандитов, а здесь четверо омоновцев.
К. ЛАРИНА – Ну, у нас сегодня, к сожалению, граница очень условная между бандитами, милиционерами и омоновцами. Увы, время такое.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, об этом в повести тоже очень много было. Но Захар ведь… Во-первых, что меня поразило? Настолько это было написано правдиво.
К. ЛАРИНА – У Захара, собственно, опыт есть, да.
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, не опыт, это его личная история. Главный герой – это он.
К. ЛАРИНА – Ну, я, кстати, напомню тем, кто, может быть, забыл, что сам-то Захар служил в ОМОНе нижегородском.
А. УЧИТЕЛЬ – В ОМОНе два года, да.
К. ЛАРИНА – И как-то этот опыт приобрел. И он часто к нему возвращается в своих произведениях, как-то его не отпускает.
Ну, давайте немножко про артистов расскажем, что там за люди. Там Смольянинов у вас одну из центральных ролей играет, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, Захара Прилепина актер.
К. ЛАРИНА – Он там, да, играет, я знаю.
А. УЧИТЕЛЬ – Да.
К. ЛАРИНА – Но он там играет небольшую роль, такой камео, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Вообще, вы знаете, я сразу, так сказать, психологически для себя решил – я Захара буду… Он мне нужен не как советчик, а такой консультант. Ну, просто ж так не позовешь. Но вот когда над сценарием мы работали – понятно. Потом я начал пробовать актеров. Я почему рассказываю? Я его часто звал, особенно когда главного героя, героиню... Мы как бы смотрели не внешнюю, конечно, сторону, а вот как, что совпадает. Не то, что похож на него должен был человек, но вот ощущение его мне было важно: это в ту сторону или нет? Поэтому он был причастен.
Потом он приехал на съемки, потому что я ему предложил там сыграть малюсенькую роль, причем это практически первый кадр фильм, там таксист такой. И он меня тоже поразил каким-то своим… Во-первых, его никто не узнает, вот если я не скажу, что это Прилепин, потому что он в такой кепочке. И причем он мне напомнил Куравлева из "Живет такой парень" Шукшина, вот такой же немножко персонаж с комедийными такими задатками. Вот очень неплохо, очень неплохо. Жалко, что короткая очень роль.
К. ЛАРИНА – Ну а про остальных расскажите.
А. УЧИТЕЛЬ – Про остальных? Было две концепции. Сначала я хотел эту четверку из молодых, но знаменитых актеров – начал этим заниматься. Но вот опыт, наверное, "Прогулки", "Пленного" – я просто понимал, что тогда меньше будет доверия к этой истории. Не потому что это плохие актеры, они замечательные, но вот я чувствовал просто, что нужно сменить такую практически полудокументальную… Так сказать, визуально делать и картинку, и людей, как бы и жизни их вот эти.
И я начал искать (вместе, естественно, со своими помощниками), перебрали очень много. И я горжусь, что мы нашли четверых замечательных ребят, особенно главного героя. Как всегда, тьфу-тьфу, мне везет. Вот именно главного героя, значит, никак не найти – пошли по сайтам областных театров, вот так листали просто. И я увидел просто фотографию. Вижу такое открытое русское лицо молодого парня, бритый. И просто позвали на всякий случай. А вдруг?
И вот он приехал, такой потрясающий Алексей Манцыгин – в том смысле, что он такой наивный. Он вообще не знал, что такое пробы, не знал, как…
К. ЛАРИНА – То есть это абсолютный дебют, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Не то что дебют, вообще он… Поэтому он был поначалу очень зажат. Мы там кидали его…
К. ЛАРИНА – Но он профессиональный артист?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, как? Он ведущий актер Омского драматического театра. Он играет все роли ведущие. Он потрясающий актер, очень хороший. Но вот немножко раскрепостив… Все-таки на сцене это одно, а здесь надо как бы в жизни, плюс целоваться, еще что-то, он немножко зажимался. Но пять раз мы его вызывали – на пятый я все-таки решил рискнуть. И абсолютно не жалею, а считаю, что, на мой взгляд, будет парень еще и дальше успешно работать.
К. ЛАРИНА – Ну, как когда-то Болтнева обнаружили в Новосибирске, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Да, да,
К. ЛАРИНА – Герман нашел.
