Купить мерч «Эха»:

Евдокия Германова - Дифирамб - 2012-09-02

02.09.2012
Евдокия Германова - Дифирамб - 2012-09-02 Скачать

К.ЛАРИНА: Ну что? Мы начинаем программу «Дифирамб», и сегодня я с большой радостью представляю вам нашу гостью – это Евдокия Германова, актриса театра и кино, актриса театра под руководством Олега Павловича Табакова, ученица Олега Павловича Табакова, заслуженная артистка. Заслуженная?

Е.ГЕРМАНОВА: Заслуженная артистка России. Человек неплохой.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте, Евдокия.

Е.ГЕРМАНОВА: Здравствуйте. Здравствуйте, друзья мои, те, кто меня слушают. Ксюша, здравствуй. Второй день после отпуска и уже все, да?

К.ЛАРИНА: Да. Хорошие люди рядом, ты что! Это же счастье.

Е.ГЕРМАНОВА: Да.

К.ЛАРИНА: Я напомню нашим слушателям, что открыта программа для ваших вопросов, реплик. Пожалуйста, на SMS +7 985 970-45-45, Twitter аккаунт @vyzvon тоже есть, можете писать. Ну, естественно, телефон прямого эфира +7 495 363-36-59. Я хочу напомнить, что Евдокия Германова не только артистка театра и кино, артистка своего родного театра, но она еще и с некоторых пор звезда Театра DOC, скажу так, поскольку безусловным событием прошедшего театрального сезона стал спектакль «БерлусПутин» в Театре DOC, в котором Евдокия сыграла главную женскую роль, а главную мужскую роль играет Сергей Епишев. Это, по сути, на двоих такая история. Спектакль играется в Трехпрудном переулке, в подвале, в Театре DOC. Но еще и вышел в народ, что называется, поскольку на волне таких протестных движений и протестных настроений во время «Оккупай Абая» на Чистопрудном бульваре Михаил Угаров так, побродил-побродил по этому бульвару и сказал «А сыграем-ка мы здесь «БерлусПутина». И сыграли.

Е.ГЕРМАНОВА: И сыграли. Это незабываемое ощущение. Ксюш, я тебе скажу, это площадной театр. Еще с Полуниным мы обсуждали эту проблему. Он занимался очень много-много лет именно возможностями энергетическими, визуальными, всяческими актера в условиях площади, улицы и так далее. Это другие совершенно рецепторы внутренние работают. Огромное количество народу, и главное, ты не понимаешь, где конец, где та стенка зрительного зала, в которую упирается твой звук, твоя энергетика и отдается обратно.

Я думаю, что я просто как будто вагон разгрузила. С точки зрения работы, внутреннего напряжения и энергоотдачи это было сильно. С другой стороны, это непосредственное вот это общение при том, что запрещено вообще реагировать было, не дай бог там что-то, они и смеялись, и давились от смеха. И в итоге хлопали и аплодировали, и кричали. Потому что вот эти истинные эмоции, которые нам, слава богу, удалось вызвать и с помощью этого материала, они истинные, они очень настоящие.

К.ЛАРИНА: Где-нибудь запрещали уже этот спектакль?

Е.ГЕРМАНОВА: Запрещали. У нас было в планах поехать в Питер и выступить в зале на тысячу мест. Это был прецедент совершенно невероятный, потому что запретили. Потом кто-то на заборе этого ДК написал что-то такое про то, что ж вы сделали, нехорошо. Вся администрация этого ДК вышла затирать эту надпись при том, что вокруг было много всяких разрисованных стен всякими разными другими не очень хорошими надписями. Их оставили, а вот эту стерли. И, в общем, 8 залов в Питере нас запретили, в Москве тоже нам не дают играть. Не дают.

К.ЛАРИНА: Как не дают? Но вы же играете у себя в подвале.

Е.ГЕРМАНОВА: Ну, это DOC, это уникальная территория у Миши Угарова.

К.ЛАРИНА: То есть ты отдаешь себе отчет, что это политическая акция, сам факт выхода этого спектакля?

Е.ГЕРМАНОВА: Я отдаю себе в этом отчет, конечно. При том, что еще год назад, Ксюша, я была абсолютно дезинформирована.

К.ЛАРИНА: Цветком была.

Е.ГЕРМАНОВА: Ну да, такая благополучная артистка, играющая в благополучном театре не очень благополучных женщин. Но мои страдания в этих ролях – они, в общем-то, мне были... Для меня это было самодостаточным процессом.

Потом началось узнавание, процесс постижения и процесс открытия в себе новых каких-то неведомых эмоций, что для актера очень важно. Для актера вообще очень важно вот это отношение наблюдения. И в итоге политический театр. И самое интересное, что с точки зрения профессии это совершенно, действительно, другая (политический театр). Нельзя в нем, во-первых, существовать. С точки зрения классического психологического театра это другое.

