К 70-летию со дня рождения Владимира Высоцкого - Никита Высоцкий - Дифирамб - 2008-01-20
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ
К. ЛАРИНА - Ну, вот такая запевка к нашей сегодняшней передаче. Программа «Дифирамб», как вы поняли, сегодня посвящена Владимиру Высоцкому. Здесь в студии Никита Высоцкий, директор фонда Владимира Высоцкого. Здравствуйте, Никита.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Здравствуйте. Директор музея.
К. ЛАРИНА - Директор музея, и артист замечательный, и вообще Никита Высоцкий – это уже, собственно говоря, и все. Так наши слушатели уже шлют телеграммы, сразу же, как только услышали знакомый голос, тут же написали. «Нет Высоцкого – и власть оборзела!» - пишет нам Владимир. Это вот первая реакция на голос Владимира Семеновича. Это тоже хорошая примета, и вообще, я думаю, что мы сегодня об этом поговорим, об этом возвращении Владимира Высоцкого в сегодняшнюю жизнь. Мне кажется, оно какое-то очень знаковое во всех смыслах. Но начнем мы давайте все-таки с этой даты, потому что 25 числа исполняется 70 лет со дня рождения. Это все-таки такой юбилей солидный. Хотя, когда смотришь на ровесников Владимира Семеновича сегодняшних, друзей его, которым 70, думаешь: господи, жил бы еще и жил, потому что, опять же, выясняется, что для мужчины и это тоже не возраст.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Достаточно… из его окружения, достаточно деятельные люди. Творческие люди, конечно.
К. ЛАРИНА - А вы уже старше, получается, своего отца?
Н. ВЫСОЦКИЙ - А я да, я 8 февраля – не знаю, зачем я вот держал эту мысль все годы, что отца не стало, что я буду отмечать 42 с половиной года не как праздник, но вот я ее отмечу. И вот я 8 февраля 2007-го года действительно вот… я перешагнул как бы вот длину его земной жизни. Вот сейчас мне будет – я так всем говорю, что уже 44, но скоро 44, через, там, полгода.
К. ЛАРИНА - Это что-нибудь значит для вас, вот этот вот переход этой грани, когда уже: все, я старше отца?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Вот я не могу понять, что это было, но я… я ждал вот этого момента больше, чем ждут, там, дней рождения, или каких-то юбилеев. Я не чувствую себя все равно старше, чем он, я все равно… хотя я смотрю, скажем, на его фотографии, и вижу, что я уже лицом как бы его ровесник, да, и все равно он для меня старше. Ну, это, наверное, нормально, потому что он для меня всегда останется таким, каким я его запомнил, когда мне было 16 лет, когда он уходил, когда его не стало. Вот, ну да, для меня это было важно, но объяснить я этого не могу. Я не… как сказать? Не защищаю свою жизнь как бы вот под него, да, но, безусловно, для меня очень важно, что я его сын, и для меня очень важна его судьба, и для меня это дата вот, когда мне стало больше, чем 42 с половиной года, была очень важна.
К. ЛАРИНА - Что будет 25 числа? Мы уже тут говорили с Ириной Петровской про телевизор, что там очень много внимания уделено этому событию. Это очень правильно. Чуть ли не целый день Владимира Высоцкого объявлен. Правда, это будет суббота…
Н. ВЫСОЦКИЙ - В субботу 26 на Первом канале День Высоцкого.
К. ЛАРИНА - Ну, что там у нас получается? Во-первых, конечно же, «Своя колея», об этом хочется поговорить. Она как-то спряталась почему-то, затаилась на время.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Вы знаете, это вопрос не совсем ко мне, потому что мое дело, чтобы это происходило. Конечно, я очень хочу, чтобы люди об этом знали, они узнают об этом, потому что премия была вручена, и это всегда происходит в канун дня рождения. И я думаю, что вот как в записи это событие будет показано 26 числа на Первом канале обязательно. И известны имена лауреатов – это кинорежиссер, директор студии «Мосфильм» Карен Шахназаров за возрождение киностудии «Мосфильм»; это спасатель Адельби Ахкубеков. Многие помнят вот историю, когда группа московских альпинистов терпела бедствие, и в совершенно невозможных условиях – об этом говорят и специалисты, и об этом много говорили – их спас вот этот человек. Спасали многие, но он выпрыгнул из вертолета, просто вот на гору спрыгнул, он вытащил их из пещеры, где они укрывались, забросил их в вертолет и спас тем самым. Удивительный совершенно человек, удивительный парень. Я считаю, что очень верное решение жюри. И математик, учитель математики из 57-й московской школы Борис Михайлович Давидович. Он 40 лет занимается таким очень узким делом в педагогике, он работает со сверходаренными детьми, математически одаренными. И его методика, его опыт, который вот за эти годы накоплен, позволяет не только развить творческие способности этих ребят, но и позволяет им адаптироваться к жизни. Они дети, сверходаренные дети, им очень сложно вмонтироваться вот в реальную жизнь. Этот талант, который им дан вроде бы богом, да, и который с ранних лет вместе с ними, он их делает белыми воронами, он может раздавить их душу, их сущность человеческую. И вот методика, которую он создал своей работой, позволяет его ученикам и развивать творческие свои способности, и адаптироваться к жизни. И они работают по всему миру математиками, и не только, кстати. Есть среди его учеников… я не знаю… бизнесмены – самые разные люди. И как раз вот его идея… его номинировать на эту премию, принадлежит его ученикам. На мой взгляд, вообще, жюри премии Высоцкого «Своя колея» никогда не ошибалось, но и в этот раз, на мой взгляд, это очень достойные, очень точные кандидатуры, очень точные люди.
