Купить мерч «Эха»:

Михаил Державин - Дифирамб - 2005-09-24

24.09.2005
Михаил Державин - Дифирамб - 2005-09-24 Скачать

К. ЛАРИНА – Я приветствую в нашей студии Михаила Державина. Здравствуйте.

М. ДЕРЖАВИН - Здравствуйте. Добрый день.

К. ЛАРИНА – Очень приятно вас видеть здесь, надеюсь нашим слушателям приятно вас слышать. Тем более что Михаил Державин будет не только говорить, но и петь. Это уже привычка давняя.

М. ДЕРЖАВИН - Да. Во многих спектаклях и кинофильмах.

К. ЛАРИНА – Презренной прозой уже устали говорить. Давайте мы покажем, мне очень хочется самой послушать эту песню, она такая древненькая, вы потом расскажете, откуда она у вас появилась. Но я уверена, что большинство слушателей ее не знают, не помнят и сейчас впервые услышат.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА – Ну браво, Михаил Михайлович.

М. ДЕРЖАВИН - Это моя первая песня на сцене. Притом песню написал не кто-нибудь, а народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской премии Андрей Яковлевич Эшпай. Тогда он был молодым совершенно молодым человеком, только что пришедшим с фронта, мы его обожали. И он привнес в этот спектакль "Опасный возраст" удивительное звучание того времени Москвы, такое ироничное такое. Тогда не было никаких джазовых, еще "Битлз" не было. И спектакль пользовался большим успехом. Такой был фельетонист Семен Нариньяни, который и написал пьесу "Опасный возраст" в театре Ленинского Комсомола, как он тогда назывался. Ходила толпа народу, теперь это Ленком. И мы, молодые актеры тогда заменили поколение актеров, которые работали до нас, на совсем молодых, это был 1959 год после окончания училища. Я учился в Вахтанговском училище. В театре уже работали Александр Анатольевич Ширвиндт, Всеволод Ларионов, Леонид Марков. Там были замечательные люди. И вот Маргариту Струнову, Владимира Корецкого и меня пригласили из театрального института имени Щукина, как он сейчас называется. И мы там проработали достаточное количество лет вместе с Анатолием Васильевичем Эфросом. А потом перешли в театре на Малую Бронную.

К. ЛАРИНА – Подождите. Кого играли в этом спектакле?

М. ДЕРЖАВИН - Я играл в спектакле "Опасный возраст" молодого человека стилягу по имени Бубусь.

К. ЛАРИНА – Такой отрицательный персонаж.

М. ДЕРЖАВИН - Естественно меня перевоспитывали, весь коллектив, по-моему, актеров театра и зрители они надеялись на то, что мой герой будет лучше, перестанет быть стилягой, как в то время называли. У меня были такие ботинки на микропоровой подошве, тогда это было модно. И я был такой симпатичный, сейчас на фотографию смотрю, думаю: милый парень был. Девушки меня окружали около театра, когда я выходил.

К. ЛАРИНА – Вот, кстати, вопрос по этому поводу от слушательницы Тани. "Михаил Михайлович, обожаемый и уважаемый, испытываете ли вы ностальгию по советским временам? "

