Купить мерч «Эха»:

Даниил Спиваковский - Дифирамб - 2012-09-30

30.09.2012
Даниил Спиваковский - Дифирамб - 2012-09-30 Скачать

К.ЛАРИНА: Начинаем программу «Дифирамб», и я с большой радостью вам представляю нашего гостя. Заслуженный артист России, артист театра имени Маяковского, артист кино Даниил Спиваковский. Даня, здравствуйте.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Очень рада вас видеть.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Спасибо, что пригласили. С удовольствием отменил дела и приехал к вам.

К.ЛАРИНА: Ну вот, прекрасно. Дорогие друзья, мы в прямом эфире, поэтом ваши вопросы, конечно же, будут приветствоваться в течение всей программы. Напоминаю SMS +7 985 970-45-45.

Ну, начать бы я хотела не с творчества нашего гостя, а, все-таки, мы обязаны это сделать и сказать, что сегодня, именно сегодня, 30 сентября исполняется 95 лет Юрию Петровичу Любимову.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да. Юрий Петрович, наши искренние поздравления, мы вас обожаем, любим.

К.ЛАРИНА: Обалдеть просто, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да. Театра без вас бы не было.

К.ЛАРИНА: И, может быть, был бы, но совсем другой. Вот, в широком смысле театр.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: В широком смысле, конечно. В нашей стране.

К.ЛАРИНА: Про Таганку тогда спрошу. Вы когда попали впервые, вообще Театр на Таганке для вас что-то значил важное как для зрителя, как для артиста, может быть?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Вы знаете, впервые – я прекрасно это помню – впервые я попал в Театр на Таганке, будучи школьником, на спектакль «А зори здесь тихие». И он меня потряс. Главную роль играл Шаповалов и замечательные прославленные актрисы. Когда-то в этом спектакле, насколько мне рассказывали, даже пел Высоцкий. Но, естественно, я уже попозже, уже после его смерти – это была, наверное, где-то середина 80-х годов. Я помню, как было решено пространство, когда разбирался кузов грузовика и вот эти доски...

К.ЛАРИНА: Когда баня.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да-да-да. Вот это мои такие детские воспоминания. Но я был совершенно потрясен. Это было мое первое посещение Театра на Таганке.

К.ЛАРИНА: Сейчас скажу вторую дату. Это еще не все, у нас не весь еще календарь. Сегодня же, 30 сентября исполняется 85 лет со дня рождения Олега Николаевича Ефремова.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Вот.

К.ЛАРИНА: По-моему, сегодня.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Вы знаете, а мне кажется, 1 октября, по-моему. Все равно мы...

К.ЛАРИНА: Да, все равно. Ну, завтра, да-да-да. Ну, практически в один день.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Отметим завтра, да.

К.ЛАРИНА: Тоже, видите, какие знаковые имена. Ну вот теперь надо перейти уже, собственно, к жизни и творчеству Даниила Спиваковского. Он 20 лет, если я правильно помню, работает в одном театре.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да.

К.ЛАРИНА: Ученик Андрея Александровича Гончарова.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да.

К.ЛАРИНА: И успел с ним поработать какое-то время.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, даже очень плодотворно поработать.

К.ЛАРИНА: Много, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да.

К.ЛАРИНА: Ну, давайте вспомним про Андрея Александровича. Что для вас этот учитель?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ой, спасибо, что вы с него начинаете. Я не пропускаю ни одного интервью, где бы я ни находился, чтобы не вспомнить Андрея Александровича. Я благодарен судьбе, что я с этим великим мудрецом и мастером встретился. Конечно, его слова 1 сентября 1990 года, когда мы сидели вот так полукругом напротив него, он сказал, что «Ребят, я вам не обещаю ничего – ни нормальной личной жизни, нервной системы, бытовой обустроенности, заработной платы, ничего не обещаю кроме того, кто пройдет этот путь ученичества и станет профессионалом, когда вы будете выходить на сцену, вас будут слепить прожектора, будет полный зал и вы будете направлять, манипулировать в хорошем смысле чувствами и эмоциями зрителей, это удовольствие, которое несравнимо ни с какими другими удовольствиями, которые испытывает человек в своей жизни». И когда я это услышал, я понял, что я – счастливый человек, что я буду учиться. Я прибежал домой, сказал «Мама, я буду учиться у великого человека. Это замечательно». И это именно так.

И эти слова, надо сказать, что я 2 года назад сказал своим уже ученикам, которым я сказал, что если я в какой-то степени сын Андрея Александровича, хотя мы называли его «дедом», то вы – его внуки. Я считаю, что все мои успехи в профессии – это, несомненно, его заслуга.

К.ЛАРИНА: А много взял с курса в театр? Кроме вас кого-нибудь взял еще?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Взял, конечно, да. Нас было несколько человек, причем четверо мы работаем до сих пор. Некоторые ребята уходили, приходили. Вы знаете, как актерские курсы? Большая половина курса вообще ребята не в профессии в силу разных обстоятельств. А некоторых разбросало по разным театрам. Но 4 человека преданы театру, и мы работаем.

