Купить мерч «Эха»:

Елена Коренева - Дифирамб - 2005-08-06

06.08.2005
Елена Коренева - Дифирамб - 2005-08-06 Скачать

К. ЛАРИНА – Я сейчас буду сначала все читать. "Дорогая Лена, я помню вас в фильме "Влюбленные". Это все написано английским буквами из Америки пришло. Роберт Дарк физик из Петербурга. "Милая Лена. Вы самая выдающаяся актриса российского кино. Некоторые ваши работы достойны "Оскара"! Вопрос: на настоящего актера научить нельзя. Им рождаются?" Кротов, Москва. "Елена, и в "Сибириаде" вы здорово сыграли. Там, где танго". Уважаемая Елена, до сих пор помню вашу роль в "Романсе о влюбленных". Особенно, где вы в палатке. Вы тогда были секс-символом для многих советских молодых людей. Почему все секс-символы времен позднего СССР (вы, Негода и др.) оказались за океаном?" Здесь огромное количество вопросов и признаний в любви, что правильно, поскольку программа наша называется "Дифирамб" и сегодня в нашей студии актриса и писатель, я на этом настаиваю – Елена Коренева. Добрый день, Лена.

Е. КОРЕНЕВА - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Телефон обязательно включим во второй части нашей программы. А пока действительно давайте начнем с начала, на настоящего актера научить нельзя, - пишет нам Роберт из Петербурга. Им рождаются. На этот вопрос вы можете ответить?

Е. КОРЕНЕВА – Рождаются, наверное, самые настоящие. Потому что это вопрос темперамента, характера. Врожденных каких-то моментов поведения. И я думаю, что это заметно еще в детстве. Все-таки у лучших наших актеров. То есть у меня пример, скажем, Андрюша Ташков, отец которого Евгений Иванович Ташков режиссер.

К. ЛАРИНА – А мама, какая.

Е. КОРЕНЕВА - Да, и мама гениальная актриса. Но не всегда это получается, что дети обладают тем же даром, что и родители. Но я, как-то общаясь с Евгением Ивановичем на эту тему, я услышала, что он сказал, что по Андрею было видно сразу, что он актер. Тогда как не по всем детям это видно. И некоторым детям родители не советуют идти по их стопам.

К. ЛАРИНА – А Леночка Коренева в детстве было видно, что она артистка будущая?

Е. КОРЕНЕВА - Знаете, у меня были эти задатки, потому что я все время что-то демонстрировала. Была такой эксгибиционисткой. Родители жили и работали в Одессе какой-то период времени на студии Одесской, и собирались в общежитии, где они жили режиссеры, в том числе известные сегодня всем. Петр Тодоровский, в которого я была влюблена в 5 лет и дарила ему цветочки и с платками, шалями играла. И говорила все время: антракт. И так далее. Нет, я мечтала быть балериной классической. Моя любимая книга была об Улановой. И мне дарили знакомые родителей пуанты, был такой друг семьи Боря Ермолаев, некогда известный режиссер и на самом деле, что с ним сейчас, я не знаю. Как-то не слышно о нем ничего. Но он в свое время даже стал известен больше не как режиссер, а как телепат. И человек с даром телекинеза. То есть он двигал предметы, о нем писали на Западе в советское время. Вот у него были все жены балеринами, и он приходил к нам в гости и дарил пуанты. То есть для меня была большая драма, когда я не поступила в Большой театр. И зачем я ела супы со шкварками, я не знаю. Потому что папа мне все время говорил: ешь шкварки, они помогают при поступлении. Актрисой я не мечтала стать. Это не было моей заветной мечтой. То есть абсолютно не было никакой мечты стать актрисой. И только потому, что я не знала, кем мне стать, случайно я попала в картину к своему отцу "Вас вызывает Таймыр" и потом пошло-поехало.

К. ЛАРИНА – А неслучайно наш слушатель называет вас секс-символом. Я думаю, что имеется в виду не тот факт обнажения в кадре, как это произошло в "Романсе о влюбленных", а вот то ощущение свободы. Всегда артистка Коренева она как-то отдельно стояла от общей массы молодых артисток 70-х годов именно какой-то своей разнузданностью внутренней в хорошем смысле этого слова. Такое какое-то хулиганство абсолютно свободное. Вот это что, то, что игралось вами уже в те моменты или это суть вашего характера. И если да, то из чего она произрастает.

