Купить мерч «Эха»:

Елена Коренева - Дифирамб - 2013-12-22

22.12.2013
Елена Коренева - Дифирамб - 2013-12-22 Скачать

К. ЛАРИНА - Наши встречи сегодня исключительно по любви, поскольку мы не будем скрывать, что мы любим друг друга. Я представляю вам нашу замечательную гостью - актрису и писательницу, и общественного деятеля, неравнодушного человека, активного гражданина. Лена Коренева в нашей студии! Леночка, приветствую. Здравствуйте.

Е. КОРЕНЕВА - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА - Пришло много вопросов к Елене Кореневой на наш сайт. Начало программы - это чистый дифирамб, я смотрю и радуюсь. Действительно, Елену Кореневу любит наш народ, и это очень приятно. Мы сегодня будем говорить, конечно, обо всем и о многом. Хотя каждый раз, когда дифирамбы начинают петь Кореневой, она обязательно начнет петь дифирамбы кому-нибудь другому. Себя не очень любит хвалить, а любит хвалить других людей, восторгаться талантом других людей. И это очень ценное качество.

Я напомню нашим слушателям SMS +7 (985) 970-45-45 для ваших вопросов. Конечно же, Лена, мой вопрос все равно не о тебе, а о том событии, которое вот мы переживаем двое суток подряд. Мне кажется, что для тебя это событие тоже значимое в твоей жизни.

Е. КОРЕНЕВА - Да, безусловно. И я как раз думала о том, что мои фразы должны быть о дифирамбе тем, кто вышел на свободу, долгожданную свободу - попали в объятия своих матерей, отцов, детей, любимых. И это, безусловно, узники Болотной, несколько человек (не все, к сожалению), это ожидаемый выход Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, дай бог это случится. И, безусловно, освобождение, которого ждали давно, затянувшееся, но тем более счастливое - это Михаила Борисовича Ходорковского. Они бы должны были быть на этом "Дифирамбе", но я убеждена, что они у вас появятся.

К. ЛАРИНА - Да, я надеюсь, очень мне ужасно хочется увидеть Михаила Ходорковского и вообще с ним познакомиться. Потому что за все эти годы, пока мы о нем говорим постоянно, он стал невероятно близким, как мне кажется, человеком. Ты не знакома с ним лично?

Е. КОРЕНЕВА - Нет, я не знакома.

К. ЛАРИНА - Ну, вот скажи, есть ощущение, что близкий человек?

Е. КОРЕНЕВА - Да, безусловно. В любом случае я читаю в "Facebook", мнения иногда попадаются людей, которые недоумевают, чему все так радуются и как бы жуют эту жвачку, нового героя себе создали. Даже сегодня утром заглянула, и одна дама очень категорично высказалась. Я хочу сказать, что независимо от того, как люди относятся к данной фигуре, сам факт пребывания в заключении в российской тюрьме в течение такого длительного периода времени - он сам по себе героичен уже. Простите меня, я думаю, что кто бы ни вышел спустя 10 лет - это человек, который тяжелейшую ношу нес. И я не знаю, кем надо быть, чтобы это не пошло в опыт, и чтобы человек не пересмотрел все свои позиции, самого себя. Поэтому поздравляю.

К. ЛАРИНА - Ну а все-таки в чем для тебя этот человек? Почему его можно назвать героем, безусловно, да?

Е. КОРЕНЕВА - В том, что независимо от того, как копаться в том, был ли первый срок, имел ли он какие-либо, хоть какие-то зацепки и основания, а второй совсем не имел, то, как человек держит удар и испытания судьбы, как он выстаивает, как он удар судьбы принимает - это очень много говорит.

К. ЛАРИНА - Как он держит этот удар.

Е. КОРЕНЕВА - Да, как он держит удар - говорит очень много о человеке. И кто-то не использует этот шанс (то есть не намеренно, а по своей природе не способен выстоять), а кто способен. И вот Михаил Борисович - безусловно, человек, который продемонстрировал нам такое спокойствие, такую цельность и убежденность в своей правоте, из чего следует, что он понимал, что в основном, по крайней мере, его преступления не адекватны сроку, который он отсидел. И я убеждена в том, что это все-таки свойственно людям только тем, которые чисты по своей сути своих поступков.