К.ЛАРИНА: То есть другие средства выразительные.

Е.ГЕРМАНОВА: Там создание персонажей совершенно по другим законам происходит. Существование, со зрителем взаимоотношения, вот эта вольтова дуга. Мы про другие вещи друг с другом говорим, и слышим другое. Потому что это здесь сегодня сейчас накалено. Это не только твой опыт жизненный о любви, о страданиях, вопрос о которых можно получить в классическом произведении. И, в общем-то, это, действительно, скорее, метод вербатим, что-то такое, сиюминутное.

К.ЛАРИНА: Тут стоить напомнить или сказать нашим слушателям, потому что не все видели спектакль, что в этом спектакле Евдокия играет роль актрисы, которой предложили сыграть роль Людмилы Путиной.

Е.ГЕРМАНОВА: Да.

К.ЛАРИНА: И в какой-то момент стирается уже эта грань, и ты уже не понимаешь, то ли это уже совсем героиня или это еще артистка, да? И главное еще, прости, сейчас ты скажешь, что это все проходит в таком, импровизационном режиме, поскольку, безусловно, есть некий скелет, есть сюжет и есть какие-то сцены, которые должны пройти в этом спектакле, но он постоянно обновляется с тем, что происходит за стенами театра. То есть, как бы, улица вплотную сюда врывается, на сцену.

Е.ГЕРМАНОВА: Ты абсолютно права. Абсолютно. Это удивительная возможность импровизации. Это то мое свойство, за которое меня, в принципе, однажды очень серьезно выгоняли с курса, потому что я не могла повторять.

Но я хочу сказать не об этом, а о том, что персонаж сформировался уже не просто на уровне сюжета, а более глобально, потому что это проблема каждого. Вот та хамелеонская позиция многих людей, которые сейчас занимают, она очень удобная. Они с теми, кто сильнее, они туда, где понадежнее. И ради бога, это ваш выбор. Но как-то странно, что если придет другой, сильный человек, вы сразу переметнетесь к нему. Тоже непонятно. Уж будьте последовательны.

И вот эта актриса – она из того же, собственно говоря, теста просто потому, что, во-первых, это и свойство актеров зависеть, это проблема, так сказать, профессии. И вот это очень важно, конечно. Она тоже пытается варьировать между страхом и выгодой, потому что заплачены огромные деньги. Это не просто частный случай, это явление сегодняшнее. Вот.

К.ЛАРИНА: Недавно в DOC’е, опять же если уж мы с этого начали разговор, был представлен проект, посвященный истории Pussy Riot, судебному процессу. Это такой, свидетельский театр. Я не знаю, я не видела. К сожалению, меня не было в это время в Москве, я не видела, но поняла, что это тоже было событие достаточно такое, яркое, много было людей, да? Ты хотела сыграть роль судьи.

Е.ГЕРМАНОВА: Сыровой.

К.ЛАРИНА: Сыровой.

Е.ГЕРМАНОВА: Да. Когда я ее увидела и вообще наблюдая за этой историей, за словесным не будем говорить что этой женщины... Я не осуждаю ее как никого. Вот, если я буду играть, я буду ее адвокатом, я хочу это найти.

К.ЛАРИНА: Логику ее понять, да?

Е.ГЕРМАНОВА: Найти причинно-следственную связь, что такое движет человеком при том, что совершенно безусловно, что для большинства людей это абсолютная, извините меня, ну, мерзость, я не знаю, какое слово можно сказать, чтобы не очень так вот в эфире. Но это не человек, это совершенно чудовищная какая-то логика. И возникает вопрос, а зачем играть это? Зачем делать пиар этой женщине с совершенно непонятным, так сказать?.. Зачем? Зачем, если это такой отрицательный персонаж? С другой стороны, есть такая мечта.

У меня был прецедент, в спектакле «Псих» с Сережей Безруковым я играла врача-убийцу, которая наслаждение получает от того, что она гнобит людей.

К.ЛАРИНА: Это такой вариант из фильма «Пролетая над гнездом кукушки».

Е.ГЕРМАНОВА: Вот этот врач, да. Она абсолютно права внутри. «Как? Ну это как это так можно? Есть правила. Давайте вы как-то ведите себя соответственно».

К.ЛАРИНА: А вот смотри. Жизнь – ее не обманешь, все как-то закольцовывается судьба. Вот это, как бы, гражданское неравнодушие (будем так это называть пафосными словами), вот это желание участвовать, знать, бороться с этим, как-то протестовать внутренне, не молчать, оно в тебе сидело. Потому что я вспоминаю первую большую работу – это «Жаворонок», конечно же, Ануя, да? Спектакль, который шел еще на курсе, где училась Дуся Германова.

