Купить мерч «Эха»:

Андрей Смирнов - Дифирамб - 2006-05-27

27.05.2006
Андрей Смирнов - Дифирамб - 2006-05-27 Скачать

К. ЛАРИНА – Представляю нашего гостя – Андрей Сергеевич Смирнов, актер, режиссер, сценарист, драматург. Не знаю, что еще будет в будущем. Обязательно будет писатель. Будет писатель Смирнов?

А. СМИРНОВ - Нет.

К. ЛАРИНА – Нет?

А. СМИРНОВ - Драматург он в какой-то мере писатель. Но чтобы писать прозу, нужны особые мозги, особый строй дарования. Я на это не претендую.

К. ЛАРИНА – Ну ладно, вам ли за мозги жаловаться.

А. СМИРНОВ - Тем не менее, вы знаете, прозаик видит мир иначе, чем видит драматург. Сложнее, умнее должен быть, чем драматург, который стоит на конфликтах. А прозаик должен быть с мозгами витиеватыми. Как Андрюша Битов.

К. ЛАРИНА – Я посмотрела на вопросы, которые приходили на наш интернет-сайт до начала программы и просто поразилась. Здесь практически вся драматургия нашей сегодняшней встречи изложена по темам. Поскольку то, о чем мы с вами хотели поговорить, об этом же хотят спросить наши слушатели. Я очень рада, когда у нас совпадают так наши желания. Я начну с вопроса от Лены из Лондона: "Дорогой Андрей, до нас дошли слухи, что Вы заканчиваете большой телепроект об истории парламентаризма в России. Скажите, пожалуйста, на каком канале можно будет посмотреть вашу программу. Удачи Вам и всем вашим близким".

А. СМИРНОВ - Это провокация, а не вопрос. Действительно мы заканчиваем, что значит мы - это серии из 10 фильмов документальных, не игровых. Каждый фильм по 26 минут, который, конечно же, предназначался для телевидения. Над которым уже больше двух лет работала целая компания. Идея эта принадлежала мне еще, когда ни о каком юбилее думы, русского парламента никто и не думал и не вспоминал.

К. ЛАРИНА – Тем более что сомнительный юбилей. Сто лет думе и 70 лет перерыва.

А. СМИРНОВ - 74. Тем не менее, я считаю, что это великий юбилей. Все-таки открытие первого российского парламента, собрание народных представителей, хотя избранных не демократическим способом, а по системе сложного имущественного ценза, тем не менее, это великое событие в истории России. И так как я всегда интересовался историей российской революции, Серебряного века, мне казалось, что мы сможем сделать прекрасную картину. Но она долго ковыляла, один режиссер пришел хороший, что-то не заладилось, другой, и вот, наконец, образовалась команда. Во-первых, я должен назвать тех, кто делал эту картину. Это прекрасная команда сценаристов. Александр Гельман - драматург, публицист.

К. ЛАРИНА – Интереснейший человек.

А. СМИРНОВ - Да, общественный деятель. Кстати говоря, он был одним из депутатов съезда народных депутатов СССР во времена Горбачева.

К. ЛАРИНА – Первого романтического.

А. СМИРНОВ - Совершенно верно. Эдуард Дубровский – блестящий, один из самых опытных наших мастеров не игрового кино, у которого под сотню с лишним картин. И, наконец, Виктор Листов, который сочетает в себе два дарования: опытного автора не игрового кино и профессионального историка. Книги по истории, пушкинист одновременно, блестяще знает начало века и историю партии, историю революции. Вот такие люди собрались писать сценарий. И в результате, когда мне казалось, что проект идет ко дну, я позвал своих, я бы сказал молодых друзей. Это режиссеры Ирина Бессарабова, это опытный, крепкий, замечательный, на мой взгляд, режиссер документального кино. Это два моих бывших студента, давно окончивших высшие режиссерские курсы: режиссер Александр Гурьянов и Вячеслав Падалка. Ребята, спасайте. И они спасли. Вот мы больше года возились, последний месяц вообще из монтажной не вылезали. Мы торопились к юбилею, к 27 апреля, ко дню открытия первой царской думы. Но оказалось, зря торопились. Потому что, несмотря на то, что руководство ГД прекрасно было в курсе дела.

К. ЛАРИНА – А вы им показывали что-нибудь?

А. СМИРНОВ - А как же. Без их помощи мы бы, во-первых, не смогли снимать в думе. Во-вторых, кроме истории нас интересует и сегодняшняя дума.

К. ЛАРИНА – То есть они там как герои даже выступали.

А. СМИРНОВ - Как герои вы знаете, там каждый фильм, о чем бы он ни говорил, о новгородском вече или о казне Карла Первого, или о сегодняшнем швейцарском парламенте или о перевороте в Испании 20 лет назад, в нем в каждом из фильмов есть блок из высказываний депутатов сегодняшней думы. Но Жириновского там нет. Мы, поговорив, попытались внедриться, что ли в работу сегодняшней думы, мы для себя решили, что если мы не дадим зрителю сегодняшнему ощущение реальной работы, чем они вообще там занимаются, или они только деньги казенные получают и штаны просиживают. Если мы этого не дадим, то картина никому не нужна. И надо сказать, без особого труда нам это удалось. Потому что, походив там, мы поняли, что есть много людей в думе, которых никогда не видят телезрители. Это люди, работающие непосредственно в комитетах думы. Которые приготовили, продвинули и сумели добиться принятия целого ряда законов, которые существенно меняют, в сущности, нашу жизнь.