То есть у каждого есть ошибки, они бывают трагичными, они бывают своего рода преступлениями даже, но никто от этого не застрахован. Но человек, безусловно, если он способен их признать… А Михаил Борисович и в своей переписке с Людмилой Улицкой, и в своих интервью, которые он давал, говорит о том, что он осознал целый ряд своих каких-то ошибок. То есть вот этот ретроспективный взгляд на свою жизнь и на свою деятельность, он всем нам свойственен. Конечно, места лишения свободы, они одних провоцируют на пересмотр своей жизни и своих действий, других не провоцируют. Но он - пример вот хотя бы за это.

Я намеренно говорю так, без личной оценки за что посадили - справедливо, несправедливо. Потому что я стою на стороне того, что если в его налогах и была найдена какая-то нечистоплотность, то это вполне можно было решить вопросом штрафов, как и большинство экономических преступлений. То есть с моей точки зрения, он был посажен за другое. Но то, что (я повторю) сам факт, с каким благородством… Благородство - не только выражение лица, когда человек находится в клетке. Но то, как он умел говорить, как он говорил по существу, как он реагировал на явную ложь, нападки, на намеренное якобы непонимание, на унижение - это красиво. Это дорогого стоит, потому что это очень тяжело дается

К. ЛАРИНА - Лена, конечно же, на протяжении всех этих лет все равно мы наблюдали такую психологическую схватку между Путиным и Ходорковским. И сегодня очень многие во всяких социальных сетях и средствах массовой информации тоже спорят на эту тему: "Кто одержал победу на сегодняшний день?" Вот по твоим ощущениям?

Е. КОРЕНЕВА - Нет, я, безусловно, тот человек, который скажет, что безусловная победа за тем человеком, который был лишен свободы, априори. Другое дело (слава тебе, Господи), что этот жест со стороны власти был сделан. И я записывала ролик по поводу амнистий, меня попросили. Многие записали подобный ролик, многие наши деятели: и деятели искусства, и общественные деятели, известные люди. Я сказала в своем ролике: "Прощать - это благо самому человеку приносит, который прощает". Повиниться - по сути дела, это покаяние власти, этот жест, каким бы расчетом он ни был, какова бы ни была подоплека этого. Но победил тот, кто страдал. А страдал один человек - Михаил Борисович.

К. ЛАРИНА - Можно спросить так еще, если уж мы начали с этой темы? Есть ли еще люди на протяжении твоей жизни (давай так, на протяжении твоей жизни), которые вызывали у тебя восхищение?

Е. КОРЕНЕВА - Их огромное количество. Собственно, Ксения, вы. Я сегодня на "вы". Но своего рода была телепатия, когда, Ксенечка, вы сказали, что: "Лена в своем дифирамбе пропоет дифирамб кому-то другому". Я действительно хотела сказать о некоторых людях, которых я встретила и открыла в этом году.

Но, собственно, я могу сказать коротко в ответ на этот вопрос, что всегда люди являются основной силой, которая нас ведет, несмотря на то, что Сартр очень остроумно заметил. Философ, писатель французский Сартр, он сказал: "Ад - это другие". Точно так же можно сказать, что и рай - это другие. Безусловно, видеть силу других людей, талант других людей. И я видела таких людей рядом с собой, открывала для себя всегда, живы ли они, или они уже ушли. Это могут быть писатели, поэты, художники, или это твои друзья, или это никому не известные люди, или известные всем. Когда ты читаешь их биографию или когда ты наблюдешь это…

Вообще даже я, несмотря на то, что я об этом говорю, думаю о каких-то глобальных событиях, я тоже в тренде "Facebook" и новостей, новостной ленты, я читаю о каких-то наиболее значимых фигурах, о которых говорят все, и пишут газеты. Но если снять вот это, первый слой, то я задала себе вопрос очень банальный, который я не люблю. Но я его задала себе, предвкушая, что вы можете мне его задать: "Чем был хорош этот год для меня?" Я поняла, что он был хорош тем, чем меня удивляли люди, которые не удивляли всех, а которые удивляли лично меня. И вот я сегодня принесла книгу Мухтара Гусенгаджиева. Это всем известно, потому что о нем делают разные телевизионные передачи. Человек, имя которого записано в Книгу рекордов Гиннесса. Он человек-змея, он человек-полиглот, артист.

К. ЛАРИНА - Я не знаю.