К. ЛАРИНА - Сколько лет уже премии?
Н. ВЫСОЦКИЙ - В одиннадцатый раз вручена премия, то есть она была учреждена Министерством культуры, Комитетом по культуре Москвы и благотворительным фондом Высоцкого, и первый раз была вручена в 98-м году, то есть вот одиннадцатый раз в этом году.
К. ЛАРИНА - Я просто почему спросила, потому что как-то хочется какого-то развития, специально записала фамилии вот нынешних лауреатов. Карен Шахназаров, все-таки, личность публичная, таких немало тоже среди лауреатов в «Своей колее»…
Н. ВЫСОЦКИЙ - Но все-таки именно его… страна его знает как режиссера, ведь он продолжает снимать, что тоже как бы немаловажно. Но вот люди, ну, не очень себе представляли, что было на «Мосфильме», а ведь были планы просто… дело не в том, что уничтожении студии, она находилась в таком состоянии, что абсолютно искренне люди рассуждали, что надо застроить…
К. ЛАРИНА - Мне рассказывали, там собаки ходили, ходили собаки с окровавленными пастями…
Н. ВЫСОЦКИЙ - Собаки там ходили, коммерсанты, которые там держали кроссовки китайские, там, и так далее. Вот, студия была абсолютно раздробленна. Я просто эту ситуацию тоже знаю, потому что в каком-то смысле я тоже актер, и было время, я даже снимал картину как продюсер. Я застал вот эту разруху на «Мосфильме», я это видел. И то, что он сделал, сейчас это самая современная студия в Европе, это, действительно, правда. Он сделал производство. «Мосфильм», конечно, это не только производство, это традиции творческие и так дальше. Вот. Но то, что сейчас на этой студии можно решать сложнейшие современные задачи кино – безусловно, это заслуга его и его команды. Просто с этой стороны его меньше знают.
К. ЛАРИНА - Сколько в этих декорациях уже снято, сколько этих снято фильмов новых!
Н. ВЫСОЦКИЙ - Безусловно.
К. ЛАРИНА - А почему бы вам не сделать вот что – ну, я не знаю, может, просто эта идея уже была, может, я не первая, которая высказываю – снять документ-сериал, документальный цикл о героях…
Н. ВЫСОЦКИЙ - Об этих людях.
К. ЛАРИНА - Это же, посмотрите, это каждый из них, он достоин…
Н. ВЫСОЦКИЙ - Наверно, вы правы.
К. ЛАРИНА - Я вот видела несколько раз, когда по телевидению там вы такие даете небольшие фрагменты, там какой-то рассказ, какой-то очерк есть, уже видео очерк о человеке. Но это абсолютно тянет на полноценный документальный фильм.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Вы правы, наверно, нужно это сделать.
К. ЛАРИНА - Вот это было бы, конечно, здорово. И потом сделать… вот вам развитие премии. Вот вам, пожалуйста, пользуйтесь, бесплатно, бесплатно продаю.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Спасибо.
К. ЛАРИНА - Значит, нашим слушателям напомню, что есть смс-лента, присылайте ваши вопросы Никите Высоцкому. +7-985-970-45-45. Я бы хотела, чтобы мы еще сказали, опять же, про те события, которые будут происходить вокруг 70-летия, вот куда Майю Пешкову приглашали, на презентацию книжки, которая… вот есть еще и книга, которая посвящена этой дате.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Очень много всего происходит, и, вы знаете, это нормально, что далеко не во всем принимает участие музей и, тем более, вот я лично. Вообще это какая-то вот такая, не знаю, волна поднимается всегда к этим датам любви и памяти. Что вы говорите?
К. ЛАРИНА - На что живет музей?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Музей государственный, государственный культурный центр-музей Высоцкого.
