Купить мерч «Эха»:

Виктор Сухоруков - Дифирамб - 2006-01-14

14.01.2006
Виктор Сухоруков - Дифирамб - 2006-01-14 Скачать

К. ЛАРИНА – Добрый день еще раз! У микрофона Ксения Ларина! И я рада представить вам, уважаемые друзья, нашего сегодняшнего гостя. Это Виктор Сухоруков. Здравствуйте, Виктор Иванович!

В. СУХОРУКОВ – Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, радиослушатели «Эха Москвы».

К. ЛАРИНА – Виктор Иванович Сухоруков – актер театра и кино. Вот, с недавних пор вернулся к себе домой, на родину, в Москву, и теперь считается, конечно же, нашим, родным московским артистом, работает и в кино и в театре. Ну, и самое главное, мне кажется, что Виктор Сухоруков – это тот человек, который точно знает, в чем смысл жизни. Иначе бы он таким бы не был. Да, Вить? Да? Вот можно это сформулировать?

В. СУХОРУКОВ – Да, согласен.

К. ЛАРИНА - Вот я такой простенький вопрос сразу тебе задаю. Для тебя лично?

В. СУХОРУКОВ – Смысл жизни – в самой жизни. Просто, банально. И любви к ней. Вот весь смысл. Может быть, это не приходит с детством, с первым классом, с какими-то первыми открытиями. Но главное открытие я понял, что жизнь прекрасна, что она одна. И так хочется быть полезным на тот промежуток времени, пока я здесь. Пусть немножко демагогично, но я с этим сегодня живу. Вы мне задайте вопрос «как живешь, Витя?».

К. ЛАРИНА – Сейчас задам вопрос «как живешь, Витя?». Этот вопрос можете, кстати, повторить потом и вы, уважаемые друзья. Я напомню наши телефоны в прямом эфире. Обязательно мы сегодня телефон включим. 783-90-25 – это для москвичей. И 783-90-26 – это для тех, кто слушает нас не в Москве. Кроме этого, конечно же, работает наш эфирный пейджер, 725-66-33. Все ваши вопросы, сколько нам позволит времени, я обязательно Виктору Сухорукову передам здесь же, в прямом эфире.

В. СУХОРУКОВ – Звоните, звоните, не стесняйтесь.

К. ЛАРИНА – Да. Ну, а начнем, конечно же, мне очень хочется начать с последних по времени работ, которые нам еще предстоит только увидеть. Я знаю некоторые секреты. Я бы все-таки начала бы с театра, поскольку мне всегда интересно, что Виктор делает в театре. А сыграно уже немало в Москве. Давай мы назовем, напомним просто, что сыгран Шут в «Короле Лире» в театре Вахтангова, да?

В. СУХОРУКОВ – Вахтангова.

К. ЛАРИНА – Сыгран Человек из ресторана в антрепризе Галины Боголюбовой «Богис».

В. СУХОРУКОВ – «Богис».

К. ЛАРИНА – Сыграны «Игроки» в антрепризе. В антрепризе? Что это? Частный, да, театр, скажем так?

В. СУХОРУКОВ – Ну, можно так назвать. Я уже не стесняюсь этого слова.

К. ЛАРИНА – В товариществе «814» Олега Меньшикова. Может быть, я что-то забыла. Из того, что уже было?

В. СУХОРУКОВ – Все сказали.

К. ЛАРИНА – Вот, три работы театральные, да? Ну, и сейчас на выпуске, прямо совсем, тьфу-тьфу-тьфу, стучим, спектакль по «Преступлению и наказанию» Федора Михайловича Достоевского «Сны Родиона Раскольникова». Так? Я все правильно говорю?

В. СУХОРУКОВ – Отлично!

К. ЛАРИНА – Я все помню, видишь как. Информация держится ровно 30 секунд!

В. СУХОРУКОВ – Ой, счастье!

К. ЛАРИНА – Как раз вот, в товариществе «814» у Олега Меньшикова. Сразу отвечу на многочисленные вопросы. Олег Меньшиков, как актер, не занят в этом проекте, он продюсирует его. А вот одного из артистов вы вот сегодня и слышите. Ну, впрочем, Витя, наверно, подробнее расскажет об этом спектакле.

В. СУХОРУКОВ – Я постараюсь быть короток, лаконичен и интересен. То, что в кино со мной происходило в последние годы, я говорю теперь о московском периоде жизни, с момента возвращения в город Москву, «москвичую» я уже пятый год, а живу третий год, и за это время в кино, конечно, происходит у меня много всякого разного. С театром, несмотря на твои перечисления, Ксюша, не могу сказать, что я счастлив, не могу сказать, что я удовлетворен, не могу сказать, что я насыщенно живу и полностью отдаюсь. Ну, ну, ну… «Лир» закрылся, проработав один сезон. «Человек из ресторана» тоже завалился набок по ряду причин. И только была у меня одна лебединая песня, это «Игроки», который три года, три сезона мы ваяли у Олега Меньшикова в товариществе «814». И последний наш был полет – это в Америку. Как сейчас помню, последние три дня в Нью-Йорке, совсем рядышком от тех разрушенных королей-небоскребов, там есть центр, и мы играли «Игроки». Почему я об этом рассказываю, сейчас поймете. На третий день уже пришлось ставить охрану около сцены. Шквал аплодисментов, вопли, слезы, плач!

К. ЛАРИНА – Русские?