К. ЛАРИНА – Я как понимаю, что и ваше отношение после этой работы изменилось к сегодняшней думе.

А. СМИРНОВ - Вы знаете, какие бы драки ни случались в думе, даже когда там сидели коммунисты…

К. ЛАРИНА – Они и сейчас сидят.

А. СМИРНОВ - Да, но их было еще больше. Будучи убежденным антикоммунистом, я полагал, что все-таки лучше парламент с коммунистами, чем никакого парламента. Эта позиция нисколько не менялась. Но я должен сказать, что при близком контакте я убедился, что на самом деле интеллектуальный потенциал сегодняшней думы значительно выше ее реальных достижений. И, на мой взгляд, хотя целый ряд депутатов смеялся над этим моим тезисом, когда я сказал, что мне кажется, что уровень коррупции в ГД значительно ниже, чем уровень коррупции в обществе. У них это вызывает смех. А мне кажется, что это так. Поэтому депутаты высказываются, но это в основном рабочие лошадки, которые не претендуют на пиар. Их мало, но они все время дают зрителю ощущение, чем они занимаются. Ради чего все это. Потом мне кажется мы сознательно, даже не называем партии и так далее, нас это как бы не интересует, нас интересует история самой мысли, парламентаризм в России, вообще история того, как народ все-таки хотел, чтобы кто-нибудь услышал его голос. И как это постепенно сформировалось. Поэтому мы не стали делать научно-популярной картины, хронологически это выстраивать, потому что у меня сильное ощущение, что сегодняшний житель, особенно молодой, он сейчас же переключит на другой канал. И я регулярно по мере готовности серий проверял это на детях. На своем парне и его товарищах. Вот у Гурьянова сын 14-летний. Он показывал. Мы это обсуждали внимательно, и ориентировались и могу похвастать, что я дал несколько серий посмотреть компании меньшой дочери своей, у меня их три. Это ребята 25-28 лет. Они позвонили, сказали: где остальные серии. Дайте поглядеть.

К. ЛАРИНА – Мы не сказали, как называется фильм - "Свобода по-русски".

А. СМИРНОВ - Притом, что каждый из десяти фильмов носит свое отдельное название.

К. ЛАРИНА – Вы знаете что. Учитывая, что фильм называется "Свобода по-русски" и фильм этот делал Андрей Смирнов, я понимаю, почему руководство каналов отказалось показывать это кино.

А. СМИРНОВ - Во-первых, я не делал этот фильм, делали ребята, которых я назвал.

К. ЛАРИНА – Но вы же там есть.

А. СМИРНОВ - Я там, в качестве автора идеи и по-старому что ли вроде художественного руководителя, хотя они взрослые ребята, сами стоят на ногах, профессиональные режиссеры, но скорее я был координатором проекта от начала и до конца. Ну конечно там доля моего труда присутствует.

К. ЛАРИНА – Может быть, это и отпугнуло.

А. СМИРНОВ - А почему? Я что в подполье или что такое. Почему отпугнуло. Я не совсем это понимаю. Хотя очень смешно. Оказалось, я ушел из кинорежиссуры практически 30 лет назад. Последняя моя картина называлась "Вера и правда", в 1979 году кончились съемки, но мне надоело, что каждую картину резали, клали на полку и так далее. Я не уходил из кино, потому что я работал как драматург, как артист, как преподаватель, в театре работал. Но вот через дистанцию в почти 30 лет я непосредственно столкнулся с кинопроизводством. И вот в тот момент, когда приближался юбилей Думы, и мы естественно были озабочены, чтобы 27 апреля в день открытия первой думы наша картина была показана по одному из национальных каналов, я очень быстро ощутил, что, несмотря на то, что руководство думы было в курсе дела, мы им показывали большую часть наших серий, я оказался в той самой позиции по отношению к хозяевам этой жизни, в какой я был при коммунистах. Конечно, то, что я сохраняю уверенность, я думаю, что картина будет востребована. У нас сейчас идут переговоры с каналом ТВЦ, решение еще не принято. Они ждут, когда мы чистовик после последней перезаписи отдадим, я надеюсь, что они пройдут успешно. Я думаю, что в том, что нас не пустили к юбилею, Господь знает, что делает. Потому что мы перестали торопиться и очень тщательно провели последнюю чистку что ли, этот месяц как бы…

К. ЛАРИНА – Но все-таки это не Господь не пустил вас, наверное, на центральные каналы, а конкретные люди. Которые к Богу точно имеют мало отношения. Чем мотивировали, вот что мне интересно. Вот вы говорите, что это кино, в котором нет никаких провокаций, агитации и пропаганды, если говорить о ваших политических убеждениях.

А. СМИРНОВ - Абсолютно.