К. ЛАРИНА - То есть там есть какая-то финансовая…
Н. ВЫСОЦКИЙ - Да, мы в системе… сейчас это называется Департамент культуры правительства Москвы, вот, и это решение было принято еще в 92-м году. Вот и он живет за государственный счет, за счет каких-то привлеченных средств. Билеты, конечно, довольно смешная часть нашего бюджета, но, в общем, у нас платный вход. Вот. И вот то, что сейчас будет происходить, вот я обо многом знаю, обо многом даже не догадываюсь. Спустя, там, месяц, после даты я смогу отчитаться, грубо говоря, но тогда уже, наверно, это будет не так интересно. Но вот, скажем, вчера в Екатеринбурге был вечер, посвященный 70-летию Высоцкого. Организаторы задумали, они взяли самый большой зал, который был в Екатеринбурге, и задумали вот один вечер провести. И не хватило, желающих было гораздо больше, они попросили актеров сделать еще один. И тот тоже был аншлаговый. В один день два концерта. И организаторы говорят, если бы актеры могли остаться еще, и на следующий день и два бы тоже бы этих зала было…
К. ЛАРИНА - Можно я скажу? Я когда готовилась к программе сегодняшней, набрала в Интернете и «вечер Высоцкого январь 2008». У меня посыпались города. Я была потрясена. Города самые разные, начиная вот с наших российских: Екатеринбург, как вы сказали, еще там Волгоград – масса городов. Но и Тбилиси, и Варшава – то есть это по всему миру. Это, конечно, впечатляет!
Н. ВЫСОЦКИЙ - Это впечатляет, и, вот я говорю, в этом нету… вот знаете, я, может быть, я незаученно скажу, но я просто повторял это, и я так думаю: никто никогда – за редким исключением, лишь однажды, вот 10 лет назад было некое такое распоряжение о 60-летии Владимира Высоцкого, оно нигде не было опубликовано, но, во всяком случае, было такое распоряжение, которое шло от Бориса Николаевича Ельцина, ну, и, понятно, по команде ниже. Но это было лишь один раз. Вообще не было вот такого, что, там, я не знаю, организовать все силы, там, я не знаю, средства массовой информации, подготовиться…
К. ЛАРИНА - Перечень мероприятий.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Да, собрать не менее тысячи человек, там… Никогда этого не было. И эти дни вот вокруг 25 января, это сложилось само, и никто, никто не может сказать: это сложилось благодаря тому, что вот мы работали. Это сделали люди. Вот так же, как вот это началось вот в день похорон отца, когда никто не собирал людей, никто не организовывал эти похороны, но пришло вот море людей, море. Я вот другого слова не могу сказать. И вот так эти дни организованы, вот я не знаю, но я пафосно скажу, вот народом, который его любил. И этот день, он не объявлен нигде как какое-то празднество, торжество, но для миллионов людей это праздник. И они это делают не затем, чтобы им кто-то сказал: ну, провели мероприятие, молодцы. А где-нибудь, я не знаю, в Лос-Анджелесе или, там, в Германии, или в Австралии, и где, я знаю, все это будет и уже было – скажем, в Америке уже было несколько вечеров – вот, это делается вот просто по любви, по желанию. Это в каком-то смысле народная идея. Не надо понимать меня так, что вот, давайте, сделаем 25 января днем Высоцкого. Вот не надо делать – уже сделано, причем, не сверху, а людьми. Это удивительно. А когда вот ты оказываешься где-то среди людей, которых ты не знаешь, и которые готовы - вот я не знаю людей, близких к Высоцкому – на руках носить просто за то, что они его видели. Когда, там, слышишь вот в эти дни, там, я не знаю, его песни – ну, действительно, какой-то такой не восторг, но какое-то совершенно удивительное чувство, его объяснить невозможно.
К. ЛАРИНА - Будет много документальных фильмов новых показано на телевидении, и появятся и книжки. Из того, что знаю я, то, что я видела, выходит новая книга Валерия Перевозчикова, это так, да? И вот книга, которую ваш музей делал.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Вы знаете, наш музей подготовил две книги. Одна книга – это такой… наверно, по жанру это фотоальбом, я называю это книга-музей, это 256 полос, очень хорошо издана. Это Высоцкий… жизнь Высоцкого в документах, в фотографиях, в воспоминаниях в хронологическом порядке. Это такая, знаете, для подробного действительно рассматривания и чтения. На мой взгляд, действительно очень хорошая книга. Я уже видел, я несколько экземпляров подарил, я слышал очень много именно вот таких благодарственных и восторженных отзывов об этой книге. Она не для того, чтобы ее пролистать, посмотреть картинки, а она вот для такого внимательного подхода…
К. ЛАРИНА - Погружения.