А. УЧИТЕЛЬ – А остальные – москвичи. Вот Саша Новин из Театра наций, Паша Ворожцов и Артем Быстров из МХТ чеховского. Но вот героиню еще дольше искали.
К. ЛАРИНА – Там тоже какая-то история. Я уже прочитала, что должна была играть Даша Урсуляк, младшая дочь Сергея.
А. УЧИТЕЛЬ – Да, да, да.
К. ЛАРИНА – А потом вдруг уже на самом-самом-самом запуске вы поменяли актрису.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, это да. Это моя боль, потому что действительно я сначала с ней. И она замечательная девочка, я абсолютно искренне говорю, и готов еще раз и ее лично…
К. ЛАРИНА – Такая трагедия.
А. УЧИТЕЛЬ – Она очень талантливая.
К. ЛАРИНА – Вы ее утвердили прямо сначала, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, я ей говорил: "Скорее всего, да". Но вы понимаете, вот это страшное дело – наше нутро и профессия. Потому что или ты… Она замечательная актриса, талантливая, но вот встретив Вильму Кутавичюте… Я не беру их актерские… И та, и другая – очень хорошие. Но вот внешний облик, какое-то нутро, голос – я понял, что она прямо оттуда. И, кстати, Захар мне это тоже подтвердил, что ближе. Поэтому был, скорее, выбор такой нравственный, тяжелый, я очень долго не мог отважиться сказать Даше. Но сказал. И не знаю, если она, конечно, морально будет способна, я убежден, что я обязательно просто буду ее… Я ее сниму.
К. ЛАРИНА – Она очень талантливая. Она совсем юная, она недавно только закончила училище Щукинское.
А. УЧИТЕЛЬ – Я знаю, я все знаю.
К. ЛАРИНА – Я просто говорю нашим слушателям. Я ее видела на сцене в Театре Вахтангова – и она меня просто поразила. Она какая-то невероятно свежая, чистая девочка, очень необычная внешность. Ну, дай ей бог. Я думаю, все-таки в конце концов все только начинается.
А. УЧИТЕЛЬ – Все сложится, да.
К. ЛАРИНА – Да.
А. УЧИТЕЛЬ – А так вот Вильма Кутавичюте, абсолютная тоже дебютантка, но очень интересная.
К. ЛАРИНА – Но, тем не менее, когда мы говорим, что главные действующие лица это омоновцы, конечно, с содроганием сразу вспоминаешь какие-нибудь страшные заказные сериалы по телевизору, типа "Мужская работа", что-то такое – вот угарно-патриотические, без всякой рефлексии. Здесь у вас-то что получилось? Люди-то живые все-таки? Вот так спрошу: в чем смысл того, что они принадлежат именно к этой социальной группе? Для вас в чем эта важность?
А. УЧИТЕЛЬ – Для меня, вы знаете, это…
К. ЛАРИНА – Это неважно?
А. УЧИТЕЛЬ – Это не так важно. То есть это есть, это факт. Потому что есть город, который, кстати, абстрактный в нашей картине, хотя по повести это Нижний Новгород, да. Но я специально хотел отойти. Некий город, довольно большой, промышленный, где есть огромное предприятие. Приходят ребята из армии – завод закрыт. Деваться можно только в две стороны: или на завод (но поскольку нет, то не туда), а дальше – или в милицию (или, как теперь принято говорить, в полицию), или к бандитам, заниматься тоже примерно, так сказать, физически такой же работой. Поэтому выбор небольшой.
И единственное, что я в каждом фильме для себя решаю: у меня нет как бы таких… Вот, например, есть главный как бы бандит, который держит город. Хотя мы его сделали не таким примитивным, как в повести у Захара – такой практически вор в законе. Мы сделали нормального человека, так сказать, который занимается… Да, с каким-то криминальным прошлым, но он занимается бизнесом. И, кстати, по результатам нескольких показов сочувствие к нему очень большое.
Потому что мне хотелось сделать что? Что у любого человека – хоть ты бандит, хоть ты бизнесмен, хоть ты полицейский, омоновец – бывает такая ситуация, что тебе сносит крышу. И вот входишь в какой-то период своей жизни, когда ты не понимаешь, как себя вести, потому что ты до этого так себя не вел. И тебе надо вот в эту пропасть бросаться. И когда еще тормоза, так сказать, все не работают, начинается какое-то светопреставление, и оно мне интересно. И если это коснулось человека в форме – ну, может быть, это еще интереснее, что, оказывается, и ОМОН подвержен человеческим страстям. Плюс, у нас снимался реальный петербуржский ОМОН, и я видел их всех.
