Мария Миронова - Дифирамб - 2008-11-23
К.ЛАРИНА – Добрый день еще раз, у микрофона Ксения Ларина, мы начинаем программу «Дифирамб», и сегодня, к большой моей радости, наконец-то ко мне в гости пришла заслуженная артистка Российской Федерации Мария Андреевна Миронова. Здравствуйте, Мария!
М.МИРОНОВА – Добрый день!
К.ЛАРИНА – Добрый день! Нашим слушателям скажу, что мы в прямом эфире, поэтому, конечно же, ваше участие предполагается, тут уж точно совершенно и телефон будет, и смс-ки, пожалуйста, присылайте. Напомню, что Мария работает в театре «Ленком». Уже сколько сезонов?
М.МИРОНОВА – Десять.
К.ЛАРИНА – Десять? О, это уже юбилей можно отмечать.
М.МИРОНОВА – Да.
К.ЛАРИНА – Да. Десять лет, причем параллельно Мария снимается в кино, параллельно она работает в театральных проектах…
М.МИРОНОВА – Театра Наций.
К.ЛАРИНА – Пока Андрея Жолдака, скажу я так.
М.МИРОНОВА – Театра Наций, можно сказать…
К.ЛАРИНА – Театра Наций.
М.МИРОНОВА – Под руководством Евгения Миронова.
К.ЛАРИНА – Да. Ну, и наверное, про спектакли скажем Андрея Жолдака, в которых Мария была занята. Опыт «Чайки» Вы тоже играли там?
М.МИРОНОВА – Да.
К.ЛАРИНА – Да, «Чайка» по системе Станиславского, потом, «Федра» и «Кармен».
М.МИРОНОВА – Да.
К.ЛАРИНА – Вот такие три больших работы с одним режиссером. Последняя работа в театре по времени – это я просто напоминаю нашим слушателям все выходные данные – это главная роль в спектакле «Визит дамы» Александра Морфова, совсем недавно сыграли премьеру, и сейчас спектакль только начинает свою сценическую жизнь. Много чего Мария успевает делать в своей жизни, я думаю, что об этом мы тоже сегодня поговорим, но мне приятно, что Мария получила нашу премию, «Звезда театрала», хотя она была там, несколько удивлена – я прямо видела на лице такое недоумение: «Я? За что?» Но там, конечно, красивый был состав актерский – я имею в виду, из тех, кто претендовал на звание лучшей артистки пятилетия – были и Мария Неелова, и Лия Ахеджакова, кого-то я еще забыла… Боже мой.
М.МИРОНОВА – И замечательная актриса Ирина Пегова.
К.ЛАРИНА – А, Ирина Пегова!
М.МИРОНОВА – Мария Аронова.
К.ЛАРИНА – Да, Мария Аронова, да. Но вот, победила Мария Миронова. Но еще раз хочу подчеркнуть, что это зрительская премия, это зрители у нас голосовали, читатели на сайте, вот они Вас выбрали, мне кажется, что это хорошо. Это, конечно, приятно. Ну, Вы много работаете – будем считать, что за количество. (смеются) Маш, ну давайте теперь начнем все-таки с фонда, потому что это событие, которое требует более пристального внимания – мы, естественно, про многое сегодня успеем поговорить – но не секрет, что достаточно давно уже Чулпан Хаматова, Ваша коллега по цеху, вместе с Диной Корзун, они затеяли такое дело, просто героическое, как помощь детям, больным раковыми заболеваниями, и вот фонд «Подари жизнь», который достаточно долго уже существует в Москве, и по-моему, делает очень много, и люди как-то к нему прикипели, самые, что называется, и богатые, и хорошие, и лучшие, и добрые. И я понимаю прекрасно Чулпан, которая каждое свое публичное выступление по радио, по телевидению, в интервью, она всегда использует для того, чтобы об этом напомнить и рассказать о том, что там происходит. Ваша работа только начинается на ниве благотворительности, но она посвящена, как я понимаю, прежде всего актерам. Да?
М.МИРОНОВА – Ну, у нас…
К.ЛАРИНА – Это Вы придумали вместе с Маргаритой Александровной Эскиной и с Женей Мироновым, да?
М.МИРОНОВА – Так получилось, что у нас, как сказать, более специфический, что ли, фонд, потому что… не только фонд, а деятельность, потому что он касается нашей семьи большой. Наших коллег, и мне кажется, что это совершенно нормальный вид деятельности, и я даже, ну, иногда, когда меня спрашивают, боюсь называть это каким-то благотворительным фондом. Потому что есть Дом актера, и собственно говоря, все началось с Дома актера и с каких-то таких простых человеческих вещей, абсолютно не… которые даже не стоит обозначать названием «фонд», «благотворительность» и т.д.
К.ЛАРИНА – Это какие-то акции вспомоществования, да?
М.МИРОНОВА – Просто какая-то… просто человеческая помощь и желание… Вот и все.
К.ЛАРИНА – А кому? В основном, ветеранам? Вот, актерам, которые сейчас живут на пенсии, что называется?
М.МИРОНОВА – Вы знаете, ситуация… раньше я этого не… ну, может быть, в силу того, что была занята какими-то своими делами и своей профессией, я не замечала, что… т.е. я понимала, конечно, что время сейчас сложное для пожилых людей, но в том виде, в котором я это увидела и поняла, когда мы сделали… Маргарита Александровна это делала всегда, т.е. она один из немногих людей, которая реально этим болеет и реально помогала, и знает всех 1,5 тысячи человек из картотеки Дома актера, и знакомые, и в общем, вся жизнь ее прошла, собственно говоря, с этим поколением и с этими людьми. Поэтому, безусловно, она номер один, вообще, во всей этой истории. И когда я пришла в Дом актера и возникло такое желание – сделать что-то для них, Маргарита Александровна сказала, что у них были и спонсоры, и люди, которые помогали, да, делать какие-то приятные концерты и вечера, которые она постоянно и регулярно делала. Вот, но все равно, как Вы понимаете, это тот вид деятельности, который не имеет дна, т.е. всегда… всегда есть возможность помогать, и всегда есть люди, нуждающиеся в помощи. И я решила… т.е. не то, что я решила – я поняла, что это необходимо, сделав один такой небольшой обед на 32 человека в Доме актера. Я поняла, что это настолько необходимо для пожилых людей сейчас, имею крошечную, мизерную пенсию, если ты ветеран войны, у тебя, как сказать, уже есть надбавка государственная, ты получаешь порядка 12 или 15 тысяч рублей – это считается очень большая пенсия. Да, т.е. это уже, если ты ветеран войны. А если ты не ветеран войны, то ты получаешь порядка 8 тысяч, и те, которые ветераны войны, они считаются из благополучной группы. Вот, как бы, я эту сумму назвала, которую люди получают. И безусловно, сходив один раз в аптеку, становится понятно, купив просто каких-то лекарств для простудного заболевания – я уже не говорю о лечении каком-то серьезном и вообще выживании – покупки не только лекарств, но и продуктов, и всего…
К.ЛАРИНА – Не говоря уже про одежду – одежда вообще не берется в расчет.