Н. ВЫСОЦКИЙ - …погружения. Она дает ответы на многие вопросы, там есть его рабочие рукописи, там есть его детские письма. Причем, они не перепечатаны, они сделаны один в одни. И, на мой взгляд, для тех, кто любит Высоцкого, это возможность, безусловно, вот почувствовать, соприкоснуться с его жизнью, с его творчеством. Она сделана от первого до последнего дня его жизни. Вот, по-моему, это интересно. И вот очень важная вещь, которая… она, может быть, не так… эта книга, не думаю, что она будет, там, хитом продаж, но это очень важное дело, и я уверен, что многим людям эта книга нужна. Это книга Натальи Крымовой, которую многие знают – и правильно делают – как театроведа замечательного, искусствоведа, удивительного человека, на самом деле. Но многие не знают, что она очень много времени, очень большой кусок своей жизни отдала Высоцкому. Она не числилась, а именно работала в комиссии по творческому наследию Высоцкого, когда еще не было ни музея, когда еще было, в общем, не нужно им заниматься, и никто за это ордена не давал. И она, благодаря ей, вот были подготовлены публикации – а тогда публикации по пальцам считали - книги, его книги. Она очень много сделала, причем, не с позиции, что ли, такого пропагандиста, да, а с позиции, ну, как сказать, ученого. Вот, и она… много будет расшифровок ее интервью, многое неопубликованное о Высоцком. Это том о Высоцком.
К. ЛАРИНА - Надо же, сколько ждала своего часа такая книга!
Н. ВЫСОЦКИЙ - Да, издан трехтомник Натальи Анатольевны, а эта книга выходит с цифрой 4. Это не четвертый том, но как бы да, как бы такой дополнительный том вот к ее собранию сочинений, хотя он издан отдельно. На мой взгляд, это – кроме того, что это дань уважения, безусловно, Наталье Крымовой – но это очень… это имеет смысл прочитать тем, кто любит Высоцкого. Там много, я повторяю, неизвестного и неопубликованного. И это… вот такой разговор о Высоцком человека очень высокоорганизованного, очень культурного человека, очень понимающего историю театра, историю искусства вообще. Такой разговор о Высоцком с таким человеком, я думаю, очень ценен и интересен. Вот 22 числа мы презентуем эту книгу, и после этого она будет доступна. И она, и вот тот альбом «Высоцкий», о котором я сказал раньше.
К. ЛАРИНА - Ну, а 25 числа будет вечер какой-нибудь у вас?
Н. ВЫСОЦКИЙ - 25 числа Боря Хмельницкий, Борис Хмельницкий, актер Таганки, в свое время товарищ отца, он много лет вот делает такие вечера. Это будет в Доме кино.
К. ЛАРИНА - Он обычно в июле собирает у памятника.
Н. ВЫСОЦКИЙ - В июле, но здесь это будет в Доме кино. Вот, будет… вообще вечеров будет много, вот поверьте мне. Может быть, кто-то… кому-то кажется, ну а как же так… вчера, например, в Доме музыки была презентация альбома с песнями Высоцкого вот этого проекта «Песни века». Вот, и это только начало, вот поверьте мне. И все желающие еще успеют. Музей будет работать в нормальном режиме, но мы откроем тоже 24 числа выставку, которая посвящена вот началу пути творческому и человеческому пути Высоцкого, ну, день рождения, и там будет много интересного. И мы там… вот наши посетители увидят кабинет Высоцкого, о котором много сказано, и иногда его показывали по телевидению. Мы отреставрировали то, что нужно было отреставрировать, и в музее будет мемориальный кабинет. А сейчас вот часть этого кабинета будет представлена вот на этой выставке. На мой взгляд, это будет интересно.