К. ЛАРИНА – Ну и как? Похожи они?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, понимаете, когда мы поставили…
К. ЛАРИНА – На героев похожи они?
А. УЧИТЕЛЬ – Вот смотрите, я специально такое проделал: построили весь ОМОН, весь состав. Мы выбирали еще для съемок, там нам надо было 50 человек. Я специально их поставил по росту, вот как положено. Как будто бы вот вписались туда, даже никакого сомнения. И я, честно, вот еще рассказываю историю.
Там есть эпизод, когда огромная толпа заводская бросается на ОМОН, и там заграждение. Ну, живое такое, вот они так за руки держатся, значит, и держат. Я подошел к массовке и сказал: "Ребята, прорвать – задача". А там такие были тоже ребятки довольно молодые и увесистые, особенно в первых рядах. "И прорвать по центру", – и в центр поставил наших четверых актеров. И мы специально поставили, думая, что этот прорыв состоится. Не пропустили, что мне было поразительно. То есть они как бы и физически…
К. ЛАРИНА – Соответствовали.
А. УЧИТЕЛЬ – …И психологически абсолютно соответствовали. Ну, есть, конечно, разные лица. Есть, на которые и мне не очень было приятно смотреть, я имею в виду… Но не хочется все время: раз ОМОН – значит все какие-то плохие.
К. ЛАРИНА – Ставим пока многоточие, слушаем новости и потом продолжаем наш разговор.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Возвращаемся в программу. Напомню, что сегодня в нашей студии режиссер Алексей Учитель. И мы говорим о новой работе Алексея Ефимовича, фильм называется "Восьмерка" по прозе Захара Прилепина, и выходит он в прокат 8 мая.
А. УЧИТЕЛЬ – Да.
К. ЛАРИНА – Я вот не сказала точную дату. Так что накануне Дня Победы он появится в прокате в кинотеатрах российских, и московских в частности, и вы сможете его увидеть.
Ну, вот возвращаясь все-таки к ОМОНу. Вы сказали, что это не является как бы такой… Вот равенство нельзя ставить между ОМОН и "значит это что-то такое ужасное, плохое и кошмарное". Ну, это все такие очень обобщения, которые вообще, в принципе, бессмысленные, Алексей.
А. УЧИТЕЛЬ – Конечно, все надо конкретизировать.
К. ЛАРИНА – А вот скажите, вы, в принципе, их в работе видели?
А. УЧИТЕЛЬ – Видел.
К. ЛАРИНА – Вот так реально в своей жизни когда-нибудь?
А. УЧИТЕЛЬ – Вы знаете, я видел на фильме "Прогулка". Вот когда я знаю, что "Зенит" играет, и когда мы тогда снимали, то я, пожалуй, впервые тогда четко увидел.
К. ЛАРИНА – Это же машина.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, они, да, выполняют…
К. ЛАРИНА – Это работа, которая превращает людей в функции. Ну и ничего страшного в этом нет, это их задача. Да? Им ставят задачу – они должны ее выполнять.
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, вы понимаете, они… Машина, в масках, но потом он масочку поднимает – и там есть лицо, и там есть какие-то…
К. ЛАРИНА – Ну, вот для меня это загадка. Я хочу… Потому что я часто сталкивалась с ОМОНом, я видела их в работе, и особенно, конечно же, прежде всего на той работе, которую вряд ли можно назвать достойной – это разгон акций протеста. И последний раз я это видела около Замоскворецкого суда, когда я туда приходила на оглашение приговора по "болотному делу". И на меня это произвело сильнейшее впечатление, поскольку очень сильно все-таки изменились за последнее время предлагаемые обстоятельства, в которых мы живем. И, естественно, люди, которые работают в силовых органах, это прекрасно чувствуют, им даже об этом говорить не надо.