Е.ГЕРМАНОВА: Да. Табаков использовал именно это мое свойство.

К.ЛАРИНА: Это же не просто так. Это твоя суть?

Е.ГЕРМАНОВА: Ну, я – храбрый человек. И очень этим обстоятельством горжусь, хотя, оно приносит мне иногда очень много неприятностей.

Но дело не в этом. Самое потрясающее другое, Ксюш. Ведь, я обратила внимание, что я не могу... Я, например, не создана для того, чтобы прямо идти, действительно, бороться как-то.

К.ЛАРИНА: А мне рассказывали, что ты с ОМОНом там боролась. Ты с ОМОНом боролась на улице?

Е.ГЕРМАНОВА: Пошли записывать видео, да, для спектакля. И я ходила, говорила «Варя, я не могу, я не могу. Эти люди пришли. А я что сейчас буду здесь текст какой-то говорить, позировать?»

К.ЛАРИНА: Варя – это Варя Фаэр, режиссер спектакля.

Е.ГЕРМАНОВА: Варвара Фаэр, да. «И зачем это? Ну, это нечестно. И вообще я хочу уехать из страны, - сказала я. – Я не хочу, я боюсь». В ужасе! И тут начался прорыв. И я говорю: «Варя, снимай!» И она взяла камеру и ее там пихнули омоновцы в печенку, мы опять продолжили.

Наблюдение. Для меня важны наблюдения, ощущения, наблюдения, поскольку я – киноэстетик и мне важны вот эти вот именно ощущения и визуальный ряд того, что происходит вокруг, чтобы саккумулировать и потом через роли выдать. Я – человек, не пишущий стихи, не пишущий лозунги. Вот, я бы и рада, но у меня этой мышцы нет душевной. Но с помощью ролей, с помощью наблюдения персонажей я готова олицетворять то или иное свойство препарировать. Спасибо.

К.ЛАРИНА: Это Евдокия Германова. Мы прервемся сейчас на новости, потом продолжим нашу программу и будем отвечать на ваши вопросы.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Продолжаем нашу творческую встречу с Евдокией Германовой. Здесь очень много признаний в любви, Дусь. Мне так приятно это все читать.

Е.ГЕРМАНОВА: Ага, ага. Спасибо.

К.ЛАРИНА: «Люблю, люблю, всего самого хорошего», «Вас люблю. Большое вам спасибо за «Ниагару». Вот этот фильм тоже я знаю. Почему-то все его любят.

Е.ГЕРМАНОВА: Ребят, я еще не только «Ниагарой» вас удивлю.

К.ЛАРИНА: Про Табакова много вопросов. Но есть такие вопросы, скажем так, метафизического порядка.

Е.ГЕРМАНОВА: Давай.

К.ЛАРИНА: Должен ли театр нести светлое и разумное? Хочешь ответить на такой вопрос?

Е.ГЕРМАНОВА: Понятно. Театр вообще ничего не должен нести. Мне кажется, вы должны выносить что-то из увиденного. Вы можете выносить даже негативные эмоции, потому что это тоже опыт, благодаря которому вы поймете, что этот способ общения со зрителем вас не устраивает, вы будете искать что-то другое. Это всегда движение вперед. Надо говорить о разных психологических историях, связанных с человеком, с поведением человека в разных ситуациях. Потому что со времен многих тысячелетий ничего в человеке не изменилось, все равно люди поступают и чувствуют, и ощущают то же самое. И предают, и любят, и ненавидят, презирают и обожают, и рожают детей, и так далее. Вот, мы про это.

К.ЛАРИНА: Ну а то, что касается каких-то пограничных состояний, когда... Ну, вот, ты «Психов» вспомнила. Это очень тяжелый спектакль (я его помню прекрасно), такой, на грани.

Е.ГЕРМАНОВА: «Псих» – это личность и система. Это тоже удел театра исследовать эту тему «Личность и система». Это всегда конфликт, это всегда недопонятость.

К.ЛАРИНА: Ну а не все же зрители готовы к такому театру. Люди, к сожалению я говорю, поскольку я с тобой совершенно согласна, к сожалению, привыкли театр размещать где-то в пространстве досуга, да? Вот, пришел в театр отдохнуть.