М. ДЕРЖАВИН – Вы знаете в чем-то – да. Во-первых, как ни странно, я воспитанник пионерского лагеря. Но пионерского лагеря очень неожиданного. Я вам расскажу, почему. Мой папа был актер театра Вахтангова - Михаил Степанович Державин, народный артист. И сыгравший множество ролей. В кино я напомню просто, он умер давно в 1951 году, а в кино он играл в фильмах "Великий перелом" знаменитая картина. В фильме "Дело Артамоновых" он играл вместе с Верой Петровной Марецкой главную роль Петра Артамонова. И служил он в театре Вахтангова, при котором был пионерский лагерь. Это бывшее имение графа Шереметева. Это 49-й километр по Калужскому шоссе на Пахре. Были домики, заброшенные и до войны театрам раздавали, для того чтобы они усовершенствовали и поправили старые какие-то дома, усадьбы, раздавали какие-то оставшиеся от прошлого века домишки. И там обустраивали дома отдыха. У многих театров было: и Малого, и у МХАТа. И вот в этом пионерском лагере, он был очень интересный. Мне повязывали галстук, это происходило два раза, когда приезжала комиссия. А так мы играли в гвардейцев и мушкетеров. А пионерские у нас линейки с потрясающим концертом, где мы участвовали в самодеятельности необыкновенно, это было красиво, здорово, потому что были великолепные мастера из театра Вахтангова. Аккомпаниаторы, которые сидели с нами. Приезжал Анатолий Иосифович Горюнов. Он был председатель местного комитета театра Вахтангова профсоюзной организации. И он принимал отчет у нас. У пионеров за сделанную работу. И это было так здорово. Потом конечно мы понимали, не носили галстуки все время, не было строгого режима такого, а была очень четкая прелестная работа со стороны наших педагогов. Они же были и артистами театра Вахтангова и педагогами театрального училища имени Щукина. Поэтому по тем временам по светлым пионерским, у некоторых это связано с какой-то муштрой, у меня это радостные воспоминания моего детства. И мне было не стыдно надевать галстук, хотя бы два раза за лето и стоять под знаменем, петь песни и потом всякие ироничные куплеты исполнять. Мы, мальчишки и девчонки танцевали и пели в этом знаменитом доме отдыха Плесково.

К. ЛАРИНА – Вы уж вспомнили совсем уж пионерское детство. А ведь, извините, там целая история жизни театральной советской. Это же сплошная крамола. Эти все подпольные капустники, на которые пускались только свои, эти вечера в Доме актера.

М. ДЕРЖАВИН - Я вам расскажу. Мы были участниками знаменитого капустника московского. Я во множественном числе могу сказать - капустников. Но это капустная бригада…

К. ЛАРИНА – Капустное движение.

М. ДЕРЖАВИН - Да, капустное движение. Руководил Александр Анатольевич Ширвиндт. Тогда Шура молодой.

К. ЛАРИНА – Так он и сейчас Шура.

М. ДЕРЖАВИН - Он и сейчас, его все называют Шурой. А тогда мы приходили в Дом актера, который находился там, на Пушкинской площади, Александр Моисеевич Эскин, знаменитый руководитель Дома актера, дочь его, кстати, Маргарита Александровна сейчас возглавляет здесь у нас на Арбате. А тогда два главных наблюдателя за всем, что мы делаем, были Михаил Иванович Жаров и Михаил Иванович Царев. Один был председателем ВТО, а другой общественным директором Дома актера. На капустники приходила вся Москва. Могли придти и с ЦК КПСС, могли зайти. Это были праздники новогодние, разные были интересные событийные какие-то торжества. И мы всегда готовили капустник. И, зная то, что мы ребята бдительные, но Михаил Иванович Жаров мог подойти сказать: ребята, вы там поаккуратнее. И я помню, как мы репетировали новогодний капустник, и стоял представитель Министерства государственной безопасности, тогда МГБ называлось. И он говорит: умирал со смеху. Умирал. Ну, вы ребята, поосторожнее. Такой чудный парень, проверял, что мы там, не болтаем ли лишнего. Но атмосфера всегда была веселой, и мы не несли какой-то крамолы, смеялись сами над собой. Над тем, что происходило в театральной жизни. Но это переносилось и на, конечно, дела в стране. Потому что ну что, смеяться над театром, когда театр и страна были неотделимы в то время.

К. ЛАРИНА – А уж, какие предшественники у вас были в этом деле. Старые театральные встречи, где был и Плятт, и Канделаки старшее поколение.

М. ДЕРЖАВИН - Да, и они всегда смотрели эти капустники. Был такой случай. Вечером мы пришли репетировать капустник, вся бригада, там были кроме артистов театра Ленинского Комсомола, и Никита Подгорный был, туда приходил и Миша Козаков. Андрюша Миронов из театра Сатиры. Мы тогда были в театре Ленинского Комсомола. Разной сборной Москвы. И вот как-то мы репетировали вечером новогодний капустник, и стоит на сцене Ростислав Янович Плятт и рассказывает молодежи о премьере в театре Ленинского комсомола "В день свадьбы". Где у Анатолия Васильевича Эфроса был такой принцип: ты сегодня играешь главную роль, а завтра ты можешь играть в массовке. И вот все знаменитые артисты, молодые в то время уже известные играли в спектакле "В день свадьбы" в массовке.