Е. КОРЕНЕВА - Но я с ним столкнулась на съемках летом сериала "Бессонница". Я и Андрюша Ташков, мы снимались там, это особый случай, кого мы играли - это очень забавно. И мы встретились с Мухтаром, и Андрей, собственно, разговорился с ним. Мухтар очень красив, во-первых, внешне. Но он оказался удивительным философом, умудрился он написать две книги: одна книга афоризмов, другая - его биография, она называется "Вверх по наклонной". Вы готовитесь к рекламе, нет?

К. ЛАРИНА - Слушаю.

Е. КОРЕНЕВА - Да. И человек рожден был в ауле, в многодетной семье. Отец его периодически садился в тюрьму, и в свободное время он делал детей и женился. Брат его, один из братьев, тоже попал очень рано за воровство в тюрьму. Сам Мухтар тоже оказался в застенках. И в результате человек из такого набора карт, скажем так, которые ему выпали по судьбе - родиться в такой семье, в таких условиях, в нищете страшной - он стал человеком мира, полиглотом, артистом. И он написал фантастическую книгу - биографию, которая просто потрясает. И просто я очень быстренько зачитаю из книги афоризмов его афоризмы.

К. ЛАРИНА - Лена, давайте перенесем тогда?

Е. КОРЕНЕВА - Давайте.

К. ЛАРИНА - Сейчас у нас новости, а потом с этого начнем следующую часть.

Е. КОРЕНЕВА - Но он - пример силы, о которой мы говорим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Возвращаемся в программу. Напомню, что сегодня у нас в гостях Елена Коренева, которая знакомит нас с вами с замечательными людьми. Вот на этом мы остановились.

Е. КОРЕНЕВА - Да. Я быстренько прочитаю несколько…

К. ЛАРИНА - Назовите еще раз имя.

Е. КОРЕНЕВА - Мухтар Гусенгаджиев. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как гибкий человек, человек пластичный, человек-змея. Он полиглот, он разговаривает на разных языках, ездит по всему миру. И у него тренинги, у него книги, которые я прочитала. Одна из них - книга афоризмов. У него фантастическая судьба, это классический пример человека, который сделал себя сам, который преодолел страшные испытания судьбы и стал победителем. Он мудрец, он прекрасный писатель, писал книгу сам.

Вот несколько из его афоризмов: "Даже среди немыслящих найдутся инакомыслящие". "Не глупо ли отрицать, не имея своей версии?" "Ты еще встретишься с этой мыслью. Голова круглая". "Бедна любовь, которую можно выразить словами". "Посмотри в зеркало - и ты увидишь того, кто вершит твою судьбу". "Даже падая с Ниагарского водопада, не прекращай грести". У него намного больше и более глубоких, и сложных афоризмов, но я взяла коротенькие.

Также помимо Мухтара самое последнее впечатление от Натальи Леонидовны Крачковской.

К. ЛАРИНА - Да что вы?

Е. КОРЕНЕВА - Я недавно ездила в компании с ней, с тем же Андрюшей Ташковым и Денисом Кирисом, который все это организовывает. Актер и режиссер, который основал Профсоюз актерский, и вот он заботится об актерах, и в частности о Наталье Леонидовне. А нас с Андрюшей второй раз уже куда-то вывозят в этом году.

Мы все ее знаем по целому ряду, огромному списку ее ролей, комедийных эпизодов, она чаще работала в эпизодах. И пампушечка, смешная, курносая, с красивым обаятельным лицом. Женщина совершенно другая. Красавица обаятельная, но совершенно другой характер. Это мощная, это железная леди. Очень остроумная, умная, глубокая. Это барыня. Это женщина, которая играть должна не только мадам Грицацуеву (что она сделала великолепно у Гайдая в "Двенадцати стульях"), но она должна играть помещиц, она должна играть комедии Островского, она должна играть дворянок, аристократок. Фантастическое чувство юмора! Почему я говорю сейчас о ней? Потому что этот человек…

К. ЛАРИНА - Мы совсем ее не знаем. Вот то, что вы говорите - мы совсем ее не знаем.

Е. КОРЕНЕВА - В том-то и дело. Я, как актриса, увидела совершенно другой характер. Это очень тонкая, глубокая, породистая, если хотите, женщина. У нее фантастическая биография ее семьи. Я спросила ее: "Почему вы в тех интервью, которые мне случалось читать и находить, об этом не рассказываете?" На что она зычным голосом сказала, как отрезала: "Лена, это наше. И это останется со мной!" Она дворянского рода, ее отец погиб при невыясненных обстоятельствах, был убит в 1945 году в Германии после войны уже, где-то осенью. И так далее, и тому подобное. Он был военным врачом.