Но контакта… Вот все время хочется поговорить, что называется, обнаружить человека за этой маской – маской во всех смыслах, не только физически, да. Это практически невозможно. Я так предполагаю (я этого не знаю, я внутри не была), что этой работе, когда выходят на улицу Москвы в данном случае, предшествует какая-то работа, скажем так, психологическая. Наверняка людям дают какие-то директивы и рассказывают о том (как мне представляется), с кем их сейчас судьба сведет на этих улицах, что из себя представляют эти люди, которых они вот будут прессовать, что называется.
Поэтому мой вопрос такой. Существует ли эта тема в вашем фильме, я не знаю (я не видела, к сожалению, обязательно посмотрю). Вот это столкновение морали, какой-то человеческой внутренней природы с той работой, которую человек выполняет, поскольку он обязан ее выполнять? Есть ли здесь какая-то вот эта история?
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, это, безусловно, есть. Безусловно.
К. ЛАРИНА – Вы же сами вот мне рассказали замечательный эпизод. Я так понимаю, что это все равно столкновение с мирным населением, как ни крути. Да?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, там, когда футбол – это, скорее, такое сдерживающее.
К. ЛАРИНА – Нет, я имею в виду в фильме.
А. УЧИТЕЛЬ – А, в фильме?
К. ЛАРИНА – Да.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну да. Ну, как?
К. ЛАРИНА – Что делать?
А. УЧИТЕЛЬ – Когда те, кто работает на заводе, они протестуют против закрытия, им не платят зарплату.
К. ЛАРИНА – Да, да.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, что касалось… Кстати, и сейчас такое встречается. Так что…
К. ЛАРИНА – Ну, понятно, народный бунт, да.
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, конечно, какие-то мы сопоставления… Там один из героев…
К. ЛАРИНА – Очень актуально.
А. УЧИТЕЛЬ – …Лыков кричит: "Что, мы только можем палками по головам рабочих бить? И больше ничего? За себя постоять не можем?" Потому что там речь шла о том… Там как раз довольно острый момент был: в ночном клубе они пытались (наши четверо героев) найти, кто их там пытался… Они прорезали тормоза – они чуть не погибли. Они пытались найти. И вот вышли как бы на бандитов, но были в форме. И сделать они как раз с ними ничего не могли в этот момент.
И вот эта ситуация, они говорят: "Ну, что мы ничего не можем? Только вот когда нас посылают бить по башке людей, которые нам лично ничего не сделали?" Ну, я просто привожу какие-то конкретные вещи. Там, например, когда они… Там тоже была баррикада на заводе, построили люди от ОМОНа. Когда ее прорывали, один из этих рабочих активных – потом оказывается, что он отец одного из наших героев.
Поэтому все равно эти… Вот я к чему это говорю? Что это все пересекается. Особенно в каком-то конкретном городе (не таком, как Москва и Питер), где все каким-то образом как-то связаны.
К. ЛАРИНА – Друг друга знают.
А. УЧИТЕЛЬ – Да. Конечно, безусловно, какой-то свой нравственный выбор есть. Но мне кажется, что вот в нашем конкретном случае (я и с Прилепиным об этом говорил) это все-таки касалось такой конкретной работы, в которой не было ни зверств, ничего. Ну, действительно, когда есть какая-то правовая форма, если завод продан, есть владельцы, и его туда, условно говоря, не пускают – надо как-то с этим, наверное… Я думаю, что это в любом государстве бы делали такие вещи.
Просто у нас менее острая тема. Она, скорее, касается, ну, такого бытового уровня, когда надо с чем-то справляться. Поэтому здесь это не так заострено, хотя люди тоже для себя решают. И когда стоит строй омоновцев, а потом проходят вот эти, так сказать, нынешние покупатели с руководителями городами, вот как раз один из героев Шорох, он так шепчет, говорит: "Папаша новогодний подарочек…" То есть все равно эта реакция происходит невольно. И я думаю, что не потому, что это наши герои, а у нормальных всех людей… Поскольку завод, город, всех это касается, каким-то образом они, конечно, реагируют. И я уверен, что в душе они и сами не очень рады этому.