К. ЛАРИНА - Вот сколько информации мы получили от Никиты Высоцкого. Будете знать, как проводить день 25 января. Сейчас мы слушаем новости, и потом возвращаемся в передачу и будем отвечать, в том числе, и на ваши вопросы, уважаемые слушатели.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА - Ну что, продолжаем нашу встречу с Никитой Высоцким. Здесь есть несколько вопросов, которые я сейчас задам, потом еще поговорим, потом уже телефон включим. Напомню номер 363-36-59. Как вы относитесь к исполнению песен вашего отца другими исполнителями? Традиционный вопрос. Но здесь Елена из Петербурга называет конкретного человека, Григория Лепса. «И чье исполнение нравится вам самому больше всех?» - спрашивает Лена.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Ну, вы знаете, я скажу так: мне нравятся хорошие исполнения и не нравятся плохие, но я, действительно, считаю, что песни живут до тех пор, пока их поют. Если люди чувствуют необходимость и возможность петь, будь то звезды, будь то просто обычные любители, которые не выходят, скажем, на телевидение и не записывают пластинок, я считаю, что это нормально и естественно. Я к этому отношусь спокойно, и я считаю, что это правильно. Хорошее исполнение… по поводу Лепса, я считаю, он сделал уже вторую программу, я считаю, что, безусловно, он нашел какой-то свой ход, он остается самим собой, Григорием Лепсом, но при этом, все-таки, он с уважением относится к теме, которую задает ему автор. И, на мой взгляд, это интересно. Любимое исполнение? Мне сложно сказать. Мне, наверное, ближе, когда поют драматические актеры. Когда поют рок-певцы. Но это не потому, что они лучше, и, допустим, их прочтение лучше, просто, может быть, они чаще обращаются и есть из кого выбирать, потому что, допустим, мы делали с драматическими актерами несколько проектов, это несколько десятков человек. И, уж конечно, среди них есть очень хорошие…
К. ЛАРИНА - …настоящие удачи. Безруков Сергей прекрасно это делает, Миша Ефремов просто великолепно, молодец, Дима Певцов…
Н. ВЫСОЦКИЙ - …Дима Певцов, Артур Смолянинов… я сейчас… я могу называть многих, я действительно искренне им благодарен, что они этим занимаются. Вот. Ну, и, безусловно, и бардовское исполнение, это, бывают очень яркие, например «К вершине», когда сделала вот эта, я не знаю, как это называть, проект как-то не очень хорошо, но, вот, группа бардов, которая называется «Песни века»…
К. ЛАРИНА - Хор бардов.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Да, мне понравилось. Хотя «хор бардов» - само по себе странно звучит, но, тем не менее, проект интересный, и сделали они хорошо.
К. ЛАРИНА - А вы, кстати, так и не записали ни одного альбома по следам «Своей колеи» с артистами драматических театров.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Вы знаете, мы сделали… нет, один был, но он не имел судьбы, мы не получали ни лицензию на его продажу, так вот мы его…
К. ЛАРИНА - Какой-то вы не бизнесмен, Никита Владимирович.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Ну, вы знаете, наверное, хотя люблю, когда мне говорят: вот, Никита такой деловой…
К. ЛАРИНА - Никакой не деловой.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Да. Но, в общем, я знаю, что были такие проекты, например, в свое время Шевчук - это уже больше 10 лет назад - сделал проект «Странные скачки» с рок-н-ролльщиками. На мой взгляд, это было интересно и хорошо. Вот. Ну, кто знает? Может быть, еще и сделаем.
К. ЛАРИНА - Тогда, пока в этой теме существуем, уже мой вопрос личный, мне все время кажется, что вы уже просто обязаны записать свой собственный альбом, но не песен, а стихов Владимира Высоцкого в вашем исполнении.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Не помню, кто… «Рекордс» компания, предлагали, я кивнул, сказал: я подумаю, вот, думаю пока. Вот, на самом деле, я, вы знаете, я считаю, что есть несколько людей, которые виртуозно читают Высоцкого…
К. ЛАРИНА - …я никогда не слышала…
Н. ВЫСОЦКИЙ - …меня совершенно убил в прошлом году Сергей Юрский, он вообще гениально читает. Но он нашел, он взял песню, очень известную, и он ее прочел. Дальше произошла вот такая история, что в трансляцию нашего вечера не попало. Я не думаю, что он сейчас слушает нашу передачу, но, если вдруг ему передадут, я до сих пор считаю, что это, может быть, одна из самых скверных… одно из самых скверных… один из самых скверных поступков, которые я в жизни совершил, потому что я его уговорил, я его упросил, и в трансляции этого не было, и этого не видел никто, кроме вот тех людей, которые были на концерте. Вот. И, на мой взгляд, потрясающе это делает Николай Губенко. Я искренне говорю, хотя я понимаю, что Губенко, он, там поссорился с… то-то, се-то…вот. И есть люди в таганском театре. Некоторые вещи поет удивительно совершенно Валерий Сергеевич Золотухин. Многие люди это умеют делать гораздо лучше, чем я, и поэтому у меня сомнения. Кроме того, что я - сын Высоцкого, я, все-таки, актер. Да? Я сравниваю себя с актерами, которые… многие актеры это делают лучше. Может быть, имеет смысл сделать с ними. Хотя, я повторяю, я не оказываюсь, одно другому не должно мешать. Может быть. Я продолжаю думать.
К. ЛАРИНА - Вот, вы сказали про Губенко. Уже сколько поколений выросло людей, которые даже себе не представляют, что Губенко поет песни. Если они не ходят в театр…
Н. ВЫСОЦКИЙ - Он и поет очень хорошо, и читает грандиозно.