М.МИРОНОВА – Да. …всего необходимого в жизни. И конечно, люди живут очень трудно. А пожилым людям еще труднее, потому что вот тем людям, которым мы помогали, вот, в первом вечере, первый у нас был обед в апреле месяце с Маргаритой Александровной, после чего родилась идея у меня этим заняться по мере, конечно, своих сил и возможностей помочь. И дальше я пришла к Жене Миронову, потому что мы уже были с ним в этот момент связаны двумя спектаклями – это «Федра» и «Кармен», которые идут в его театре, и «Кармен» просто не то, что идет в его театре, а мы вместе его делали, вместе с Женей. И он сказал, что он давно об этом думал, и тоже просто загорелся практически сразу, и мы, в общем… я пришла уже с идеей сделать этот вечер актера актерам, т.е. не просто взять богатых людей, что, наверное, проще было бы, взять каких-то спонсоров и что-то организовать, а суть нашей, вообще, нашей задумки заключается в том, чтобы именно наши коллеги, именно наше поколение, именно молодые актеры, которые сейчас имеют гораздо больше возможностей и сниматься в кино, и востребованности, и материальной, безусловно, вообще, несравнимой даже. Именно они должны, как сказать, подключиться к этому и не просто выступить на концерте, сфотографировавшись для прессы, да? Что, наверное, здорово и тоже хорошо, и спасибо огромное, но все эти люди, которые… наши молодые актеры, которые… это 35 человек, которые к нам подключились, эти люди просто помогли и не только своим присутствием.
К.ЛАРИНА – Т.е. они вложили в это какие-то еще и средства отдали, да?
М.МИРОНОВА – Да, т.е. это была конкретная материальная помощь, кто сколько, безусловно, мог, и спасибо им огромное. И мне кажется, что очень здорово, что мы начали… конечно, у нас были люди бизнеса, которые нас поддержали, просто для того, чтобы сделать это мероприятие в Пушкинском музее, сделать его красиво, и сделать его суженым, и с каким-то красивым концертом, и с такой, любовью, что ли. У нас вроде как получилось это сделать, и Бог нам послал и возможности в виде поддержки людей бизнеса, и дальше, после этого, мы решили, что, в общем, мы открыли фонд, фонд – это для чего? Собственно говоря, для того, чтобы заниматься была у нас возможность, и вместе с Домом актеров, потому что я совершенно не хочу бросать Маргариту Александровну в этом смысле, я наоборот, хочу с ней объединяться, потому что я ее очень люблю, и она абсолютно человек бессребреник, что ли, в этом отношении, который… с которым, вот, прямо очень хочется ей помогать, да, по мере каких-то возможностей, входящих в жизнь. Вот, и дальше мы планируем делать, у нас есть такая уже на данный час небольшая программа, мы собираемся делать марафон. Что такое марафон – это опять-таки, просьба присоединиться к нам московские театры, чтобы сыграть один спектакль в марте месяце для благотворительного вот этого фонда, нашего фонда помощи и поддержки деятелям искусства. Опять-таки, для чего – для того, чтобы мы имели возможность не просто из каких-то спонсорских денег решать проблемы наших стариков и наших людей пожилых, и тех, кто болеет, кому нужны лекарства и какая-то помощь, не только с помощью спонсоров, но с помощью нас же самих. Мы…
К.ЛАРИНА – Т.е. когда…
М.МИРОНОВА – Мы же можем сделать…
К.ЛАРИНА – Да. Когда весь сбор от спектакля идет, вот, только на эти цели.
М.МИРОНОВА – Да.
К.ЛАРИНА – Т.е. ничего в театре не остается, да?
М.МИРОНОВА – Да, в этом есть некая, и мне кажется, что это правильно, безусловно, я очень признательна тем людям, которые не актеры, и которые откликнулись, причем в это кризисное время, казалось бы, люди откликнулись и продолжают откликаться – помощью своей личной, собственной, даже не пиаря, как сказать, так скажем, свою компанию, что ли, а просто личности, которые нам дают свои собственные средства.
К.ЛАРИНА – А как распределять?
М.МИРОНОВА – Вы знаете, у нас есть…
К.ЛАРИНА – Всем же невозможно помочь.
М.МИРОНОВА – Нет, у нас есть, во-первых, Дом ветеранов сцены – это 32 человека, для которых, вот, 6 числа я уже сделала такой, очень красивый небольшой концерт, уже после этой акции в Доме ветеранов сцены. Там есть люди, абсолютно которые очень нуждаются, да. Это степень нужды. Есть люди, которые вообще не встают, которые не работают, потому что многие еще продолжают в силу того, что невозможно прожить на эту сумму денег, которую я обозначила выше, в виде пенсии, люди, несмотря на свой очень пожилой возраст, продолжают что-то делать и как-то функционировать для того, чтобы пропитаться. Есть люди, которые не в состоянии вставать с кровати, есть люди, которые еле встают с кровати, у которых, безусловно, нет никакой другой поддержки в виде близких родственников, т.е. одинокие люди…
К.ЛАРИНА – Одинокие.