К. ЛАРИНА – Понятно, что это исторический сериал, который нас знакомит с историей парламентаризма. Все. В чем дело?

А. СМИРНОВ - Я затрудняюсь сказать. Потому что я честно был уверен… Ну, может быть все дело в коммерческой стороне. Не забудьте, что сегодня телевидение абсолютно отделилось от государства, если понимать государство как общество что ли. Оно не отделилось от власти, оно ходит строго по тропке, по которой велено ходить, и шаг влево, шаг вправо – теряете большие деньги. Поэтому сегодня хозяева каналов реальные они предпочитают, во-первых, конечно же, не ссориться с властью и внимательно прислушиваться к ее пожеланиям и указаниям. Хотя я абсолютно уверен, что на самом деле тот, сказать - беспредел цензуры - я не могу, это беспредел хозяев…

К. ЛАРИНА – Хозяев или руководителей?

А. СМИРНОВ – Ну, они же и есть руководители и хозяева, которые все-таки за эти годы, могу ли я утверждать, что лично президент или его администрация хотела или требовала от хозяев, чтобы прямой эфир полностью ушел с нашего телевидения. Чтобы полностью ушли со всех государственных каналов такие-то передачи, в которых была хоть какая-то интеллектуальная претензия. Что новости стало стыдно смотреть, потому что они стали напоминать программу "Время" брежневских времен. Я перестал включать телевизор. Ну конечно кроме футбола. Сегодня наши играют с Испанией в ноль часов. Придется сесть за Первый канал.

К. ЛАРИНА – Тем не менее, вы принимаете иногда участие в телевизионных программах, буквально неделю назад мы все вас видели в программе у Владимира Познера, да еще на такую тему. Казалось бы, где же тогда цензура, где табуированные темы. Вот такая тема – коррупция. Можно же – можно. И всерьез говорить на эту тему и откровенно.

А. СМИРНОВ - Безусловно. Все-таки, слава богу, мы еще не дожили до брежневских времен, и надеюсь, что и не доживем. Но я-то уверен, что холуйство руководителей каналов оно превышает требования властей. Так было всегда. Потому что сам царь и ему не до этого бывает. Но хочется ковровую дорожку постелить, чтобы знали, как заботятся о владыке. Я уверен, что дело в этом, но ведь есть и другая сторона. Что канал сегодня, безусловно, предпочитает получить заказ от власти, от компании, получить денежки, сделать на эти денежки картину, а по дороге, когда она будет делаться, от этого отщипнуть кое-что можно. А тут вам предлагают готовую картину, за которую надо платить деньги. И деньги большие. Потому что в картине там история наша, в сущности, не парламента, а история рассматривается в широком не только историческом, но и географическом контексте. Там рассказывается и о Полях Тинга в древней Исландии, когда одни викинги поехали налево, если глядеть на карту, завоевывать Англию и Исландию, другие направо… Это примерно все одно и то же. Новгородское вече существовало в то самое время, когда такие же вече были в Исландии, в Норвегии. Там высказываются о сегодняшних проблемах парламентарии Швейцарии, Швеции, той же Исландии, француз рассказывает о проблемах термидора во Французской революции, которые очень нам близки. Выяснилось, что все то же самое. Это все попытка занимательно рассказать и, пожалуй, главное для меня, что вложили режиссеры и сценаристы, и, прежде всего режиссеры в эту картину. В ней столько трагической любви к русской истории, с одной стороны понимание, что история наша очень кровавая, очень страшна, человек все время ничтожество, государство его все время топчет, защитить человека некому, ни при царях, ни при коммунистах, ни при татарских ханах. И в то же время там нет вопля отчаяния, там есть понимание: у нас другой истории нет, нам эта история дорога. Это история наших прадедов, наших отцов и наша собственная. И все, что там присутствовало в прошлом, оно есть. Мне кажется, что вот этим очень важно, чтобы эта картина дошла до зрителя. Потому что я уверен, что вот этот мостик вот этой драматической, если не трагической любви к отечественной истории, мостик между теми, кто сделал картину и теми, кто ее будет смотреть, я уверен, что он возникнет.

К. ЛАРИНА – Свобода по-русски, может быть, тогда скажете о своем понимании, что это такое.

А. СМИРНОВ - Название…

К. ЛАРИНА – Оно красивое.

А. СМИРНОВ - У нас было название "Былое и дума", под этим названием вышла продукция Второго канала 27 апреля, на день позже. Поэтому если учесть, что кое-кто из тех, кто был на этом проекте, был в курсе нашего проекта, то могли бы придраться и сказать, что заглавие взяли у нас.

К. ЛАРИНА – Но это покруче все-таки.

А. СМИРНОВ - Оно было просто зарегистрировано за три года до того, как они этим занялись. Но нам это оказалось не нужным, поскольку мы придумали другое. Оно лучше передает, мне кажется смысл этого, потому что нас интересует не просто сама дума, а возникновение самой мысли об участии народа в управлении государством. В русской истории.

К. ЛАРИНА – Когда-нибудь оно было удачным?