К.ЛАРИНА: А что вы играли на дипломном спектакле?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Значит, во-первых, свой первый спектакль, кстати говоря, я сыграл в постановке Сергея Николаевича Арцибашева, который потом после Гончарова возглавил театр, сейчас его на этом посту сменил Миндаугас Карбаускис. Ну, разные времена были в театре Маяковского как и в других театрах. Это нормально. Нормальный процесс.

Спектакль назывался «Фарс только для взрослых» - это пьеса Николая Коляды, который был очень модный. Собственно, в 1992 году студентом 3-го курса я сыграл этот спектакль, поэтому исчисляется мое уже профессиональное участие.

К.ЛАРИНА: 20 лет.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: 20 лет, да-да-да. Собственно, когда мы закончили курс, я избежал всех этих показов, я автоматически стал актером театра. Даже многие взрослые актеры думали, что я не студент, а уже актер, просто нового артиста взяли в театр.

Потом был замечательный Дуремар в «Приключениях Буратино», потом был Кулигин в «Грозе» и потом был спектакль, пьеса «Как вам это понравится?», знаменитая пьеса Шекспира, а спектакль Андрей Александрович назвал «Как вам это полюбится?», где я играл шута. Это постановка Андрея Александровича, спектакль более 10 лет шел в театре и имел своего зрителя. Это был такой, молодежный спектакль замечательный. И молодежный для зрителя молодого и играл молодой состав театра.

К.ЛАРИНА: Вы правы, когда говорите о том, что любой театр переживает разные периоды жизни. Вот, Гончаровская Маяковка – это был театр Гончарова в буквальном смысле этого слова. Это золотое время, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Я прошу прощения, я вам могу сказать, что он им и остался. Потому что та труппа, которая существует сейчас, она на 90% труппа, которую сформировал Андрей Александрович. И какие бы времена ни были в театре, да, меняются художественные руководители, меняются директора. Но наша труппа – она настолько сплоченная, настолько дружная... Я знаю, что существуют разные коллективы в театрах вообще в стране. У нас очень дружный коллектив, мы держимся друг за друга. Поэтому всякие погодные условия в кавычках, образно говоря, которые вокруг нас происходят... Нас не расшатаешь.

К.ЛАРИНА: Я вообще была поражена, когда вся эта была история со сменой руководства Театра Маяковского, поскольку доходили всякие слухи по поводу того, как труппа, может быть, и разделилась, и раскололась (не знаю, сейчас вы сами скажете) в отношении Сергея Арцибашева. Но меня поразило, что в отличие от других подобных ситуаций Театр Маяковского выдержал этот прессинг и постарался максимально справиться самостоятельно с этими проблемами. То есть не было никаких митингов, никаких интервью, никаких криков, никаких истерик. Да, понимали, что тяжело, да, необходимо было выходить из этой ситуации и вышли. Это ваше было коллегиальное решение тогда?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Вы знаете, внутри коллектива не было никаких.... Господи, каким словом-то это сказать? Коллектив не раскололся, одним словом. Я думаю, что, конечно, существовали разные мнения у всего творческого коллектива.

К.ЛАРИНА: Как-то достойно вы себя повели все.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Как достойно ведет себя дружный, сплоченный в полном смысле творческий коллектив, потому что для нас самое главное не распри, а самое главное – выходить на сцену, играть и работать. И если такая ситуация сложилась, значит, она сложилась. И я, даже было собрание, на котором каждый высказывал свою точку зрения, и эти точки зрения могли быть разные, но они высказывались интеллигентно, уважая друг друга.

К.ЛАРИНА: И никто не выкладывал в интернет никаких собраний.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Конечно-конечно! Это делает честь всем нам. И я на этом собрании выступил и сказал, что с большим уважением я отношусь к моим коллегам, которые открыто, ярко и очень правильно огласили ряд проблем, которые давно пора было огласить – это верно. Другое дело, их можно было решать одним путем, другим. Но я высказал и свою позицию, что правильно, что это сделано, их надо решать, проблемы и кризисы надо преодолевать. Но я также сказал, что Сергей Арцибашев – это мой учитель, и свой первый спектакль я сыграл в театре именно в его постановке. И когда он был на посту худрука...

К.ЛАРИНА: Вы много сыграли.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, я много сыграл и благодарен ему, это были знаковые для меня роли. И я сказал, что, конечно, поднять руку против учителя я не могу. Я даже это сравнил с тем, как отказывались от отцов в недалекие 30-е годы прошлого столетия. И надо сказать, что весь коллектив мои слова встретил аплодисментами – это была моя позиция и, так сказать, и меня уважают за нее. Хотя, повторяю, то, что произошли какие-то изменения, наверное, это неспроста и к тому были определенные условия.

И сейчас у руля нашего театра Миндаугас Карбаускис, и мне посчастливилось сразу сыграть в «Талантах и поклонниках», куда я уважаемых радиослушателей приглашаю, в его очень замечательную, интересную, неожиданную, по-своему решенную постановку пьесы знаменитой Островского. И к его чести он все интересные и важные знаковые спектакли прошлых лет оставил в репертуаре – он к ним относится с большим уважением, они имеют своего зрителя и мы с удовольствием их играем.