Ну, в ней столько силы воли, красоты, остроумия. Она такая непростая (в хорошем смысле). Но все это идет рядом с тем, в каком состоянии она находится. Она очень больной человек физически, она переносит постоянно боль. Я не буду вдаваться в подробности, это ее частная жизнь. Но какой силой воли и каким достоинством надо обладать, чтобы ездить на перекладных, где нет у нас пандусов для колясок! А иногда приходится обращаться к коляске, ей помогают передвигаться. Ее выводят на сцену, она садится - и своими байками она смешит, дарит радость зрителям.

Она расцветает в застолье, в беседе. Ее рассказы бесконечны, они очень колоритны, они очень смешны. Но это женщина, которая (поверьте мне) ежеминутно преодолевает боль. Я не буду описывать ее диагноз, потому что это ее действительно частная жизнь. Я была этому свидетелем, садясь в поезд, выходя из поезда, ожидая машину, ожидая прохладных помещений в гримерках, выхода на сцену, как ее выводили на сцену, как она уходила со сцены, и так далее, и тому подобное. Фантастическая женщина!

Таких людей я могу назвать за этот год очень много. Просто в этом году я провела много времени в "Facebook", для меня это, в общем-то, новость. Я долго его сторонилась, как каких-то семечек. Так оно и есть в каком-то смысле.

К. ЛАРИНА - Семечек - в смысле привязчивое?

Е. КОРЕНЕВА - Ну да, привязчивость. Или: "Татуировки не бывает одной, это все тело будет с татуировками". Но можно регулировать свои отношения с любой энергией - она может быть на благо, она может быть во вред. И даже по "Facebook", по тому кругу своих друзей, которые у меня там есть, я вижу на самом деле, насколько люди отзывчивы, неравнодушны, насколько они принципиальны. Мы окружены героями. Это правда. Это так. Это нужно захотеть увидеть и направить зрение туда. И мы сами такие на самом деле.

Мы, естественно, должны говорить о плохой стороне, возмущаться и ненавидеть (ну, продуктивно), оценивать какие-то действия нашей власти. Я хочу сказать: мы смотрим на нашу власть. Кто там - я не знаю. Но я знаю, что люди, которые не во власти - они фантастичны. Они фантастичны, и надо это замечать. Человек - это тайна. И за этой дверью, за этим замком всегда сложные истории.

И, пожалуй, я хотела вспомнить фразу Константина Симонова из стихотворения "Жди меня". По другому поводу было написано стихотворение, с фронта своей любимой: "Как я выжил, будем знать только мы с тобой". Так вот как эти люди, как мы все выживаем: как Наталья Леонидовна выживает, как выжил Мухтар Гусенгаджиев, как выживают дети в детских домах, как выживает огромное количество моих друзей и ваших, и ваших соседей, и людей на улице. Задумайтесь над этим, как они выживают. Они делают это с колоссальным достоинством.

К. ЛАРИНА - Лена, потрясающая речь, которая полна какого-то невероятного оптимизма в отношении, прежде всего, человеческого фона, который сегодня существует в стране.

Е. КОРЕНЕВА - Ну, это так.

К. ЛАРИНА - Потому что мы больше, когда мы говорим об атмосфере. Мы больше говорим об атмосфере ненависти в течение этого года (вот если говорить именно про этот год, 2013-й). Мы все время возвращаемся к этому, что сегодня у нас ненависть всех ко всем становится национальной идеей. Но, судя по тому, что вы говорите, все-таки люди этому активно сопротивляются.

Е. КОРЕНЕВА - Во-первых, они активно сопротивляются, это никогда не умирало в людях, скажем так. В наших людей, в людях вообще. Но, понимаете, одно дело жить с какой-то идеей, с какими-то эмоциями и хранить их в себе, потому что это непопулярно и ты не видишь примера извне. А потом вдруг это выходит на улицы, и потом оказывается, что это идея побеждает, она обретает силу и массовость. Это то, что, на мой взгляд, мы наблюдаем, я наблюдаю в этом году. Я ходила на марши и митинги, а я на них хожу, когда могу. 6 мая как раз злополучного меня не было. Я проснулась утром и подумала: "Ну, один раз могу пропустить". Вот так бывает…

Я помню первый раз, когда собиралась идти, то мой приятель (закадычный школьный приятель у меня один есть), с которым мы договорились встретиться и пойти, он увидел, что я испытываю страх и некоторые сомнения. И он говорит: "Лена, ты не понимаешь, мы окружены, там совершенно другая обстановка". Потому что я боюсь толпы, как ее боятся многие. Меня когда-то комсомолкой давили на Красной площади, когда нас согнали школой на какое-то мероприятие. Эти страхи толпы, они есть во многих.