А. СМИРНОВ - На самом деле как во все критические моменты российской истории, общество выходило на подмогу российской… Самый простой пример – 1612 год, когда поляки сидят в Кремле, когда все рухнуло, когда простой мясник Козьма Минин выходит в Нижнем Новгороде…

К. ЛАРИНА – Это мы знаем, все рассказали про 4 ноября, мы теперь это отмечаем.

А. СМИРНОВ - Я не уверен, что это должно быть национальным праздником. Но, тем не менее, это пример. А как в 1812 году государь Александр I приезжает в Москву, в дворянском собрании обращается, там купечество, дворяне, и один выходит, говорит, даю деньги на полк, купечество жертвует миллионы, все рыдают.

К. ЛАРИНА – А в 1917 году?

А. СМИРНОВ - А что вы имеете в виду под 1917 годом?

К. ЛАРИНА – 1918-й год, когда народ вышел на улицу.

А. СМИРНОВ - Но ведь это не народ вышел на улицу.

К. ЛАРИНА – Получается, есть народ и народ.

А. СМИРНОВ - Конечно. Это во всяком народе есть всегда те разрушительные силы, те стеньки разины, для которых анархия это хлеб насущный. Пока государство есть, они сидят в подполье или по тюрьмам. Но поскольку большевики напрямую обратились к охлосу, к люмпенам, этот люмпен вышел на улицу, Бунин, у него же поразительно в "Окаянных днях" он пишет: за три дня изменилось лицо толпы. Это все мы проходили.

К. ЛАРИНА – Но это тоже народ.

А. СМИРНОВ - Безусловно. Часть народа. А как же, в каждом народе есть люди консерваторы что ли, работяги, на которых стоит страна. И другие, которым это все вот, которым пограбить, похулиганить, убивать. Это везде любая нация из этого стоит. Но страшно, когда говорят: грабь награбленное. Когда армии говорят, ведь вы подумайте, Россия не дожила полугода до победы в Первой мировой войне. Она бы и плоды бы ее разделила. А ведь мы там угрохали не то 3, не то 4 млн. только убитыми. И ведь до сих пор меня поражает, 11 июля или августа вся Европа празднует, отмечает этот день. Ходит к своим покойникам. Конец Первой мировой войны. А мы как будто не участвовали. Но это же дело рук большевиков. А сегодня, когда все-таки восстановлена эта пропасть между нами и человечеством, все-таки мы пытаемся ее закрыть, мне кажется, 4 млн. убитых, миллионы покалеченных в Первой мировой войне, 4 с лишним миллиона наших солдат сидели в лагерях, многие погибли в Германии, Чехии, в Австрии. А мы как будто это нас не касается. Это же наши отцы и деды. Давно пора этот день сделать днем национальной скорби, памяти, возлагать цветы на могилы тех, кто воевал в Первой мировой войне.

К. ЛАРИНА – Мы продолжим наш разговор после выпуска новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Вот практически новости продолжили тему нашего разговора. Не прерывая эту нить разговора про свободу по-русски. Такой бред нашей жизни. Вот мы сейчас с вами послушали. Это тоже свобода по-русски?

А. СМИРНОВ - Демонстрация геев. Я тут не компетентен. Мне кажется с одной стороны странным разгонять их при помощи милиции, с другой стороны сама идея акции мне, конечно, представляется как бы сказать, чтобы не обижать никого…

К. ЛАРИНА – Преждевременной.

А. СМИРНОВ - Противоестественной все-таки. Хотя это, конечно же, не так.

К. ЛАРИНА – То есть вы все-таки либерал, но есть определенные флажки для вас.

А. СМИРНОВ - Я абсолютный либерал, но я считаю, что когда меньшинство пытается навязывать свои критерии остальным, тут либерализм должен вставать на сторону порядка. Как во Франции, когда, пожалуйста, исповедуйте мусульманство и так далее, но девочкам сказали: ходите в мусульманских паранджах и так далее, тогда ходите в свою школу, а не в светскую государственную. Я считаю, что это абсолютно правильно.

К. ЛАРИНА – Тогда если следовать вашей логике, то не секрет, что либералов у нас меньшинство.

А. СМИРНОВ - Безусловно.

К. ЛАРИНА – Жалкая кучка на всю страну. А большинство совсем другие идеи декларирует. И поддерживает. Какой тогда выход из этой ситуации?