В. СУХОРУКОВ – Да. Наших вчерашних, сегодняшних и завтрашних. Там были черные, там были азиаты. Но, в основном, конечно, наши. И был прием настолько яростный, настолько мощный, что мы уже откланялись, мы уже ушли за кулисы, мы уже переоделись в свои гражданские, выражаясь армейским языком, одежды. И стоим в коридоре, и Олег стоит растерянный и говорит «ну что, пацаны, пойдем еще раз, зовут, надо идти». И мы журавлиным клином вышли на сцену нью-йоркского центра, поклонились, и уже в полете, в самолете я понял, что мы прощаемся с великолепным дитем. И, конечно, он избаловал меня своей порядочностью, Меньшиков. Работая над спектаклем и сотрудничая с ним, я привык к дисциплине, какой-то организованности, какому-то дружелюбию, взаимопониманию. Все было легко и сказочно. И после этого, конечно, я стал осторожен в выборе театрального дела. Было много предложений, и до сих пор поступают и пьесы, и звонки. Зовут, зовут, зовут! Но я как-то немножечко… Это не каприз, не пижонство, не какая-то самонадеянность. Просто я стал осторожен, потому как работаю добросовестно и очень много отдаю сил, что бы об этом не говорили. Есть такие профессии, как врач, летчик, моряк, актер, у которых нет графика работы. Они если работают, то служат этому круглые сутки. И я выбираю не только названия, я узнаю о режиссере, кто мои партнеры. Вот, слава Богу, товарищество «814» опять постучалось в мой мир, и пригласили меня участвовать в «Снах Родиона Раскольникова». Режиссер-постановщик – Павел Сафонов, который ученик Щукинского училища, актерское образование имеет, но уже заявил о себе, как о режиссере, в дипломном…

К. ЛАРИНА – В театре Вахтангова идет его спектакль «Чайка». Очень хороший спектакль.

В. СУХОРУКОВ – «Чайка», да, на малой сцене, с мастерами, народными артистами. Да, и он однажды пригласил меня уже в эту историю, я отказался прошлым летом. Что-то мне показалось это все неинтересным и скучным. А в этот раз, когда я поворошил все эти предложения, которые были вокруг меня, а тоска, мне хочется уже играть, мне хочется уже общаться с публикой, вдруг позвонили и сказали, мол, есть такая работа. И он предложил мне аж пять ролей. Так у нас прием такой, Раскольников больной, уже полтора года он сидит на каторге, лежит больной в госпитале, и к нему приходят призраки, привидения, как я сказал, злые лики совести. И мы напоминаем ему о том, что он совершил, и происходит некий диалог с самим собой и потусторонним миром. Так вот, потусторонним миром, почему я и взял на себя смелость переодеваться и трансформироваться из мужчин в женщин. Я однажды сказал, что на все согласен, только в гроб не лягу. Почему? Потому что еще належимся. И платье не надену. Потому что у нас сейчас все поголовно переодеваются. Данилко играет Сердючку, так уже и в Сердючку переодеваются, эстрадные особенно актеры. Ну, друзья мои, где же вкус? Ну что же вы превращаете некие вот эти игры в какую-то пошлятину, в какой-то дурной запах? Переодеваться надо только в экстремально крайних случаях. Вот, «В джазе только девушки».

К. ЛАРИНА – А «Тутси»?

В. СУХОРУКОВ – Да, но тут необходим… Почему «В джазе только девушки», уточню. Там либо смерть, либо в бабу переодевайся. Когда жизнь вынуждает мужику одевать платье, другого выхода нет. У Тутси был выход, иди в грузчики, торгуй пирогами.

К. ЛАРИНА – Ну ладно! Ты актер! Тебе бы так сказали «либо ты в платье переодеваешься, либо иди огурца играй!».

В. СУХОРУКОВ – Согласен, согласен. Но я к тому, что тут как раз та возможность переодевания. Почему я такое предисловие вам сказал? Потому что я играю Порфирия Петровича, Мармеладова, я играю Разумихина и Пульхерию Александровну, маму Раскольникова, «знаешь, Родя, Марфа Петровна умерла, ах, Боже мой!», и играю старуху-процентщицу, «чтож ты батюшка, хе-хе, чего это ты дрожишь, хе-хе-хе!». То есть есть возможность повыламываться, поиздеваться.

К. ЛАРИНА – То есть это такие тени из прошлого, да?

В. СУХОРУКОВ – Да, да, да! И это актерство, это лицедейство. Меня это купило. Трудно идет работа, тяжело, но также дружно, компания великолепная собралась. Из старых там, из знакомых мне уже Никита Татаренков, Тимофей Трибунцев из театра «Сатирикон», он очень интересный актер. Кстати, мы вдруг с ним сойдемся в фильме «Остров», о чем я еще скажу, Павла Лунгина. Здесь встречаемся, тут же здесь Максим Браматкин, уникальная, необузданная натура, молодой актер, тоже занят в этом спектакле. Единственная девочка у нас, Соню Мармеладову играет, это Вера Строкова, студентка Щукинского училища. А главного героя, Раскольникова, играет Илья Исаев, ведущий актер молодежного театра, как-то РАМН называется сегодня, да? Вот, бывший…

К. ЛАРИНА – А про Колтакова не сказали.

В. СУХОРУКОВ – Сейчас скажу. Я ведь специально его оставил на постскриптум, постфактум, пост, пост, пост. Потому что через несколько лет как бы забвения, тишины, спрятанной жизни какой-то из тени вышел уникальный, на мой взгляд, человек. Недавно ему исполнилось 50 лет. Это Сергей Колтаков. Как он репетирует, Боже мой! Это задохнуться, только наблюдая, как он пребывает в процессе, может быть, от голода, может быть, от какой-то ответственности, может быть, это его натура, природа. Но дух захватывает только глядя на его репетицию. Играет Свидригайлова.

К. ЛАРИНА – Напомню просто нашим слушателям. Если вы забыли действительно, как вот сейчас сказал Виктор, что несколько лет забвения было.

В. СУХОРУКОВ – Он заслуживает того, чтобы о нем вспомнить.

К. ЛАРИНА - Давайте все-таки вспомним его работы в кино, прежде всего, Сергея Колтакова. Это «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко, фильм, который часто показывают, слава Богу, по телевидению. Это фильм «Соучастники» с Леонидом Филатовым, замечательная работа. Потом он прекрасно сыграл в сериале «Жизнь Клима Самгина». Ну, много можно перечислять. Актер выдающийся, я считаю. А уж театральный какой артист, действительно, можно задохнуться, вот Виктор прав.