Так он мне сказал: "Лена, там другие. Там не толпа, там интеллигентные люди. Они тысячу раз извиняться, если они тебя толкнут. И не дай бог". Это предупредительность фантастическая. И там такая аура, такое ощущение. Что это такое? Это узнавание того, что ты не один такой, что мы созданы быть счастливыми.

Послушайте, я, конечно, скептик, и я тоже согласна, что мы все несем свой крест. И оптимизм - это сопротивление, это способность держать удар, а не осознание того, что удара судьбы не будет. Но мы гораздо лучше, чем нам пытаются это навязать. Гораздо лучше. Мы - это не только те, кто ходит со мной, мои друзья. Это каждый из нас и вас. Про это добро и зло, если хотите, про это христианская идея, про это инь и ян - про то, что нужно культивировать в себе добро, любовь, как банально это ни звучит. Потому что противоборство этому… Потому что в нас постоянно идет борьба, и мы все ошибаемся. Но надо встать и пойти дальше.

К. ЛАРИНА - Тут интересная пришла телеграммка к нам на сайт. Лена, вот читаю, как написано: "Лена, а помнишь поездку на теплоходе всей нашей английской спецшколой № 40 с Северного речного вокзала до Большой Волги и обратно? Тогда в каюте были три девочки из твоего класса и один мальчик на два класса ниже. Это был я. Одну из тех девочек я недавно видел у метро "Речной вокзал". А помнишь эмблему нашего клуба английского языка - две маски? Как думаешь, за почти 50 лет кое-что в нашей стране изменилось ли?" Мальчика-то помните?

Е. КОРЕНЕВА - Мальчика не помню, честно. Ну, мальчик не назвал себя.

К. ЛАРИНА - Салага, да, на два года младше.

Е. КОРЕНЕВА - Но эту поездку помню. Она была единственной в своем роде, она была фантастической. Где-то в сентябре месяце мы отправились. Я ходила в спецшколу (действительно № 40) с 5-го класса, не с 1-го, как обычно. Она только открылась в новом районе возле Канала имени Москвы. И нас повезли на теплоходе вот этом "Москва - Волга", по-моему, с одной ночевкой. Вид воды осенней, этой спокойной глади, и зарождающейся осени…

Я так говорю все эти эпитеты какого-то дешевого поэта, все это звучит. Но когда это глазами в памяти - это такой покой и такая тишина! Вот эти прозрачные желтые деревца, тоненькие березки - это красота неимоверная! И какой-то запах в шлюзах, эти звуки пароходов, и ты в этом каком-то отстойнике опускаешься вместе с водой, потом поднимаешься. Это запомнилось на всю жизнь.

У меня был потрясающий класс, и у нас был английский клуб драматический. И, собственно, там мне почему-то предложили на каком-то вечере сыграть отрывок из "Пигмалиона". Так что я Элиза Дулиттл, по сути. Да, да. Золушка, Элиза Дулиттл.

Мальчика не помню, но, мальчик, привет! А что изменилось в нашей жизни? Ты знаешь, многое меняется, но многое остается тем же. И не все должно меняться, я тебе должна сказать.

К. ЛАРИНА - Еще вопрос прочту: "Вы очень красивая, вы в прекрасной форме. Дай Бог Вам здоровья. Вопрос: не считаете ли Вы что российская интеллигенция (в том числе театральная) самоустранилась от политической жизни в России, и этим воспользовалась нынешняя власть? Не боитесь ли Вы очередного 37 года? Не идет ли опять все к этому?"