К. ЛАРИНА – Это правда, что ваш фильм Украина отказалась брать в прокат?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, я прочитал об этом в прессе. Официально ни мне (я имею в виду студии), ни прокатчикам в России официальных бумаг не поступало, хотя такая информация есть. Скорее всего, официально его и не запретят, но не покажут. Ну, понимаете, я убежден, что тот, кто даже принимал такое негласное решение, он фильма не видел. Прочитал, что там ОМОН – и на основании этого…
К. ЛАРИНА – Со стороны украинцев?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну да, со стороны. Конечно, картину не видели. Потому что антиукраинского там абсолютно нет, это чисто человеческая история, которая может касаться кого угодно. Поэтому, безусловно, глупость. Я думаю, что все равно его покажут.
К. ЛАРИНА – Ну, может быть, это связано все-таки больше не с темой фильма, а с тем, что вы письмо подписали, которое поддерживает политику Путина на Украине?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, как всегда, вы попали в острое место. Но я не думаю, что с этим связано. Не думаю. Во-первых, я подписывал… Это письмо касалось для меня лично. Я, честно говоря, даже, так сказать, всего текста не изучал. Меня спросили про Крым. И я – человек, который три картины там снимал, очень многих людей, поверьте, знаю не понаслышке, и знаю их лично, из разных слоев населения, и так далее – я просто искренне считаю, что была какая-то глупость Хрущева. Когда разваливался Союз, тоже была возможность. Это просто не потому что люди хотят быть на Украине, а потому что так случилось, потому что такие у нас политики иногда бывают.
Поэтому сам факт присоединения меня не пугал. Если это проголосуют… Другое дело, что это должно быть все в рамках юридических правил, чтобы это было законно и так далее. Я это имел в виду.
К. ЛАРИНА – То есть текст письма вы не знали конкретно?
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, я его, так сказать… Мне сказали суть, что это касается Крыма, поэтому я считал своим как бы моральным долгом, что я могу его подписать. Я ничего не видел в этом для себя лично противоречивого.
К. ЛАРИНА – Не жалеете теперь?
А. УЧИТЕЛЬ – Факт по Крыму – не жалею.
К. ЛАРИНА – А как там разделить? Вот передо мной оно. Письмо – там четыре строчки-то, телеграмма: "Мы твердо заявляем о поддержке позиции президента Российской Федерации по Украине и Крыму".
А. УЧИТЕЛЬ – Ну…
К. ЛАРИНА – Это, по сути, что вы сделали? Понимаете, что если завтра война начнется, вы будете нести – в том числе и вы лично – свою ответственность за это? Извините за такой вопрос прямой. Но если это вот подписано: "Да, согласен".
А. УЧИТЕЛЬ – А почему вы думаете, что война начнется по вине России?
К. ЛАРИНА – Это я не знаю. Я говорю о другом. Здесь написано: "Поддержка позиции президента по Украине и Крыму". Какая позиция – не расшифровывается.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, значит, каждый для себя решал, какая позиция. Я вам свою позицию озвучил. Я брал Крым, брал конкретных людей.
К. ЛАРИНА – "Брал Крым".
А. УЧИТЕЛЬ – Ну да, брал.
К. ЛАРИНА – Крым брал.
А. УЧИТЕЛЬ – Крым – я считаю, уникальное место. Оно вообще должно быть какой-то особой зоной, потому что там… Я уж про кино не говорю, Голливуд отдыхает. Можно снимать все: Америку, Францию и так далее. Еще раз говорю: я же не рассматриваю какие-то политические вещи.
К. ЛАРИНА – Но это политическое заявление, Алексей Ефимович.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, значит, может быть, не осознавал до конца. Но как человек я еще раз говорю: конкретно я, Алексей Учитель, поддерживаю, чтобы Крым был в составе России.
К. ЛАРИНА – А если война начнется? Повторяю свой вопрос. Если Россия введет войска? Я хочу напомнить, кстати, что это заявление вы подписали после того, как Совет Федерации дал разрешение нашему президенту на использование Вооруженных Сил Российской Федерации на территории другого государства.
А. УЧИТЕЛЬ – Да… Вот я так и думал, что мы вместо фильма начинаем говорить о совсем других вещах.
К. ЛАРИНА – Нет, почему? А как я могу об этом не спросить?
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, вы спросили – я же вам ответил. Почему я должен вам говорить о том – "если начнется война"? Во-первых, на мой взгляд, в Крыму она не началась именно потому, что вот случилось то, что случилось. А то, что сейчас происходит в других частях Украины…
К. ЛАРИНА – На юго-востоке.