К. ЛАРИНА – Свадебный стол.

М. ДЕРЖАВИН - И последняя сцена я думаю, надо же чем-то удивить общественность театральную. В 12 часов дня просмотр, сидит театральная общественность в театре Ленинского Комсомола, зал небольшой, более 500 человек там всего лишь. И в первом ряду сидит Ростислав Янович. Я знаю, что будет театральный просмотр. Попросил домработницу, в то время у меня была жена Нина Семеновна Буденная, из столовой лечебного питания, напротив на улице Грановского принести большой огурец и большой помидор. Сейчас пришел в любой магазин, купил помидоры, огурцы, киви, апельсины, а тогда это было зимой перед новым годом трудновато. И вот среди бутафорских громадных помидоров, огурцов, корзин, которые стояли на столе в финале спектакля, свадьба же, я положил незаметно Шуре Ширвиндту помидор, а себе огурец. И вот мы пили за молодых, конечно не водку, это была водичка. И выпили водички, стоим на первом плане без всяких слов, может: ух ты да, вот это да - какие-то такие междометия. И после этой рюмочки воды, которая изображала водку, вдруг Шура берет среди этих громадных помидоров, сделанных из папье-маше, помидор и надкусывает его. И брызги летят в первый ряд, где сидит Ростислав Янович Плятт. Я выпиваю свою водичку, изображающую водку, достаю вот такой огурец и надкусываю. Он хрустит. И в общем Плятт смотрит на нас, просто не отрываясь до конца. А это финал уже спектакля. Вечером мы репетировали капустник, он разговаривает с молодежью, мы проходили тихо через зал, в котором потом была репетиция капустника. И стоит Ростислав Янович Плятт и рассказывает молодежи театральной: я сегодня был на спектакле Анатолия Васильевича Эфроса "В день свадьбы". Вы должны пойти обязательно посмотреть, потому что знаменитые короли капусты Александр Ширвиндт, Миша Державин, не стесняясь, выходят на первый план и дальше они делают невозможное. Они достают среди этих громадных бутафорских помидоров и огурцов вот эти помидоры, огурцы бутафорские, но делают такой трюк. Александр Анатольевич, когда надкусил помидор бутафорский, такое впечатление, что брызги полетели на меня. И я вам должен сказать, когда Миша откусил огурец, вы знаете, я не знаю как для других, но запахло свежим огурцом в зале. Вот это мастерство, мои дорогие, - он говорит ребятам, которое даже в маленькой рольке проявляется. Так что вы давайте, давайте работать.

К. ЛАРИНА – Волшебная сила искусства.

М. ДЕРЖАВИН - Мы слушали эту историю про себя, понимаете, до конца дней ему не сказали ни я, ни Шура, что это были настоящие.

К. ЛАРИНА – То есть ему даже такое в голову не могло придти.

М. ДЕРЖАВИН - Я люблю эту историю вспоминать. Потому что ну как, это иногда на сцене настоящее действует потрясающе. Думаешь, как это они делают. Такими бутафорскими предметами. Фантастически.

К. ЛАРИНА – Ну так, а когда животные появляются на сцене. Там вообще.

М. ДЕРЖАВИН - На сцене у нас были такие случаи. Знаете, на сцене выбегали собаки в спектакле "Дон Жуан или любовь к геометрии", это уже был театр Сатиры. И на сцене их выводил на сцену артист нашего театра Алексей Клементьевич Овечкин. Ну, такую свору доберман-пинчеров. Три было собаки. Выступ на сцене декорации Левенталя, Андрей Миронов играет Дон Жуана, а я его слугу. И проносится Овечкин с этими тремя собаками и спотыкается. И они его буквально проносят, и он на мысочках своих сапог проносится по сцене. Конечно, была буря аплодисментов. Потому что такое поставить не может никто. Вообще когда животные участвуют в спектаклях… Я помню такой момент, когда Басилашвили и Алиса Фрейндлих играли пьесу американскую в БДТ, и вдруг на сцену вышел кот, который сидел у пожарных. Но он любил гулять по театру. И зал заржал. Американская пьеса и вдруг выходит котик.