Е. КОРЕНЕВА - Вы знаете, о себе в этом плане действительно трудно судить. Потому что это свойство моей натуры. Я подозреваю, если я начинаю анализировать, что это, безусловно, мне присуще. Но я себя никогда в этом качестве не выделяла относительно общей массы. Если вы так говорите, то вы мне делаете комплимент. Я думаю, что от режиссера многое зависит действительно…

К. ЛАРИНА – То есть вас кто-то раскрепостил?

Е. КОРЕНЕВА - Нет, просто те режиссеры, с которыми я работала, в самом начале это мой отец Алексей Коренев и "Вас вызывает Таймыр" и Кончаловский Андрей Сергеевич, безусловно, они пользовались теми свойствами, которые есть у меня в характере и непосредственность и спонтанность и отсутствие зажима я бы так сказала. Или скорее стеснительность, она свойственна многим актерам по натуре, но именно в силу этого качества скромности в жизни или стеснительности в жизни, перед камерой в экстремальных обстоятельствах актер выдает на-гора. А потом уходит домой: боже мой, зачем я занимаюсь этой профессией. Чего я там рассказала, что я там показала и так далее. Нет, но я думаю, что хороший актер должен быть спонтанен и свободен, безусловно. Этому не научишь.

К. ЛАРИНА – Не научишь. Вот поэтому я спрашиваю, откуда это берется. Потому что мне кажется, что в этом разница колоссальная и до сих пор она сохраняется. Потому что все равно все советские люди, как ни крути, если говорить о поколении звезд настоящих, которые выросли и сформировались как актеры при советской власти. Вот эта свобода, она не у каждого угадывается. Все равно есть какие-то рамки внутренние, которые сам себе человек ставит.

Е. КОРЕНЕВА - Да, но опять повторяю, что обстоятельства, в которые актера ставят на площадке или на сцене в театре во время репетиции зависят от окружения, от режиссера. И это та атмосфера, которая создается, которая должна быть задана. Потому что талантливые режиссеры могут почти каждого сделать уникальным до определенной степени для роли. Я в этом убеждена, откровенно говоря. У меня даже такая мысль, что я могла бы людей раскрепощать. Потому что я думаю, что каждый человек талантлив. Действительно абсолютно в это верю. Другое дело, что у одних богаче нутро в этом плане, эмоциональнее. Потому что эмоциональность, например, это качество, необходимое актеру. А также я думаю, что качество души, то есть личности как сострадание… На самом деле почему любят актеров или почему от актеров ждут какой-то помощи или роли, помогают кому-то выжить или спасают, как нам зрители об этом сообщают. Не просто, потому что кто-то влюбляется в красивую женщину и красивого мужчину и начинают спать и видеть, как идиоты мечтать о человеке, которого они не знают. Но потому что мне кажется, что талантливый актер он должен обладать качеством сострадания и понимания людей. И собственно, пожалуй, все любимые нами актеры если вспомним их жизнь, то они этим качеством обладали. Видно, человек злой скупой, хитрый в плохом смысле или нет, несмотря на их таланты. То есть это и свойство личности при рождении, то есть натура. Больше эмоциональность, меньше заводимость темперамент и, безусловно, условия, которые создаются в работе людьми, которые этого хотят и понимают, что это ценно. Потому что не все режиссеры понимают, что это ценно. Непосредственное проявление индивидуальности и, к сожалению, я с этим тоже столкнулась. Так бывает, что, например гениальная, на мой взгляд, в этом именно качестве актриса Лив Ульман, когда я ее увидела в Америке в работах других режиссеров, уже не Бергмана, она же переехала жить в Америку, снималась там. То красота лица ее осталась, профессия в руках у нее осталась, а ее фантастическое странное лицо куда-то ушло. Это стала какая-то маска, втиснутая в определенные условия игры.

К. ЛАРИНА – Лен, а что до мастерства. Вот расхожая поговорка, что мастерство приходит с опытом. Я думаю, что это вполне естественно. Как в любой профессии, в творческой тем более. А до мастерства, что происходит с человеком? На чем держалась артистка Коренева, когда она только начинала.

Е. КОРЕНЕВА - Знаете, я понятия не имею, честно говоря.