А. УЧИТЕЛЬ – …Это ужас и кошмар. И вообще вся эта заваруха… Вы понимаете, я почему еще подписал, вот честно вам скажу? Потому что я свои картины (извините, что я "якаю" часто), "Край" и "Пленный" – это фильмы как раз о том…
К. ЛАРИНА – Антивоенные.
А. УЧИТЕЛЬ – Почему люди, которые могут ходить в том же Киеве, улыбаться друг другу и не подозревать ни о чем, вдруг начинают лупить друг друга и убивать? Вот это самое страшное. И, конечно, против надо любыми методами. Если это можно остановить – значит, надо останавливать.
К. ЛАРИНА – В том числе и силовыми?
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, если вы силовыми остановите – тогда будут жертвы. Мне кажется, что как раз поступили очень мудро в Крыму, и фактически там ни одной жертвы нет. Я рассматриваю это так.
К. ЛАРИНА – Я хочу просто сказать, лишний раз напомнить и нашим слушателям, и нашему гостю, что все это, конечно, остается в истории – все наши подписи. И вот передо мной такая справочка: какие письма подписывал Алексей Учитель за последние, скажем так, шесть лет. Это очень интересная справочка, другие друзья, хочу обратить ваше внимание.
А. УЧИТЕЛЬ – Какие? Я вообще никаких писем…
К. ЛАРИНА – В 2008 году Алексей Учитель подписал как бы письмо, которое говорило о том, что он готов поручиться за Василия Алексаняна. Было это в вашей жизни?
А. УЧИТЕЛЬ – За кого?
К. ЛАРИНА – За Алексаняна? Не было?
А. УЧИТЕЛЬ – Нет.
К. ЛАРИНА – Нет? То есть вы никаких писем не подписывали?
А. УЧИТЕЛЬ – Я вообще в жизни никаких… Первое, когда мне позвонили, я сказал: "Я вообще никаких писем не подписывал. Никакие". Даже в чисто киношных делах никогда не подписываю никаких писем.
К. ЛАРИНА – И за освобождение Светланы Бахминой не подписывали?
А. УЧИТЕЛЬ – Нет.
К. ЛАРИНА – Ну, зачем тогда вы начали? Вот мой вопрос. Такая чистая биография, ни одного письма ни "за", ни "против". Я понимаю прекрасно. Ну, что мы лукавим? Я прекрасно понимаю, что режиссер хочет работать, он хочет, чтобы у него была возможность снимать фильмы, чтобы никто ему не мешал.
А. УЧИТЕЛЬ – Вы думаете, я поэтому подписал?
К. ЛАРИНА – Ну, я как бы не исключаю, что это может быть одной из причин.
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, нет. Вот уверяю вас, уверяю вас, что это не так. Я еще раз говорю: Крым – одно из моих любимейших мест. И я это дело… Абсолютно искренне отметая (повторяю) в чистом виде политику, и надеюсь на то, что это будет сделано все законно. Вот исходя из этого. Ну, может быть, это я сам себя…
К. ЛАРИНА – Может быть, да, вы сами себя…
А. УЧИТЕЛЬ – …Тешил такими надеждами, да.
К. ЛАРИНА – Ну, посмотрим, как будет развиваться ситуация. Пока там, по-моему, все идет к какому-то ужасному исходу.
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, ну, идет… Если говорить опять мнение о том, что сейчас происходит. Опять вспоминая картины и прочее, вот я не могу себе представить, почему у людей вот возникает – из одного вдруг в такую крайность впадают? Почему люди, которые жили вместе, начинают вот этим заниматься?
К. ЛАРИНА – Вы имеете в виду ту самую гражданскую войну, которая там?
А. УЧИТЕЛЬ – Гражданская война и у нас. Мы уже проходили это. И вот сейчас… Причем самое удивительное, что действительно ведь можно было дождаться выборов – выбирайте и решайте, какое у вас будет государство, никто не собирался в это вмешиваться. Но мне кажется, что, как и в ОМОНе, на всех сторонах есть разные лица, понимаете. Поэтому кричать, что Россия только плохая, а Украина вся хорошая… Мы же прекрасно понимаем, что это не так.