В. СУХОРУКОВ – Не буду говорить о результате. Я и так слишком много, часто бегу впереди телеги, хвастаюсь, восторгаюсь, сочиняю параллельно свое произведение, кино или театральное произведение, начинаю взахлеб об этом рассказывать, а потом чаще разочаровываюсь. Но я об этом разочаровании иногда помалкиваю, потому что я же не один участвую в неком действии, я должен его все-таки подавать публике. Но здесь я смело хочу сказать, Котаков порадует, удивит и восхитит. И не только он, потому что Олегу Евгеньевичу Меньшикову, в этот раз он даже не продюсер, он как бы художественный руководитель, я его обозвал патроном, он засмеялся. А он здесь действительно как бы патрон. Он не вмешивается, не влезает, он только мимо проходит и краем глаза наблюдает, что мы там делаем, не мешая. Но, думаю, он последнее слово скажет. Но он сумел опять собрать такую компанию, у нас ведь были актеры очень талантливые, очень интересные, которые начинали это дело, но ушли, и ушли по причине заработков, по причине кино, по причине того, что «о, в феврале премьера! А у меня в кино в январе». И так сложилось, что собралась компания, и я очень хочу, что мы не будем показывать каждый сам себя, мы покажем компанию, команда расскажет историю Родиона Раскольникова полтора года спустя после убийства старушки-процентщицы.

К. ЛАРИНА – Вот, когда Виктор говорил тут о разочарованиях, которые неминуемо наступают, к сожалению, это так, мы сказали про профессию актерскую, что это круглосуточная такая работа, ненормированный рабочий день, ненормированная рабочая ночь.

В. СУХОРУКОВ – Да, да.

К. ЛАРИНА – Но, тем не менее, как мне кажется, одна из самых таких обидных вещей, если говорить об этой работе, театральной, что, к сожалению, не всегда количество затраченного труда гарантирует результат. Это самое…

В. СУХОРУКОВ – Ксения, тут однажды мне задали хороший вопрос, что такое успех и признание. Я тогда сказал: за успех отвечаю я, я знаю цену того, что я сделал. Но признание раздуют другие. Даже перечисленные тобой название, а их всего три было в Москве, я очень скудно живу театральной жизнью в Москве, даже из этих трех я такие получил тумаки, меня так обозвали, по полной, можно было повеситься. Но я сказал: нет, не на того напали, могу и матом послать, как иногда это делают в «Эхо Москвы», неприятных слушателей.

К. ЛАРИНА – Да ладно. Бывает такое?

В. СУХОРУКОВ – И могу, потому что я знаю, что занимаюсь любимым делом и я обязательно добьюсь хороших результатов. Надеюсь, что здесь я немножечко изменю о себе впечатление, как о театральном актере, а заявить о себе охота. И я не вижу ничего плохого в том, когда люди громко заявляют о себе, нагло говорят «я хочу быть! Я стану! Я завоюю! Я сделаю». Пусть громко звучат мечты, реальность нас и так каждый раз осаждает, пришибает, как прошлогодний снег к земле. И подчас очень трудно распрямляться. Я стараюсь распрямляться до сих пор.

К. ЛАРИНА – Теперь про «Остров».

В. СУХОРУКОВ – Вот они, чудеса жизни. И когда я последние несколько лет повторяю «Чудо! Чудо! Чудо! Чудо!», скажут, ну вот, опять кликушествует Сухоруков. Да, кликушествую, потому что я не хочу видеть свою жизнь обыденной, пресной, будничной, серой. Я сам ее разглядываю через призму праздников, событий. Даже катастрофа, она будоражит человека. Войн достаточно, треволнений огромное количество, нас каждую неделю трясут какими-то мрачными событиями. Мама родная! Я вот недавно только опять разговаривал, наша температура жизни – 5 градусов, 35, ну, градусник поставьте. В каком диапазоне человек дышит и живет! А то, что человеческая жизнь в среднем, 60 лет если взять, это всего пять оборотов вокруг Земли! Да что ж я, за эти пять оборотов, всего пять оборотов вокруг Земли, я буду растрачивать себя на то, где я, может быть, не силен, не способен, не пригоден. Я буду заниматься тем, что мне нравится, что я могу, с одной целью – уйти, оставив пользу после себя, какую-то радость и светлое воспоминание. Так вот «Остров», чудеса. У меня был такой шанс, я об этом уже говорил, и чудо, когда мне, Вите Сухорукову, у которого уже сложился имидж «брата», бритоголового, яйцеголового, такого харизматичного, страшноватенького дяденьки, вдруг предлагает Мельников Виталий Вячеславович царя Павла. Боже мой! Вздохнуть и не выдохнуть! И вот, в этом, в прошлом году я закончил съемки у Павла Семёновича Лунгина, позвонил, узнал, как название будет. Он говорит, будет пока «Остров». Фильм «Остров». Дорогие друзья, запомните, в главной роли – музыкант, актер, режиссер Петр Мамонов. Это что-то! Это такая энергия! Это такая мощь беззубая, всклокоченная, черномазая! Я имею в виду, он в угольной весь грязи там. Это такая сила, это такой надрыв! И рядом с ним Дима Дюжев. Думаю, не надо напоминать, Космос из «Бригады». Он отец Иов, завхоз монастыря. И я, Виктор Сухоруков тире Багров, приходится, так сказать. Настиг, настиг меня «синдром Ихтиандра и Сухова», синдром «брата». И я почему-то раньше боялся этого, сегодня почему-то этим горжусь. Хотя я знаю ответ, почему горжусь. И вдруг – владыка Филарет! Я настоятель мужского монастыря. Теперь я задаю вопрос, много ли у нас фильмов было, и хотя бы один назовите про мужской монастырь?

К. ЛАРИНА – «Отец Сергий».

В. СУХОРУКОВ – Вскользь. И очень, немножечко, крашено, немножко нарядно.

К. ЛАРИНА – А я помню, еще был такой чудовищный фильм, назывался «Монах», где играл Александр Абдулов.

В. СУХОРУКОВ – Сергеев. Да, да, да. Сергеева фильм.