К. ЛАРИНА - Ну, да. Все-таки, я помню спектакль «Павшие и живые», и помню, как Губенко читал там стихи. А то, как он поет, это тоже еще в памяти существует народной. Но все-таки, поколение уже есть, которое не знает, ни Высоцкого не помнит вот в таком состоянии, в котором мы его еще помним все. Все-таки, это наш современник, наш абсолютный современник. Вот сегодняшнее отношение к Высоцкому, оно другое, у молодого поколения? У тех, которые уже, можно сказать, наши дети, которым по 20 лет?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Другое, конечно, и оно вообще, иногда как бы хочется их ругать, что они мало читают, не знают, там, Серебряного века, не знают современной поэзии, и уж просто не знают, что она существует. Вот. И так же, к сожалению, и Высоцкого они меньше знают, чем, скажем, люди нашего возраста. Но обвинять их в этом… я не знаю, я верю, что жизнь, она хитрее и умнее, чем мы, и она как-то вот сделает… Она же как-то сделала, что во времена, когда нельзя было читать и достать, там, Мандельштама, или Цветаеву, или Гумилева, но почему-то мы знали, почему-то она нам донесла жизнь этих людей, хотя это было закрыто. И я думаю, что как-то вот также она исхитрится, и приведет молодых людей, и к хорошей поэзии, и к Высоцкому в том числе. Я в это верю, и, безусловно, есть очень серьезные… у меня был один разговор с ребятами, они 10-й класс… то есть, по-нашему, по-старому, они - 9-й класс, то есть, им еще 2 года учиться. И я, честно говоря, я просто оказался не готов к такому разговору. У нас на выставке, ребята были настолько в материале, что я начал путаться с датировками какими-то. Просто обычные ребята, это была не спецшкола.
К. ЛАРИНА - Не кружок имени Высоцкого?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Нет, не кружок имени Высоцкого, да. То есть, есть… и потом, все-таки, Москва, она немножечко такая… да, Москва - Вавилон, здесь так шумно, и так много вроде бы чего-то яркого светится, и все: вот, посмотри это, вот погляди это… чуть-чуть отъехать… я поеду в середине февраля в Калужскую область на фестиваль. Вот, я думаю, что все-таки, есть, чуть-чуть отъехал от Москвы, и молодые люди там тоже по-другому, может быть, настроены. Хотя, может быть, я льщу себя надеждой. Вот, но я повторяю, что я верю, что они придут и к Высоцкому в том числе, и это нормально, это такое время.
К. ЛАРИНА - многие вещи забываются, и немножечко такая идет мифологизация не только вот позавчерашнего времени, но и вчерашних людей, которые еще в нашей памяти живы. Я вот даже могу сказать на собственном опыте, очень часто, когда мы здесь говорим, там, про Высоцкого, вот, возникают такие суждения от наших слушателей, я не знаю их возраст, самый разный: что вы выдумываете, никто его не запрещал, вот, мы все песни его знали всю жизнь наизусть. Он был суперпопулярный, и вообще, у него был «Мерседес», и вообще, он снимался в кино, и вообще, он был успешный человек. Это, все, мол, типа: вы создаете миф о том, что, вот, Высоцкий был персоной почти подпольной, почти нон-грата в Советском Союзе. Это вот, почти цитирую по памяти. Я думаю, что вам такая точка зрения тоже наверняка знакома.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Вы знаете, я вам кажу так: эта точка зрения имеет право на жизнь, потому что, действительно, Высоцкий был популярен, и действительно его любили, и, действительно, у него был «Мерседес». Это… и не надо говорить, что у него этого не было, или он был непопулярен совсем. Вот. Но я хочу сказать, что он был популярен не благодаря, а вопреки. Он был популярен, не имея практически ни одного выступления на телевидении, ни одного при жизни на центральном телевидении. Он был популярен благодаря… хотя не было ни одной практически, за исключением… по пальцам считаю, там, кусочек в «Авроре», «Метрополь», в конце жизни, да? Ни одной печатной публикации на своем родном языке в стране, где, значит, 300 миллионов знали, кто такой Высоцкий, вот. Его песни звучали, безусловно, но они выбрасывались из картин, из спектаклей. Он не выпустил ни одного диска-гиганта. Человек, который сделал за свою жизнь 412 произведений, которые, ну, следует, называть песнями, многие говорят, что это поэзия, 412, - и ни одного диска-гиганта на родине. Да? Поэтому, как бы говорить, что все у него было хорошо, ладно, там, концерты его отменялись, отменялись. Да не только у него. И поэтому говорить, что он был - но, тем не менее, в чем правы люди, которые так говорят - он таки жил здесь, он никуда не собирался уезжать. И, страдая, как просто… не как самолюбие, а как художник, который не мог придти нормальным способом к своим слушателям, к своим