А. СМИРНОВ - Прежде всего, не допускать, ограничивать насилие на практике и в умах людей. Понимаете, либерализм в любых своих формах понимаете, это всегда люди, которые на стороне эволюции, которые понимают, что только медленное развитие, что только воспитание своих граждан, только оно дает реальные плоды. Мне смешно, все-таки среди славянофилов были выдающиеся русские люди, такие как Хомяков, Самарин, понимаете. Но вот их наследники сегодня, это же смехотворно все. Вот это утверждение особого российского пути, когда в нашей истории все хорошее мы получили с Запада. Абсолютно все, простите от унитаза до конкретного осуществления, мы полетели первыми в космос, но только те, кто занимался космосом, знает, какие деньги уходили на закупку электроники с Запада. Как нам ее не продавали, как старалась наша разведка, чтобы через подставных лиц покупать это и не отставать. Я с уважением отношусь к людям Востока, к мусульманской религии, китайской культуре с великим почтением и любовью. Но ведь метод правления мы унаследовали от ханов, от орды. Киевская Русь была, судя по всему совсем другим государством, и все-таки это было европейское государство. Ну, так сложилась наша история, надо работать, надо взаимодействовать. Понимаете, у нас в фильме швейцарский парламентарий говорит, ну на самом деле жизнь в Швейцарии, которая с нашей точки зрения тихая, спокойная, все богатые, хотя там и бедность тоже есть, как она есть в любом обществе, только в разных масштабах. Он говорит, на самом деле повседневная швейцарская жизнь полна конфликтов от самых простых бытовых до тяжелых социальных. А как иначе. Конфликт естественное дитя свободы. Конфликтов нет только на кладбище. Вот это бы внедрить нам в мозги. Что конфликт это нормально. Только не надо чуть, что в харю заехать, только не надо за топоры хвататься. Вот научиться бы нам вести переговоры, разрешать конфликты без того, чтобы убивать. Потому что, в конце концов, хотим мы того или нет, мы все равно часть Европы.

К. ЛАРИНА – Я хочу вернуться к вопросам наших слушателей, чтобы все-таки люди поняли, что их вопросы прочитаны в прямом эфире. Очень вас любят как актера, а не только как режиссера.

А. СМИРНОВ - Спасибо.

К. ЛАРИНА – Наташа Миронова из Москвы пишет: "Учились ли Вы актерскому мастерству, или это пришло стихийно? Я слежу за Вашими актерскими работами и поражаюсь. Ну ладно, Бобынин: там ничего "играть" не нужно, можно просто высказать собственные мысли. Ну ладно, интеллектуал Бунин, это можно понять (кстати, есть поразительное сходство). Но растлитель Тоцкий? (это герой "Идиота") Как будто тоненькой бритовкой его срезали со страниц романа и перенесли на экран, настолько он органичен и достоверен. Как Вы это делаете?" И сразу другой вопрос прочту от Анны. А нет, от Карла. "Мне очень понравилась игра Андрея Смирнова в сериале "В круге первом". Он играл там моего любимого персонажа, инженера Бобынина. Вопрос банальный: как Вы работали над ролью? Спасибо огромное!"

А. СМИРНОВ - Вы знаете, когда-то режиссера Джона Форда, великого американского режиссера спросил российский журналист: как вы работаете с актерами. На что тот пожал плечами и сказать: мы им платим. Что касается истоков, я, конечно, очень благодарен зрителям, которые выражают мне столь приятными словами приятные чувства, в конце концов, все, что ни делаем, мы делаем для зрителей и для киношника отсутствие обратного отклика от зрителей это все равно, что не дать алкоголику с утра стакан водки. Мы задыхаемся без этого. Но дело в том, что актерское мастерство преподают во ВГИКе. Я окончил режиссерский факультет, там обязательно для режиссеров какой-то небольшой курс актерского мастерства. У меня видимо была с детства некоторая склонность к этому. И в школе мировая драматургия от меня сильно пострадала. Потом в Москве существует вот уже 60 лет любительский театр на французском языке в Московском городском доме учителя. Там играют преподаватели французского, студенты языковых вузов. В свое время его создала, была такая Александра Павловна Орановская. Переводчик русской литературы на французский. Она выросла во Франции. По-русски говорила блестяще, но с акцентом. Она очень много мне дала с точки зрения французского языка, произношение. Но и я там переиграл и Мольера и Корнели и черта в ступе, поэтому там какая-то школа была. И каждый режиссер, в конце концов, в нем сидит актер обязательно. А как работали над Тоцким, над Бобыниным. Над Бобыниным я выражаю не просто собственные чувства, это все-таки замечательный текст нашего классика. И там и там есть режиссер. Блестящий режиссер Панфилов, Володя Бортко, с которыми делали "Идиота". Я внимательно читаю текст и слушаю указания режиссеров. Вот и все.

К. ЛАРИНА – Соглашаетесь всегда, хотя я поняла, что наверняка предложений гораздо больше, чем то, что мы видели из ваших актерских работ. Часто вас приглашают в качестве актера?

А. СМИРНОВ - Не могу пожаловаться, последние 20 лет свой хлеб в основном зарабатываю, хотя жена меня привела практически. Жена моя, ее больше зрители помнят как Прудникову Лену.

К. ЛАРИНА – Замечательная актриса.

А. СМИРНОВ - Да, я тоже так считаю. И очень красивая женщина. Знают ее в основном по "Двум капитанам". И году в 1983 она снималась в главной роли в фильме у Родиона Нахапетова, как он в результате назывался, "Идущий следом", главную роль играл Калныньш. И там какая-то была роль, я должен был играть не то любовника, не то ее мужа, она порекомендовала меня. Вот так…

К. ЛАРИНА – Началась моя актерская карьера.

А. СМИРНОВ - Абсолютно точно. С тех пор я дважды играл ее обманутых мужей, а один раз наоборот любовника.