К. ЛАРИНА – Да, да. Жуть какая-то.

В. СУХОРУКОВ – «Грех», а не «Монах». «Грех».

К. ЛАРИНА – «Грех». Но он был монахом, которого девушка соблазнила.

В. СУХОРУКОВ – Да, да. И тут история о человеке, который мучается от собственного предательства, страдает, замаливает свой грех. А в это же время Бог, или какие там силы, наградили его даром целительства и провидения.

К. ЛАРИНА – А это как, оригинальный сценарий или какое-то произведение литературное?

В. СУХОРУКОВ – Это оригинальный сценарий, оригинальный сценарий. 80-е годы – время действия, место действия – это север, снимали на Белом море в Кеми, в рабочем поселке, прямо вот рядышком с Соловками. И тюлени выплывали из Белого моря и наблюдали за нашими съемками. Много уникального и загадочного будет в этой картине.

К. ЛАРИНА – Мужская картина? Там женщин нет?

В. СУХОРУКОВ – Мужская, но женщины есть. Там, например, снималась Яна Есипович, Вика Исакова, Нина Усатова. Там ведь еще история о выборе. Там все время люди прибывают на этот остров решать какие-то свои вопросы, проблемы, сновидения. И им предлагается выбор: или – или. И почему-то человек выбирает более легкий путь, более простой, меркантильный, и страдает от этого. Очень интересная картина, мне думается, и я жду ее с нетерпением, потому что она… Религиозные люди нам помогали, у нас был консультант отец Косьма, дай ему Бог здоровья. Почему я о нем вспоминаю, потому что сценарий написан, и он напичкан цитатами из Евангелия, из Писаний, очень такой сценарий специфический. А сценарист почему-то нам не помогал в дороге. Я слышал, что к нему обращались за консультацией, советом, а он вроде бы сказал «нет, нет, нет, это для меня уже пройденное, прошлое, так что без меня». Ну, без тебя, так без тебя. Поэтому дай ему Бог здоровья, но картину мы сделали, на мой взгляд, достойную. И опять, может быть, заранее запрягаю себя вместо лошади и говорю об этом, но очень хочется верить, что мы многих удивим. Приятно или неприятно.

К. ЛАРИНА – А когда она выйдет?

В. СУХОРУКОВ – Надеюсь, что в марте. Надеюсь, что в марте. По крайней мере, по времени премьера должна состояться в марте, фильм «Остров» Павла Лунгина. Вот вам и событие.

К. ЛАРИНА – Я опять же хочу заметить в скобках, напомнить просто нашим слушателям, я такие сноски делаю, как в журнале.

В. СУХОРУКОВ – Да, да, да.

К. ЛАРИНА – Да, что как раз творческое сотрудничество Павла Лунгина и Петра Мамонова началось достаточно давно.

В. СУХОРУКОВ – «Такси-блюз».

К. ЛАРИНА – «Такси-блюз» – фильм, который действительно открыл какую-то новую эпоху в кино.

В. СУХОРУКОВ – Петр здесь тоже будет совсем неожиданный.

К. ЛАРИНА – Да.

В. СУХОРУКОВ – Он тоже вернулся как бы в кино по-серьезному.

К. ЛАРИНА – Как он работает сегодня как артист, как партнер?

В. СУХОРУКОВ – С ним работалось настолько тяжело и прекрасно. Это тот случай или та встреча, когда мы после съемок собирались у него…

К. ЛАРИНА – А вы были знакомы до этого?

В. СУХОРУКОВ – Нет, мы с ним познакомились случайно, снимались в одной картине, и знакомство было двух дней. И когда он пришел к Лунгину Павлу Семеновичу, это он первый сказал «а зовите Сухорукова, позовите».

К. ЛАРИНА – Это его было предложение?

В. СУХОРУКОВ – Конечно! Павел Семенович говорит:

- Как, Сухоруков – монах? Да ты что, Петь?

- Вызывайте, вы его не знаете, попробуйте!

Тоже много странного. И если рассказывать конкретно об этом, я опять мораль могу как бы вынести из этого рассказа. Не все покупается, продается, не все по заказу, не все по звонку, много такого неожиданного существует в жизни. Ну вот, видимо, мне везет. Я сейчас на той дороге, где постоянно из-под камней и колдобин выскакивают какие-то прекрасные бабочки.

К. ЛАРИНА – Вот, прекрасная бабочка вошла в студию, это Оксана Пашина. Поскольку у нас сейчас выпуск новостей, мы прервемся, потом продолжим нашу программу. Напомню, что в гостях у нас Виктор Иванович Сухоруков. Мы ждем ваших вопросов, готовьтесь, и в следующей части обязательно с вами пообщаемся по телефонам прямого эфира.

НОВОСТИ.

К. ЛАРИНА – Вот каждый раз одна и та же история. Когда Сухоруков приходит, собираю я сразу телеграммы, которые приходят на пейджер. 70% признаний в любви и каких-то воспоминаний, на которые требуются реакции!

Любовь свою я Виктору дарю.

За все, что было, я его благодарю.

Пишет Света Сурдайкина. «Виктор, ты наверно, меня не помнишь, но я никогда не забуду о встрече с тобой» - Рая из Купчино. И таких телеграмм – несть им числа! Понимаешь?

В. СУХОРУКОВ – Какое счастье.

К. ЛАРИНА – Да что. Я помню, уже такое было, мы уже это получали, да?

В. СУХОРУКОВ – Меня радует другое, Ксения. Бывают неожиданные сегодня звонки тех моих знакомых издалека, из прошлого, которые вдруг вместе с приветствием, они мне рассказывают, как они избегали меня, как они…

К. ЛАРИНА – Почему?

В. СУХОРУКОВ – Да, ну вот был у меня такой период. Я уже об этом рассказывал.

К. ЛАРИНА – Да.