К. ЛАРИНА – То есть на эмоциональности, на какой. Дело в том, что артисты люди хитрые, они тоже очень быстро понимают, что они могут, что надо использовать.

Е. КОРЕНЕВА - Я много раз повторяла, цитировала Олега Павловича Табакова, я же работала в "Современнике" сразу после Щукинского училища и он сказал как-то, прошу прощения, если кто-то уже слышал, что повторяюсь. Но это точно. Он сказал, что Коренева существует в состоянии зубной пасты, тюбика. Жмет из себя. Из чего следует сделать вывод, что на каком-то этапе, когда уже пасты нет, жмут уже не из себя, начинают думать и прибегать к мастерству. То есть некоторых людей несет в силу темперамента, понимаете. Конечно, актер контролирует, и это и есть профессия контролировать себя. А не рыдать и не хохотать когда уже спектакль закончился.

К. ЛАРИНА – А у вас было такое, когда уже стоп, снято, а вы не можете успокоиться.

Е. КОРЕНЕВА - Было, да. Кстати у меня первая и единственная практически в жизни была истерика на втором фильме в моей жизни. Это был сериал телевизионный многосерийный фильм, который назывался, по-моему, "Назначение" по выходе и я помню, что долго бесконечно снимали в Нижнем Новгороде, тогда Горьком и я помню, что я начала вдруг хохотать. Повод был для этого, и я очень громко продолжительно смеялась и вдруг моментально начала рыдать. И мне дали попить чаю, отдохнуть, успокоиться. И меня тогда это поразило, потому что естественно человек, занимающийся этой профессией, должен анализировать, запоминать, что с ним происходит. Чтобы потом это использовать в профессии. Я помню, что меня это поразило, как так могло быть, что я хохотала, а потом вдруг рыдать стала. Но так чтобы после спектакля или сцены сыгранной, я погружалась в многочасовое переживание, ну нет, такого не было.

К. ЛАРИНА – Напомню, у нас сегодня разговор обо всем на свете, о чем вы желаете, дорогие друзья. Я вновь обращаюсь к листочкам из Интернета. Александр Шевелев из Ленинградской области "Милая, дорогая, любимая Леночка! Я старый в прямом и переносном смысле поклонник Вашего таланта. Россия это не только Москва. Когда, где мы, не являясь жителями столицы, сможем видеть Вас, наслаждаться Вашим искусством. Хотелось бы, чтобы молодежь, помимо Тома Круза, Шарон Стоун и прочих западных звезд узнала, какими талантами обладает Россия и Вы, Ваше творчество самое яркое тому доказательство". Виктор из Нью-Йорка. " Лена, привет из Нью-Йорка! Не скучаете по Big Apple?"

Е. КОРЕНЕВА - Большое яблоко. Это как Лос-Анджелес это апельсин так в их символике, Нью-Йорк это большое яблоко.

К. ЛАРИНА – Скучаете?

Е. КОРЕНЕВА - По Нью-Йорку нет, по Калифорнии – да.

К. ЛАРИНА – Наталья Родионова из Америки. "Учусь в Америке, жутко скучаю по Москве, хотела бы узнать, что поддерживало вас в Америке в минуты депрессии и тоски", - спасибо, Наташа.

Е. КОРЕНЕВА - Ой, много чего поддерживало. Один раз даже обращалась к психотерапевту, который очень ловко мне помог. Ловко, потому что я думала, что я его перехитрю и не дам ему себе помочь. Причем я его даже посвятила, я сказала: да не получится у вас ничего. И когда уже сейчас, живя в Москве, я пропагандирую среди своих знакомых, что вообще пойти на сеанс к психологу или психотерапевту это полезно и не убудет от нашей гордости и нашего ума, и слышу зачастую в основном такую реакцию: да ладно, чем он может мне помочь.

К. ЛАРИНА – Тут смотря, какой психотерапевт. Потому что мне кажется, у нас сейчас специалистов не очень много в России.

Е. КОРЕНЕВА - Это верно. Вот, к сожалению, как гадалкам в России я не верю, а там верила, так и никогда не ходила здесь пока еще, и как-то с подозрением некоторым отношусь. Потому что, судя по эфирам, в которые я иногда захожу, меня приглашают как гостью, у нас просто в элементарных терминах не могут разобраться и договориться. И вся передача идет, все обсуждают, что такое алкоголизм, кто такие гомосексуалы…

К. ЛАРИНА – Ток-шоу вы имеете в виду.