Е.ГЕРМАНОВА: Совершенно верно, совершенно верно. Одна из моих ближайших подруг Тереза Дурова прекрасно знает этот закон, и она всегда иронизирует: «Вот, они приходят, они там по пробкам, после работы. Они приходят и садятся в кресло, и начинают что-то такое отдыхать ушами и глазами. Просто отдыхать». Она существует больше в этом режиме, на который она пытается наложить более серьезные такие вот мессаджи. Грузить, конечно, сложно такого зрителя – они, действительно, приходят отдохнуть. Редко кто приходит просто за информацией. Ну, есть зрители, которые просто ходят на все премьеры, на всё. Им важно уже количество и разнообразие, они улавливают любое движение, изменение в творчестве, там, Кирилла Серебренникова, еще кого-то.

К.ЛАРИНА: Ну, тебе самой интересно как актрисе в каком театре существовать? Вот в таком, нервном, тяжелом, психически, может быть, тяжелом даже для восприятия?

Е.ГЕРМАНОВА: Я скажу вот так. Я – артистка, мне интересно все, это во-первых. А во-вторых, очень важно, чтобы актеры были... И, как правило, хорошие актеры – очень психически крепкие люди, потому что этот процесс нужно исследовать, из него нужно выйти, его нужно абсолютно впустить себя, как бы, со стороны наблюдая за происходящим в тебе же, отбирать какие-то психологические инструменты поведения и транслировать их, и при этом оставаясь совершенно здоровым человеком, как ты понимаешь. Потому что у меня, например, был случай, я по неопытности студенткой пошла другим путем. Я, например, тоже Жанну д’Арк репетировала, и чуть-чуть, еще чуть-чуть, чуть-чуть и я бы, наверное, ушла бы в другую сторону и, в общем-то, где-то, наверное, в психбольнице бы оказалась бы.

К.ЛАРИНА: То есть надорвала себя, да?

Е.ГЕРМАНОВА: Я слишком соединила себя, отождествила себя и персонаж. Это делать ни в коем случае нельзя. Бог смилостивился. У меня была сломана рука совершенно неожиданно фантастическим образом, и я выпала из репетиции, вернулась просто обратно. Это нормальные вещи, просто надо это знать, что такое может произойти. И это важно, вот это важно. Я не боюсь экспериментов. Вот ты спросила – я не боюсь экспериментов. Мне и тяжелое интересно, и легкое, и комедия, и политический театр. Всё. Я думаю, что я справлюсь.

К.ЛАРИНА: Ну вот ты мне сейчас сказала в перерыве, что даже сейчас и запоешь уже наконец?

Е.ГЕРМАНОВА: О, да! Это потрясающе! Я так дома в душе-то пою как Мария Каллас еще, понимаешь? Мы все в душе ого-го! Это как сейчас в фильме «Римские приключения» Вуди Аллена. Потрясающе совершенно исследован этот психологический процесс. Но тут уроки вокала...

К.ЛАРИНА: Это что такое, ты хоть скажи?

Е.ГЕРМАНОВА: Это история Эдмона Дантеса, граф Монте-Кристо, еще одна версия, написанная Лорой Квинт. Великолепная музыка, такие, шлягерные совершенно арии. Это просто будет петься вот только так в концертном варианте. Текст написан Николаем Денисовым, делает Егор Дружинин. Вот, команда потрясающая. Дмитрий Певцов играет главную роль вместе с Витей Добронравовым. Я играю как всегда подлюку. Ну, это же никто кроме меня не может сыграть!

К.ЛАРИНА: (смеется)

Е.ГЕРМАНОВА: Кто может еще исследовать психотип женщин, которые доведены любовью до такого состояния, что они готовы ради любви к ребенку убивать вокруг людей? Ну как это вообще? Это класс! И я вот ее оправдываю каким-то образом.

К.ЛАРИНА: Это когда будет-то хоть посмотреть?

Е.ГЕРМАНОВА: Это в октябре премьера, в середине октября. Не помню число, но следите. В театре Терезы Дуровой на сцене.

К.ЛАРИНА: А, кстати, про Терезу тоже хотела еще сказать и напомнить нашим слушателям, что там тоже есть уникальный проект, который вы придумали вместе с Терезой и с Мариной Райкиной. Это, вот, детям сказки читать.

Е.ГЕРМАНОВА: Да.

К.ЛАРИНА: Как называется? «Звезда читает сказку».

Е.ГЕРМАНОВА: «Звезда читает сказку», да.

К.ЛАРИНА: И, вот, одной из первых звезд, которая прочитала сказку...

Е.ГЕРМАНОВА: Второй была. (смеется)

К.ЛАРИНА: Это была Дуся Германова.

Е.ГЕРМАНОВА: Это что-то.

К.ЛАРИНА: А! Я поняла, кстати, твою суть еще. Ты подсаживаешься как на наркотик.

Е.ГЕРМАНОВА: Так, вот не надо, пожалуйста, этих аналогий, понимаете. «Наркотик».