К.ЛАРИНА: Безусловно, что сейчас Театр Маяковского какой-то новый виток истории переживает – это по всему видно. Но мне очень нравится – вот я уже Даниилу говорила до начала программы – что вот сейчас, когда в театр входишь, ты все равно понимаешь, что это не с нуля начинается история Карбаускиса. Он в этом смысле человек какой-то поразительный, потому что вся история легендарного театра просто раскрывается как на ладони. И там есть и театр Гончарова, там есть театр Охлопкова, там есть театр Мейерхольда и есть театр Арцибашева, который тоже на помойку никто не выбрасывает, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Конечно-конечно-конечно. Он очень ведет себя достойно с уважением. Ну, настоящий творческий человек, для которого самое главное – творить, делать спектакли, а не заниматься распрями.

К.ЛАРИНА: А как вы относитесь вообще к актерским бунтам, которые сегодня как цепная реакция то там, то там вспыхивают?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Я вообще к бунтам отношусь плохо. Я вообще к бунтам отношусь плохо, актерские ли они или какие другие.

Знаете, помню в фильме «Свой среди чужих» герой Никиты Сергеевича Михалкова говорит «Делом надо заниматься, дорогой мой. Делом». Хотя, он там играет...

К.ЛАРИНА: Хотя, каким делом, тоже было понятно.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да. Но я, так сказать, перефразирую.

К.ЛАРИНА: Грабить поезда.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, да, там они грабят поезда в этом великом фильме. Но тем не менее. Вот, знаете, надо делом своим доказывать свою позицию, делом надо протестовать или быть сторонником чего-то. Вот, я стою на таких позициях.

К.ЛАРИНА: Но вы не принимали участия сейчас во всех этих обсуждениях, связанных там с Театром Гоголя?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Нет.

К.ЛАРИНА: Нет? Никак не высказывались по этому поводу?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Никак не высказываюсь. А у меня времени не хватает.

К.ЛАРИНА: Ну а что бы вы пожелали коллегам, которые сейчас вот так?..

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Я бы пожелал творческих успехов.

К.ЛАРИНА: Молодец. Прекрасно. Напомню, это программа «Дифирамб» и сегодня в нашей студии Даниил Спиваковский. Мы продолжим наш разговор уже, наверное, после выпуска новостей. Я лишь напомню нашим слушателям средства связи: SMS +7 985 970-45-45, и сейчас у меня есть несколько секунд для того, чтобы назвать имена наших победителей в нашей игре «Дворцовая площадь». Вопрос был такой, Пушкин в Летний сад выходил в халате, а на какой улице ленинградцам мог повстречаться Сергей Довлатов в домашних тапочках? Оказалось, что на улице Рубинштейна, где в одном из домов и проживал знаменитый писатель Сергей Довлатов. Наши победители: Иван, телефон 150, Юлия – 225, Андрей – 301, Алена – 829, Вера – 151. И главный приз у нас получает Оля, телефон 308. Новости.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Ну вот интересный у нас сейчас разговор завязался во время рекламы. Напомню, что Даниил Спиваковский у нас в гостях, который признался сейчас, пока шли новости и реклама, что он не знает, что такое Twitter и что такое Facebook.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Не, Facebook – я слышал, что это. Я знаю, что это.

К.ЛАРИНА: А почему вы, как бы, игнорируете эту часть информационного пространства?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Я не игнорирую совершенно.

К.ЛАРИНА: А компьютер? Вот это компьютер, клавиатура.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, компьютер я знаю. У меня есть электронная почта, на которую я получаю сценарии, пьесы мне присылают и так далее. Ну, как-то просто еще руки не доходят. Дети, наверное, еще не выросли. Вот, ребятки вырастут мои, тогда...

К.ЛАРИНА: Когда сами начнут пользоваться, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, начнут пользоваться и меня научат заодно.

К.ЛАРИНА: Ну подождите. Вы же знаете там, что есть интернет, что там пишут в интернете всякие гадости, в том числе и про вас, наверняка.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, наверное. Но я не читаю.

К.ЛАРИНА: На самом деле, это, может быть, счастливый человек. Столько негатива оттуда.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Я это не читаю только потому, что это засоряет мое сознание.

К.ЛАРИНА: Да.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да и негатив, и позитив. Как-то мне не до этого. Да честно признаюсь, и времени нет читать. Лучше книжку хорошую прочитать интересную, если вдруг минута выдается.

К.ЛАРИНА: У Даниила огромная фильмография. Но вот я смотрю на нее – вот я из Википедии распечатала – чуть ли не 71 фильм уже, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, это, на самом деле, немножечко там ошибка интернета.

К.ЛАРИНА: Что, больше?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Нет-нет, меньше-меньше, конечно.

К.ЛАРИНА: Меньше?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, если с эпизодами или с фильмами, которые я когда только начинал-начинал, такие были приглашения на небольшие роли эпизодические, ну, может быть.

К.ЛАРИНА: Самые, конечно, значительные роли – они такие все роли-провокации. Ну, там, начиная с фильма Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн» и, конечно, фильм, который наделал много шума на телевидении, это фильм, в котором Даниил сыграл роль академика Ландау, да? Достаточно спорный образ возник и в чем только ни обвиняли. Вы сами для себя как эту работу оцениваете? И чем она вам была интересна? Вы конкретного же человека играли?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Конечно. Я должен сказать, что я сыграл несколько исторических персонажей. Сразу оговорюсь, что, конечно, это наша интерпретация – моя, автора, режиссера, всей творческой группы. Конечно, это наша интерпретация. А то, что зритель... Кто-то соглашается, кто-то нет – это замечательно. Мне приятно, что вы сказали, что целый ряд фильмов, да и спектаклей, в которых я участвовал, они такие были, ну, скандальные в хорошем смысле, творчески скандальные.