Е. КОРЕНЕВА - Просто колесо все время изобретают. Так и, по-моему, с психотерапией, психологами.

К. ЛАРИНА – Еще вопрос из зарубежья. Из Англии. Петухова Света. "Дорогая Леночка, абсолютно зеркальные чувства испытываю сейчас с вашими, находясь в Англии. Мучительно хочу вернуться, но боюсь не прощения сослуживцев". Вот как.

Е. КОРЕНЕВА - Не знаю, кто ваши сослуживцы. Но нет, это обман. Вот это как раз к психологу в том числе. Почему – потому что понятный страх. Есть категория людей, кстати, эмигрантов, которые никогда не возвращаются. И не хотят вернуться. Есть, конечно, личные резоны, не к кому возвращаться, семьи уже нет или друзья уехали или уже нет в живых. Но есть люди, которые в основном не хотят возвращаться, потому что это возвращаться в прошлое. Боятся своих переживаний. Что это такой поезд во времени, это игра с самим собой очень тяжелая. Уехать, отсутствовать, потом вернуться на неделю это тяжело. Но страх, чувство вины или страх осуждения, если он и был, то он остался в прошлом. Безусловно, я заверяю вас, приезжайте, потому что если у вас есть такая потребность, это ваши взаимоотношения только с самой собой. Ни с кем еще. Как вообще вся жизнь взаимоотношения по большому счету с собой. Разговоры с Господом.

К. ЛАРИНА – Все-таки Михаил Козаков простил Кореневу за то, что она уехала.

Е. КОРЕНЕВА - Да, если Миша меня простил, несмотря на то, что я фря в его стихотворении.

К. ЛАРИНА – Потому что он очень переживал, он до сих пор, но вспоминает какими последними словами он крыл артистку Кореневу, которая просто все что могла сделать для фильма "Покровские ворота", она сделала своим отъездом.

Е. КОРЕНЕВА - Как я смогла, я вообще не понимаю, честно говоря.

К. ЛАРИНА – У нас пауза на новости, потом продолжаем нашу творческую встречу с актрисой Еленой Кореневой.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Я читала вопросы из Нью-Йорка, Англии, из Петербурга, из Мурманска. Еще хочу прочитать телеграмму из Нидерландов. Вообще все ваши подруги боевые Лена, они все те, которые по разным причинам уехали из страны, вот они вас нашли. Потом я думаю, что наверняка читали ваши книжки и конечно эта узнаваемость и когда сформулировано то, о чем ты сам думаешь. Это очень важно.

Е. КОРЕНЕВА - Наверное, на самом деле на эту тему не так много книг.

К. ЛАРИНА – Итак, Екатерина Ванзетен из Нидерландов. "Добрый день, Елена! Полгода назад я вышла замуж за гражданина Нидерландов и уехала из России. До сих пор душа не на месте! Так хочется вернуться на Родину! Испытывали ли Вы подобные терзания, уехав в США? Более того, прощаясь со своими определенными достижениями в России, на Западе приходится начинать все с начала. А Вы, прожив в Америке около 10 лет (причем за этот внушительный период времени наверняка можно не только что-нибудь начать, но и продолжить и развить), нашли в себе силы уехать обратно в Россию и опять оказаться "на старте" начинаний! По-моему, Вы очень героичный человек!"