М.МИРОНОВА – Да, лишенные всех возможных средств. Ну, дополнительных, что ли, к существованию. Это, конечно, люди, как сказать, в первую очередь… которым мы будем помогать в самую первую очередь.
К.ЛАРИНА – А как информацию собирать? Вот Дом ветеранов сцены – это понятно, здесь вы знаете, кто здесь живет. А как собрать информацию о людях, которые, может быть, мы не знаем ничего про них.
М.МИРОНОВА – Вы знаете, на самом деле, достаточно, если брать город Москву…
К.ЛАРИНА – Да.
М.МИРОНОВА – Конечно, мы не все… не всемогущи, сейчас тем более, на первых порах. Если брать город Москву и непосредственно СТД, Союз театральных деятелей, и Дом актера, то это вполне определенное количество людей, которые состоят в той же картотеке Дома актера, из которой, в первую очередь, мы брали тех людей, которых, вот, 28 числа мы приглашали, и те, кто не смогли… там, большая часть, конечно, не смогла прийти, потому что… в силу здоровья просто. Вот, есть картотека, и это вполне определенные люди, и совершенно известно все о них. Вот мы сейчас собираемся делать сайт, и там, собственно говоря, мы это тоже все напечатаем и опубликуем. И конечно, даже если взять Дом ветеранов сцены, там 32 человека, ну, войдя в эту проблему, что ли, уже понимаешь количество людей, которые требуют помощь в первую очередь. И это абсолютно справедливо, и никто не будет обижен, потому что…
К.ЛАРИНА – Будет. Это неизбежно. Обязательно появятся обиженные, которые будут говорить: «А почему вот ему больше? А я должна была в первую очередь получить, а почему ей…»
М.МИРОНОВА – У нас был такой… был такой вопрос с Домом ветеранов сцены с тем же, потому что это коллектив. Когда ты входишь в коллектив, это всегда сложнее, нежели ты помогаешь, ну, разрозненно, каждый в своей квартире по одиночке. И эту проблему на 28 число мы решили так, что мы пригласили всех. И это был праздник для всех наших актеров, и не только актеров, а членов СТД, которые находятся в ДВС, Доме ветеранов сцены. В дальнейшем это будет: нужны лекарства кому-то экстренно – я приблизительно понимаю даже, где, кому и как – мы это делаем. Нужна операция – это первостепенная вещь, значит, мы это делаем. Нужен какой-то санаторий реабилитационный, к примеру, после операции – мы это делаем. Какие-то вполне конкретные вещи, которые мы можем сделать. И для тех людей – пока это, вот, 1,5 тысячи, и то из этой 1,5 тысяч картотеки Дома актера, из них, к примеру, там, вот есть группа 300 человек, которые они и ветераны сцены, и инвалиды, и состоящие, как бы, в самой такой, сложной, что ли, группе людей, которым в первую очередь нужно… нужно помогать.
К.ЛАРИНА – Я почему просто так подробно спрашиваю, потому что механизм – как-то очень хочется, чтобы он был прозрачен и понятен. Я Вам скажу, что земля слухами полнится, и буквально сразу же через какую-то пару дней после того, как, вот… вашей этой акции «Актеры актерам» мне было несколько звонков от пожилых, скажем так, театральных деятелей – одна актриса, а другая работала в театре когда-то в администрации, пожилые уже, пенсионеры. И они меня просили: «Ксения, а вот как попасть в Машины списки?» Я даже сначала не поняла, про что идет речь. И вот они мне: «Вот, говорят, что Мария Миронова создала фонд, и у нее какие-то там специальные списки, и вот нужно как-то в этот список попасть». И вот я сразу им пообещала, что как только я Марию Миронову увижу, я сразу же у нее спрошу, как попасть в списки.
М.МИРОНОВА – (смеется) Вы знаете, честно сказать, я не занималась… Вообще, мне хотелось бы сделать одну вещь, честно сказать – и я сказала это на открытии – мне хотелось бы, чтобы люди могли позвонить, имея очень большую какую-то нужду…
К.ЛАРИНА – Как-то сами обозначиться.
М.МИРОНОВА – Да. Мне хотелось бы, постольку поскольку наш мир… мы же не берем весь мир всех ветеранов, инвалидов…
К.ЛАРИНА – Да, невозможно.
М.МИРОНОВА – …людей пожилых. Безусловно, наш мир, он хотя и широкий, но все равно имеет границы какие-то, наш мир театральных людей. И конечно, мне хотелось бы, чтобы без стеснения люди… Я могу продиктовать телефон сейчас у вас в эфире…
К.ЛАРИНА – Конечно. Конечно. Пожалуйста.
М.МИРОНОВА – Из наших пожилых людей кому нужна экстренная какая-то помощь. И для меня это важно, потому что, собственно говоря, все эти акции… Первая наша – я, честно, не очень люблю громких названий в виде «акций», просто вечер – он был посвящен… в эти списки, как Вы мне задали вопрос, вошло 120 человек. Как они вошли – это вошли благодаря Маргарите Александровне Эскиной, которая всех их знает и знает, кому первостепенно что нужно. Т.е. часть из этих людей тоже обозначились, и они вошли. Не то, чтобы у нас какой-то есть отбор по…
К.ЛАРИНА – По блату.
М.МИРОНОВА – По блату, да. Безусловно, мне хотелось бы, чтобы люди знали этот номер телефона, и… наши, безусловно, которые принадлежат союзу театральных деятелей. Конечно, у меня есть огромное желание помочь всем, но я просто не могу это сделать.
К.ЛАРИНА – Т.е. подождите, еще минуточку. Членство в СТД обязательно?
М.МИРОНОВА – Ну конечно, это наша профессиональная, так сказать, группа.
К.ЛАРИНА – Сообщество.
М.МИРОНОВА – Постольку поскольку у нас фонд помощи и поддержки деятелей искусства. Конечно, потом, когда мы немножко окрепнем и станем на ноги, потому что у нас первая… только начало. … мы сможем делать, может быть, даже шире, чем мы сейчас это задумываем – дай Бог. Но на данный час, безусловно, мы можем помочь только, как сказать, там, где мы можем помочь. И телефон это 748-88-89. И мне хотелось бы, чтобы все люди, которым нужна какая-то экстренная, опять-таки, повторяю, экстренная помощь в виде операции, лекарств и каких-то вещей, которые мы можем или в состоянии помочь, мы постараемся это сделать.