К.ЛАРИНА: А потому что такие, неоднозначные трактовки.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Это здорово. Хуже, знаете, когда что-то сделали, зритель посмотрел, ушел и забыл навсегда. А когда, смотрите, сколько лет прошло, а мы вспоминаем, обсуждаем, тема муссируется. Это так здорово и приятно. Это нормально, что кто-то соглашается, кто-то нет.

Да, это была такая трактовка. Я к этому фильму отношусь... Я знаю и понимаю, наверное, у него есть какие-то свои недочеты как у любого.

К.ЛАРИНА: Но он по книге сделан как раз Коры Ландау, да? Что это ее взгляд.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Он сделан по книге Коры Ландау. И книга спорная. Все-таки, ее писала женщина в определенном состоянии. Кроме того, я разговаривал лично с сыном Льва Ландау, который приходил на съемки. Он сказал, что книга редактировалась после смерти уже Коры Ландау, его мамы. И редактировалась, даже он говорит «Не знаю, кем редактировалась». То есть, может быть, он знает, но насколько эти люди были компетентны? То есть тут очень-очень-очень много всяких вот таких подводных камней.

Конечно, фильм снят так, как он снят. Я помню, что когда я читал сценарий, я настоятельно просил продюсеров и сценариста, чтобы вставили побольше сцен, где он – физик, где он занимается наукой.

К.ЛАРИНА: Ну а как это сыграть? Как, помните, в фильме «Весна» говорил персонаж Ростислава Плятта?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: А, да-да-да.

К.ЛАРИНА: Как ученый работает? Сел, задумался, открыл.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Знаете, какую я сам для себя ставил задачу? Показать такого человека. Он – экспериментатор. Хотя, коллеги меня как-то поправляли в каких-то наших дебатах: «Он – теоретик». Я говорил: «Вот, я знал, что вы меня поправите». Конечно, он – теоретик. Но экспериментатор как в жизни, он такой человек карнавала, яркий человек. И те эксперименты, которые он ставил с цифрами, с формулами, математическими и научными теориями, точно такие эксперименты он ставил со своей женой, со своими учениками, со своими коллегами, с женщинами, которые его окружали, и, в общем-то, с самим собой. Да, он так жил этот великий человек, яркий. И мы рассказали такую историю.

К.ЛАРИНА: У меня есть роль любимая в кино в вашем исполнении. Совершенно неожиданно я этот фильм увидела и потом его пересматривал даже. Это сериал «Сделано в СССР».

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ох. Здорово, что вы вспомнили. Спасибо.

К.ЛАРИНА: Эта роль совершенно поразительная, абсолютно, казалось бы, не ваша. Вот, вы таких ролей никогда, по-моему, не играли. Таких, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, были. Похожие были-были. Но в таком объеме и в такой истории – конечно.

К.ЛАРИНА: Это такая концентрация эпохи в этом образе – не помню, как его, Фертман?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Фертман, да. Владимир Фертман.

К.ЛАРИНА: Человек, который попадает случайно, который не является героем по своей сути, да? Обычный советский человек. Как он волею судьбы... Ну, собственно говоря, там все так попадают под этот каток власти советской и в итоге попадает... Я просто напоминаю нашим слушателям, попадает в психиатрическую больницу и в итоге не отказывается от себя, он себя сохраняет. Человек, которого ломали-ломали, да не сломали, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Детский хирург, весьма успешный который был, да. Спасибо, что вы вспомнили. Я очень дорожу этой ролью, этой работой.

К.ЛАРИНА: Она очень серьезная.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, да, да. И мы серьезно к ней подходили с режиссером Вадимом Островским. Очень серьезно к ней подходили, и перед началом съемок у нас были такие... Это не были репетиции, это были разговоры, наши разговоры. Такая была подготовка. Ну, повторяю, очень приятно, что вы вспомнили, и я получаю именно за эту роль отклик именно от простых зрителей. Вот, я встречаю, они говорят «Спасибо за работу «Сделано в СССР». Мне очень приятно.

К.ЛАРИНА: Что такое для вас вообще Советский Союз?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Как «Советский Союз»?

К.ЛАРИНА: «Это моя родина».

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Это моя родина. Да, конечно, я родился в Советском Союзе и для меня все это памятно. Но...

К.ЛАРИНА: Служил в советской армии.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Служил в советской армии, да, и учился. Вы знаете, во-первых, времена не выбирают, как сказал поэт. Я считаю, что не важно, какие времена существуют. Успешный человек будет успешен во все времена.

К.ЛАРИНА: Ну, не всегда.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, я понимаю. Но настоящий профессионал все равно будет успешен. Да, есть определенные условия, я понимаю, о чем вы говорите.