К. ЛАРИНА – Естественно, спрашивают про дочку. Тем более тоже есть повод сказать какие-то слова. Потому что…

А. СМИРНОВ - Про которую? У меня их три.

К. ЛАРИНА – Это мы уже поняли. Авдотья Смирнова, которую все знают как сценариста и телеведущую. Вообще яркого человека. Она сейчас дебютирует в качестве кинорежиссера. И свой фильм уже, по-моему, на этой неделе он должен быть в прокате.

А. СМИРНОВ - Насколько я знаю, в начале июня он будет впервые показан на "Кинотавре".

К. ЛАРИНА – Как называется?

А. СМИРНОВ - "Связь".

К. ЛАРИНА – Вы посмотрели?

А. СМИРНОВ - Я видел еще не готовый. Дочь решила показать.

К. ЛАРИНА – В кино?

А. СМИРНОВ - Знаете, все-таки это дочка, скажу только одно, посмотрев, мне стало обидно. Потому что, на кой дьявол мы учимся во ВГИКе, потом работаем, а тут приходит человек с улицы и делает…

К. ЛАРИНА – Ну ладно с улицы, перестаньте.

А. СМИРНОВ - Ну, у нее же нет кинематографического образования. У нее вообще никакого образования нет. Она бросила университет. А вот за кино, по-моему, будет не стыдно, ни папе, ни маме, ни режиссеру.

К. ЛАРИНА – А ваше кино, в каком состоянии про тамбовское восстание, вы все мечтаете сделать.

А. СМИРНОВ - В таком же все еще как…

К. ЛАРИНА – В прошлый раз, когда мы с вами встречались.

А. СМИРНОВ - В прошлый раз год назад, к сожалению, денег не могу набрать. А, учитывая, что мне лет-то черт знает сколько, и с каждым годом, сил еще пока хватает, но, сколько там Господь даст, а пока что это все представляется только мечтой.

К. ЛАРИНА – Не очень тоже понимаю, почему. Потому что настолько сегодня, это, во-первых, цинично выражаясь, сегодня это такая очень востребованная тема. Наше прошлое.

А. СМИРНОВ - Я тоже так думаю.

К. ЛАРИНА – По всем каналам при всей нашей нелюбви общей к телевидению, все равно существует и "Доктор Живаго" только что закончился Александра Прошкина. И те фильмы, которые мы сегодня вспоминаем это же телевизионное кино. И "Идиот" и "В круге первом", еще можно назвать "Мастер и Маргарита" недавний. Почему не вписывается сюда ваша тема?

А. СМИРНОВ – Телевидение, которому я показывал это, отшатнулось от этого проекта. Я, честно говоря, так и думал, что так и будет. Потому что телевидение сегодня, хотя чего не скажешь, "В круге первом" прошло по общенациональному каналу, и его не прерывали рекламой. Просто восхитительно. Может Глеб знает какие-то секреты, которых не знаю я. Но я отказался от мысли делать телевизионную версию. Я надеюсь сделать большую картину, то есть часа на три, чуть поменьше. Ну, пока мне не удается собрать, картина дорогая. Потому что ту деревню тамбовскую, в которой все происходит, сегодня таких нет, это деревянные избы с часто земляным полом и соломенной крышей, а это дорого сегодня стоит, есть мастера, которые кладут соломенные, но их не осталось на Руси. Я сколько ни ездил, один сарай в Эстонии видел, один в Воронежской губернии, покрытые соломой. Это все надо построить. Это же реквизит весь все это сделано руками. В доме крестьянском, что там самовар купленный, чайник фарфоровый для заварки в лучшем случае. А так все же сделано руками, мебель, домотканые одежды, это все нынче дорого стоит.

К. ЛАРИНА – Ну будем ждать дальше. Мы будем с вами так периодически встречаться и рассказывать о неснятом кино.

А. СМИРНОВ - Я не теряю надежды. Я вам даже предлагаю, если когда-нибудь я все-таки доживу до съемок фильма, давайте мы просто каждую неделю будем вести дневник картины.

К. ЛАРИНА – Давайте. Ну что, давайте мы послушаем несколько звонков. Поскольку я обещала.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Елена, можно поправить вашего уважаемого гостя.

К. ЛАРИНА – Можно вас поправить, Андрей Сергеевич?

А. СМИРНОВ - Ради бога.

СЛУШАТЕЛЬ – Поскольку вы так сказать, все-таки исторический актер. Первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 года перемирием в Арденском лесу. А мирный договор был заключен в Версальском дворце.

К. ЛАРИНА – Тогда уж и мы вас поправим. Не заклЮчен, а заключЕн.

А. СМИРНОВ - Спасибо. Вы абсолютно правы. Я назвал июль или август, а на самом деле это ноябрь.

К. ЛАРИНА – Но главное – 11. Тут совпали. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Георгий Васильевич. Я бы с большим удовольствием посмотрел этот документальный фильм и сразу у меня вопрос. Не будет ли он выпущен на DVD? Это первый вопрос. А второе, мне понятно, почему фильм не выпускают. Дело в том, что, показывая старую государственную думу, надо сказать, что, несмотря на все, так сказать препоны выборов в то время, было представлено в думе все общество, вне зависимости от… Была крестьянская курия, трудовая курия, были социал-демократы и прочее, прочее. И если показать это в сравнении с нашим сейчас законодательством, то будет четко видно, куда мы пришли.