К. ЛАРИНА – Ну, в таких категориях давайте не будем разговаривать – "плохой", "хороший". Ну, мы же видим – да, люди разные, и у людей разные позиции. Кто-то выбирает одну позицию, кто-то другую. И на Украине, правда (давайте все-таки тоже будем честны), там же не все фашисты.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, конечно, нет.
К. ЛАРИНА – Я ни одного бандеровца… Вообще видела бандеровцев только в фильмах Жалакявичюса советских, там мне их показывали. Больше я не видела никогда.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, это вы ошибаетесь.
К. ЛАРИНА – А вы видели бандеровцев?
А. УЧИТЕЛЬ – Я лично нет, но рассказов слышал много.
К. ЛАРИНА – О! Слушайте, у нас такие рассказы, да.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, от людей, которых я знаю. Я им верю.
К. ЛАРИНА – Ну, хорошо. Давайте этот разговор закончим, потому что я хочу успеть все-таки поговорить про прекрасное. А прекрасное у нас только начинается, поскольку уже сейчас Алексей запускает свою новую работу, невероятно интересную, сейчас до передачи рассказал нам – "Матильда Кшесинская и Николай II". Как бы такие взаимоотношения у нас.
А. УЧИТЕЛЬ – Да, это очень такая интересная и бурная история. Ну, мы не будем делать биографическую картину. Опять (вот вы упоминали писателей) основу сценария написал замечательный писатель Александр Терехов, автор таких романов, как "Немцы", "Каменный мост". Безумно было с ним интересно. Он, конечно, потрясающий и выдумщик, и он как-то очень киношно так интересно мыслит.
Вот он, кстати, подсказал ход двух дней – день коронации и день отречения. Как бы всего два дня из всей этой истории, действительно, в которой было и много символов, и то, что повлияло и конкретно на этих людей, и на их окружение, и вообще на историю России. Потому что вот эта маленькая хрупкая женщина, Матильда Кшесинская – могло так сложиться, что Николай II не стал бы царем, и история могла повернуть совершенно по другому пути.
К. ЛАРИНА – Опять "шерше ля фам", да?
А. УЧИТЕЛЬ – Да. И это было настолько реально, что, почитав теперь какие-то воспоминания, документы, это действительно было очень реально.
К. ЛАРИНА – Но это не камерный проект (судя по тому, что вы рассказывали), это такая масштабная история?
А. УЧИТЕЛЬ – Да.
К. ЛАРИНА – Если Ходынку вы собираетесь снимать. Да?
А. УЧИТЕЛЬ – Да, масштабная история, мы будем снимать несколько таких очень мощных эпизодов, и в частности вот саму коронацию. И сейчас (вот я вам уже рассказывал, но повторюсь) построили уникальную декорацию, я убежден, что такой нет. Мы ее, конечно, покажем журналистам, просто мне самому интересно.
Представляете, на окраине Петербурга огромный неработающий военный завод, где все сдают в аренду, и там два таких огромных цеха, кое-что там не убрано. Ну, в общем, такое впечатление. И вот вчера как раз я ездил в Питер. Дверь такая железная, открываешь – и полная, так сказать, почти один к одному внутренность Успенского собора Кремля. Конечно, у нас художники гениальные люди, потому что так это сделать. И вот кто видел вчера, они просто обалдели все. Поэтому будем там, потому что снимать реально в Успенском соборе тяжело, это огромная массовка и много дней. Решили с немалыми средствами, но сделать это.
Будет Ходынка. Тоже будет под Питером Ходынка – все там. Но тоже будем строить очень много там всяких объектов. Там же было очень много таких ларьков, где раздавали подарки. Ну, попытаемся сделать и вот эту давку ужасную и трагическую. Этого всего ни разу, насколько я знаю, в кинематографе не было – ни того, ни другого.
И будет еще эпизод тоже такой символичный, когда царская семья возвращалась из Крыма как раз, то произошло крушение поезда, и причем страшное крушение – вагоны перевернулись. Это реальный эпизод, когда Александр III поднял крышу, которая провалилась, и вся царская семья выползала – и он их спас. Но, к сожалению, он повредил себе почку, и вот из-за этого через несколько лет умер.
К. ЛАРИНА – А кончается когда действие, в каком году, в какой период?