К.ЛАРИНА: Тут же, понимаете, вот, чем этот фильм еще мне был важен («Сделано в СССР»)? Что именно там случайно каждый член этой семьи, каждый герой – там и то, что Костя Лавроненко играет в этом фильме, и Шукшина Маша – то есть это люди, которые, в принципе, жили нормальной жизнью и никто из них не собирался становиться диссидентом, героем, да? И тут так складываются обстоятельства, что вот эта гадость может дотянуться до каждого человека, случайно, совершенно случайно.

Почему я спрашиваю про Советский Союз? А ваша семья, ваш дом каким-то образом сталкивался так, напрямую с системой? Или, что называется, вас миновала эта чаша?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, с системой как-то мы не сталкивались. Собственно, мои родители, мама, бабушка и дедушка. Дедушка несколько лет ушел из жизни, кстати говоря, в возрасте 93-х лет. Мы сегодня вспомнили Юрия Петровича, наших патриархов-долгожителей. Он был летчик сначала военный, потом гражданский. Мама моя – профессор психологии, доктор наук Московского Университета, так сказать, люди, которые всего добивались своим трудом. И, собственно, как и я никогда мы ничего не просили.

К.ЛАРИНА: То есть отдельно существовали?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, отдельно существовали. Ни у государственных структур... То, что мы добились и каких-то таких своих творческих, профессиональных побед, да и бытовых каких-то своих условий, все это было сделано исключительно собственными силами, никаким образом без каких-то льгот и подарков. Вот так я скажу.

К.ЛАРИНА: А вот когда вы над этим фильмом работали, когда вы сценарий получили «Сделано в СССР», у вас не было ощущения, что немножко так, нагнетается? Что слишком много негатива, что, как говорят, что не все так было плохо, было и хорошо?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: А там не все было плохо. И, между прочим, в этом фильме... Все-таки, это сериал и там такая история семьи и разных поколений, и разных людей. А там показано, там есть и многие позитивные такие вещи, что какие были театры, какой был кинематограф наш.

К.ЛАРИНА: Но частная жизнь человека – она не была неприкосновенной, понимаете? Вот это самое страшное.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, было такое время, да.

К.ЛАРИНА: Вот там героиня Маши Шукшиной, которая уходит к любимому человеку, влюбляется, как ее выгоняют из школы за аморальное поведение, да? Вообще просто жуть какая-то.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Надо сказать только, хорошо, что такие времена остались в прошлом и не хотелось бы, чтобы они возвращались. Вот. Но что делать?

К.ЛАРИНА: Что сегодня в вашей жизни происходит? – естественный мой вопрос. Потому что я начала перечислять эти фильмы, но я понимаю, что очень мало фильмов, извините, которые уровня такой роли как Фертман или как в фильме у Тодоровского. Ну, мало. Хочется побольше.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Может, вы не все их посмотрели? (смеется)

К.ЛАРИНА: Ну, скажите. Что тут еще? Михаил Андреевич Суслов.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да. Замечательная роль.

К.ЛАРИНА: Да. «Товарищ Сталин» - даже фильма этого не видела. Что это такое?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Вы знаете, замечательный сериал, где Сталина сыграл Юрский. Я сыграл Суслова. Очень интересный. Кстати говоря, Михаил Михайлович Жванецкий меня поздравил за эту роль, который посмотрел очень внимательно. Как-то мы с ним недавно пересеклись, ему очень понравилось – он посмотрел все до конца.

Что происходит? Вы знаете, у меня было очень плодотворное лето. Вообще был такой очень интересный у меня год встречи с замечательными режиссерами. Вы знаете, с замечательными. Да. Вот, прямо как-то повезло. Началось, в Киеве сняли такой сериал о врачах-трансплантологах «Лист ожидания», он еще пока не был в эфире (как раз я анонсирую). Андрей Черных, такой питерский замечательный режиссер. Потом, опять же, на Украине я, наконец-то, встретился с Анатолием Матешко, прекрасным режиссером. Замечательная легкая мелодрама с Ирой Пеговой, называется «Люблю, потому что люблю». У нас с ней вторая встреча и вторая же такая любовная картина, тоже где в названии слово «любовь». Замечательная – зритель будет смеяться.

Потом полнометражная картина – жду с нетерпением – это будет фестивальное кино, это большое кино. Федор Попов – режиссер, называется «Совсем непростая история», где человек такой, ну, мужчина моего возраста встречается с мальчишкой 13-ти лет, который бежит из детского дома, ищет своих родителей. И вот такая местами и трагическая, местами нелепая и даже смешная будет история. Но она, действительно, совсем непростая история. Сейчас заканчивается монтаж. Думаю, что даже планируют, и международные фестивали чтобы посетила эта картина. И потом, конечно, российские. Посмотрим. Жду с нетерпением.

И затем очень интересная была работа режиссера Дмитрия Герасимова, которая называлась «Убить дрозда», такой 4-серийный фильм, вот я как раз сейчас его озвучиваю.

К.ЛАРИНА: Наконец-то! (смеется)

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да-да-да.