К.ЛАРИНА: Ты – зависимый человек, зависимый, да.

Е.ГЕРМАНОВА: Понимаешь, просто не я подсаживаюсь, а меня зовут, зная, что я очень мобильная, я готова.

К.ЛАРИНА: Ну, тебе интересно?

Е.ГЕРМАНОВА: Если я доверяю человеку, я с ним в огонь и в воду, я – верный человек, это прекрасное мое свойство, опять же я вляпываюсь, благодаря этому свойству, иногда в очень некрасивые ситуации, но уже не по своей вине. Ну, не важно. Я пошла в этот проект совершенно отважно, потому что ничего мы про это не знали, как ведут себя дети, что надо. Сейчас мы страхуемся – мы уже все знаем про поведение людей.

К.ЛАРИНА: То есть это тот самый случай, опять же объясняю аудитории, что тут нет 4-й стены никакой. Они могут делать все, что хотят.

Е.ГЕРМАНОВА: Сидят 40 детей, которым не важно, заслуженный ты, не заслуженный. Либо ты держишь внимание, либо ты не держишь внимание. Всё! И я удержала. (смеется)

К.ЛАРИНА: А что ты с ними делала? Играла?

Е.ГЕРМАНОВА: Нет, ну, я же артистка, я же понимаю, что надо вот эту вольтову дугу-то натягивать. Как только они отвлекаются, я с ними начинаю. И вот эта импровизация, и ты переключаешь внимание... Ну, у меня опыт хороший, ты переключаешь внимание на этого ребенка, понимаешь, что он делает, чем он занят. И, вот, его это вот внутреннее действие, что его беспокоит. И вокруг этого маленький экспромт, опять внимание зрителей на тебе (детей) и опять ты ими в хорошем смысле манипулируешь. Здесь по-другому нельзя. Вообще актер – манипулятор, искусный манипулятор.

К.ЛАРИНА: Скажи мне, пожалуйста, Дусь. Вот, учитывая достаточно долгую уже жизнь, которой ты живешь в одном театре, и с одним руководителем, я знаю, что там были разные периоды ваших отношений, и достаточно тяжелые, когда приходилось расставаться. Но тем не менее, ты все равно возвращаешься.

Мой вопрос, может быть, и простой. А что вас так рядом друг с другом удерживает с Олегом Павловичем Табаковым? Это же, я так понимаю, что это какое-то обоюдное притяжение, да?

Е.ГЕРМАНОВА: Совершенно верно. Это доверие. Безоговорочное доверие тому человеку. После 6 лет непоступления, в результате которых во мне сформировалась совершенно болезненная психологическая... Ну, залом такой психологический, когда я уже поднаторела доказывать, доказывать, бравировать, изламываться. Это же нездоровая такая вещь, но она вынужденна, потому что не принимали и не принимали. И вдруг появился человек, который подарил мне мою мечту. Вот, он сказал: «Расслабься, играй». Всё. И вы понимаете, это как второе рождение. Это отец. Такой, духовный отец. Может быть, кому-то это слышать... Кто-то сочтет это пошловатым, но это так. И этого мало в жизни. Вообще быть для кого-то вот таким мерилом нравственности и обязательности – это такое счастье. Я думаю, что он – счастливый человек, потому что у него огромное количество таких же преданных ему учеников. Это великая вещь.

К.ЛАРИНА: Расскажи про «Колокол».

Е.ГЕРМАНОВА: Ой, да. Олегу Павловичу на 75 лет я решила его, как бы, так, порадовать и подарить-то нечего, я думаю, ну, подарю ему бессмертие – чего уж там мелочиться-то? Прилюдно произнесла и сказала, что я решила эту проблему очень конкретно как артистка, очень конкретно все: Боровский храм я помогаю восстанавливать. Не то, чтобы это я прямо вот свои деньги (я – человек не настолько богатый), но помогаю просто как могу. И в результате нашла деньги. Подошла к одному миллионеру, говорю «Подарите, пожалуйста, миллион на бессмертие». Миллионер оказался очень хорошим человеком, он сказал «Миллион чего?» И тут я продешевила и сказала «Миллион рублей». Вот. И в итоге вылили 7 колоколов, звонницу. На главном колоколе этой звонницы выгравировано имя Табакова и его икона. И я думаю, что это великая... Ну, я по-другому, наверное, вряд ли. Вернуть вот эту любовь и заботу невозможно. Мне кажется, это правильно.

К.ЛАРИНА: Я так понимаю, что ты – человек верующий?

Е.ГЕРМАНОВА: Я – верующий.

К.ЛАРИНА: Я не знаю, насколько это уместно спрашивать, ну, почему бы и нет? Это произошло когда? Как бы, что называется, с рождения? Или это какой-то путь?