К. ЛАРИНА – Понятно.

А. СМИРНОВ - Вы знаете, никак не могу согласиться. Что касается DVD, надеюсь, что нам удастся все-таки набрать денег на то, чтобы выпустить фильм на DVD, но что касается представительства это абсолютная неправда. На самом деле первые выборы на основе всеобщего избирательного права состоялись при временном правительстве летом 1917 года. Когда выбирались местные думы, а потом уже учредительные собрания, впоследствии разогнанные большевиками. Все четыре царские думы были избраны, выборы не были ни прямыми, ни тайными, ни равными. Обо всем этом будет рассказано у нас в фильме. Но представление о том, да, там была крестьянская курия, польская курия, но там представительство было отнюдь не пропорциональным. Достаточно сказать, что после известного столыпинского указа в третью думу третьеиюньский переворот 1907 года, как его называют в истории, при всей моей любви и уважении к Столыпину, но выбирали-то, одного выборщика выбирали 90 тысяч рабочих, 30 тысяч крестьян и 2 тысячи помещиков. Вот и посчитайте.

К. ЛАРИНА – Следующий звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Андрей Сергеевич, добрый день. Вот из молодых кинорежиссеров, все-таки я вас считаю в первую очередь кинорежиссером, можете кого-то назвать и какие-то произведения их, но не телевизионные, а кино. Спасибо.

А. СМИРНОВ - Вы знаете, дело в том, что я почти год, 9 месяцев ничего не видел, кроме того, что связано с этой работой нашей общей по парламенту. Поэтому последних работ я не видел. Но, а как же…

К. ЛАРИНА – А "Девятую роту"?

А. СМИРНОВ - До сих пор у меня лежит кассета, я не могу посмотреть. У меня хорошего качества кассета. Но не видел еще, вот закончу через неделю. И у меня лежит целая стопка кассет, которые должен посмотреть. На мой взгляд, есть очень талантливые ребята. И они не переводятся. Вот эта политая потом негостеприимная земля, но она не перестает производить определенный процент красивых женщин и талантливых как женщин, так и мужчин. Во-первых, есть мастера, скажем, Володя Хотиненко мне представляется молодым, а он же зрелый мастер. У него куча своих учеников. Вот так навскидку что назвать. Я повторяю, я за эти 9 месяцев ничего не видел. Обещаю свое невежество ликвидировать в течение двух недель.

К. ЛАРИНА – Подготовиться к следующему разговору. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Игорь, Москва. Андрей Сергеевич, обожаю ваши фильмы.

А. СМИРНОВ - Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ – "Белорусский вокзал" просто с любого места всегда готов смотреть. Особенно нравится фильм "Осень". Вы сказали, что его очень сильно порезали, но даже в таком виде он производит удивительное впечатление. Это совершенно невосстановимо то, что порезали, да?

А. СМИРНОВ - Абсолютно. Вы знаете, это все детали. Но кино-то делается из деталей. А у этих ребят, которые руководили кинематографом, они были очень профессиональные в том смысле, говорить они не умели, министры, их заместители, но нюхом совершенно четко целились и из "Белорусского вокзала" и из "Осени" ушли кусочки, которые бы эти картины сделали другими. Восстановить это невозможно.

К. ЛАРИНА – А что ушло из "Осени"? Смыслово это сильно картину обеднило?

А. СМИРНОВ - Смысл тот же, конечно.

К. ЛАРИНА – Она очень цельная. Я с Игорем согласна.

А. СМИРНОВ - Наше представление обычно, что цензура носила идеологический и политический характер. Это представление не соответствует реальности, ни в какой мере. Потому что, о какой там идеологической смелости можно было мечтать, когда сценарий душился на 8 инстанциях задолго до того, как начиналось производство картины. Но во время производства конечно полный контроль режиссера невозможен. Поэтому ускользает. На самом деле этот контроль носит вкусовой характер, и он бил абсолютно четко. Как неординарно, как с тропки отступил вправо, или влево, так и бил. За что. Вот возьмите первый сегодня существующий вариант Хуциева "Застава Ильича". Что там идеологически. Но ведь ее топтали так, что он еле встал с ног. Потому что там есть богатство власти, там есть неординарный взгляд на эту советскую реальность. Там есть какие-то сомнения…

К. ЛАРИНА – Там есть внутренняя жизнь.

А. СМИРНОВ - Конечно. Это было и с "Осенью", там ключевая сцена, скажем, это самая истерика героини в чайной там был кадр, замечательно сыгранный артистами, когда он ее в истерике, сгорая от стыда перед тем, что она устроила перед людьми, он ее вытаскивает, а на улице проливной дождь, а тут рядом колодец. Она продолжает рыдать, он ее сажает на землю, достает ведро, и окатывает. Она задыхается, а потом начинает ее успокаивать и целует ее мокрую морду. Понимаете. Она постепенно успокаивается. Этот кадр целая сцена. Она для картины бесценна, она создает другую температуру. Вот таких кадров десятка полтора оттуда улетели. Поэтому это по цельности, по духу конечно картина та же, но кино это же детали. Так и в "Белорусском вокзале", ну что говорить, это дело прошлое.