читателям, вот, он, тем не менее, к ним приходил. Приходил через магнитофонные записи, по пятому, по десятому разу переписанные, уже где голос было не разобрать. И, тем не менее, люди вслушивались, да, в это. Он приходил, когда его пластинки издавали во Франции, и туристы как-то, непонятно как, вместе с пасевовскими книгами, контрабандой это сюда везли, и так дальше. Он приходил к людям, и, действительно, его знали и любили. Так что, есть и то, и другое, просто не нужно… он не был, так сказать, диссидентом, но он не был обласкан не только властью, но и масс-медиа, просто не надо придумывать того, чего не было, вот и все. Хотя, вот я повторяю, вот я тоже, я не люблю, когда из него… и это неправда, когда из него делают страдальца и такого борца с системой, который сидел с пилой и подпиливал, значит, социалистические устои, этого тоже не было. Он работал в советском театре, правда, этот театр назывался Театром на Таганке. Он снимался в кино, советском кино, на советских студиях. И те миньоны, которые расходились миллионными тиражами, да, по 3-4 песни на пластинке, они тоже делались на государственных фабриках и как бы многие его вещи были залитованы, и я повторяю, он был внутри нашего того времени и той страны.
К. ЛАРИНА - Какие театральные роли вы помните его?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Вы знаете, я очень любил Театр на Таганке, и не я один, естественно, но вот и мне повезло, что его основные роли я видел. Я видел все его роли, кроме Галилея. К сожалению, Галилея я не видел. Вот. И мне повезло, что я видел и последнюю его работу Свидиригайлова, вот, «Преступление и наказание». Свидригайлов, я называю уже… «Преступление и наказание», «Вишневый сад», а не Лопахин, потрясающий спектакль, и как спектакль удивительный, и вообще, что очень важно, в Таганском театре в тех спектаклях, которые я видел с отцом, там не было… знаете, поет Владимир Высоцкий в сопровождении, там… это был ансамбль, это был режиссерский театр, которым руководил Юрий Петрович, это был великий театральный художник Давид Боровский, это было потрясающее окружение этого театра, удивительные композиторы, там, Шнитке, Денисов… Это были переводы Пастернака, то есть, он не был таким вот, понимаете, солистом на ровном месте, он был частью этого великого театра, великого театра. Другое дело, как бы были и другие хорошие театры, в то время вообще было театральное время. Вот, я любил больше всего, пока он был жив, мне было мало лет, но я был такой мальчик, я любил театр, вот. И я больше всего его вот любил как театрального актера, то есть, он был мой отец. Я имею в виду, я бывал на его концертах, но я к этому спокойней относился, чем, допустим, когда я ходил на «Гамлета» и видел его в Театре на Таганке.
К. ЛАРИНА - Сейчас два Театра на Таганке…
Н. ВЫСОЦКИЙ - В Москве два…
К. ЛАРИНА - Да, да, именно так. И два спектакля «Владимир Высоцкий», которые оба пойдут 25 января. Мне неловко спрашивать у вас, какой выбор вы бы сделали, но вас эта ситуация не удивляет, в этом нет какой-то абсурдности?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Меня удивляет…
К. ЛАРИНА - Они два одинаковых спектакля, по сути, наверное.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Они…
К. ЛАРИНА - Вы видели и тот, и другой?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Я видел и тот, и другой. И они, конечно, родственные, и, не в обиду губенковскому театру, конечно, его спектакль с точки зрения, как бы это сказать, искусства, уступает любимовскому. Любимовский спектакль, на мой взгляд, это один из лучших его спектаклей. Это был не любимовский спектакль. Это был любимовский, губенковский, золотухинский, филатовский… это был спектакль этой труппы. Это было объяснение в любви, я не знаю, если хотите, просьба о прощении у него. Всех, кто работал в этом театре. И в этом смысле, конечно, тот спектакль лучше. И по сию пору, конечно, он более… он лучше. Не в обиду Губенко, в губенковском главный плюс - Губенко. Губенко там работает, он тянет этот спектакль, так же как когда-то он, в общем, не солировал, но был одним из центральных персонажей любимовского спектакля. Это… Ну, а в чем они друг другу не уступают - и тот и другой спектакль абсолютно искренний, и это не совсем спектакль для актеров, которые выходят в этот день на сцену, поэтому я бы не выбирал, честно говоря, а я пошел бы в Таганку, вот я пойду в Таганку в другой день. Вот. Именно для того, чтобы я не выбирал. Есть люди и с той, и с этой стороны, которых я люблю и которых я уважаю, и то, что так сейчас произошло, время такое, я повторяю. Но, все на время не спишешь… все-таки, так скажем, такое время.