Е. КОРЕНЕВА - Ностальгия вообще сомнения, сомнения именно то ли ты сделал, они вообще по любому поводу, даже живя в Москве. А то ли сделал 5 лет назад или 25 лет назад, выбрав эту профессию, или за того ли ты вышла замуж и так далее. То есть, поэтому я отвечаю вам, что полгода очень маленький срок, вообще существуют такие классические сроки для адаптации - 3 года считается. Первый такой период адаптации и 10 лет это требуется, для того чтобы чувствовать себя просто как рыба в воде в культуре. Это конечно для среднестатистического эмигранта. А так индивидуально все может быть совсем по-другому и быстрее и так далее. Трудно погружаться в другую культуру, отрываться, и поэтому ваши чувства и переживания они естественны. И другое дело, что если они абсолютно будут для вас, вы впадете, не дай бог, в депрессию это будет длиться и спустя год и далее, то, конечно, нужно просто приехать. Но другое дело, как говорят: хорошо там, где нас нет. Вполне возможен обратный эффект когда вы приедете, побудете здесь с месячишко и наконец поймете, что все-таки надо ехать назад. Потому что там интересная новая жизнь. В случае если это брак, то это особая история и как бы зачастую люди меняют жизнь в связи с браком и тогда это вопрос не стоит так, что вы меняете профессию, а вы просто меняете весь образ жизни, потому что вы не были в браке, теперь вы в браке, семейная жизнь. Безусловно, неважно, что за окном. Важно, чтобы в вашем внутреннем мире, в вашей частной жизни все было хорошо. Но все эти переживания они пройдут. Я вам желаю внедряться в среду новую и, безусловно, человек не может быть счастлив только одной любовью, одной семейной жизнью, он должен чувствовать себя членом общества нового теперь для вас. И быть как-то нужным в социуме. За полгода пока еще рано вам ставить такие задачи. Но через год уже пора куда-то вылезать или чему-то учиться или где-то работать. Я, например, начала в Америке работать в кафе в самом начале в городе на юге Америки, недалеко от Вашингтона только потому, что я решила, наконец, не сидеть дома и просто читать книги или ездить на велосипеде по дорожкам очень красивого города. Потому что я захотела как-то контактировать независимо от моего мужа с обществом. Пусть даже, стоя за кассой. А по части того, что я покинула Россию в момент своего успеха. Я как раз недавно снова подняла в разговоре с кем-то из друзей эту тему, что поразительно как люди думают, что если ты находишься на пике успеха в своей профессии, что это невозможно бросить. Мы искренне было интересно в определенный момент работать официанткой, носить подносы. Не потому что я сумасшедшая, поверьте.

К. ЛАРИНА – Но вы понимали, что это временное явление.

Е. КОРЕНЕВА - Естественно. Человеку нравятся перемены. Они терапевтическую функцию несут. А если неизбежность, то и это можно принять. Важны мотивации. А мне просто было любопытно, поймите. У каждого человека могут быть разные проблемы. Моей проблемой было то, что меня все время гримируют, 10 лет до этого меня, 16 лет я снималась, меня возили на машине и все время гримировали и одевали. И человек ко всему привыкает. А вот походить с подносом, и зарабатывать свои чаевые, вот мне казалось, что это для меня планка была. Поэтому люди устроены в чем-то сложнее, а в чем-то проще. Поэтому мне нужно было разнообразие, как и всякому человеку.

К. ЛАРИНА – Скажите, Елена, а вот существует все-таки такое понятие русский характер национальный или это миф наш.

Е. КОРЕНЕВА - Вы знаете, хотелось бы ответить, что это миф. Но с другой стороны я понимаю, что существуют какие-то ценности традиционные ценности. Я думала об этом недавно, что скромность, например, это хорошее качество и в хорошей американской семье, когда учат ребенка, воспитывают, то конечно скромность, культура вообще подразумевает культуру поведения, общение с людьми, это определенный набор черт. Не перебивать, уступать место, не повышать голос, не ругаться и так далее. Уважать старшего. И также не выпячиваться, не высовываться, быть скромным. Но российская скромность и скажем, американская скромность это две разные скромности. Потому что сегодня правда, наши перемены, произошедшие в нашей жизни, когда есть уже и реклама и понятие "звезда" и возник рынок и торговля и так далее. И люди стремятся к успеху, то конечно у них скромность скромностью, но они понимают, что они должны наоборот заявлять о себе, уметь говорить, уметь привлечь внимание. Заставить, чтобы тебя услышали. Но это новое явление для нас. И у нас как часто это бывает, у нас с водой выкидывают младенца. То есть это уже перебарщивают в бескультурье, в хамство и так далее. Но в Америке скромность была скромностью как ценность, но в плане просто культурного поведения, но, тем не менее, приветствовались амбициозность, умение говорить. Например, американцы всегда хорошо разговаривали. Мне как советскому человеку, который попал в Америку, в коллективе было сложно начать говорить. Потому что я ходила на занятия в университеты, где я жила со своим мужем, который преподавал, он профессор университета по профессии. И я стеснялась не, потому что я, причем я актриса, стеснялась. Иностранный язык для меня английский, хотя я окончила английскую спецшколу, так что все-таки я говорить могла. Вот это стеснение советского человека, потому что он не привык участвовать в диспутах. И у нас приветствовалось такое теневое поведение. Есть даже какие-то русские поговорки: молчи, за умного сойдешь. Не высовывайся. Женщина должна быть скромной, тихой, чего она там себе думает, может она последняя стерва, а вот этой тихой сапой она влезает в брак, потом выясняется, что жуткая стерва. То есть в Америке артикулировать мысли, говорить, а не молчать, не быть в тени это считается проявлением интеллекта и вообще-то нормой. В этом смысле культуры формируют, конечно, характер. Они разные.