К. ЛАРИНА – Давайте еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Роман. Я хочу сказать, вот вы замечательный актер. Еще более замечательный режиссер. Ну, зачем вы занимаетесь тем, в чем не разбираетесь, выставляете себя дураком. Я имею в виду политические и исторические ваши экскурсы.

А. СМИРНОВ - Очень интересный вопрос.

К. ЛАРИНА – Я специально продержала. И что.

А. СМИРНОВ - Знаете, что же отвечать.

К. ЛАРИНА – Ну что это за хамство, ребята.

А. СМИРНОВ - Ничего страшного.

К. ЛАРИНА – Если вы готовы к диалогу, если вы звоните и делаете замечание, хотите спросить, как вы говорите острый вопрос задать, так готовьтесь к диалогу. Что же вы хамите и бросаете трубки.

А. СМИРНОВ - Это нормально. Этот парень или сам коммунист или сын коммуниста или бывший или будущий коммунист. Я эту публику знаю. Ничего другого от них ждать не надо.

К. ЛАРИНА – Еще звонок. Нас не запугаешь.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. В отличие от предыдущего звонка я хочу сказать большое спасибо Андрею Сергеевичу за его роли. И Ксения, большое спасибо, 24 я ходила на Тараторкина. И смотрела спектакль "Колчак". Вот ваше отношение, если вы смотрели этот спектакль, конечно потрясающе. Была такая овация. И чувствуется, что отношение к истории, наверное, самое трепетное.

К. ЛАРИНА – Меняется.

А. СМИРНОВ - К сожалению…

К. ЛАРИНА – Я тоже не видела спектакль, хотя мы об этом говорили. Это Георгий Тараторкин играет, сама по себе история очень интересная, играет в Иркутском драматическом театре как приглашенная звезда столичная, играет роль Колчака. И вот они впервые этот спектакль привезли, сейчас в Москве показывали. Мы об этом говорили с Георгием Тараторкиным. И как раз говорили о том, насколько меняется сегодня отношение к бывшим традиционным врагам отечества. Поскольку все-таки адмирал Колчак, учитывая, что он не реабилитирован официально.

А. СМИРНОВ - К сожалению, я не видел спектакля все по той же причине, о которой я уже упоминал. Если говорить о самой личности Колчака, то, конечно, это выдающийся деятель нашей армии, нашего флота, прежде всего. Один из той команды блестящих офицеров, закончивших академию генерального штаба до Первой мировой войны. Сделавший очень много для того, чтобы армия восстановилась после японского поражения, чтобы мы были готовы к Первой мировой. Выдающийся конечно деятель, общественный деятель. И с трагическим концом конечно. Но при этом ничего не могу сделать… Учредительное собрание мечта русского народа о том, что мы выберем самых лучших, а они сядут и решат, какая нам жизнь нужна, было разогнано дважды. Первый раз 5 января 1918 года его разогнали большевики, потом уже когда началась гражданская война, образовался комитет учредительного собрания в Самаре. Потом под ударами Красной армии он вступил сначала в Уфу, потом в Омск. И там учредительное собрание нашло свой конец. Колчак, которому был предложен пост военного министра, причем Авксеньтьев, эсеры, которые возглавляли этот комитет, не хотели Колчака, побаивались этого. Но западные союзники настояли, Колчак стал военным министром, вскоре он произвел военный переворот, разогнал этот комитет учредительного собрания. Часть людей – Авксеньтьев и другие под конвоем были отправлены в Китай. А 9 народных избранников были расстреляны колчаковскими офицерами. У нас нет указаний, что это по прямому приказу Колчака, и утоплены в Иртыше. Так что наш русский парламент, избранный всенародно, был разогнан дважды. Сначала красными, потом белыми. Эту страницу, к сожалению, из биографии Александра Васильевича тоже нельзя вычеркнуть.

К. ЛАРИНА – Мы должны уже заканчивать нашу встречу. "Свобода по-русски" так называется пока еще невиданный фильм, который закончил Андрей Смирнов вместе со своими коллегами со своей замечательной командой. Я хочу поддержать предложение нашего слушателя Георгия Васильевича и все-таки выпустить это кино на DVD, уж тут-то точно никто вам не запретит. Давайте это сделайте. Мы это посмотрим с большим удовольствием. Я думаю, что немало найдется людей, которые эту кассету купят.

А. СМИРНОВ - Спасибо.

К. ЛАРИНА – Бог уже с ним с этим телевизором. В конце концов.

А. СМИРНОВ - Нет, нет, я не согласен. Доберемся до телевизора, выпустим и DVD.

К. ЛАРИНА – Вот, доберемся и до телевизора. Вот на этом мы и завершим нашу сегодняшнюю встречу. Спасибо большое.

А. СМИРНОВ - Спасибо вам. Всего доброго.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024