К. ЛАРИНА - Несколько вопросов от наших слушателей. Знакомы ли вы с книгой Рязанова «Высоцкий в Троицке»? Очень хорошая книга, много фотографий. Я о такой даже не слышала.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Я понимаю, о чем. Не совсем правильно написана фамилия, насколько я понимаю…
К. ЛАРИНА - Это не Рязанов?
Н. ВЫСОЦКИЙ - …вот, но Эльдар Рязанов - это все-таки не писал. То есть, и «Высоцкий в Троицке» - это очень узкое такое издание, насколько вот я знаю, чтобы я не ошибался. Которое, фактически полу-самиздат, сделанное немножко на коленке, вот. Что значит, мое мнение? Это книга человека, который… книга исследователя. Мне кажется, опять же, что человек или неправильно прислал, или может быть у меня какие-то оберации в памяти, такое очень узкое специфическое издание, есть много изданий вот таких очень подробных, они иногда полунаучны, иногда псевдонаучны, иногда они фокусируются на чем-то важном, иногда не на очень важном. Вот. Троицк - имеется в виду подмосковный город, там живет один из моих сотрудников музейных. Вот. И, не знаю, я бы ее не выделял ничем, если я правильно понял, я знаком, это одна из многих вот таких вот работ, которые фокусируются на какой-то незначительной части, не значительной по важности, а просто неизвестной части жизни Высоцкого.
К. ЛАРИНА - «Интересно, а канадские и французские записи Высоцкого с оркестром встречаю только отдельные песни» - пишет нам Антон из Азова.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Ну, Азов, может быть, там, до туда не доходят. В Москве эти записи существуют, они есть и в магазинах, и эти вещи изданы, и «Натянутый канат», и… сейчас уже не продается, насколько я знаю, но был период, когда он продавался. Вот. Есть люди, которые сейчас готовят как раз к 70-летию готовят издание вообще оркестровых… оркестровок песен Высоцкого.
К. ЛАРИНА - Кстати, как раз сегодня принесла с собой диск, здесь… «Натянутый канат».
Н. ВЫСОЦКИЙ - Был огромный тираж сделан незаконно, он был сделан, он был огромный, и его доторговывали, там, несколько лет. Но, по-моему, сейчас его уже нет.
К. ЛАРИНА - Много вопросов по музею, ну, такие, просто информативные вещи спрашивают люди. Как работает. Что, есть ли там видеозаписи в музее? Ну, наверное, там все есть?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Ну, там есть все. Другое дело, музей - не совсем магазин, музей не занимается тем, что: отпишите мне такую-то запись. Многие с такими вопросами обращаются.
К. ЛАРИНА - Демонстрируете же там видеозаписи.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Безусловно, конечно.
К. ЛАРИНА - Вопрос такой, давайте, я его задам. Интересный вопрос. Если бы вам предложили сыграть Владимира Высоцкого в кино, вы бы согласились?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Нет, не потому, что я… я по-разному, у меня были разные периоды, я иногда вот так самоедствовал, сейчас мне уже достаточно лет, и я могу сказать, у меня есть и были возможности работать актером, но играть Высоцкого не мне. Я думаю, что есть актеры, дело в том, что лучше, лучше есть, и, безусловно, к сожалению, вот. Но которые больше подходят на эту роль, чем я.
К. ЛАРИНА - Вы можете даже назвать такого человека?
Н. ВЫСОЦКИЙ - Могу, но не хочу.
К. ЛАРИНА - Как интересно!
Н. ВЫСОЦКИЙ - Я хочу, чтобы он сыграл, а когда он сыграет, я скажу, это тот человек, или нет.
К. ЛАРИНА - Нет, подождите, закончится передача, и я выпытаю это имя. Мы должны уже заканчивать. Почему должны, потому что я хотела песню поставить, конечно же, «Балладу о детстве», поскольку сам бог велел, 25 числа ее послушать. Спасибо большое, Никита Высоцкий у нас сегодня в гостях, мы, надеюсь, в следующий раз, очень хотелось встретиться с Никитой Высоцким как с Никитой Высоцким, а не как с сыном Владимира Семеновича. Но сегодня передача…
Н. ВЫСОЦКИЙ - …который все равно сыном Владимира Семеновича будет.
К. ЛАРИНА - …сегодня передачу посвящаем, да, его отцу. Никита, спасибо. Удачи, и всегда рада вас видеть.
Н. ВЫСОЦКИЙ - Спасибо.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