Е.ГЕРМАНОВА: Понимаете, я – верующая, но я никогда не смогу быть вот в этих православных дружинах, например. Я не смогу быть таким платным троллем. И эта оголтелость...

У меня была странная история, кстати. Вот, очень важно, это происходит не только я – очевидец этого, это вообще то, что происходит в храмах, на этой территории. У меня был конфликт с настоятелем вот этого храма, который восстанавливаю, который меня отчитывал с таким гневом внутренним, с таким возмущением о том, что я подписала письмо в защиту Pussy Riot. Я говорю «Они же матери. Там вообще не так все просто. Почему вы так?» - «Да их надо лишить материнства! Им вообще...»

Я никогда батюшек вот в таком разгневанном состоянии не видела. Значит, за этим стоит что? Значит, видимо, их каким-то образом в этот конфликт втягивают. Потому что это по природе человек просто спокойный. Значит, что же надо было с ним сделать, чтобы вот так он мне выговаривал? Вот, вы мне скажите, что это такое? Это что, прощение, христианство? Нет, это другое.

К.ЛАРИНА: Но ты не убедила его? Или это невозможно?

Е.ГЕРМАНОВА: Невозможно. Там жестко все. Я немножко знаю эту систему (РПЦ), я там общалась на разном уровне. И, конечно, это все очень...

К.ЛАРИНА: Ну, вообще, как ни странно, казалось бы, такая акция, которая, собственно, и яйца выеденного, и гроша ломаного не стоит сама по себе, тут обсуждать-то нечего. Ну, такой да, действительно, с одной стороны, можно сказать, что это хулиганский поступок. Да как угодно. Но то, что вдруг обнажились какие-то страшные вещи, которые происходят внутри вот этого сообщества...

Е.ГЕРМАНОВА: Вот это главное. И все стали тянуть в свою сторону, и использовать это. Ну, прецедент для самоутверждения, собственно говоря. Вот и все. Это обидно, потому что девчонкам реально плохо.

К.ЛАРИНА: Я еще хотела про одну работу поговорить успеть, которая тоже как-то попала в меня очень сильно сама по себе. И не только твоя, а целиком эта работа. Это «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, да?

Е.ГЕРМАНОВА: Ой, да, да.

К.ЛАРИНА: Фильм, который не стал народным фильмом и, наверное, он на это не претендовал бы, потому что это просто большое умное жесткое глубокое кино. Ты там играешь небольшую роль, но невероятно запоминающуюся. И вообще как тебе работалось с таким режиссером? По-моему, первый раз ты с таким мастером работаешь?

Е.ГЕРМАНОВА: Андрей меня покорил совершенно. Даже не буду заострять на этом внимание. Во-первых, впервые меня режиссер так отстаивал. Там совпал съемочный день и 2 моих спектакля во МХАТе, и разрулить невозможно было никак. Он уговорил Табакова, чтобы на эти 2 спектакля ввели другую актрису. Это беспрецедентный случай в принципе – такого не делается нигде, никогда (чтобы не отказываться от меня). Он меня утвердил без проб. Я просто как-то так... Я не знаю, за что он мне так вот поверил. Но потом было страшно. Я курицам головы отрубала.

К.ЛАРИНА: Да, там есть эпизод, когда героиня Дуся рубит голову курице.

Е.ГЕРМАНОВА: Ну да.

К.ЛАРИНА: И это настоящее все было? По-настоящему?

Е.ГЕРМАНОВА: Ксюш, вот, психологически очень интересная зарисовка. Я не успела испугаться. Вероятно, был его расчет. Я-то прекрасно понимала, что, наверное, я приду... Ну, как вот Терехова в «Зеркале» снималась? Там кто-то отрубил курице голову, ну и все, а она там играла, текст говорила и играла лицом. Думала, тоже такую я повторю судьбу. Не тут-то было. Меня загримировали, говорят «Ну все, давай, бери топор и пошли» - «Куда? Какой топор?» - «Вот так вот. Курочку тын-дын-дын, а потом топориком раз и всё». Я говорю: «Да вы что?! Я вся...» - «Так, Дуся, я тебя утвердил почему, ты думаешь? Я утвердил, потому что ты можешь отрубить курице голову. А никаких других причин не было». Я говорю: «Да? Ну, давайте, да». Всё. Пошли в кадр. Раз – первую курицу я чего-то как-то мимо... Ужас какой. Второй раз... И, причем, героиня такая, она жесткая, хладнокровная, садистка такая, садюга. И второй кадр всё, отыграла, выхожу из кадра и я только помню, что, вот, Андрей бежит ко мне радостный навстречу, Андрей Смирнов и я так, раз, ему в обморок в руки упала.