Е. КОРЕНЕВА - Значит, насчет интеллигенции, театральной в частности. Это субъективно мое, потому что я знаю - оно не очень типично может быть. Мне наплевать, как реагируют театральные люди. "Мне наплевать" - может, резко, но это я для быстроты так выразилась, не подумав, надо же следить за речью. Наплевать - в хорошем смысле. Актеры - люди, режиссеры - люди. Не профессия, а потом человек. Человек - а у него может быть одна, другая, третья. Он может вообще уйти от вас всех и сказать: "Слушайте, я никому ничего не обязан. Я буду думать о смысле жизни и уйду из социума", - в этом смысле.

Мне не нужно мнение театрального сообщества, потому что там люди разные. Есть Алексей Девотченко - фантастический, яркий, очень смелый, независимый, талантливейший человек, который виден со своей позицией. Есть Андрей Макаревич, есть Юрий Шевчук, есть Лия Ахеджакова и так далее. Вы их знаете. Оксана Мысина, Яновская, Гинкас, Володя Мирзоев со всей своей семьей. У них фантастические друзья, я благодарна семье Мирзоевых за то, что они собирают вокруг себя удивительных людей, актеров и не актеров.

Я подружилась благодаря им с семьей Саши Астаховой, замечательным фотографом, которая работает в газете "Ведомости". Но она фантастически интересный человек, ее муж - журналист и корреспондент Олег Сальманов. И сын его - мальчик, который… Где-то в "Facebook" недавно ходила шутка: "Мальчик испугал Деда Мороза, встав на табуретку и прочитав ему всего Бродского". И кто-то написал: "Думаю, что я знаю этого мальчика". И я тоже написала: "Егор?" Потому что это мальчик, который читает Бродского в свои шесть каких-то лет, по-моему (точно не знаю, шесть-семь, пять-шесть где-то или восемь). Читает Бродского и Пастернака и делает это фантастично, фантастически здорово.

То есть я хочу сказать, мне не нужно оборачиваться на мнение какого-то сообщества. Оно не может быть единым.

К. ЛАРИНА - Я вот так спрошу. За это время все вы с кем-нибудь расходились (со своих друзей или с близких знакомых) именно по соображениям идеологическим?

Е. КОРЕНЕВА - Нет.

К. ЛАРИНА - Нет?

Е. КОРЕНЕВА - Отвечу. Нет, хотя были очень большие эмоциональные потрясения, когда кое-кто из людей, от которых я совершенно не ожидала, занимал не просто другую позицию, а очень активную противоположную, и был нем и глух, как мне кажется, к тому, что является очевидным с чисто человеческой, гуманистической точки зрения.

И это очень интересно, что нам жизнь преподносит сейчас такую тему: насколько позиция человека (не поступок, а именно отношение к тем или другим событиям) меняет наше отношение к тому, с кем мы дружим или с кем мы живем. И должно менять или нет? Я стою на той позиции, что я остаюсь с людьми в тех отношениях, в которых я была.

К. ЛАРИНА - Ну, понятно, есть разные мнения, есть разные взгляды. А есть невозможные взгляды. Вот эту разницу вы можете сформулировать? Противоположный, другой и?..

Е. КОРЕНЕВА - Дело в том, что я сочувствую людям, которые, с моей точки зрения, в силу каких-то личных обстоятельств пудрят себе мозги, зомбируют самих себе и оправдываются. Но есть убежденные в своей позиции люди. И требуется время (как мне кажется) им осознать свои ошибки. За это нельзя карать. Что для меня неприемлемо было бы, наверное, гипотетически рассуждая? Это поступок. Между поступком и взглядом есть все-таки пропасть. Поступки определяют…

К. ЛАРИНА - Ну а что поступки? Не убивают же действительно, не расстреливают? Подписать письмо какое-то?

Е. КОРЕНЕВА - Подписывать письмо, травить. Вы знаете (кто о чем, а вшивый о бане), желтая пресса для меня преступная. И желтая пресса - это люди. То есть люди, которые систематически пишут, искажая действительность. И это всегда выдуманный поклеп, это что-то грязное, мерзкое. Они упрощают человека. Они упрощают жизнь человека, они извращают факты, они в откровении ищут жареное, низкопробное, что не имеет отношения. Например, в моем случае: к моим исповедям, которые допустимы в биографии, которую я написала. В случае болезни близких, которых уже нет, актеров, или тех, кто живы. Влюбленность, простите, Алексея Макарова… Макаренко… Как его? Я зарапортовалась.

К. ЛАРИНА - Леша Макаров, да.