К. ЛАРИНА – И ничего не сделаешь.

М. ДЕРЖАВИН - И Олег Басилашвили говорит, представляя этого кота, Алисе говорит: а это наш домашний кот Вася. И зал грохнул, Америка. Что тут было. И когда мы приезжали на гастроли в следующий раз, театр Сатиры, всегда этого кота убирали, потому что вспоминали эту историю. Я ее обожаю. И этот кот Вася сидел у пожарных во время всего спектакля.

К. ЛАРИНА – Сейчас я еще один вопрос задам, который пришел на наш сайт до начала программы. Хороший вопрос. Актерский. Но перед тем этим такой вопрос к вам. Фамилия все-таки такая знаменитая историческая она действительно из того рода. Тех самых Державиных.

М. ДЕРЖАВИН - Я из крепостных Державиных. Вы знаете, была замечательная история, президент Татарстана Шаймиев нас встречал на гастролях, когда театр Сатиры был на гастролях несколько лет тому назад. Он мне говорит: Михаил Михайлович, не хочешь посмотреть свое родовое село. Я говорю: да. И я поехал с директором нашего театра Мамедом Агаевым на "Волге" из гаража президента Татарстана. Мы приехали в село "Державино". Оно находится недалеко от Казани. И там восстанавливался храм замечательный. Он был построен при Гаврииле Романовиче, потому что Гавриил Романович был губернатором области, тогда края. И мы сфотографировались около сельсовета, где было написано по-татарски, но буковки русские были и по-русски: Державинский сельский совет. Мы стоим, фотографируемся, нас снимает водитель машины из президентского гаража. А в воскресенье никого народу, все сидят по домам. Село очень чистое, аккуратное. И вдруг идет милиционер. Откуда-то из края деревни. Оказывается, были какие-то похороны на кладбище. Он может быть близкий, а может быть родные. Он такой грустный идет. Увидел меня, и говорит: а вы-то чего здесь делаете. Я говорю: я приехал приватизировать свое село. И он так с таким же грустно-удивленным выражением на лице скрылся, дальше пошел. Мы посмотрели, как строилась мечеть, восстанавливался этот храм. Он огромный для этого села "Державино". И, в общем, когда мы шли обратно к "Волге", которая нас ждала на краю села, уже все на всякий случай из окошек помахивали веселые такие люди прелестные. Я им тоже как…

К. ЛАРИНА – Хозяин.

М. ДЕРЖАВИН - Да, да, мне это запомнилось. Я уже несколько раз рассказывал эту историю. Потому что это удивительное, такое необыкновенное совпадение, чтобы попасть в деревню, село под своим именем. И еще на президентской машине приехать.

К. ЛАРИНА – Вы генеалогию изучали свою родословную?

М. ДЕРЖАВИН – Да, изучал. Папа у меня, его фамилия по отцу Захаров, мама - Державина. Фамилия мамы была. Анна Михайловна Державина. И вот отец пришел мой поступать в театральный институт, тогда это была школа при театре Вахтангова. Вахтангов уже умер, отец его не застал. И Борис Васильевич Щукин принимал вступительные экзамены. А отец мой пришел, как часто бывает кого-то проводить из знакомых. И вдруг Щукин говорит: а вы чего, прочтите. И папа прочел басню. Щукин говорит: замечательно. Так ну что же Захаров, подождите, какой вы Захаров, три Захаровых поступало, он говорит: а мамочки-то как фамилия. В то время было неудобно, вроде такая фамилия, хотя из крепостных. Он говорит: Державина. Борис Васильевич говорит: ну, мамочкину фамилию и мы вас принимаем.

К. ЛАРИНА – Так и получилось. И получился потом Михаил Державин.

М. ДЕРЖАВИН - Михаил Михайлович такой возвратился опять к тем. Но я не от Гавриила Романовича.