К.ЛАРИНА – Но еще раз напомню, что речь идет о Союзе театральных деятелей.
М.МИРОНОВА – Да.
К.ЛАРИНА – …потому что, я понимаю, сколько людей сегодня в нашей стране нуждаются в такого рода срочной помощи.
М.МИРОНОВА – Да, да.
К.ЛАРИНА – Но каждый, вот, по мере сил пусть делает это дело. Сегодня мы говорим именно о театральных людях. Естественно, вопрос возникает по поводу сравнительной жизни. Тут наши слушатели уже спрашивают, а вот, мол, при советской власти старики жили лучше? Но я вот не знаю, Мария Владимировна, она же на пенсию жила последнее время, когда уже ушла со сцены?
М.МИРОНОВА – Ну, у нее была, благодаря Борису Николаевичу Ельцину, президентская пенсия, т.е. это была надбавка к пенсии. Безусловно, мне кажется, что в советское время, наверное, да.
К.ЛАРИНА – Лучше?
М.МИРОНОВА – Мне кажется, потому что не было такого, ну, что ли, разделения и такой… во-первых, сейчас можно, наверное, все купить, в принципе, в этом есть большой плюс. Но на те деньги, которые получает пенсионер, невозможно купить ничего вообще. Ну, можно, купить что-то и прожить, наверное, дней пять. Ну, так, по хорошему. Но не тридцать.
К.ЛАРИНА – Хотя, с другой стороны, я сейчас вспоминаю своих, вот, родных: бабушка моя тоже… моя бабушка тоже была актрисой, и она получала пенсию, помню, 45 рублей – это было, вот, середина 80-х годов. Я получала повышенную стипендию 50 рублей в ГИТИСе, она получала пенсию 45 рублей. И мы прекрасно отдавали себе отчет, что если человек живет один, он на такие деньги прожить просто… это нереально – 45 рублей вот по тем временам. Ну, Вы знаете, Вы моложе. Но сравнительно, можно сравнивать с сегодняшним положением – то же самое. Там, согласна с Вами, что, конечно, такого разрыва не было между бедными и богатыми.
М.МИРОНОВА – Очень сильный разрыв.
К.ЛАРИНА – Но стариков бросали всегда, к сожалению. А уж стариков, которые, что называется, выпотрошены и выброшены – я имею в виду, те, которые славу делали, там, в искусстве в советском и в советском спорте – я думаю, что Вы тоже об этом знаете – тут, к сожалению, власть не церемонилась никогда. Ни та, ни сегодняшняя. Вот, может быть, все-таки в наших силах – в Ваших, в данном случае – что-либо изменить. Мы сейчас прервемся, потом продолжим.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА – Вот я еще думаю… напомню, что Мария Миронова у нас в гостях, мы пока говорим о том, как помочь пожилым одиноким актерам, тем, которые свою жизнь театру отдали, а потом остались, вот, на этой нищенской пенсии, которая сегодня платится всем россиянам без исключения – у нас такая уравниловка по-прежнему, хотя, вот, вначале говорили про всякие льготы, и ветеранские в том числе. Но еще хочу просто сказать, что важно – что действительно, не только важно рассказать о том, что вот Вы делаете лично и Ваши товарищи – Маргарита Александровна Эскина – для тех, кто сегодня нуждается в помощи, но еще для того, чтобы обратить внимание все-таки государства на эту проблему. Потому что, вот, посмотрите, мы же телевизор смотрим, мы же живем не в безвоздушном пространстве, у нас вся… все страшные истории, все страшилки – это как раз про одиноких, выброшенных из жизни артистов. Нам без конца же рассказывают о том, как, вот, умирала, там, Тамара Носова, допустим, замечательная актриса, в какой нищете, в каком кошмаре. Ну, это то, что я сейчас вспомнила. Ну, я думаю, что там… Вы наверняка видели несколько таких ужасных историй. И каждый раз после этого собирается такой консилиум в передачу Андрея Малахова «Пусть говорят»…
М.МИРОНОВА – (смеется)
К.ЛАРИНА – И начинает нестись вот эта вот чушь, рассказывают про каких-то соседок, мифических каких-то племянников, кто кому чего должен, делят какие-то квартиры, но… все это вот такая вот пыль в никуда, ради рейтинга – показать ужасные кадры. Вот, как Вам кажется, каким образом все-таки можно изменить ситуацию здесь? Изменить отношение государства к этому, прежде всего. Ведь не только за счет благотворительности, но что-то тут, наверное, еще стоит сделать, изменить?
М.МИРОНОВА – Ну, я думаю, что, конечно, безусловно, пенсии, которую заслуживают эти люди… как Вам сказать, нет нигде, ни в одной европейской – развитой – стране, чтобы, как сказать, был вот такой там очень сильный социальной программы – есть для стариков-инвалидов и для детей-инвалидов. Это две самые незащищенные группы, что ли, людей. И безусловно, в любом развитом европейском государстве – я уже не говорю про Америку, которая просто настолько сильна своими социальными программами – нету такого, как сказать, разделения между людьми работающими, как у нас, и вот, выкинутыми, фактически, из жизни – людьми ветеранами, пожилыми и детьми-инвалидами. Конечно, государство должно и обязано обратить внимание на эту проблему, и насколько я знаю, следующий год объявлен – я точно не помню формулировку, боюсь ошибиться, но суть этой формулировки, что это год инвалидов, т.е. людей, которым очень нужна помощь. И конечно, хотелось бы, чтобы государство, в первую очередь, обратило свое внимание в виде безусловной пенсии, каких-то надбавок… потому что, конечно, то, что мы можем сделать – мы можем сделать очень большую малость. Но я считаю, что мы должны, если мы молодые, имеем возможность и имеем даже просто каких-то друзей, которые связаны с бизнесом и с большими оборотами денежными, и сами можем зарабатывать в кино, мы должны это сделать на месте, на своем месте. Нашим местом является, вот, театр и кино. Это наша семья. Может быть, люди, которые в семье медицинской, в большом сообществе медицинском, те, которые имеют возможности, должны – это я говорю о том, что люди могут сделать на местах, каждый на своем месте, не сваливая все на государство – это другой момент. Те, которые занимаются медициной, те, которые достигли каких-то высот и имеют возможности, они могут это сделать в своем обществе, так скажем, в своей профессиональной группе, что ли, медицины…
К.ЛАРИНА – Ну подождите, а всякие там гильдии, шмильдии, союзы творческие, они, что ли, вообще этой работой не занимаются?