К.ЛАРИНА: А за что дрозда надо убить?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Я – этот самый дрозд, да. Вы знаете, когда 2 человека попадают в прошлое, попадают во времена Гражданской войны, встречаются и с Чапаевым, и с Колчаком. Казалось бы, начинается, вроде бы, комедийно и зритель будет ждать, но вдруг происходит слом жанра и мы к этому готовились, когда люди просто выбирают между жизнью и смертью – их пытаются расстрелять, их пытают! Они бегут. И, действительно, люди пожирают друг друга – вот, о чем история. И потом они понимают, что им нужно объединиться двоим, мужчине и женщине, им нужно объединиться, пройти этот путь. Да, они возвращаются обратно в наш 2012-й год. Но это очень интересно, когда вдруг зритель скажет «Стоп-стоп-стоп, подождите. Я что, случайно нажал на другую кнопку? Это что, другой фильм?»

К.ЛАРИНА: Ну, кстати, эти игры со временем – они самые привлекательные, это всегда очень интересно.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да. И замечательно, когда герой в начале... Я вообще это очень люблю и в театре, и в кино, и в телевизионных сериалах, даже если это небольшая роль, когда он предстает в одном состоянии и на глазах у зрителя происходит это изменение, эта метаморфоза и становится совершенно другой герой. Вот это то, я так сказать анонсировал, что будет в кино и на телевидении. Жду с нетерпением выхода. Уже 2 года назад сняли «У каждого своя война» по Эдуарду Володарскому, режиссер Зиновий Ройзман. Вот, вы посмотрите, вы поймете: эта роль будет из истории «Сделано в СССР» и тех, которые вы назвали. Драматическая, очень глубокая история с очень хорошим составом актерским.

К.ЛАРИНА: Ну, кстати, как раз ваша работа подтверждает, что сериал сериалу – рознь. Поэтому когда я смотрю на вопросы, которые пришли, что там люди спрашивают «Как же так? Вот такой артист снимается в сериалах».

Д.СПИВАКОВСКИЙ: А что такого?

К.ЛАРИНА: Ну вот, действительно... Во-первых, это работа, да? Начнем с этого вообще, да?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Во-первых, это работа. Во-вторых, это замечательный определенный телевизионный формат. Я не очень люблю это слово, но сейчас его часто используют (формат) на телевидении. Это замечательно. Сериалы существуют во всем мире и будут существовать.

Кстати говоря, замечательно сказал Валерий Петрович Тодоровский, которого мы здорово, что вспомнили, и который помимо того, что он – режиссер, он и продюсер, и был продюсером многих сериалов. Он сказал, что сериал – это история, которая рассказана в несколько вечеров.

К.ЛАРИНА: Ну, вопрос отношения к ней.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Существует рассказ в литературе, роман, повесть. Понимаете? Вот это, можно сказать, роман. Есть такая Сага о Форсайтах – это своего рода литературный сериал.

К.ЛАРИНА: Ну, мы же понимаем, что есть так называемое мыло условное, а есть многосерийный художественный фильм.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Конечно.

К.ЛАРИНА: Вот, «Сделано в СССР» - это, конечно, многосерийное кино художественное, по всем канонам с очень хорошими актерскими работами. И я еще раз все время думаю, что как же жалко, что нет отдельного какого-то фестиваля, связанного с телевизионным кино.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: По-моему, есть.

К.ЛАРИНА: Есть?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Вы знаете, по-моему, есть какой-то телевизионный фестиваль, несколько лет назад, по-моему, возник. Что касается театра, то, как я уже сказал...

К.ЛАРИНА: Мечтали об Островском – получите.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да. Премьера нашего театра «Таланты и поклонники» в постановке Карбаускиса. Также в Маяковке я играю свои старые спектакли «Любовь глазами сыщика», «Банкет».

К.ЛАРИНА: А «Карамазовых» сняли?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: «Карамазовых» сняли, да, после ухода из жизни Александра Сергеевича Лазарева. Тоже замечательно, что мы его сейчас вспомнили. Уже решили не возвращаться к этому.

К.ЛАРИНА: Одна из лучших его ролей, конечно, была, да.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, да. Ну, вот, за последние годы. Вообще он сыграл грандиозные роли, грандиозные. Также, вы знаете, я с удовольствием принимаю приглашения от антрепризных проектов. Знаю, что антрепризы бывают разные. Знаю – вот, езжу по городам, уже всю страну исколесил – что зрители говорят «Разного качества продукт привозят». Но тут надо быть избирательным. И мне повезло, вы знаете? Ну, вероятно, потому что я как-то избирательно, может быть, к этому отношусь. Мне повезло. Вот, где бы я встретился еще с замечательными Еленой Яковлевой, Сергеем Маковецким, Валерием Гаркалиным, Марией Ароновой, Александром Феклистовым, Михаилом Ефремовым, понимаете? Где бы я с ними встретился, если бы не в антрепризе? Может быть, я кого-то, извините, мои дорогие любимые коллеги, кого-то не вспомнил. Да, я с ними снимался, да, мы замечательно общаемся. Здесь мы сталкиваемся на сценических подмостках, мы ездим по стране. Все-таки, репертуарный театр трудно вывезти с массовкой, с тяжелыми декорациями. Я объездил всю страну. И был за рубежом, играл спектакли, и в Америке, и в Израиле, и в Германии, и в Чехии. Это замечательно (встречи со зрителями). И большие города миллионные, и маленькие. И замечательные пьесы. Очень интересные спектакли.

К.ЛАРИНА: А сами не ставите еще?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Вы знаете, ой, есть приглашение, и продюсеры обращаются, и говорят, что поставь что-то. Более того, даже кинопродюсеры обращаются. И предлагали снимать такой мини-сериал 4-серийный. Я говорю: «Времени пока нет».