Е. КОРЕНЕВА - Леша Макаров. Ха-ха, Макаренко. То, что я читала просто потому, что мне это попадалось: преследуют за романы, поднимают все, кого любил, как любил, кого бросил. Это для меня однозначно. Вот здесь я примитивная баба. Они для меня - это люди, которые целенаправленно совершают преступление. Никакие заработки, никакая мечта это не оправдывает. Можно идти зарабатывать деньги по-другому. Это их выбор.

Все-таки политическая ситуация. Люди, которые не понимают, за что мы считаем Ходорковского героем, и верят в то, что посадили за то-то, то-то и то-то (не буду перечислять), я думаю, они стали жертвой…

К. ЛАРИНА - Пропаганды.

Е. КОРЕНЕВА - Пропаганды или собственного сознания. А, может быть, мы жертвы? Это время покажет. Другое дело, что каждый основывается на собственном опыте. Мои глаза видят, уши слышат. Бывают, правда, очень лицемерные люди, но я как-то уже научилась для себя распознавать, я практически не ошибалась.

Другое дело, что люди искусства иногда… Вот гений и злодейство - две вещи несовместные. Ну, я говорю не о гениях. Есть исключительно талантливые люди некоторые, которые оказываются полным… Я этому свидетель. Несколько лет я участвую как посредник в одном суде, и для меня это колоссальное потрясение. Я знаю, как трудно разочаровываться, как люди не хотят разочаровываться в талантливых людях. И в этом смысле я тоже порой не хочу читать, что пишет, скажем, моя подруга, когда она категорически ругает власть за то, что они бюст установили одному человеку. Ну и как наша общая подруга…

К. ЛАРИНА - А, да…

Е. КОРЕНЕВА - Я с ней поделилась, я говорю: "Вот ты это читала?" Не будем имен сейчас называть. Она говорит: "Лена, мы так ее любим, что я даже не хочу читать".

К. ЛАРИНА - Я тоже не хотела.

Е. КОРЕНЕВА - Люди охраняют свое… Ну, мы все ошибаемся, послушайте. Это так должно быть - люди должны ошибаться. Это естественно, это часть жизни. И я хочу выразить соболезнование и сочувствие всем тем, кто потерял близких в этом году, и тем, чьи близкие находятся в заключении, кто мечтает об их свободе, и тем, кто заботится о больных. Дай бог, в будущем году повезет. Надо вытерпеть, надо выстоять. У нас есть примеры того, как люди выстаивают.

И даже в моей семье есть родственник, которого не стало в этом году, ведется следствие. Это Саша Нехорошев, звукооператор "Мосфильма", он сын известного уважаемого человека Леонида Нехорошева, который возглавляет сценарный факультет во ВГИКе. При очень странных обстоятельствах…

Берегите своих близких и не будьте легкомысленные. Мы все-таки окружены… Всегда не надо самим давать повод для того, чтобы судьба с вами сыграла злую шутку, надо быть умнее и осторожнее. Берегите себя.

К. ЛАРИНА - Лена, вы нам сыграете что-нибудь в грядущем году?

Е. КОРЕНЕВА - Ксенечка, я не знаю. Я периодически где-то снимаюсь, что-то такое мне предлагают. В этом году мне предлагали много интересных работ, но по тем или иным причинам я отказалась (и вы знаете, я вам как-то рассказывала). И режиссер Андрей Жолдак где-то осенью мне звонил. А так как у нас какой-то взаимный род любви есть между ним и мной, он говорил мне о том, что он думает, что у него будет постановка, и что он, возможно, меня пригласит. Ну а там как судьба распорядится. Я спокойна. То, что надо - случится, а чего не надо - не случится.

К. ЛАРИНА - Мы на этом должны заканчивать нашу программу. Спасибо большое Лене Кореневой за то, что она нашла время для нас. Ну и самое главное - огромное спасибо за те слова, которые сегодня пришлись к эфиру. По-моему, очень важные, очень точные. Лена - фантастический человек, настоящий боец. Я могу тут уже свой пропеть куриный дифирамб в последние секунды.

Е. КОРЕНЕВА - Ксения меня выращивает, Ксения меня на "Эхо Москвы" выращивает. Ксенечка, не потеряй голос.

К. ЛАРИНА - Спасибо. Спасибо, Лена.

Е. КОРЕНЕВА - Удачи всем.

К. ЛАРИНА - До встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024