М.МИРОНОВА – Вы знаете, я не исключаю, что, может быть, и… я просто вот в это не вникала, честно.
К.ЛАРИНА – Я понимаю, что Вам просто вот это Ваше личное, как бы, желание – вот, у Вас, как бы, вот, Вы захотели это сделать, такой, порыв произошел, и Вы сейчас этим занимаетесь.
М.МИРОНОВА – И мне кажется, что люди должны объединяться в этом. Т.е. если делают гильдии, то это изумительно, это замечательно, и мы готовы объединиться со всеми гильдиями и союзами.
К.ЛАРИНА – Я Вам скажу больше.
М.МИРОНОВА – Вопрос не в этом.
К.ЛАРИНА – Вы забыли, что Всероссийское театральное общество, которое сейчас Союз театральных деятелей, которое в свое время организовала великая артистка Мария Савина, было создано именно во имя вспомоществования бедным артистам. Это была главная их… главная цель и главная задача. Потом потихоньку, как я понимаю, во время советской власти, как бы, тихонечко все это изменилось, про вспомоществование все уже забыли, и это такой вот союз со своей недвижимостью, со своим законом. Ну, я уж не знаю, что там делал Александр Александрович Калягин – надеюсь, что все-таки кому-то успевает помогать. Но еще один вопрос, Мария: у актера есть какие-то авторские права? Вот когда показывают Ваше кино по телевидению с Вашим участием, Вы какие-нибудь получаете деньги за это?
М.МИРОНОВА – Нет, к сожалению, мы этим вообще никак не защищены. Потому… поэтому наша… даже, вот, мы и наше поколение… там, Женя Миронов шутил на эту тему, что мы фонд делаем для себя – но это он шутил, безусловно.
К.ЛАРИНА – Да, да.
М.МИРОНОВА – Потому что…
К.ЛАРИНА – Для своей старости, конечно.
М.МИРОНОВА – Мы сейчас снимаемся, мы имеем возможность зарабатывать деньги, снимаясь, пройдет какое-то время, будут молодые, мы уже уйдем в какой-то эшелон другой, и мы не защищены абсолютно никак, т.е. у нас та же впереди, собственно говоря, та же пенсия. И если у нас будут силы играть до последнего вздоха, то слава Богу. Если не будет сил, то, собственно говоря, та же ситуация.
К.ЛАРИНА – Потому что я смотрю, там, голливудский артист, который, там, когда-то в 193-лохматом году сыграл один эпизод в оскаровском фильме. И как только этот фильм где-нибудь показывают – по телевидению ли, или где-нибудь в прокате – он тут же получает… или на DVD выходит, он тут же получает за это отчисления. И человек может жить совершенно спокойно, вообще снявшись в одном фильме. Это его право. Он больше, вот, как бы, все, больше ему ничего не надо. Ну, в этом есть, наверное, в этом главная отдача. А у нас люди, которые славу делали отечественному кино, они живут в нищете. Не то, что, там, в эпизоде, а просто великие люди.
М.МИРОНОВА – Татьяна Лиознова, к примеру, которая сняла…
К.ЛАРИНА – Да. Да.
М.МИРОНОВА – …фильм «Семнадцать мгновений весны».
К.ЛАРИНА – Так вот, я Вам предлагаю еще одну, параллельную задачу: развернуть какую-нибудь инициативную группу, пусть даже вот в том же составе, в котором вы сейчас находитесь, для того, чтобы все-таки лоббировать вот такой закон об авторских правах, который должен быть принят, наверное, с помощью, прежде всего, наших законодательных наших властей…
М.МИРОНОВА – Это делают… очень забавно: мы несколько, наверное, недель назад встретились совершенно случайно с Чулпан Хаматовой, и она мне сказала, что вот это была ее идея, но у нее совершенно нет возможности, и что, может быть, этим заняться. И кроме всего прочего, я… не было возможности, потому что она занимается фондом, да, она занята. И кроме всего прочего, Дима Певцов в свое время, еще, наверное, где-то полгода назад тоже начал… т.е. он ко мне подходил, собирал какие-то подписи…
К.ЛАРИНА – Так вот что надо делать.
М.МИРОНОВА – Подходил с этой, именно с этой темой…
К.ЛАРИНА – Чтобы не ходить с протянутой рукой к ним, да, просить, а жить на те деньги, которые ты сам заработал. Правда же? Наверное, самое главное, чтобы не унижаться, не просить – ничего от них не надо. Важно, чтобы они все-таки – я говорю «они», говорю про государство – оплачивали твой труд, хотя бы так. И то будет хорошо.
М.МИРОНОВА – Это уже, может быть, для нашего поколения только, если получится.
К.ЛАРИНА – Да. Дай Бог. Давайте про творчество-то поговорим чуть-чуть. А то мы все о больном. Все-таки хочется и о хорошем успеть поговорить. Как Вам в «Ленкоме»-то живется, хоть скажите?
М.МИРОНОВА – Ну, Вы знаете, как – ну, я, наверное, бы не жила бы десять лет семейной жизни, если бы… Безусловно, я люблю, я привязана к этому театру.
К.ЛАРИНА – А Вы понимали, когда Вас туда, вот, брал Марк Захаров, что в этом есть доля, конечно, какого-то такого мистицизма красивого, что, вот, дочка Андрея должна продолжить его дело, у его любимого режиссера…
М.МИРОНОВА – Никто никому ничего не должен.