Это очень важно. Организм страхует меня от вот этого, потому что, ну, как это так? Я не знаю, что со мной было бы, если бы я вот это вот все осознавала.

К.ЛАРИНА: Это первый опыт убийства животного?

Е.ГЕРМАНОВА: Ну, конечно! Ну как?

К.ЛАРИНА: Кроме мух, тараканов, комаров.

Е.ГЕРМАНОВА: Кроме тараканов, клопов и комаров, да. Ну, кстати, по буддизму даже их нельзя трогать. Ну ладно, бог с ним.

К.ЛАРИНА: И что этот опыт дает?

Е.ГЕРМАНОВА: Какой?

К.ЛАРИНА: Вот, убийства курицы.

Е.ГЕРМАНОВА: Самообладание. Ксюша, это великая вещь. У нас редко кто вообще это исследует. А я исследую. Мне важно самообладание, я – очень зависимый человек от разных психологических моментов.

К.ЛАРИНА: Ну и жизнь, скажем так, не слишком сладкая, выпала, да? И судьба, скажу так.

Е.ГЕРМАНОВА: Я тебе так скажу. Я хоть и маленькая, но соткана для экстремальных ситуаций. Наверное, в этом моя какая-то... Это моя территория (экстремальные ситуации). Когда все спокойно и как-то никак, ну, это никак. И все молчит.

К.ЛАРИНА: С желтой прессой приходится бороться? Она как-то тебя иногда сильно начинает любить в кавычках.

Е.ГЕРМАНОВА: Ну что же? На мне деньги зарабатывают.

К.ЛАРИНА: Да?

Е.ГЕРМАНОВА: Это же так. Ну как? Да нет, я к ним серьезно не отношусь. Хотя, моральные вот эти побои – они очень сильны. Это не физические даже. У меня был случай, меня побили.

К.ЛАРИНА: Физически побили?

Е.ГЕРМАНОВА: Физически побили. А потом нравственно стали добивать. И пришлось как-то...

К.ЛАРИНА: Защищаться?

Е.ГЕРМАНОВА: Защищаться, да. С помощью, ну, не желтой, но, так сказать, прессы, телевидения. У меня много друзей, они меня любят. Меня просто вытолкнули в эту ситуацию и сказали, что «Дуся, нельзя. Нельзя терпеть». И я... Передача была позавчера. Вчера первый день за многие...

К.ЛАРИНА: Запись программы была, да?

Е.ГЕРМАНОВА: Запись программы. Ксюш, я, вот, ребят, я всем вам скажу. Вы знаете, я признаюсь вам, что я вчера проснулась впервые за много месяцев абсолютно без подсознательного удивления, растерянности. И без страха....

К.ЛАРИНА: То есть как будто освободилась от чего-то, да?

Е.ГЕРМАНОВА: ...и без навязанного чувства вины. И люди вокруг улыбались мне, и жизнь была прекрасной. И легкость необыкновенная, и все получалось. Это так... Вот это давление, навязанный какой-то ярлык тебе – это страшные вещи. Вот, вспомните Высоцкого, которому, помните, сказали, ну, пристегнули ему историю, что он изнасиловал маленькую девочку? Он хотел удавиться! Он искал ремень – Шемякин его вовремя вытащил. Он искал ремень, чтобы повеситься, потому что это невозможно жить в этом, не будем говорить что в этом. Ну ладно, не будем.

К.ЛАРИНА: А я другого вспомнила героя, тоже невероятно трагическая история с Владом Галкиным, который просто... Человека нет на свете.

Е.ГЕРМАНОВА: Всё.

К.ЛАРИНА: Его просто убили и всё, да.

Е.ГЕРМАНОВА: Нет-нет-нет, травля – она не для каждого. Кого-то она возбуждает, кого-то она активизирует. Я преклоняюсь перед Аллой Борисовной Пугачевой, которая всю жизнь вот это, скандал за скандалом. Она – умница, она покрывает один скандал следующим, она борется их же оружием, понимаете? «Вы хотели скандал? Хорошо. А я вам другой. Не вопрос». Она открыто с открытым забралом вступает в эту жизнь и решает все взаимоотношения. Я бы не хотела, конечно, продолжать такой опыт. Но боюсь, что без этого не обойтись, уж коли вступила в эту реку.

К.ЛАРИНА: Ну, давай тогда скажем про передачу. Это «Прямой эфир», который на российском канале. А когда будет эфир, ты не знаешь?

Е.ГЕРМАНОВА: Эфир – не знаю пока. Они монтируют. Это да, канал «Россия», «Прямой эфир» с Михаилом Зеленским. Вот.