В. СУХОРУКОВ – Но счастье в том, что они не стесняются и говорят «Витька! Ну ты же действительно кончился, ты же действительно упал! И я не знала, как тебе помочь, я избегала встречи с тобой! Я видела твое клетчатое пальто и я думала, ну что мне делать. Здороваться не могу, значит, я должна что-то говорить. А говорить нечего!». Как мне приятны эти исповеди людей из прошлого, потому что, значит, это и есть признак признания моей силы, моего сегодняшнего возрождения. И я хочу быть образцом для многих людей, которые думают, что если захромал пьяный ногой или, как бы, разбитый мордой, исполосовал землю, значит, все, больше неба не увидать. Увидите. Поднимайтесь и идите. Клянусь, есть выход. Выход есть всегда. Ну, это другая тема.

К. ЛАРИНА – А вот скажи мне, Вить, а вот люди из прошлого, которые тогда тебя окружали, вот этого черного прошлого, ты с ними не общаешься? Этот круг ушел из твоей жизни?

В. СУХОРУКОВ – Честно скажу, вот сейчас даже коротко сформулирую. Одних сам запер, не убил, не зарезал, не вычеркнул, я их просто запер, закрыл. Пусть лежат там где-то, собирают пыль, перхоть, все, что угодно. Одни были такие, которых я пытался вернуть, но они сами почему-то не возвращаются. Видимо, такой Сухоруков им не нужен. Есть третьи, которые остались, приняли меня таким и счастливы, и я счастлив. Но их очень-очень мало. Но это не самое главное сегодня. Я все равно скупее стал в желаниях, я стал абсолютно другим от ножа, вилки, утюга, до восприятия миром. Я сегодня очень-очень живу по-другому.

К. ЛАРИНА – Еще один мой вопрос, а потом включу телефон. Вот что касается искушений творческих, их же немало, наверно в твоей жизни.

В. СУХОРУКОВ – Огромное количество.

К. ЛАРИНА – Сам говоришь, сколько звонков и предложений.

В. СУХОРУКОВ – Да.

К. ЛАРИНА – Вот каким образом ты себя все-таки заставляешь говорить «нет»? Это трудно?

В. СУХОРУКОВ – Трезво. Нет, не трудно, потому что я уже обжигался, я уже многое испробовал и многое-многое потерял. Я потерял много времени, я истратил много сил. И сегодня я немножечко жадничаю. Я знаю про себя, что буду работать 24 часа, кому-то нравится или не нравится, я знаю, что я буду ответственен до безобразия, я знаю, что я буду грызть землю, получив роль, и поэтому я хочу результата. Потому что всех денег не заработаешь, богато мы никогда не жили и что нам начинать. Самое главное – есть одна мечта, я хочу и в театральном деле и удивить, и порадовать ту публику, которой я интересен. А для этого нужна не только роль, не только история, а и режиссер, партнеры и обстановка, которую создает продюсер, антрепренер, все важно. Скажу сразу, почему я в начале разговора уронил реплику, что хорошо отношусь к слову «антреприза»? Оно сегодня обретает чистоту, порядочность, профессионализм, качественность. Все придет в соответствие. И там мне интересней, потому что я сегодня не прошу и не предлагаю, я себя отдаю. Именно поэтому я имею право выбирать, и поэтому я легко отказываюсь, аргументируя, почему отказываюсь.

К. ЛАРИНА – Почему не случился «Мастер и Маргарита» в твоей жизни? Это вопрос уже не мой, а наши слушатели, конечно же, интересуются. Кстати, я хочу сказать нашим слушателям, что когда Виктор вошел в редакцию, первое, что я сказала: вот, кого не хватало, вот тот человек, который там должен был быть! Неужели ничего не предложили в этом фильме?

В. СУХОРУКОВ – Это не секрет. И в первый заход меня пригласил Бортко, и я был утвержден на роль Варенухи. Прошло время, меня снова позвали на эту роль, и я отказался. Но хуже не стало, эту роль сыграл мой друг, товарищ.

К. ЛАРИНА – Ленинградский актер, да.

В. СУХОРУКОВ – Андрей Шарков, актер театра БДТ. На мой взгляд, великолепное приобретение пока что сериального производства в кинематографе. Думаю, что режиссеры из большого кино обратят на него внимание. Он сыграл эту роль. И не знаю, как отнесся ко мне, обиделся или нет Владимир Бортко. Не скрою, я не видел, к сожалению, к сожалению, всего фильма. Но я и не жалею, что я в нем не участвовал. Бывает, когда жалеешь. Тут я не жалею, потому что, видимо, так сложилось, что в это время я тоже делал интересные вещи.

К. ЛАРИНА – Какие еще виды творчества тебя сопровождают по жизни? Вот, сейчас, когда мы говорили до эфира, с Ксюшей Басилашвили мы взяли и спросили у Виктора, есть ли у него любимая картина в Третьяковке. Конечно же, есть! Конечно же. И тут же замечательное эссе в импровизации выдал нам Виктор Сухоруков. Я так понимаю, что все, что касается творчества, это все в сфере твоей жизни, твоего интереса. Да?

В. СУХОРУКОВ – Моего внимания, да. И опять, я почему иногда нервничаю, злюсь, и у меня портится настроение только от того, что я слышу, там открылась фотовыставка, так отрылась выставка, там какая-то галерея, вернисаж. Центральный дом художников, он там кишит этой красотой, этими открытиями. И мне хочется везде успеть. Москва этим так богата, так разнообразна. И хочется везде успеть, потому что, уверен, нынешний режиссер, особенно театральный, беден тем, что он мало познает мир как таковой, он мало изучает психологию, физиологию, жизнь человека, он мало видит, мало читает. И, мне думается, поэтому он отличается о того старого режиссера. Не потому что, вот, «мы в свое время…», нет, нет, нет. Сегодняшний режиссер немножечко суетлив, тусовочен, празднен, болтлив. А надо быть любопытным, надо быть дотошным, надо быть жадным до этого.

К. ЛАРИНА – Ты дневник ведешь?

В. СУХОРУКОВ – Бывает, но редко. У меня он довольно странный дневник. Я могу долго описывать очень простую вещь. «Вчера съел эскимо. С удовольствием». Вот, бывает такая запись. Потом начинаю рассуждать долго о прошедшем дне, о репетициях.