К. ЛАРИНА – Вы знаете, я сейчас вас слушала и подумала еще про одну вещь, хотя мне кажется, вряд ли она имеет отношение к России, к нашему народу. Это скорее вещь интернациональная. Есть такая поговорка, что честность это тщеславие бедных.

Е. КОРЕНЕВА - Ненавижу такую точку зрения.

К. ЛАРИНА – Вот сегодняшние тенденции каким-то образом внедрить это в массовое сознание, они мне глубоко неприятны. Когда говорят о том, что он честностью своей порядочностью оправдывает свою бедность. Вот в этом есть что-то такое отвратительное, при этом как я понимаю, это тоже пришло из того самого общества рыночного. Или нет?

Е. КОРЕНЕВА – Кстати, у меня появляются мысли, не знаю, осуществлю я это или нет, и надо ли, написать книгу как раз на такую документальную тему. Столько мифов об Америке, о Западе гуляет по России. Гуляет в эфире, в СМИ, отсюда в народе, или снизу вверх или сверху вниз это все распространяется. Это просто, мама моя, уши вянут. Это поклеп, это извращение и той же Америки, и западного мира, западной мысли, западной цивилизации. А хуже себе. Все, что я услышала, даже феминизм превращен в фарс. Политкорректность очернена, превращена в фарс. Над этим можно смеяться, есть крайние проявления. Есть гротескные проявления, есть смешные как в любом. Но абсолютно извращено само понятие. И так по всему алфавиту. Я вам говорю, я хожу в последнее время в эфиры попала, "Пять вечеров" дважды, к Ханге, на НТВ еще куда-то, и меня потрясает люди разных профессий, представляющие врачей, простите, те же священники или врач-нарколог, я была недавно на передаче "Пьянству - бой", попала на эту передачу. Врач орет, я делаю заявление на основании своего знания, что алкоголизм это болезнь, врач начинает перекрикивать меня, что это не болезнь, это распущенность. То же самое про людей с сексуально другой ориентацией. У вас недавно на радио была дискуссия. Понимаете, не договариваются о терминах. Просто загляните в Интернет, на каком уровне решается проблема взаимоотношений с людьми ВИЧ-инфицированными. Отношение к алкоголикам, наркоманам. Как наука медицина, этика, как в обществах других это решается, и на каком уровне находятся знания, понимание этой проблемы. У нас изобретают колесо, и у меня складывается впечатление, что сидит какой-то бармалей, создал контору бармалеев своих подчиненных, и они распространяют вот эту дезу. То есть это сознательно сеется. Какая-то неразбериха и идиотизм. Тут недавно меня подвозил какой-то бывший, не знаю кто, наверное, эфэсбэшник, он мне что-то такое намекал. Он мне заявил совершенно идиотскую, он монологом стал разговаривать про все, что происходит на дороге. Я ему поддакивала, дошло до политики. Он сказал: вы знаете, почему снесли памятник Дзержинскому эти мол, демократы. Я говорю: почему. Он говорит: а потому что они там архивы искали. Они думали, что там архивы. Я проехала, так молча, слушая его, вышла, пожелала ему успеха и здоровья. Но я думаю, какой бред люди несут. Зачем он мне это говорил. Просто фантастика. И, к сожалению, то, что сейчас процитировали: четность, бедность, философия бедных, ой, несчастные. Несчастные те, кто живет с такой философией. Не слушайте их. Но я более того вам скажу, что характер национальный, вот эти все разговоры не знаю, наверное, можно сформулировать, есть национальный характер и так далее. Но я не верю и никогда не поверю и ненавижу тех, кто опять же пропагандирует такие идеи, что русский народ завидует, завистливый, такой ленивый, такой, сякой. Ложь, поклеп специально, сознательно распространяемая с какой-то целью. А кто-то по инерции, по глупости. Потому что русского народа такое количество в мире живет. И они становятся законопослушными гражданами тех стран, в которых они живут. И простите меня, я тоже русский народ. Почему если я другая не такая, понимаете, условия жизни формирует поведение, безусловно, самого слабого звена, скажем так. Преступное, люди неимущие, люди с тенденцией. Понимаете, человек, который определенным образом воспитан и у которого все нормально с головой, он не может стать ни вором, ни осознанно пойти на преступление. Моцарт не становится Сальери. А моцартов много.