К. ЛАРИНА – Так вот вопрос по поводу судьбы актерской от Натальи из Омска. "На мой взгляд, уважаемый Михаил Михайлович - пример того, как может счастливо реализоваться, если совпадет время (советское, с поисками юмористического тележанра), место (Театр Сатиры) и режиссер (Плучек), которому данный актер был интересен. Это действительно так, как кажется со стороны, вы - счастливчик, баловень удачи?"

М. ДЕРЖАВИН - Вы знаете, конечно, все мои режиссеры, с которыми я работал, прежде всего, несмотря на те времена, несмотря на строй, который в то время был в стране, прежде всего, призывали любого из нас талантливого, не талантливого, способного, менее способного к одному – трудиться. Замечательные были у меня мои наставники в театральном институте имени Щукина и в театре Сатиры. И конечно в театре Ленинского Комсомола, где мне все-таки довелось встретиться и поработать с потрясающим режиссером Анатолием Васильевичем Эфросом. Все призывали к одному – трудиться, трудиться, поэтому время, наверное, конечно влияло как на каждого нормального человека, перемены. Как мы все сейчас волнуемся за свою страну. И мне хочется, чтобы было лучше. Я живу просто буквально в 50 шагах от радиостанции "Эхо Москвы" в доме, в котором я жил с детских лет. А сзади меня в 30 шагах находится родильный дом имени Грауэрмана бывший, в котором я появился на свет.

К. ЛАРИНА – Я тоже там.

М. ДЕРЖАВИН - Я вас поздравляю.

К. ЛАРИНА – И Ширвиндт там появился. И самые лучшие люди.

М. ДЕРЖАВИН - Андрюша Миронов. Как мы говорили - грауэрмановцы. Но, прежде всего, конечно, думали о том, такая профессия, всегда хочется, чтобы людям, которые пришли в зал, было лучше. Чтобы люди могли подумать о чем-то. Если у кого возникли какие-то вопросы, может быть, дать ответ в спектаклях. Наверное, из-за этого люди приходят в театр. А не просто когда сейчас, когда раздеваются, показывают голый зад или выражаются матом, я этого терпеть не могу. Я люблю драматургию, спектакли, в которых актер, автор, режиссер могут сказать зрителям то, что их волнует.

К. ЛАРИНА – А зрителям это надо?

М. ДЕРЖАВИН - А зрители, если…

К. ЛАРИНА – А оно им надо, это называется.

М. ДЕРЖАВИН – Зрители, которые приходят в театр, они приходят не только посмотреть на актеров, знаете, как говорили: ой, живьем мы посмотрим, какие они там по телевидению мелькают. Многие зрители приходят и я очень рад, что замечательный совершенно новый пошел молодой зритель, который открывает для себя театр. Ни в коем случае не хочу обижать шоу-бизнес. Потому что близко с ним связан, и Роксаночка моя всю жизнь занималась этим. Но я знаю, что люди хотят посмотреть не только легкие эстрадные пустяковые бессмысленные концертные выступления, но придти в театр и может быть получить какие-то ответы на вопросы, которые их волнуют.

К. ЛАРИНА – Михаил Михайлович, а в вашей жизни актерской была роль, которая стоит отдельно от привычных ролей, вами сыгранных.

М. ДЕРЖАВИН - Знаете, я думаю, что одна из любимейших моих ролей. Я играл артиста в спектакле, который поставил Андрей Миронов, и пьеса была написана тоже нашим приятелем, другом Григорием Гориным - "Прощай, конферансье". Я родился в актерской семье, я знаю, что такое уход из жизни актеров, и я знаю, как уходили актеры на фронт, что это были за люди. И как они все-таки своим творчеством в самые трудные моменты людей выводили из состояния транса. Я не хочу сказать, что они приводили к оптимистическим настроениям, но они заставляли людей жить, верить в то, что все будет нормально. Вот такая роль для меня была в спектакле "Прощай, конферансье" главная роль, и я совершенно влюблен до сих пор читаю иногда в своих творческих вечерах монолог вступительный конферансье по фамилии Буркини. Он конечно не Буркини, он из деревни "Бурки" Тамбовской губернии.