А. УЧИТЕЛЬ – Действие кончается… Это же такая все-таки история, скажем, отчасти вымышленная, хотя и много реальности, но будет такой персонаж у нас, некий Комаров, тоже такой полуреальный человек, который был влюблен в Кшесинскую, офицер, и за нее повесился. Ну, не до конца. Он выжил и стал фотографом. И вот этого фотографа мы пропускаем.
Картина начинаться будет с такой огромной как бы фотографии, где стоит много балерин, много великих князей, все роскошные, на сцене Мариинского театра премьера "Флоры". А закончится фотографией, когда этого же фотографа… Мы только будем слышать звуки выстрелов. Его позовут снять – расстрелянная команда, вся обвешенная драгоценностями, в руках. Вот просят сделать этот снимок. Вот такой путь, который прошла Россия от одной фотографии к другой.
К. ЛАРИНА – Очень страшно.
А. УЧИТЕЛЬ – Страшно. Ну, мы искали не прямолинейные пути. Я очень не хотел сцену расстрела снимать как таковую. Ну, вот будет такой образ, мне кажется, очень простой, но очень действенный.
К. ЛАРИНА – Вот про актеров тоже надо отдельно сказать, потому что здесь тоже какое-то нестандартное решение (по кастингу), очень необычное, очень многообещающее.
А. УЧИТЕЛЬ – Ну, кастинг… Не могу назвать, кто будет исполнять роль Матильды Кшесинской, извините, хотя есть две претендентки. Не потому, что я… То есть я действительно такой, я всегда сомневаюсь, очень долго выбираю, даже вот исходя из "Восьмерки" вы поняли. Но здесь… Я три года назад увидел (по-моему, три года назад), знаменитый театр Schaubühne немецкий с потрясающим режиссером Томасом Остермайером привозил "Гамлета". И я с тех времен, когда сейчас думал об актерах, помнил это лицо и гениальную игру. Это такой актер Ларс Эдингер.
К. ЛАРИНА – Потрясающий артист. Он, кстати, и в кино много уже играл.
А. УЧИТЕЛЬ – Он не так, кстати, много играл в кино, хотя последние два года уже активно. И сейчас, кстати, фильм, в котором он снялся (это немецко-французский фильм), попал в основной конкурс Каннского фестиваля.
И я вот приехал в Берлин, пошел еще на премьеру "Макбета", где он тоже играет. И я его позвал на пробы другой роли, там у меня был такой немецкий врач Фишер. И вот когда он это сделал, этого врача за пять минут, я понял, что передо мной гений просто, его надо хватать. Я в авантюру такую пустился, я говорю: "А не хотите Николая II?" Он так посмотрел: "А ничего, что я немецкий актер?" Я говорю: "Нет, давайте, давайте". И вот сидело еще человек 30 моих всех, на пробы их взял. Вот все так, как на спектакле, потому что он… Причем с каждой партнершей он как-то подстраивается.
К. ЛАРИНА – А уже грим сделали ему на пробы, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Грим до сих пор делаем, потому что у него есть проблемы: у него довольно круглое лицо такое, пытаемся его вытянуть. Нет, он похож, похож. Он немножко выше ростом.
К. ЛАРИНА – Александру Федоровну тоже будет играть немецкая актриса, да?
А. УЧИТЕЛЬ – Да, будет тоже из этого же театра.
К. ЛАРИНА – Ну, это как бы естественно.
А. УЧИТЕЛЬ – Будет Луиза Вольфрам. Вы знаете, я почему на нее обратил внимание? Она, во-первых, похожа немножко. Ну, у Александры Федоровны болела спина, и она так немножко горбилась. И я смотрю со спины сначала, идет человек. Потом она повернулась… Ну, бывают такие вот совпадения.
К. ЛАРИНА – Когда вы запускаете?
А. УЧИТЕЛЬ – Нет, фильм запущен, и мы уже…
К. ЛАРИНА – Уже начали работать?
А. УЧИТЕЛЬ – …Практически начинаем снимать, да.
К. ЛАРИНА – Ну, видите, тьфу-тьфу-тьфу, главное, чтобы работа была.
Спасибо вам большое. Извините, если что не так.
А. УЧИТЕЛЬ – Да нет.
К. ЛАРИНА – Еще раз напомню, фильм "Восьмерка" выходит 8 мая – можно посмотреть, а можно потом еще и обсудить. Спасибо большое!
А. УЧИТЕЛЬ – Спасибо.