К. ЛАРИНА – Давайте мы послушаем звонки телефонные. После такого страстного монолога в защиту…, вот, кстати, опять же это противопоставление меня тоже бесит, не знаю, как вы к этому относитесь. Вот есть западные ценности, а есть наши ценности. Я не очень понимаю, что имеется в виду, какие такие чуждые нам ценности нам пытается кто-то сюда насадить как картошку. Мне кажется, что ценности они везде одни и те же, на то они и ценности.

Е. КОРЕНЕВА - Нет, очень много глупостей на самом деле. И люди просто перестали, люди болтают, не задумываясь. Для меня сказать, в общем, это ответственно на самом деле.

К. ЛАРИНА – Это чувствуется.

Е. КОРЕНЕВА - А большинство просто болтает. Но болтать опасно для самого себя на самом деле. Болтать безответственно опасно.

К. ЛАРИНА – Давайте мы вас послушаем, что вы нам скажете. Только, пожалуйста, то что Лена сказала, примите на вооружение, ответственно сейчас очень будет. Поскольку вы в прямой эфир попадаете.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Это "Эхо Москвы"?

К. ЛАРИНА – Да.

СЛУШАТЕЛЬ – У меня вопрос к Елене Кореневой. Значит, вы говорите о странах России и той, в которой вы живете как о разных странах. Но не кажется, на самом деле, что все идет к тому, что мир будет един, и не надо противопоставлять разные системы, а все мы живем в одной…

К. ЛАРИНА – Как вас зовут, простите.

СЛУШАТЕЛЬ – Андрей.

Е. КОРЕНЕВА - Вы знаете, я не противопоставляю, просто я территориально нахожусь в России. Поэтому я обозначаю, если бы я сейчас вещала из Нью-Йорка.

К. ЛАРИНА – Как в "Театральном романе": телом в Калькутте, душой с вами.

Е. КОРЕНЕВА - Нет, по части того, что, безусловно, мир един это наша планета Земля и все больше и больше проблем требует понимания общечеловеческого, общепланетарного. Такого масштаба мысль требуется и это факт. Безусловно. И перечислять, и экология, и да та же медицина. Мне кажется, что это не только веяние последнего времени или века. Вообще-то исторически так было, к нам приезжали, строили церкви, и наша архитектура в большой степени создана итальянцами, вообще-то мы были интернациональны всегда исторически.

К. ЛАРИНА – И революцию тоже нам привезли.

Е. КОРЕНЕВА - Чего там выдумывать-то. Я согласна с вами, что с одной стороны нужно сохранять свою историю, культуру. Я не понимаю, например, зачем нам праздники этого Святого Патрика с маршами по центру города и зачем перекрывать для этого движение. Вот искренне не понимаю. Нет в России такого количества ирландцев, чтобы мы праздновали день Святого Патрика. Или тот же Хэллоуин. Я не вижу в этом никакой угрозы русскому православию, но просто не понимаю, почему надо праздновать Хэллоуин. Честно говоря, то есть, кто хочет, пожалуйста, детский праздник. Но в принципе так принимать как кальку все, что делается в Америке и видеть в этом дружественный жест, но при этом распространять какие-то антизападные идеи, поклепы, вранье, вот это какой-то такой двойной стандарт опять же. А то, что в лучшем мы часть человечества и мы должны это понимать и раскрывать свои объятия. Вот даже то, что сейчас происходит - трагедия на Камчатке. Слава богу, что обратились за помощью, что не так долго ждали и молчали, хотя с этого все началось, и обратились за помощью к другим странам.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Можно задать вопрос.

К. ЛАРИНА – Конечно.