К. ЛАРИНА – Я видела фрагмент, показывали на вечере памяти Григория Горина.

М. ДЕРЖАВИН - Гришеньку мы вспоминаем часто. Я думаю, что удачная роль, связанная с профессией она помогает дальше продвигаться в жизни и в других ролях. Это одна из моих любимых ролей. Но мне посчастливилось, я работал в театре с Плучеком, который позволял нам играть все и заставлял нас играть. Сегодня я играл Епиходова, смешнейший персонаж в "Вишневом саде", а завтра я играл Скалозуба. То есть он нас все время ставил в разные обстоятельства. Благодаря этому, наверное, вырос прекраснейший артист Андрей Миронов. Сейчас трудятся замечательные мастера молодые, которые тоже захватили какой-то отрезок времени работы с В. Н. Плучеком. И тоже разносторонние. Я вообще люблю, когда в театре не только все время играешь героев или каких-то комедийных персонажей, а разнообразие. И вот это прививал и Анатолий Васильевичем Эфрос, и всячески стремился с нами сделать Валентин Николаевич Плучек. А сейчас Шура, Александр Анатольевич Ширвиндт продолжает. Также молодые у него играют сегодня одну роль с необыкновенным характером, завтра играют совершенно другую. Танцевальные, музыкальные, серьезные, драматические и комические роли - это очень хорошо, разнообразие.

К. ЛАРИНА – Я обещала парочку звонков послушать. Давайте мы это сделаем. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. А что же вы водочки-то не налили к огурцу с помидором?

К. ЛАРИНА – А, как эта история зацепила.

М. ДЕРЖАВИН – Ну, наверное, зал думал, что там водочка. Но дело в том, что у нас вечером был еще один спектакль, и после этого была репетиция новогоднего капустника. Мы себе не позволяли. Потом этика, воспитание.

К. ЛАРИНА – Но бывало же все-таки.

М. ДЕРЖАВИН - На сцене – нет. После спектакля с колоссальным удовольствием можно было это сделать.

К. ЛАРИНА – А не разыгрывали, никому не наливали настоящую водку в стакан?

М. ДЕРЖАВИН - Мы старались так не разыгрывать, потому что можно задохнуться.

К. ЛАРИНА – Я такие случаи знаю.

М. ДЕРЖАВИН - Хлебнул вместо водички водочки и что-то страшное, можно закашляться, и потом остановят спектакль, закроют занавес. А вообще конечно после спектакля.

К. ЛАРИНА – Любили.

М. ДЕРЖАВИН - Да, это было прекрасно. Особенно до того момента, когда у нас почти у всех появились автомобили. Это были первые "Жигули". Вот тут уже это был стоп.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Скажите, пожалуйста, есть ли дети у Михаила Державина?

К. ЛАРИНА – Есть дети. Внуки.

М. ДЕРЖАВИН - У меня дочка Маша замечательная, которая мне подарила двух парней. Петр и Павел. Петр сейчас студент, в этом году поступил в Московский государственный университет на факультет журналистики.

К. ЛАРИНА – Приводите к нам. Если что, пусть приходит.

М. ДЕРЖАВИН - А Павел у меня уже в 4-м классе.

К. ЛАРИНА – Совсем еще молодой человек.

М. ДЕРЖАВИН - Да. Я его спрашиваю: ты будешь артистом. Он говорит: к чертовой матери, но через минуту выходит переодетый во что-нибудь со шпагой.

К. ЛАРИНА – То есть уже есть тяга. Еще один звонок. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. У меня вопрос. А как вы относитесь к книге Татьяны Егоровой?

М. ДЕРЖАВИН - Вы знаете, это давнишняя история, мне множество раз задавали этот вопрос уже при встречах на радио, на концертных площадках. Эта книга, в общем, я знаю Миронова совсем другим.

К. ЛАРИНА – Ну так вы же не были его возлюбленным.

М. ДЕРЖАВИН - Я совершенно его знаю другим. Знаю, как он относился и к Татьяне. Что касается ее литературных способностей, по-моему, она человек не без способностей.