К. ЛАРИНА – А про роли?

В. СУХОРУКОВ – Обязательно. Бывает, размышляю, но редко, потому как не до этого. Ну, бывает, записи я веду иногда, веду, не скрою. Хотя, говорят… Мне тут предлагали книгу написать. Я говорю: ну, ребят, все. Это сигнал к старости, сигнал к уходу, а я, говорю, уходить не собираюсь. Мало того, почему я еще попросил вас, чтоб вы сказали «как живешь, Витя?». Я еще думаю, отвечу-ка я им так: москвичую. А что это значит, потому как прошлый год у меня любопытно прошел, очень скоротечно, год за два месяца. Все говорят, какие-то там трудности, «год за три». Я говорю «год за два месяца», потому что прошлый год я, наконец-то, дорогие друзья… Вы можете себе представить, я звоню сестре в Орехово, говорю: надо же было прожить полжизни, да какие полжизни, на гору залезть, чтоб мечта детства осуществилась - я был в «Артеке».

К. ЛАРИНА – На фестивале, наверно.

В. СУХОРУКОВ – Это была моя сказка.

К. ЛАРИНА – Да это уже не тот «Артек», наверно.

В. СУХОРУКОВ – А мне неважно, я другого не видел. Все сошлось! Я в прошлом году целовал Катрин Денев на фестивале «Лики любви». Да, у меня была такая честь. Никита Высоцкий предложил мне спеть песню на фестивале «Песни Высоцкого». Я был в шоке!

К. ЛАРИНА – Какую песню?

В. СУХОРУКОВ – Он говорит, выбирай любую. Я обожаю его, Владимира Высоцкого, и хотел бы, напеваю кое-какие песни, но в данном случае я отказался, потому что я не готов. А он говорит, давай попробуем на будущее. Я говорю, давай на будущее, может быть, я и созрею. Мне предлагали вести рубрику в газетах и журналах. Смотри, какие интересные предложения! И я думаю, Боже мой, и это все происходит с Сухоруковым, мама родная! Это не рождение, не возрождение, это… я даже не знаю, как это назвать.

К. ЛАРИНА – Стихи хочу, чтобы ты прочитал.

В. СУХОРУКОВ – Ага, вот видите, проболтался я тоже за чаем Ксении, дорогие радиослушатели, что… Опять, откуда оно возникает? Раньше я графоманил в момент отчаяния, какого-то потемнения, не рассудка только, слава Богу, а кого-то мрака, каких-то крушений. Перлись рифмы, удачные, неудачные. А сегодня я пишу редко, но как-то уж больно благостно, как-то уж очень лелейно. Опять-таки, под впечатлением какой-то колоссальной радости или какого-то ощущения. И когда я уезжал с Белого моря от Павла Лунгина, я сидел в поезде 28 часов, Мурманск-Москва, и писалось под стук колес. И вот, я поделюсь. Это будет, да, может быть, странным, смешным, но подарком радиослушателям «Эха Москвы», потому что я это делаю в первый раз. И простите меня за эту наглость, потому что я отказываюсь от многих предложений только потому, что каждый должен заниматься своим делом. Писать стихи от любви, от горя могут все. Но говорить о них вслух, читать в эфире – это, друзья, надо иметь какую-то наглость либо сумасшедший какой-то порыв.

Я хотел бы уйти незаметно,

Сам себя унося на плечах.

Жмурюсь я от лучистого света,

Рассуждаю, купаясь в лучах.

Чтобы тень сквозняков не гоняла,

Вдруг загасят прощанья свечу,

Плоть в тандеме с душою гуляла,

Не считая грехов и причуд.

Без долгов припася на поминки,

Необузно расстаться хочу.

Все спущу, а на бубликов дырки

Пир горой на весь мир закачу.

Заказав метражи для ограды,

Я к родне вековой соберусь.

Как люблю я оркестры, парады!

А во мне – однострунная грусть.

Чтоб народ удивился не смерти,

А нежданности вести такой.

И взметнет к небу руки, как плети:

«Быть не может! Как так? Боже мой!».

Опосля, опоздав, словно ветер,

Прикоснутся словцом суетным,

Когда я распознаюсь на свете

Днем девятым, сороковым.

Я исчезну, но мой день рожденья

Листопадом продолжит кружить!

Вдруг подверг эти мысли сомненью.

Жить хочу. Надо жить. Буду жить!

К. ЛАРИНА – Виктор Сухоруков впервые прочитал свои стихи вот здесь на радио публично. Я еще раз повторяю, это стихи Виктора Сухорукова. Вить, давай послушаем телефон.

В. СУХОРУКОВ – С удовольствием.

К. ЛАРИНА – Мы обещали. Бери наушники теперь. 783-90-25 – для москвичей, 783-90-26 – для тех, кто слушает нас не в Москве. Вот с этой линии мы, давайте, и начнем. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Алле! Алле, здравствуйте!

К. ЛАРИНА – Да. Добрый день!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Добрый день! Вам звонят из Тюмени. Меня звать Гюльнара.

К. ЛАРИНА – Да, Гюльнара.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Вот есть такая фраза «жить, чтобы играть». Вот мне кажется, эта фраза выражает всю сущность актера и человека Виктора Сухорукова. А вопрос у меня будет такой: вот что вы читали в последнее время, и что вас потрясло? Спасибо!

К. ЛАРИНА – Спасибо, Гюльнара! Пожалуйста, Виктор.

В. СУХОРУКОВ – Читаю только Достоевского.

К. ЛАРИНА – Это в последнее время?

В. СУХОРУКОВ – Да, в последнее время я занимаюсь только, потому что очень много литературы возникает вокруг той работы, которую человек выполняет. Читаю много сценариев, к сожалению, это же тоже время. А что потрясло? Трудный вопрос, он немножко не из области искусства, поэтому прости, Гюльнара, я не буду его обсуждать.

К. ЛАРИНА – Еще звонок, пожалуйста. 783-90-25. Алле, здравствуйте! Алле? Нет, никого, еще разочек. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Здравствуйте!