К.ЛАРИНА – А потом оказалось, что артистка-то получилась классная, замечательная. Да? Или…
М.МИРОНОВА – Ну, только потому, что, может быть, потому что я абсолютно не то, что не понимала, мне это настолько было… Я вообще считаю, что невозможно ничего продолжить, по большому счету. Если ты приходишь в какую-то профессию – даже не только в нашу, вообще – невозможно продолжить что-то. «Здравствуйте, я пришла продолжить». И что дальше? (смеется) И что дальше? И, как сказать, я никогда не жила этой идеей, мыслью. И кроме всего прочего, не жила восприятием себя извне. Потому что если бы я жила тем, как меня воспринимают извне, я, наверное, либо сошла бы с ума, либо убежала бы скорей, быстрей из этой профессии куда-нибудь в другое место. Вот, поэтому, как сказать, мне театр – я ему очень признательна за то, что он мне дал старт. Кроме старта он мне дал очень высокую требовательную планку, что очень важно на первых порах. Когда она существует, когда ты существуешь в жесткой волевой структуре, что ли, когда тебе нужно себя волей сильно собирать и строить, что ли. Вот это у меня было на первых порах. И это такой, очень большой…
К.ЛАРИНА – Аванс.
М.МИРОНОВА – Большой… Нет, я не назову это авансом, это большая учеба, что ли. Как сказать, процесс учения. За что я очень признательна, что ко мне относились очень строго, и вообще, в принципе, наш театр относится к молодым актерам очень строго, что здорово, наверное. И если ты в этой строгости как-то выживаешь, то у тебя потом откроется второе дыхание. Если выживаешь.
К.ЛАРИНА – Я хочу сказать, что… признаться, чтобы Мария это тоже понимала, что я видела все Ваши театральные работы – вот, в «Ленкоме» уж точно – поэтому как-то, вот, могу взять на себя такую смелость и проследить вот такой вот путь, который уже пройден – опять же, возвращаясь к артистке пятилетия – ну, хотя в «Ленкоме» Вы десять лет работаете. Меня, конечно, поражает – вот если даже сравнивать Ваши первые работы в том же «Фигаро», где Вы играли Фаншетту, по-моему…
М.МИРОНОВА – Я вводилась.
К.ЛАРИНА – …и то, что сегодня Вы делаете… Для меня, например, этапная была работа – не знаю, что Вы про нее скажете – «Плач палача», где Вы сыграли главную женскую роль. Я просто нашим слушателям скажу, что это, по сути, была первая большая роль Марии Мироновой в «Ленкоме», да?
М.МИРОНОВА – Нет, до этого еще было «Укрощение укротителя» спектакль.
К.ЛАРИНА – А, это я не видела, просто пропустила.
М.МИРОНОВА – Он очень недолго шел.
К.ЛАРИНА – Да, да, да.
М.МИРОНОВА – Да, по пьесе Флетчера.
К.ЛАРИНА – Да. Ну вот, «Плач палача» - там Лазарев и там Александр Абдулов такую играл, роль такого, Мефистофеля. Как Вам эта работа?
М.МИРОНОВА – Ну, безусловно, для меня она была важна очень, и, как сказать, это был какой-то этап… этап жизни. И для меня она была важна на тот момент для какого-то…
К.ЛАРИНА – А когда Вы себя почувствовали абсолютно свободной, вот, артисткой, которая «пространство принадлежит мне», что называется? Или это так невозможно вспомнить?
М.МИРОНОВА – Я могу сказать, что я почувствовала, конечно, себя свободной, когда мы репетировали «Чайку».
К.ЛАРИНА – У Жолдака?
М.МИРОНОВА – У Жолдака, да. И это был такой, маленький глоточек, так скажем, ну, свободы – что такое свобода – это соавторство, когда ты способен не исполнять уже то, что придумали за тебя, а что-то созидать и творить…
К.ЛАРИНА – Наши слушатели должны это понимать, о чем Вы говорите. Когда Вы говорите про свободу в спектакле «Чайка», учитывая, что там, по-моему, все к стульям были привязаны и с кляпами во рту сидели… (смеется)
М.МИРОНОВА – Нет, я говорю про….
К.ЛАРИНА – И свобода была такая, абсолютная.
М.МИРОНОВА – А вот Вы знаете, как ни странно. Как ни странно, все в жизни парадоксально.
К.ЛАРИНА – (смеется)
М.МИРОНОВА – Я в этом убеждаюсь каждый раз. И тем не менее, абсолютную свободу, наверное, на «Федре», когда мы репетировали спектакль «Федра», потому что я понимала, что я существую в процессе творе… ну, творчества, не исполнительском, что ли, жанре, а в процессе того, что я могу создать сама. И это искренне. А иначе то, что неискренне, то, что тебе навязано – я не уверена, наверное, можно это исполнить, чуть хуже, чуть лучше, чуть радостнее, чуть грустнее, но это все равно есть некая, как сказать, уже навязанная, данная тебе… данная тебе форма и не только форма – суть, которую ты должен как-то исполнить. А когда ты чувствуешь, что ты сам это создал, тогда у тебя другая степень и ответственности, безусловно, и другая степень свободы в этом, потому что ты понимаешь, про что ты говоришь, о чем ты говоришь, почему тебе это важно, почему…
К.ЛАРИНА – А Вам важно знать, про что спектакль, который репетируется?
М.МИРОНОВА – Мне важно знать свою миссию в нем. Как сказать, мне важно не то, что знать ее, а ее, как сказать, придумать и осуществить. Для чего я выхожу – безусловно, важно. Потому что я, наверное, не из тех актрис, которые просто рады… Конечно, я могу исполнить роль – там, у меня есть роль в спектакле «Тартюф» - Эльмиры - я радостно выхожу в красивом костюме, с хорошим настроением, с текстом Мольера, с потрясающими стихами. Я могу это радостно исполнить. Но в этом нет моей личностной, что ли, боли или какой-то… того, чего… про что я хочу говорить с людьми, которые собрались – а их много в зале собралось. И они мне важны, эти люди, которые пришли. Конечно, я могу им просто доставить радость какой-то энергией, легкостью, еще чем-то, но мне важнее, безусловно, какая-то миссия моего… для чего это.