К. ЛАРИНА – Спасибо. А если говорить вообще о прошлом театра Сатиры, у меня есть тарелочное телевидение дома, у вас есть?

М. ДЕРЖАВИН - Да.

К. ЛАРИНА – Там есть канал "Ностальгия".

М. ДЕРЖАВИН - Очень люблю.

К. ЛАРИНА – И там столько замечательных пленок с участием актеров театра Сатиры. Там и "Кабачок 13 стульев" и "Девичий переполох" или как "Женский монастырь". Какой-то спектакль вечный я его помню в этом старом телевизоре, когда я была маленькая, мы смотрели, когда мужчины там чего-то стирали, шутки были все коммунальные.

М. ДЕРЖАВИН - Я тоже смотрел. Интересно. Еще есть такой канал НСТ.

К. ЛАРИНА – Настоящее смешное телевидение.

М. ДЕРЖАВИН - Там тоже очень часто показывают наши из тех времен.

К. ЛАРИНА – И театральные капустники показывают. Это чудо.

М. ДЕРЖАВИН - Я с удовольствием, не знаю как зрители, которые никогда этого не видели сегодняшние, потому что поздно показывают, я думаю, что внуки в это время спят. Но самому мне бывает интересно посмотреть необыкновенно на то, что происходило.

К. ЛАРИНА – Нет ли в планах театра поставить то, что уже когда-то шло. Ведь есть же исторические спектакли такие как "Клоп", например, почему не вернуться к этому с новыми актерами.

М. ДЕРЖАВИН - Я сейчас точно не могу сказать вам, что будет в этом году по репертуару. Знаю только одно, что обязательно будет вечер с Верой Кузьминичной Васильевой.

К. ЛАРИНА – То есть буквально на следующей неделе.

М. ДЕРЖАВИН - Да. И у нас такая есть традиция, это не одноразовое выступление, это потом идет как спектакль, наверное, и так случится. 21 декабря юбилей такой же у Ольги Александровны Аросевой. Она делает спектакль, но тоже будет вечер, обязательно посвященный этому юбилею, замечательной актрисе, прекрасному мастеру. И еще собираемся сделать вечер, посвященный памяти Спартака Васильевича Мишулина. Это тоже будет сделано, думаю до нового года. Это ближайшее из того, что мы умеем делать, обозрение, вечера юбилейные, которые потом идут как спектакль. Вот спектакль "Андрюша" шел более трех лет.

К. ЛАРИНА – А вы к своему собственному юбилею, что бы хотели сделать?

М. ДЕРЖАВИН - Я еще не знаю. На будущий год.

К. ЛАРИНА – Как Ширвиндт говорит: ничего же нет для нас, стариков. Один "Король Лир" и все.

М. ДЕРЖАВИН - Да, "Короля Лира" сейчас я просто не успею до юбилея выучить.

К. ЛАРИНА – Выучить слова.

М. ДЕРЖАВИН - А что-нибудь такое, вчера прекрасный режиссер из Ленинграда Александр Белинский, кстати, брат Андрея Миронова, его знают все, он ведет передачу изумительную по ленинградскому телевидению про театр, он мне говорит: давай я тебе подыщу пьесу и мы поставим. А вот просто пойду к Шуре и скажу, и мы сделаем к твоему юбилею. Я говорю: мне хочется, чтобы было что-нибудь хорошо, внятно, весело, современно и талантливо. И чтобы я мог это осилить.

К. ЛАРИНА – Я вам тогда желаю, чтобы этот ближайший план осуществился. Заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. Благодарю вас, Михаил Михайлович. И просто хочу, чтобы мы услышали еще песенку, которую я не слышала. Называется она "Старый парк".

М. ДЕРЖАВИН - Это песня Аркадия Укупника.

К. ЛАРИНА – Специально для вас. Слушаем песню в исполнении Михаила Державина. Еще раз благодарю вас. И до встречи. Спасибо вам. Роксане большой-большой привет от всех нас.

М. ДЕРЖАВИН - Обязательно передам.

ПЕСНЯ