К. ЛАРИНА – Да, пожалуйста, говорите. Только радио сделайте потише, а то мы слушаем все эхи, которые есть на свете. Алле!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Все, я сделала. Нормально?

К. ЛАРИНА – Да, пожалуйста. Да, да, говорите.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Здравствуйте! Я хочу выразить свое восхищение Виктором Сухоруковым. Я знаю, что он нечасто вообще дает интервью, и газетам и на радиостанциях и другим журналистам. Я хочу его спросить вот о чем: религиозный ли он человек?

В. СУХОРУКОВ – Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Меня зовут Лариса. Я из Казани.

В. СУХОРУКОВ – Ларисочка, желаю вам, чтобы вас любили! Я, наоборот, очень болтлив, к сожалению, и интервью даю много и делаю это с удовольствием, лишь бы не обижали и не гадили в душу.

К. ЛАРИНА – Что касается религии?

В. СУХОРУКОВ – Верующий, верующий. Уважаю религии все, но я христианин верующий. Конечно, верующий не так фанатично, не так, лбом об стенку, но верующий. Скажу даже, может быть, сейчас честно, чего тоже не говорил, потому как это тоже тайна: на ночь «Отче наш» читаю, читаю. Не хотел бы я этого касаться, но тут все время… То, что произошло недавно в синагоге, например, я поддерживаю писателя Проханова. Какая бы религия ни была, как бы храм не назывался, мечетью, синагогой, это то место, куда вторгаться нельзя никому, никому, даже если там прячутся агрессивные люди. Нельзя туда вторгаться, это опасно. За это накажут не власти, не люди, за это накажут боги.

К. ЛАРИНА – Спасибо, еще звонок, пожалуйста. 783-90-26. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте!

К. ЛАРИНА – Добрый день! Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Это Дмитрий беспокоит вас.

К. ЛАРИНА – Да, Дмитрий.

СЛУШАТЕЛЬ – А можно попеть немножко дифирамбов замечательному вашему гостю?

К. ЛАРИНА – Да, пожалуйста, ждем. Дмитрий, а вы откуда нам звоните?

СЛУШАТЕЛЬ – Я из Питера.

К. ЛАРИНА – Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Вы знаете, я по профессии историк и в своей время видел очень много разных сценических и киновоплощений Павла. И считал, что Павел I лучший – это Олег Борисов, без сомнения. Но, увидев работу Виктора Сухорукова, восхитился. Я не могу сравнивать, конечно, с Олегом Борисовым, но на такой же высший уровень он поднялся. И хотя в фильме было много всяческих исторических ляпов и прочих деталей, это все перекрыла восхитительная игра актера. И хочу его спросить: трудно было войти в этот образ, тем более, выйти потом из него? Потому что это действительно глубина необыкновенная.

В. СУХОРУКОВ – Спасибо большое, отвечаю…

К. ЛАРИНА – Спасибо! А вышел Виктор Сухоруков из образа Павла?

В. СУХОРУКОВ – Вышел! Честно говоря, войти в роль трудно, но хорошо. Есть такая фраза у Жераду. Дело в том, что всегда трудно работается над ролью, всегда сочиняется тяжело. И испытываешь некий катарсис даже, когда что-то получается. Трудности ведь, они не в творчестве. Муки творчества – это как гостинец ребенку от Деда Мороза, он сладок, он приятен, эти трудности. Трудности бывают другого рода, вокруг, производственные, интриги, сплетни, борьба за эту роль, когда начинаешь. У меня же с Павлом была трудная история перед тем, как включилась камера. А когда уже включилась камера, было все довольно замечательно.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Еще звонок, пожалуйста. Алле, здравствуйте! Алле? У нас что-то Москва никак не может прорваться. Давайте…

В. СУХОРУКОВ – Зато страна разговаривает! Страна, звони!

К. ЛАРИНА – Алле, здравствуйте! Алле, алле!

СЛУШАТЕЛЬ – Алло!

К. ЛАРИНА – Да, добрый день! Пожалуйста!

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте!

К. ЛАРИНА – Здравствуйте!

В. СУХОРУКОВ – Здрасьте!

СЛУШАТЕЛЬ – К Виктору Ивановичу вопрос…

К. ЛАРИНА – Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Георгий Николаевич.

К. ЛАРИНА – Откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ – Я рад, что я дозвонился. Я с радио «Культура» звоню, и предлагал ему и получил от него согласие на роль Моцарта в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».

В. СУХОРУКОВ – Каретников.

СЛУШАТЕЛЬ – К сожалению, эта оттягивается работа. Но согласен ли он продолжать?

К. ЛАРИНА – Вы по этому поводу звоните в прямой эфир?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, вы знаете, да, потому что…

В. СУХОРУКОВ – Господин Каретников, я хочу вас поприветствовать и сказать: я не отказываюсь, но, видимо, все-таки Бог есть, потому что я рад, что оттягивается, потому как январь у меня очень тяжелый. И, видит Бог, наверно, так нужно, чтобы я обязательно сыграл на радио «Культура» Моцарта, и я это сделаю, тем более, в будущем времени у меня будет побольше свободного.

К. ЛАРИНА – Я такое впервые встречаю в жизни. Ты что, трубку не берешь?

В. СУХОРУКОВ – Я не звонил, не звонил.

К. ЛАРИНА - Почему люди… Человек прорвался в прямой эфир, в прямой эфир, чтобы публично получить от тебя согласие!

В. СУХОРУКОВ – Да вы коробку конфет ему подарили за это.

К. ЛАРИНА – Давайте еще звонок. Пожалуйста, 783-90-26. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте!

К. ЛАРИНА – Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Леонид меня зовут. Я из Екатеринбурга.

К. ЛАРИНА – Да, пожалуйста, Леонид.

СЛУШАТЕЛЬ – Виктор Иванович!

В. СУХОРУКОВ – Да.

СЛУШАТЕЛЬ – Будьте добры, скажите пожалуйста, удалось вам посмотреть «Мастера и Маргариту»?