СЛУШАТЕЛЬ – Я член Лиги сторонников того, чтобы любые избиратели могли голосовать не тайно, а только поименно…

К. ЛАРИНА – Ой, я вас умоляю. У нас человек из Лиги звонит во все эфиры. И в кулинарные и в путешествующие и политические и излагает свои трактаты. Как Глумов у Островского свой трактат всем предлагал. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Виталий из Егорьевска. Скажите, пожалуйста, Елена, я хочу спросить вас, у вас была потрясающая роль по-моему у Марка Захарова в Мюнхгаузене.

Е. КОРЕНЕВА - Да, Марта.

СЛУШАТЕЛЬ – Скажите, пожалуйста, вы так играли с надрывом, это была задача режиссера или это ваше внутреннее ощущение. Или это аура Янковского так повлияла. И еще я бы хотел высказаться по поводу политкорректности. Вы абсолютно правы, я согласен, очень много мифов. Но понимаете, мы же простые люди и мы не выезжаем за границу, мы видим все это по фильмам. Вот эти американские фильмы до того уже затаскано, там, если полицейский, обязательно должно быть два, темнокожий и светлокожий. Обязательно плохой парень должен быть светлокожий, хороший - темнокожий. Вот в этом плане перегибы.

К. ЛАРИНА – Понятно, спасибо. Как раз Лена об этом говорила, о проявлениях абсолютно уже до абсурда доведенной политкорректности.

Е. КОРЕНЕВА - Я понимаю вас. К сожалению, должна сказать, что основная масса американских фильмов, которая у нас показывается, это второстепенное кино. Действительно ширпотреб, который в Америке смотрят просто от большой усталости люди. А так они даже не обсуждаемы. И если уж на то пошло, честно вам скажу, вижу тоже это клише в американском кино, у французов этого нет, они вообще тоньше и психологичнее, но из двух бед или зол выбирают наименьшее. Пусть лучше будет белый и черный полицейский, чем будет расизм.

К. ЛАРИНА – Про Марту.

Е. КОРЕНЕВА - Безусловно, знаете, если добавить даже к кинематографу мистику, то, что был Янковский, был Марк Анатольевич, и была я, это уже, наверное, в этом был какой-то знак судьбы. Потому что вначале Марк Анатольевич хотел не меня, очень активно хотел не меня снимать, но студия была против его кандидатуры по каким-то соображениям. Но я хочу сказать, что я это я, с моими переживаниями, эмоциями. Я очень рано начала ощущать себя женщиной с прошлым. Еще в детстве надо мной шутили пожилые приятельницы моей бабушки, они говорили: дама с прошлым. Вот я в этом купалась и выдумывала себя в этом плане. И я себе напророчила, потому что у меня переживаний хватило на первую половину жизни, я так скажу, достаточно. И, в общем, человек тут по Табакову жмет из себя, сколько у него есть опыта, столько он эмоционального и всякого жизненного, столько он и выдает. Но, безусловно, в руках режиссера он или убирает это или востребует. И Марк Анатольевич востребовал. Кстати вот этот финал, когда просит меня, барон мой просит: Марта, скажи что-нибудь на прощание, - вот этот кусок сцены не получался у меня. У меня застопорилось, заклинило. На натуре драматические сцены снимать сложно. Иногда сложно на натуре переживать. И мне помог педагог "Щуки", который там снимался, играл Катин-Ярцев, уже Марк Анатольевич, обессилев, сказал: ну помогите вы, все-таки она училась в вашем училище. Он мне сказал: Лена, а ты кричи туда, я буду там стоять, как бы ты еще дальше, перекрикивай туда куда-то, это направляй. То ли он мне открыл дыхание таким образом. Потому что человек, когда зажат, у него спирает грудь, недаром говорят, что все сперто. Вот в буквальном смысле это давит, трудно продохнуть и это сжимает эмоцию. В общем, выжали из меня. Так что это усилие коллектива на самом деле. Но меня выбрали, наверное, тоже не случайно. Бывает такое, настрадавшись, Нострадамусом в женском…

К. ЛАРИНА – Спасибо, Лена. На этом заканчивается наша сегодняшняя встреча. В гостях женщина с прошлым Елена Коренева, от которой мы ждем новых творческих свершений как в своей первой профессии, актерской, так и во второй – в писательской, так и в третьей, я надеюсь, режиссерской. Я знаю, что такие планы тоже у Елены есть. Желаю вам удачи, всегда ждем вас в нашей студии. Леночка, спасибо.

Е. КОРЕНЕВА - Спасибо всем.