Более того я вам скажу, когда-то Андрей Александрович Гончаров предлагал мне получить 2 диплома и у него была такая практика, когда один-два студента на курсе получали и актерский, и режиссерский диплом.

К.ЛАРИНА: Ну да. Потому что надо вспомнить, что это актерско-режиссерский курс обычно совместный.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да-да-да, актерско-режиссерский, да.

К.ЛАРИНА: То есть он увидел, что мозги в эту сторону устроены так, да? Что можно.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, надеюсь, да. Но сейчас я... Да, но я говорил «Нет времени».

К.ЛАРИНА: А вы не ставили, кстати, не помогали своим однокурсникам ставить отрывки? Не режиссировали?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Конечно, ставил, со своими однокурсниками делал. Да-да-да. Именно поэтому Андрей Александрович и обратил на это внимание.

Но сейчас я начинаю реализовывать какие-то свои такие режиссерские идеи пока со студентами. Но, вы знаете, чтобы выпустить спектакль и, тем более, снять кино, нужно очень от многого отказаться. Нужно отказаться, прежде всего, от работы артистом хотя бы на какой-то срок, на какой-то период. Я пока не могу это сделать и физически, и как-то психологически на это не могу решиться.

К.ЛАРИНА: А репертуарный театр в этом смысле не является таким конвейером, который в какой-то момент может и выхолащивать артиста, когда спектакли идут по несколько лет и ты приходишь туда, действительно, как на работу, включился и пошел?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: В каком смысле? Не мешает, нет.

К.ЛАРИНА: Да? Мне кажется, что здесь... Ну, сколько вы спектаклей играете в театре у себя?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, вот, у меня осталось сейчас 4 названия, играю я порядка 7-8 спектаклей, то есть 2 раза в месяц каждый спектакль.

К.ЛАРИНА: А, ну это еще ничего.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, плюс еще, я повторяю, антрепризы. Но они все разные и все интересные. Это замечательно. Ну как? А как приходит хирург делать одни и те же операции? А как летчик садится в один и тот же самолет? Понимаете? А повар печет пироги одни и те же.

К.ЛАРИНА: Но бывает, что повар сходит с ума и мышьяк кладет в пироги. (смеется)

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Не надо, не надо. Этого не надо.

К.ЛАРИНА: У вас есть рецепт, как с ума не сойти...

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Конечно.

К.ЛАРИНА: ...от этой жизни? (смеется)

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Конечно.

К.ЛАРИНА: Ну-ка, скажите?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Как? Радоваться жизни. Надо понимать, что эта жизнь замечательная. Я вообще счастливый человек, вы знаете? Вот, вы сидите напротив меня и улыбаетесь, и смеетесь. Ну, не это ли счастье, что в общении сом ной люди улыбаются? Понимаете?

Есть зрители, которые приходят на мои спектакли. У меня замечательная жена, замечательные дети Даша и Даня. Не это ли есть счастье?

К.ЛАРИНА: Тьфу-тьфу-тьфу.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Тьфу-тьфу-тьфу.

К.ЛАРИНА: И постучать.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, постучать надо про детей. Я финансово независимый человек, я работаю с замечательными режиссерами, меня окружают замечательные мои коллеги, партнеры, мои товарищи. Не это ли счастье? По-моему, да.

К.ЛАРИНА: Хочется заканчивать уже, как бы, но еще у нас есть время, потому что такая кода прекрасная, вот, по всем традициям и по законам жанра должен быть финал. Но нет, у нас еще поклоны впереди.

Я еще один фильм вспомнила, который тоже, кстати, такой же спорный. Масса скандалов на пустом месте, как мне кажется. Это «Звезда эпохи», фильм, который повествует об истории любви Симонова и Валентины Серовой, в итоге там по требованию родственников, наследников было запрещено использовать реальные имена, и стихи запретили, по-моему, читать.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Но вот мой персонаж остался со своим реальным именем.

К.ЛАРИНА: Вот! Это не персонаж, это замечательный артист!

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Павел Шпрингфельд.

К.ЛАРИНА: Шпрингфельд, да! Который, я напомню нашим слушателям, он был, действительно, звездой тоже эпохи, той самой эпохи и в фильме «Сердца четырех» сыграл одну из своих лучших ролей. Вот этот актер – насколько он вам близок?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Очень близок.

К.ЛАРИНА: Вы вообще изучали его, смотрели его?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Конечно, смотрел. Когда мне предложили эту роль, конечно, я пересмотрел «Сердца четырех». И помните его эпизодическую роль, в «Джентльменах удачи» он играл гардеробщика?

К.ЛАРИНА: Да, гардеробщика.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Кстати, недавно какой-то фильм показывали черно-белый тех же времен и он там играл какую-то довольно большую роль. Конечно, я все это пересмотрел и с удовольствием.