В. СУХОРУКОВ – Я уже сказал, я его не видел. Я видел только две серии начальных, больше у меня не было возможности, к сожалению. Я обязательно его посмотрю на кассетах, на дисках. Очень хочу, потому что там очень много снималось мне знакомого и любимого народа. Но, сразу скажу, ту дискуссию, которую я слышал уже вокруг фильма, мне кажется, в ней есть одна ошибка, хотя это не ошибка, а стандартный подход. Все сравнивают литературное произведение и телевизионную версию Владимира Бортко. Нужно ли это делать, я не знаю. А вот представьте себе, что я не читал произведение «Мастер и Маргарита». И специалисты или фанаты произведения, они могут восхищаться историей Бортко, а могут и гневаться, но все равно они гневаются от сравнения, они сравнивают. А здесь, ну вот, сделал Бортко версию многосерийную этого произведения. Вот, он так решил, он так видел, у него были такие возможности. Ну так, и пусть будет, пусть будет.

К. ЛАРИНА – Еще звонок успеваем. Пожалуйста, 783-90-25. Алле, здравствуйте! Алле!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Добрый день! Меня зовут Галина.

К. ЛАРИНА – Да, Галина.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Я хочу спросить Виктора, а как ему роль Бенкендорфа в последнем сериале «Сатисфакция»? Там такая команда молодежная подобралась. Как работалось?

К. ЛАРИНА – Спасибо.

В. СУХОРУКОВ – Я рад вашему вопросу и очень жалею, что этот 8-серийный фильм под названием «Сатисфакция» прошел как-то, как мне показалось, незаметно, хотя он шел со второго января, 4 дня, по две серии в вечер. Красивая такая, романтическая история со шпагами, с боями, с дуэлями. Там и Домогаров, и Витя Раков, там и Ильин, там из старших актеров Назаров, Чернов! Ну, красота!

К. ЛАРИНА – Это все реальная история?

В. СУХОРУКОВ – Нет, оригинальный сценарий. И я играю там Бенкендорфа! Хороший такой…

К. ЛАРИНА – Да я видела кусочек. Кукловод такой.

В. СУХОРУКОВ – Да, да, да! В корсете снимался. Царя Николая I сыграл Марат Башаров. Такая красивая, конечно, сказочная история, и как-то вот так она незаметно прошла. Ну что, я горжусь этой ролью. Тем более, это дебют Михаила Шевчука, а он меня очень уважает и ценит, как актера. Я не сторонник участия дальнобойного в сериалах, но тут я вот согласился и появлялся в шести сериях, котяра такой! Приятно, приятно. Все-таки Бенкендорф. А самое удивительное, что Бенкендорф мой здесь в гражданской одежде! Он в истории у нас только в мундире, но мы решили, что он будет в камзоле, потому что он закручивает гражданскую интригу как бы, бытовую. Ну, в общем, это отдельно.

К. ЛАРИНА – Я помню, я видела только первую серию, там, где шахматные фигуры, да? Достаточно все такое зловещее, такая история получилась.

В. СУХОРУКОВ – Зловещее, да, да. Леша Горбунов там, ой, прекрасно, интересная была история.

К. ЛАРИНА – Ну, еще последний, наверно, звонок в этой программе. Пожалуйста, 783-90-26… нет…

В. СУХОРУКОВ – На радио всегда времени не хватает.

К. ЛАРИНА – Конечно, сколько бы ни дали. Алле, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ – Алле, здравствуйте!

К. ЛАРИНА – Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Вам привет из Орехово-Зуево!

В. СУХОРУКОВ – Привет!

СЛУШАТЕЛЬ – Виктор, ну, не буду долго говорить, у меня пожелание к вам и просьба.

К. ЛАРИНА – Ну.

СЛУШАТЕЛЬ – Пожелание такое, чтобы вы писали стихи обязательно, стихи просто великолепные, просто замечательные. И потом, пожелание такое, увидеть вас когда еще можно будет в Орехово-Зуево? Хотя бы приблизительно?

К. ЛАРИНА – Спасибо!

В. СУХОРУКОВ – Ну, во-первых, я из Орехово-Зуево не вылезаю! У меня там и огород, у меня там родня, у меня там кладбище, вы чего! Вам ли жаловаться, ореховские! Орехово-Зуево уже прославлено, как Кремль, на всю страну! Будьте все здоровы, будьте все счастливы. И чтоб работалось, и дороги были чистые и ровные! Простите.

К. ЛАРИНА – Ну, насчет стихов, спасибо большое за такое пожелание. Но я думаю, здесь даже просить не надо, все равно будет писать стихи. Не знаю, как будет ли читать их дальше на радио, наверняка будет. Вить, мы должны уже заканчивать, поэтому, поскольку мы встречаемся все-таки в начале года, да еще, вот, праздник, который я очень люблю, старый новый год, как я его называю, любимый праздник советской интеллигенции, может быть, пожелаешь что-нибудь нашим слушателям и твоим почитателям?

В. СУХОРУКОВ – Дорогие друзья, я вдруг сформулировал пожелание к этому году, и как-то вдруг оно само собой у меня родилось.

«Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть по одиночке»,

Пропел Булат, за ним и я,

Чтоб все мы родились в сорочке.

Я хочу, чтобы мы берегли друг друга, ценили друг друга, терпели друг друга, потому что если мы не будем друг друга охранять, в разных каких-то проявлениях, нас будет все меньше и меньше. Счастья нам.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое! Это Виктор Сухоруков, гость сегодняшней программы «Дифирамб», которого мы очень любим и всегда ждем в нашей студии. Ну а что касается новостей, которые мы тут озвучили с Виктором, фильмов и театральных работ, будем следить за событиями и обязательно поделимся впечатлениями от просмотренных вещей. Надеюсь, что и вы это увидите.

В. СУХОРУКОВ – Ксения, я тебя обожаю.

К. ЛАРИНА – Спасибо, я тебя… Это твой дифирамб, это я тебя обожаю. Все! Счастливо! Спасибо!

В. СУХОРУКОВ – До свидания!