К.ЛАРИНА: Возвращаемся на сцены.

Е.ГЕРМАНОВА: Да.

К.ЛАРИНА: Драматических театров. Что происходит в театре Табакова, про который мы сейчас так говорили, как мы его любим, как мы к нему прикипели, сколько он нам дал. Но что он дал артистке Германовой на этот сезон?

Е.ГЕРМАНОВА: Театр дал. С этим и живу. До сих пор. То, что дал. Как-то ничего не происходит. Уж не знаю, будет ли что-то происходить. Но зарплату мне регулярно платят как-то...

К.ЛАРИНА: А, кстати, а как ты относишься к актерским бунтам, которые так возникают время от времени в разных театрах?

Е.ГЕРМАНОВА: Я понимаю, про что ты говоришь. Подождите. Но, ведь, совершенно реальные факты существуют: в театр не ходит зритель, театр не может жить без зрителя. Не ходят. Значит, в театре что-то не так, давайте попробуем исправить ситуацию. Хорошо, дайте человеку сделать что-то. Ведь, в основном, на мой взгляд, это для меня совершенно очевидно, идет борьба за собственное выживание, за то, чтобы продолжать.

К.ЛАРИНА: Чтобы дальше было так же хорошо.

Е.ГЕРМАНОВА: Такое же болотце. Нет, это не так. Нужна активная... Я помню, когда мы пришли во МХАТ, слились, благодаря Табакову, Табакерка и МХАТ. Мы пришли на территорию, где как-то такое, мутное какое-то. Были интриги, алкоголизм, наркомания в театре, и пришли мы и нас очень не принимали некоторые товарищи. Потом началось слияние. И глаза горели у актеров, когда аншлаги начались. Они все забыли. Дайте человеку попробовать, если говорить о Серебренникове, о других. Вот, пожалуйста, Миндаугас сделал потрясающий спектакль. Не вопрос. А потом уже давайте рассказывайте, так сказать, в прессе, что он такой-сякой.

К.ЛАРИНА: Разрушитель, да.

Е.ГЕРМАНОВА: А вот это вот – это я нет, я не принимаю это, нет.

К.ЛАРИНА: Дусь, ты когда-нибудь играла при пустых залах, при полупустых, скажем так?

Е.ГЕРМАНОВА: Конечно. Был такой опыт. Но он не показатель. Это был английский спектакль на английском языке. За 10 дней до премьеры мне позвонили...

К.ЛАРИНА: Я же помню, в Гольф-клубе в каком-то играли.

Е.ГЕРМАНОВА: В Гольф-клубе.

К.ЛАРИНА: Да-да-да.

Е.ГЕРМАНОВА: Довольно солидный Гольф-клуб и довольно солидный зал. И за 10 дней до премьеры мне позвонили, сказали «Главная роль на английском языке». Не вопрос, ребят. Главная роль на английском так главная роль. Я сплю с этими аудиозаписями, я язык знаю, в общем, выучила. Это английский язык настоящий. Сидело человек 9 в зале. (все смеются) Каких-то местных дам. Уборщицы.

К.ЛАРИНА: И что чувствует артист в это время?

Е.ГЕРМАНОВА: Да мне главное – текст произнести. Какое там? Я думаю «Ой, слава богу, никто позора не увидит». (все смеются) Весело.

К.ЛАРИНА: Дуся, мы должны заканчивать уже нашу программу.

Е.ГЕРМАНОВА: Ну что делать?

К.ЛАРИНА: Что тебе пожелать, скажи мне? Здоровья.

Е.ГЕРМАНОВА: Здоровье есть.

К.ЛАРИНА: Будет еще.

Е.ГЕРМАНОВА: Еще будет лучше, хорошо.

К.ЛАРИНА: Ну, ролей, да?

Е.ГЕРМАНОВА: Да. Ума пожелай мне, пожалуйста. (смеется)

К.ЛАРИНА: Это уже поздно, бесполезно.

Е.ГЕРМАНОВА: Бесполезно. Так. Что бы еще себе пожелать? Люди, я хочу, чтобы у меня было много друзей. (смеется)

К.ЛАРИНА: Ну, тут у тебя дефицита нету. Я думаю, что тебя любят, и это главное. И я еще раз это подтверждаю, потому что опять смотрю на смски, которые приходят: «Дуся волшебная, необыкновенная. Дуся, вы – восторг. Дуся, вы прекрасны».

Е.ГЕРМАНОВА: Я оправдаю ваши слова!

К.ЛАРИНА: Дорогие друзья, это Евдокия Германова. Спасибо тебе большое.

Е.ГЕРМАНОВА: Ура!

К.ЛАРИНА: Спасибо.