Мы даже, вы знаете... Он же был однокурсником Серовой, и мы даже с Юрием Карой, режиссером, я говорю «Давайте чуть-чуть сделаем такой акцент, что он тоже был в нее влюблен». И, наверняка, так и было. В нее влюблялись. Он был ее другом, действительно, близким настоящим другом. Но мы сделали особенно в первых сериях, что, вот, он так немножко даже ревнует, когда она свое сердце кому-то отдает, свое внимание, а не ему. Немножко он так ревнует, остается... Это замечательно мы окрасили, сразу роль становится глубже и интересней. И, кстати говоря, мы вспомнили Александра Сергеевича Лазарева. После того, как вышел этот фильм, сериал и он посмотрел, он ко мне подошел и сказал, что очень точно и верно было сыграно, и он говорит, что мы, молодые артисты называли его «дядя Паша». И он говорит: «Ты так точно дядю Пашу сыграл». Так что тоже как-то отметил.

К.ЛАРИНА: Но тоже какой-то нереализованный актер, как-то мне тоже его жалко, потому что остался в памяти он, конечно, прежде всего вот этим, «Сердца четырех», да? А так... Ну, видите, вы какой-то своеобразный памятник ему тоже создали.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Замечательно.

К.ЛАРИНА: Ну что? Наверное, будем приближаться уже к финалу. Я, наверное, обращусь к вопросам, которые наши слушатели присылали до начала программы. Значит, спрашивают про ваших самых любимых партнеров в театре Маяковского – с кем легче всего, а с кем труднее всего. А вы сами хороший партнер?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Ну, вы знаете, конечно, бытует мнение, что я люблю тянуть одеяло на себя. Но во всяком случае, я пытаюсь не халтурить, играть честно.

К.ЛАРИНА: А кто распространяет такие слухи, интересно? Уж точно не зрители.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: (смеется) Ну, кто-то распространяет. Вы знаете, повторяю, замечательные мои партнеры по театру Маяковского. Всех упомянуть невозможно (кто-то обидится, кого забуду). Замечательный творческий коллектив, яркий, дружный. И, вот, прямо, скорее-скорее жду, скоро поедем на гастроли в Прибалтику с «Талантами и поклонниками» в рамках «Золотой маски». Поэтому начнем...

К.ЛАРИНА: Никого не назовете из самых любимых партнеров?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Никого не назову, потому что я боюсь, ну, кого-то назову, а кто-то обидится, скажет «Ах, Даня, что ж ты меня-то не назвал? Мы с тобой столько переиграли».

К.ЛАРИНА: Ну, может быть, назовете тех, кого нет. Вот, давайте Александра Сергеевича Лазарева.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: А, вот да, Александр Сергеевич Лазарев – замечательный. Знаете, я о чем, например вот?.. Меня как-то спрашивают «Вот, вы о чем-то печалитесь в жизни?» Я говорю: «Да». Например, я печалюсь, что нет Андрея Александровича. Я сейчас такую приобрел профессиональную форму, а его нет, чтобы со мной поставить.

К.ЛАРИНА: Гончарова?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да. Я печалюсь, что нет Натальи Георгиевны Гундаревой. Как бы я сейчас с удовольствием бы с ней схлестнулся бы на сцене или на съемочной площадке, сейчас, когда я уже, так сказать, приобрел профессиональную форму. Вот, как жалко! Я печалюсь, что нет вот этого.

К.ЛАРИНА: А Гончаров кричал?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Еще как кричал! Пепельницей в меня кинул на первом курсе.

К.ЛАРИНА: Ну и как?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да. Не нравилось, как я что-то репетировал. У! Еще как кричал. Но уважал, что было ценно.

К.ЛАРИНА: Так. Еще один вопрос.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: А не называю я, прошу прощения, потому что надо перечислить тогда всю труппу по списку. И это будут любимые коллеги и товарищи.

К.ЛАРИНА: «Уважаемый Даниил, скажите, пожалуйста, как вы работаете для детей?» Ну вот вспоминал же Даниил как раз про спектакль «Золотой ключик. Приключения Буратино».

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Да, Сейчас я для детей работаю каким образом? В кино 2 полнометражных картины детские с моим участием. Они уже прошли в прокате, но можно купить. «Новогодние приключения в июле» и «Легенда острова Двид». Купите эти фильмы и посмотрите.

К.ЛАРИНА: Сколько детям лет вашим?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Моим: Даше – 4,5, а Дане – год и 4.

К.ЛАРИНА: Ну, которая 4,5 уже посмотрела на своего папу?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Посмотрела один фильм, да.

К.ЛАРИНА: И чего говорит?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: И там, и там я играю отрицательных персонажей. Моя жена Света говорит: «Дань, будь аккуратнее – детям нечего будет показать».

К.ЛАРИНА: А в театр водили?

Д.СПИВАКОВСКИЙ: В театр водил, да. Ну, Дашу водил, смотрела, очень нравится, да.

К.ЛАРИНА: Ну, она понимает, что это?..

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Понимает-понимает-понимает. Да, она и из-за кулис смотрела, и из зала. Я ей говорю «Будешь сидеть за кулисами?» Она говорит: «Да, но если мне станет грустно, я выйду к вам на сцену».

К.ЛАРИНА: Ну что? Хороший человек и гармоничный во всех отношениях с хорошей аурой. Вот, мне приятно находиться рядом с Даниилом Спиваковским, поскольку человек, который привык отдавать, а не забирать, что очень важно.

Д.СПИВАКОВСКИЙ: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам. Удачи!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025