К.ЛАРИНА – А Вы чувствуете изменения, перемены, которые у Вас произошли, вот, после… со студенческой скамьи, если взять точку отсчета оттуда – от выпуска до сегодняшнего дня? Вы изменились?
М.МИРОНОВА – Ну, я думаю, что да, хотя честно Вам сказать, первый мой шаг, почему я пошла в эту, наверное, профессию, он был именно связан с тем, что я сейчас говорю. Просто это не было у меня, может быть, оформлено до конца. Как сказать, я не могла это выразить словами, хотя в душе это было именно так: я хотела… мне не хотелось быть просто, вот, как бы, исполнительницей в красивом платье или в некрасивом платье какой-то партии – мне хотелось о чем-то говорить с людьми, и не просто о чем-то, а о том, что очень важно.
К.ЛАРИНА – А что Вы играли в институте? Вы в Щукинском учились, да?
М.МИРОНОВА – Я училась в Щукинском, потом училась во ВГИКе. И единственное, что я могу сейчас вспомнить, это был, наверное, дипломный спектакль по пьесе Горького «Последние», где я играла возрастную роль мать Софьи. И еще у меня был такой, тоже незабываемый для меня самостоятельный отрывок, который назывался «Сирано де Бержерак», и я играла Роксану.
К.ЛАРИНА – Какой диапазон большой.
М.МИРОНОВА – Вот это было два…
К.ЛАРИНА – Но Вас как позиционировали все-таки, Вас куда пытались загнать? В лирическую героиню?
М.МИРОНОВА – Ну, наверное, да, скорее всего. Скорее всего, да. Я не знаю, я вообще очень не любила, когда меня загоняли куда-то (смеется)
К.ЛАРИНА – Ну, тут никуда не деться, они все равно всегда загоняют, Вы же сами это знаете, они привыкли. Как они набирают курсы, какие бы гениальные ни были мастера и педагоги, все равно, учитывая… они всегда набирают курс, чтобы было разнообразно, чтобы был комический персонаж, трагический, героиня…
М.МИРОНОВА – Ну, потом я ушла во ВГИК и проучилась…
К.ЛАРИНА – А там у кого? У Глузского, да?
М.МИРОНОВА – У Михаила Андреевича Глузского, большую часть учебного периода я уже была во ВГИКе.
К.ЛАРИНА – А скажите, пожалуйста, а вот… про Жолдака хотела спросить, потому что я так понимаю, что это тот самый режиссер, который… общение с которым Вы очень цените, как-то я чувствую, что он Вас очень понимает. Вот как произошла вот эта вот, то, что Вы говорите, «на одном языке»? Это удивительное взаимопонимание. И вдруг, когда он из Вас начал вытаскивать… сегодня многие про Вас это пишут, критики так про Вас говорят, что Вы трагическая актриса, я не думаю, что… не будете здесь сопротивляться, действительно, вот, это очень редкое для современной артистки качество, оно в Вас есть.
М.МИРОНОВА – Мне кажется…
К.ЛАРИНА – Мне кажется, это он достал. Из Вас.
М.МИРОНОВА – Мне кажется, что в наше, вот, сейчас время мое внутреннее мироощущение… были годы, к примеру, 60-х годов, когда, если Вы обратите внимание, была такая комедия, очень популярен жанр. Мне кажется, у нас сейчас совсем не комедийное время. И даже не драматическое. Потому что драматическое время – это время, к примеру, 1941-й год, военные годы – это время драмы. А для меня сейчас время либо фарса – вот жанр, который сейчас происходит, причем траги-фарс – либо трагедии. Если это воспринимать глубоко и серьезно, то, что сейчас происходит, это трагедия. Если это с иронией, с юмором, то это траги-фарс. Поэтому мне кажется, что этот жанр очень-очень, как сказать, для теперешнего времени сущностнен, как сказать, сущ… т.е. он соответствует глубинно. Даже не актуален, а глубинно соответствует времени.
К.ЛАРИНА – А зритель готов вот на такое трагическое общение с миром? В театре. Обычно говорят, что наоборот, в самые ужасные времена люди требуют зрелищ.
М.МИРОНОВА – Ой, Вы знаете, сейчас столько зрелища! Везде. Включишь телевизор – одно зрелище.
К.ЛАРИНА – Вас на коньки приглашали?
М.МИРОНОВА – Есть хорошие зрелища. Коньки – замечательное зрелище, но я не смогла, к сожалению.
К.ЛАРИНА – А приглашали?
М.МИРОНОВА – Приглашали. Да, я не смогла, к сожалению, я выпускала как раз спектакль «Кармен», когда мне предложили.
К.ЛАРИНА – Но не отказались бы, да?
М.МИРОНОВА – Не знаю, не уверена, потому что… не уверена, не уверена, что я до конца бы созрела пойти туда. И потом, это очень много требует – если это делать по-настоящему, да? – это требует больших затрат. Поэтому что касается трагедии, мне кажется, это важно. В сегодняшнее время. Потому что именно через… все то, что происходит на телевидении, и то облегчение вообще, постоянное «давайте жить легче, все должно быть легче, все… забей» - вот это любимое слово.
К.ЛАРИНА – Не грузись, да.
М.МИРОНОВА – Забей, да. И поэтому именно трагедия, мне кажется, очень сущностна.
К.ЛАРИНА – Телефон обещала, ну давайте я хоть успею хоть два звонка принять. Это уж что же, неприлично просто. Напомню, что сегодня у нас в студии Мария Миронова. Здесь, конечно же, вопросы, я смотрю, в основном на смс приходят по поводу нашей… первой части нашего разговора. Сейчас скажу. «Нашим ветеранам, проработавшим в библиотеке 45 и больше лет на празднование 35-летия организации раздали по коробке конфет «Золотая нива» и по одной гвоздике. А тем, кто работал 35 лет и меньше 30, не дали ничего. Меня это возмутило». Здесь очень много таких телеграмм. Я поэтому Вам и говорю, что обязательно будут считать, кому больше, кому меньше. Ну давайте телефон послушаем, буквально два звонка успеем. Алло, здравствуйте! Алло!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Алло?
К.ЛАРИНА – Да, пожалуйста!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Меня звать Елена…
К.ЛАРИНА – Да, Елена.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Я… Вы знаете, конечно, с большим уважением отношусь к ветеранам сцены, но мне кажется, что здесь должна быть рассмотрена… рассмотрен вопрос шире, потому что у нас все пенсионеры несчастны, и все отдавали свою и жизнь, и труд…
К.ЛАРИНА – Да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Почему должны выделяться какие-то особые профессии?
К.ЛАРИНА – Т.е. Вы предлагаете этого не делать?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Вы знаете, ну когда обратились… я сама врач, и когда сказали, вот, пусть и врачебное сообщество как-то поможет. Я считаю, что врачебное сообщество бы тоже бы объединилось…
К.ЛАРИНА – Ну вот, понимаете, а то мы можем понять Ваш призыв как вообще…
М.МИРОНОВА – Вообще, да.
К.ЛАРИНА – Как вообще ничего не делать. Либо все, либо никому, да? Давайте все-таки попросим тогда и врачебное сообщество присоединиться к этой инициативе.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Нет, все или никому – это так нет, не в том плане, но просто ведущая ваша, Ларина, она иногда берет на себя роль судьи, и она высказывается в том плане, что они отдали жизнь, там, то-то, безоговорочно и безапелляционно.
К.ЛАРИНА – А скажите, пожалуйста, а собака Ваша тоже так думает?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА – Ну а какая это разница?
К.ЛАРИНА – (смеется) Ну вот, какая разница? Свободная собака тоже должна иметь возможность высказывать свои мысли. Пожалуйста, еще звонок успеваем. Но если хочет Мария прокомментировать – это тоже еще одна тема, да?
М.МИРОНОВА – Нет, мне кажется…
К.ЛАРИНА – Почему только… почему только здесь? А все остальные?
М.МИРОНОВА – Понимаете, вопрос в том, что я не президент, не премьер Российской Федерации. И Евгений Витальевич Миронов тоже не президент. Мы даже не президенты СТД и каких-то гильдий, условно. Мы просто люди, которые имеют сердце, и которые захотели подключиться и помочь тем людям, которые просто вокруг нас. Это, как вот, у нас есть папа, мама, бабушка – это как семья, но она немножко больше, она состоит из наших коллег. И конечно, мы не можем охватить все. А проблему эту можно ставить и говорить об этом часами. Понимаете, то, что делают у нас на телевидении. Но как сделать так, чтобы ее решить – это может сделать только власть. Поэтому все время рассчитывать на то, что кто-то за нас что-то должен решить – тоже грустно, потому что так мы останемся сидеть на месте.
К.ЛАРИНА – Да, безусловно. Безусловно.
М.МИРОНОВА – Думая, что за нас кто-то, кто-то должен что-то решить, и что власть плохая, она не решает. Нет, власть, реши. Конечно, можно говорить с властью, мы можем говорить с властью только в тот момент, когда ты что-то начинаешь делать на своем месте, сидя, вот, на своем месте – не просто сидишь и ждешь, а что-то сделал. Тогда можно сказать: «Друзья, а давайте-ка попробуем вот так, а вот так» - без претензий к кому бы то ни было. И мне кажется, так.
К.ЛАРИНА – Мария, а Вы допускаете, что Вы вообще всерьез займетесь общественной деятельностью? Станете, там, не знаю, депутатом Госдумы или еще кем-нибудь.
М.МИРОНОВА – Вы знаете, я очень боюсь, откровенно сказать, говорить. В принципе боюсь. Не потому, что… я, конечно, не боюсь, я могу говорить. Но вот когда вижу большое количество передач, в которых много говорят, и вот я… заканчивается передача, и я не понимаю, зачем это. Мне становится как-то… я не вижу своего применения в этом. Я люблю больше…
К.ЛАРИНА – Дело делать?
М.МИРОНОВА – Ну, больше делать, да, потому что это как-то конкретнее и понятнее, яснее. А когда начинают говорить очень много, у меня, вообще, вот, как-то вызывает подозрение. Я поэтому, вот, никогда не принимаю участие в таких «давайте обсудим проблему». Ну что дальше ее обсуждать, надо вставать и делать, зачем это все? (смеется)
К.ЛАРИНА – Ну, подождите, вот Вы сейчас начали делать – если мы говорим, опять же, не о творчестве, а о Вашей такой, благой миссии гуманитарной – значит, все равно нужно об этом говорить.
М.МИРОНОВА – Ну, можно говорить только в качестве, для чего, собственно говоря, я и говорю – для того, чтобы к этому можно было…
К.ЛАРИНА – Для того, чтобы вокруг этого объединялись какое-то количество людей. Да, собрать, да…
М.МИРОНОВА – …людей, да. Потому что надо людей объединять, да, и соединять. И это здорово, только тогда мы можем что-то делать больше, шире, и расширять, так скажем, свои возможности. Потому что пока они небольшие, потом они будут чуть больше, чуть больше, чуть больше. И это зависит от инициативы, безусловно, не только моей или Евгения Миронова, или Маргариты Александровны Эскиной, или тех людей даже уже – 32 человека – которые к нам присоединились уже в виде наших актеров или спонсоров, но чем больше это будет и обширнее, тем больше мы сможем сделать просто физически.
К.ЛАРИНА – Ну давайте тогда телефон уже скажем еще раз. Раз мы на этом заканчиваем, да?
М.МИРОНОВА – Да, для наших ветеранов, инвалидов Союза театральных деятелей: 748-88-89.
К.ЛАРИНА – Спасибо большое! Мария Миронова у нас в гостях. Сегодня больше говорили о миссии гуманитарной, чем о творчестве, но я думаю, что в следующий раз сосредоточимся уже на других вещах, может быть, конкретнее поговорим о Марии… о работах Марии в кино и в театре. Спасибо!
М.МИРОНОВА – Спасибо!
К.ЛАРИНА – Кстати, Мария – это наша обложка. (смеется) Обложка журнала «Театрал», которая появится буквально, там, тьфу-тьфу-тьфу, через неделю-полторы, так что следите, пожалуйста.